Карлов мост

Парлерж, Петр

Петр Парлерж (Петер Парлер) (чеш. Petr Parléř, нем. Peter Parler; 1330 или 1333, Швебиш-Гмюнд — 13 июля 1399, Прага) — немецко-чешский архитектор и скульптор, известнейший представитель архитектурной династии Парлеров.

Родился в семье зодчего Хайнриха Парлера, бывшего родом из Кёльна. Братья Петра, Йоханн и Михаэль, также оставили след в истории готики. Узнав о работах Парлеров в Швабии, Карл IV пригласил Петра достроить Собор Святого Вита после смерти предыдущего архитектора, Матьё Аррасского. При строительстве собора Парлерж не только использовал ряд нововведений инженерного характера (например, сетчатые своды), но и уделял большое внимание декоративным элементам — украшениям колонн и окон, скульптурам.

Парлерж сформировал архитектурный облик Нове-Места, построил Карлов мост и башни при нём, а также церковь Всех Святых в Пражском Граде. Им или под его влиянием были созданы нюрнбергская Фрауэнкирхе, алтарь церкви св. Варфоломея в Колине и ряд меньших построек в Богемии, Силезии, Моравии и Верхнем Пфальце. Он был плодовитым скульптором, работы которого долгое время вызывали подражания.

Парлерж скопил состояние, умер в Праге и был похоронен в Соборе Св. Вита. Его сыновья, Венцель и Йоханн, пошли по стопам отца. Наиболее известен Ян Парлерж Младший, один из архитекторов Храма Святой Варвары в Кутна-Горе.

В 1942 году изображение бюста Петра Парлержа было помещено правительством Протектората Богемии и Моравии на купюру достоинством в 1000 крон.

В 1988 году астроном Антонин Мркос назвал в честь Парлержа открытый им астероид 6550.

>Bookitut.ru

Собор Святого Вита

В центре Пражского Града возвышается собор Святого Вита – выдающееся произведение не только чешской, но и европейской архитектуры в целом. Этот храм является духовной и национально-исторической святыней Чехии. Здесь погребены многие чешские короли, здесь хранятся коронационные регалии средневекового чешского государства.

С 926 года на месте современного грандиозного храма стояла небольшая церковь-ротонда Святого Вита, построенная князем Вацлавом Святым. В последней четверти Х века она стала епископским храмом. В 1060–1096 годах на месте ротонды построили трехнефную базилику.

В 1344 году Пражское епископство было преобразовано в архиепископство. Таким образом Чехия получила самостоятельную церковную организацию, чего безуспешно добивались чешские правители начиная с Х века. В связи с этим повышением статуса Праги пражский маркграф принц Карл – будущий король Карл IV – задумал строительство нового собора, призванного символизировать славу Чешского королевства. По замыслам честолюбивого Карла, он должен был стать сооружением, какого еще не видела Центральная Европа.

Собор Святого Вита.

Средства на эту дорогостоящую затею собирались на протяжении нескольких лет. Король Ян Люксембургский повелел отчислять на нужды строительства десятую часть прибыли от серебряных рудников. В 1344 году в Прагу приехал французский архитектор Матье из Арраса. Он был назначен на должность главного строителя Праги. Принц Карл познакомился с Матье еще в Париже и, по-видимому, еще там начал обсуждать с ним план будущей постройки. Так что архитектор привез в Прагу, кроме своего богатого опыта, уже готовые чертежи будущего храма.

Матье разработал проект собора Святого Вита на основе схемы, традиционной для готических соборов Южной Франции – трехнефная базилика с венцом капелл, окружающим алтарную часть. 21 ноября 1344 года в присутствии короля Яна Люксембургского и его сыновей состоялась торжественная закладка первого камня. Мастер Матиаш, как стали называть Матье в Чехии, начал возведение собора с восточной его части, не трогая до поры до времени старой базилики. Вскоре та оказалась в соседстве высоких колонн, образовавших круговой контур будущего хора. В 1344–1352 годах архитектор возвел пять капелл, нижние стены хора и девять пилонов главного нефа. Когда эти стройные, словно рвущиеся к небу столбы уже превзошли высоту романских башен старой базилики, Матье из Арраса умер. Это случилось через восемь лет после начала строительства.

Замену мастеру Карл IV – теперь уже король чешский и император Священной Римской империи – искал целый год. В конце концов он обратился за помощью к семье знаменитых строителей Парлержей из швабского города Гмюнда. Старый мастер Йиндржих Парлерж взяться за это дело не пожелал, но порекомендовал Карлу IV своего 23-летнего сына Петра. Несмотря на молодость, Петр Парлерж прошел хорошую школу строительного искусства: он учился и работал в Кёльне, затем в Гмюнде, побывал во Франции и Англии. Он принадлежал к кругу тех немецких мастеров, которые ориентировались на образцы готической архитектуры Северной Франции. Сильное влияние на Петра Парлержа оказал строившийся в ту пору знаменитый Кёльнский собор. В результате молодой архитектор приехал в Прагу, переполненный новыми идеями.

Петр Парлерж руководил строительной артелью собора Св. Вита на протяжении 44 лет. Именно благодаря Парлержу было создано прекрасное, своеобразное произведение готического искусства.

