Каменные статуи острова пасхи

Как называются огромные статуи со знаменитого острова Пасхи?

Другие ответы на вопросы

  • Как в игре пейнтбол называется оружие, которым стреляют шариками в игроков. 6 букв
  • В романе “Дервиш и смерть” встречается герой Ахмед, который боролся за справедливость и правду. К какой армии он относился во время службы? 9 букв
  • Назовите фамилию рекордсмена который стал единственным на планете человеком который может находится под водой без кислорода более 20 минут. 5 букв
  • Знаменитый Американский актер, снимающийся в основном в гонках или боевиках, а также имеет премию телеканала MTV? 6 букв
  • В старину запрещали играть с ножами и говорили, что это приведет..? К чему? 5 букв
  • Единственное ядовитое млекопитающее в мире 7 букв
  • Благодаря какому событию, произошедшему в 1870-1871 годах, родилась первая иллюстрированная почтовая карточка? 5 букв
  • Опару для блинов на масленицу стряпухи готовили с особыми обрядами. Считалось будто бы из-за этого, что опару делали вот из этого блины получались более белыми и рыхлыми. 4 буквы
  • 9 букв
  • Как звали королеву Италии, которой очень понравилась, изобретенная в 1889 году неаполитанцем Рафаэле Фазитта пицца? 9 букв

ИДОЛ

  • «Заменитель» иконы
  • божество
  • божество дикарей
  • божество дикарейфанатиков
  • божок
  • божок в языческой общине
  • божок, истукан
  • болван язычников
  • бревно с «лицом»
  • бурхан у монголовбуддистов
  • деревянный божок
  • деревянный божок дикаря
  • деревянный истукан
  • деревянный кумир
  • збручский … (божество)
  • золотой телец по сути
  • истукан
  • каменный «житель» острова Пасхи
  • каменный бог язычника
  • каменный божок с острова Пасхи
  • каменный истукан
  • каменный кумир
  • кумир
  • кумир миллионов
  • мнимое божество
  • объект поклонения
  • объект поклонения фаната и язычника
  • объект поклонения язычника
  • объект фанатичного поклонения
  • пАСХИльный истукан
  • пасхально-островной истукан
  • поверженный у Кэрола Рида
  • предмет поклонения
  • предмет преклонения
  • предмет слепого поклонения
  • рассказ русского писателя И. Бунина
  • статуя
  • фетиш
  • фигура язычников
  • фигура, которой поклоняются
  • чтилище
  • шигирский …
  • языческая «скульптура»
  • языческая должность каменных баб
  • языческая статуя
  • языческая фигурка
  • языческий божок
  • языческий заменитель иконы
  • языческий истукан
  • языческое звание каменных баб
  • «золотой телец»
  • бесчувственный объект поклонения
  • изображение языческого божества
  • кумир фан-клуба язычников
  • рассказ И. Бунина
  • статуя, которой язычники поклоняются как божеству
  • языческий божок, которым становятся для толпы некоторые кумиры
  • кумир из камня
  • болван, доводивший до экстаза язычников
  • истукан, божок
  • на него молятся
  • божество первобытных
  • кумир язычников
  • тотем
  • истукан на капище
  • духи от Джорджио Армани
  • билли, английский рок-певец (БКА)
  • статуя с острова Пасхи
  • предмет обожания
  • трёхмерн. «икона» с острова Пасхи
  • истукан острова Пасхи
  • трехмерн. «икона» с острова Пасхи

Каменный «житель» острова Пасхи

Примеры употребления слова идол в литературе.

Он знает, какой это идол для двора, а в особенности для ближайшего окружения австриячки, Сиреневой лиги, — мода.

Чем дольше Барановский служил в белой армии, тем больше убеждался, что белые просто-напросто хотят залить кровью, закидать трупами ту огромную трещину, которая появилась на жирном чреве золотого истукана — идола старого, подлого мира, мира лжи, насилий и угнетения.

До этой святыни, поставленной дворянской честью и военным самолюбием, редко кто смеет касаться, да и редко кто так самобытно поставлен, чтоб безнаказанно мог оскорблять кровавый идол и принять на себя нарекание в трусости.

Вспомните, как один из коммунистических главарей — меднолобый, похожий на идола с бородавчатым лицом — ах, личико, одно личико чего стоит!

