Кикины палаты история

Кикины палаты. Первая Кунсткамера

Музей Петра Великого «Кунсткамера» известен во всем мире. Его первым зданием были «Кикины палаты» — дворец одного из приближенных Петра. Александр Кикин был казнен по подозрению за участие в заговоре царевича Алексея против Петра.
Петр под влиянием европейской моды натащил в «Кунсткамеру» всякой жути, был даже подписан указ «О принесении родившихся уродов». Также царь увлекся сбором древностей, всего что «зело старо и необыкновенно».

Здание Кикиных палат сильно пострадало после войны, было отреставрировано. Сейчас здесь детская музыкальная школа.
Горожане боялись «Кунсткамеры», говорили, что призрак казненного Кикина бродит там по ночам, а жуткие экспонаты оживают.
Дабы заинтересовать суеверную публику «придумано было, чтобы каждый получал при смотрении Кунсткамеры свой интерес: кто туда заходил, того угощали либо чашкой кофе, либо рюмкой водки или венгерского вина. А на закуску давали цукерброд».


Первоначальный вид «Кикиных палат», постепенно здание увеличили во всей красе барокко.
Служащие новомодного музея продолжали жаловаться на привидение. По ночам слышались шаги владельца дворца, гасли свечи и плавился воск. На стене появлялась кровавая надпись «Государь Алексей I». Если кто-то из живых видел призрак, это означало его скорую смерть.
Также в этом здании был городской театр Натальи Алексеевны — сестры Петра, и театр тоже пользовался «бесовской» славой.


Александр Кикин, став одним из приближенных Петра, не был доволен своим положением, желал большего. По легенде, Кикин пытался совершить покушение на царя, но пистолет трижды дал осечку. Перепуганный заговорщик сам во всем сознался Петру и был помилован.
Эту историю описывает писатель Даниил Гранин:
«Денщики неотлучно дежурили при царе, обычно ждали, когда он заснет, и ложились спать в соседней комнате. К очередному дежурству своему Кикин приготовил пистолет, зарядил его, дождался, чтобы Петр заснул, и, направив пистолет в голову царя, спустил курок. Осечка. Повторяет снова. Опять осечка. Озлясь, он сменил кремень, попробовал курок, убедился, что все исправно, перезарядил пистолет. Опять осечка. Рассказчики расходятся в подробностях. Одни утверждают, что попыток было две, другие — три.
Неудача поразила Кикина. Столько случайностей быть не могло. Это не осечки — это запрет, божественное вмешательство. Может, сам Всевышний защитил его и сейчас покарает Кикина. В ужасе он разбудил Петра, упал на колени и признался во всем. Показал пистолет, совершенно исправный. Теперь он, Кикин, считает себя “недостойным тяготить землю”.
Подумав, Петр сказал, что раскаянье Кикина еще более подтверждает божье покровительство.
Верил ли он сам в свою чудесную звезду, внушал ли окружающим, трудно сказать. Кикина в тот раз он простил».

Кикин был в дружбе с царевичем Алексеем — сыном Петра, который не принимал политических идей отца. По одной версии Кикин уговорил Алексея бежать в Европу ради безопасности, без претензий на трон. По другой — царевич должен был заручиться поддержкой союзников, чтобы свергнуть отца-тирана и получить корону. Разумеется, Петр заподозрил неладное в отъезде сына и приказал своим агентам вернуть его назад в Россию. Под страхом пыток Алексей все рассказал отцу, выдав своих сообщников.

Петр допрашивает сына Алексея.

Разгневанный Петр приказал арестовать вероломного Кикина и пытать, пока тот не сознается. По записям современников, Кикин объяснил свой заговор «Я побег царевичу делал и место сыскал в такую меру — когда бы царевич был на царстве, чтоб был ко мне милостив». Потом Кикин отрекался от своих слов, но это не спасло ему жизнь. Накануне Кикин был обвинен еще и в казнокрадстве, что не способствовало благосклонности государя.
Петр приказал колесовать предателя, так казнили в Европе государственных преступников. Казнь продолжалась целый день. Осужденному поочередно ломали кости.
Говорили, что Петр спросил заговорщика:
«Александр, ты человек умный. Как же дерзнул на такое дело?»
«Ум любит простор; а от тебя ему тесно» — ответил Кикин.