Стиль Матье из Арраса отличается утонченностью, кристальной чистотой и точностью форм, но в то же время производит впечатление чего-то слишком рассудительного. Но Парлерж всегда стремился к смелым, необычным решениям. Этот молодой мастер из Гмюнда не только смело изменил академичный проект Матье, но абсолютно по-новому подошел к решению стоявших перед ним задач, а когда дело дошло до самого сложного этапа строительства – сооружения сводчатых перекрытий высокого центрального нефа, он применил остроумный и эффектный метод фиксирования несущих опор, прежде еще никем не использовавшийся.

Король Карл одобрял смелые идеи зодчего и оказывал ему всяческую поддержку. Он распорядился передать в ведение всю Градчанскую площадь, где была устроена огромная каменотесная мастерская под открытым небом. В строительстве собора принимали участие самые талантливые в чешских землях каменщики, скульпторы, художники, литейщики.

Парлерж успел возвести восточную часть храма и заложить основание южной башни. Его сыновья Вацлав и Ян, вставшие во главе строительства после смерти отца в 1399 году, завершили сооружение хора и южного портала. В начале XV века был торжественно заложен поперечный неф. Его колонны вырастали рядом с готовым хором и сразу же перекрывались сводами. И вот рабочие уже разбирают остатки раннесредневековой базилики, чтобы освободить место для южной башни… Однако в конце 1418 года, при короле Вацлаве IV, строительство башни было внезапно прервано. Предание рассказывает, что придворный астролог предсказал королю Вацлаву, что тот умрет перед Святовитской башней. Тогда король приказал немедленно снести ее. Реальная же причина была гораздо прозаичней: в 1419 году начались длительные гуситские войны. Строительство собора приостановилось.

Собор Святого Вита. Надгробие Святого Яна Непомука.

Более столетия временная крыша незавершенной башни выдерживала потоки дождевой воды и жар солнечных лучей. Лишь при короле Владиславе II сюда вернулись строители. Архитектор Бенедикт Рейт заложил северную башню и опоры центрального нефа. Однако его попытка быстро достроить собор Св. Вита (1509–1511) потерпела неудачу.

2 июня 1541 года на Пражском Граде вспыхнул необычайной силы пожар. В огромном костре пылали дома, дворцы и храмы. Драночная крыша башни собора Святого Вита вспыхнула, словно факел. С грохотом падали колокола, пробивая огромные дыры в кровле. Каменные своды трескались от нестерпимого жара, через расплавившиеся окна пламя проникло в Святовацлавскую часовню… От Пражского Града осталось лишь пепелище. Над руинами домов мрачно царили закопченные стены недостроенного собора. Погибли прекрасные картины и драгоценное убранство Святовацлавской капеллы…

В 1560-е годы, во время реставрационных работ, архитектор.

Б. Вольмут сумел достроить северную часть собора. На этом стройка замерла на долгие столетия, хотя собор все равно жил – в нем совершались богослужения, устраивались торжественные церемонии. Строительство храма возобновилось только на рубеже XIX–XX веков. В основном сохранив замысел Петра Парлержа, чешские архитекторы Й. Краннер, Й. Моцкер и К. Гильберт в 1873–1929 годах возвели западную часть собора. Над ней в мощном порыве устремились ввысь две новые парные башни. Южную башню строители сохранили в том виде, какой она обрела в 1770 году, когда Н. Пакасси увенчал ее медными маковками луковичной формы. Так сложился современный облик собора Святого Вита – выдающегося памятника чешской архитектуры, который определяет силуэт всего Пражского града. Так завершилось строительство, которое наряду с постройкой Кёльнского собора стало одним из самых длительных «долгостроев» Европы.

Сегодня в соборе, в главной части хора над алтарем, можно видеть скульптурную портретную галерею основателей и первых строителей храма: Матье из Арраса, Петра Парлержа (оба мастера похоронены в стенах собора, в капелле Марии Магдалины), короля Карла IV и членов его семьи, архиепископов Праги и других лиц, причастных к строительству собора. Эта галерея – единственный памятник подобного рода в западноевропейском средневековом искусстве. Она выглядит данью уважения к выдающимся мастерам и к их искусству.

Фасады собора Святого Вита украшает обильная каменная резьба. Весь хор окружен изумительным готическим каменным «лесом». Здесь всюду кипит жизнь – в многочисленных звериных масках, фигурах, переплетении листьев и крестоцветов. О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают каменные фигуры химер, украшающие водостоки. Этот мотив был весьма характерен для средневековой Франции.

Могущественной доминантой этого волнующего мира готики является южная башня собора, ставшая олицетворением Пражского Града, символом Праги. Высоко взметнувшая свой шпиль, башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самой высоким сооружением Праги. В этой башне висит самый большой в Чехии колокол «Сигизмунд». Весящий 17 тонн, он был отлит в 1548 году мастером Томашем Ярошем из Брно. На вершину башни ведет лестница с довольно крутыми ступенями. Стоит преодолеть нелегкий подъем, чтобы с высоты птичьего полета полюбоваться живописной панорамой чешской столицы.

