Католические соборы в Москве

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии (Москва)

Католическая церковь

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии


Собор в 2007 году

55°46′02″ с. ш. 37°34′17″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Москва, Малая Грузинская улица, дом 27/13

Конфессия

католичество

Епархия

Архиепархия Матери Божией

Архитектурный стиль

неоготика

Архитектор

Фома Богданович-Дворжецкий

Дата основания

1899 год

Строительство

1901—1911 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ. Объект № 7710184000 (БД Викигида)

Состояние

Действует

Сайт

Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Викискладе

Собо́р Непоро́чного Зача́тия Пресвято́й Де́вы Мари́и — неоготический собор в Москве, крупнейший католический собор в России, кафедральный собор архиепархии Матери Божией, возглавляемой архиепископом митрополитом Паоло Пецци. Третий по счёту московский католический храм, построенный до революции 1917 года, один из трёх действующих в настоящее время католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика и храмом святой Ольги.

В соборе служат мессы на русском, польском, корейском, английском, французском, испанском языках, латыни, а также тридентские мессы и мессы по армянскому обряду. Кроме того, проводятся встречи молодёжи, курсы катехизации, благотворительные концерты органной, церковной, классической и рок-музыки. При соборе работают библиотека и церковная лавка, офис регионального отделения «Каритас» и благотворительный фонд «Искусство добра».

История

Эскиз фасада, конец 1890-х годов Собор на открытке начала XX века Собор в 1980 году Собор в 2017 году

Возведение

К концу XIX века количество католиков в Москве превышало 30 тысяч человек и построенные храмы святого Людовика и святых апостолов Петра и Павла уже не вмещали прихожан. В 1894 году совет Римско-католической церкви подал прошение губернатору Москвы на возведение нового храма — филиала собора апостолов Петра и Павла. Разрешение было получено, но с условием, что собор будет построен без башен и скульптур, вдали от центра и особо почитаемых православных храмов. Неоготический проект храма на 5000 человек, созданный Фомой Богдановичем-Дворжецким, утвердили, несмотря на наличие украшений.

Участок для строительства был приобретён на Малой Грузинской улице, поскольку в этом районе проживало большое число католиков польской национальности, работавших на Московско-Смоленской железной дороге. Строительство храма обошлось в 300 тысяч рублей золотом: деньги на работы были собраны на пожертвования польской общины и верующих из разных городов России. Собор возводили десять лет с 1901 года, последней сделали ограду в 1911 году под руководством зодчего Леона Даукша, а внутреннюю отделку закончили в 1917 году. По периферии участка построили одноэтажные и двухэтажные деревянные дома для служащих храма — два по Малой Грузинской улице, два по Курбатовскому переулку. Храм освятили 21 декабря 1911 года во имя Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Храм сохранял статус филиального при приходе святых Петра и Павла до 1919 года, а затем обрёл самостоятельность.

Закрытие собора

В июле 1938 года храм в результате государственной борьбы против религиозных организаций закрыли, настоятель храма Михаил Цакуль был расстрелян, церковное имущество разграбили. Во время Великой Отечественной войны здание пострадало от бомбардировок — были утрачены несколько башен. После войны снесли шпиль, венчавший купол.

В конце 1940-х годов храм перепланировали: его внутреннее пространство разделили на четыре этажа, изменили интерьер. На втором и третьем этажах устроили временное жильё для строителей, а на четвёртом — общежитие училища механизаторов. Пожар 1954 года повредил купол храма и фасад здания. В 1956 году в соборе расположился НИИ Мосспецпромпроект. Часть первого этажа, подвал и двор были заняты складом № 1 плодоовощной базы Мосгорисполкома. В 1976 году планировалось передать храм Главному управлению культуры и преобразовать его в зал органной музыки, но этот план так и не был реализован.

Возобновление служб

С 1989 года диаспора «Дом Польский» начала добиваться возвращения храма. В январе 1990-го был учреждён приход Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. 8 декабря того же года Тадеуш Пикус с разрешения властей впервые после шестидесятилетнего перерыва отслужил мессу на ступенях собора. На этой службе присутствовало несколько сотен человек. 31 мая 1991 года устав прихода был официально зарегистрирован Управлением юстиции Моссовета, а с 7 июня, несмотря на то что помещения ещё не вернули Католической церкви, возле храма стали проводиться регулярные богослужения.

В феврале 1992 года мэр Москвы Юрий Лужков подписал указ о постепенной передаче и освобождении храма, но выселить Мосспецпромпроект не удалось. Святые мессы до конца лета 1992 года по-прежнему совершались только на ступенях. Осенью приход занял небольшое помещение в нартексе храма с отдельным входом, где устроили часовню. В 1995 году архиепископ Тадеуш Кондрусевич обратился с письмом к президенту Борису Ельцину, чтобы ускорить освобождение собора. Постановление о переводе Мосспецпромпроекта было подписано к концу года. Тогда же зданию храма присвоили статус памятника истории и культуры. При реставрации храма разобрали перекрытия искусственно созданных этажей. С весны 1998-го богослужения стали совершаться в центральном нефе. Через год храм освятил секретарь Ватикана — кардинал Анджело Содано.

Современность

В мае 2000 года в храме провели первый Всероссийский Евхаристический конгресс. В его последний день в Москве была впервые организована евхаристическая процессия по улицам города. В октябре того же года в соборе совершили коронацию статуи Фатимской Божией Матери. В 2001 году состоялся Библейско-экклезиологический симпозиум с участием всех католических епископов России, представителей различных общин и гостей от других христианских конфессий.

В марте 2002 года московский кафедральный собор через телемост участвовал в совместной молитве Розария с папой Иоанном Павлом II и католиками нескольких европейских городов. В 2005 году открылось построенное около собора здание курии архиепархии Божией Матери, в котором располагаются курия, секретариат, резиденции архиепископа и Дом паломника. В декабре 2009 года прошли торжества и конференции, посвящённые десятой годовщине со дня освящения собора, а в сентябре 2011 года на столетие собора приехал папский легат — кардинал Йозеф Томко.

По состоянию на 2018 год в храме проводится катехизация, работают библиотека, церковная лавка, редакция журнала «Католический вестник — Свет Евангелия». В соборе несут служение отцы-салезианцы (SDB), сёстры-салезианки, Ассоциация салезианских сотрудников, сёстры Святейшего Сердца Иисуса, сёстры от Ангелов (СSA).

Архитектура

После восстановления собор имеет некоторые отличия от своего первоначального вида до закрытия в 1938 году, как собственно и до 1938 года он имел отличия от проекта 1895 года. До закрытия алтарь собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с Престолом, которая возвышалась почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами. В пресвитерии стояли пальмы, а сам пресвитерий был отгорожен от нефа специальной оградой — балюстрадой. В боковых нефах собора также стояли скамьи, так как боковые нефы поначалу служили для раздельной молитвы — левый неф предназначался для женщин, а правый для мужчин. В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в которой служили литургию католики восточного обряда.

