Киево Печерская Лавра

Карта сайта /Главная /Уникальные творения Человека /

Статьи близкие по теме: ———————————————————————- Леонердо да Винчи — император загадокЗагадки "Данаи" РембрандтаМачу-Пикчу — последний оплот инковСтатуя Давида мастера МикеланджелоСтатуя Христа Спасителя в Рио-де-ЖанейроРимский Колизей ———————————————————————-

Так в подземных пещерах в 1051 году образовался монастырь. Сам преподобный Антоний удалился на соседний холм, где теперь находятся ближние пещеры, а над братией поставил игуменом Варлаама. Варлаам устроил под пещерами церковь в честь Успения Божией Матери, но вскоре и церковь и пещеры стали очень тесны. Строительство новой , более обширной, каменной обители, осуществил преподобный Феодосий, поставленный игуменом после Варлаама, на средства дарованные монастырю Симоном, прибывшим в Киев из Германии в 1027 году. Исполняя обет, данный в час битвы с половцами, Симон подарил обители богатое имение, пожертвовал золотой пояс и венец, снятые им с изображения Распятого Иисуса, некогда сооруженного его отцом и чтимого на его далекой родине. Другим событием, содействовавшим осуществлению намерений преподобных Антония и Феодосия, стало прибытие из Царьграда четырех искусных греческих зодчих, видевших, по преданию, изображение самой церкви на облаке и, кроме того, получивших от Божией Матери храмовую икону Успения Пресвятой Богородицы и святые мощи семи мучеников.

Храм заложен в 1073 году епископом юрьевским Михаилом при участии великого князя Святослава Ярославовича. Строительство храма закончено в 1089 году. В этом же году церковь освящена митрополитом Иоанном. В 1078 году еще не окрепшая обитель перенесла ужасное нападение половцев. Православные святыни были разграблены и поруганы. Но уже в 1108 году при игумене Феоктисте монастырь был восстановлен, и, более того, в нем появились новые постройки: каменная трапеза вместе с церковью по повелению и на средства князя Глеба Всеславича.

В 1151 году монастырь был разграблен торками, а в 1169 году при взятии Киева полчищами великого князя Андрея Боголюбского он был вопреки приказанию самого князя зажжен его союзниками, берендеями. В 1205 году при новом опустошении Киева Рюриком Ростиславичем и половцами Киево-Печерская обитель была вновь разграблена. Но самое ужасное разорение Лавры произошло в 1240 году, когда полчища Батыевы взяли Киев и овладели всей южнорусской землей. Монастырь обезлюдел окончательно. Большая часть иноков была избита, часть уведена в плен, а оставшиеся в живых разбежались по лесам, и только изредка, тайком, могли пробираться в полуразрушенный храм и справлять божественную литургию на останках престола некогда великолепной Великой церкви. Хотя бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз еще и в последующие три века, как, например, в 1300 году, в 1399 году, в 1482 году, обитель вновь возрождалась и продолжала дело своего благоустройства. Одновременно с внешним процветанием в ней не угасала и внутренняя, духовная мощь, благодаря которой Лавра могла стать оплотом против опасного врага — унии. Попытка униатов овладеть монастырем кончилась безуспешно в 1598 году при архимандрите Никифоре.

Ян Кошиц, которому королевской грамотой было поручено захватить обитель, нашел монастырские ворота запертыми, а перед воротами несколько сот вооруженных казаков, гайдуков и монастырских крестьян. Более счастливые времена для обители начались с присоединением Малороссии к России, но пожар 1718 года опять разорил ее, уничтожив древние грамоты, сокровища и библиотеку. Благодаря Петру Великому, монастырь вскоре восстановлен, а в 1786 году утвержден в степени лавры.

Киево-Печерская Лавра — центр христианства на Украине

С первых же дней своего существования Лавра оказывала весьма сильное влияние на все стороны российской жизни. В отношении внешней стороны церковной жизни значение монастыря состояло в распространении его иноками православной веры как между русскими, так и инородцами. Известен своею миссионерской деятельностью преподобный Феодосий, немало потрудившийся для обращения киевских евреев в христианскую веру, а также подвижники Печерского монастыря Леонтий, Исайя и Аврамий. Леонтий, в сане епископа Ростовского, заботился о воспитании детей в духе христианства.

Свои подвиги он закончил мученической кончиной. Исайя, преемник Леонтия на ростовской кафедре, стал продолжателем его дела, ходил по селам и городам ростовской и суздальской земли, истреблял идолов, строил храмы и многих обращал в христианство. Благодаря ему, был сокрушен идол Волос, пользовавшийся большим почетом у ростовцев. К инокам-миссионерам из Печерского монастыря принадлежал также св. Кукша. Никон Сухой, Евстратий и Герасим. Св. Кукша был распространителем христианства у вятичей, за что претерпел от них мученическую кончину. Никон Сухой, взятый в плен половцами, склонил к крещению своего господина-половчанина. Евстратий, подвергшийся вместе с 30 своими товарищами истязаниям от крымских евреев, предсказал им гибель от греков. Исполнение этого пророчества побудило многих евреев креститься. Св. Герасим, поселившись близ Вологды и построив монастырь св. Троицы, в течение 30 лет занимался обращением в христианство соседних финских племен. Велико значение в сфере внутренней жизни русской церкви просветительская деятельность монастыря.

