Казанский собор Петербург

История создания Казанского собора в Питере

Строительство собора началось еще в 19 веке и продолжалось долгих 10 лет, с 1801 по 1811 годы. Работы велись на месте обветшалой Рождество-Богородичной церкви. Архитектором был выбран известный в то время А. Н. Воронихин. Для работ использовались исключительно отечественные материалы: известняк, гранит, мрамор, пудостский камень. В 1811 году наконец-то состоялось освящение храма. Спустя полгода ему на хранение передали Казанскую икону Божьей матери, известную творением чудес.

В годы советской власти, негативно относившейся к религии, из храма было вывезено множество дорогих вещей (серебро, иконы, предметы интерьера). В 1932 года он вовсе был закрыт и не проводил службы до самого развала СССР. В 2000 г. ему был присвоен статус кафедрального собора, а спустя 8 лет состоялся повторный обряд его освящения.

Краткое описание

Храм построили в честь Казанской чудотворной иконы Божией Матери, являющейся самой важной его святыней. Автор проекта придерживался стиля архитектуры «ампир», подражая церквям Римской империи. Неудивительно, что вход в Казанский собор украшает красивейшая колоннада, оформленная в виде полукруга.

Здание вытянулось на 72,5 м с Запада на Восток и на 57 м с Севера на Юг. Венчает его купол, расположенный на высоте 71,6 м над землей. Этот ансамбль дополняют многочисленные пилястры и скульптуры. Со стороны Невского проспекта вас приветствуют скульптуры Александра Невского, св. Владимира, Андрея Первозванного и Иоанна Крестителя. Прямо над их головами находятся барельефы с изображениями сцен из жизни Божией матери.

На фасаде храма имеются шестиколонные портики с барельефом «Всевидящее око», которые украшают треугольные фронтоны. Вся верхняя часть декорирована объемным аттиком. Форма самого здания копирует форму латинского креста. Дополняют общую картину массивные карнизы.

Главное помещение собора разделено на три нефы (коридоры) – боковые и центральный. По форме оно напоминает римскую базилику. Перегородками служат гранитные массивные колонны. Высота потолков – более 10 м, они декорированы розетками. Для создания правдоподобности в работе использовался алебастр. Пол выложен серо-розовым мрамором в виде мозаики. У амвона и алтаря в Казанском соборе имеются участки с кварцитом.

В соборе размещено надгробие известного полководца Кутузова. Оно обнесено решеткой, спроектированной все тем же архитектором Воронихиным. Тут же находятся ключи от падших под ним городов, маршальские жезлы и различные трофеи.

Где находится собор

Найти эту достопримечательность можно по адресу: г. Санкт-Петербург, на площади Казанской, дом №2. Она располагается вблизи канала Грибоедова, с одной стороны окружена Невским проспектом, а с другой – Воронихинским сквером. Рядом располагается улица Казанская. В 5 минутах ходьбы имеется метро, станция «Гостиный двор». Наиболее интересный вид на собор открывается со стороны ресторана «Терраса», отсюда он выглядит как на картинке.

Что расположено внутри

Кроме главной святыни города (Казанской иконы Богоматери), тут хранится множество работ известных живописцев 18-19 веков. К ним относятся:

  • Сергей Бессонов;
  • Лаврентий Бруни;
  • Карл Брюллов;
  • Петр Басин;
  • Василий Шебуев;
  • Григорий Угрюмов.

Каждый из этих художников внес свою лепту в роспись пилонов и стен. За основу они брали работы итальянских коллег. Все изображения выполнены в академическом стиле. Особо яркой получилась сцена «Взятие Богородицы на небо». Интерес в Казанском соборе представляет и обновленный иконостас, богато украшенный позолотой.

Полезные советы для посетителей

Вот что обязательно следует знать:

  • Стоимость билетов – вход в собор бесплатный.
  • Богослужения проводятся каждый день.
  • Часы работы – в будние дни с 8:30 до окончания вечернего богослужения, которое приходится на 20:00. С субботы по воскресенье он открывается на час раньше.
  • Есть возможность заказать обряд венчания, крещения, панихиду и молебен.
  • В течение всего дня в соборе работает дежурный священник, к которому можно обратиться по всем волнующим вопросам.
  • Женщинам нужно посещать храм в юбке ниже колен и с покрытой платком головой. Косметика не приветствуется.
  • Делать фото можно, но не во время службы.

По собору ежедневно проводятся групповые и индивидуальные экскурсии длительностью 30-60 минут. За пожертвование их могут провести работники храма, какого-то определенного расписания тут нет. В программу включается знакомство с историей храма, осмотр его святынь, реликвий и архитектуры. В это время посетителям нельзя громко говорить, мешая окружающим и сидеть на лавочках. Исключения в Казанском соборе делаются только для лиц пожилых и с ограниченными возможностями.