Экстерьер

Колокола, 2007 год

Собор построен в неоготическом стиле, в основу планировки положена форма неоготической трёхнефной крестовидной базилики. По различным свидетельствам считается, что для архитектора прообразом фасада послужил готический собор Вестминстерского аббатства, а купола в месте пересечения наоса и трансепта напоминают главу Миланского собора. Трансепт придаёт зданию в плане форму креста, который олицетворяет церковь как тело Христово: пресвитерий с расположенным в нём алтарём символизирует голову, продольные нефы — туловище и ноги, а трансепт — раскинутые руки. На куполе и на центральном шпиле имеется крест, на боковых фасадных шпилях — гербы Папы Римского святого Иоанна Павла II и архиепископа Тадеуша Кондрусевича, благодаря которым была восстановлена деятельность Римско-католической церкви в России.

Двери главного входа собора обрамлены порталом, который состоит из двух трёхколонных эдикул, соединённых барельефным арочным навершием — вимпергом. Он увенчан тимпаном, украшенным готическим крестоцветным орнаментом, в центре которого находится позолоченный вензель — сплетение из четырёх латинских букв VMIC (Virgo Maria Immaculata Concepta — «Дева Мария Непорочно Зачатая»). На боковых частях фасада расположено по одному ланцетному окну.

В левой боковой части фасада, прямо за стрельчатой аркадой, расположено пять колоколов, изготовленных на знаменитой польской фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из колоколов весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные, в порядке убывания, называются: «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей» (в честь небесного покровителя архиепископа Тадеуша Кондрусевича), «Юбилей-2000» и «Святой Виктор» (в честь небесного покровителя епископа Скворца). Колокола приводятся в движение специальной электронной автоматикой, пульт управления которой находится в ризнице собора.

Интерьер

В центральном нефе расположены два сектора скамеек, разделённых проходом. Боковые нефы имеют по пять колонн-контрфорсов, в начале каждого из них установлены исповедальни — конфессионалы. В левой части собора находится часовня Божьего Милосердия, в которой размещены дарохранительница и алтарь Святых Даров. Главный объём храма опирается на десять основных контрфорсов, символизирующих десять заповедей. До 1938 года в боковых нефах собора также стояли скамьи: левая сторона предназначалась для женщин, а правая — для мужчин.

В часовне Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров находилась часовня, освящённая в честь иконы Остробрамской Божьей Матери, в ней служили литургию католики восточного обряда. В нартексе собора находится скульптурное изображение Креста Господня с Христом Распятым. Над чашами с освящённой водой, у входа из нартекса в неф, слева в стену вмурован кирпич из Латеранской базилики, а справа — медаль 2000 года. Из нартекса три двери ведут в основной молитвенный зал, имеются также выходы на улицу и к двум лестничным площадкам.

Стрельчатые оконные проёмы украшены витражами. Под ними, на внутренних поверхностях стен, расположены четырнадцать барельефов, символизирующих стояния Крестного пути Иисуса Христа. За первой стрельчатой аркой потолка, между первой парой полуколонн, над помещением нартекса находятся хоры, располагающиеся в задней части нефа.

В левой боковой части фасада установлены пять колоколов, изготовленных на фабрике Фельчинских в Перемышле и подаренных Тарновским епископом Виктором Скворцом. Самый большой из них весит 900 кг и носит название «Фатимская Божья Матерь». Остальные — «Иоанн Павел II», «Святой Фаддей», «Юбилей-2000», «Святой Виктор».

  • 2017 год

  • 2018 год

  • 2007 год

  • 2007 год

Пресвитерий

Первоначальный вид алтаря, до 1917 года
Современный вид алтаря, 2014 год

В пресвитерии собора находится алтарь, облицованный тёмно-зелёным мрамором. В него помещены частицы мощей святых: апостола Андрея, Зенона, Григория Нисского, Григория Назианзина, Космы и Дамиана, Анастасии Римской, а также частица покрывала Пресвятой Девы Марии — дар Веронской епархии. До закрытия в 1938 году алтарь представлял собой трёхшпилевую готическую конструкцию с престолом, возвышавшуюся почти до потолка апсиды, в которой располагалась дарохранительница со Святыми Дарами.

На алтаре изображение альфа и омега — первой и последней букв греческого алфавита, олицетворяющих начало и конец, восходящих к тексту из Откровения Иоанна Богослова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь» (Отк. 1:8). Справа от алтаря располагается амвон, облицованный темно-зелёным мрамором. На колоннах по бокам от алтаря имеются две иконы святых апостолов — Петра и Андрея Первозванного. В задней части пресвитерия находится ещё одно возвышение из трёх ступеней, примыкающее к стене апсиды храма, — деамбулаторий. В этой части расположены кафедра архиепископа и места для духовенства.

Пресвитерий собора отделён деревянными резными перегородками от часовни Божьего Милосердия с алтарём Святых Даров и от преддверия сакристии. В центре на стене апсиды — распятие, высота которого составляет девять метров, а фигуры Христа на кресте — три метра. По обе стороны от распятия установлены две гипсовые фигуры — Божьей Матери и Евангелиста Иоанна. Они выполнены подмосковным скульптором С. Ф. Захлебиным.

Большая часовня

Алтарь для тридентской мессы в часовне, 2014 год

В Большой часовне, расположенной в крипте собора, служат тридентскую мессу по форме Латинского обряда. Деревянный алтарь, стоящий в северном конце, был привезён из США в 1990-х годах. До восстановления храма он использовался в качестве дарохранительницы, а в 1999-м был перенесён в крипту собора, где несколько лет не использовался. Алтарный камень помечен крестами, однако никаких надписей не имеет, поэтому определить, чьи мощи в него заложены, невозможно. На передней стенке алтаря изображены четверо святых: Франциск, Тереза Авильская, Елизавета Венгерская и Иосиф. Дверца дарохранительницы украшена символикой Святейшего Сердца Иисуса.

Весной 2010 года алтарь и дарохранительницу полностью отреставрировали, восстановили и установили алтарную сень и ступень. 20 июня того же года архиепископ-митрополит Паоло Пецци освятил алтарь после ремонта. Впервые с 1936 года, когда Москву покинул апостольский администратор епископ Пий-Эжен Невё, правящий ординарий совершил здесь богослужение по традиционному чину. В июне 2012 года было воссоздано навершие в виде креста, с тех пор исторический облик алтаря считается полностью восстановленным. Ответственным за пастырское и литургическое окормление московских католиков, приверженных дореформенной форме Латинского обряда, согласно декрету Паоло Пецци, является священник-салезианец Августин Дзендзель.