Южный портал служил в качестве торжественного входа с собор со стороны королевского дворца, поэтому Петр Парлерж работал над ним с особой тщательностью. Над порталом взлетает огромное окно, скорее, даже целая система окон, заключенных в объединяющую их стрельчатую арку, словно затканную готическими украшениями. Тонкие столбики и еще более тонкие ажурные орнаменты так легки и воздушны, будто сделаны они не из камня. Они напоминают скорее изящную резьбу из слоновой кости или серебряные кружева. Арка заполняет почти всю плоскость стены и по ширине соответствует трем стрельчатым порталам внизу.

Ниже, над центральным порталом, сверкает на солнце мозаика «Страшный суд» (1371–1372) – самая древняя мозаика в Чехии. Ее создали флорентийцы, но, видимо, в содружестве с чешскими мастерами, потому что в мозаике присутствуют такие художественные элементы, которые нигде в Европе больше не встречаются. В тональности мозаики преобладает золотой цвет. Он-то и дал название южному входу в собор Святого Вита – Золотые ворота.

Сквозь яркие витражи окон солнце бросает мерцающие пестрые пятна на выложенный светлыми плитами пол огромного центрального нефа. Пространство, открывающееся перед вошедшим в собор зрителем, потрясает с первого взгляда. Здесь все подчинено идее устремленности ввысь. Стена второго яруса выглядит сплошным кружевом оконных переплетов, льющиеся через них лучи света, окрашенные цветными стеклами, создают в соборе постоянное ощущение солнечного дня. Прекрасные витражи, созданные известными чешскими живописцами ХХ столетия М. Швабинским, К. Сволинским, Ц. Боудой, придают праздничную торжественность холодно-величавым рядам стройных колонн. Часть витражей выполнена по эскизам знаменитого чешского художника рубежа XIX–XX веков Альфонса Мухи.

Находящиеся в соборе многочисленные скульптурные бюсты членов королевской фамилии во главе с Карлом IV, а также надгробия чешских князей и королей в капеллах хора (1365–1385), изготовлены в мастерской семейства Парлержей. Эти скульптуры поражают совершенством скульптурной формы, в ряде случаев напоминая собой лучшие образцы итальянской пластики XV столетия. Все портреты не только строго индивидуальны, но мастеру даже удалось передать психологическое состояние своих героев. Мудр и чопорен Карл IV, исполнен живости его сын и преемник Вацлав IV, устремивший куда-то вдаль свой взор… Рядом – полные женственности портреты королев Бланки Валуа и Анны Пфальцской, лукава и чувственна Анна Свидницкая, третья супруга короля Карла. На лице матери Карла IV, королевы Элишки Пржемысловны, блуждает трепетная улыбка, как бы освещая его изнутри. Складки покрывала на голове переданы с таким мастерством, что можно едва ли не осязать руками мягкость ткани, созданной из холодного камня. Лицо каноника собора Св. Вита Микулаша Голубца полускрыто складками небрежно накинутого капюшона, лоб изборожден морщинами, глаза глубоко запали. Что за внутренний огонь сжигает этого человека? Архитектора Петра Парлержа скульптор изобразил человеком внутренне сосредоточенным, с твердым характером, острым, всепроникающим взглядом…

В центре собора – ступени, ведущие в подземелье. Здесь похоронены чешские князья и короли: Карл IV, Вацлав IV, Рудольф II, Ииржи из Подебрад. Рядом – надгробия славных создателей храма, Матье из Арраса и Петра Парлержа. Великие зодчие похоронены рядом с королями.

Замечательным творением Петра Парлержа в соборе Святого Вита является капелла Святого Вацлава (1362–1364), которую называют сокровищницей чешского готического искусства. Капелла построена над гробницей Святого Вацлава, чешского князя в 924–935 годах, считающегося небесным покровителем Чехии. Легенды рассказывают, что князь Вацлав служил в этой часовне полуночные мессы, а чешские князья пели Святовацлавский хорал – одно из самых древних чешских музыкальных сочинений. Писатель Ян Неруда вспоминал, как маленьким мальчиком прокрался он однажды вечером в собор Святого Вита и, затаив дыхание, ждал: вот пробьет полночь, и он увидит князя Вацлава, услышит пение его дружины. Мальчик прятался в нише на хорах и вскоре действительно услышал пение. Но это пели самые обыкновенные люди, в числе которых была его мать…

Работая над Вацлавской капеллой, Петр Парлерж в полной мере дал волю своей творческой фантазии: ведь это было место погребения первого и самого почитаемого в Чехии князя из рода Пржемысловичей, и зодчему требовалось окружить его особенно торжественной атмосферой. Парлерж решил создать замкнутое, квадратное в плане пространство, использовав абсолютно новую схему перекрытия. Так в готической архитектуре родился сетчатый свод – легкий, упругий и нарядный.