Колесование в 18 веке

Дворец былого царского сподвижника стал музеем.
“Если кто найдет в земле или на воде какие старые вещи, а именно: каменья необыкновенные, кости человеческие или скотские, рыбьи или птичьи, не такие, как у нас ныне есть… да зело велики или малы перед обыкновенными, также старые надписи на каменьях, железе или меди…” — издал Петр указ.
За мертвого «человеческого» урода можно было получить 10 рублей, за «скотского и звериного» — 5 рублей, за «птичьего» — 3 рубля. Живого уродца можно было продать за 100 рублей. Утаивание таких «диковин» каралось штрафом в десятикратном размере от их стоимости. Доносчик получал вознаграждение.


Потом на берегу Невы царь увидел сосну, ветка которой вросла в ствол в форме кольца. «Вот так дерево-монстр!» — воскликнул Петр и велел построить на этом месте новое здание Кунсткамеры, но это уже другая история.
Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках
И еще — Мои мистико-приключенческие детективы

Кикины палаты

В конце Шпалерной улицы в Петрограде есть так называемы «Круглый дом» Офицерской кавалерийской школы. Современные обитатели этого дома недоумевают: почему этот дом зовется «круглым», когда в нем нет ничего круглого. Это название свидетельствует о древности дома: более поздние перестройки уничтожили когда-то возвышавшуюся над ним башню с круглым куполом. Еще более раннее название этого дома совершенно изгладилось из памяти. А было время, когда это здание звалось «Кикинскими» палатами и, по всей вероятности, фундамент под этим зданием и до сих пор «Кикинский».

В 1717 г. цесаревич Алексей Петрович… мог убедиться, что указ Петра I, повелевавший царедворцам жить и строить дома в Петербурге, относится и к нему… Исполняя приказание отца цесаревич избрал себе место на нынешней Шпалерной улице. Вслед за цесаревичем стали просить и получали участки по той же Шпалерной улице и вблизи нее и приближенные цесаревича. Между Захарьевской и Сергиевской на берегу протока был дом обер-гофмаршала двора цесаревича Левенвольда, за Воскресенским проспектом по Захарьевской и Сергиевской улицам были нарезаны мелкие участки низшим дворцовым служителям, дальше шли конюшни цесаревича и, наконец, на самом выходе в поле высились (там, где теперь описыаемый «круглый» дом) каменные палаты главного приверженца цесаревича — боярина Кикина. Образовалась так называемая .

Но прошел грозный кровавый 1718 г. … В конфискованных палатах Кикина по повелению Петра Великого была устроена кунсткамера. «Здесь набрано множество предметов по части естественной истории и самых разнообразных уродов, свинья с человеческим лицом (обросшим, впрочем, щетиною), которую только недавно — писал в 1721 г. Берхгольц — привезли из Москвы. При кунсткамере находится прекрасный мюнц-кабинет и довольно большая библиотека. Русский человек чурался этого учреждения, и одно время существовало распоряжение: делать угощение тем, кто все-таки решился зайти посмотреть на эти диковины. Кунсткамера и библиотека существовали в доме Кикина до 1726 г. Затем, некоторое время в доме Кикина, получившем название дома Миниха, стоял Кирасиров Минихов полк.

В 1730 г. Императрица Анна Иоановна издала указ: «Бывший лейб-регимент назвать Конная Гвардия, а в роте быть против гвардии, а быть в полку унтер-офицеров и рядовых 1000 человек. Анна». 25 августа 1733 г. весь Конный полк перешел в Санкт-Петербург, где и занял бывший дом Кикина, который был до известной степени ремонтирован.