Музыка

Литургический хор собора, 2015 год

Рядовые богослужения в соборе обычно сопровождаются пением кантора с органным аккомпанементом, а воскресное богослужение в 10:00 на русском языке — пением непрофессионального Литургического хора. В торжественных праздничных богослужениях принимает участие профессиональный Академический хор при соборе «Ex Oriente Lux».

На хорах собора расположен швейцарской духовой орган фирмы «Kuhn» (73/IV/P), который используется на концертах, воскресных и праздничных богослужениях, а также комбинированный электронно-духовой орган «Rodgers (англ.)русск.» (68/III/P). Третий инструмент, трёхмануальный итальянский цифровой орган «Viscount Vivace», находится в трансепте и звучит во время рядовых богослужений. Цифровые органы имеются также в хоровом классе и часовне в крипте собора.

Духовой орган «Kuhn»

См. также: Органы Москвы Орган «Kuhn» в соборе, 2007 год

Орган швейцарской фирмы «Kuhn» — дар евангелическо-реформатского Кафедрального собора в Базеле. Он имеет 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы и является одним из самых больших органов в России. Инструмент был построен в 1955 году. В январе 2002 года начались работы по демонтажу органа, после чего все части органа, кроме регистра № 65 Principal bass 32′, были перевезены в Москву. Работы по демонтажу и установке органа вели сотрудники органостроительной фирмы «Orgelbau Schmid Kaufbeuren e.K.» (Кауфбойрен, Германия) под руководством Герхарда Шмида, который, по собственному желанию, выполнял все работы безвозмездно. После того, как 9 сентября 2004 года Герхард Шмид в возрасте 79 лет скончался, работы по установке органа возглавил его сын — Гуннар Шмид.

16 января 2005 года состоялись торжественная месса с освящением органа под предстоятельством архиепископа-митрополита Тадеуша Кондрусевича и открытие Первого международного фестиваля христианской музыки «Музыка соборов мира». На торжественной мессе играл главный органист кафедрального собора — Марина Омельченко, а первый органный концерт дал Заслуженный артист России, профессор Московской консерватории Алексей Паршин.

Диспозиция органа «Kuhn»

Диспозиция органа «Kuhn» Римско-католического собора в Москве. 73 регистра, 4 мануала, 5563 трубы, 1955 год; Швейцария Швейцария, Меннедорф.

Красным цветом в диспозиции выделены язычковые регистры. Среди вспомогательных приспособлений в органе имеются Tutti и педаль Crescendo, а также банк памяти регистровых комбинаций с дисплеем, ножными и ручными переключателями.

Цифровой орган «Rodgers»

За день до освящения собора, 11 декабря 1999 года, на хорах был установлен новый орган комбинированного типа фирмы «Rodgers», модель 960 DL, 68/III/P с 68 регистрами, тремя мануалами и радиальной педалью. Инструмент купила на пожертвования и подарила церкви американская благотворительная организация «Помощь церкви в России».

Основная часть органа электронно-цифровая, то есть звук воспроизводится многочисленными динамиками через усилители. Однако он имеет также мультиплекс-виндладу, установленную под оконом-розой на хорах собора, с трубами трёх регистров настоящего органа: Principal diapason 8’, Octav 4’ и Superoctav 2’, вид на которые позже скрыл установленный полноценный большой духовой орган. Обе части инструмента объединяет один органный пульт. Специальным вентилятором воздух нагнетается в виндладу — духовую часть, при включении духового регистра и нажатии клавиши срабатывает электрическая трактура и открывается электромеханический клапан винлады, который подаёт воздух в соответствующую органную трубу. Для совместного использования духовых и цифровых регистров первые нужно было часто настраивать в соответствии со звучанием вторых, поэтому эти духовые регистры почти не использовались, а впоследствии были отключены и несли лишь декоративную функцию. Вся концертная деятельность собора до 16 января 2005 года проводилась с помощью этого органа, а в настоящее время он используется крайне редко.

Концерты и фонд «Искусство добра»

Интерьер во время концерта, 2014 год

Организатором различных музыкальных мероприятий в соборе является созданный в 2001 году благотворительный фонд «Искусство добра». Вход на такие мероприятия для обычных слушателей обычно за пожертвования в определённом размере, цена которого зависит от места, указанного в билете; фондом также выделяются квоты бесплатных билетов различным социальным организациям. На протяжении многих лет в соборе проходят концерты отечественных и зарубежных органистов, концерты духовной, церковной, классической и джазовой музыки, фестивали, например, международный фестиваль христианской музыки «Музыка соборов мира», международный рождественский фестиваль, а также мистерии, например, «Страсти по Иоанну» Иоганна Баха, исполненные в концертно-сценической постановке в 2008 году.

Для отечественных органистов и студентов проводятся мастер-классы, которые давали такие известные органисты как Жак ван Оортмерссен (Нидерланды), Винфрид Бёниг (Германия), Хуан Парадель Соле (Ватикан), Хуан де ла Рубья (Испания), Дженнифер Паскуал (США), Тео Флюри (Швейцария) и другие. С 2007 года в соборе проходит конкурс органистов и композиторов «Soli Deo Gloria». С 2009 года на территории собора проходит курс «Западноевропейская духовная музыка» с обучением григорианскому хоралу и вокалу, игре на органе и органной импровизации.

C 2018 года в соборе проходят также концерты рок-музыки с использованием органа.

