Кааба В Мекке

Кааба

Главная святыня ислама, именуемая Каабой, ежегодно привлекает в Мекку сотни тысяч паломников. Согласно предписанию Корана, именно этот город является священным центром мусульман во всем мире.

Расположение

Главная святыня ислама, именуемая Каабой, ежегодно привлекает в Мекку сотни тысяч паломников. Согласно предписанию Корана, именно этот город является священным центром мусульман во всем мире.

Расположение

Кааба находится во дворе мечети Масджид аль-Харам, в городе Мекка в Саудовской Аравии, недалеко от побережья Красного моря. Эта территория страны носит название Хиджаз.

Кто построил Каабу в Мекке?

Точные данные относительно того, сколько лет Каабе и кто автор этой мусульманской святыни, по сей день не установлены. Согласно одним источникам, храм появился еще при Адаме, а затем был разрушен Всемирным потопом и забыт. Восстановлением Каабы занимались пророк Ибрагим с сыном Исмаилом, которым, согласно преданию, помогал архангел Гавриил. Подтверждением этой версии служат отпечатки ног пророка, сохранившиеся на одном из камней. Существует также легенда, объясняющая, откуда появился черный камень в Каабе. Когда до завершения строительства оставалось совсем немного времени и не хватило одного камня, Исмаил ушел на его поиски, а вернувшись, обнаружил, что камень уже нашли и от отца узнал, что тот был принесен Архангелом Гавриилом прямо из Рая. Это тот самый Черный камень, укладка которого стала завершением строительства храма.

За всё время своего существования святилище было перестроено и реконструировалось по разным данным 5-12 раз. Причиной тому были главным образом пожары. Самая известная реконструкция Каабы произошла при пророке Мухаммеде, тогда ее форма была изменена с параллелепипеда на куб. Последние перестройки были проведены в I веке н.э., и в таком виде Кааба сохранилась до наших дней. Последняя косметическая реконструкция датируется 1996 годом.

Что такое Кааба?

В переводе с арабского Кааба означает «священный дом». При молитве мусульмане поворачиваются лицом к Каабе.

Кааба выполнена из гранита, имеет форму куба и размеры 13,1 м в высоту, 11,03 м – в длину и 12,86 м – по ширине. Внутри имеется 3 колонны, полы из мрамора, лампы на потолке и стол для благовоний.

Что находится внутри священной Каабы?

Наиболее часто паломники задают вопросы о кубе Кааба, связанные с ее внутренним содержанием: о том, что такое священный камень в Каабе, как и когда можно попасть внутрь, какие отели рядом, спрашивают об интересных фактах. Остановимся подробнее на том, что же составляет основу внутреннего содержания этого святого места:

  1. Черный камень. Представляет собой булыжник в восточном углу храма на высоте 1,5 м. У мусульман считается большой удачей прикоснуться к камню, до которого в свое время дотронулся тростью пророк Мухаммед.
  2. Дверь. Расположена на высоте около 2,5 м в восточной части куба, с целью защиты сооружения от потопов. Дверь преподнесена в дар 4-м королем Саудовской Халид ибн Абдель Азизом. Для ее отделки использовали почти 280 кг золота. Ключи от Каабы хранятся у семейства Бани Шайба, которое следит за порядком и чистотой. Так повелось еще со времен пророка Мухаммеда
  3. Водосточный желоб. Его предусмотрели для отведения ливневых потоков и обрушения храма.

    10 фактов о Каабе, которых вы, возможно, ещё не знали

    Стекающая вода считается здесь символом благодати и направляется на то место, где погребены жена и сын пророка Ибрагима.

