Каменные могилы заповедник

Каменная Могила

Вы знаете, что в Украине есть степные пирамиды и они старше знаменитых египетских? Это уникальное место находится в Запорожской области. У реки Молочная Мелитопольского района расположилась Каменная Могила, курган высотой двенадцать метров и площадью триста квадратных метров.

… За провинность наказал Аллах богатыря Богура. Велел ему вырвать руками камни и сложить их в гору, с высоты которой можно выдеть всю степь. Начал Богур выполнять волю Аллаха, рвал камни из кряга, носил и собирал, да только решил схитрить чуток и камни укладывал не плотно друг к другу. Ставя очередную глыбу, оступился и упал в ущелье, где и умер со временем от голода. После этого приказал Аллах засыпать тело богатыря и все щели песком…
Это одна из множества легенд о приазовском кургане.

Первые упоминания об этом чуде природы относят к 1778 году: полководец Суворов назначил возле Каменной Могилы место для почтовой станции. А через пятнадцать лет на карте Мелитопольского уезда Таврической области был нанесён объект “Камень-Ююнь-Таш” (с тюркского “гора, собранная из камней”).

Каменная Могила – один из уникальнейших памятников геологии и истории. Останец песчаника Сарматского моря, который под воздействием воды и ветра, как панцирь раскололся, образуя удивительные формы и очертения. На поверхностях до сих пор видны отпечатки моллюсков. Развалившийся каменный щит образовал пещеры и гроты, что стали удобными для проведения культовых обрядов древних людей.

Фантастический холм в степи многие сравнивали с Олимпом. То есть с периодом “культа гор”, где обитают боги. Этот культ унаследовало ни одно поколение и ни один народ.

Отдельный интерес на Могиле вызывают наскальные рисунки. Петроглифы на камнях внутри гротов относят к двенадцатому веку до нашей эры и называют протошумерскими, нанесёнными ещё до возникновения первой письменности, изобретённые шумерами. Это место, где родилась письменность. “Где Слово, услышанное и преображённое в Слово Проговоренное, стало Словом Хранимым”. Здесь можно увидеть множество шаманских знаков и большое количество чётких изображений. Например, мамонт и всадник на коне. На сегодняшний день открыто сто тридцать наскальных надписей и сто шестьдесят каменных табличек, исписанных древним письмом.

На вершине холма древний алтарь, где проводились религиозные обряды. В 1995-ом году верховный лама Непала линии Карма Кагью Ринпоче Лопен Чечу подтвердил, что алтарь сделан по всем традиционным каконам, главные критериями которого являются: первое – отовсюду открыт для взоров и второе – в точке энергетического столба с положительным зарядом.

Как о памятнике, о Каменной горе заговорили впервые в 1837 году. После того, как там побывал и после написал о ней академик Кеппен. Новое сообщение появилось спустя пятьдесят лет, его опубликовал археолог Веселовский. Во время раскопок входы в пещеры завалило песком, и учёные смогли туда попасть только в 1890-м. И хотя уже в то время достопримечательность могла стать на ряду с великими и красивейшими местами планеты, но дореволюционной Россией оно было незаслуженно забыто. А в пятидесятых годах прошлого столетия, когда в этих краях намечалось строительсво Молочанского водохранилища, чтобы “протянуть” воду населению, в зону затопления попадал как раз исторический памятник. Возобновились исследования, которые продолжаются по сей день. Среди учёных был Борис Дмитриевич Михайлов. Со временем он основал и возглавил музей-заповедник, это было в 1986 году. В 2001-м году Государственный историко-археологический музей отнесён к объектам культурного наследия и прикреплён к Государственному Реестру недвижимых памятников Украины. В 2007-м – стал Государственным историко-археологическим заповедником, а через год ему был присвоен статус Национальный.

На территории Каменной Могилы проводят выставки художники, ставят и показывают театрализованные представления, привозят свои экспозиции музеи со всего мира, заповедник участвует в слётах и конференциях по туризму и отдыху, и многое-многое другое. Не говоря о том, что люди едут к холму нескончаемым потоком. Каменная Могила очень привлекает паломников из разных стран. Все, кто побывал на горе, испытывают прилив сил и говорят, что даже голова становится ясной. Некоторые люди утверждают, что находясь на священных камнях, излечились.

Местные жители рассказывают и о военных бомбёжках, и о суровых пожарах, и о других человескихи и природных катаклизмах, которые происходили здесь. Но всегда беда и разрушения обходили курган. Может это случайность, может на то воля Божья, может мистика. Приезжайте и сами поищите ответы. Тем более, что в народе говорят, этот курган приносит счастье и удачу. Сюда съезжаются молодожёны в день свадьбы, приезжают бизнесмены и прямо на месте заключают сделки.
Пусть повезёт и вам…

Добраться до Каменной Могилы на машине можно так: по Запорожской области едете в сторону Мелитополя, на развилке к селу Мирное свернуть влево и проехать мимо посёлка. От Мелитополя до места назначения шестнадцать километров. Кто отправляется в путешествие общественным транспортом, запоминайте: из Мелитополя ходят автобусы и до посёлка, и прямо до заповедника. Если вы приехали в Мирное, то до кургана пешком минут пятнадцать. Заповедник весной и летом работае с девяти до восемнадцати часов, осенью и зимой до шестнадцати. Купив входной билет, вы можете погулять сами или же за дополнительную плату прибегнуть к услугам экскурсовода.

