Кельнский собор

История создания

История Кельнского Собора уходит своими корнями в глубокое средневековье. По данным исторических справочников – в 1 тысячелетии на его месте располагался небольшой римский храм. В 4 веке рядом появились христианские церквушки. Многие из них со временем были уничтожены пожарами. В 13 столетии архиепископу Кельнскому из Милана были переданы святые мощи трех волхвов. Это событие послужило толчком для возведения большого красивого храма. Строительство началось в 1248 году и продлилось 632 года. За это продолжительное время было возведено 157 башен, создано бессчетное количество скульптур и витражей, отлиты огромные бронзовые ворота и 11 колоколов. Торжественное открытие Собора состоялось только в 1880 году. Перед взором горожан и туристов предстало невероятное, завораживающее неоготическое сооружение, впечатляющее своим масштабом и великолепием. В течение II Мировой войны Собор практически не пострадал, было разбито всего лишь несколько южных витражей. После войны, здание реставрировалось и обновлялось. К 2007 году были восстановлены все витражи, и храм засиял еще ярче.

Панорама Кельнского собора

Легенда о Кельнском Соборе

Уже несколько столетий из уст в уста переходит старинная легенда о рождении Кельнского Собора. Возводить храм, было поручено известному немецкому архитектору Герхарду фон Риле. Долгое время он трудился над чертежом, в голову ничего оригинального не приходило. Каждый новый чертеж отправлялся в урну. И вот однажды, архитектора посетил сам Сатана. Он предложил свою помощь в обмен на бессмертную душу. Герхард был вынужден согласиться, сделка была назначена на следующее утро. Сигналом к ее началу должен был послужить первый петушиный крик. Жена архитектора в это время стояла за дверью и слышала весь разговор. Рано утром она вышла во двор и прокукарекала три раза. План строительства храма был получен. А Сатана, узнав об обмане, рассвирепел и решил отомстить, наложив на Собор проклятие – «после того, как последний камень будет заложен в основание храма, мир рухнет и начнется конец света». Конечно это всего лишь легенда, но ведь строительство Собора действительно продолжалось несколько столетий, а работы по его реставрации не закончены и по сей день.

Внутренне убранство Собора

Пройдя через огромные бронзовые ворота, посетители оказываются в волшебной средневековой стране. В главном соборном зале размещается несколько очаровательных галерей и небольших часовен.

Посреди зала возвышаются пышные резные колонны. По углам расставлены скульптуры библейских святых. На стенах красуются полотна из позолоченной мозаики.

Ларец трех волхвов

Центр зала венчает роскошный мраморный алтарь – настоящее произведение средневекового искусства. Слева от алтаря расположена основная Кельнская реликвия – гробница волхвов. Рядом можно увидеть «ларь трех волхвов» — три деревянных саркофага, обшитые золотом и украшенные драгоценными камнями. Он поражает посетителей своей невероятно сложной отделкой – позолоченные колонны, причудливые узоры в форме сказочных растений. По бокам на своих шикарных тронах восседают пророки и короли, над ними – апостолы в белоснежных одеждах. На нижней части ларя перед взором посетителей предстает сцена рождения и распятия Христа, а также его чудесное воскрешение.

Миланская Мадонна

Еще одной уникальнейшей реликвией Кельнского Собора является «Миланская Мадонна». Как и ларь, она была привезена Кельнским архиепископом из Милана. Верующие утверждают, что эта скульптура обладает чудотворным действием, поэтому в средние века она особенно почиталась. В 1248 году, в результате большого пожара, она была уничтожена. А спустя 50 лет, изображение Святой Девы было восстановлено. Конечно, оно не было таким дорогим и прекрасным как первое, но им не меньше дорожили. Скульптуру не раз обновляли и дополняли. В настоящее время «Миланская Мадонна» представляет собой настоящий скульптурный шедевр. Скульптура возвышается на высоком резном пьедестале – грациозно и изящно, полная одухотворенности, женщина держит на своих руках дитя Господа. На Мадонне длинные шелковые одежды, окрашенные в разные цвета. Она с такой нежностью смотрит на свое чадо, что у многих наворачиваются слезы при виде такой всеобъемлющей материнской любви.

Крест Геро

Украшением Собора является большой деревянный крест – подарок архиепископа Геро. Святое распятие, на котором изображена смерть Христа. В высоту это рукотворное творение достигает двух метров. Из достоверных источников известно, что крест сохранился до наших времен в своем первозданном виде, и поэтому он еще более уникален. На большом дубовом распятье, приковано безжизненное тело Иисуса. Картина настолько реальна – голова Спасителя скорбно наклонена, глаза прикрыты. Очень четко просматриваются его руки, ноги, мускулы. На голове Христа терновый венец. Вокруг креста – красивый резной алтарь.