  4. Цоколь. Является основанием, на котором держатся стены Каабы, и служит также защитой фундамента от подземных вод.
  5. Хиджр Исмаил. Невысокая полукруглая стена, где паломникам можно совершать молитву. Здесь находятся захоронения тел жены Ибрагима и сына его Исмаила.
  6. Мультазам. Отрезок стены от Черного камня до двери.
  7. Макам Ибрагима. Место с отпечатком стопы пророка Ибрагима.
  8. Угол Чёрного камня.
  9. Угол Йемена — южный угол Каабы.
  10. Угол Шама — в западный части Каабы.
  11. Угол Ирака — северный.
  12. Кисва. Представляет собой шелковую ткань черного цвета с золотистой вышивкой. Кисву используют для укрывания Каабы. Меняют ее ежегодно, раздавая использованную кисву в виде лоскутов паломникам.
  13. Мраморная полоса. Она обозначает места обхода храма во время хаджа. Ранее она была зеленого цвета, теперь белая.
  14. Место стояния Ибрагима. Обозначает точку, где стоял пророк во время возведения храма.

Правила посещения Каабы

Ранее посещать Каабу могли все желающие. Однако ввиду большого количества паломников и несоизмеримо маленьких размеров Каабы привело к тому, что храм закрыли. В настоящее время вход в нее разрешен только особо важным гостям и лишь 2 раза в год, когда происходят церемонии омовения перед началом месяца Рамадан и перед хаджем.

Мусульмане, имеющие возможность совершения паломничества в Мекку, могут дотронуться до главной святыни мира во время обхода вокруг Каабы. Представителям других религий посещать эти священные места нельзя. В дни совершения хаджа вокруг Каабы сосредоточено огромное количество народа, и ежегодно регистрируются сотни травм и несчастных случаев. Во избежание попадания в давку можно рассмотреть вариант трансляций паломничества мусульман в Мекку: вы сможете увидеть редкие кадры, показывающие, что такое Кааба и как она выглядит изнутри.

Как добраться?

Для того чтобы посетить Каабу, вы можете отправиться к месту назначения пешком или на автомобиле. В первом варианте отправляйтесь в сторону мечети Аль-Харам, а во втором – едьте по дорогам №15, King Fahd Rd или King Abdul Aziz Rd.

  • Адрес: Masjid al Haram, Makkah 24231, Saudi Arabia
  • Контактный телефон: +966 51 920 5696
  • Веб-сайт: gph.gov.sa

Мекка — достопримечательности:Все достопримечательности Мекка

Все места

Главная святыня мусульман – это Священная Кааба, к которой мусульмане всего мира обращают свои лица при ежедневной пятикратной молитве.

   «Кааба» в переводе с арабского языка означает «куб». Еще ее называют Домом Аллаха (Байту-Ллах), Благородным Домом (аль-Байт аль-Атик), Заповедным Домом (аль-Байт аль-Харам), Опорой Ислама (Ди’амат аль-Ислам). Значение Каабы как священного для всех мусульман храма устанавливают Коран и Сунна. Так, в суре Корана «Аль-Имран» в 96-97 аятах говорится:

«Воистину, первым домом, который воздвигнут для людей, является тот, что находится в Бекке (Мекке). Он воздвигнут как благословение и руководство для миров. В нем есть ясные знамения – место Ибрахима (Авраама). Кто войдет в него, окажется в безопасности. Люди обязаны перед Аллахом совершать хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах».

(сура «Аль-Маида»;96-97)

   Согласно одному из хадисов, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) однажды сказал: «Этот Дом – опора Ислама. Человеку, который направится к нему с целью совершить хадж или умру, Аллах, Велик Он и Славен, обещает Рай, если Он упокоит его до возвращения домой; награду и прибыль – если вернет его назад невредимым».

   Священная Кааба – одно из древнейших сооружений на Земле. История ее возникновения окутана тайной. Некоторые утверждают, что Каабу по велению Аллаха возвели ангелы. По другому преданию, Кааба была построена первым человеком и пророком Адамом (мир ему) для поклонения Всевышнему. Когда Аллах изгнал Адама и Еву из Рая, Адам поселился на острове Цейлон (Индия), а Ева – в современной Джидде (Саудовская Аравия). Долгое время они томились в разлуке и каялись, просили у Аллаха прощение за содеянное. И тогда Аллах по Своей Милости простил их, послал к каждому из них ангела, чтобы они указали им путь в Мекку, где они и встретились. Адам и Ева встретились на горе Арафат и оба в слезах обратились к Аллаху с мольбами о прощении. Аллах не только простил и благословил их, но и обещал, что каждый год будет сполна прощать тех из их рода, кто придет туда в тот же день и в то же время и будет просить прощение. В знак благодарности за безграничную Милость Аллаха Адам (мир ему) построил первый Дом Аллаха на Земле, первое святилище на Земле – Каабу. Всемирный потоп разрушил Каабу, и долгое время люди ничего не знали о ней. Священный храм заново отстроили по приказу Всевышнего пророк Ибрахим и его сын Исмаил (мир им).

