Киево печерская лавра фото

Как Московский и Киевский патриархаты будут делить церковное имущество в Украине

К концу 2018 года Украинской православной церкви может быть предоставлен Томос об автокефалии, подразумевающий право церкви на независимое управление. Священный Синод Вселенского патриархата в Константинополе уже начал процедуру, необходимую для предоставления автокефалии, а 31 августа вселенский патриарх Варфоломей и патриарх Московский и всея Руси Кирилл обсудят этот вопрос в Стамбуле.

Создание единой поместной православной церкви в Украине будет проходить на базе Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). При этом в стране есть церкви, храмы и другие здания, принадлежащие Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Что произойдет с этим имуществом?

Предстоятель УПЦ КП патриарх Киевский и всея Руси-Украины Филарет убежден, что здания, которые сейчас занимает в Украине Московский патриархат, после признания единой Украинской православной церкви перейдут в собственность УПЦ. «Государство передало свою собственность в пользование Украинской церкви Московского патриархата. Но когда здесь будет признана украинская церковь, то обе лавры (Киево-Печерская и Почаевская — Ред.) будут переданы украинской церкви», — отметил Филарет 1 августа в интервью одному из украинских телеканалов.

Приватизация Почаевской лавры

Как выяснила DW, юридического лица «Украинская православная церковь Московского патриархата» в Украине не существует. Иными словами, нет единой структуры, за которой бы в стране были закреплены все церкви и другие здания Московского патриархата. Владельцем каждого объекта церковной недвижимости, как правило, выступает ряд отдельных юридических лиц.

Владельцем Почаевской лавры, к примеру, числится религиозная организация «Почаевская Свято-Успенская Лавра» — юридическое лицо, подчиняющееся Московскому патриархату. Иными словами, объекты недвижимости Почаевской лавры находятся в частной собственности, что подтверждается данными Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество.

Приватизация Почаевской лавры была проведена в период нахождения на посту премьер-министра страны Виктора Януковича. В июле 2003 года он подписал распоряжение кабинета министров об исключении из состава Кременецко-Почаевского государственного заповедника зданий Почаевской Свято-Успенской лавры. В их число входили Успенский и Троицкий собор, монастырские кельи, архиерейский дом, колокольни и надвратный корпус.

Томос — не основание для передела имущества

По мнению юристов, для отмены тогдашнего распоряжения кабинета министров и принятия нового постановления, передающего здания Почаевской лавры единой Украинской православной церкви, необходима не только политическая воля, но и серьезные правовые основания. А предоставление Томоса и создание единой поместной православной церкви в Украине подобным основанием не являются.

«Одно юридическое лицо — государство Украина — передало объект другому юридическому лицу. Иными словами, произошла сделка. Принятие любого решения в религиозной сфере не может на нее повлиять, как и не может быть существенным основанием для ее пересмотра», — поясняет юрист компании Investment Service Ukraine Максим Пирогов.

Пирогов считает, что в качестве компромисса можно будет оставить объекты в пользовании МП на какой-то определенный срок, а после этого передать их УПЦ. «Этот вариант, наверняка, будет приемлем для обеих сторон. Поскольку, если кабинет министров Украины просто отменит старое распоряжение, я уверен на 90 процентов, что Московский патриархат обратится в суд, и это решение будет признано незаконным», — отмечает эксперт.

Киево-Печерская лавра — одна из величайших святынь православия

Кто является собственником Киево-Печерской лавры?

Одна из важнейших святынь православия — Киево-Печерская лавра фактически разделена на две части: нижнюю и верхнюю лавры. В 1988 году в связи с празднованием тысячелетия крещения Киевской Руси правительство УССР передало церкви территорию Дальних пещер лавры.

В июле 2013 года Кабинет министров Украины под руководством премьера Николая Азарова передал 79 зданий и сооружений лавры, среди которых были лабиринты Ближних и Дальних пещер, в безвозмездное пользование юридическому лицу «Свято-Успенская Киево-Печерская Лавра (мужской монастырь)», находящемуся в подчинении Московского патриархата. Так что в настоящее время вся Нижняя лавра находится в собственности УПЦ МП.

Так называемая Верхняя лавра до сих пор остается в государственной собственности в управлении министерства культуры Украины. Она признана Национальным историко-культурным заповедником, внесенным в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. По разным оценкам, это лишь 15-20 процентов территории Киево-Печерской лавры.

Угроза «церковной аннексии» обеих лавр

По мнению религиоведов, в отличие от Почаевской лавры, в которой живут преимущественно русские и молдавские монахи, у части монахов Киево-Печерской лавры выражены проукраинские настроения, и они готовы стать частью единой поместной православной церкви в Украине.

Крестный ход в Киеве (УПЦ КП) в связи с 1030-й годовщиной крещения Киевской Руси, 28 июля 2018 года

«Существует угроза того, что Московский патриархат может изменить статус обеих лавр и превратить их в ставропигиальные монастыри (подчиняющиеся не местному иерарху, а непосредственно патриарху — Ред.). Тогда они будут управляться непосредственно из Москвы патриархом Кириллом. В этом случае конфликт может перейти в международную плоскость. Условно говоря, может произойти так называемая церковная аннексия», — объясняет сотрудник Института мировой политики, автор исследования «Автокефалия: чего ожидать после ее получения» Ярослав Коцюба.