Другие священные реликвии

Прямо от «палаты святынь», где собраны главные сокровища храма, отходит несколько коридоров и лестниц. Спустившись по одной из таких узких лестниц, посетители оказываются в подземных соборных помещениях. Здесь собрано невероятное количество религиозных реликвий. На специальных освещаемых витринах можно увидеть несколько церемониальных крестов, а также неотъемлемый символ архиепископской власти – священные жезл и меч. Рядом находятся несколько залов со старинными книгами, коллекцией серебряных и позолоченных кубков. Один из залов отведен под церковные одежды. Зрелище невероятное – богатые парчовые рясы, вышитые драгоценными камнями. В одном из подземных помещений туристы смогут полюбоваться оригинальными скульптурными композициями. Бродя по извилистым коридорам подвалов, посетители невольно оказываются в далеком средневековье. Во время экскурсии, в Соборе звучит органная музыка, завораживающая и обволакивающая со всех сторон.

На самой вершине Собора расположена смотровая площадка. Отсюда открывается замечательный вид на городскую панораму. Для того чтобы подняться, туристам приходится преодолеть трудный путь в 500 ступеней. Вокруг храма разбит живописный природный парк с ухоженными газонами и клумбами. По всему периметру стоят скамейки, где можно отдохнуть от длительной экскурсии. Можно насладиться игрой уличных музыкантов и представлением многочисленных мимов. А можно заглянуть в одно из уютных кафе, перекусить и полакомиться отличным кофе или утолить жажду прохладительными напитками.

Кельнские захоронения

В стенах Кельнского Собора было захоронено немало архиепископов. Например, в часовне Святого Стефана хранятся мощи архиепископа Геро. В центре гробницы – большое беломраморное надгробие, украшенное зеленым и красным порфиром. В стенах Крестовой часовни было решено создать искусственную гробницу. В ее центре – могильная скульптура архиепископа Энгельберта, который был причислен к лику святых. Скульптура выполнена из красного мрамора. Над гробом архиепископа склоняется ангел. В часовне Святого Иоанна был захоронен архиепископ Хохштаденский. На крышке саркофага изображена фигура архиепископа, облаченная в шелковые одежды. В 1330 году архиепископу Гейнсбергскому был создан саркофаг, представляющий собой настоящее произведение искусства. Сверху на надгробии можно увидеть фигуру архиепископа, вылепленную из известняка. Сверху она покрыта слоем лаковой краски. На стенах надгробия изображены средневековые города с могучими крепостными стенами, железными воротами и зубцами. Одним из самых богатых надгробий является саркофаг архиепископа Саарверденского. Он хранится в часовне Богоматери.

Кельнский Собор на карте Кёльна

Кёльнский собор — кафедральный готический собор в городе Кёльн

Кёльнский собор (нем. Kolner Dom) – кафедральный готический собор в городе Кёльн (Германия). Его высота достигает 157 метров, что делало его самым высоким зданием в мире с 1880 по 1884 год. Входит в список культурного наследия ЮНЕСКО. Кельнский собор занимает третье место среди самых высоких церквей мира.

То место, где сегодня стоит Кельнский собор, ещё во времена Римской Империи являлось религиозным центром первых христиан. В этой северной части города на протяжении столетий возводили церкви, каждая из них была выше предыдущей.

В 1248 году архиепископ Кёльна Контрад фон Гохштаден заложил первый камень в фундамент нового собора, это положило начало одному из самых длительных строительств в европейской истории. В те времена Кёльн считался одним из самых богатых и могущественных городов Германской империи, и следуя примеру Франции, было решено, что Кёльн должен иметь свой кафедральный собор, который бы затмил все другие храмы.

Форма фундамента, заложенного в 1248 году, была скопирована с новых французских соборов. Строительство храма началось с восточной части. Через примерно 70 лет постройка и отделочные работы хоров были завершены. Строительство Кёльнского собора проводилось по чертежам его первого архитектора баумейстера Герхарда.

После окончания строительства хоров и стены на северной стороне была разрушена западная часть каролингского храма, который служил для богослужений. В XVI веке были построены южные нефы и второй этаж Южной башни. В XV веке завершили строительство третьего этажа Южной башни и были установлены колокола, отлитые в 1448-1449 гг. После этого началось возведение северных боковых нефов. В начале XVI века все работы по сооружению среднего нефа были завершены и была установлена кровля собора.

Несколько веков собор оставался недостроенным. 4 сентября 1842 года король Пруссии Фридрих Вильгельм IV приказал завершить Кёльнский собор, заложив первый камень. Уже к 1862 году были установлены стропильные фермы на нефах. В 1683 году началось возведение 157-метровых башен. 15 октября 1880 года состоялось торжественное открытие собора в присутствии императора Вильгельма I. Строительство собора в Кёльне продлилось в общей сложности 632 года.

Общая длина собора составляет 144,5 метров, ширина – 86 м, ширина западного фасада – 61,5 м, высота Кельнского собора — 157 метров. В соборе установлено 11 колоколов.

В Кёльнском соборе хранятся мощи трех волхвов, принесенные в дар императором Фридрихом Барбаросса в 1164 году. Они хранятся в ларе трех волхвов, созданном ювелиром Николаусом Вердунским.

Leave a Comment