Уже при преподобном Феодосии в обители возник кружок любителей просвещения, во главе которого стоял сам преподобный игумен. Они собирали книги, читали их, переписывали и переплетали. Летописец Нестор свидетельствует, что сам Феодосий нередко прял нитки для переплета книг. О другом иноке Григории известно, что он ничего не имел у себя, кроме книг, и ворвавшиеся однажды в его келью воры ничего не нашли и вынуждены были уйти ни с чем. Монастырское просвещение не ограничивалось стенами монастыря, но проникало из него в народную массу. Среди духовных писателей до-монгольского периода прежде всего известны проповедники преподобный Феодосий и Кирилл Туровский, иноки монастыря. Первый оставил после себя несколько поучений к братии, в которых он, налагая обязанности иноков, обличает некоторые недостатки в их жизни. К народу он написал "О казнях Божиих" и "Против пьянства". Также ему принадлежат два послания к великому князю Изяславу: "О посте в среду и пяток" и "О варяжской вере".

В последнем Феодосий, указывая на догматические и обрядовые особенности православных и латинян, запрещает православным сношения с латинянами. Кирилл Туровский был одним из самых блестящих проповедников своего времени, за что и получил у современников название Златоуста. Известны и представители исторической письменности. Первое место среди них по праву занимает Нестор, составитель жития Феодосия, жития Бориса и Глеба и известной русской летописи "Повести временных лет", в которой повествует об истоках возникновения Руси, Киева, о том, как крестился св. Владимир с подданными и о других событиях до 1111 года, рассматривая все события с религиозной точки зрения. Другие памятники исторической литературы принадлежат Иакову Черноризцу, описавшему мученическую кончину Бориса и Глеба, и Поликарпу и Симону, епископу владимирскому, написавшим жития многих печерских угодников. В обитель ведут двое ворот: святые и экономические.

Перед святыми воротами расположена Великая церковь, освященная в честь Успения Богоматери. Она построена в XI веке и возобновлена в XVIII столетии. У южной стены главного иконостаса покоились в кованной серебряной гробнице глава св. князя Владимира и под спудом мощи преподобного Феодосия Печерского, а у северной стены иконостаса мощи св. Михаила, киевского митрополита. Над царскими вратами главного алтаря Великой церкви находилась древняя чудотворная икона Успения Богоматери — главная святыня Лавры. В приделе во имя св. Иоанна Богослова у северной стены помещалась Игоревская местночтимая икона Божией Матери. Здесь же в Великой церкви были погребены многие выдающиеся деятели: киевские митрополиты Петр Могила и Варлаам Ясинский, Тобольский митрополит Павел Конюшкевич, печерские архимандриты Иннокентий Гизель, Роман Копа и Лука Белоусович, князь Константин Острожский, граф П.А. Румянцев и граф И.В. Гудович. Снаружи у южной стены этой церкви находились гробницы католикоса имеретинского и абхазского Максима и княгини Наталии Борисовны Долгорукой, в монашестве Нектарии.

На хорах Великой церкви хранилась библиотека, высочайшие грамоты, рескрипты и разные старинные документы, священные предметы: Евангелия, напрестольные и ручные кресты, потиры, дарохранительницы, панагии, наперстные кресты, митры, палицы и облачения. У входа в братскую трапезу погребены Василий Кочубей и Иван Искра, казненные гетманом Мазепой за их донос на него Петру Великому. Над Лаврой возвышается каменная четырехэтажная колокольня 46 саженей высотой, построенная в 1745 году и обновленная в 1825 году. Киево-Печерская Лавра имела свою типографию, основанную около 1616 года печерским архимандритом Елисеем Плетенецким, иконописную мастерскую, книжный магазин для продажи лаврских изданий, гостиницу для богомольцев, лечебницу на 80 кроватей с храмом в честь иконы Богоматери "Всех скорбящих Радость", свой свечной завод и бесплатную трапезную для бедных стариков, основанную графиней Анной Алексеевной Орловой-Чесменской. К 1930 году монастырь был полностью ликвидирован. Начавшаяся эпоха музейного строительства была проникнута противоречивыми процессами. С оджной стороны, власти декларировали неустанную заботу государства об охране памятников истории икультуры, всячески при этом принижая духовное наследие исторического прошлого и искажая его истинное гуманитарное значение. С другой стороны, Заповедник стал научным и культурно-просветительским центром республики.

Огромный ущерб монастырю нанесла Великая Отечественная война. В 1942 году фашисты разрешили возобновить деятельность монастыря на нижней территории Киево-Печерского заповедника. Инициатором его возрождения стал бывший архиепископ Херсонский и Таврический Антоний (князь Давид Абашидзе), постриженец Киево-Печерской Лавры. Заигрывая с церковью, оккупанты, однако, не упускали из виду одну из главных своих целей: разграбить и уничтожить культурное, в том числе культовое наследие нашего народа. Фашисты днем и ночью вывозили на машинах ценности уникального музея. Они даже украли документы из архивов Киевских митрополитов, книги из личной библиотеки Петра Могилы. 3 ноября 1941 года в два часа дня фашисты взорвали жемчужину зодчества Украины — Успенский собор.