Рекомендуем посмотреть на собор Айя-София.

Расписание богослужений: литургия утренняя – 7:00, поздняя – 10:00, вечерняя – 18:00.

Интересные факты

История храма действительно очень богата! Старая церквушка, после разрушения которой был возведен новый Казанский собор, являлась местом значимых для России событий:

  • 1739 – венчание принца Антона Ульриха и принцессы Анны Леопольдовны.
  • 1741 – свое сердце тут императору Петру III отдала великая Екатерина II.
  • 1773 – венчание принцессы Гессен-Дармштадской и Павла I.
  • 1811 – отдача присяги войска Екатерине II.
  • 1813 – уже в новом соборе был погребен великий полководец М. И. Кутузов. Тут же хранятся полученные им трофеи и ключи от падших под ним городов.
  • 1893 – в Казанском соборе был отпет великий композитор Петр Чайковский.
  • 1917 год – тут состоялись первые и единственные выборы правящего архиерея. Тогда победу одержал епископ Вениамин Гдовский.
  • В 1921 году был освящен зимний боковой алтарь священномученика Гермогена.

Собор стал настолько популярным, что в обращении даже имеется монета номиналом 25 рублей с его изображением. Она была выпущена в 2011 году банком России тиражом 1500 шт. Для ее изготовления использовалось золото высшей пробы, 925-е.

Наибольший интерес все же представляет главная святыня собора – икона Божией Матери. В 1579 году в Казани произошел сильнейший пожар, но огонь не тронул икону, и она осталась лежать целой под грудой пепла. Через две недели девочке Матроне Онучиной явилась Богородица и велела откопать свой образ. До сих пор неизвестно, копия это или оригинал.

Ходят слухи, что во время Октябрьской революции большевики конфисковали из Казанского собора подлинный образ Богородицы, а список был написан лишь в 19 веке. Несмотря на это, чудеса возле иконы продолжают время от времени происходить.

Казанский кафедральный собор – это очень ценное сооружение для СПБ, аналогов которому найти практически невозможно. Он в обязательном порядке включается в большинство экскурсионных маршрутов в Питере, которыми ежегодно проходят тысячи туристов с разных уголков мира. Это важный объект культурного, религиозного и архитектурного наследия России.

Казанский собор.

Лучшим украшением Невского проспекта является Казанский собор, возведённый в 1801-1811 годах для иконы «Казанская Божья матерь». В Санкт-Петербург икону привёз ещё сам Пётр 1. Строительство поручили архитектору Андрею Воронихину. Человек яркого природного дарования, он вошёл в историю русского искусства как автор колоннад у Большого каскада в Петергофе, Горного института и Казанского собора, ставшего вершиной его творчества.

В плане собор имеет форму вытянутого креста. В нём три входа : с запада, севера и юга. Каждый из них оформлен шестиколонным портиком. Поскольку по правилам православной церкви алтарь должен быть обращён к востоку, то главный вход в храм следовало делать с запада. Но в этом случае на Невский праспект выходил лишь боковой фасад собора. А именно он требовал парадного решения. Для зодчего в этом была немалая трудность, но Воронихин блестяще справился с ней. Он оформил обращённый к Невскому боковой фасад строиной полукруглой колоннадой из 94 колонн. Колоннаду и здание собора он поставил на высокий гранитный цоколь, на который ведут широкие ступени. Именно прекрасная колоннада, раскрытая в сторону Невского проспекта, делает здание торжественным и величественным.

С запада предполагалось образовать парадную площадь, замкнутую специально созданной Воронихиным решёткой. Решётка была поставлена, но при отсутствии второй колоннады с южной стороны собора, как предлагал Воронихин, она оказалась в стороне от собора.

Решётка Воронихина представляет собой большую художественную ценность. Её ажурные чугунные звенья установлены на цоколе из красного гранита и разделены гранитными столбами. Ажурную ткань решётки венчает орнаментальный фриз. Решётка образует полукруг длиной 171 метр.

Казанский собор строился во время Отечественной войны 1812 г. И культовое здание современники стали воспринимать прежде всего как памятник победам русского оружия.

13 июня 1813 г. в соборе был погребён прах М.И.Кутузова.

Значение собора как памятника Отечественной войны 1812 года окончательно утвердилось после того, как

в 1837 г. перед собором были установлены памятники М.И.Кутузову и М.Б.Барклаю де Толли.

С 1932 г. до начала 1990-х г. в здании собора находился Музей истории религии и атеизма. В настоящее время Казанский собор передан православной церкви.

Казанский собор (Санкт-Петербург)

Другие значения см. Казанский собор

Православный собор

Собор Казанской иконы Божией Матери


Вид с Невского проспекта

59°56′03″ с. ш. 30°19′28″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург,
Казанская площадь

Конфессия

Православие

Епархия

Санкт-Петербургская

Тип здания

Собор

Архитектурный стиль

ампир, классицизм

Архитектор

Андрей Никифорович Воронихин

Дата основания

Строительство

1801—1811 годы

Приделы

Главный — Казанской иконы Божией Матери; северный — свв. Антоний и Феодосий Печерские; южный — Рождества Пресвятой Богородицы; пещерный — священномученика Гермогена.