Примечания

  1. 1 2 Чередниченко, 2015, с. 102.
  2. 1 2 Римско-католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Москве. Культура.рф. Дата обращения 25 ноября 2018.
  3. 1 2 Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. KudaGo. Дата обращения 25 ноября 2018.
  4. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Справка. РИА Новости (24 сентября 2011). Дата обращения 25 ноября 2018.
  5. Горбунов, Баранов, 2015, с. 4—6.
  6. 1 2 Мясников, 2012, с. 250—251.
  7. 1 2 Католическая энциклопедия, 2007.
  8. Сытин, 2008, с. 378.
  9. Чередниченко, 2015, с. 102—103.
  10. Горбунов, Баранов, 2015, с. 13.
  11. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 15—23.
  12. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 29—30.
  13. В Кафедральном Соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии прошли торжества, посвященные 10-й годовщине со дня его освящения. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери в Москве (15 декабря 2009). Дата обращения 29 ноября 2018.
  14. Римско-католический кафедральный собор на Малой Грузинской в Москве. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Katolik.ru. Дата обращения 25 ноября 2018.
  15. Ордена и конгрегации. Кафедральный Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Дата обращения 29 ноября 2018.
  16. 1 2 3 4 Горбунов, Баранов, 2015, с. 31—36.
  17. 1 2 Рассохин, 2016, с. 198.
  18. Горбунов, Баранов, 2015, с. 52.
  19. 1 2 Горбунов, Баранов, 2015, с. 51.
  20. Чередниченко, 2015, с. 102—104.
  21. Горбунов, Баранов, 2015, с. 55—56.
  22. Баранов, 2009.
  23. 1 2 Большая часовня кафедрального собора Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Una Voce Russia. Дата обращения 25 ноября 2018.
  24. ArtBene.
  25. Горбунов, Баранов, 2015, с. 80—81.
  26. Орган Kuhn. Благотворительный фонд «Искусство добра». Дата обращения 26 декабря 2018.
  27. 1 2 3 Регистр временно не работает
  28. Регистр Prinzipal bass 32’ не установлен.
  29. 1 2 Дмитрий Лариков. Об органе Rodgers. Органное сообщество. Дата обращения 25 ноября 2018.
  30. История кафедрального собора в Москве. Procatholic.ru. Дата обращения 25 ноября 2018.
  31. О билетах на сайте благотворительного фонда «Искусство добра»
  32. Горбунов, Баранов, 2015, с. 79—86.
  33. Горбунов, Баранов, 2015, с. 84.
  34. MusicaSacra.ru. Timepad. Дата обращения 4 декабря 2018.
  35. Архив концертов в соборе на Малой Грузинской: «Вселенная Pink Floyd» 18 и 20 апреля, 11 мая, 15 июня, 21 сентября 2018 года, «Классика рока на большом органе Собора» 27 июля 2018 года, «Рок-баллады» 15 февраля 2019 года.
  36. Собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. Топография террора. Дата обращения 25 ноября 2018.
  37. В Москве состоялось введение в должность нового настоятеля Кафедрального собора Непорочного Зачатия. Римско-католическая Архиепархия Божией Матери (25 мая 2017). Дата обращения 25 ноября 2018.
  38. с. Валентина Новаковская: «Сердце человека ищет настоящего». Рускатолик.рф (13 февраля 2016). Дата обращения 25 ноября 2018.

ИНТЕРЬЕР ХРАМА

Мы останавливаемся почти сразу же после входа. Именно отсюда храм лучше всего раскрывает свои особенности и показывает свои достоинства.

Барочный облик интерьера костела более чем очевиден. Архитектура, скульптура, живопись объединяют здесь свои усилия, чтобы создать в храме атмосферу пафосной торжественности и особой эмоциональной приподнятости.

Прежде всего бросается в глаза полихромная живопись, сплошным ковром покрывающая потолки центрального и боковых нефов, подкупольного пространства барабана, а также полусферическое завершение апсиды. Монохромная живопись на пилонах, т.е. столбах, как бы оттеняет эти жизнерадостные краски фресковых композиций несвижского базиликанского храма.

Здесь, внутри храма, мы, наверное, лучше понимаем, что такое базилика, о которой мы говорили у бокового фасада. Вспомним, что это прямоугольное в плане здание, разделенное на три-пять частей. В нашем случае – на три. Их называют кораблями, или нефами. Средний неф выше и шире боковых, имеет собственное освещение, он и длиннее – заканчивается полукруглой апсидой с расположенным в ней алтарем. В базиликах дохристианского Рима средний неф служил залом заседаний, а боковые – кулуарами. Базилики использовались и как торговые помещения – в более высокой части «торговый зал», в промежутках колонн – торговцы. Вспомним, что Иисус Христос изгонял из храма торговцев. Базиликальный тип храмов впоследствии с укреплением позиций католицизма занял главенствующее положение в культовой архитектуре Беларуси XVII – XVIII веков.

Православные храмы пришли из Византии, они обычно зального типа. Если и разделены на части, то не так ярко, как в базилике. В отличие от православных в католических храмах алтарная часть не отделена иконостасом от остальной части.

Зрительно размеры алтарной части увеличивает пресбитерий – так называется пространство между апсидой и нефом, предназначенное для богослужения и размещения духовенства (пресбитеров – отсюда и название). От нефа пресбитерий отграничен деревянной резной оградой .

Большой алтарь создан по проекту архитектора Маурицио Педетти, работавшего и по реконструкции замка. Здесь, в главном алтаре помещена икона «Тайная вечеря», и она здесь не случайно – храм посвящен католическому празднику Божиего Тела. Икона подчеркивает идею первой службы, которую совершил Христос на его последнем ужине со своим и учениками – апостолами накануне распятия. На тайной вечере Христос открыл апостолам тайну своей жертвы, провозгласил таинство причащения. По завету Спасителя Его тело и кровь на Божественной литургии таинственным образом претворяются в хлеб и вино.

Икона представляет собой довольно большое полотно (6×3), вытянутое по вертикали. Выполнена в багровых тонах. Апостолы сидят за стоящим в центре круглым столом, накрытым светло-зеленой скатертью. Слева, на переднем плане, с мешочком в руке Иуда. Она является смысловым центром росписей Несвижского костела. И наиболее известной работой Ксаверия Доминика Хесского (около 1700 – 1764), придворного живописца князя Р. Рыбоньки, по инициативе которого расписывался костел и восстанавливался город. Хесский отвечал за работу всех художников радзивилловского двора, имел звание «премьер-маляжа», т.е. первого художника. К 30 июня 1752 года Хесский как руководитель докладывал Рыбоньке, что работа по росписи костела Божиего Тела в Несвиже завершена.

В 90-е годы прошлого столетия икона была реставрирована на средства прихожан храма.

Тематическое раскрытие сюжета и символов иконы главного алтаря начинается при входе в костел. На своде притвора изображен израильско-иудейский царь Давид – так его изображал и Рубенс. Давид представлен играющим на арфе (лире), в царском плаще, подбитом горностаем. Рядом с Давидом атрибуты царского достоинства – корона и держава, лежащие на книге, и свиток с нотами гимна. Символическое изображение Давида является прообразом царского величия и священнического сана Христа. Давид – создатель псалмов, слова которых прославили и утвердили веру. Часть стиха одного из псалмов Давида мы читали на главном фасаде костела.

В образе Давида подчеркивается не только теологическая идея возможного объединения мира, царства и славы, но и историческая идея единения семьи вокруг славы и могущества рода Радзивиллов.

Первоначальная роспись интерьера костела не сохранилась. В середине XVII века во время военных действий костел сильно пострадал. Фрески, дошедшие до наших дней написал Ксаверий Доминик Хесский за достаточно короткий срок. Он руководил группой живописцев, создавших национальную школу монументальной живописи XVIII века. Они задействовали опыт европейской живописи от XVI до XVIII веков. Среди мастеров и его сын – Юзеф Хесский – младший, впоследствии работавший в костеле доминиканского монастыря.