Достопримечательность

Каменная Могила

46°56′59″ с. ш. 35°28′10″ в. д.HGЯOL

Страна

Украина Украина

Область

Запорожская

Статус

памятник археологии

Сайт

Каменная Могила на Викискладе

Эта статья про заповедник «Каменная могила». Существует также заповедник «Каменные могилы» на границе Запорожской и Донецкой областей.

Ка́менная Моги́ла (укр. Кам’яна́ Моги́ла) — небольшой изолированный массив песчаника, размерами примерно 240 на 160 метров, состоящий из крупных каменных глыб высотой до 12 метров. Находится в долине реки Молочной в Запорожской области Украины. Предположительно возник при отвердении песчаных масс (суглинков) бывшей отмели Сарматского моря под влиянием местных минералов (латерит), содержащих железо. В дальнейшем подвергался воздушной и водной эрозии, в том числе продолжительное время будучи островом реки Молочной. Использовался древним человеком в качестве святилища и содержит уникальные петроглифы.

География

Каменная Могила расположена в 2 км от посёлка Мирное Мелитопольского района Запорожской области и представляет собой нагромождение камней площадью около 30 000 м², высотой до 12 метров. Нагромождение по форме напоминает курган (укр. могила), отсюда и происходит её название. Каменная Могила вначале, вероятно, представляла собой песчаниковую отмель Сарматского моря, единственный выход песчаника во всей азовско-чёрноморской впадине, что делает её уникальным геологическим образованием. После ухода воды Сарматского моря бывшая отмель осталась песчаным массивом, вершина которого (предположительно вследствие влияния железа латеритовых суглинков) превратилась в твёрдый песчаник. Этот массив песчаника размером 240 на 160 метров поверх мелкозернистого песка оказался на пути старого русла реки Молочной и продолжительное время (до обмеления реки и смещения русла на запад) оставался островом в русле реки. В результате водной и воздушной эрозии, массив песчаника сильно осел и постепенно раскололся на множество кусков. В настоящее время Каменная Могила представляет собой песчаный холм, покрытый крупными каменными глыбами. Среди нагромождения камней множество естественных пустот — гротов, проходов и тому подобного.

История открытия

Первое упоминание относится к 1778 году. Во время Русско-турецкой войны, Суворов поставил здесь пост для охраны почтового тракта.

Первым исследователем, упомянувшим Каменную Могилу, был Пётр Кёппен. В 1837 году, во время поездки по Приазовью для составления «Описи памятников древности», в своём дорожном дневнике он писал:

Каменная Могила — так в Мелитопольском уезде называется бугор, состоящий из огромных груд песчаника и находится на правом берегу реки Молочной… взгромождённые тут природою камни, то выступают из земли, то склоняясь в противоположные стороны, образуют как бы навесы…один из моих проводников, в детстве с товарищами, видел на стенах надписи, из коих одна была длиною в аршин и более….

Автором одного из самых первых геологических описаний Каменной Могилы был Н. А. Соколов. В 1889 году Н. И. Веселовский первым из исследователей произвёл здесь раскопки. Раскапывая неподалеку от Каменной Могилы другой курган, археолог выехал к селу Терпенье «для проверки слухов». Веселовский обнаружил «каменный курган», предположил, что это искусственное сооружение, в 1890 году раскопал несколько пещер, но, не обнаружив ни кладов, ни погребения, разочаровался и прекратил работу, оставив лишь короткую незначительную запись о Каменной Могиле.

С 1932 года памятником заинтересовались сотрудники Мелитопольского историко-краеведческого музея. Они обратили должное внимание на множество наскальных изображений внутри гротов и пещер Каменной Могилы. В 1934 году В. Н. Даниленко, в то время молодой сотрудник музея, руководивший раскопками на Каменной Могиле, написал несколько писем в Институт археологии АН УССР, добиваясь проведения более масштабных археологических работ. Фактически, В. Н. Даниленко открыл Каменную Могилу для современников. В 1936 году Каменная Могила была наконец-то включена в зону исследований Азово-Чёрноморской экспедиции Института археологии АН УССР, а в 1938 году уже стала основным объектом этой экспедиции. Возглавил экспедицию известный советский археолог О. Н. Бадер. Исследователи, главным образом, благодаря усилиям Даниленко, открыли более 30 новых мест, содержащих изображения.