Реликвии и святыни

Чудотворный список Казанской иконы Божией Матери, могила Михаила Илларионовича Кутузова, ключи от взятых 17 городов и восьми крепостей Европы, более 100 военных знамён и штандартов.

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520264950006 (ЕГРОКН). Объект № 7810539000 (БД Викигида)

Состояние

отличное

Сайт

Казанский собор на Викискладе

Казанский собор, 1821 год (с рисунка Патерсона 1800г)

Каза́нский кафедра́льный собо́р (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга. Построен на Невском проспекте в 1801—1811 годах архитектором Андреем Воронихиным для хранения чтимого списка чудотворной иконы Божией Матери Казанской. После Отечественной войны 1812 года приобрёл значение памятника русской воинской славы. В 1813 году здесь был похоронен полководец Михаил Илларионович Кутузов и помещены ключи от взятых городов и другие военные трофеи.

В 1932 году превращён в Музей истории религии и атеизма. С 1991 года — действующий храм, несколько лет сосуществовавший с экспозицией музея. С 2000 года — кафедральный собор Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви. Настоятель до 9 марта 2019 — протоиерей Павел Красноцветов.

Собор дал название Казанской площади, Казанской улице, Казанскому острову в дельте Невы и Казанскому мосту на пересечении Невского проспекта и канала Грибоедова.

История

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

6 (17) сентября 1733 года на Невском проспекте была заложена каменная придворная церковь Рождества Пресвятой Богородицы в стиле барокко, с деревянным куполом и колокольней над входом. Автором проекта являлся архитектор Михаил Земцов. Освящение храма состоялось 13 (24) июня 1737 года в присутствии императрицы Анны Иоанновны. За день до освящения в храм был перенесён чтимый образ Казанской иконы Божией Матери, список с чудотворной иконы, обретённой в Казани в конце XVI века. В 1747—1748 годах живописец Луи Каравак создал храмовый образ «Рождества Богородицы».

В 1773 году в храме венчался цесаревич Павел Петрович. Церковь была местом, где отмечались многие победы русской армии.

В середине XVIII века планировалось придать храму более парадный вид. Так, архитектор Семён Волков разработал проект пятиглавого завершения и новой колокольни, но он не был осуществлён. В конце XVIII века ещё один проект разрабатывали Джакомо Кваренги и Николай Львов.

Строительство Казанского собора

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801» Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»

В 1799 году императором Павлом I был объявлен конкурс на проект нового собора взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви. Среди участников конкурса были известные архитекторы: П. Гонзаго, Ч. Камерон, Д. Тромбара, Ж. Тома де Томон. Вначале Павел I выбрал проект Камерона, но спустя полгода изменил решение. В итоге ни один представленный проект так и не был утверждён.

Через год граф Александр Сергеевич Строганов, вблизи резиденции которого находился храм, предложил императору новый проект, созданный молодым талантливым архитектором (и бывшим крепостным Строгановых) А. Н. Воронихиным. Этот проект получил одобрение, а граф Строганов стал председателем попечительского совета при строительстве собора.

Закладка нового храма произошла 27 августа (8 сентября) 1801 года в присутствии императора Александра I. На строительстве Казанского собора на общественных началах, в качестве помощника Воронихина работал архитектор и гравёр Николай Федорович Алфёров. Строительство было окончено в 1811 году и обошлось казне в 4,7 млн руб. 1 января 1811 года автор проекта Казанского собора, архитектор А. Н. Воронихин, был награждён орденом Святого Владимира 4-й степени.

15 (27) сентября 1811 года митрополит Амвросий совершил освящение собора. В том же году была разобрана старая церковь.

Собор в XIX — начале XX века

Казанский собор воспринимался современниками как памятник ратных побед русского народа в Отечественной войне 1812 года. В 1812 году сюда доставлены трофеи: военные французские знамёна и личный жезл наполеоновского маршала Даву. Здесь же был похоронен фельдмаршал Кутузов.

До конца 1829 года в соборе продолжалась работа по отделке, которой руководил Огюст Монферран. Первый ремонт в соборе прошёл в 1844—1845 годах, второй, включавший в себя реставрацию образов и стенной живописи, — в 1862—1865 годах.

Несмотря на культовый характер здания, площадь перед ним всегда привлекала интерес революционно настроенных масс. 6 (18) декабря 1876 года здесь произошла первая демонстрация народнической группы «Земля и воля» и впервые выступил Георгий Плеханов (после октябрьской революции его временный памятник находился между изваяниями Кутузова и Барклая-де-Толли). Здесь достигали пика студенческие демонстрации, начинавшиеся у Аничкова моста. В Кровавое воскресенье 1905 года толпа соорудила баррикады из скамеек в только что оформившемся сквере у собора.