   Местонахождение Каабы было указано Пророку Ибрахиму Аллахом, о чем сказано в Священном Коране:

«Вот Мы указали Ибрахиму (Аврааму) на место Дома (Каабы): «Ничего не приобщай ко Мне в сотоварищи и очищай Мой Дом (Каабу) для тех, кто совершает обход, выстаивает намазы, кланяется и падает ниц».

(сура «Аль-Хаджж»;26)

   «Всевышний Аллах повелел нам восстановить Каабу»,- сказал своему сыну Исмаилу Ибрахим (мир им). Исмаил вместе с ангелом Джибраилом (мир им) таскали камни, а Ибрахим (мир ему) складывал из них стены. Ангел Джибраил возвратил Черный камень (аль-Хаджар аль-Асвад) и замуровал его в стену. Черный камень — одно из явных знамений в Мекке – был ниспослан на Землю вместе с Адамом. Поначалу он был ярко-белого цвета, или, как сказано в хадисе, «белее молока». Однако людские грехи со временем сделали его черным. На одном из камней, на которые вставал при кладке высоких стен Ибрахим, остался отпечаток его ступни (Макам Ибрахим), который сохранился до сих пор, и возле которого мусульмане во время хаджа совершают намаз в два ракаата.

   Согласно сунне, Макам Ибрахим является райским яхонтом, который, как и Черный камень, был ниспослан на Землю. Аллах погасил яркий свет, который они прежде излучали, и если бы не это, то сияние озарило бы пространство между востоком и западом. Макам Ибрахим упоминается в Коране:

«В Доме том – ясные знамения для людей. Это – место стояния Ибрахима».

(сура «Аль-Имран»;97)

   В Коране так же содержится предписание совершать возле этого места молитву:

«…Сделайте же место Ибрахима местом моления…»

(сура «Аль-Бакара»;125)

   Ибрахим (мир ему) сделал Каабу без крыши, высотой 7(9) локтей, длиной в 30 локтей, а шириной в 22 локтя. После завершения строительства Ибрахим и Исмаил (мир им) воскликнули:

«Господь наш! Прими от нас! Воистину, Ты Слышащай, Знающий».

(сура «Аль-Бакара»;127)

    Затем пророки совершили хадж. Ибрахим каждый год совершал хадж к Каабе. Все церемонии паломничества он узнал от Аллаха через ангела Джибраила (мир ему). Ибрахим ( мир ему) заповедал своим сыновьям:

«О, сыновья мои! Аллах избрал для вас религию. И умирайте не иначе, как будучи мусульманами».

(сура «Аль-Бакара»;132)

   Однако, святыня, которую восстановили Ибрахим и Исмаил (мир им), со временем стала местом идолов. В доисламские времена количество божеств внутри Каабы достигло 360-ти, включая образы Ибрахима и Исмаила. Кааба во все времена была святыней для арабских племен. В эпоху джахилийи (эпоха невежества), предшествующую рождению последнего Пророка, в Мекке, возле Каабы устраивались торговые ярмарки, конкурсы стихов и красноречия, арабы совершали к ней паломничество. Это вызывало зависть правителей соседних стран, которые хотели, чтобы их храмы были более значимы, чем Кааба.

   Так, в 571 году, в год Слона, в котором родился Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), йеменский царь Абраха построил огромную церковь из мрамора и золота. Его целью было уничтожение Каабы. Абраха послал в Мекку своего человека, который похитил скот у его жителей, включая 200 верблюдов Абдаль-Муталлиба, деда будущего Пророка. Когда Абдаль-Муталлиб явился к Абрахе с просьбой вернуть его верблюдов, йеменский правитель удивился, почему тот просит о верблюдах, но ничего не говорит о Каабе, которую Абраха решил уничтожить. На это Абдаль-Муталлиб ответил: «Я – хозяин верблюдов, а у Дома есть свой Хозяин, который защитит его». Аллах защитил Каабу. Абраха, намереваясь разрушить святыню, снарядил самого большого слона, чтобы напугать противника. Однако, всякий раз, когда этого слона поворачивали в сторону Мекки, он опускался на землю и не желал двигаться с места. Когда же его направляли в другую сторону, слон пускался бежать.