Именно росписи создают основное впечатление великолепия интерьера Несвижской базилики. Живопись была обновлена в начале XX века, а алтарная икона совсем недавно, в 90-е годы, была реставрирована (на средства прихожан храма).

Росписи сделаны в технике фрески. «Fresco» — по-итальянски «сырой». Это живопись красками, разведенными на воде – чистой или известковой – по свежей сырой штукатурке. Это классический вариант, но пишут и по сухой. При высыхании рисунка тончайшая прозрачная пленка закрепляет краску и делает фреску долговечной.

Микельанджело назвал фреску самым мужественным видом живописи. И действительно, писать нужно быстро, пока не высохла штукатурка. Кроме того, при письме необходимо учитывать изменение цвета краски, так как при высыхании интенсивность цвета уменьшается почти на треть. Требуется и немалая физическая сила – писать нужно на большой высоте, порой почти лежа. Монументальный стиль диктовал: не углублять внутреннее пространство, давать четкий, легко читаемый на значительном расстоянии силуэт, по возможности не смешивать краски, энергично выявлять фигуры бликами света «пробелами». Эти и другие принципы обеспечили фресковой росписи замечательные качества декоративности, зрительной убедительности.

Искусствоведы насчитывают среди росписей храма свыше 40 композиций. Они представляют библейские сказания, переполненные аллегориями. Среди них: «Встреча Авраама и Мелхиседека» (главный неф), «Соломон и царица Савская», «Авраам ведет Исаака на заклинание», «Святое семейство», «Поклонение континентов» (трансепт), «Пророк Исайя» (правый боковой неф), «Благословление Илиёй Самуила» (левый боковой неф).

На сводах центрального нефа ряд сюжетных сцен посвящены католическим таинствам. В северном нефе (боковой левый) сцена «Возвращение блудного сына». На своде пресбитерия, в конце главного нефа, перед алтарем, размещена фреска «Апофеоз католической церкви» .

На фреске молодая красивая женщина в сине-голубой одежде с бокалом в поднятой руке. Папская тиара на ее голове дает нам понять, что это аллегорический образ католической церкви. К ней на поклонение идут паломники в грубых одеждах разных народов, символизирующих и разные вероисповедания. Барокко – оружие контрреформации. Оно призвано прославлять монархию, аристократия, католическую церковь, ее богатство и могущество.

Роспись храма представляет собой позднее барокко. Барокко любит иллюзорность и предлагает нам много архитектурных деталей. Аркады и коллонады, обращенные в голубое небо или поданные на природном пейзаже, порталы и купола, разорванные карнизы, ниши со статуями святых…

Да, ниши в куполе, колонны, скульптуры тоже созданы живописцем, хотя это не сразу заметишь… Колонны, скульптуры в нишах дают тень, соответствующую той, которая могла быть у расположенных в том месте настоящих.

Все это выписано ярко, живо, с размахом, словно на едином дыхании, с тем эмоциональным порывом, который заставляет забыть о материальности стен. Они как будто расступаются, вмещая в себя, в пространство храма, всю эту иллюзорную, мастерски исполненную в красках, а не в камне архитектуру, отчего костел кажется гораздо просторнее, легче и грациознее. Именно эти цели и преследуют искусство барокко – «стиль каменных метафор».

Росписи купола были повреждены во время освобождения Несвижа
(2 июня 1944). В купол попал снаряд. Упала и разбилась прекрасная люстра, загорелись деревянные конструкции крыши. Пожар мог бы уничтожить ксендза, если бы не мужество ксендза Колосовского. Под обстрелом созвал людей, сам участвовал в спасении храма, хотя многие упрашивали его переждать обстрел. При его содействии были своевременно восстановлены и фрески купола, верхний край которых успел покрыться копотью. Когда средств на реставрацию не дали, их собрали среди верующих города и окрестных деревень . И еще о нем: во время оккупации, когда приказано было сдать изделия из цветных металлов, включая медные трубы старинного органа, ксендз с группой жителей спрятали трубы, добыли ложную справку об их сдаче – и тем спасли реликвию от гибели .

Орган находится над входом в храм. Здесь, ближе к хорам, фресковые росписи с изображением святых, играющих на музыкальных инструментах. Под хорами – «Давид-псалмопевец», о чем мы уже знаем. В южном нефе – «Святой волк с трубою». В северном – «Святая Цецилия играет на органе».

На фреске – прекрасная девушка с обнаженными руками и длинными волосами играет на органе. Взор ее обращен к слушателю (в нашем случае – к зрителю) – она играет, не глядя на клавиши. Воздушные руки святой так и бегут по клавишам. Росписи несвижского храма рассчитаны на подготовленного зрителя. Есть в костеле и скульптурные произведения, и они тоже полны аллегории. Присмотримся к некоторым из них. Стоящие с правой стороны, посмотрите, пожалуйста, между колоннами налево. Стоящие слева смотрят тоже между колоннами, но направо. Это алтари Иисуса Христа (слева) и Девы Марии – один из пестрого, другой из белого мрамора. Имеют сходное построение и различаются лишь деталями. Оба алтаря имеют декоративные античные портики с наклонившимися и даже падающими колоннами. Колонны удерживают ангелы. Эта аллегория свидетельствует, что костел построен специально для иезуитов. Главной задачей ордена было воспрепятствовать падению авторитета римско-католической церкви, которая пошатнулась под ударами Реформации, а иезуиты поддержали «колонны» здания католической веры. Есть и второе прочтение: вероотступничество Радзивиллов и возвращение в католицизм.

Отметим также несколько памятников светской мемориальной пластики. У левого бокового алтаря памятники Сиротке и его детям. В неглубоком рельефе по камню изображен младенец, лежащий со скрещенными на груди руками на крышке гроба, усыпанного цветами. Это памятник первенцу Сиротки, скончавшемуся в двухлетнем возрасте (1588). Большой надгробный памятник с бюстом поставлен в память о другом сыне Сиротки, умершем в 16-летнем возрасте от чумы в Болонье (1607), где молодой князь учился в университете. Надгробие пристенного типа с мраморным бюстом в углублении. Этот памятник привезли из Италии (1608), что подтверждают стилевые особенности изображения, так и особенности обработки.

Наконец, третье рельефное надгробие из песчаника, было выполнено после кончины Сиротки. Здесь основатель Несвижской ординации представлен в облике пилигрима, молящегося на фоне рыцарских доспехов. Внизу эпитафия, составленная якобы самим Сироткой, в которой сказано, что перед лицом смерти никто не рыцарь… Он завещал похоронить себя скромно, без всякой помпезности. Тело князя было мумифицировано по рецепту, привезенному им самим из Египта, и помещено в крипте костела. Так в 1616 году было положено начало фамильной усыпальнице Радзивиллов.

