Как называлась его первая картина айвазовского

Развлекательно-познавательный блог «Коктейль»


Иван Айвазовский родился в Феодосии. Отцу мальчика, рыночному старосте, на попечении которого были еще две дочери и двое сыновей, после чумы 1812 года, накрывшей и Феодосию, жилось крайне тяжело.
Содержать семью ему помогала жена Рипсиме.
Мальчик начал учится в армянской приходской школе, затем в Симферопольской гимназии. Потом он был принят на казенный счет в Академию художеств Санкт-Петербурга в пейзажный класс профессора Максима Воробьева. Окончил ее в 1839 году, и первая его выставка была
организована именно в этой академии.
“Вид на взморье в окрестностях Петербурга”
В 1835 году за пейзажи “Вид на взморье в окрестностях Петербурга” и “Этюд воздуха над морем” Айвазовский получил серебряную медаль и был определен помощником к модному французскому пейзажисту Филиппу Таннеру. Учась у Таннера, Айвазовский, несмотря на запрет последнего работать самостоятельно, продолжал писать пейзажи и выставил пять картин на осенней выставке Академии художеств 1836 года. Работы Айвазовского получили благожелательные отзывы, а работы Таннера, наоборот, критиковались за манерность. Таннер пожаловался на Айвазовского Николаю I, и по распоряжению царя все картины Айвазовского были с оттуда удалены.
“Этюд воздуха над морем”
Художник был прощен лишь спустя полгода и определен в класс батальной живописи к профессору Зауэрвейду для занятий морской военной живописью. Проучившись в классе Зауэрвейда всего несколько месяцев, в сентябре 1837 года Айвазовский получил Большую золотую медаль за картину “Штиль”. Это дало ему право на двухлетнюю поездку в Крым и Европу как пенсионеру Академии.
“Штиль”
Там он не только писал морские пейзажи, но и занимался батальной живописью и даже участвовал в военных действиях на побережье Черкессии, где, наблюдая с берега за высадкой десанта в долине реки Шахе, сделал наброски для картины “Десант отряда в долине Субаши”, написанной позже по предложению начальника кавказской прибрежной линии генерала Раевского. Картину приобрел сам Николай I.
“Десант отряда в долине Субаши”
В июле 1840 года Айвазовский отправился в Италию. Он часто бывал в Венеции и посещал остров св. Лазаря, где его брат — Габриэл являлся членом религиозного братства. Айвазовский постоянно останавливался в комнате поэта Джорджа Байрона, который также приезжал туда для изучения армянского языка. Долгое время художник работал в Сорренто и других городах. Творчеству Айвазовского в Италии сопутствовал успех. Его картина “Хаос” была куплена папой Григорием XVI, который также наградил художника золотой медалью.
“Хаос”
С 1842 года Айвазовский работал в других странах Европы. В Бискайском заливе корабль, на котором плыл художник, попал в бурю и едва не затонул. Парижские газеты сообщали даже о его гибели. За свою творческую деятельность Айвазовский был награжден золотой медалью Парижской академии художеств, а впоследствии (1856) удостоен и высшей награды Франции — ордена Почетного Легиона. В Россию художник вернулся осенью 1844 года и с 1845 года жил в Феодосии.
Буря у берегов Ниццы
Большой популярностью Айвазовский пользовался не только в России, но и в Турции. Его знакомство с Османской империей началось в 1845 году. Средиземноморская географическая экспедиция под руководством Ф.П. Литке, в составе которой был и Иван Константинович, отправилась к берегам Турции и Малой Азии. Тогда Константинополь покорил художника. После окончания экспедиции им было написано большое количество работ, в том числе и с видами столицы Османской империи. Там художник провел несколько выставок своих работ. В 1880 году по окончании выставки картин художника в здании русского посольства султан Абдул-Хамид II вручил Айвазовскому “Алмазную медаль”.
Вид Константинополя и Босфор
Последняя поездка Ивана Константиновича в Константинополь состоялась в 1890 году. Он посетил армянскую патриархию и дворец Йылдыз, где оставил в дар свои картины. В тот приезд он был награжден султаном Абдул-Хамидом II орденом Меджидие I степени.
Весть о чудовищных зверствах — резне армян в Турции застала Айвазовского во время его пребывания на лечении в Ницце. Шокированный этим известием, Айвазовский набросал эскизы для будущих картин на эту тему. Три из них — “Погром армян в Трапезунде”, “Армян погружают на корабли”, “Турки армян живыми бросают в Мраморное море” — он в срочном порядке отослал их в Петербург для публикации в сборнике “Братская помощь пострадавшим в Турции армянам”. Выставки его исполненных трагедий картин проходили в России и по всей Европе, вызывая всеобщее негодование по поводу учиненных зверств.
“Турки армян живыми бросают в Мраморное море”
Пробыв в Ницце более месяца, Айвазовские в начале апреля 1896 года вернулся в Феодосию. Там художник швырнул в море все пожалованные ему османские награды и заявил турецкому консулу, чтобы тот передал своему “кровавому” хозяину его слова: “Если пожелает, пусть и он выбросит в море мои картины, их мне не жаль”. Но, видимо, турецкая сторона не последовала “совету” художника, поскольку в настоящее время в резиденции президента Турции все еще висит картина Айвазовского “Тонущий во время шторма корабль” (1899), а в военном музее в Стамбуле находится другая картина художника — ”Корабль на Черном море” (1893).
“Тонущий во время шторма корабль”
Умер Айвазовский 19 апреля 1900 года во дворе монастыря св. Саркиса в родной Феодосии.
Айвазовский всегда активно занимался делами города, его благоустройством, способствовал процветанию. Он на свои средства открыл школу искусств, ставшую впоследствии одним из художественных центров Новороссии, и галерею (1880). В нем стал основоположником Киммерийской школы живописи, был инициатором строительства железной дороги “Феодосия — Джанкой”, построенной в 1892 году. Художник интересовался археологией, занимался вопросами охраны памятников Крыма, принимал деятельное участие в исследовании более 80 курганов (часть найденных предметов хранится в кладовой Эрмитажа). Построил новое здание для Феодосийского музея древностей.
Парк Айвазовского в Крыму
При жизни Айвазовского в последний раз его картины выставлялись в Санкт-Петербурге. Последней работой художника была картина “Приезд Байрона на остров св. Лазаря”.
В настоящее время интерес к полотнам Айвазовского не ослабевает.
Посещение Байроном мхитаристов на острове св. Лазаря в Венеции
Его “Девятый вал” включен в книгу “100 великих картин”.
Его работы постоянно продаются на различных аукционах. Например, аукцион Christie’s в 2004 году продал “Исаакиевский собор в морозный день” за 1,125 млн фунтов стерлингов. В 2008 году на аукционе “Сотбис” два полотна Айвазовского, “Раздача продовольствия” и “Корабль помощи”, были проданы за $2,4 млн. А картина “Поэты-классики Древней Греции у воды под луной” стала одной из самых дорогих картин, проданных с аукциона в декабре 2011 года в русском аукционном центре MacDougall в Лондоне. Как сообщает официальный сайт аукционного дома, картина была продана за 781 660 фунтов стерлингов (906 726 евро).