27 октября (8 ноября) 1893 года в соборе отпевали Петра Чайковского.

21 февраля (6 марта) 1913 года в соборе во время празднования 300-летия дома Романовых произошла давка, по официальной версии, унёсшая жизни 34 человек.

24 мая (6 июня) 1917 года в соборе путём «свободного голосования клира и мирян» состоялись выборы правящего архиерея (единственный раз за всю истории епархии). Большинство голосов выборщиков получил епископ Гдовский Вениамин.

18 января 1921 года митрополит Вениамин освятил «пещерный» зимний придел священномученика Гермогена, патриарха Московского.

С 1930-х годов

Основная статья: Государственный музей истории религии Плакаты на соборе в октябре 1941, фото А. Гаранина

Гонения на церковь, происходившие при советской власти, коснулись и Казанского собора. Интерьер собора сильно пострадал при изъятии в 1922 году церковных ценностей. По приблизительным данным, из храма было изъято около 2 тонн только одного серебра. Погиб уникальный серебряный иконостас: серебро переплавили, и оно исчезло бесследно. В 1923 году собор перешёл к обновленцам и с середины 1920-х годов служил кафедральным собором обновленческой Ленинградской митрополии. 25 января 1932 года был закрыт, а 15 ноября 1932 года в здании открыли Музей истории религии и атеизма. В 1950—1956 годах была проведена реставрация интерьера, а в 1963—1968 годах — фасадов.

Богослужения возобновились 25 мая 1991 года в левом приделе. В следующем году был освящён главный придел. 30 апреля 1994 года на купол был поднят крест. Полное освящение собора состоялось 29 марта 1998 года. Его совершил митрополит Владимир (Котляров). В 2000 году собор был окончательно возвращён РПЦ и получил статус кафедрального.

Архитектура и убранство собора

Внутреннее убранство собора

Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96 колонн. Если колоннада собора святого Петра в Риме замыкает площадь, то колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие церковные сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной. Купольный крест собора, по тем же самым причинам, повёрнут к проспекту ребром и с парадной, северной стороны в полной мере не виден. С юга собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца. Колокольни собор не имеет, звонница расположена в западном крыле колоннады. Закрепив концы колоннады монументальными портиками, Воронихин оформил проезды вдоль канала и улицы, в сторону которой был обращен западный фасад собора.

Купол Казанского собора стал первым крупным куполом из ковкого железа. Он имеет диаметр 17,7 м и состоит из двух рядов железных рёбер. Оба ряда закреплены внизу на общем основании и постепенно расходятся к вершине. Дополнительно усиленная подкосами и горизонтальными рёбрами, эта конструкция поддерживает «яблоко» с крестом, к ней же подвешено и паникадило собора. Ниже железного купола расположены ещё два кирпичных. Построенный до разработки методов статического расчёта стержневых конструкций, этот купол является примером удачного интуитивного проектирования.

Фасады собора облицованы серым пудостским камнем. Ранее они были украшены рельефами и статуями, выполненными И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Г. Гордеевым, С. С. Пименовым, В. И. Демут-Малиновским. Удалось осуществить не всё из задуманного. Так, до настоящего времени сохранились два пьедестала по бокам колоннады, до 1824 года на них стояли гипсовые скульптуры ангелов, которые должны были быть заменены бронзовыми.

Северные врата собора были отлиты из бронзы по образцу знаменитых «райских дверей» XV века во флорентийском баптистерии.

Внутри храма расположены 56 колонн коринфского ордера из розового финского гранита с золочёными капителями.

Из барельефов в интерьере уцелели всего два: «Несение креста» Ф. Ф. Щедрина и «Взятие под стражу» Ж. Д. Рашетта, остальные удалили уже в 1814 году.

Образа исполнили академики живописи: В. К. Шебуев, А. Е. Егоров, А. И. Иванов, Ф. П. Брюлло, С. С. Щукин, О. А. Кипренский и другие.

Впечатления современников

Цитируется по книге — Песков А. М. Боратынский: Истинная повесть — М.: Кника, 1990. – 384 с. – С. 211

Софья Абрамовна Боратынская, сестра поэта Е. А. Боратынского, приехавшая в Петербург, писала матери 15 июня 1822 года: «Были мы в Казанском соборе. Какие великолепные полотна! Особенно Благовещенье: кажется, Богородица дышит; а Христос — просто шедевр. Лица и Матери и ребенка необыкновенно меня поразили. Очень эффектна мраморная колоннада»

Примечателен был иконостас главного придела. Сооружённый в 1834—1836 годах по проекту архитектора К. А. Тона взамен первоначального, воронихинского, он был облицован трофейным серебром, отнятым у французов. 40 пудов этого серебра прислал донской атаман М. И. Платов. Через 30 лет серебром были облицованы и иконостасы северного и южного приделов. В ходе изъятия церковных ценностей иконостас был утрачен. В настоящее время серебро на иконостасах восстановлено.