Работы продолжались только до 1941 года, так как были прерваны Великой Отечественной войной. Более того, руководитель экспедиции О. Н. Бадер (родом из Полтавской области Украины) был по происхождению немец, что послужило причиной его ссылки в Нижний Тагил. После войны О. Н. Бадер уже не смог вернуться на работу в западные районы СССР и работал в Перми, а исследования Каменной Могилы возобновились уже без него только в пятидесятые годы. К В. Н. Даниленко подключились Б. Д. Михайлов и М. Я. Рудинский, который открыл ещё 13 мест, содержащих изображения. В начале пятидесятых годов появились планы создать на территории Запорожской области Южноукраинское (Северокрымское) водохранилище. В результате строительства под водой должны были оказаться много археологических памятников в долине реки Молочной, в том числе и археологический памятник Каменная Могила. Однако строительство водохранилища так и остановилось на проектных и исследовательских работах — никаких упоминаний о строительстве плотины или земляных работах ученым найти не удалось. После смерти первого секретаря ЦК КПСС Иосифа Сталина о «плане преобразования природы» постарались забыть: 27 мая 1953 г. Совет Министров СССР издал постановление о прекращении работ по Южно-Украинскому каналу. Городок, в котором жили археологи и ученые, переименовали в Мирное и разместили в нём воинскую часть. Исследователям удалось добиться для неё статуса заповедника. 7 июля 1954 года правительство УССР приняло соответствующее решение и выделило под заповедник 30 гектаров от земель колхоза им. Сталина. В начале семидесятых годов В. Н. Даниленко обнаружил ещё два интересных грота, а в конце восьмидесятых ещё несколько гротов обнаружил Б. Д. Михайлов. Во время Молочанской экспедиции ученым-археологам удалось исследовать 369 захоронений от эпохи бронзового века до средневековья. В 1986 году по инициативе Б. Д. Михайлова Совет Министров Украины и Запорожское областное управление культуры приняли решение о создании государственного историко-археологического музея-заповедника «Каменная Могила», первым директором которого и был назначен Борис Михайлов.

С 1940-х годов между исследователями не утихала дискуссия о датировке изображений памятника. Придерживавшиеся крайних точек зрения В. Н. Даниленко и М. Я. Рудинский умерли, оставшись каждый при своём мнении. Их основные монографии с одинаковыми названиями «Кам’яна могила» были опубликованы только посмертно( и). В 1994 году Каменную Могилу исследовал востоковед А. Г. Кифишин, предположивший, что в петроглифах Каменной Могилы есть следы протошумерской письменности. Это неожиданное предположение, справедливость которого остаётся под большим сомнением, вызвало жаркое обсуждение на страницах популярной прессы и привлекло к памятнику большое внимание.

Л. Г. Мацкевой считал, что мезолитические стоянки Каменная Могила и Фронтовое I в селе Фронтовое (Ак-Монайский перешеек Керченского полуострова) расположены в близких физико-географических условиях, имеют сходный кремнёвый инвентарь, а наличие домашнего быка в нижних слоях Каменной Могилы и в слое III Фронтового I подкрепляет гипотезу о доместикации быка в конце мезолита.

Петроглифы

Петроглифы в гроте № 9, панель № 3. Серия круглых лунок в центре перекликается с петроглифами Северной Европы

Каменная Могила содержит 87 гротов и пещер, в 65 из которых сохранились тысячи петроглифов — рисунков и символов. Хронология петроглифов охватывает огромный период от эпохи позднего палеолита до средневековья (от XXIV—XX тыс. лет до н. э. до X—XII веков н. э.).

Ни в самой Каменной Могиле, ни в непосредственной близости от неё не обнаружено человеческих поселений, которые можно связать с памятником. На основании этого исследователи делают вывод, что Каменная Могила использовалась исключительно в культовых целях, как святилище. Кроме этого, почти все изображения Каменной Могилы нанесены на внутренние поверхности каменных глыб, и их можно наблюдать только проникая внутрь гротов, лазов и пещер, что также свидетельствует об их предполагавшейся сакральности.

На некоторых изображениях сохранились следы красной краски, которой они были раскрашены в древности. Петроглифы нанесены небольшими камнями твердых пород, которые легко оставляли следы на мягком песчанике. Несколько таких кварцевых камней были обнаружены в процессе исследований.

Петроглифы Каменной Могилы

  • Панель №1

  • Грот №9, панель № 3 (фрагмент)

  • Панель №37/4, фрагмент с упряжкой быков (?)

  • Панель №34а, «Плита следов»

  • «Ползучий камень»

  • Одно из немногих наружных изображений

  • Плита №7, стелоподобное изображение

Датировка

Отсутствие какого-либо дополнительного археологического материала и уникальность многих изображений Каменной Могилы вынудило исследователей пытаться датировать памятник исходя из различных трактовок самих петроглифов. (В некоторой близости к Каменной Могиле были выявлены палеотические, неолитические поселения, а также поселение эпохи бронзы, однако какой-либо непосредственной связи с самой Каменной Могилой обнаружено не было). В пятидесятые — семидесятые годы XX века развернулась жаркая дискуссия о датировке изображений палеолитом, неолитом и даже энеолитом. Палеотическую датировку отстаивал в основном В. Н. Даниленко и О. Н. Бадер (по крайней мере на ранней стадии исследований), М. Я. Рудинский и другие исследователи придерживались неолитической датировки. Дискуссия, по существу, свелась к тому, является ли один из самых крупных петроглифов изображением мамонта или быка (мамонт свидетельствовал бы в пользу палеолита, а бык в пользу неолита). Участники дискуссии умерли в семидесятые-восьмидесятые годы, оставшись при своих мнениях, продолжая, каждый по-своему, называть грот со спорным изображением «Грот быка» и «Грот мамонта».