Насильственным образом церкви отбирать не будут

В некоторых украинских СМИ появляются сообщения о том, что здания, принадлежащие УПЦ МП, будут экспроприировать и передавать единой Украинской православной церкви. Патриарх Филарет — предстоятель Украинской православной церкви Киевского патриархата — опроверг эти слухи.

«Никакого насилия будет. По украинским законам, все храмы и имущество принадлежат общинам — на правах собственности, безвозмездного пользования или аренды. После предоставления Томоса ничего не изменится. В том случае, если община решит выйти из одного патриархата и перейти в другой, она сохранит за собой принадлежащее ей имущество и объекты недвижимости», — пояснил Филарет.

Из Московского патриархата — к автокефальной УПЦ

После предоставления украинской православной церкви Томоса в Украине продолжит действовать УПЦ Московского патриархата — параллельно с единственной поместной православной церковью. Подобная ситуация наблюдается и в других странах, в частности в Молдавии, где параллельно существуют румынская и российская православные церкви. Эксперты предполагают, что предоставление Томоса может повлечь за собой так называемый «парад переходов», когда церковные приходы будут выходить из управления МП и переходить в автокефальную УПЦ вместе с церквями и другим недвижимым имуществом.

«Это попросту выгодно. Не будет финансовых отчислений, которые сейчас отправляются в Москву. Все поборы отменят. Священников фактически освободят от крепостной зависимости. Когда будет создана единая поместная церковь, все эти схемы разрушатся», — говорит Ярослав Коцюба. По его словам, ожидается, что после предоставления Томоса в стране будет проведен Всеукраинский Поместный Собор, одним из решений которого, возможно, будет предоставление ​​широкой автономии для епископов.

В настоящее время в Украине насчитывается 95 епископов, подчиняющихся УПЦ МП. Около десяти из них уже подписали обращение к Константинопольскому патриарху Варфоломею с просьбой о предоставлении автокефалии украинской церкви. По разным оценкам, еще двадцать готовы перейти к единой Украинской православной церкви после предоставления Томоса.

Источники в религиозных кругах утверждают, что со временем переход к автокефальной УПЦ поддержит еще большее число епископов — поскольку многие из них сейчас или боятся открыто высказывать свое мнение, или ожидают решения Священного Синода Вселенского патриархата.

Смотреть видео 01:59

Церковь Пресвятой Троицы (Свято-Троицкая надвратная церковь). Киево-Печерская Лавра.

Описание

Источник 1, Источник 2

Киево-Печерская Лавра делится на две части: Нижнюю и Верхнюю. Верхняя Лавра – это территория государственного историко-культурного заповедника. В эту часть Лавры ведут четверо ворот: Западные (Святые врата с Троицкой надвратной церковью); Северные (Экономические ворота с церковью Всех Святых); Восточные и Южные (или Пещерные).

Главный вход в Лавру – Святые врата. Над Святыми вратами Лавры находится церковь во имя Святой Живоначальной Троицы, древнейшая из сохранившихся на территории Киево-Печерской Лавры.


Музеем Киево-Печерская Лавра стала после революции 1917 года, а до революции это был крупнейший религиозный центр, и в Святую Лавру шли православные люди, паломники, как в Мекку мусульмане.
Главная задача всех паломников была пройти через Святые, или, как их еще называли, Царские врата, при прохождении которых грешникам отпускалась половина грехов, а вторая половина отпускалась в пещерах, где самое главное было – не споткнуться. Если человек спотыкался, считалось, что грехи его тянут вниз, к земле, и грехи ему не отпускались. В стародавнее время вход через Святые врата был разрешен только князьям и высшему духовенству, остальной люд входил в монастырь через калитки, обустроенные по бокам врат. Калитки эти до нашего времени не сохранились, а обычай снимать головной убор, когда проходишь Святые врата остался. Над Царскими вратами находилась самая древняя в России чудотворная икона Успения Божией Матери. Предание гласит, что икону принесли в монастырь в 1073 году из Царьграда святые строители, которые получили ее для Печерского монастыря прямо из рук Богоматери, благословившей их на строительство Успенского собора.
Уникальное сооружение начала XII в., возведенное над Святыми воротами монастыря. Реставрации и перестройки XVII—XVIII вв. коснулись лишь декоративного убранства храма. Выдающимся художественным памятником является ансамбль настенной живописи XVIII в. (ул. Лаврская, 11).
Единственная сохранившаяся из надвратных церквей домонгольского времени. В древнерусских источниках не упоминается. По древней монастырской традиции, зафиксированной в «Тератургиме» Афанасия Кальнофойского, сооружена на средства Святослава Давыдовича из рода черниговских князей. Святослав Давыдович постригся в монахи монастыря 17 февраля 1107 г. под именем Николая Святоши и умер после 1142 г. Время постройки каменного сооружения на месте деревянных монастырских ворот можно приблизительно определить в рамках 1107—11 гг. По свидетельствам того же Кальнофойского, Троицкая церковь была совершенно подобна церкви Благовещения на Золотых воротах.