Храм-памятник

Памятник Кутузову Памятник Барклаю-де-Толли

Казанский собор — храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к иконе Казанской Божией матери. В 1813 году прах светлейшего князя Кутузова, умершего в прусском городе Бунцлау во время Заграничного похода русской армии, был захоронен в Казанском соборе. Решётку, ограждающую могилу Кутузова, и мраморную плиту на ней выполнили по рисунку Андрея Воронихина.

В 1813—1814 годах в соборе были выставлены для осмотра 107 трофейных французских знамён и штандартов разгромленных французских полков, 93 ключа от крепостей и городов, взятых русской армией.

В 1837 году в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал русский архитектор Василий Стасов, а фигуры полководцев были отлиты по моделям скульптора Бориса Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как своеобразного памятника подвигам, совершённым русскими воинами во имя Отечества.

В конце XIX века рядом с царским местом, сделанным из финского гранита, под стеклом висело послание Святейшего синода об убийстве Александра II, а на соседней колонне — манифест 1815 года о Священном союзе.

Настоятели

Настоятели собора за всю историю
Даты Настоятель
Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
1763—1798 (?) протоиерей Иаков Навродский (1731—1798)
…—1800—1809 (?) протоиерей Феодор Васильевич Семивский (1731—1809)
Казанский собор
1814—1831 (?) протоиерей Иван Иванович Бедринский (1769—1831)
1831—1846 протоиерей Пётр Николаевич Мысловский (1776 или 1777—1846)
1846—1848 протоиерей Тимофей Ферапонтович Никольский (1788—1848)
1848—1860 протоиерей Андрей Иванович Райковский (1802—1860)
1860—14 (26) июня 1881 протоиерей Григорий Сергеевич Дебольский (1808—1881)
1881—28 декабря 1883 (9 января 1884) протоиерей Александр Петрович Булгаков (1823—1883)
1884—23 марта (4 апреля) 1898 протоиерей Александр Алексеевич Лебедев (1833—1898)
1898—26 ноября (9 декабря) 1904 протоиерей Евграф Иванович Мегорский (1838—1904)
1904—26 января (8 февраля) 1909 протоиерей Димитрий Тимофеевич Мегорский (1841—1909)
1909—1913 протоиерей Николай Адрианович Сосняков (1845—1913)
1913—6 (19) октября 1913 протоиерей Николай Николаевич Головин
10 (23) октября 1913— арестован 9 августа 1918 протоиерей Философ Николаевич Орнатский (1860—1918)
1919—1920 протоиерей Василий Маренин
декабрь 1920— арестован 30 мая 1922 протоиерей Николай Кириллович Чуков (1870—1955)
июнь 1922—12 марта 1923 протоиерей Василий Аникитич Прозоров
12 марта—17 сентября 1923 протоиерей Лев Михайлович Теодорович (1867—после 1930)
сентябрь—25 ноября 1923 архиепископ Артемий (Ильинский)
25 ноября 1923—17 января 1925 протопресвитер Владимир Дмитриевич Красницкий
20 января 1925—июнь 1927 митрополит Вениамин (Муратовский) (1855—1930)
июнь 1927—январь 1932 митрополит Серафим (Руженцов) (1876—1935)
период закрытия
1991-1996 Игумен Сергий(Кузьмин)
1996—9 марта 2019 протоиерей Павел Григорьевич Красноцветов (1932—2019)

Мнения

В эпоху Николая I, когда в русской архитектуре наметился разворот от копирования западных образцов к эклектической переработке допетровской традиции (творчество К. Тона), Казанский собор стал восприниматься как начало той линии, которая приведёт к «католическо-масонскому» проекту храма Христа Спасителя, разработанному А. Витбергом и забракованному императором. Характерно высказывание Ф. Вигеля: «Воронихин, природой назначенный к сапожному ремеслу, учением попал в зодчие; и он по рекомендации своего господина построил Казанский собор, этот копиист в архитектуре, который ничего не мог сделать, как самым скверным почерком переписать нам Микеланджело» (намёк на заимствование плана главного храма католицизма). В начале XX века с возвратом интереса к классицизму произошла «реабилитация» проекта Воронихина. В стихотворении сборника «Камень» (1913) Осип Мандельштам сравнивал Казанский собор с «лёгким крестовиком-пауком»: «А зодчий не был итальянец, Но русский в Риме, — ну так что ж! Ты каждый раз, как иностранец, Сквозь рощу портиков идёшь».