Изображение мамонта или быка в гроте № 9, панель № 7

Вместе с этим некоторые исследователи отмечали возможность использования святилища и в течение палеолита, а затем и во времена неолита, а некоторые отвергали такую возможность. В частности, М. Я. Рудинский обращал внимание, что в Каменной Могиле не обнаружено следов наложения новых изображений на старые, что свидетельствует скорее о нанесении петроглифов одной культуры в течение одной исторической эпохи. Не утихающая дискуссия о датировке памятника побудила некоторые справочники и энциклопедии называть Каменную Могилу «памятником мезолита», то есть датировать её петроглифы периодом между палеолитом и неолитом, что скорее всего ошибочно. Как показали исследования и находки Б. Д. Михайлова, древнейшие рисунки датируются эпохой палеолита (приблизительно XXIV—XX тыс. л. до н. э.). А именно, найдены рисунки, явно воссоздающие изображение мамонта, бизона, скульптурные изображения пещерного тигра, то есть животных эпохи позднего палеолита, проживавших на территории Северного Приазовья.

В 2016 году при раскопках мезолитического комплекса Каменная Могила I нашли камни с вырезанными изображениями головы змеи. Первый камень из жёлтого песчаника датируется периодом между 8300 годом до н. э. и 7500 годом до н. э., второй камень датируется приблизительно 7400 годом до нашей эры.

Интерпретация

Традиционный подход

«Следы» на панели № 34в (рисунок). Аналогичные следы встречаются среди петроглифов Северной Европы

Среди изображений Каменной Могилы встречаются такие, которые перекликаются с петроглифами Швеции и Карелии. К таким изображениям относятся серии круглых лунок, «отпечатки» человеческих следов. Однако, основная масса петроглифов Каменной могилы уникальна в своём роде. Многие изображения исследователи считают рисунками животных (быков, ланей), а также их комбинациями («упряжка быков», «животные в зарослях», «быки в позе самозащиты», «жертвоприношение человека и животного») и т. п. Остальные петроглифы традиционно интерпретируются как магические рисунки, используемые в обрядах, стимулирующих удачную охоту, рыбалку и т. п. Например, характерное для Каменной Могилы частое использование перекрещивающихся линий иногда трактуется как символ рыболовных сетей, изображение которых было предназначено для культового ритуала, способного принести удачу во время рыбной ловли. Внутри грота № 9 (Грота Быка или Мамонта) был обнаружен горизонтальный камень, который мог использоваться как жертвенник , что отчасти подтверждает подобные толкования. (Однако никаких археологических подтверждений использования камня как жертвенника обнаружено не было.) Своеобразие основного корпуса петроглифов Каменной Могилы привнесло множество трудностей для попыток интерпретации: «Доминирование в составе наскальных изображений Каменной могилы линейно-геометрических композиций усложняет раскрытие сокрытых в них сюжетов».

Письменность

Грот № 9, панель № 5. Согласно традиционной трактовке — «Животные в зарослях», согласно А. Г. Кифишину протошумерский текст

Нестандартный подход к интерпретации петроглифов предложил востоковед А. Г. Кифишин. Он исследовал Каменную Могилу в 1994—1996 годах и пришёл к выводу, что изображения представляют собой протошумерские надписи. А. Г. Кифишин считает, что расшифровал большинство известных изображений Каменной Могилы и приводит результаты своей работы в крупной монографии. Последовавшие за предположением А. Г. Кифишина различные высказывания общественных деятелей Украины, например Ю. А. Шилова, (иногда поспешные и несвязанные с работой исследователя), вызвали широкий резонанс в СМИ и вытолкнули обсуждение работы А. Г. Кифишина из научных кругов на страницы популярной прессы. Таким образом, научная ценность его работы пока остаётся под вопросом. Например, согласно выводам А. Г. Кифишина, изображение «Животные в зарослях» следует транслитерировать так:

Этот текст в переводе исследователя означает:

Медведь (медведица) (на) Суде Воды семя ануннаков, 140 семя ануннаков (в) утробе (матери) 10 Птиц Водой осудил(а),//Месламтаэа, Ашнан,//Ниназу// (и) Наннарушги (ради) голов (то есть жертв) Царице// (этих) ануннаков убили (и ушли из преисподней?)