Храм сохранился практически полностью — в XVII в. переложен лишь свод купола. Он представляет собой почти квадратное в плане здание размером 12 на 12,5 м. В нижнем ярусе находятся ворота проезда и боковые дополнительные помещения. Верхний ярус занимает однокупольная четырехстолпная церковь с тремя апсидами, утопленными в восточной стене, без нартекса и хоров. Древний вход расположен в западном членении северной стены, первоначально к нему вела наружная деревянная лестница. Фасады расчленены плоскими лопатками, под окнами проходит пояс ниш. Первоначальные формы лучше всего сохранились на южном фасаде храма. По строительной технике Троицкая церковь почти ничем не отличается от сооружений, возведенных около того времени киево-печерскими зодчими. Интересной особенностью является то, что свод алтаря выложен не из кирпича, а из кувшинов — голосников. В 1180-х годах к боковым фасадам церкви примкнули стены монастырской ограды, возведенные при архимандрите Василии. Во время монголо-татарского нашествия они были разрушены.
В первой половине XVII в. к северному фасаду Троицкой церкви пристроили каменный притвор с деревянной колокольней и часами на ней. На то время храм был приписан к Больничному монастырю. Начиная с 1695 г. на средства гетмана Мазепы возводились ныне существующие стены крепостной ограды. Одновременно была отреставрирована и Троицкая церковь. Вместо полукруглых закомар на фасадах появились фронтоны в стиле барокко, купол получил грушевидные очертания и верхнюю главку.
Неизвестно, в какой степени пострадала Троицкая церковь во время пожара 1718 г., но с 1731 г. начинается ее капитальная перестройка, придавшая сооружению окончательный вид. В это время мастер Василий Стефанович украсил западный и восточный фасады пышной барочной лепкой. Кроме того, они были сплошь покрыты росписью, что придает церкви необычный вид.

Внутреннее убранство Троицкой церкви в Киево-Печерской Лавре обновлялось достаточно часто. В первой трети 18 века ученики лаврской иконописной школы расписали стены и своды фресками на библейские темы. Образы иконостаса и настенной живописи отвечают строгим требованиям, которые ставила перед живописцами Киево-Печерская Лавра. Согласно этим требованиям, лики святых должны отражать глубокую мудрость, вдохновение, неземной покой, углубленное созерцание неизвестного будущего. Позже, в 1900 — 1902 гг. группа художников расписала участки стен, которые соединяют фасад церкви с каменными стенами.

В интерьере Троицкой Надвратной церкви сразу же обращает на себя внимание резной позолоченный деревянный трехъярусный иконостас удивительной красоты. Иконостас был изготовлен в 1734 г. лаврскими резчиками в стиле украинского барокко из липы в технике «сквозной резьбы». Большая 16-ти свечная люстра-паникадило украшает центр храма. Паникадило было отлито в 1724 году, вес его – 664 килограмма.

Вдоль стен храма стоит ряд деревянных расписных скамей, которые были изготовлены также в 30-х годах 18 столетия. Называются эти скамьи стасидиями. Стасидии предназначались для престарелых и больных монахов Никольского Больничного монастыря, которые не имели сил присутствовать на службе стоя.

Свято-Троицкая надвратная церковь Киево-Печерской Лавры

Свято-Троицкая надвратная церковь — небольшая по размеру, самая древняя сохранившаяся постройка Киево-Печерской Лавры, зажатая между крепостными стенами и ныне празднично украшенная, является ключом к сокровищам истории, открывающимся за воротами. Она находится во втором ярусе над главными входными воротами. Этот храм — фортификационное сооружение в системе крепостных стен Киево-Печерского монастыря, памятник архитектуры начала ХІІ века. Здание почти квадратное в плане, имеет размеры 12х12,5 метров. Основными строительными материалами для него служили тонкий прямоугольный кирпич-плинфа и дикий камень. В древнерусские времена церковь была украшена скромно, храм имел примерно такой же вид, как реконструкция надвратной церкви Благовещенья над Золотыми воротами.

Предполагаемый внешний вид Троицкой надвратной церкви. Реконструкция Ю. Асеева

Древнюю кладку обнаружили, когда в конце ХІХ века во время ремонта сняли штукатурку. Сейчас домонгольская кладка стен открыта для осмотра на южной стене храма со стороны двора. Внутри своды алтаря были выложены не плинфой, а кувшинами-голосниками на растворе. Это облегчало конструкцию и создавало хорошую акустику. Точное время строительства церкви установить сложно. По поздним сведениям один из потомков киевского князя Ярослава Мудрого в 1107 году постригся в монахи под именем Никола и пожертвовал свое состояние монастырю и на храм. Отсюда и ведется отсчет возраста храма — более 900 лет. Есть сведения, что князь-инок был привратником, выполнял другие простые обязанности, он погребен на Ближних пещерах и мощи его нетленны. Известно также, что в начале ХІІ века верхняя часть монастыря была обнесена мощной крепостной стеной высотой шесть и толщиной два метра. При этом в системе каменных стен существовали ворота, над которыми возвышалась надвратная церковь. Обычно такие храмы над воротами выполняли дополнительную роль сторожевых башен, и на первом ярусе по бокам арки предусматривались помещения для караульных.