Примечания

  1. Церковная жизнь. Казанский кафедральный собор. Дата обращения 1 февраля 2017.
  2. Исключения встречаются среди церквей неправославных конфессий, где такого жёсткого требования на ориентацию алтаря нет. В частности, церкви Петра и Павла (лютеранская), Святой Екатерины (католическая) стоят входом на юг (к проспекту), алтарём на север. Шведская церковь Святой Екатерины (лютеранская) тоже стоит боком к проспекту, но входом на восток, алтарём на запад.
  3. История строительной техники / Под ред. В. Ф. Иванова. — Л.-М.: Госстройиздат, 1962. — С. 320–321.
  4. Большинство образов ныне хранится в Русском музее.
  5. Существуют различные версии судьбы иконостаса Казанского собора: перелит в слитки или в монеты.
  6. В 1914 году значительная часть трофейных французских знамён, штандартов и ключей была передана в Московский исторический музей
  7. Бедринский // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  8. 1 2 3 4 С 12 марта 1923 года до закрытия собор принадлежал обновленцам.
  9. В период настоятельства В. Красницкого собор принадлежал обновленческому течению «Живая Церковь».
  10. См. «Записки» Вигеля.
  11. 1 сентября 2011 года Банк России выпускает в обращение памятные монеты из драгоценных металлов Архивная копия от 28 ноября 2011 на Wayback Machine

Храмовый музей Отечественной войны 1812 года

Казанский собор был торжественно открыт за год до Отечественной войны 1812 года. Перед отъездом в действующую армию службу в храме посетил Михаил Кутузов, которого только что назначили главнокомандующим. После войны в Казанский собор доставляли трофеи — военные знамена и штандарты, ключи от взятых городов и крепостей, маршальский жезл французского полководца Луи-Николя Даву.

В 1813 году в храме похоронили Михаила Кутузова, умершего от простуды. Решетку и надгробную плиту для его могилы изготовили по рисункам Андрея Воронихина.

В 1837 году в России отмечали 25-ю годовщину победы над Наполеоном. На площади перед собором установили памятники фельдмаршалам Отечественной войны — Михаилу Кутузову и Михаилу Барклаю-де-Толли.

Памятник фельдмаршалу Михаилу Кутузову. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: artpoisk.info Могила полководца Михаила Кутузова. Казанский собор, Санкт-Петербург Памятник фельдмаршалу Михаилу Барклаю-де-Толли. Площадь перед Казанским собором, Санкт-Петербург. Фотография: petersburg4u.ru

Казанский собор А. Воронихина. Архитектура и дизайн интерьера

Портрет Андрея Никифоровича Воронихина.1880-е годы.

Классические идеалы сопутствовали российской культуре начиная с преобразований Петра I. Однако, в XVIII веке они приживались не столь органично. Лишь в конце XVIII начале XIX века гармония античности на некоторое время стала естественной формой развития российского зодчества и дизайна интерьера, сделав их частью общеевропейской классики.

На этот период времени пришлось творчество зодчего Андрея Воронихина. Он происходил из крепостных графа А.С.Строганова, родился 28 октября 1759 г. на Урале, начал свое образование в Москве, закончил Петербургскую Академию художеств. В 1786 году Строганов послал Воронихина вместе со своим сыном и его воспитателем Ж.Роммом за границу. Их приезд в Париж совпал с началом Великой французской революции. Воронихин и Строганов-младший вступили в якобинский клуб, причем граф отрекся от своего титула и принял имя гражданин Очер.

В 1790 году, газета Революция Парижа сообщила, что Жильбер Ромм, Очер, Карамзин и Вороникэн отправились в Эрменонвиль поклониться праху Руссо. В то время русские художники и архитекторы часто ездили учиться в Европу. Но, Воронихин ехал не в какую-либо академию к известному мастеру трудиться под его началом. Он сопровождал молодого дворянина просто так поучиться в Женеве, потом в Париже, приобщиться к Европе. Узнав, что сын стал якобинцем, граф А.С.Строганов решил, что тот вполне усвоил плоды европейского просвещения, и немедленно вернул его в Россию. С ним приехал и Воронихин чтобы начать трудиться в качестве домашнего архитектора.

Эскиз обелиска и моста в саду Строгановской даси. Сепия. 1790-е гг.

В 1793 году Воронихин начал работу с переделки дизайна интерьера строгановского дворца в Петербурге (памятника российской архитектуры работы Б.Ф.Растрелли). По счастью, Воронихин оказался также талантливым рисовальщиком, благодаря чему и сейчас можно видеть замысел построек таким, каким он представлялся ему изначально.Своеобразие архитектурного подхода Воронихина состояло в том, что, сохраняя строгие черты античного образца, он, вместе с тем, стремился сделать его удобным для домашнего проживания, ведь владелец это прежде всего человек у себя дома. Воронихин понимал классику не как атрибут лишь дворца или музея она понималась им как часть жизни. Это понимание осталось с ним, практически, до конца жизни. Таков, например, и кабинет-фонарик в Павловском дворце (1803 г.). Первое и главное ощущение от этого выверенного, строго классического интерьера – интимность.