   Аллах наслал на войско Абрахи стаи птиц, похожих на ласточек. Каждая из этих птиц несла в клюве и двух лапках три камешка размером с горошину. Птицы бросали их на воинов Абрахи. И те падали замертво. Абрахе удалось бежать, но он был поражен болезнью, из-за которой разложился по частям. Всевышний Аллах отразил это событие в суре Корана «Аль-Филь» («Слон»):

«Разве ты не видел, что сделал твой Господь с владельцами слона? Разве Он не запутал их козни и не наслал на них птиц стаями? Они бросали в них каменья из обожженной глины и превратили их в подобие изъеденных иссохших злаковых листьев».

   В начале 7 века Кааба была разрушена наводнением. Курайшиты (племя, населявшее Мекку) решили перестроить Каабу. Они планировали возведение крыши (до сих пор Кааба была без крыши) и возвращение сокровищ храма, которые хранились в колодце возле него.

Что такое Кааба? Фото, история, местонахождение

Высота стен была увеличена вдвое, а длина двух стен Каабы (юго-восточной и северо-западной) была укорочена на семь локтей. Каабу восстанавливали все племена, жившие в Мекке. Но когда пришло время установить Черный камень, начались споры: чье племя достойно это сделать. Каждое племя считало таковым себя. Споры затянулись, рискуя перейти в войну. Но тут старейший из курайшитов Абу Умаййе аль Махзуму предложил мудрое решение: пусть их спор рассудит тот, кто первым войдет в ворота Каабы. По Воле Аллаха первым вошел Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), которому тогда было 35 лет. Курайшиты воскликнули: «Это Амин (Надежный), и мы довольны этим. Это – Мухаммад!» Мухаммад предложил курайшитам очень простое решение: он взял плащ, положил на него Черный камень, после чего велел взяться за края плаща представителей всех племен, участвовавших в строительстве, и поднять его. Когда камень был принесен, Мухаммад сам установил его на место.

   Аль-Бухари и Муслим сообщают, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал Айше ( пусть будет доволен ею Аллах): «О, Айша, если бы твой народ не был еще недавно в неверии, я бы повелел разрушить Дом, добавил бы к нему то, что было убавлено, опустил его на землю и сделал в нем западные и восточные двери, вернувшись таким образом к основе Ислама» Священная Кааба после восстановления ее курайшитами была перестроена еще дважды: ибн-абу аз-Зубайром после пожара, случившегося вследствие нападения сирийских войск на Мекку во времена Язида ибн Муавии и после смерти ибн аз-Зубайра, когда жители Мекки вернули Каабе ее прежний вид. После этого халиф аль-Рашид решил перестроить священный храм в пятый раз и сделать его таким же, как при аз-Зубайре. Однако, Малик ибн Анас (основатель маликитского мазхаба) предостерег его: «Я заклинаю тебя, о повелитель правоверных, не делать этот Дом игрушкой в руках правителей, которые будут после тебя, чтобы его не перестраивал каждый, кто пожелает, иначе исчезнет почтение к нему в сердцах мусульман». В Мекке родился и вырос Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует).