В 30–40-е годы ХVІІІ века фасады Троицкого храма были пышно украшены в стиле барокко. Купол приобрел грушевидную форму с маковкой и ажурным крестом, вокруг купола установили позолоченные декоративные рипиды-опахала. Внутри находится резной деревянный позолоченный ажурный иконостас, паникадило под куполом на 16 свечей весит 664 килограмма. Пол церкви устлан чугунными плитами. Один из главных шедевров внутреннего убранства — композиция Никейского собора, посвященного церковному собранию в Никее в 325 году, на котором был принят Символ веры, определено время праздника Пасхи и выработаны другие каноны.

Святые ворота Киево-Печерской лавры и Троицкая надвратная церковь. Рисунок М. Сажина. 1846 год

Больше всего в росписях Троицкой церкви поражают пейзажи — с прудами, цветами, деревьями, под сенью которых изображены редкие звери и птицы тропических стран. В целом роспись включает более 100 композиций, соответствующих религиозному содержанию праздника Троицы. В начале ХХ века художник Иван Ижакевич, много работавший в Лавре, создал на подходе к храму композиции, изображающие Печерских святых Ближних и Дальних пещер.

В православных храмах отсутствует традиция сидеть. Но в Троицком храме вдоль стен находятся деревянные расписные скамьи с подлокотниками. Они предназначались для престарелых и больных монахов, которые по немощи не могли стоять. Ведь совсем рядом с Троицкой надвратной церковью находился Никольский больничный монастырь с больными и калеками, которые посещали службу в Троицкой надвратной церкви.

Считается, что прошедшему под Святыми воротами сразу же отпускается половина грехов. А вот заводчику Ивану Демидову вперед было прощено все, когда он пожертвовал фигурные чугунные плиты пола для Троицкой надвратной церкви и других построек Лавры. Что еще касается традиций, то по преданию, даже самым уважаемым лицам надлежит входить через Святые врата только пешком. Так и сейчас — все без исключения посетители проходят ворота через небольшую калитку.

Вид Троицкой церкви со стороны Соборной площади. 1900-е годы

Фасад Троицкой церкви со стороны Соборной площади очень красив, хотя расписан несколько скромнее, чем с наружной стороны, где он призван произвести впечатление на входящих.

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

КИЕВО-ПЕЧЕРСКАЯ ЛАВРА

Киевская еп., в Киеве, на правом берегу Днепра. Она разделялась на четыре части: Великая лаврская церковь, или Успенский собор, Больничный Троицкий монастырь, Ближние Пещеры и Дальние Пещеры. Этот древнейший во всей России и знаменитейший монастырь основан прпп. Антонием и Феодосием Печерскими. Название свое он получил, как говорит прп. Нестор летописец, потому что «братия прежде жила в пещере, пошел же монастырь этот от благословения св. горы», совершая свое великое и святое на Руси дело. Но беды и несчастия родной земли коснулись и этой св. обители. В 1096 монастырь был подожжен и разграблен половцами; в 1240 разорен и сожжен татарами; в к. XVI в. им пытались овладеть униаты, но безуспешно. В н. XVIII в. монастырь был обнесен крепкой каменной стеной. В 1718 большой пожар истребил весь монастырь.

От Великой Успенской церкви остались одни стены, да спасена была от огня только чудотворная икона Божией Матери. Через 10 лет Киево-Печерский монастырь, благодаря щедрым пожертвованиям, был возобновлен и благоустроен. С 1592 по 1688 Киево-Печерский монастырь был ставропигией Константинопольского патриарха; с 1688 именовался ставропигионом царским и патриаршим Московским и первой в России архимандрией; в 1786 утвержден в степени лавры. Здесь над Царскими вратами находилась первая в России, по древности, чудотворная икона Успения Божией Матери, принесенная сюда, по преданию, в 1073 из Царьграда святыми каменостроителями, которые чудесно получили ее из рук Богоматери для Печерской обители. С того времени св. икона и пребывала в Лаврской церкви. С 1812 пред сею св. иконою, в память избавления России от нашествия 22-х иноплеменных языков, горела неугасаемо лампада. У правого клироса — кафедра священноархимандрита лавры. Древняя фресковая живопись и мозаичные изображения, украшавшие внутренние стены храма, не сохранились.