В последние годы своего царствования анна Иоановна была озабочена устройством слободок для полков лейб-гвардии. Окончательное устройство этих слободок произошло уже в царствование Елизаветы Петровны, и в течение 1741-1757 гг. образовалась, под руководством архитектора Боенваля, и слободка Конного полка. Вот как ее описывает первый историк л.-гв. Конного полка: «Слобода Конной Гвардии образовала четырехугольник, прорезываемый по прямому направлению от Литейного двора (который помещался на берегу Невы, где теперь въезд на Литейный мост) до Смольного монастыря одной улицей Большою (ныне Шпалерная). Как эта улица так и 11 переулков. К ней примыкавших, застроены были 107 рейторскими избами и светлицами в довольно значительном расстоянии друг от друга, для «пожарного страха». Каменный дом Миниха стоял как бы в центре слободы. 12 декабря 1743 г. в верхнем этаже этого дома была освящена церковь во имя Благовещенья Божией Матери, в присутствии Государыни. Которая пожертвовала 500 руб. на украшение церкви. В 1744 г. над церковью был устроен купол по рисунку знаменитого графа Растрелли. Через год пушечный мастер Копьев отлил для церкви Конного полка шесть медных небольших колоколов. Устройство купола и дало дому новое название «круглый», сохранившееся до наших дней. В 1754 г. часть земли Конного полка отошла под устраиваемый Елизаветой Петровной , превратившийся в царствование Екатерины II в Воспитательное Общество Благородных Девиц — теперь , затем в середине 80-х гг. XVIII столетия от Конногвардейской слободы отрезали участок для дворца князя Потемкина (). Шла перестройка и всей конногвардейской слободки, исчезали деревянные избы, вместо них строились каменные связи для нижних чинов и отдельные домики для офицеров. Время пощадило один из таких домиков на Кавалергардской улице.

«Таврический дворец Всемилостивейше повелеваем был издан Павлом I Апреля 12 1799 г. указ – отдать лейб-гвардейскому полку под казармы, которой и принять оного полку командиру генерал-лейтенанту Голицыну. «Штучные печи», «драгоценные паркеты» Таврического дворца ломались, вывозились, спешно устраивалось помещение для пяти эскадронов, и в декабре 1799 г. было уже размещено 532 человека.

11 июня 1800 г. вышло распоряжение Павла I о распродаже в частные руки всей слободы Конного полка. Значительная часть ее была приобретена артиллерийским ведомством, появились знаменитые Аракчеевские казармы, существующие и до ныне, а в «круглом» доме в 30- 40-х гг. XIX в. обосновалась канцелярия гарнизонного батальона; затем дом перешел к настоящему владельцу — Офицерской кавалерийской школе.

Во время распродажи своей слободки Конный полк был выведен в Царское Село, вернувшись откуда он занял 15 ноября 1800 г. тоже известный исторический около Измайловского моста, ныне казармы л.-гв. Измайловского полка. Гарновский. Поверенный и приближенный князя Потемкина при Павле I был посажен в крепость по подозрению в воровстве казенных денег, дом его взят в казну.

С похода 1807 г. Конногвардейский полк возвратился еще на новое — на этот раз последнее — помещение, а именно в , где он квартирует и по сейчас.

(П. Столпянский «К истории л.-гв. Конного полка» Журнал «Столица и усадьба» № 19-20 10 октября 1914 г. С. 10-11; добавил: )

Когда мы с вами попадаем в новый для нас город, то, прогуливаясь по его проспектам-улицам-переулочкам, обычно с интересом рассматриваем окружающие нас здания. Мне думается, что подобным образом нам интуитивно хочется проникнуться атмосферой жизни той местности, в которой проходит наше путешествие.

В Санкт-Петербурге встреча со многими особенно старинными домами, на мой взгляд, подобна соприкосновению с судьбой неизвестного дотоле нам человека, с историей событий его уникальной жизни.

Здания, особняки, дворцы, расположенные на берегах Невы, заботливо хранят для нас с вами повести дней минувших. Раскроем страницы одной из них, рассказывающей нам о здании с необычным для слуха названием «Кикины палаты».

Находится оно в конце Шпалерной улицы и значительно выделяется своим фасадом на фоне других строений. Уверена, вы его уж точно ни с чем не перепутаете.