Кабинет фонарик в Павловском дворце. 1803 г. А.Воронихин.

В дизайне интерьера Воронихина сложилось удачное сочетание классической гармонии и домашнего уюта. К сожалению, многие постройки архитектора не сохранились. Строгановская дача на Черной речке (1797 г.) была разрушена. Остались лишь: написанная маслом картина кисти зодчего, которую тот подал в академию на соискание академического звания, и ряд зарисовок. Но и в этих работах прослеживается своеобразие почерка Воронихина. По сути, дача – это загородный дворец. Но архитектор развернул его фасадом в сторону реки, благодаря чему архитектурное творение обрело гармонию с природой, превратившись в усадьбу. Перестроенный Воронихиным петергофский каскад фонтанов был позже снова изменен А.И.Штакеншнейдером. Планировалась и перестройка дворца в Стрельне, построенного в начале XVIII века Н.Микетти, но эти планы целиком осуществлены не были.

Проект Строгановской дачи. Масло. 1796-1797 гг. А.Воронихин.

Воронихин остался в истории, прежде всего, автором Казанского собора. Еще во времена Екатерины II было принято решение о возведении нового кафедрального собора на месте старой церкви Казанской божьей матери. Работы возобновились при Павле I. Решено было не ограничиваться заказом какому-либо зодчему, а организовать конкурс на проект здания. И вот, в 1799 году, Академия художеств во главе с графом А.С.Строгановым проводит конкурс, к участию в котором привлекаются: Ж.Тома де Томон, П.Гонзага и Ч.Камерон. Предпочтение было отдано Камерону. Однако, через месяц неожиданно утвердили проект Воронихина не обошлось без личного вмешательства его покровителя А.С.Строганова. Так, официально не участвуя в конкурсе, архитектор вышел победителем в состязании. Новый императорский указ от 22 ноября 1800 года гласил: Производить строения архитектору Воронихину….

Казанский собор в Санкт-Петербурге. 1801 – 1801 г. А.Воронихин.

По условиям конкурса Казанский собор должен был иметь своим прототипом собор св. Петра в Риме. Это имело не только художественное, но и политическое значение. Идея преемственности между столицей Российской империи и Римом уходит корнями в средневековую историю. Новая столица, Петербург, подобно Москве, должна была вызывать ассоциации с Вечным городом, быть Третьим Римом. Не случайно, поэтому, в качестве образца для петербургского кафедрального собора был выбран главный храм христианского мира. Таким образом, встала задача создать архитектурный комплекс и площадь, обрамленную колоннадой. Здесь, возникло и главное затруднение. Традиционно, главным входом для церкви являлся западный, к которому примыкает колоннада, как это сделано в соборе Св.Петра. Однако, Казанский собор располагался по линии Невского проспекта и выходил туда северной стороной. Если бы и в Казанском соборе колоннада примыкала к западной стороне, то собор не раскрывался бы в направлении города, а, наоборот – был бы, по отношению к нему, замкнут.

Чтобы оценить мастерство Воронихина, можно сравнить его проект с проектом Тома де Томона. У последнего, колоннаду планировалось состыковать с северной стороной постройки, но в остальном, он представлял собой классическую версию собора св.Петра. Храм получался центричен. При таком подходе, западный вход, учитывая, что колоннада примыкала к северу, совершенно утрачивал свое значение. Более того, при этом собор предполагал лишь одну точку зрения с севера. Это противоречило канону, традициям, эстетическим принципам классики, где архитектурный ансамбль обязательно предполагал несколько точек зрения. Другим зодчим, Ч.Камероном, было спроектировано здание в виде ротонды круглой в плане постройки, у западного входа в которую располагалась невысокая колоннада. Наконец, П.Гонзага решил расположить колоннаду близ южного входа. Но в этом случае, утрачивалась градостроительная суть проекта: ансамбль никак не связывался с Невским проспектом. Воронихин решил проблему иначе, найдя оригинальный выход из ситуации.

Казанский собор в Санкт-Петербурге. А.Воронихин. Интерьер (современный вид).