В этой же стороне костела вход в семейную усыпальницу, расположенную под костелом. Там же находится каплица (часовня) Святого Креста. Такие помещения под храмом называют криптами. «Крипта», как на латыни, так и на греческом, означала «крытый проход», «тайник». И криптами в средневековой западноевропейской архитектуре стали называть каплицы, расположенные под храмом, как правило, под алтарной частью, т.е. под апсидой. В крипте находились и захоронения. Так и здесь. На сегодняшний день здесь находится уникальный погребальный комплекс, состоящий из 72 гробов с останками представителей знаменитого магнатского рода. До недавнего времени считалось, что последнее захоронение относится к 1935 году, когда умер XVI-ый ординат несвижский Антонии Альбрехт Радзивилл (1885 – 1935). В 2000 году здесь добавилась урна с прахом Антония Радзивилла, умершего в Лондоне в 1999 году. Незадолго до этого он впервые побывал на земле своих предков и завещал похоронить себя здесь. Его семья выполнила последнюю волю покойного.

Несвижская усыпальница Радзивиллов – единственный в Восточной Европе некрополь исторической фамилии. Его заслуженно ставят рядом со знаменитой криптой Габсбургов в Вене и пантеоном испанских монархов в замковом комплексе Эскориале, близ Мадрида.

И еще… В правой части костела, в боковом нефе, беломраморная скульптура женщины, сидящей в печали на крышке гроба. Говорят, что эта работа имеет большую художественную ценность .

Здесь же, ближе ко входу, рядом с деревянными исповедальнями, на стене беломраморная стела с портретом белорусско-польского поэта Владислава Сырокомли (настоящая фамилия – Людвик Кондратович). Она была установлена, как сообщают факты внизу стелы, в 40-ую годовщину смерти поэта. В городе царские власти не позволили бы установить памятник из-за взглядов Сырокомли, а в костеле прихожане являются относительными хозяевами.

Несвиж был первым городом, который Сырокомля увидел. В его времена город переживал упадок после почти трех столетий славы Радзивиллов. Но это не помешало поэту через всю жизнь пронести благодарность заняпаламу местечку с богатой историей. В Несвиже он учился, потом работал в канцелярии по управлению радзивилловскими имениями. Он изучал архивы этого древнего рода для написания краеведческих очерков.

В его «Странствиях по моим бывшим околицам» Несвижу посвящен самый большой очерк – настоящий гимн любви к нему. Его несвижский период жизни нашел отражение в нескольких поэтических и прозаических произведениях.

С этой землей его связывали долгие годы жизни. Живя в Несвиже, Сырокомля часто захаживал под своды этого костела. Здесь он венчался (1844). Несвиж много ему дал – и Сырокомля ответил на это своими произведениями о городе. Он считал, что не имеет другой возможности отблагодарить земляков за хлеб и соль, за радость…

Память о Сырокомле увековечена в Несвиже улицей его имени, еще одной мемориальной доской в замке и бронзовым бюстом в Старом парке.

Времена меняются. Приходят и уходят власти. Меняются мировоззрения. Здания – остаются. Они остаются портретами своего времени и его памятниками.

КАПЛИЦА БУЛГАРИНА

В углу костельного двора белеет невзрачная приземистая каплица с одним – единственным окном по фронтону. Ее называют то «каплицей Булгарина», то «башней убийцы». Поставлена она в начале XVIII века дедом русского литератора Фаддея Булгарина – Скандербеком Булгариным. Говорят, он и похоронен в ней. Скандарбек переселился в Беларусь из Албании, был потомком героя албанского народа Георга Кастриота Скандарбека. Его прозвище – Булгарин – впоследствии стало фамилией.

Поссорившись однажды с соседом, убил его из ружья и очень сожалел об этом. По законам того времени, в соответствии с Литовским Статутом, он, тоже шляхтич, должен был уплатить «виру», что и сделал после решения суда – отдал несколько деревень. Построил эту каплицу и по несколько дней один, без еды и воды, замаливал свой грех. Уплатил на 350 лет вперед за ежегодную службу по убиенному. «Каплица Булгарина» упоминается в романе польского писателя Генрика Ржевусского «Воспоминания Соплицы», рукопись которого была найдена в Несвиже .

БАШНЯ-ЗВОННИЦА

Это высокая и несколько суровая башня, включенная в костельную ограду, и сейчас напоминает о том, что несвижский костел Божиего Тела вырос на границе города и замка. Как разнится она своим видом с костелом! А между тем, они ровесники. Башня «дожила до наших дней почти без изменений. А вот Замковая брама, у которой она стояла, не уцелела. Ее мы видели на карте Т. Маковского.

Построена была в XVI веке одновременно с костелом и в непосредственной близости от него. Башня тем не менее пренадлежитк другой архитектурной эпохе, т.е. еще «добарочной». Как похожа она декором на башни Мирского замка. Тот же цветовой контраст красных кирпичных стен и белых карнизов, вставок и обрамлений проемов, что придает постройке живописность.

Это массивное сооружение, квадратное в плане, имеет ярусное построение. Судя по кирпичной кладке, башня не сохранила своего первоначального вида. После того, как башня стала костельной колокольней, узкие бойницы верхних ярусов были растесаны, и она получила легкий верх. Но несмотря на это, башня производит впечатление прежде всего оборонительного сооружения как массивными пропорциями, так и мощными расширяющимися книзу стенами. Они создают впечатление устойчивости, несокрушимости. На четырех ее ярусах легко мог разместиться довольно многочисленный гарнизон. Проемы каждого яруса различны – это обусловлено различным характером ведения боя при подступах противника.

Вплотную к башне примыкала Замковая брама – до XVIII века. Только через нее можно было попасть в замок, расположенный за водоемами.