Вначале, как и подобает любому повествованию, предлагаю вашему внимаю небольшой экскурс в историю.

Почему палаты «Кикины»

Александр Васильевич Кикин — фигура непростая, противоречивая. Выходит на арену истории он в качестве ближайшего соратника Петра Великого в конце XVII века.

Этот сын придворного конюха был близок Государю ещё с юношества, когда служил бомбардиром его потешного полка, да и в денщиках у Петра Кикин успел походить во времена Азовского похода против Османской империи.

Вместе с государем Александр Васильевич в 1697 году отбыл в Голландию для изучения «дела корабельного». Карьера его, как сказали бы сегодня, успешно задалась. Ведь после заморских странствий он становится одним из руководителей в деле строительства кораблей вначале в Воронеже, далее на Олонецкой верфи, а с 1707 года получает звание адмиралтейца. Оно была дано Кикину в силу того, что в его ведомстве оказалась постройка Адмиралтейства и выполнение прочих важных поручений Петра.

Таким образом, Александр Васильевич становится персоной весьма к царю приближенной и им жалуемой. Расскажу, что от того же петровского фаворита Меншикова Кикин отличался большей образованностью и культурой. Понятно, что он позволял себе и соответствующий уровень жизни. Ему принадлежал дворец на Адмиралтейском острове, дома и усадьбы, имение в Первопрестольной. Но более всего любимо деятелем было владение, о котором пойдет мой рассказ.

Будучи на вершине успеха, А. В. Кикин не смог пройти испытание «медными трубами», и в 1714 году он теряет расположение государя из-за раскрывшихся финансовых махинаций, в которых принимал участие. Хотя даже после этого он всё же был оставлен в должности советника Адмиралтейства. Вместо благодарности за царское милосердие Кикин затаил обиду и примкнул к лагерю оппозиционеров Петра, которым не нравились грандиозные царские реформы.

Вскоре Кикин возымел удивительное влияние на царевича Алексея, видимо узрев в нём возможность своего нового восхождения на олимп политического могущества.

Он устраивает побег петровскому сыну за границу. Но после того, как царевича выманили обратно в Россию, и тот отрекся от права на царствование, выяснилось, что одним из главных зачинщиков готовящегося столкновения отца и сына был Кикин.

На сей раз государь не вытерпел измены и приказал казнить предателя, что и произошло в марте 1718 года в Москве. Отмечу, что плетение антипетровских интриг как раз и происходило в здании, с которым я вас знакомлю. Ведь именно неподалёку от него в Литейной части Петербурга располагался также дворец опального царевича Алексея.

Итак, мы выяснили происхождение наименования этого интересного здания. Теперь расскажу о его дальнейшем использовании в Санкт-Петербурге.

Судьба Кикиных палат

Построены палаты были в 1714 году неизвестным зодчим.

Первоначально они представляли собой одноэтажный дом на подвалах с двухэтажной частью посередине. Именно здесь было размещено коллекционное собрание петровской Кунсткамеры и личной библиотеки Петра I с 1719 по 1727 годы.

Таким образом, Кикины палаты мы с вами можем считать пионером среди российских общественных музеев, пропагандировавших научный подход и систематизацию знаний об окружающем мире. Выставочные экспозиции требовали преобразований здания, поэтому вскоре оно становится двухэтажным по бокам и трёхэтажным по центру.

После перевода Кунсткамеры и Библиотеки в специально построенное для них здание на Стрелке Васильевского острова в 30-ых годах XIX века Кикины палаты были отведены для нужд конногвардейского полка.

В здании разместились штаб, лазарет, канцелярия и полковая церковь. В с вязи с чем над домом по проекту Ф. Б. Растрелли в центре была сооружена колокольня с куполом, увенчанным крестом.

Мне было интересно узнать, что с того времени из-за архитектурных новшеств к Кикиным палатам пристало ещё одно название «Круглый дом». Но вот даже его гравюрных изображений я, к сожалению, не нашла, так что о происхождении подобного названия сказать ничего не могу.