При возобновлении храма после пожара 1718 внутренние стены были расписаны масляною живописью. В конце прошлого столетия храм был расписан и реставрирован в стиле XI в. В этом же храме находились: празднуемая 5 июня Игоревская древняя икона Божией Матери, с Богомладенцем на правой Ее руке, бывшая келейной у св. кн. Игоря Ольговича, пред которой он молился пред своей мученическою кончиною в 1147 и которая принадлежала ему; гробница с частью трапезы Христовой, частью ризы Господней, частью крови св. Иоанна Крестителя и ап. Фомы, частью мира из гроба св. вмч. Димитрия Солунского и частицами мощей свв. пророков, апостолов, святителей и мучеников; частицы мощей свв. печерских угодников в серебряной гробнице, частицы мощей св. архидиакона Стефана; мощи прп. Феодосия Печерского под спудом; над ними на стене икона Божией Матери с Богомладенцем, предстоящими двумя ангелами и прпп. Антонием и Феодосием, называемая Печерскою и празднуемая 3 мая; мощи св. Михаила, первого митр. Киевского, и глава св. равноап. кн. Владимира, положенная здесь митр. Петром Могилою в 1635; нетленное тело Тобольского митр. Павла (Канюскевича), гробница кн. К.И. Острожского. Кроме того, в лавре находились гробницы: Кирилла (Куницкого), еп. Чигиринского, митр. Петра Могилы, В.Л. Кочубея и И. Искры, а равно и других князей, гетманов и знатных южнорусских панов, благодетельствовавших лаврской обители; рядом с могилами Кочубея и Искры, по особому Высочайшему соизволению, погребен злодейски убитый 1 сентября 1911 в Киеве председатель Совета министров П.А. Столыпин. Лаврская колокольня, в 4 яруса, построена в 1731-45; Обновлена в 1825; 10 ее колоколов имели свои особые названия: Орел, Зосимин, Полиелейный, Благовест, Балык, Успенский, Братский, Ранний, Буденный, Скликун и Часовой; самый большой из них — в 1630 пудов. Направо от Великой церкви, в двухэтажном каменном здании, находились кельи архимандрита лавры — Киевского митрополита, и при них две церкви: в верхнем этаже — Благовещения Пресвятой Богородицы с двумя приделами на хорах (справа — во имя св. Флавиана, патр. Цареградского, слева — св. Митрофана, еп. Воронежского), а в нижнем — св. Михаила, первого митр. Киевского. Далее, к востоку, находилась братская трапеза и при ней церковь во имя прпп. Антония и Феодосия Печерских. Влево от св. ворот лавры находился Больничный Троицкий монастырь, основанный прп. Николою Святошей; здесь больница с аптекой, устроенная в 1842. Вблизи лавры находился целый ряд неизвестно когда ископанных пещер, каковы: Варяжские, Кирилловские, Китаевские, Межигорские, Пироговские, Трехсвятительские и Ивановские. По летописи, такие пещеры издавна служили очень удобным местом для укрывательства в них варягами награбленного ими имущества. Но все названные пещеры остались в безызвестности. Славны же только пещеры свв. угодников Киевских. Пещеры эти находились на крутом берегу Днепра и разделялись на Ближние, или Антониевы, и Дальние, или Феодосиевы.

Иноки, заключавшие себя на всю жизнь в тесных подземельях, среди вечного мрака, освященного лампадами, теплящимися пред иконами, жили по нескольку десятков лет, вовсе не выходя на свет. Вся жизнь их была посвящена умерщвлению плоти постом, трудами и почти непрерывною молитвою. Иноки были людьми, заживо себя погребшими, вечно безмолвствовавшими и вечно боровшимися со страстями и духом злобы. Но и в пещерной жизни были еще степени по данным обетам Спасителю душ, по умерщвлению плоти и часам молитвы. Первая, или обыкновенная, степень жития, которой подвергались все пещерножители, состояла в общении друг с другом в часы общей молитвы; вторая, или исключительная, была избираема некоторыми иноками, кои, ревнуя совершеннейшим подвигам самоотвержения, рыли для себя тесную пещеру в проходе пещерном и, войдя в оную, изнутри ограждали навсегда вход в нее, заживо разъединяя себя с живыми людьми, и пребывали в таком заключении до конца своей жизни, и по смерти, как уже отпетые и погребенные, оставались неприкосновенными; эта степень называлась затвором. Игумен пещерный, или избранный инок, два или три раза в неделю подходил к малым отверстиям затворов, оставленным для впуска воздуха и приема пищи, и в отверстие клал просфору и определенную меру святой воды и, испросив благословение затворившегося, безмолвно удалялся; когда же просфора и вода оставались нетронутыми, то это служило доказательством, что затворник окончил жизнь. Затворничество, начавшееся при прп. Антонии, усилилось в XII в. Самые пещеры долго были закрыты. Во время татарского нашествия все входы в них были завалены землей. В XV в. началось свободное посещение пещер богомольцами. Мощи святых сохранялись в гробницах, поставленных в нишах по обе стороны пещерных галерей; у изголовья изображение святого и пред ними теплилась лампада; над гробницею или нишей — табличка с именем святого.