В 1961 году действующий монастырь, возобновленный на территории Нижней Лавры в годы Великой Отечественной войны, был упразднен, а его насельники изгнаны. В 60-70 гг. в Заповеднике проводились восстановительные и ремонтно-реставрационные работы. В 1970 году реставраторы завершили работы в церкви Рождества Богородицы, в 1972 году отремонтировали предпещерную галерею, а в 1975 году галерею от Ближних к Дальним пещерам.

В 1980 году была завершена реставрация фасадов Большой Лаврской колокольни и колокольни на Ближних пещерах, церкви Спаса на Берестове, а в течение последующих двух лет — Ковнировской колокольни, Никольской церкви, живописи Троицкой надвратной церкви, фасадов Трапезной церкви и палаты и др. В июне 1988 года в связи с празднованием 1000-летия крещения Руси и согласно постановлению Совета Министров УССР новосозданной Печерской общине передана территория Ближних пещер.

вверх

Карта сайта
Обратная связь

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Kiev-Pechersk Lavra is a unique monastery complex, which is included in UNESCO world heritage list. It was visited by more than 43 millions of tourists from all over the world.

History of Kiev-Pechersk Lavra

Kiev-Pechersk-Lavra originates in 1051, when a monk Antoniy had settled in this place in dug out on a hill slope cave. Soon other monks joined him and started to widen the caves, later when underground space could not house all community — to construct overground buildings.

The name of the monastery comes exactly from the caves (the word «pechera» in Ukrainian means a «cave»), the word «lavra» means status, it received large and influential monasteries, which size was like small towns with streets (lavra means «street» in Greek).

From the 70th of XI century in the monastery intensive building had begun, here was constructed Uspenskiy Cathedral, Troitskaya Church and refectory.

The monastery played very important role in Ukrainian culture development — the first printing-house was established here, many famous chroniclers, writers, scientists, painters, doctors lived and worked. In 1113 Chronicler Nestor wrote his «Tale of Bygone Years» («Povest vremennyh let») — the main source of knowledge about the times of Kievan Rus.

After a great fire of 1718 the restoration of damaged building and the construction of new one had began. Holy Dormition Cathedral and Troitskaya Church got its present-day baroque style, the monastery territory was surrounded by stone walls. Thus in the middle of the XVIII century the unique architectural ensemble of Lavra had been formed. It preserved till our times for the most part. Kiev-Pechersk Lavra became the largest monastery on the territory of former Kievan Rus, its total square was almost 30 hectares.

After Communist Party came to power in 1917 the hard times for the monastery had begun — it was closed and all its property had been nationalized, some time after in the part of monastery buildings museums were placed.

In 1941 during World War II the Holy Dormition Cathedral had been blown up. Up to now there are no exact facts who realized the blasting operations — Germans or Soviet underground.

In 1988 the territory of Far Caves with all overground buildings was returned to newly created monk community, and in 1990 the territory of Near Caves.

Kiev-Pechersk Lavra Caves

Lavra caves is the system of underground passages, divided into two parts — Far and Near Caves. First annalistic mentions of Lavra Caves are related to 1051. At first caves were occupied by the monks who lived their, later in caves started to bury dead settlers of the monastery. In particular there are remains of Chronicle Nestor the author of the «Story of bygone years», Ilya Muromets — Russian epic hero and the relics of imperishable Lavra saints.

In some underground cells lived hermit monks, who devoted their lives to prayers — in the walls of cave passages had remained small holes through which they got water and food.

There are legends about the extent of Lavra caves, — it’s said that underground passages stretches under the Dnieper and also connects Lavra with other monastery caves of Kiev and Chernigov.

Киево-Печерская лавра

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 10 июня 2018; проверки требуют .

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от , проверенной 10 июня 2018; проверки требуют .

Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храмКиево-Печерской лавры, «богосозданный» прообраз всех монастырских храмов Древней Руси, усыпальница киевских князей.

Заложен в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Его возведение было овеяно легендами. Постройку и украшение церкви Киево-Печерский патерик связывает с греческими мастерами, пришедшими в Киев из Константинополя по указанию явившейся им во сне с образом храма Богородицы: «Меру же Я послала — пояс Сына Моего». Активнейшим участником строительства в патерике назван племянник Якуна Слепого, знатный варяг Шимон Африканович, от которого позднее выводили своё происхождение многие русские роды — Вельяминовы, Воронцовы, Аксаковы.

Д. С. Лихачёв связывал с возведением Успенского храма начало распространения на Руси почитания Богородицы:

Образ Успенского храма дважды является в воздухе. Один раз над полем битвы, другой — в бурю; оба раза он служит спасению — по воздуху переносится Шимон, и ветром прибивает к берегу корабль Шимона. «Свыше» даются, кроме зрительного образа, и пропорции, и точные размеры храма. Как и во влахернском чуде, «забота» Богоматери ведет к обращению язычников в православие.