У ВХОДА В ЗАПОВЕДНИК

LiveInternetLiveInternet

  • (0)
  • Adobe Photoshop CS6 13.0 и СS5 (10)
  • Onlain Image Editor (1)
  • Oнлайн (56)
  • Windows 7 (6)
  • You Tube (18)
  • Авики для рубрик (2)
  • Азербайджан (15)
  • Анимация (191)
  • Артисты (73)
  • Аудио-запись (7)
  • Аудиокниги (10)
  • афоризмы (15)
  • Баку (78)
  • Бельгия (8)
  • бродилки (141)
  • Важная информация (111)
  • Весна (35)
  • Вечная память (44)
  • видео (365)
  • Мое видео (12)
  • Видео-уроки (134)
  • Виртуальные путешествия (319)
  • ВОГ (1)
  • Гадание (67)
  • Генераторы (82)
  • Гимнастика (49)
  • Центр С.Бубновского (7)
  • Цигун (4)
  • Гороскоп (48)
  • Декор (42)
  • Делаем рамки (уроки) (72)
  • Дизайн квартиры (2)
  • Живой журнал (ЖЖ) (35)
  • Животные (156)
  • кошки (46)
  • собаки (21)
  • хищные животные (4)
  • Здоровье (432)
  • артрозы, артриты (9)
  • Болезни суставов (3)
  • Микроволновая терапия (3)
  • Остеохондроз (11)
  • Релаксация (2)
  • Зима (57)
  • Знаменитости (213)
  • Зодиак (28)
  • Игры (6)
  • Израиль (22)
  • Изучаем языки (31)
  • Интересное (510)
  • Необычное, невероятное (18)
  • ИНФОРМЕРЫ (10)
  • искусство (159)
  • История (3)
  • История России (145)
  • Путешествие по России (70)
  • Россия (34)
  • Картинки (39)
  • Клипарт (679)
  • Кнопочки (24)
  • Кнопки полезных сайтов (2)
  • Коллаж (451)
  • Коллаж в Корел (3)
  • Конверторы (13)
  • Корел (4)
  • Косметика (34)
  • Котоматрицы (37)
  • Кофе (4)
  • Куколки 3D (2)
  • Кулинария (180)
  • Лето (29)
  • Лирушкин ликбез (111)
  • магия (65)
  • заговоры (10)
  • Мастера искусств (2)
  • Мифы и легенды (2)
  • Мои работы (977)
  • Мои рамки (270)
  • Мои фш рамки (без текста) (19)
  • Мои флешки (29)
  • Мои фото (7)
  • Мой сад, мои цветы (27)
  • Монастыри (20)
  • Музеи (11)
  • Музыка (680)
  • барды (24)
  • Классическая музыка (1)
  • Музыкальные открытки (13)
  • Плейлист (118)
  • Притчи Светланы Копыловой (4)
  • Романсы (15)
  • Музыкальные сайты (18)
  • Надписи (33)
  • Народная медицина (101)
  • Натюрморты (25)
  • Наши путешествия(мои и друзей) (25)
  • Нижегородская область (74)
  • Нижний Новгород (12)
  • Павлово (59)
  • Новости (7)
  • Новый год (249)
  • Нумерология (14)
  • О В. Высоцком (47)
  • Осень (104)
  • открытки (46)
  • Оформление дневника (126)
  • Парки, замки, дворцы (78)
  • Плагины, фильтры (137)
  • Плееры (173)
  • аудиоплееры (7)
  • Плейкаст (43)
  • Мои плейкасты (8)
  • Подсказки логопеда (72)
  • Подготовка к школе (22)
  • Полезное (239)
  • Полезные советы (133)
  • полезные сайты (182)
  • помощь новичкам (20)
  • Поэзия (296)
  • Праздники (310)
  • Поздравления (154)
  • презентации (0)
  • Природа (53)
  • пейзаж (9)
  • Притчи (57)
  • Программа (199)
  • Aleo Flash MP3 Player Builder v3.1.23 (1)
  • Adobe Flash CS6 Portable. (1)
  • Corner-A ArtStudio (6)
  • программа BluffTitler (9)
  • Программа CamtasiaStudio (6)
  • Программа ProShow Producer 5.0.3206 (17)
  • Программа Sothink SWF Easy 6.3 Build 630 Portable (6)
  • ФотоШоу Pro (6)
  • Программа «Sothink SWF Quicker»: (28)
  • Программа Aleo Flash Intro Banner Maker (12)
  • Программа Portable Flash Effect Maker Pro v5.01 (1)
  • проза, рассказы (5)
  • работа на компьютере (77)
  • работа с картинками (2)
  • работа с текстом (50)
  • Работы Аллочки Евдокимовой (38)
  • Работы друзей (347)
  • Работы Любаши К (278)
  • Разделители (57)
  • Рамочки (282)
  • Рамочки для текста (140)
  • Рамочник (16)
  • Религия (371)
  • Дивеево (17)
  • Крещение (12)
  • Пасха (39)
  • Рождество (28)
  • Россия (7)
  • Рукоделие (33)
  • Садоводство (165)
  • Дизайн сада (38)
  • Сайт «В стране фотошопа» (11)
  • Скрап-набор (57)
  • Слайд-шоу (19)
  • Советы (46)
  • Сообщения от Surge_Blavat (50)
  • Схемы для дневника (131)
  • Таблицы (2)
  • Таблица цвета (1)
  • Тесты (172)
  • Традиции и обряды (4)
  • Турция (9)
  • Уголки (12)
  • Украшения (2)
  • Уроки (112)
  • Уроки Flash (24)
  • Уроки Алены 48 (4)
  • Уроки Антонины Буч-Живаевой (25)
  • Уроки в corel (49)
  • Уроки в Pozer (1)
  • Уроки В. Шильникова (15)
  • Уроки Вячеслава Федоткина (3)
  • Уроки Галины Шадриной (59)
  • Уроки Елены Красюковой (10)
  • Уроки Елены Резвых (22)
  • Уроки и работы Vi Natalki (188)
  • Уроки Искательницы Илоны (13)
  • уроки Ларисы Гурьяновой (230)
  • Делаем коллаж в ФШ (19)
  • (5)
  • уроки Любаши К. (162)
  • Уроки О. Бор (12)
  • Уроки от Mishel (20)
  • Уроки от morela4 (1)
  • Уроки от NATALI (44)
  • Уроки от Natalia NZ (3)
  • Уроки от Novichok56 (13)
  • уроки от Бэтт (8)
  • Уроки от ГП (79)
  • Уроки от Мадемуазель Viv (133)
  • Уроки от Миллады (60)
  • Уроки по Mozille (3)
  • уроки с сайта Photoshop-help.ru (18)
  • Уроки ФШ (267)
  • Уроки ФШ Ирины Семеновой (69)
  • Уроки ФШ от LEDY_ANGEL (12)
  • Уроки ФШ от Анты (12)
  • Уроки ФШ разных авторов (190)
  • фильмы (65)
  • Флеш-материал (37)
  • Флешки (197)
  • флеш-плееры (32)
  • Фоны (177)
  • глиттеры (5)
  • Фото (104)
  • Сайты для работы с фото (7)
  • Фоторедактор (27)
  • Фотошоп (158)
  • работа с градиентом (1)
  • Работа с маской (1)
  • Франция (62)
  • Футажи (37)
  • Фэн шуй (7)
  • Храмы (32)
  • Цветы (222)
  • С сайта «Муравей» (Влада Муравьева) (1)
  • цветоводство (128)
  • Чай (19)
  • Шрифты (27)
  • Эдитор (18)
  • Юмор (230)
  • Яндекс-фотки (10)

Католический храм

Храм является средоточием всей жизни приходской общины и выполняет многообразные функции. Здесь верующие осознают свое единство и сообща испытывают чувство встречи с Богом. Но главное предназначение храма в том, что он является местом проведения литургии.