Иван Константинович Айвазовский (1817-1900). Море в картинах (ВИДЕО)

Маринист, мастер морского батального пейзажа. Родился в Феодосии 17 июля 1817 года в семье армянского негоцианта, позже разорившегося. Художественные способности обнаружил в раннем детстве. Учился в Симферопольской гимназии, в 1833 году поступил в Петербургскую Академию художеств в пейзажный класс, руководимый М. Н. Воробьевым.

Первая же картина Айвазовского, появившаяся на академической выставке, — «Этюд воздуха над морем» (1835, ГТГ) — была замечена критикой. Через два года художник удостаивается Большой золотой медали за три морских вида и получает задание написать серию пейзажей крымских городов. В Крыму состоялось его знакомство с М. П. Лазаревым, В. А. Корниловым и П. С. Нахимовым, которое способствовало возникновению у художника интереса к батальному жанру. Работы, выполненные в Феодосии, Ялте, Севастополе, Керчи, с успехом демонстрировались на выставке в Академии художеств. В 1840 году живописец командирован в Италию, где он увлеченно изучает классическое искусство и много работает. В Риме состоялась выставка его картин, показанная затем еще в нескольких городах Европы.

В Италии английский живописец Д. Тернер обратился к русскому маринисту со стихотворным дифирамбом. В Париже Совет Академии искусств присудил ему Золотую медаль. Главное, что поражало современников художника в его работах, — необыкновенная для того времени близость к натуре в передаче водной стихии. В 1844 году Айвазовский испросил разрешения вернуться досрочно в Россию и по дороге на родину устроил свою выставку в Амстердаме. По прибытии в Петербург он сразу же был возведен в звание академика и царским указом причислен к Главному морскому штабу «со званием живописца сего штаба». В течение зимы художник выполнял заказ на исполнение видов Балтики. В 1845 году Айвазовский сопровождал экспедицию Ф. П. Литке к берегам Малой Азии и Греческого архипелага.