А. Г. Кифишин приводит подробные таблицы постепенной трансформации шумерских знаков для каждого символа. Например, первые несколько знаков вышеуказанного изображения распределены так:

I.SKM 59.5 I.SKM 183.3 I.SKM 29.4 I.SKM 1.3 I.SKM 160.4 I.SKM 183.2
az A x kud mušen dili me A x kud
ŠL 231 ŠL 949, 4X ŠL 122 ŠL 1 ŠL 889 ŠL 949, 4X

Исследования Кифишина так и не были опубликованы в научной литературе, и дискуссия вокруг них велась главным образом в популярной печати. Украинский археолог, а ныне общественный деятель Шилов оценивал работу Кифишина с энтузиазмом, а известный российский востоковед И. М. Дьяконов, давний противник и оппонент методов Кифишина в шумерологии, по свидетельству газеты «Труд» называл их «бредом». Жесткую критику гипотезы Кифишина дал И. Н. Рассоха.

По мнению И. М. Рассохи большая часть надписей Каменной Могилы имеет прямые параллели с древними огамическими надписями Британских островов, германскими «ветвистыми» рунами, древнеславянскими «чертами и резами» и т. п., то есть может быть памятником древнейшей сакральной письменности эпохи индоевропейского единства, а именно среднестоговской культуры IV тыс. до н. э.

Современное состояние

Хотя многие аналогичные памятники в целях сохранения укрываются специальными сооружениями (например Чатал-Хююк в Турции), Каменная Могила по-прежнему находится под открытым небом. Вместе с этим многие исследователи в течение XX века отмечали постепенное разрушение петроглифов. В настоящее время проведена консервация всех гротов и пещер, содержащих петроглифы.

В сентябре 2008 года указом президента Украины № 815/2008 заповеднику был присвоен статус национального. С этого времени его официальное название — Национальный историко-археологический заповедник «Каменная Могила». Археологический комплекс «Каменная Могила» претендует на включение в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 1997 году с целью привлечения внимания общественности к Каменной Могиле здесь проводился Всеукраинский музыкальный фестиваль «У Каменной Могилы». Гостями фестиваля были Юрий Лоза и Аркадий Хоралов. Гран-при удостоен исполнитель собственных песен Виталий Лиходед.

Также в заповеднике находится музей о находках в данном заповеднике. В экспозиции представлены находки от позднего палеолита (XX тыс. лет до н. э.) и вплоть до XIII века.

Легенды о Каменной Могиле

Геологическая редкость таких образований, как Каменная Могила, способствовала распространению идеи об искусственном происхождении памятника. Даже Н. И. Веселовский, исследуя памятник в конце XIX века, посчитал его насыпным курганом. В народе существует несколько легенд о происхождении Каменной Могилы. Одна из них, о ссоре двух богатырей, которые кидали друг в друга скалы, имеет славянское происхождение. Другая, приводимая Б. Д. Михайловым, записана от ногайцев:

…Провинился чем-то богатырь Богур перед аллахом, и тот наказал богатыря: повелел вырвать руками из ближнего горного кряжа камни и сложить из них на берегу Молочной такой высоты гору, с которой во все стороны была бы видна степь. Исполняя веление аллаха, Богур рвал из кряжа громадные камни, переносил их на себе и складывал один на другой в указанном аллахом месте. Для скорейшего исполнения работы он прибегнул к хитрости: неплотно складывал камни. Когда более чем наполовину работа была уже сделана, Богур, втаскивая глыбу, неосторожно оступился и провалился в умышленно оставленные им между камнями щели, завяз там и умер с голоду. Такое наказание постигло его за желание обмануть аллаха. После этого аллах повелел ветру засыпать песком все щели между камнями и закрыть тело богатыря Богура, кости которого и поныне находят ущемленными между камней; место же стало называться Камень-гора…

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Рудинський М. Я. Кам’яна Могила (корпус наскельних рисунків), видавництво АН УССР. — Київ, 1961.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Даниленко В. М. Кам’яна Могила, «Наукова Думка». — Київ, 1986.
  3. Газета «Выбор». — 1992 г. — № 5.
  4. Алексеев А. Н. Исследователь Мелитопольщины — геолог Николай Алексеевич Соколов // Мелитопольский краеведческий журнал. — 2013. — № 1. — С. 52—57.
  5. 1 2 Веселовский Н. И. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1890 г. — Санкт-Петербург, 1893
  6. 1 2 3 4 5 6 Бадер О. М. Петрогліфи Кам’яної могили // Палеоліт і неоліт України. Том I. Випуск VI, видавництво АН УССР. — Київ, 1949.
  7. 1 2 3 4 Кифишин А. Г. Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э. — Киев: «Аратта», 2001. — ISBN 966-7865-08-8.
  8. Мацкевой Л. Г. Мезолит и неолит восточного Крыма // АН УССР, Институт общественных наук. — Киев: Наукова думка, 1977.
  9. 1 2 Михайлов Б. Д. Петроглифы Каменной Могилы на Украине. — Запорожье, 1994.
  10. Официальный сайт Национального историко-археологического заповедника Каменная Могила (stonegrave.org). Дата обращения 17 декабря 2018.
  11. 8,300-Year-Old Stone Snake Heads Reveal Stone Age Ritual Ceremonies, December 12, 2018.
  12. Заматаева О. В., Пенева О. В. Бог грома и молнии (об интерпретации изображения из Грота Быка) // Мелитопольский краеведческий журнал. — 2013. — № 1. — С. 27—29.
  13. 1 2 Михайлов Б. Д. Каменная могила. «Промінь», Днепропетровск, 1979
  14. Акимова Л.И. Гениальный Никто // Древнее святилище Каменная Могила. — Киев: Аратта, 2001. — ISBN 966-7865-08-8.
  15. Колинько В., Корец М. Ищут «Пуп земли» // «Труд» (газета). — 01.03.2002. — № 036.
  16. Рассоха И. Н. О “дешифровке” А. Г. Кифишина.
  17. Рассоха И. Н. Проблема древнейшей письменности индоевропейцев.
  18. Указ Президента Украïни № 815/2008. Про надання Державному історико-археологічному заповіднику «Кам’яна Могила» статусу національного. Архивная копия от 13 сентября 2008 на Wayback Machine.
  19. Сайт газеты «Мелитопольские Ведомости».