Проходя сегодня мимо Казанского собора, мы, как правило, не задумываемся над тем, почему это – базилика, то есть прямоугольное, удлиненное в плане здание в форме креста. Между тем, эта форма достаточно неожиданна. Базилики строились в России лишь в начале XVIII века и ко времени Воронихина были почти забыты. И церковь, и эстетика классицизма с ее стремлением к правильности тяготели к центрической форме. Но, благодаря плану в форме базилики, архитектору удалось спасти западный вход. Выдвинутый вперед удлиненным западным рукавом, он как бы вышел из зоны влияния колоннады, приобретая самостоятельное значение. Как и в соборе св.Петра, колоннада в проекте Томона в полтора раза ниже портика собора. Однако, использовав форму базилики, Воронихин уже не мог повторить это решение, ибо прямоугольный храм ломал бы симметрию полукруглой площади, образуемой колоннадой. Та, определяла форму базилики, а базилика обуславливала размеры колоннады. Архитектору было необходимо закрыть тело храма, спрятать его, и он увеличил высоту колонн до размеров портика. При этом, зодчий практически разорвал связь между собором и колоннадой. При взгляде на площадь с севера, остается незаметной вытянутость собора перед нами центрический храм с куполом в центре. С юга и запада мы, напротив, не видим колоннаду. Это действительно, архитектурный ансамбль, который можно воспринимать с различных точек зрения.

Паперть для храма. В.Баженов. Рисунок из альбома Ф.В.Каржавина. 1760-е гг.

Обратимся к творческому пути Воронихина. К моменту создания собора, он успел переделать дизайн интерьера строгановского дворца, возвести дачу на Черной речке и перестроить петергофский каскад. При всем своем размахе, это были камерные работы. И вдруг необыкновенно точное, выверенное градостроительное решение. Как объяснить его возникновение? Побывав за границей, Воронихин практически не сталкивался с европейскими академиями. Не исключено, что в бытность его в Москве, еще до поездки за рубеж, он общался с великим зодчим В.И.Баженовым. Трудно сказать, учился ли он у Баженова в прямом смысле слова. Но влияние Баженова на Воронихина очевидно. Достаточно одного взгляда на баженовский рисунок паперть для храма из альбома Ф.В.Каржавина, чтобы узнать в нем прототип портика Казанского собора.

Величественную полукруглую колоннаду можно обнаружить и в проекте Павловской больницы, исполненном Баженовым. Современные мастера видят в подобных близких мотивах заимствования. В эпоху классицизма все обстояло иначе. Этот стиль стремился к единообразию архитектурного языка; к одинаковым мотивам в то время относились так же естественно, как сейчас относятся к употреблению слов, объединенных лексически. У Баженова, Воронихин мог позаимствовать портик и колоннаду, но не градостроительное решение. Он спроектировал площадь совершенно нового типа: словно примыкающую к проспекту, а не открывающую или закрывающую его, как в традиционных решениях. И здесь, сказались впечатления Воронихина от центральных парижских площадей.

Итак, крупное градостроительное решение… Что же осталось от прежнего Воронихина, который развивался до этого как будто иначе, от его прошлого понимания классики? На плане собора, выполненного им в 1811 году, была предусмотрена колоннада и с юга, которая не была построена. Что видно на рисунке архитектора? Постройка, как бы растворяется на белом поле бумаги. Тонкие линии, обозначающие тело храма, колонны, не позволяют увидеть объем, стену. На плане Адмиралтейства А.Захарова, каждый объем представляет собой мощный, закрашенный тушью прямоугольник. Это же чувствуется в реальных постройках. У Захарова главное вес геометрического объема. У Воронихина, как бы, вовсе нет стен, все растворено в пространстве, которое активно взаимодействует с объемами. Величественная постройка, крупное по масштабам здание лишено давящей мощи. В нем та же легкость, тонкость изысканных линий, как и в проекте.

Портик Горного института. 1806 – 1811 гг. А.Воронихин.

В XVIII – XIX веках, архитектор, прежде всего, – автор проекта. И редкие памятники, за возведением которых Воронихин следил сам, всегда отличались особой выверенностью, когда продумывалась каждая линия, каждая деталь. С начала строительства, архитектор переехал в один из домов на Невском проспекте и руководил постройкой вплоть до своей смерти в 1814 году. И хотя собор достраивался после его кончины, печать особой продуманности выдает его личное присутствие.

Казанский собор стал важной приметой Петербурга. Воронихин создал памятник настолько значительный, что он затмил его остальное творчество. Горный институт, построенный в 1806 – 1811 годах, который мог бы принести славу любому архитектору, проигрывает в сравнении с Казанским собором. Зодчий скрыл здесь единым фасадом группу флигелей, созданных до этого; ему, по сути, принадлежит лишь фасад. Это очень тактичная постройка, она включена в величественную панораму классических портиков на невской набережной задача, стоявшая перед ним, выполнена мастерски. Но, здесь уже нет легкости, которой поражает колоннада Казанского собора. История русской архитектуры первой трети XIX века богата выдающимися памятниками и именами. Здесь: Адмиралтейство Захарова, Генштаб Росси, биржа Тома де Томона. Но даже в этом созвездии имен, Казанский собор Андрея Воронихина выделяется свободой, изысканностью и редкой самобытностью.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
“Классика Андрея Воронихина” Г.Ревзина и Ю.Ревзиной, М.1989 г.

Leave a Comment