Последующее творчество мастера в значительной мере связано с Феодосией, где он поселился и где создал многие сотни произведений. Прожив большую творческую жизнь, Айвазовский вначале отдал дань романтическому пейзажу, ярким примером которого cлужит «Девятый вал» (1850, ГРМ), но с годами его произведения cтановятся более строгими и суровыми. Среди известных пейзажей, выполненных художником во второй половине века, — «Черное море» (1881, ГТГ), «Волна» (1889, ГРМ). В качестве живописца Главного морского штаба Айвазовский писал также морские пейзажи батального характера. К наиболее популярным его полотнам такого рода относится «Чесменский бой» (1848, Феодосийская картинная галерея).

Художник вошел в историю города Феодосии и как значительный общественный деятель. На благоустройство родного города он отдавал много энергии и личных средств. Его усилиями, в частности, основана картинная галерея, перешедшая после смерти мастера в cобственность города. В настоящее время она обладает крупнейшим собранием произведений Айвазовского.

Шумова М.Н. Русская живопись первой половины XIX века.

М., Искусство. 1978. С.41

Море в картинах И.К.Айвазовского

Картины моря, шторма, кораблей — никто не передает настроение моря лучше, чем Айвазовский. Айвазовский писал картины на исторические, мифологические и библейские темы. Но, картины посвященные морю просто феноменальны.

91 картина в видео!!!

Воздух над морем

олег вареник Наследие 19 Мая 2017

Документы Российского государственного исторического архива помогли прояснить обстоятельства, при которых широкая публика увидела первую большую самостоятельную работу Ивана Айвазовского. Случилось это в 1835 году, когда художнику было всего восемнадцать лет.

Картина Ивана Айвазовского «Вид на взморье в окрестностях Петербурга (Этюд воздуха над морем)», 1835 г. Из коллекции Государственной Третьяковской галереи

Двумя годами ранее по повелению самого царя Николая I из Крыма в столицу был доставлен «на казенный счет» способный юноша Ованес Гайвазовский. Он был зачислен в Императорскую академию художеств, как значится в архивном документе, «пенсионером его Императорского Величества… с содержанием его по 600 р. из Кабинета Его Величества».

Николай I, большой поклонник Петра Великого, возрождал идеи своего прадеда, в том числе пришедшую в запустение Приморскую (Ораниенбаумскую) дорогу. Выкупил за свои средства у наследников Стрельну (за один миллион триста тысяч руб.), Михайловское и Знаменское, которые отдал своим сыновьям. Для жены создал усадьбу Александрия, для дочери — Сергиевскую дачу, для цесаревича — Собственную дачу, а Петергоф сделал императорской резиденцией. И враз Ораниебаумская (Петергофская) дорога превратилась в одну из красивейших благодаря своим морским видам дорог в Европе.

Подавая пример подданным, царь приучал своих малолетних детей к морю — к большому страху матери-царицы. Ходил в шторм на катере, сам управлял им. Дочери на Ольгинском пруду Петергофа упражнялись в гребле.

Чтобы еще больше привлечь столичную публику, Николай I пригласил прославленного парижского мариниста мастера изображать исторические морские баталии Филиппа Таннера. На Рождество 1835 года в Эрмитаже была устроена выставка его картин. Восхищенный Айвазовский познакомился с мастером и даже напросился ему в ученики. Как писал Айвазовский, Таннер был «очень ласков и просил что-нибудь из моих работ показать ему». Молодой академист продемонстрировал ему свои летние ладожские рисунки, Таннеру они понравились, и он обратился к императору, чтобы тот направил своего протеже Айвазовского к нему — обучать писать марины, да и помогать писать приморские виды Петербурга.

Царь согласился, и в 1835 — 1836 годах в мастерской Эрмитажа, принадлежавшей раньше Джорджу Доу, способный ученик осваивал ремесло французского мариниста. Познавал, как писать морское освещение, волны и пену, облака и землю в разных ракурсах, корабли. И спустя два года превзошел своего учителя. Однако не всякому художнику это нравится, тем более работающему по императорскому заказу. Разразился скандал…

Согласно архивным документам, дело было так. Президент Академии художеств А. Н. Оленин в 1835 году, зная, что, выполняя поручение Таннера, Айвазовский ездит по окрестностям Петербурга и пишет морские виды, посоветовал ему создать для выставки академии большую картину на тему «Этюд воздуха над морем». Заказанная картина под этим названием была написана Айвазовским в том же году. 26 сентября 1836 года совет академии удостоил художника за эту работу Малой золотой медали.