П. А. Раппопорт отмечает, что образ Печерской церкви воспринимался на Руси как своего рода канон храмоздательства: «Освященный традицией и легендой о чудесном построении Успенский собор Печерского монастыря стал как бы эталоном храма, и церковные власти несомненно требовали, чтобы общий типологический принцип построения этого собора неукоснительно сохранялся».

Храм сильно пострадал от землетрясения в 1230 году, а в 1240 его разграбили монголы хана Батыя. Собор был отремонтирован в 1470 году, однако уже в 1482 вновь разграблен крымскими татарами хана Менгли-Гирея во время набега на Киев. Впоследствии восстановлен, служил усыпальницей православной литовско-русской шляхты. Разрушен при сильном пожаре в 1718 году. Восстановлен в 1729 году, расширен и украшен в стиле украинского барокко.

Во время Великой Отечественной войны собор был разрушен взрывом 3 ноября1941 года. Согласно материалам Нюрнбергского процесса, взрыв совершили немецкие оккупационные войска. Перед разрушением храма под руководством рейхскомиссара Эриха Коха был осуществлён массовый вывоз ценностей храма, среди них литой серебряный престол из алтаря, серебряные царские врата, серебряные ризы, снятые с икон, серебряные гробницы, Евангелия в драгоценных окладах, собрание тканей и парчи, а также около 2 тысяч драгоценных предметов. В те же дни теряется след древней иконы Печерской Богоматери, давшей название всей Киево-Печерской лавре. Согласно данной версии, подрыв Успенского собора был произведён в целях сокрытия следов его разграбления.

Высказывались версии, что храм взорвали то ли отступавшие советские части, то ли проникшие в город советские партизаны.

Указанные версии опровергаются не только фактами массового вывоза ценностей и массового выселения жителей из района Лавры оккупационными войсками непосредственно перед взрывом, но и тем, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику. В середине 1990-х годов её кадры были найдены в частном собрании в Оберхаузене и присланы в Киев при содействии доктора Вольфганга Айхведе (Eichwede), директора Forschungеsstellе Osteuroра Бременского университета, занимавшегося проблемами реституции. Таким образом, немецкие власти заранее знали о времени взрыва и дали возможность своему оператору выбрать безопасную точку для эффектной съёмки. В пользу немецкой подрывной акции говорят не только технические ограничения советских радиомин, но и секретный приказ Гитлера командованию полиции и СС от 9 октября:

Никакие священники, монахи или другие местные люди, которые обычно работают там, не имеют права входить в монастырь, который содержится в цитадели Киева. Монастырь ни в коем случае не должен быть местом труда или религиозной деятельности. Должен быть передан полиции и СС, а затем уничтожен или оставлен на их усмотрение.

Известно также про высказывания высокопоставленных нацистских чинов о том, что отсутствие данной святыни ослабит национальное сознание украинцев, а также о необходимости воспрепятствования тому, «…чтобы древние места религиозного культа становились местами паломничества и, следовательно, центрами движения за автономию». Согласно открывшимся в последнее время архивным документам и мемуарам, сами немцы признавали свою причастность к уничтожению Успенского собора. Об этом свидетельствуют воспоминания и признания ряда нацистских руководителей и военных: министра вооружений Альберта Шпеера, начальника группы религиозной политики министерства оккупированных восточных территорий Карла Розенфельдера, офицера вермахта Фридриха Хейера, имевшего сан евангелического священника, обергруппенфюрера СС Фридриха Еккельна, непосредственно руководившего подрывом храма.

После окончания войны, в 1947 году началась работы по изучению руин и их аккуратной разборке — до Великой Отечественной войны храм так и не был как следует изучен и обмерен, поэтому даже груды развалин, оставшиеся после подрыва собора в 1941 году, представляли огромный научный интерес. Работы сопровождались археологическими раскопками и продолжались вплоть до 1970 года. В 1971 году уцелевшая после взрыва часть собора (придел св. Иоанна Богослова) и выявленные раскопками фундаменты храма были законсервированы и обустроены для экскурсионного показа.

В начале 1980-х годов встал вопрос реконструкции храма. Ввиду полного отсутствия качественных обмерных данных довоенного периода, габариты Успенского собора и характер прорисовки отдельных деталей были определены фотограмметрическим методом. Данная работа была проведена в лаборатории Геодезии и Картографии Географического факультета при участии кандидата географических наук . В результате обработки фотоснимков были получены высокоточные ортогональные проекции планов и фасадов Успенского собора. Данный материал лег в основу проекта восстановления собора, разработанного коллективом одной из мастерских киевского научно-исследовательского института «Укрпроектреставрация» в 1984 году (руководитель — архитектор О. Граужис, инженер А. Антонюк и др.).

Изначально предполагалось восстановить Успенский собор к празднованию 1000-летия Крещения Руси. Однако, начавшиеся было строительные работы вскоре были приостановлены виду широких протестов представителей научной и творческой общественности. По воспоминаниям очевидцев тех событий, причиной всех недоразумений была недостаточная информированность людей относительно содержания проекта и его технических характеристик. В итоге, время было упущено и к 1988 году удалось лишь вновь утвердить первоначальный проект. Ввиду кризисных явлений в экономике позднего СССР, строительные работы так и не возобновились, и в 1990 г. был убран забор, окружавший стройплощадку.