Ссылки

  • Официальный сайт Национального историко-археологического заповедника «Каменная Могила»
  • Виртуальный панорамный тур по заповеднику

Словари и энциклопедии

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Каменная могила на Викискладе

  • Каменные могилы
  • Сурско-днепровская культура
  • Тэртерийские надписи
  • Уральские писаницы
  • Другие памятники: Кобыстан в Азербайджане, Зараут-Сай в Узбекистане, Шахты в Таджикистане и Бхимбетка в Индии
  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Рудинський М. Я. Кам’яна Могила (корпус наскельних рисунків), видавництво АН УССР, Київ, 1961
  2. 1 2 3 4 5 6 7 Даниленко В. М. Кам’яна Могила, «Наукова Думка», Київ, 1986
  3. Газета «Выбор», № 5 1992 год
  4. 1 2 Веселовский Н. И. Отчёт Императорской Археологической комиссии за 1890 г., Санкт-Петербург, 1893
  5. 1 2 3 4 5 6 Бадер О. М. Петрогліфи Кам’яної могили // Палеоліт і неоліт України. Том I. Випуск VI, видавництво АН УССР, Київ, 1949
  6. 1 2 3 4 Кифишин А. Г., Древнее святилище Каменная Могила. Опыт дешифровки протошумерского архива XII—III тысячелетий до н. э., «Аратта», Киев, 2001 ISBN 966-7865-08-8
  7. 1 2 Михайлов Б. Д. Петроглифы Каменной Могилы на Украине, Запорожье, 1994
  8. 1 2 Михайлов Б. Д. Каменная могила. «Промінь», Днепропетровск, 1979
  9. Акимова Л.И. Гениальный Никто // Древнее святилище Каменная Могила. — Киев: Аратта, 2001. — ISBN 966-7865-08-8.
  10. Колинько В., Корец М. Ищут «Пуп земли» // газета «Труд». — № 036 за 01.03.2002.
  11. УКАЗ ПРЕЗИДЕНТА УКРАЇНИ № 815/2008 Про надання Державному історико-археологічному заповіднику «Кам’яна Могила» статусу національного
  12. http://www.mv.org.ua/?i=3&j=6&m=16 Сайт газеты «Мелитопольские Ведомости»
  • Официальный сайт Национального историко-археологического заповедника «Каменная Могила»

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Мегалиты Европы

Армения

Зорац-Карер

Англия

Биркригг | Блухендж | Боскеднан | Стрелы дьявола | Китс-Коути | Каслриг | en:Doll Tor | en:Drizzlecombe | en:Grey Wethers | Hurlers | Длинная Мег | en:Nine Ladies | Раунд-Лоуф | en:Rollright Stones | Радстонский монолит | Северн-Котсуолдские гробницы | Стентон-Дрю | Стоуни-Литлтон | Стоунхендж | Суинсайд | Эйвбери

Джерси

Джерсийские дольмены | Ла-Хуг-Би

Северная Ирландия

en:Aughlish | en:Ballynoe Stone Circle | en:Beaghmore | Корик | Драмскинни | en:Legananny

Уэльс

Барклодиад-и-Гаурес | Брин-Келли-Ди | en:Carreg Coetan Arthur | Парк-Кум | en:Pentre Ifan | en:St Lythans | Тинкинсвуд

Шотландия

Анстен | Барпа-Лангас | Дворфи-Стейн | Carlin stone | Пиктские камни | Калланиш | en:Clach a’ Charridh | Clach an Truiseil | Драйбридж | en:Dupplin Cross | en:Easter Aquhorthies | Квонтернесс | Круг Бродгара | Мегалиты Стеннеса | Мидхау | Нэп-оф-Хауар | Скара-Брэй | en:Sheldon Stone Circle | en:Steinacleit | en:Strichen Stone Circle

Балканские страны

Кокино

Германия

Альтендорф | Голленштайн | Донзен-Зиддернхаузен | Кальден | Лора | Нидертифенбах | Ольдендорф | Цюшен | Шпелленштайн