В том же сентябре 1836-го в Академии художеств была открыта персональная выставка Таннера. Айвазовский, по-видимому, с разрешения Таннера, выставил на ней пять своих картин. Однако публика отметила только одну из пяти — тот самый «Этюд воздуха над морем». 28 сентября 1836 года выставку посетил Пушкин. Впоследствии Айвазовский вспоминал, что Пушкин встретил его «очень ласково» и с интересом смотрел его произведение.

Таннер явно не ожидал такого успеха своего ученика и почувствовал себя обойденным. Бытует версия, будто бы он пожаловался императору, что его ученик без спросу выставил на его персональной выставке свои работы. Император, любивший везде порядок, без промедления дал распоряжение снять картину, вызвавшую резонанс, и уволить «бывшего ученика живописца Таннера». Министр двора, не вдаваясь в подробности, решительно ответил в этот же день: «По Высочайшему повелению… прошу… приказать снять с выставки Академии художеств все картины, писанные бывшим больным учеником живописца Таннера…».

Так враз Айвазовский стал «бывшим»… Но почему же больным? Любопытен хранящийся в архиве рапорт штаб-лекаря Академии художеств. Оказалось, что Айвазовский «заболел простудной лихорадкой и вступил в лазарет 28-го июля сего года… скоро выздоровел… просил дозволить ему остаться еще на некоторое время в лазарете».

Лишь спустя пять месяцев удалось уговорить императора сменить гнев на милость. Только когда Николаю Павловичу показали картину «Этюд воздуха над морем», он простил Айвазовского. 14 марта 1837 года министр двора сообщил президенту академии: «Государь Император Высочайше повелел соизволить художника Айвазовского причислить к классу батальной живописи для занятий его под руководством профессора Зауервейда морской военной живописью…».

Картина была передана в музей академии. Поскольку на обороте не было указано название, хранитель музея, заполняя формуляр, обозначил наименование исходя из содержания: «Тихое море на берегу судно с матросом». В других архивных источниках приводится другое близкое название, только вместо слова «судно» употреблено «лодка». Ныне картина находится в Третьяковской галерее в Москве под двойным названием «Вид на взморье в окрестностях Петербурга (Этюд воздуха над морем)».

Когда я впервые увидел это произведение, долго стоял перед ним очарованный… А после долгих путешествий с репродукцией картины в руках по южному берегу Невской губы Финского залива мне, как представляется, удалось установить место, где увидел и написал это чудо слияния «воздуха над морем» талантливый молодой маринист. Это Стрельна, вид на взморье с западной стороны петровского мола. Он известен у местных жителей под именем «петровской дамбы».

Здесь издавна промышляли рыбаки на соймах (тип лодок, которыми пользовались на Ладоге и в Финском заливе). И сюжет понятен: ночью рыбацкую лодку, не сумевшую войти под парусом в устье Портового канала, выбросило на песчаный берег. Товарищи ушли за помощью, чтобы столкнуть лодку в море, а оставшийся на вахте рыбарь, утомленный ночными переделками, заснул в ожидании подмоги…

Море, камыши, песчаный пляж и необъятные белые облака — все это в Стрельне осталось. И вот родилась мысль: а почему бы не установить в том самом месте на берегу раму в размер картины (134 х 107 см) со скамейкой? Чтобы каждый приходящий здесь на море мог так же, как когда-то Айвазовский, ощутить радость созерцания воздуха над морем в Стрельне…

Поделиться

Материалы рубрики

В последние годы жизни Айвазовский весьма часто возвращался к старым композициям и на их основе создавал новые картины.
Утром 19 апреля (2 мая) 1900 года художник привычно устроился за мольбертом в своей феодосийской мастерской. На подрамнике небольшого размера был натянут чистый холст. Айвазовский решил осуществить свое давнее желание — еще раз показать один из эпизодов освободительной борьбы греческих повстанцев с турками. Для сюжета живописец избрал реальный факт — героический подвиг бесстрашного грека Константина Канариса, взорвавшего турецкий адмиральский корабль у острова Хиос.
В течение дня художник почти закончил работу. В центральной части картины он изобразил корабль, объятый пламенем и клубами дыма, в которых четко просмат¬ривались обломки мачт и рей, летящих в воздухе от произведенного взрыва. Контурно была обозначена и лодка греческих повстанцев, удаляющаяся от корабля, а на заднем плане — гористый остров с виднеющимися у подножия гор зданиями города. Окончательное завершение полотна несколько уставший художник отложил на завтрашний день.
Глубокой ночью, во время сна, внезапная смерть оборвала жизнь Айвазовского. Незаконченная картина «Взрыв корабля» так и осталась на мольберте в мастерской художника, дом которого в Феодосии превращен в музей.

Leave a Comment