Некогда флорентийский зодчий, Филиппе Брунеллески,— продолжал Мерула,— под своим домом, в таком же точно погребе, нашел мраморную статую бога Меркурия: должно быть, в то время, когда христиане, победив язычников, истребляли идолов, последние поклонники богов, видя совершенства древних статуй и желая спасти их от гибели, прятали изваяния в кирпичные подземелья.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Идолы Моаи: «Истуканы Острова Пасхи»

Главной достопримечательностью знаменитого и загадочного острова Пасхи (исп. Isla de Pascua; рап. Rapa-Nui) являются статуи Моаи, или Истуканы острова Пасхи. Практически повсеместно возвышающиеся вдоль южной части острова, на протяжении многих веков эти загадочные исполины не дают покоя ученым умам человечества.

По неведомым причинам полинезийцы (обитатели Океании, первые жители о-ва), обосновавшиеся на острове приблизительно в 1000 г. н.э., занимались высечением гигантских статуй Моаи (на протяжении ок. 1200-1500 гг.). Эти истуканы сегодня считаются одними из самых таинственных и необъяснимых древних артефактов на планете.

Моаи (рап. Moai) — каменные идолы на побережье о-ва Пасхи, представляющие собой огромные статуи в форме человеческой головы с частью туловища по пояс. Типичный дизайн статуй — угловатые мрачные лица с выступающим подбородком, плотно сжатыми губами и низким лбом.

Доселе неизвестно, зачем древние островитяне начали массово создавать эти гигантские изваяния. Первые монолитные скульптуры высотой с человеческий рост вырубались из базальта. Затем островитяне начали изготавливать их из мягкого вулканического туфа (спрессованного вулканического пепла). Только 53 статуи Моаи были сделаны не из туфа, а из других пород.

«Обитель» статуй Моаи

Расположенный почти в самом центре о-ва, кратер потухшего вулкана Рано-Рараку (исп. Rano Raraku; 160 м) является местом, где высекались знаменитые гиганты. Над их созданием от зари до зари трудились десятки, а может быть и сотни мастеров. Сегодня на склонах кратера можно увидеть следы их кропотливой работы. Здесь же разбросаны незаконченные фигуры статуй. Вероятно, их создание происходило с соблюдением каких-то важных ритуалов и церемоний. Ученые уверены, что вулкан Рано-Рараку для местных жителей того времени был на самом деле священным местом.

Если в ходе ваяния статуи происходил какой-либо дефект — это считалось дьявольским знаком. Поэтому скульпторы немедленно бросали резку статуи и принимались за высечение другой. Таким образом, более 390 скульптур так и осталась незавершенными и оставленными здесь же. С годами многие из них были погребены под толстыми слоями обвалившегося пепла.

Когда статуя была высечена и отделялась от перемычки, соединяющей ее с кратером, фигура истукана скатывалась по склону вниз, к основанию вулкана. Здесь истуканы предположительно ставились в вертикальное положение для окончательной обтески. Далее готовые статуи перетаскивались по целой сети дорог и устанавливались в строго предназначенных местах, разбросанных почти по всему побережью острова. Иногда их перемещали и устанавливали на расстояния свыше 20 км, выстроив в итоге почти сплошную линию монументов вдоль побережья острова.

По мере приближения к Рано-Рараку гигантские головы становятся более частыми, а у основания вулкана они буквально усеяны вдоль склона, образуя кульминацию процессуального маршрута к вулкану. Это должно означать возрастающий уровень важности этого места.

Загадки истуканов острова Пасхи

Когда в 1722 г. на остров высадились первые европейцы, они с удивлением обнаружили около 1000 величественных статуй. Впрочем, многие из них валялись на земле. Именно, большинство каменных изваяний были просто разбросаны вдоль дорог. Именно поэтому, многие ученые долгое время считали, что истуканы Моаи были оставлены неуклюжими строителями, которые сбрасывали сломанные статуи вдоль прибрежных дорог. Тем не менее, это было не так. Дороги были всего лишь протоптаны в ходе установки идолов. Т.е. сами дороги не были построены специально, а использовались исключительно для транспортировки фигур. С течением времени (из-за землетрясений, цунами и прочих внешних факторов) многие статуи повалились на землю, что также запутало археологов.

Однако, все статуи устанавливались строго на отведенных для них каменных пьедесталах — аху (рап. Аhu). Они представляли собой хорошо отшлифованные каменные платформы — закопанные тела статуй, немного наклоненные в сторону моря. Некоторые статуи установлены группами на постаментах высотой до 2-3 м. и длиной до 150 м. Самым известным таким постаментом с группой статуй являются знаменитые Аху-Тонгарики (рап. Ahu Tongariki).