Вновь приступить к воссозданию Успенского собора удалось только через несколько лет — после обнародования указа президента Украины Л. Кучмы от 9 декабря1995 года о восстановлении Успенского и Михайловского Златоверхого соборов. На этот раз закончить храм было решено к другому юбилею — празднованию 950-летия основания Киево-Печерской лавры, которое должно было отмечаться в 2001 году. В 1998 году начались строительные работы (по проекту архитектора О. Граужиса), которые продолжались два года. Торжественное освящение восстановленного Успенского собора состоялось 24 августа2000 года под руководством предстоятеля Украинской православной церквимитрополита Владимира.

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

В это время был завершена лишь внешняя отделка храма, работы по росписи интерьеров началась только в 2013 году и продолжаются до сих пор.

Великая лаврская церковь была одним из самых крупных по размерам памятников древнерусской архитектуры. Это был шестистолпный крестовокупольный одноверхий храм с тремя нефами, которые с востока завершались апсидами. Столпы имели в разрезе форму креста. Подкупольное пространство очень широкое — больше, чем в Софийском соборе. Пропорции ширины к длине храма (2:3) стали каноническими для других храмов древней Руси. Фасады были украшены плоскими пилястрами с полукруглыми окнами между ними. Во внешнем декоре — орнаменты из кирпича (меандровые фризы). В древности к северу храма примыкала квадратная в плане крестильня.

Внутренняя центральная часть была украшена мозаиками (в том числе — Оранта), на остальных стенах была фресочная роспись. По Киево-Печерскому патерику, одним из авторов мозаик мог быть монах Алипий Печерский. После многочисленных перестроек эти творения искусства не сохранились.

Киево-Печерская Лавра — крупнейший монастырь Киева, который имеет статус Историко-Культурного заповедника.
Печерская Лавра — это название образовано от слов «Пещерный» и «Лавра» которое в переводе с греческого означает — улица.

Печерская лавра состоит из двух частей — небольших церковных городков, которые имеют крепостные укрепления со всех сторон, а также между собой.

Верхняя лавра — территория национального историко-культурного заповедника государственного значения, музей истории, культуры и религии Киевской Руси.

Нижняя Лавра — действующий монастырь, в котором, как и тысячу лет назад живут и служат монахи. В нижней лавре расположены ближние и дальние подземелья-пещеры.

Верхняя Лавра имеет четыре въезда, но центральным входом являются западные врата в Троицкой Надвратной церкви через которые и проходит основной поток туристов посещающих Киево-Печерский заповедник.

Исторические сведения:

В соответствии с летописью «Повесть временных лет» основателем и первым жителем пещерного монастыря стал Антоний из под Чернигова. Приняв сан монаха в Греческом монастыре, поселился в пещере выкопанной для себя священником Илларионом, на Киевском холме. Вскоре поселенцев стало больше и под землей, в той же пещере уже 12 монахов обустроили храм — первую подземную церковь.

Позже возле пещер была построена первая церковь — имени Рождества Божьей Матери, а в пещерах начали захоранивать монахов.

Паломникам приезжавшим в Киево-Печерскую Лавру необходимо было пройти через пещеры, а по поверью считалось что при этом они избавлялись от некоторых грехов.

На протяжении 9 столетий Печерская Лавра являлась Крупнейшим религиозным и культурным центром сначала Руси, а позже и всей России.

С 1917 года монастырь был трансформирован в музей без действующих церквей.

Надбрамное строение Верхней Лавры — Троицкая надвратная церковь 1106 – 1108 г. реконструирована в XVIII веке.
После 1900 года были расписаны внешние стены у входа снаружи, но до этого фресковая живопись делалась только внутри соборов.

Основной церковный зал расположен на втором этаже здания, над входом.
Церковь во имя святой Троицы (Троицкая, Трехсвятительская), первый этаж является входом на территорию Киево-Печерской Лавры.
Южная внешняя стена церкви имеет открытый демонстрационный фрагмент оригинальной каменной основы фасада каменной стены и кирпичной кладки из плинфы XI века, т.е. Тысячелетней давности.
Внутренне убранство церкви, алтарь, трехъярусный иконостас и интерьер позволяют вести службу.
Внутренние своды и стены внутри церкви были расписаны в библейском стиле к середине XVIII века учениками иконописной школы.

От церкви по территории Лавры идет царская улица — аллея по обе стороны которой расположены корпуса — галереи, построенные в 1720 году (реконструкция середины прошлого века).

Справа находится Большая Лаврская колокольня.
Большая колокольня Киево-Печерской Лавры — памятник архитектуры.
Сооружена в 1731-1744 по проекту Немецкого архитектора.
Высота сооружения — 96,52 м.
Диаметр основания колокольни — 28,8 м.
Толщина стен первого яруса — 8м, фундамент залегает на 7 метров вглубь.
Толщина фундамента – 7 метров.
После строительства, на третьем ярусе были установлены колокола общим весом 5 тысяч пудов.
Один из колоколов был отлит на территории Лавры, второй — больший (1600 пудов) был изготовлен в Москве. В 1744 г.
На третьем ярусе колокольни были установлены колокола весом 5 000 пудов.
Четвертый ярус был отведен под часы.