Одно из отличий католического храма от православного заключается в том, что его главный алтарь обращен на Запад. Ведь на Западе, по учению Католической церкви, расположена столица Вселенского христианства, Рим, местопребывание папы римского – главы всей христианской церкви. В католических храмах, в отличие от православных, нет иконостасов. Алтари (их может быть много) дозволяется устраивать у западной, южной и северной стен храма. Алтарь в католическом храме соответствует православному престолу, но не алтарю: это накрытый покрывалом стол с богослужебными книгами и утварью. У алтаря происходит основное священнодействие.

Католические храмы чаще всего строятся в виде базилики, а также как купольные храмы в виде латинского креста. Крест в плане храма символизирует искупительную жертву Христа. Боковые нефы часто служат местами для капелл с самостоятельными алтарями. При сооружении алтаря в основу фундамента всегда кладут мощи какого-либо святого. Над алтарем помещается главный храмовый образ. Алтарь украшает дарохранительница – табернакль – для освященных гостий (делается обычно в виде шкафчика). На алтаре обязательно есть скульптурное распятие, чаша для причастия, патена – плоское блюдце для гостий, и корпорал – салфетка, на которую ставят чашу и патену, чтобы после освящения даров собрать с нее частицы хлеба. Иногда здесь же ставят циборий – чашу с крышкой для хранения гостий, и монстранцию – сосуд для выноса гостий во время религиозных процессий. Как правило, в больших католических храмах есть кафедра на возвышении, с которой произносится проповедь. В католических храмах, в отличие от православных, прихожанам разрешается сидеть во время богослужения. Его участники должны вставать только в определенные моменты – во время чтения Евангелия, возношения Святых Даров, благословения священника и т. д.

До V–VI вв. у священников не было особых литургических облачений, они появились позже, хотя и восходят к одеждам обычных римлян того времени. Облачения священников должны были напоминать о добродетелях и обязанностях священника. Перед свершением мессы священник надевает поверх сутаны – длинного одеяния со стоячим воротником, наглухо застегнутого снизу доверху, – белую длинную тунику, часто украшенную кружевами, так называемую альбу (от лат. alba – белая). Пояс в виде веревки или шнурка должен напоминать о веревках, которыми был связан Иисус во время ареста. Стола – лента, надеваемая на шею, – главная часть литургического облачения. Стола символизирует власть священника. Поверх всего этого надевается орнат (от лат. orno – украшаю), безрукавная накидка с вырезом – из бархата или парчи. Орнат должен напоминать священнику о грузе евангельского учения и символизировать его. Для других служб, совершаемых вне храма (например, для процессий), надевается белая рубашка до колен – комжа, и плащ. Его называют капа или плувиал, поскольку он должен защищать от дождя (от лат. pluvium – дождь). Священник носит на голове четырехугольную шапочку – биретту. Голову епископа украшает митра. Со времен Павла VI (1963–1978), который отказался от тиары как слишком дорогого убора для главы церкви бедных, папы также носят митру. Ступени священства и церковные чины различаются по цвету повседневной одежды священнослужителя – сутаны. Священник носит черную сутану, епископ – фиолетовую. Кардинальский пурпур – красная сутана кардинала – символизирует, что он готов до последней капли крови защищать Святой Престол. Основной цвет папской одежды – белый.

Как правило, католические храмы богато украшены живописными и скульптурными изображениями. На стенах в виде скульптурных рельефов или живописных картин изображается крестный путь Иисуса Христа на Голгофу. Это 14 так называемых «станций», то есть этапов крестного пути. В каждом католическом храме есть специальные кабинки для исповеди. Их окна обычно закрываются решетками и занавесками, чтобы обеспечить анонимность покаяния. При входе в храм помещается чаша со святой водой.

Католическая церковь, как и Православная, почитает иконы (от греч. eikon – образ, изображение). Икона – это почитаемое Церковью сакральное изображение, плоскостное или объемное. В католическом богословии икона трактуется прежде всего как свидетельство о том, что Бог принял подлинную человеческую природу, выразил себя в человеческой личности. Почитая иконописный образ, учит Церковь, христиане поклоняются Прообразу и Творцу всего сущего. Икона стала одним из способов фиксации и передачи учения Церкви. Культ икон в христианстве утвердился только в VIII в. в результате победы над иконоборческими движениями, связанными с несторианством и монофизитством. На VII Вселенском (II Никейском) соборе 787 г. иконоборчество было торжественно осуждено Западной и Восточной церквами. Однако в почитании икон между ними имеются различия. Восточная церковь признала икону как «богословие в образах», и в почитании икон боролась «не за красоту, а за истину». Близким по духу восточному богопочитанию является в католицизме только почитание чудотворных икон и статуй. Католическая иконопись по преимуществу является итальянской. Начиная с XIII в. развитие религиозного искусства на Западе испытывает все большее влияние индивидуального стиля художников. Начало этому процессу положил Джотто. В эпоху Возрождения на смену канонической иконе пришла религиозная живопись с новым пониманием священных образов. Согласно учению Тридентского собора об иконе, она, не заключая в себе самой Божественной силы, освящает молящихся через «отпечаток первообраза», то есть в силу своего отношения с первообразом. Католическая церковь тем не менее до наших дней сохранила отношение к религиозной картине как сакральному образу. В католической традиции принято, что сакральные изображения должны украшать храмы и другие места христианской жизни, иллюстрировать историю спасения, побуждать творить добро и содействовать процветанию христианских добродетелей. Много общего во внешних знаках почитания сакральных изображений у католиков и православных: это коленопреклонение, поклоны, каждение, зажигание перед иконами свечей и лампад.

II Ватиканский собор признал, что сакральная икона – одна из различных форм присутствия Христа среди верующих. Однако современный Кодекс канонического права (канон 1188) рекомендует священнослужителям и верующим соблюдать меру в иконопочитании: «Иконы необходимо размещать в умеренном количестве и с соблюдением необходимого порядка, дабы они не вызывали у верующих чувства удивления и не давали им повода для искажения набожности».

Каждый католический храм, начиная со времен Древней церкви, стремится обрести мощи и реликвии (от лат. reliquae – остатки, останки) какого-либо местного или особо почитаемого святого, а также предметы, связанные с жизнью Христа, Богородицы и святых. В католических храмах и монастырях в особых мощехранительницах, или реликвариях, хранятся реликвии – остатки одежды Христа, кусочки креста, на котором он был распят, гвозди, которыми он был прибит, и т. п., а также части облачения Девы Марии, ее волосы, молоко Богородицы и пр. Особо почитаемыми являются Святые Реликвии Страстей Господних. Со времен Средневековья и до наших дней обладающие реликвиями храмы и монастыри привлекают к себе многочисленных паломников.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Leave a Comment