Аху-Тонгарики

Но каким образом многотонные истуканы Моаи транспортировались в различные отдаленные места острова? По сей день на этот вопрос нет четкого ответа. Одни лишь гипотезы…

По рассказам современных островитян «к своим местам идолы Моаи …шли сами». Согласно легенде древних Полинезийцев, в каменные истуканы острова Пасхи была заключена сверхъестественная сила предков первого короля острова — Хоту-Мату’а. Т.е. статуи были одарены божественной силой — душой, позволяющей статуям передвигаться самостоятельно.

Впрочем, исследователи уверены, что огромные статуи все-таки передвигались людьми. Несмотря на то, что трудно себе представить, каким образом люди из каменного века, без специального оборудования и современных технологий передвигали многотонные монолиты. Вероятно, волоком в горизонтальном положении, при помощи различных деревянных рельс, упоров и прочих приспособлений. Существует и другая версия, согласно которой статуи переносили в вертикальном положении, перемещая их, раскачивая их из стороны в сторону, затянув несколькими канатами (см. видео). Именно таким образом перекантовки они заставляли статуи «шагать». В этом вопросе мнения ученых разделились.
Как все это выглядело в действительности, остается еще одной, неразгаданной загадкой цивилизации острова Пасхи. Как и причина, по которой жители крошечного острова тратили силы и время на создание многочисленных каменных исполинов. Существует распространенное мнение, что Истуканы острова Пасхи являются как бы его стражами, наводя страх на непрошенных гостей. Однако, это не совсем так. Все статуи (кроме группы статуй Ahu Akivi, состоящей из 7 фигур в середине о-ва) стоят на побережье и «смотрят» не в сторону моря, а вглубь острова.

Аху-Акиви — единственные статуи острова Пасхи, которые смотрят в сторону океана.

Некоторые специалисты считают их стражами умерших, которые мощными спинами защищали покойных от природных стихий. Таинственные исполины, безмолвно выстроились в линию на побережье, повернувшись спиной к Тихому океану. Словно мощная армия, охраняющая покой своих владений и их жителей.

Несмотря на некоторую примитивность идолов Моаи, истуканы острова Пасхи все-таки завораживают. Особенно внушительно гиганты смотрятся вечером, в лучах заходящего солнца, когда на фоне неба вырисовываются лишь огромные, леденящие кровь силуэты…

Шляпы

Головы многих каменных истуканов украшали «шляпами» (рап. Pukao) из горной породы красноватого цвета. Возможно они были сделаны из добытого красного вулканического камня уже позже, приблизительно в конце XVI века.

Причина этих «шляпных дополнений» неизвестна. Но некоторые ученые предполагают, что они придавали статуям некое выражение пущей власти.

Крах цивилизации Рапа-Нуи

Цивилизация Рапа-Нуи достигла своего расцвета, потом произошло нечто ужасное.

Необъяснимая одержимость островитян в возведении таинственных истуканов привела к беспощадному использованию природных ресурсов и разорению о-ва. Слепое стремление заполонить остров статуями привела к тотальному истощению лесных ресурсов острова. Лес, который был необходим для транспортировки огромных фигур, беспощадно вырубался. Европейцы, впервые ступившие на остров Пасхи, поражались, как в таком пустынном месте могли выжить люди. Это перестало быть загадкой, когда последние исследования показали, что в древности остров был покрыт густым лесом, здесь был изобильный тропический рай.

Видимо, ресурсы о-ва казались неисчерпаемыми, деревья вырубались на постройку жилищ и каноэ, а гигантские пальмы — для транспортировки моаи.

Уничтожение леса привело к эрозии почвы и ее истощению. Скудные урожаи, нехватка еды приводили к вооруженным конфликтам между островными кланами, Моаи — символы власти и успеха свергались. Борьба со временем все более ожесточилась. Таким образом в конце концов, к приезду европейцев, культура Рапа-Нуи полностью исчезла.

Интересные факты

  • Мало кто знает, но у всех статуй острова Пасхи в их глубоких глазницах были установлены глаза из белого вулканического стекла или кораллов. Со временем они выпали и сейчас лишь один истукан имеет уцелевшие глаза.
  • Любопытно, что цивилизация Рапа-Нуи не использовала бесчисленную армию рабов и ресурсов для создания своих монументов, как это делалось в культурах Древнего Египта, Китая и прочих культурах «эпохи деспотизма». Горстке жителей острова Пасхи удалось увековечить свои творения, используя исключительно свой интеллект, законы физики и скудные минеральные ресурсы острова.
  • Средний размер статуй Моаи составляет 3-5 м, реже он достигает 10-12 м. Средняя ширина их основания — 1,6 м. Вес — около 5 тонн, реже 10 и более тонн. При этом самая крупная из установленных статуй весит не более 15 тонн.