Большая Лаврская колокольня — наиболее заметное и самое высокое строение на территории Киево Печерской Лавры, золотые купола которой видны на многие километры как на левом берегу, так и на правом берегу Днепра.

Успенский собор — главный храм Киево-Печерской Лавры, древнейший и самый первый собор Киево-Печерского монастыря (восстановлен в 2000 году).
Успенский собор находится напротив входа через «Святые врата» Троицкой церкви, на центральной площади Верхней Лавры.

В соответствии с летописью «Повесть временных лет» написанной Лаврским монахом – Нестором Летописцем первая каменная церковь «Успения» в Киево-Печерском монастыре была воздвигнута по благословению Антония, святым игуменом Феодосием и епископом Михаилом в 1072 году.
Строительству Успенского собора сопутствовала легенда о явлении святой Благородицы, и о том что архитектура будущей церкви была послана свыше.
Считается что спонсировал строительство Варяг (викинг) Симон которому явился в небе храм и наставления финансировать постройку золотым поясом.
Внутренняя отделка храма производилась греческими мастерами, интерьер был украшен мозаиками и фресками, установлен пятиярусный иконостас высотой более 20 метров.
Во время нашествий XIII-XIV веков храм неоднократно подвергался разрушениям.
Собор был реконструирован после пожара 1718 года, а само здание было расширено.
В 1941 году собор был взорван. Уцелела только дальняя часть правого нефа с единственным куполом.
Успенский собор, также называемый Великой Церковью является музеем в котором представлены редкие экспонаты, библиотеки и археологические ценности.

Церковь Преподобных Антония и Феодосия, построена в 1893-1895 гг. в неовизантийском стиле, с широкими куполами, расположена возле Успенского собора, и соединена со столовой «трапезной» монастыря. Возле церкви имеются захоронения известных людей времен Царской России.

Ковнирский корпус — памятник архитектуры 17-18 века
В Ковнирском корпусе находится Музей исторических драгоценностей Украины – выставка самых ценных драгоценностей и артефактов Киевской Руси.

Типография Киево-Печерской Лавры — здание которое примыкает к Ковнирскому корпусу.
Типография открыта архимандритом Лавры Елисеем Плетенецким в 1615 году.
Через 100 лет после открытия первой Печерской типографии большая часть книг, религиозных изданий и рукописей сгорела в пожаре в 1718 году, при котором также пострадала и типография.

Современный Архитектурный дизайн Печерской Лавры и внешний вид зданий был сформирован при реставрации после пожара 1718 года.
Успенский собор перестраивался, а само здание стало больше.
Корпуса-галереи которые находятся по бокам на пути от Троицкой надвратной церкви до Успенского собора — ранее имели деревянную конструкцию, которая полностью сгорела при пожаре, но уже после 1720 года были отстроены из камня.

Свято Успенская Киево печерская Лавра

Современные Корпуса являются реконструкцией жилых келий разрушенных во время второй мировой войны.

После экскурсии по Верхней Лавре, можно перейти к достопримечательностям Нижней Лавры — Действующему монастырю на территории которого расположены легендарные пещеры.

Переход из Верхней Лавры на территорию Нижней находится справа за Успенским Собором.

Крестовоздвиженская церковь расположена у Ближних Пещер. Северная сторона церкви примыкает к холму в котором расположен вход в ближние пещеры Киево-Печерской Лавры (Антониевы пещеры).

Через один из трех входов проходящих через Крестовоздвиженскую церковь можно попасть на экскурсию в ближние пещеры.

Аннозачатьевская церковь — церковь во имя Зачатия праведной Анны примыкает ко входу в Дальние пещеры Киево Печерской Лавры (Феодосиевы пещеры).
Церковь возведена в 1679 году, но реконструирована в 1809 вместе со строительством деревянной галереи, каменной башни входа и склепа для захоронения.

Ближние и дальние пещеры это лабиринты подземных ходов через которые проходят тысячи туристов, верующих и паломников.
В пещерах находятся нетленные мощи, захоронения и саркофаги с усопшими священниками и святыми.
Подземные ходы были прорыты около тысячи лет назад и не отличаются особым комфортом, имеют высоту более 2 метров и небольшую ширину коридора равную в среднем 1,5 метров.
Длина Ближних пещер — 313 метров.
Длинна Дальних — 293 метра.
Проходят на глубине до 15 метров под землей.
Обряд захоронения в пещерах отличался особой специфичностью.
В зависимости от того раскладывалось ли тело усопшего в течении 3-х лет в специально вырытой земляной нише или нет — его могли причислить к лику святых. Если тело разлагалось то кости и череп захоранивали раздельно, но если тело высыхало как мумия, такого священника причисляли к разряду святых и он навсегда оставался в гробнице.

Начиная с 15-го века пещеры стали открыты для верующих. Считалось что верующему нужно было поцеловать руку святого лежащего в гробнице.
До 18 века проводились работы по расширению пещерных ходов.
Сейчас пещеры представляют из себя сложную систему подземных коридоров в которых по обе стороны имеются ниши с костями и захоронениями, а также гробницы и саркофаги с нетленными телами святых Киево-Печерской Лавры.