Ближние пещеры находились на уступе Лаврской горы, обнесенной в 1844 крепостной стеной. Над входом в Ближние пещеры стояла каменная церковь во имя Воздвижения Честного Креста. В ней замечательны: 1) большой крест, с частью древа Креста Господня, вделанный в храмовую икону Воздвижения; 2) Казанская икона Божией Матери, в киоте за левым клиросом, пред которой в пятницу вечером читался акафист Божией Матери; 3) надгробия погребенных здесь митр. Киевских: Филарета, Арсения, Филофея, Иоанникия и Феогноста. Ближние пещеры представляют собой подземные галереи, главные из которых пересекались иногда меньшими поперечными и шли извилисто. Обозрение их начиналось с востока, направлялось к северо-западу, поворачивало к юго-западу и возвращалось снова к церкви Воздвижения Креста Господня. В этих пещерах нетленно почивают свв. мощи угодников Божиих и устроены церкви: прп. Антония, основателя пещер, прп. Варлаама, первого игумена, и Введенская. Церковь прп. Антония устроена при гробе пещерной кельи его. Над пещерами прп. Феодосия находились две каменные церкви: одна — во имя Рождества Пресвятой Богородицы, построенной прп. Варлаамом), вторая, небольшая, — во имя Зачатия св. Анны. Дальние пещеры находятся на противоположном лавре холме, в 90 саженях от нее; они еще более извилисты, чем Ближние. В них почивают свв. мощи угодников Божиих и мироточивые главы (в трех местах). В пещерах устроено три церкви: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, прп. Феодосия Печерского и Рождества Христова. Близ церкви прп. Феодосия находилась в стенном углублении, на большом серебряном блюде, мироточивая глава, миром которой помазывались приходящие на поклонение свв. мощам. В Христорождественской церкви находилась в особой раке часть мощей св. младенца, Христа ради убиенного от Ирода, данная в лавру Иерусалимским патриархом Феофаном в 1620. Между Ближними и Дальними пещерами в овраге сохранялись два святых колодца, из которых один, по преданию, ископан прп. Антонием, а другой — прп. Феодосием.

С.В. Булгаков

Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓

Источник: Святая Русь: энциклопедический словарь

Золото Киево-Печерской Лавры

Кто знает, доведется ли теперь рядовым православным гражданам России побывать на Печерских холмах и поклониться мощам преподобных старцев. Паломничества в Киевские пещеры верующий люд совершал испокон веков и по наши дни. Да и просто для любопытствующего невоцерквлённого туриста место это прелюбопытное (на территории Лавры множество интересных музейных экспозиций). Поэтому рассказ о неделе, проведённой мной в Киеве образца 2013 года, был бы неполным без поста о Киево-Печерской Лавре.
Между тем, 18 августа 2014 года пресс-секретарь Украинской православной церкви протоиерей Георгий Коваленко в рамках пресс-конференции указал на то, что УПЦ имеет определенную независимость от Русской православной церкви. Также он сообщил о том, что Украинская православная церковь Московского патриархата рассматривает присоединённый Российской Федерацией Крым в марте этого года как территорию Украины и выступает за возвращение полуострова под контроль Киева, при этом священнослужители рады, что епархиии УПЦ МП остаются в Крыму и подчиняются киевской митрополии. Естественно, такие заявления противоречат официальной позиции РПЦ, озвученной протоиереем Всеволодом Чаплиным.
Но я не об этом.
02. Размышляя о том, как лучше рассказать о Киево-Печерской Лавре своим читателям, я вспомнил свои личные ощущения от увиденного и решил в этот раз не вдаваться в исторические подробности, хотя, конечно, история государства российского буквально вершилась на этих самых холмах. Сегодня пост не столько повествования, сколько вопросов, на которые я для себя не могу найти убедительных ответов.

03. Слушая экскурсовода, буквально от самой кассы и ворот Троицкой надвратной церкви, меня перманентно терзал вопрос: почему основатели Печерской обители Иларион, Антоний и Феодосий стремились уйти от мирской жизни и затвориться в сырых подземельях, а те, кто почитает подвиги их во имя Божье, предпочитает столь помпезную и вычурную роскошь?

04. Когда и почему иконы и свечи в келье затворника для молитвы стало недостаточно? Когда для обращения к Богу стал нужен золочёный иконостас и роскошное паникадило, которому позавидуют и в бальных залах Лувра?

05. Вики сообщает, что «В первые века христианства преграды между храмом (наосом) и алтарем могло не быть. Например, никак не разделены кубикулы в римских катакомбах, где в II—IV вв. собирались на литургию христиане. Первые сообщения об отделении алтаря перегородкой или завесой сохранились от IV века.» Позже появились алтарные перегородки, а потом век от века они стали расти в высоту. Первый известный четырёхярусный иконостас был создан только в начале XV века. А в пышную позолоченную раму с красочными вкраплениями икон, господствующую в интерьере храма, иконостас превратился только во второй половине-конце XVII века.

06. А золотые купола? К чему этот китч? Чем хуже изящная резная деревянная церковь на Русском Севере или строгие формы каменных армянских храмов?

07. Вспоминается Высоцкий:
В синем небе, колокольнями проколотом, —
Медный колокол, медный колокол —
То ль возрадовался, то ли осерчал…
Купола в России кроют чистым золотом —
Чтобы чаще Господь замечал.

08. Да, сейчас (я очень надеюсь на это) для золочения в большинстве случаев используется не настоящее золото, а нитрид титана, но ведь раньше на Руси использовался крайне вредный для здоровья метод огневого золочения (т.н. жжённое злато). Это прокаливание растворённого в ртути высокопробного золота (амальгамы) до полного испарения ртути. Так при золочении куполов Исаакиевского собора в Санкт-Пепербурге было израсходовано около 100 кг золота и умерло порядка 60 мастеров-золотильщиков. А зачем, спрашивается?