Впоследствии, когда Конногвардейцы переместились в другое место, Кикины палаты ещё несколько раз подвергались перестройкам и достройкам. Одним из архитекторов, приложившим к этому руку был Александр Штауберт. От былого барочного очарования в итоге почти ничего и не осталось. В конце XIX века здание, используемое для нужд военного ведомства, обрело весьма скучный казарменный вид.

Кикины палаты в советское время

Надо отметить, что в революционные события 1917 года герой моего повествования находился прямо-таки в эпицентре происходящего.

Рядом размещался 19-ый полк кавалерии, примкнувший к революции, в соседнем доме расположилась большевистская типография газеты «Труд», а в двух шагах красовался штаб революции — Смольный.

Во время Великой Отечественной войны старейший дом петровской эпохи — Кикины палаты — сильно пострадал. Но ленинградцы не допустили исчезновения данного памятника архитектуры. Исполком городского совета в 1952 году принимает решении о его непременном восстановлении «в историческом облике». С работой справилась Ирина Николаевна Бенуа — талантливый советский архитектор. (Кстати, она также является представителем известной династии художников и искусствоведов нашей страны).

Работа была очень скрупулезной и ответственной. Ведь хотелось передать именно красоту архитектуры тех далеких времен, когда наш замечательный город только-только зарождался на берегах Невы. Потому и третий этаж решено было выполнить в стиле барокко. Я могу сказать, что здание, которое мы с вами видим сегодня, в те советские годы буквально получило второе рождение, благодаря нашим отечественным специалистам.

Кикины палаты сегодня

Теперь, зная историю здания и судьбу его сгинувшего в сети собственных интриг хозяина, согласитесь со мной, что дома порой действительно напоминают нас, людей. У каждого свои скелеты в шкафу, свои взлёты и падения. Сегодня Кикины палаты «поживают» довольно благополучно.

Вы можете увидеть этот красивый дом, завершающийся интересным фронтоном с арочными окнами, который являет нам стиль барочной архитектуры и напоминает о традициях Петровской эпохи. И вновь интересный виток истории. Видно уж на роду Кикиным палатам было написано, замаливая грехи первого хозяина, впредь служить высокому и прекрасному. То в XIX веке они явили публике уникальную коллекцию Кунсткамеры, то с 1979 года служили помещением для Детской музыкальной школы. Наверное, эти старые стены с большим удовольствием слушали игру юных талантов, нежели сплетни жадных до власти вельмож.

С 1995 года и по сегодняшний день под сводами старинного дома распологается Санкт-Петербургский музыкальный лицей. Творческие коллективы этого учебного заведения (камерный струнный оркестр «Прима», концертный хор, оркестр русских народных инструментов «Балалайка» и др.) постоянно с успехом выступают в России и за рубежом.

При желании о лицее можно почитать .

Как добраться

Располагается этот чудный особняк на улице Ставропольской, 9.

Если у вас возникнет желание взглянуть на него вживую, то я советую совместить это со встречей с другими интересными местами, расположенными поблизости. Сама бы я специально лишь для того, чтобы взглянуть на данный дом, сюда не поехала. Другой разговор, если это станет приятным дополнением к вашей комплексной экскурсии.

Попробую предложить вам интересный маршрут, где рядом сконцентрировано много «уникальностей» и «удивительностей».

Для начала вам надо доехать до станции метро «Чернышевская» (1), в затем направиться пешком, как показано мною на карте.

По дороге вы встретите Таврический сад (2) и Таврический дворец (3).

Напротив (очень-очень советую!) есть уникальный музейный комплекс «Вселенная воды» (4).

Также на территории ГУП «Водоканала Спб» есть экспозиция в водонапорной башне (30 м от музея воды), далее вы как раз и пройдёте мимо Кикиных палат (5) и сможете полюбоваться Воскресенским Смольным собором (6).

На мой взгляд, это отличный, насыщенный маршрут. Только о билетах в водные музеи позаботьтесь заранее!