В центре капеллы возвышается статуя Святого Вацлава работы Петра Парлержа. Князь изображен в доспехах, в полном вооружении. Лицо Вацлава не наделено индивидуальными чертами, однако выражение лица передано с удивительной живостью. В образе Св. Вацлава Петр Парлерж выразил идеал святого короля. Эта скульптура резко контрастирует с исполненными драматического пафоса надгробиями членов династии Пржемысловичей. Здесь основной темой стала идея недолговечности человеческой жизни, суетности и бренности всего земного. В то же время мастер постарался подчеркнуть величие деяний правителей из рода Пржемысловичей, выступающих воплощением идей чешской государственности.

Собор Святого Вита, строившийся на протяжении столетий, вошел в золотой фонд Чехии. Играя роль своеобразного центра чешского средневекового искусства, он оказал большое влияние на развитие чешской культуры.

Немного истории

Место названо в честь святого Вацлава — покровителя Чехии. Интересно, что здания на площади построены таким образом, что образуют многочисленные пассажи — проходные дворы, соединяющие Вацлавскую площадь со многими оживленными улицами города. Жители Праги часто сокращенно называют площадь Вацлавак.

Нове Место, части которого предстояло стать Вацлавской площадью, было открыто в Праге в 1348 г., здесь расположились несколько рынков, в частности Скотный — современная Карлова площадь, Сенной — Сеноважная площадь, и Конский рынок, который собственно и переименовали в 1848 г. в Вацлавскую площадь.

Вацлавская площадь в Праге

До 1848 г. Вацлавак назывался Конским рынком, поскольку в Средние века на этом месте проводились лошадиные ярмарки. Современные очертания площадь приняла лишь ближе к 1920 году. В это время здесь появились магазины, банки, рестораны и отели. Чуть позже сложился торговый и деловой центр города — так называемый «Золотой крест» — Вацлавская площадь и примыкающие к ней улицы 28 Октября и На Пршикопе.

Главная достопримечательность площади — конная скульптура Святого Вацлава, установленная в 1912 году. Автор памятника — Йозеф Вацлав Мысльбек. Именно «под хвостом» этого памятника назначают встречи местные жители и туристы.

Вацлавская площадь напоминает бульвар — она почти километр в длину.

За спиной Вацлава расположено здание Национального музея, построенное в 1890 г. Йозефом Шульцем. Музей выглядит очень величественно. На его фасаде туристы могут увидеть мраморные доски с фамилиями чешских деятелей науки и искусства. Кстати, в этом музее хранится огромная библиотека, включающая 1,3 млн книг и 8 тысяч рукописей.

В здании торговой галереи «Люцерна» находится пародия на памятник Святого Вацлава. Автор Давид Черный изобразил покровителя Чехии весьма неоднозначно — конь висит вверх ногами, а Вацлав сидит у него на животе.

Современная Вацлавская площадь — это одно из самых оживленных мест Праги. Даже ночью на площади полно людей, причем как туристов, так и местных жителей. Здесь расположены многочисленные магазины, дома мод, отели и рестораны. Например, самый большой книжный магазин Праги «Луксор» и любимый всеми девушками магазин чешской бижутерии «Яблонекс». Меломанам будут интересны музыкальные магазины, где есть большой выбор виниловых пластинок.

Архитектура

Нове Место — уникальное градостроительное деяние как по размерам, так и по идейному содержанию. Сама Вацлавская площадь была по размерам среднего средневекового города. План Нового Места является комбинацией сложной священной геометрии и выдающегося размещения в действительной местности.

Нове Место состоит из трех прямоугольных городов, разделенных Вацлавской площадью. Центр южной части Нового Места — Карлова площадь (Скотный рынок) — построена по плану действительного, исторического Иерусалима до той меры, что здесь повторяются размеры участка храма и главных улиц. Вторая половина Нового Места, с центром на Сеноважной (Сенной) площади, «профанная», построена с расчётом на бедняков и никакой сакральностью не отличается.

Оси трех площадей Нового Места пересекаются на месте костела Св. Гавела, который и считают действительным центром Праги. А если Прага — центр Европы, то и Вацлавская площадь — центр Европы.

Знатоки архитектуры, придя на Вацлавскую площадь, уйдут отсюда нескоро. Целый калейдоскоп архитектурных стилей и направлений, представленных здесь, их не отпустит. Только вдумайтесь — ар-деко, конструктивизм, футуризм, ориентализм, кубизм, барокко, необарокко, псевдорококо… И это далеко не полный список! Такая вот энциклопедия архитектуры и зодчества площадью в 45 тыс. кв. м.

Но главное здесь — все же дух народа, который любит Вацлавскую площадь как ни одну из улиц, памятников или костелов Праги. Потому-то каждый, приехав в Прагу, должен посетить Вацлавскую площадь. Он здесь не смотрит на скульптуры, не восхищается панорамой, он вдыхает атмосферу не города, но столицы. Если Прага столица, то она является ею, прежде всего, на Вацлавской площади.

> Практическая информация

Вацлавская площадь


Вацлавская площадь, вид от Национального музея

Общая информация

Страна

Чехия

Город

Прага

Округ

Прага 1

Исторический район

Нове-Место

Протяжённость

750 м

Ширина

60 м

Метро

Мустек, Музеум

Прежние названия

Конски трг

Название в честь

Святой Вацлав

Аудио, фото и видео на Викискладе

Ва́цлавская пло́щадь (чешск. Václavské náměstí (инф.)), площадь святого Вацлава; разговорное название Вацлавак — Václavák) — одна из самых знаменитых и больших городских площадей в мире, главный центр Нового Места в Праге. Место многих исторических событий, традиционное место демонстраций, празднеств и общественных собраний. Торговый и деловой центр Праги, где находятся крупные отели, магазины и кафе. Площадь названа именем св. Вацлава, князя Чешского, небесного покровителя страны.