09. Вполне допускаю стратегический и оборонный смысл высоченных колоколен, но ведь покрыто снова золотом, которое естественным образом, видимое издалека, наоборот, провоцирует врагов на разорительные набеги?

10. Лавра за свою почти тысячелетнюю историю подвергалась набегам и разграблению бесчисленное множество раз. В том числе и турками (в 1151 году). А вот их потомки ходят здесь в составе экскурссионной группы и по восточному цокают языками, поражённые такой роскошью.

11. Впрочем, я немного отвлёкся. Высота лаврской колокольни 96,52 м.
Для сравнения, высота ХСС в Москве 103 метра.

12. Собор Успения Пресвятой Богородицы (в обиходе «Великая церковь») — главный соборный храм Киево-Печерской лавры. Заложен был в 1073 году по инициативе Феодосия Печерского и построен за три года на деньги князя Святослава Ярославовича. Страшно представить какими физическими усилиями простого рабочего люда.

13. Собор неоднократно разграблялся, разорялся, горел, взрывался и заново отстраивался. На чьи именно деньги в википедии уже не написано. А ещё в сети есть рисунки предполагаемого первоначального облика храма и ничего общего с современной «золоченой шкатулкой» он не имеет. А вам красиво?

14. Во время Великой Отечественной войны осенью 1941 года собор был разрушен взрывом. Согласно материалам Нюрнбергского процесса взрыв совершили немецкие войска под руководством рейхскомиссара Эриха Коха, предварительно вывезя всё имеющее ценность в Германию. В настоящее время туристов заверяют, что храм взорвали проникшие в оккупированный город советские партизаны. Правдоподобность этой версии в значительной степени страдает от того факта, что взрыв собора был зафиксирован немцами на киноплёнку и попал в официальную кинохронику (пруфы ищите на вики). А на фото кусок стены прежнего храма. Странным образом беседка, укрывающая его от непогоды, не золотого, а черного цвета. Сильно выпадает из общей гаммы, как считаете?

15. После взрыва храм был оставлен в руинах как свидетельство преступлений нацистов. Только 9 декабря 1995 года Президентом Украины Кучмой издан Указ о восстановлении Успенского собора. Храм был воссоздан в большой спешке, практически за два года, без серьёзной научной подготовки, с использованием современных материалов. Перед строителями стояла задача успеть к 950-летию лавры. Реставраторы посчитали необходимым оставить фрагмент исторической кладки. Это вон тот кусочек, что по центру, а почему не оштукатурили гораздо большую площадь гадать не берусь.

16. На официальном сайте лавры сообщается, что при восстановлении Успенского собора на позолоту рипид, крестов и куполов было израсходовано 8,514 кг сусального золота. Про то, сколько на территории верхней и нижней Лавры установлено торговых палаток не сообщается.

17. В Киево-Печерской Лавре есть своя фото и видеостудия, типография, звукозаписывающая студия, гостиницы «средней комфортности», платное кафе и бесплатная трапезные, а так же небольшой автопарк. Впрочем, за машинами с государственными номерами АА…..АА можно разглядеть Крестовоздвиженский храм, вход в Ближние пещеры, часовню и еще несколько золотых куполов.

18. Как большой любитель и, некотором роде, знаток Донских пещер, многие из которых были выкопаны непосредственно после посещения Киево-Печерской Лавры, я не мог не посмотреть этот источник вдохновения донских пещерокопателей. К сожалению, получить благословение на фотосъёмку не удалось, поэтому осмотр ограничился 5 минутами и двумя кадрами «от пуза». На фото ниже рака с мощами Ильи Муромца.

19. А это пещерная церковь св.Варлаама Печерского. Редкая секунда, когда внутри никого нет. Кстати, на сайте Лавры есть виртуальный тур. Уверяю вас, смотря его, вы увидите не в пример больше, чем в жизни, когда на вас сзади поддавливает следующий турист, а маршрут проложен так, что совсем скоро людским потоком вас вынесет снова на улицу.

20. В общем, из похода к пещерам мне более всего понравился путь к ним. Удивительное сочетание дорожных покрытий разных эпох, не так ли? А в Дальние пещеры я даже не пошёл. Зато детально осмотрел другие, менее известные, киевские пещерные монастыри (ссылки внизу поста).

21. Еще запомнились вот эти котята на крыше одного из лаврских строений. Какой-то меткий паломник запулил им наверх какой-то не то беляш, не то пирожок, и котята пытаются к нему подобраться, рискуя свалиться вниз.

22. Походил немного и по музейным экспозициям. Где-то скучно, где-то круто. Как и в любом музее. Но везде традиционно преобладает золото.

23. Золото, золото, золото…
Ну, и ящики для подаяний, конечно.