   Получив от Всевышнего Откровение, Посланник Аллаха начал свою пророческую миссию, распространяя религию Единобожия сначала среди своих соплеменников – курайшитов, а затем и по всему миру. Он не мог допустить, чтобы в Каабе находились идолы, которым поклонялись многобожники. Поэтому для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) полной победой Ислама могло служить лишь уничтожение идолов в древнем священном храме. В первые годы распространения религии Ислам мусульмане молились, обращая свои лица в сторону мечети Аль-Акса в Иерусалиме. Однако, Посланник Аллаха мечтал, чтобы киблой мусульман стала Кааба. Всевышний исполнил желание Своего Пророка и ниспослал следующий аят:

«Мы видели, как ты обращаешь свое лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же свое лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону…»

(сура «Аль-Бакара»;144)

   Аллах изменил направление киблы в сторону Священной Каабы в месяце Шаббан 2-го года Хиджры (623 год). Спустя двадцать лет после начала пророчества в 630 году Посланник Аллаха вошел в свой родной город Мекку как победитель. Эту победу ему обещал Сам Всевышний. Двинувшись со своим войском к Мекке, Пророк воскликнул: «…В этот день Аллах почтит Каабу, и в этот день она будет покрыта священным покрывалом». Рядом с Пророком ехал его друг и сподвижник Абу-Бакр, которому Посланник читал суру «Победа». Войдя в Мекку, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) поцеловал Черный камень, совершил объезд Каабы, сидя верхом. Вокруг Каабы стояло 360 идолов, и Пророк начал наносить им удары палкой, говоря: «Явилась истина, и сгинула ложь, поистине, ложь обречена на погибель!» Войдя внутрь Каабы, Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) велел удалить и оттуда всех идолов и разбить их. После этого он совершил намаз в два ракаата. После намаза он повернулся к каждой из сторон священного храма, произнося: «Аллах Превелик! Нет божества, кроме Аллаха! Аллаху Акбар! Ля иляха илля Ллах!»

   Овладение Меккой Пророком Мухаммадом (мир ему) было мирным: он простил всех своих врагов, никого не наказывая и не казня. Многобожники, принесшие Пророку и религии Ислам столько вреда, увидев милосердие и доброту Пророка, без колебаний стали мусульманами. Когда настало время полуденного намаза, муэдзин Посланника Аллаха (мир ему) Билял забрался на крышу Каабы и прокричал оттуда слова азана (призыва на молитву). Это была полная победа Ислама.

   Священная Кааба вновь стала символом религии Единобожия, как во времена Адама и Ибрахима (мир им). К ней ежегодно совершают хадж (паломничество) миллионы верующих, повторяя обряды, установленные Всевышним и переданные нам пророками Ибрахимом и Мухаммадом (мир им). К Каабе обращают свои взоры в намазах мусульмане всего мира. Священная Кааба – первый Дом Аллаха на Земле, который будет стоять до самого Судного Дня. Посланник Аллаха сказал: «Все грехи простит Аллах тому человеку, кто совершил таваф (обход) вокруг Священной Каабы, после чего выполнит два ракаата намаза возле Макам Ибрахим, а затем испил воды из источника Зам-Зам».

Вступайте в группу, оставляйте свои комментарии

2. Что находится внутри Каабы

Итак, к началу пророческой миссии Мухаммеда мы уже видим перед собой не условное очертание, а полноценный храм — вместилище для 360 языческих богов. Внутри, скорее всего, могли находиться только самые почитаемые и могущественные идолы, а остальные, рангом помельче, располагались вокруг здания. Уже есть ключники (хранители дверей), сама дверь и уровень пола подняты на высоту почти в два метра, чтобы защитить помещение от наводнений и непрошенных гостей. Стены, сложенные попеременно из камня и дерева, возвышались на высоту в 18 локтей (что-то около девяти метров). Плоская крыша покоилась на 6-ти деревянных опорах в два ряда. Вероятно, в это же время впервые был установлен желоб для отвода дождевой воды, собирающейся на крыше и начат обычай снимать обувь при посещении Каабы.

С началом междоусобных войн Мекка неоднократно осаждалась противоборствующими сторонами и случилось так, что Кааба впервые была разрушена не природной стихией, а руками самих правоверных. В 683 году, когда метательные машины халифа Язида обстреливали Мекку с высоты окрестных скал, от горящей стрелы загорелись покрывала Каабы и храм выгорел почти дотла. При пожаре также пострадал и Черный Камень — от нестерпимого пламени он потрескался и лопнул. Постройку пришлось снести полностью и отстроить заново. Абдаллах ибн Зубайр, правивший тогда в Мекке, решился возвести храм в его первоначальном виде, по фундаменту пророка Ибрагима. Храм стал немного шире и выше, впервые было добавлено небольшое оконце у самой крыши для пропускания света (или четыре окна в самой крыше, по другим сведениям) и ещё одна дверь на уровне земли для выхода паломников. Крыша теперь покоилась на трёх основаниях, а не на шести, как было ранее. Колодец "с сокровищами", упомянутый в предшествующие годы, был засыпан, а ковчег с дарами перенесен в дом хранителя ключей. Впоследствии дары и приношения стали подвешивать к веревкам, натянутым между опорами храма. Место расположения Черного Камня было окружено серебряными кольцами.