Греция

Гробница Атрея

Ирландия

Ардгрум | en:Brownshill Dolmen | Бру-на-Бойн | en:Castlestrange stone | Глантан-Ист | Дромбег | Каменное кольцо Ураг | Камень Туруа | en:Knocknakilla | Карроукил | Карроумор | Лох-Крю | Михамби | Пулнаброн | Риск (дольмен)

Испания

Вьера | Куэва-де-Менга | Навета | Талайот | Таула | Эль-Ромераль

Италия

Гробница гигантов | Домус-де-Джанас | Нураги | Сардинский зиккурат

Мальта

Мегалитические храмы Мальты | Джгантия | Хаджар-Ким | Мнайдра | Та’ Хаджрат | Скорба | Таршиен | Хал-Сафлиени

Португалия

Алкалар | Алмендриш | Анта-де-Пендилье | Анта-Гранде-ду-Замбужейру | Коменда-да-Игрежа | Павия | Сан-Бриссуш

Россия

Дольмены Северного Кавказа | Дольмены Кемских шхер | Кудепстинский культовый камень | Мегалиты острова Веры | Шутов камень| Мостищенский лабиринт

Абхазия

Дольмены Западного Кавказа | Ацангуара

Скандинавия

Stone circles | Каменная ладья | Клеккенде-Хёй | en:Picture Stone | Рёсе

Украина

Каменная могила | Мергелева гряда

Франция

Барненес | Бугон | Гаврини | Гальярде | Диссиньяк | Кав-о-Фе | Карнакские камни | Керзерхо | Кукурудзу | Ла-Рош-о-Фе | Палагью | Табль-де-Маршан | Филитоса | Шан-Долан | Курган Эр-Грах | Менгир Эр-Грах

Относящиеся к теме:

Вишапы | Дольмены | Каирны | Коридорные гробницы | Кромлехи | Лабиринты севера | Мегалиты | Менгиры | Нураги | Ортостаты | Рёсе | Сейды | Сеси | Торре | Хенджи

См. также: Список мегалитических памятников Европы | Портал:Доисторическая Европа

Заповедник Каменные Могилы

Заповедник Каменные Могилы в Донецкой области — уникальное место, представляющее собой интереснейший памятник археологии и геологии, сочетающий в себе массу ценных исторических фактов, воплощенных в скалах и подземных захоронениях. Это священные, сакральные места с пятью гранитными скалами, окруженными кольцом курганов, стоящие посреди равнин Приазовской степи. Там есть на что посмотреть как простым туристам, так и исследователям, поэтому рекомендуем побывать в этом интересном месте хотя бы раз в жизни.

Заповедник Каменные Могилы в Донецкой области — где расположен и что из себя представляет

Заповедник Каменные Могилы расположен на границе Донецкой и Запорожской областей, занимая общую площадь порядка 300Га. Что же касается непосредственно гранитных образований, то они занимают около 200Га от всей территории заповедника.

Заповедник Каменные Могилы

Добраться до заповедника просто — он расположен примерно в 45 километрах от Мариуполя, на северо-западном направлении. Если ехать от города, то нужно выбрать трассу Т0803, ведущую на Запорожье. По ней нужно доехать до с. Новокрасновка, проехать его и уже за ним свернуть в съезд налево (там стоит крупный указатель Каменные Могилы, пропустить сложно). По съезду нужно будет проехать еще около 3 километров до с. Назаровка, что и будет конечной точкой автомобильного путешествия. В самом заповеднике передвигаться можно только пешком и только в определенных местах. Дирекция этих мест тщательно следит за всей территорией, поэтому пытаться проехать туда своим транспортом крайне нежелательно — это и природе повредит, и неприятности будут серьезные.

Заповедник Каменные Могилы

Координаты Каменных Могил в Донецкой области — 47.312304 37.076001 – 47°18’44″N 37°4’33″E.

Заповедник Каменные Могилы

Возвращаясь же к расположению заповедника можно описать его общий вид, то, каким он выглядит со стороны.

Заповедник Каменные Могилы

Если смотреть на это место с высоты птичьего полета, то заповедник вытягивается с северо-запада на юго-восток в виде пары гряд гранитных образований, пролегающих параллельно друг другу. Помимо гранита в заповеднике есть степной участок, пролегающий вдоль р. Каратыш (исходящей из р. Берда).

Заповедник Каменные Могилы

В Каменных Могилах выделяют пять основных гранитных образований, холмов, вершин и каждое имеет своё название, историю и интересные для посещения места. Эти возвышенности протянулись цепочкой и известны сейчас как Панорама, Острая, Южная, Витязь и Лягушка. Острая гора — самая высокая в Каменных Могилах — абсолютная высота этого образования составляет порядка 300 метров. Эти пять гор всегда называли Беш Таш и со стороны они выглядят как небольшая, но обособленная горная страна, испещренная ущельями, крутыми обрывами и склонами, гротами и пещерами, оврагами, плато и полянами, каменными истуканами и массой исторических памятных мест. Между каменными грядами расположено сухое русло р. Каратюк.

Заповедник Каменные Могилы

Между гряд Каменных Могил проходит степь, а в западной и южной частях заповедника образованы каменные плато и плоскогорье.