Ранее в пещерах было множество жилых помещений монахов, а также подземная церковь.

 

Обратите внимание:

Для пещер существует Дресскод для женской одежды — обязательным является наличие юбки вместо брюк.

На пути между Ближними и Дальними пещерами можно посетить колодцы со святой водой.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы – расположена на Холме возле Дальних пещер, на месте которой был построен первый наземный храм на территории Киево-Печерской Лавры — церковь Успения Божьей Матери.
Вокруг храма Успения Божьей Матери располагается захоронение знатных лиц, священников высокого ранга, Монархов и просто знатных людей.

 

Основная информация о Экскурсии в Киево-Печерскую Лавру

Экскурсии проводятся штатным персоналом.

Вход на территорию Нижней Лавры – бесплатный, но при посещении пещер нужно купить свечу.

Вход на территорию Верхней Лавры является платным.

Посещение Большой Лаврской колокольни — платное, включает подъем на верхнюю смотровую площадку, которая имеет необычайно красивый вид и великолепную панораму.

Любая фото и видео съемка на территории Киево-Печерской Лавры — должна дополнительно оплачиваться как входной билет.

Посещение музеев находящихся на территории Лавры — оплачивается дополнительно.

 

 

Возле Киево-Печерской Лавры расположены и другие соборы:

Воскресенская церковь — церковь "Воскресения Христова"
Памятник архитектуры, построена в 1696-1705 годах в стиле украинского барокко. Колокольня пристроена к церкви в 1863 году.

Церковь Феодосия Печерского
памятник архитектуры. Построена в 1698-1702 годах в стиле украинского барокко.
Три купола грушевидной формы установлены вдоль оси здания.
Церковь украшена массивным цоколем, высокими пилястрами и карнизом.
Расположена на улице Цитадельной 14.

Церковь Спаса на Берестове
Располагается между Киево-Печерской Лаврой и парком Славы.
Берестов — теперь Парк Славы, необычайно живописный парк на склоне Печерского холма, когда-то являлся загородной резиденцией киевских князей. В Берестове был построен дворец великого князя киевского Владимира Святославовича, который упоминает в летописи монах Киево-Печерской Лавры — Нестор-летописец. Дворец представлял из себя каменное двухэтажное здание с дополнительными пристройками. В Берестово жили киевские князья Ярослав Мудрый, Святослав Ярославович, Всеволод Ярославович и Владимир Мономах. В 1091 княжий дворец сгорел при набеге Половцев.

 

 

Для посещения Киево-Печерской Лавры:

Адрес:  улица Лаврская, 21. Печерский район города Киева.

телефон: 280-30-71

URL: www. lavra.ua

Часы работы: вход в пещеры — 9:00 — 16:30

Летом: 9:00 — 19:00

Зимой: 9:00 — 16:00

Осень-Весна: 9:00 — 17:00

 

Как добраться до Печерской Лавры в Киеве на городском транспорте

Как доехать до Киево-Печерской Лавры: на троллейбусе 38 от станции метро "Арсенальная" — 3 остановки.

Как добраться от Крещатика: от начала улицы Крещатик можно доехать на автобусе номер 24, до конечной остановки.

Посмотреть расположение на карте или на схеме в путеводителе

 

 

««  Достопримечательности Киева  »»

главная >> достопримечательности киева>> монастыри >> киево-печерская лавра

Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра

Адрес: ул. Ивана Мазепы (Январского восстания), 25

Время работы: с 9:30 до 19:00 ежедневно

Телефон:+38(044) 28 046 27

Как добраться до Киево-Печерской Лавры: доехать до ст. метро Арсенальная. При выходе повернуть налево и идти 10 минут или на проехать любом виде транспорта до остановки до остановки Музей Великой Отечественной войны либо Киево-Печерский заповедник

Киево-Печерская Свято-Успенская Лавра находится на правом берегу Днепра, на высоких днепровских холмах. Первые монахи селились в пещерах, именно отсюда название Печерская (укр. печера – пещера). Лавра – это почетное звание, которое присуждалось только крупным и значительным монастырям. Взяв начало от первых пещер, вырытых в 11 веке, в течение 9 веков Киево-Печерская Лавра разрослась до величественного комплекса церквей и монастырей, производящего не только на верующих, но и на обычных туристов очень сильное впечатление.

История Киево-Печерской Лавры  восходит к 1051 году, когда вернувшийся  со Святой Афонской горы  монах Антоний  поселился в пещере в ложбине между двух холмов. Пещеру эту выкопал для себя отец  Иларион, духовник Ярослава Мудрого. Незадолго до возвращения Антония Иларион оставил пещеру, приняв  сан митрополита. Надо отметить, что Иларион  стал первым митрополитом русского происхождения. К Антонию потянулись  последователи. Когда число монахов достигло 12, на соседней горе Антоний вырыл для себя новую пещеру. Впоследствии, первые пещеры были названы дальними, а вторые – ближними. Постепенно появлялись все новые пещеры, они соединялись друг с другом лабиринтами, вмещая все новых и новых монахов. Число последователей Антония росло, им становилось тесно в пещерах, и тогда была построена Успенская церковь и кельи на поверхности. По просьбе Антония, Князь Изяслав подарил монастырю территорию, включающую в себя всю гору  над пещерами. В 1062 году монастырь был назван Печерским. После смерти Антония в 1073, его похоронили в пещере, в дальнейшем таким же образом стали хоронить и других  монахов. Пещеры остались местом проживания лишь самых аскетичных монахов-отшельнков. Пещерный монастырь удостаивал частыми посещениями сам князь Изяслав, сын Ярослава Мудрого. Киевская знать тоже проявляла уважение к монастырю.