Крупнейший истукан острова Пасхи — «El Gigante» размером около 21 м. и примерным весом более 27 тонн. Но эта статуя не отделена от стенки кратера вулкана, т.е. она так и не была завершена.

Самый загадочный остров

Остров Пасхи таит в себе множество тайн и загадок. Долгие годы учёные пытаются, один за другим, открыть его секреты. Удивительная цивилизация, существовавшая на острове около двух тысячелетий назад, оставила потомкам впечатляющие фигуры моаи. По предположению исследователей, гигантские истуканы – это обожествлённые фигуры предков и родственников древних полинезийцев.

Согласно исследованиям, сама цивилизация практически прекратила своё существование задолго до того момента, когда на остров ступила нога человека. Версий, почему это могло случиться, выдвигалось две: убийственная война, истребившая существовавшие на острове племена, и истощение природных ресурсов острова.

Однако изучение разных видов наконечников копий «мата’а» позволило сделать вывод о том, что они не были орудием убийства, а могли лишь ранить противника. Поэтому предположение об исчезновении цивилизации в результате войны своего подтверждения не нашло.

Скорее, имело место истощение ресурсов, а затем и прибытие на остров европейцев с фактической его оккупацией работорговцами. В то время культура моаи уже почти полностью исчезла и была заменена более агрессивной культурой «птицечеловеков». Таким образом, где-то к середине XIX века были полностью уничтожены остатки древней цивилизации.

Уничтожение самой культуры и носителей языка и стало основной трудностью в разгадке секрета каменных истуканов. Учёных крайне беспокоил вопрос о появлении на истуканах пукао, этих удивительных шляп, весящих до 15 тонн каждая.

Изучение исполинских скульптур показало: туловище и шляпа содержат разные вулканические породы, которые расположены на очень большом расстоянии друг от друга, в разных концах острова. Американские антропологи потратили много лет на поиски разгадки и наконец-то смогли ответить на животрепещущий вопрос о механизме постройки истуканов моаи.
Исследователи приняли во внимание не только состояние поверхности и наличие царапин и повреждений на истуканах и их шляпах, но и все найденные артефакты и состояние грунта острова.

Древние учёные моаи

В результате скрупулёзных расчётов был сделан вывод о единственно возможном способе водружения шляпы на голову истукана. При этом вопрос решался малыми силами: не требовалась колоссальная вырубка лесов и участие большого количества людей в строительстве.

Сами статуи оказались изготовлены таким образом, что имели свойство самостоятельно выпрямляться, если появлялся не слишком большой наклон. Это давало возможность передвигать статуи, слегка сдвигая их попеременно в разные стороны. Таким способом сегодня люди двигают большие громоздкие предметы, маленькими шагами из стороны в сторону. Истуканы медленно, но верно перемещались на значительные расстояния.

А вот шляпы попадали к истуканам готовыми не полностью. От каменоломни, где делались заготовки пукао, их просто катили, что подтверждается царапинами на поверхности. Уже возле истукана, для которого шляпа предназначалась, заготовку дорабатывали и, используя весьма простой способ, надевали на каменного владельца.

Аборигены острова Пасхи сооружали из песка и щебня довольно пологую горку, затем оборачивали верёвку вокруг пукао и привязывали её к истукану. Вытягивая свободный конец, поднимали шляпу на горку, где её просто поворачивали на бок и помещали на голову монумента.

Данная версия нашла множество доказательств: остатки горок у некоторых лежащих истуканов, выемка на пукао, с помощью которой и держится шляпа на голове. Дополнительным подтверждением служил и тот факт, что все истуканы изначально стояли под небольшим наклоном к земле. Именно этот наклон и давал возможность надевать шляпу на монумент, а затем выпрямлять его, просто удаляя некоторые камни сзади постамента.

Данный способ позволял обойтись без участия большого количества людей. Для установки исполинов древние полинезийцы применили свой острый ум, законы физики, горстку людей и небольшое количество природных ресурсов. И на века оставили память о себе.


Ещё одна уникальный сидящий моаи Тукутури.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Leave a Comment