Но не прошло и десяти лет, как и эту Каабу постигла участь её предшественницы. В 693 году Аль-Хаджадж, после осады и захвата Мекки, снова отстроил Каабу такой, какой она была во времена курайшитов и Пророка. Он сделал храм немного меньше, заложил вторую западную дверь и убрал изнутри деревянную лестницу. Вряд ли это было возвращение к религиозным канонам первых дней ислама, скорее всего, таким образом истиралась любая память об Абдаллахе ибн Зубайре.

Заслуживает внимания ценное свидетельство персидского путешественника Насир Хусрау, неоднократно посещавшего Мекку в середине 11-го века. Всего он побывал внутри Каабы четыре раза:

"Войдя в город, он идет к Месджид-ал-Харам, подходит к дому Каабы и начинает обходить его вправо так, чтобы левый бок его все время был обращен к Каабе. Он подходит к той колонне, на которой лежит Черный Камень, целует его, идет дальше, таким же образом совершает еще раз обход, снова подходит к камню и опять целует его. Это называется одним тавафом. Таким же образом совершает семь тавафов, три раза бегом и четыре раза медленным шагом…

Дом Каабы находится посредине ограды мечети: он представляет собой удлиненный прямоугольник, длина которого — от севера к югу, а ширина — от востока к западу. Длина его — тридцать арашей, ширина — шестнадцать. Дверь расположена на восточной стороне. Когда войдешь в него, по правую руку будет Рукн Ираки (Иракский угол), по левую — угол Черного Камня; юго-западный угол называют Рукн Йемени (Йеменский угол), северо-западный — Рукн Шами (Сирийский угол).

Черный Камень вделан в большой камень и расположен на углу стены на такой высоте, что если рослый человек станет возле него, он придется прямо против его груди. Длина Черного Камня — одна ладонь и четыре пальца, ширина — восемь пальцев. Форму он имеет округлую. От Черного Камня до входа в дом, четыре араша и пространство между Черным Камнем и входом в дом называют Мултазам. Дверь Каабы поднята от земли на четыре араша, так что рослый человек, стоя на земле, достигает её порога. К ней ведет деревянная лестница, которую приставляют в случае необходимости, чтобы люди могли подняться по ней и войти в Каабу. Она столь широка, что десять человек могут рядом подниматься и спускаться по ней.

Пол Каабы поднят на указанную мною высоту.

Описание двери Каабы

Это — деревянная дверь из дерева садж, с двумя половинками. Высота двери — шесть с половиной арашей, ширина каждой половинки — один гез и три четверти, что на обе половинки составляет три геза с половиной. Самая дверь и плинтусы покрыты надписями, кругами и различными рисунками из серебра. Самые надписи сделаны из золота и черненого серебра. На ней целиком написан следующий стих из Корана: "Первый храм, выстроенный среди людей, — это храм в Бекке".

К двум половинкам двери приделаны два больших серебряных кольца, присланных из Газны. Они находятся на такой высоте, что достать до них рукой не может никто. Два других серебряных кольца, поменьше первых, тоже приделаны к двум половинкам, но уже так, что достать до них может всякий. На этих двух нижних кольцах висит большой серебряный замок, на который закрывают дверь. Пока замок не снят, двери открыть нельзя.

Ширина стен Каабы, то есть толщина их — шесть ладоней. Пол сплошь покрыт белыми мраморными плитами. Внутри Каабы три маленьких отделения наподобие площадок, одно из них — против двери, а два других — с северной стороны. В Каабе имеются деревянные колонны, поддерживающие потолок; все они четырехугольной формы и выточены из дерева садж, только одна имеет круглую форму.