Ранее называлась Конский рынок (Koňský trh), так как в Средневековье там проводились лошадиные ярмарки. Переименована в Вацлавскую (Святовацлавскую) площадь в 1848.

Общая характеристика

Памятник Святому Вацлаву и Национальный музей ночью

Вацлавская площадь скорее напоминает широкий бульвар: это сильно вытянутый четырёхугольник длиной 750 м, шириной 63 м в верхней и 48 м в нижней части, общей площадью 45 тыс. м², идущий под гору с северо-запада на юго-восток, на нём шесть десятков зданий. Площадь обычно сравнивают с парижскими Елисейскими полями. Архитектурный ансамбль площади сложился в XIX—XX веках. Характерной особенностью зданий Вацлавака является то, что практически все они имеют «пассажи» (проходные дворы), соединяющие их с другими улицами (иногда несколькими).

Северо-западным концом площадь граничит со Старым Местом по идущим перпендикулярно ей улицам На Пршикопе (само это название значит «на рву», отделявшем в Средневековье старый город от нового) и 28 Ржийна (28 Октября). Перекрёсток площади и этих улиц известен как «Мустек» («мостик» над этим рвом). В восточном направлении от площади отходят улицы Йиндржишска и Оплеталова, в западном — Водичкова, Штепанска, Ве Смечках и Краковска.

В юго-восточном конце площади расположено величественное неоренессансное здание Национального музея (архитектор Йозеф Шульц, 1885—1890). В здании на Вацлавской площади размещены Пантеон — собрание бюстов великих людей Чехии (господствующий над зданием купол является куполом Пантеона), коллекции основной части музейного комплекса — Музея естествознания и истории, а также библиотека, включающая 1,3 млн книг и 8 тысяч рукописей. От Музея расходятся Вильсонова и Мезибранска улицы. На наружной парадной лестнице главного входа находятся скульптурные аллегории, олицетворяющие Чехию, её реки и горы Крконоше.

Перед Национальным музеем стоит конная статуя св. Вацлава работы Йосефа Вацлава Мысльбека; работа началась в 1887, статуя воздвигнута в 1912, в современном виде скульптурный комплекс с 1924. Вокруг основания памятника стоят другие чешские святые: святая Людмила, святая Агнесса Чешская (Анежка), святой Прокопий Сазавский и Адальберт Пражский (статуя Адальберта-Войтеха добавлена последней в 1924 году). Надпись на постаменте (архитектором постамента является модернист Алоис Дриак, автор или соавтор нескольких зданий на Вацлавской площади) гласит: Svatý Václave, vévodo české země, kníže náš, nedej zahynouti nám ni budoucím (Святой Вацлав, герцог земли Чешской, государь наш, не дай погибнуть ни нам, ни детям нашим). У статуи пражане назначают встречи.

Национальный музей и памятник святому Вацлаву относятся к наиболее узнаваемым символам Праги.

История

Конский рынок

Двести лет площадь украшал другой князь Вацлав — работы скульптора XVII века Яна Иржи Бендля. Теперь эта скульптура находится в садах Вышеграда

Нове Место основано в 1348 королём и императором Карлом IV. По первоначальному плану, в Новом Месте было несколько открытых площадок — рынков, в частности, Конский рынок, Koňský trh, нем. Rossmarkt (кроме того, Скотный — современная Карлова площадь и Сенной — Сеноважная площадь). Ширину Конского рынка определил сам император. Через ворота св. Гавела (обнаруженные в XX веке при раскопках) рынок соединялся с до сих пор действующим в Старом Месте Гавельским рынком «на Мостике», там также имелся пруд с мельницей, а по оси площади располагались три фонтана. В другом конце Конского рынка, на нынешнем месте Музея, находились Конские ворота — одни из ворот снесённой в 1875 новоместской крепостной стены. Рядом с воротами был небольшой ручеёк, где поили и мыли лошадей. Изначально на площади имелись также лавки солода и пива, а также дома мелких ремесленников. В более позднюю эпоху на рынке торговали также зерном, тканями, оружием. Рынок был закрыт в 1877 году, но даже в конце XIX века у значительно «облагородившегося» Вацлавака была репутация места, где «торгуют всем, чем только можно». На торговой площади в Средневековье происходили также казни, в обоих концах Конского торга ставились виселицы.

В 1680 году на площади, на углу нынешней Йиндржишской (Генриховой) улицы воздвигли раннебарочную статую святого Вацлава (созданную в 1678 году Бендлем); в 1879 этот монумент был перенесён в Вышеград. На углу современной Оплеталовой улицы с 1727 года находилась статуя Иоанна Непомуцкого с ангелами, которая тоже была снята в 1879 году. В 1786 году у одного из фонтанов чешские патриоты открыли первый театр (под открытым небом), который играл на чешском языке, под названием «Боуда»; в 1789 году он был закрыт под тем предлогом, что мешал движению. В конце XVIII века Торг был замощен булыжником, и к началу XIX в. площадь была полностью расчищена.