В период 1106-1108 г.г. при участии преподобного Алипия, а также греческих зодчих и живописцев, была построена церковь над воротами главного входа в монастырь. Её так и назвали Надбрамна (Надвратная), или Троицкая Надбрамная церковь (Церковь Святой Троицы над брамой). Несмотря на прошедшие века, церковь пережила разрушительные набеги, пожары, и сохранилась до нашего времени.

Монахи и затворники Киево-Печерской обители отличались высокими нравственными качествами и подвижничеством, что вызывало уважение у просвещённых и влиятельных людей того времени. Постепенно, монастырь превращается в своеобразное образовательное учреждение, академию православных правителей.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Со всех уголков Руси сюда начинают стекаться не только знатные, но и образованные люди. От времени возникновения Киево-Печерской обители до начала 13 века из числа иноков вышло 50 епископов, назначенных на служение в разные уголки государства. Слава о монастыре разошлась далеко за пределы Руси.

Во время нашествия орд Батыя в 1240  году Киево-Печерская Лавра была разорена и разграблена.  Большинство монахов было убито, части удалось  сбежать. После этих событий достоверных сведений о монастыре нет вплоть до 14 века, когда он был  отстроен и даже стал усыпальницей князей и другой знати.  Но в конце века снова был разграблен и сожжен  крымским ханом Менгли I  Гераем (Гиреем). В 16 веке, несмотря на препятствия, возникающие в связи с окатоличиванием части украинских земель, монастырю удалось выстоять. Даже утратив часть своего авторитета и славы, Киево-Печерский монастырь оставался  духовным и культурно-просветительским оплотом. Статус Лавры монастырь получил в 1688 году.

В 1615 году архимандрит Елисей Плетенецкий открыл при Киево-Печерской Лавре типографию, которая долгое время оставалась  самой крупной в Киеве. Очень известна была и иконописная мастерская Лавры. В 18 веке вокруг монастыря появляются земляной вал  и каменная стена. Чудовищный пожар, который охватил Лавру в 1718 году, уничтожил все деревянные постройки  на территории монастыря и некоторые каменные, сгорели также архив Киево-Печерской Лавры и библиотека. В 1720 году начинается восстановление монастыря. Именно это время считается расцветом стиля барокко в Киево-Печерской Лавре. Примерно тогда же строится Великая  Лаврская Колокольня высотой 96.5 метров, которая вплоть до середины 20 века была самым высоким строением в Киеве.  В 19 веке  Киево-Печерская Лавра включала в себя уже 6 монастырей:  Главный (при Великой церкви), Ближние Пещеры,  Дальние Пещеры, Больничный, Китаевская пустошь и Голосеевская пустошь.

После Октябрьской революции 1917 года, для Киево-Печерской Лавры, как и для многих других христианских святынь, настали трудные времена. В 1918 году был зверски убит настоятель Киево-Печерской Лавры митрополит Владимир. Имущество Лавры было национализировано, на её территории открыли  музейный городок, а в 1930 году монастырь был ликвидирован.

Невосполнимые потери понесла Лавра во время Великой Отечественной войны. В ноябре 1941 года был взорван Свято-Успенский собор, причем до сих пор идут споры, кем и зачем это было сделано. В то же время, в 1941 году на территории Нижней Лавры возобновил свою деятельность монастырь. В 1961 году монастырь вновь упразднили. Только в 1988 году, по случаю празднования 1000-летия крещения Руси, согласно     постановлению Совета Министров УССР территория Дальних пещер со всеми наземными строениями и пещерами была передана общине, а в  1990 глду к монастырю вернулись и Ближние пещеры. В 1990 году Киево-Печерская Лавра  внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2000 году восстановлен и  освящен Успенский Собор.

В разное время с Лаврой были связаны легендарные деятели, такие как: летописец Нестор (автор "Повести временных лет"), живописец Алипий, Агапит – ученик Антония, целитель, просветитель Петр Могила, в честь которого названа академия в Киеве, а также другие выдающиеся личности.

В пещерах Лавры нашли приют мощи богатыря Чобитько, который принял монашество в Киево-Печерской Лавре, взяв имя Илья, которого считают прототипом былинного героя Ильи Муромца. В 1643 году преподобный Илия из Мурома был причислен к лику святых и канонизирован. На территории Лавры похоронен и Пётр Аркадьевич Столыпин, убитый в Киеве в 1911 году.

Экскурсии по Киеву:

Виртуальная экскурсия по Киево-Печерской Лавре

Легенды и мифы:

Существует легенда, что когда  археологи хотели выкопать мощи основателя Киево-Печерской Лавры преподобного  Антония, то им помешали пламя и снопы искр, появившиеся неизвестно откуда.

Leave a Comment