PS Даный пост не в коем случае не призван задеть чувства верующих. Ни украинских, ни русских. Золотые купола были, есть и будут как в России, так и на Украине. Так же как и святые отцы на дорогих машинах и с загородными резиденциями, так же как и нищие на паперти, так же как никому не нужные детские дома и интернаты… И так же как всегда кто-то мне скажет: «зачем ищешь плохое, ищи хорошее, не завидуй, это дары Господу нашему». А я, как всегда отвечу: «я пытаюсь, правда, но получается плохо».
PPS Одним из источников вдохновения для написания этого поста послужила дочитанная аккурат сегодня книга Эриха Мария Ремарк «Черный обелиск». Кто не читал, очень рекомендую. Особенно споры главного героя о жизни земной и вечной с пастором Бодендиком.
PPPS
Душу, сбитую утратами да тратами,
Душу, стёртую перекатами,
Если до крови лоскут истончал,
Залатаю золотыми я заплатами,
Чтобы чаще Господь замечал.
(Высоцкий В.С.)

В Киеве:

Копипастерам напоминаю, что при перепечатке фотографий и текста активная ссылка на источник обязательна. Без noindex и nofollow.
Бумажные и электронные СМИ должны предварительно связаться со мной.

Киево-Печерская Лавра: поход к старцам в пещеры (фото)

В пещерах Киево-Печерской Лавры я бывал давно, еще в советское время – в далеком 1981 году. Тогда мной и группой моих однокурсников двигало простое любопытство. И вот, через 31 год мне вновь повезло посетить эти места. В этот раз мы ехали в Киев целенаправленно – совершить паломничество в Лавру и помолиться у мощей старцев в Ближних и Дальних пещерах.

Вот и Киев – впереди станция метро «Бориспольская».

Самый доступный способ попасть в Лавру — это доехать на метро до станции «Арсенальная», а там пройти вверх по левой стороне улицы чуть более 1 км. Приближение к святым вратам Троицкой надвратной церкви будет заметно по увеличению количества просящих милостыню нищих и увечных, которые на дальних подступах к Лавре тихо, жалобно и стыдливо просят денежку на лечение, а у самого входа уже нагло и бесцеремонно хватают за рукав и требуют помощи в любой валюте.

Вход на территорию заповедника Киево-Печерской Лавры стоит 50 грн, разрешение на любительскую фото и видеосъемку – 100-150 грн., услуги экскурсовода – 500 грн. Бесплатно пройти в Лавру можно только в часы Богослужений и по великим церковным праздникам.

Пройдя немного дальше, вдоль крепостной стены заповедника, мы оказались у входа на территорию Ближних и Дальних пещер.

Вход сюда бесплатный, а въезд только автомобилям из резиденции Митрополита Киевского и всея Руси, администрации Духовной академии и семинарии, паломнического отдела и по специальным пропускам.

Дорога к пещерам выложена брусчаткой

и идет под уклон

вдоль многочисленных церковных лавок справа,

где продаются разнообразные сувениры с церковной символикой и церковная атрибутика

и крепостной стены слева.

Впереди купола церкви Рождества пресвятой Богородицы у Дальних пещер

Уклон становится все круче и для паломников сделаны удобные и нескользкие тротуары с поручнями

Крестовоздвиженская церковь, в ней находится вход в Ближние пещеры.

Во дворе церкви всегда много паломников.

Большое пасхальное яйцо привлекает внимание детей

и практически всех паломников.

Это яркое сооружение сделано из множества других крашанок – так в Украине называют пасхальные яйца.

Женщинам запрещается входить в пещеры в брюках и с непокрытой головой. Юбку можно взять напрокат под залог в 50 грн. в самой церкви, а платок купить в любой церковной лавке за 20-80 грн.

Перед входом в пещеру все зажигают свечи, которые можно купить у входа или в лавке за 1-10 грн.

В выходные дни здесь очень многолюдно и выстраивается очередь, как в мавзолей на Красной площади в Москве. Смотрители, из числа монахов, регулируют это движение, поторапливая паломников негромкими возгласами: «не останавливайтесь», «проходите», «долго не стойте», «не разговаривайте» — ну, почти как в мавзолее у Ленина.

В пещерах хранятся мощи старцев Киево-Печерской Лавры в гробах, некоторые гробы открыты, и через прозрачную крышку можно увидеть руку и облачение давно умершего старца. Из специальной таблички на стене можно узнать, чьи это мощи и в своей молитве просить старца об исцелении или обращаться к нему с другими просьбами. В Ближних пещерах сберегаются и мощи знаменитого русского богатыря Ильи Муромца, который завершил свой земной путь монахом Киево-Печерской Лавры.

Вход в Дальние пещеры.

Церковь Рождества пресвятой Богородицы.

Вид на Трапезную церковь от Дальних пещер.

Галерея от Ближних к Дальним пещерам.

Пешеходные дорожки в церковном парке выложены камнем.

Церковь «Живописный источник»,

здесь любят фотографироваться новобрачные.

Паломники:

Вторые ворота к пещерам.

Кривое зеркало.

Дорога на выход.

За один день осмотреть досконально все достопримечательности Лавры просто невозможно, для этого надо минимум два дня.

Оригинал записи на LiveInternet.ru

Аренда микроавтобуса в Киеве. Самые чистые микроавтобусы на свадьбу, экскурсию или деловую встречу в Киеве в компании AutoComfort http://autocomfort.ua/rent-minibus

Leave a Comment