Площадь Нового времени

На волне Чешского национального возрождения в XIX веке площади было дано имя святого патрона Чехии, статуя которого на площади давно стала местом массовых сходок пражан; переименование предложил патриот Карел Гавличек-Боровский. В тот же год (1848) на площади у памятника состоялась месса в день Пятидесятницы по случаю Славянского съезда, ставшая началом Святодуховского восстания и Революции 1848—1849.

Вацлавская площадь в конце XIX века. Видны пути конки

В 1865 году на площади появилось газовое освещение, а в центре были поставлены массивные газовые фонари — «канделябры Никласа» (архитектор Алеш Линдбауэр, скульптор Эдуард Веселы), украшенные кариатидами. В 1884 по площади был пущен первый маршрут конки, соединивший Мустек с Виноградами и Нуслями. В 1889—1890 годах возникла архитектурная доминанта площади — Национальный музей. 10 апреля 1895 на Вацлаваке появилось электрическое освещение, а в 1900 — электрический трамвай; одновременно центральная часть площади была освобождена, канделябры Никласа заменены на новые столбы с полукруглыми светильниками. В середине 1890-х годов пражским садоводом Франтишеком Томайером на площади были посажены в два ряда липы (на место ранее погибших платанов, высаженных в 1876 году в шесть рядов; часть сохранившихся деревьев пересажена на края тротуаров), и она через несколько лет приняла современный вид бульвара. Сейчас на площади 150 деревьев.

В конце XIX — начале XX века развернулось масштабное строительство на площади, причём были задействованы такие стили, как модерн (пражская сецессия) и так называемый «чешский кубизм». Многие здания на площади получили название «дворец» (palác). При этом почти полностью уничтожены ренессансные и классицистские постройки (уцелело всего несколько зданий конца XVIII — первой половины XIX в.).

Драматические события XX века

28 октября 1918 перед новой статуей Вацлава писатель Алоис Йирасек прочёл прокламацию независимости Чехословакии от Австро-Венгрии. 55 % участников опроса на сайте, посвящённом площади, считают это событие самым памятным в её истории.

Площадь пережила бурное развитие в 1920-е годы (особенно после объединения Праги с пригородами в 600-тысячную Большую Прагу в 1922 году), на ней появились банки, магазины, отели, рестораны, продолжилось строительство, где ведущую роль играли уже конструктивизм и функционализм. В 1927 на площади возник средний ряд (для трамваев) и места парковки автотранспорта. Сложился общественный и торговый центр города — «Золотой крест» (Вацлавская прощадь и примыкающие к ней с севера улицы 28 Октября и На Пршикопе; последняя стала главной «банковской» улицей Праги).

При немецкой оккупации (1939—1945) площадь использовалась для массовых демонстраций; после убийства Гейдриха здесь была устроена в 1942 массовая присяга на верность рейху. Во время Пражского восстания в 1945 было разрушено несколько зданий. После победы на площади было провозглашено окончание войны, а также национализация тяжёлой промышленности и банков.

В 16 часов 25 февраля 1948, после Февральского переворота («Победного февраля») и прихода к власти Коммунистической партии Чехословакии, на Вацлавской площади Клемент Готвальд провозгласил установление власти трудящихся; накануне на площади состоялся 70-тысячный митинг коммунистов. В дальнейшем в социалистической Чехословакии на площади устраивались торжественные митинги.

В 1950-е годы на месте уничтоженных строений были возведены универмаги («Дом пищи», Dům potravin, «Дом моды», Dům módy) и другие здания в «неоклассическом» «большом стиле». В 1966—1968 годах под площадью появился первый подземный переход (авторы Я. Страшил, Й. Колес и другие).

На площади происходил ряд событий Пражской весны 1968, в августе по ней шли советские танки (Операция «Дунай»). При вводе войск Варшавского договора и вооружённых столкновениях с противниками ввода войск было повреждено здание Национального музея (повреждения сохранились). В 2008 году к 40-летию событий перед музеем была развёрнута часть экспозиции юбилейной выставки «…А приехали танки», с участием настоящего танка и плакатов тех времён.

Памятник Палаху и Зайицу на месте самосожжения Палаха

16 января 1969 здесь (перед Музеем) совершил самосожжение студент Карлова университета Ян Палах, протестовавший против ввода советских войск в Чехословакию. 25 февраля в пассаже дома № 39 на Вацлавской площади таким же образом покончил с собой другой студент — Ян Зайиц. Спустя 34 года, в 2003 году, неподалёку от места самоубийств Палаха и Зайица совершил самосожжение старшеклассник, оставивший незадолго до смерти прощальное письмо в Интернете.