Заповедник Каменные Могилы — достопримечательности

Заповедник Каменные Могилы

Поскольку заповедник имеет сравнительно небольшую площадь, обойти все его основные достопримечательности в туристическом формате можно буквально за день. Если же это место вас заинтересует, то тут можно остаться для изучения на долгое время — до сих пор все тайны этого места не разгаданы до конца.

Заповедник Каменные Могилы

Что же касается достопримечательностей, то помимо искусственных и природных горных образований внимание привлекает местная флора, которая по последним данным на 2016 год содержит порядка 485 видов. Два из них встречаются только в Каменных Могилах — это василек ложнобледночешуйчатый и тысячелистник голый. Если вас интересует именно флора, то ехать на Каменные Могилы лучше всего весной — именно в это время года тут всё цветет и красота стоит неописуемая. А вот уже к июню заповедник в плане флоры постепенно блекнет и теряет свою насыщенность — большинство видов растений отцветают и иссыхают на солнце.

Заповедник Каменные Могилы

Что касается представителей фауны, то животный мир в Каменных Могилах тоже представлен во всей красе. Тут водятся лисицы, зайцы, множество змей (ужи, гадюки и другие виды), суслики и мыши, хомяки и ежи, енотовидные собаки, полевики. В зимнее время можно встретить волков и кабанов. В заповеднике много птиц, среди которых можно найти даже редкие виды, занесенные в Красную Книгу. А среди распространенных не редкость жаворонки и кукушки, дрозды и козодои, жуланы и овсянки, а также совы и множество других видов пернатых.

Заповедник Каменные Могилы

Что же касается рукотворных и гранитных образований, то о них стоит написать отдельно. Их много, начиная от памятного креста в честь самой первой битвы между русичами и монголо-татарами, заканчивая часовней Ильи Муромца с соответствующей уникальной иконой.

Заповедник Каменные Могилы — культовое место с богатой историей

Заповедник Каменные Могилы

По всему периметру заповедника раскиданы погребальные курганы. Их расположение кольцевое, двойное, строго определенного диаметра — внешний круг имеет диаметр в 20 километров, а внутренний — 18 километров. Каждый курган представляет собой сосредоточие культур самых разных времен и содержит в себе надписи и наскальную живопись, отсылающую по стилю к искусству Месопотамии, шумеров, скифов и других кочевых племен, которые в то или иное время населяли нашу землю.

Заповедник Каменные Могилы

Достопримечательность и одна из «визитных карточек» заповедника — каменные бабы, которые в большинстве своём сосредоточены в степной местности Каменных Могил, а также расставлены около главной резиденции — дирекции заповедника. Каменные бабы представляют собой интересные скульптуры, высеченные полностью из камня в древние времена и возраст некоторых насчитывает не одну тысячу лет.

Заповедник Каменные Могилы

Одна из важнейших достопримечательностей Каменных Могил, о которой уже упоминали выше — гора Острая, одна сторона которой исписана древними письменами и содержит богатую наскальную живопись. Речь идёт о камне, который выделяется на Острой и, возможно, именно поэтому в древние времена он послужил местом для увековечивания чего-то важного для древних, но до сих пор не разгаданного современными археологами. Сам камень сделан из розового гранита и покрыт разными видами мха.

Заповедник Каменные Могилы

Важной вехой в истории Каменных Могил был 1223 год — тогда именно в этом месте произошла всем известная еще со школьных времен битва на реке Калке. Русичи бились с татаро-монгольским войском и проиграли. По историческим документом в этом месте погибло более 300 тысяч русичей, поэтому в более современное время тут поставили памятный крест и маленькую часовню — этот небольшой мемориал достаточно интересен и мы рекомендуем с ним ознакомиться.

Заповедник Каменные Могилы

Каменные Могилы в Донецкой области — заповедник не очень популярный, но достаточно интересный для широкого круга туристов. По нему есть масса интересной информации, которую рекомендуется освоить перед посещением этого места. Ведь без знания истории конкретных достопримечательностей, а также истории места в целом, бродить среди каменных глыб будет не очень интересно и туриста это займет максимум на пару часов.

Заповедник Каменные Могилы

Если же внимательно и тщательно изучить все имеющиеся источники информации по Каменным Могилам, то можно приехать на это место правильно настроившись и получив удовольствие даже от беглого осмотра всех его достопримечательностей.

Заповедник Каменные Могилы

Также рекомендуем посетить местный музей, в котором собрано множество мелких археологических предметов, найденных в то или иное время на территории заповедника. В местном музее Каменных Могил есть и интересная информация, которая будет не лишней перед обходом и осмотром заповедника. Там же, в музее, или же среди местных в с. Назаровка можно заказать экскурсию с интересной историей, как в частном порядке, так и для групп туристов.

Заповедник Каменные Могилы

Кроме того, отдельно стоит сказать, что Каменные Могилы — очень красивое и фотогеничное место, в котором можно наснимать много действительно впечатляющих фотографий!

Leave a Comment