С северной стороны есть продолговатая плита красного мрамора, вделанная в пол; говорят, что там Посланник, молитвы и мир да будут над Ним, совершал намаз. Всякий, кому это известно, всегда старается тоже помолиться там.

Все стены облицованы разноцветным мрамором. На западной стене шесть серебряных михрабов, прикрепленных к стене гвоздями. Все они высотою в человеческий рост, сделаны чрезвычайно изящно и покрыты инкрустациями и чернью. Михрабы эти прикреплены к стене на некоторой высоте от пола.

Стены на высоте четырех арашей от пола ничем не украшены, а начиная оттуда и до самого потолка покрыты мраморными плитами с инкрустацией и позолоченными рисунками.

В углах трех отделений, из которых одно помещается в Рукн Ираки, другое — в Рукн Йемени, а третье — в Рукн Шами, к стене прибито серебряными гвоздями по две деревянных доски. Доски эти происходят от ковчега Ноя, мир да будет с ним. Длина каждой из них — пять гезов, ширина — один гез. В отделениях позади Черного Камня лежит кусок красного шелка.

Когда входишь в Каабу, по правую руку находится четырехугольное сооружение площадью три геза в квадрате, в нем устроены ступеньки, ведущие на крышу Каабы; наверху серебряная дверь с одной створкой, называемая Баб-ар-Рахмэ. К ней приделан серебряный замок. Когда поднимешься на крышу, будет другая дверь, подъемная, какие обыкновенно делаются на крышах; обе стороны её покрыты серебром.

Потолок Каабы деревянный, но весь закрыт шелком, так что дерева не видно совершенно. На фасаде под крышей видна золотая надпись: там написано имя египетского султана, вырвавшего Мекку из рук Аббасидских халифов. Это был ал-Азиз ли-Дин-Алла. Кроме того, там имеется еще четыре больших серебряных доски, прикрепленных серебряными гвоздями к той же самой стене. На каждой из них написано имя одного из египетских султанов, каждый из них присылал такую доску во время своего правления.

Между колоннами подвешено четыре серебряных лампады. Крыша Каабы покрыта Йеменским мрамором, похожим на хрусталь. В четырех углах Каабы четыре окна и в каждое из них вставлено стекло. При посредстве этих окон Кааба освещается, но дождь туда проникнуть не может. Сток для дождевой воды устроен посреди северной стены; длина его — три геза и он весь покрыт золотыми надписями.

Покров, которым закрывалась Кааба, — белого цвета. По нему идут две полосы вышивки, каждая шириною в один гез; пространство между ними около десяти гезов, пространство над и под ними такой же ширины. Благодаря этим двум полосам высота дома была разделена на три равных части, каждая около десяти гезов. По четырем концам покрова вытканы разноцветные михрабы, расшитые золотыми нитками. С каждой стороны три михраба: один, большой, — по середине и два, маленьких, — по обеим сторонам, так что всего на всех четырех стенах двенадцать михрабов.

С северной стороны снаружи Каабы выстроена стена высотою в полтора геза. Оба края ее примыкают к углам Каабы. Она имеет форму полукруга, середина которого удалена от стены Каабы на пятнадцать гезов. Стены и земля в этой ограде покрыты разноцветным мрамором. Называется эта ограда Хиджр. Вода по стоку с крыши Каабы вся стекает в Хиджр. Под стоком поставлен зеленый камень в форме михраба, на который и течет вся вода из стока. Камень этот такой величины, что человек свободно может совершить на нем намаз.

Место Авраама, мир да будет с ним, находится на восток от Каабы. Это — камень, на котором видны следы двух ног Авраама, мир да будет с ним. Он вделан в другой камень, покрытый четырехугольным деревянным чехлом, самой прекрасной работы. Он покрыт серебряными пластинами и с двух сторон прикреплен цепями к большой скале. К цепям приделаны два замка, чтобы никто не мог прикоснуться к нему рукой. От этого места до Каабы — три араша.

(Продолжение — в следующем номере)

НА ГЛАВНУЮК СПИСКУВ НАЧАЛО

Leave a Comment