28 марта 1969 на Вацлавской площади произошли массовые беспорядки после победы сборной Чехословакии над сборной СССР по хоккею (на площади собралось 150 тысяч человек). Демонстрация сопровождалась нападением на офис представительства «Аэрофлота» (есть версия, что это было провокацией спецслужб), что было использовано СССР как предлог для ультиматума о полной смене партийного и государственного руководства ЧССР. В дальнейшем на Вацлавской площади отмечались и другие триумфы чешских хоккеистов (например, победа на олимпиаде в Нагано 1998 — в финале, опять-таки, против сборной России).

Пародия на памятник святому Вацлаву в помещении торговой галереи, находящейся в здании бывшей «Люцерны»

Массовые демонстрации, разогнанные полицией, происходили здесь также 28 октября 1988 в честь 70-летия независимости Чехословакии и в январе 1989 к 20-летию самосожжения Палаха. В ноябре 1989 во время Бархатной революции на Вацлавскую площадь вышло более 200 тысяч человек, там в эти дни неоднократно выступал освобождённый из тюремного заключения Вацлав Гавел.

Интересно, что на Вацлавской площади находится легендарный дансинг-холл «Люцерна», построенный дедом Гавела (ныне торговая галерея и киноконцертный зал); одно время и сам Гавел владел контрольным пакетом этого заведения. По иронии судьбы именно в «Люцерне» в своё время состоялось первое собрание коммунистов после освобождения Праги. В помещении «Люцерны» с 2000 находится пародия на памятник Мысльбека (автор Давид Черни) — конь висит вверх ногами, а Вацлав сидит у него на животе.

Основные здания

Начало площади. На заднем плане справа — дворец «Коруна» на Мустеке

Нумерация домов по Вацлавской площади идёт от Старого места к Национальному музею. Нумерация по восточной стороне — от 1 до 59, по западной — от 2 до 66. Среди известных зданий на площади:

  • № 1: Офисный и торговый центр «Palác Koruna». Архитекторы Антонин Пфайффер и Матей Блеха, скульптуры на крыше Войтеха Сухарды, 1912—1914, поздний модерн — арт-деко.
  • № 2: Дворец «Европа», законченный в 2002 году, выстроен в футуристическом духе по образцу работ Миса ван дер Роэ, на месте здания, построенного в 1973 году, и посвящён Евросоюзу. Архитекторы Рихард Долежал, Петр Малинский, Петр Буриан, Михал Покорный, Мартин Котик.

Обувной магазин «Батя», д. 6

  • № 4: Дом Линдта (Lindtův dům) или дворец «Астра» — ранний образец конструктивизма, первое здание этого стиля в Праге. Архитектор Людвик Кисела, 1927. Украшения в стиле псевдорококо (Пауль Зюдов). Вход в станцию метро «Мустек».
  • № 5: Отель «Амбассадор», предназначавшийся для аристократии. Архитекторы Рихард Кленка и Франтишек Вейр, 1912, индивидуальный проект с ориентальными элементами (первоначально кабаре «Альгамбра» и кинотеатр «Пассаж»).
  • № 6: Обувной магазин «Батя», 1929, относится к «золотой эпохе» фирмы — временам одного из крупнейших магнатов Первой республики Томаша Бати. Архитектор Людвик Кисела, важнейший памятник пражского функционализма, в своё время самый современный торговый центр в Европе. По тому же проекту выстроена главная контора фирмы Батя в Злине.
  • № 7: Отель «Злата Гуса». Архитекторы Матей Блеха и Эмил Краличек, 1911—1913, модерн (пражская сецессия).
  • № 8: Аптека «Адам». Архитекторы Матей Блеха и Эмил Краличек, 1911—1913; сочетание модерна и кубизма, а также сохранены элементы первоначального здания. Аптека работает непрерывно несколько сот лет.
  • № 11: Бывший универмаг «Дарекс». При реконструкции в 1994—1996 проводились археологические раскопки и обнаружен фундамент дома, где на рубеже XVI и XVII в. жил Матвей Бурбоний, придворный врач императоров Рудольфа II и Матвея Габсбургов. В коммунистическое время распределитель для номенклатуры по специальным чекам. После реконструкции от необарочного здания 1893 года сохранён только фасад; в остальном это 9-этажное современное здание архитектора Петера Пивека, рассчитанное на офисы и апартаменты «люкс», 3 подземных этажа с 62 парковочными местами. В подземном помещении имеется также музей археологических находок. Внутренний атриум с двумя панорамными лифтами.
  • № 12: Дом Петерки. Архитектор Ян Котера, 1899, одно из наиболее известных зданий пражского модерна. Фронтон ар-нуво, украшения (растительный орнамент) Йозефа Пекарки и скульптуры Станислава Сухарды.
  • № 16: Бывший отель «Дружба». Архитектор Ян Еролим, 1926—1927.

Необарочный дворец «Assigurazioni Generali» рядом с универмагом «Дружба» советского типа: контрасты Вацлавской площади. Дома 19-21

  • № 17: Дворец «Прага». Архитектор Рудольф Стоцкар, 1926—1929, конструктивизм, застеклённый фасад. Ныне кинотеатр «Прага» и ряд фирм.
  • № 19: Дворец страхового общества «Assigurazioni Generali». Архитекторы Бедржих Оман и Освальд Поливка, 1895, необарокко, на месте ренессансного дома XVII в. Украшен скульптурами Станислава Сухарды, Антонина Прохазки и др. В этом страховом обществе начинал работать Франц Кафка. В течение многих лет во дворце размещались Управление по стандартизации и измерениям и польский информационный и культурный центр. Ныне банк «ИПБ».
  • № 21: Универмаг «Дружба» — памятник эпохи нормализации. Архитекторы Милан Вашек, Властибор Климеш и Вратислав Ружичка. «Интернационалистский стиль», 1971—1975, характерная восьмиугольная башня.

Отель «Европа», д. 25

  • № 22: Отель «Юлиш». Архитектор Павел Янак, 1922—1925, поздний кубизм; 1932, функционализм. В фасаде используется стекло и сталь; пассаж соединяет здание с францисканскими садами.
  • № 25: Отель «Европа» в стиле модерн. Архитектор Бедржих Бендельмайер, скульптор Ладислав Шалоун, 1905. Имел репутацию буржуазного, а позже (1920-е) богемного.
  • № 26: Гостиница «Адрия», старейшее здание площади — раньше известно как «У синего сапога», построено на месте двух готических домов горожан (подвалы сохранились). В 1784—1789 гг. перестроено архитектором Йозефом Зикой (классицизм), а в 1911 Матеем Блехой, добавившим необарочные мансардовые крыши. Здесь был театр, где играл актёр и режиссёр Эмиль Артур Лонген. Винный погреб оформлен под античный Аид.
  • № 27: Отель «Меран» (ныне «Европа-Гарни», единый ансамбль с «Европой»). Архитекторы Алоис Дриак, 1903—1906.
  • № 28: Дворец «Альфа». 1926—1928, конструктивизм. Через пассаж проход в небольшой сад францисканцев.

Здание издательства «Мелантрих», д. 36

  • № 32: Бывший Чешский банк. Архитекторы Йозеф Сакарж и Освальд Поливка, 1914—1916, неоклассицизм. До этого на его месте находился ренессансный дом «У Льготку». Реконструировано в 1947 г., оборудован кинотеатр.
  • № 34: «Дом Вигла». Архитектор Антонин Вигл, 1896, неоготика, художественное оформление фасада — М. Алеш.
  • № 36: Здание издательства «Мелантрих». Архитектор Бедржих Бендельмайер, поздний модерн — арт-деко, 1911—1912, фасад украшен изображениями работы Вратислава Майера. На балконе здания в ноябре 1989 года в разгар Бархатной революции вместе появились Александр Дубчек и Вацлав Гавел. Издательство, просуществовавшее более века и бывшее одним из крупнейших в Чехии, обанкротилось и закрылось в 1999. Ныне в здании роскошный отель, сохранивший название «Мелантрих».
  • № 38: Дворец «Люцерна». Построен в 1912—1916 Вацлавом Гавелом-дедом как кабаре, модернизован в 1969—1970. Комплекс «Люцерна» занимает 21 тысячу квадратных метров, в нём расположены многочисленные рестораны, театр «Рококо» и в подземном помещении киноконцертный зал «Звезда».
  • № 40: Земельный банк («Ледовый дворец»), часть комплекса «Люцерна». Архитекторы Эмил Краличек(?), Матей Блеха, 1913—1915, арт-деко с элементами кубизма, характерная башня.
  • № 41: Дворец «Летка» (бывший «Авион», ныне отель «Рамада»). Архитектор Богумир Козак, 1926, конструктивизм. Ныне дом книги «Луксор» (по названию раньше находившихся в здании торговых пассажей).
  • № 42: Инвестиционный банк. Архитектор Франтишек Ройт, 1920—1931. Построен на месте пивоваренного завода «У Примасу».
  • № 43: Кинотеатр «Ялта» (бывший «Аполлон»), театр Иржи Гроссмана. Инженер Богуслав Бечкай, 1928.
  • № 45: Отель «Ялта», рассчитан на сто номеров, имеется ресторан с террасой. Архитектор Антонин Тенцер, 1955—1958, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г. В социалистическое время — номенклатурный отель, в номерах велась «прослушка» МВД ЧССР.
  • № 47: Здание 1880 г., перестроено в 1921 г.
  • № 49: посольство Польши.

Дворец «Феникс», д. 56

  • № 52: жилой дом «На Косику». Архитектор Йозеф Шульце, 1880, неоренессанс.
  • № 55: одно из старейших зданий площади (1839); перестроено 1896, оформление фасада 1924.
  • № 56: Дворец «Феникс»: торговый центр и кинотеатр «Бланик». Архитектор Бедржих Эрман, 1928/1930, конструктивизм. Интерьеры торгового центра украшены мозаиками.
  • № 58: Дом моды. Архитектор Йозеф Грубы, 1954—1956, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г. Аллегория «Текстильная промышленность» скульптора Бартуньки.
  • № 59: бывший Дом продовольствия. Архитекторы Максимилиан Гронвальдт и Иржи Хватлина, 1954, социалистический «неоклассицизм», на месте здания, разрушенного в 1945 г. В настоящее время филиал универмага «Белый лебедь». С 1990-х годов в здании имеется вход в станцию метро «Музеум».

Leave a Comment