А вот вход в Смольный собор бесплатный, т. к. это действующий православный храм. От собора обратно к метро можете также пройти пешком (но это долго). Я посоветую такой выход:

  • до станции метро «Чернышевская» можно доехать на автобусах №№ 22, 46 и троллейбусе № 15;
  • до станции метро «Площадь Восстания» вас доставят автобус № 22 и троллейбусы №№ 5, 7.

Понятно, что на данных видах транспорта от тех же станций метро вы можете точно также добраться и до Смольного собора, рядом с которым находятся Кикины палаты.

Напоследок

Итак, мы с вами познакомились с судьбой ещё одного старинного дома в Петербурге.

Мне кажется, что порой весьма полезно совершать подобный исторический экскурс с целью ближе прикоснуться к прошлому того места, в котором проходит ваш отпуск.

Ведь порой из этой информации мы даже для себя самих можем извлечь массу полезных уроков. Ибо не замарайся-ка ты, Александр Кикин, в предательском сговоре, и судьба вновь бы непременно тебе улыбнулась. Да и жил этот исторический герой, в принципе, в достатке и довольстве даже после разоблачения его махинаций. Есть что намотать на ус…

Почти каждый старый дом для меня подобен уникальной книге, выпущенной когда-то в единственном экземпляре. Надо только захотеть её прочитать.

Кикины палаты – здание в стиле петровского барокко, построенное по проекту знаменитого немецкого архитектора Андреаса Шлютера, объект историко-культурного наследия нашей страны.

Возведение Кикиных палат проводилось в период 1714-1720 гг. Это – один из самых старых домов Санкт-Петербурга. Название особняка связано с именем его первого владельца – А. В. Кикина, сподвижника и друга Петра I.

Придворную карьеру Кикин начал в качестве государева денщика. Сопровождая царя в военном походе к турецкой крепости «Азов», денщик хорошо зарекомендовал себя и был отправлен на учебу в Нидерланды. В 1708-ом году Кикин был назначен главой столичного Адмиралтейства. Через 4 года ему был присвоен чин советника Петра по адмиралтейской части.

Казалось, судьба благоволит Кикину, и его счастливая звезда никогда не погаснет. Он стал одним из богатейших людей страны, начал строить себе особняк, больше напоминающий дворец. Но вот отношения с фаворитом Петра I Александром Меньшиковым у Кикина не сложились. Со временем между двумя соратниками императора возникла настоящая вражда.

Когда вспыхнул знаменитый конфликт между Петром I и царевичем Алексеем Петровичем, Кикин поддержал последнего. Именно бывший денщик императора помог Алексею скрыться за границей. В 1718 году Кикин был взят под стражу и спустя некоторое время казнен одним из самых страшных способов – колесованием.

Строительство Кикиных палат к тому времени еще не было завершено. Недостроенное здание вместе со всем прочим имуществом казненного было переведено в собственность государства.

После завершения строительства палат в них была размещена знаменитая Кунсткамера, а также библиотека Петра I. Кунсткамера располагалась в Кикиных палатах вплоть до 1727 года. Когда здание перестало вмещать все экспонаты и коллекции редкостей, они были отправлены на Васильевский остров, в специально построенный дом.

В 1733 году в Кикиных палатах были открыты больница, канцелярия и штаб конной гвардии. В 19-ом веке здание было сильно перестроено. Пилястры (лже-колонны) были удалены, снесена надстройка-колокольня работы Растрелли. Стены покрыли штукатуркой, а с невской стороны к особняку сделали пристройку.

В годы ВОВ Кикины палаты были сильно повреждены бомбами и снарядами, неоднократно в здании происходил пожар. Однако, именно в это время штукатурка, нанесенная при последней реставрации, отпала, обнажив оригинальный фасад начала 18-го века.

Сразу после войны началась реализация амбициозного проекта архитектора И. Бенуа по возвращению Кикиным палатам исторического облика. Были возвращены на свои места пилястры, более поздние надстройки к зданию снесли, а с двух боков к палатам пристроили фронтоны.

В 1979 году власти Петербурга передали Кикины палаты Детской музыкальной школе №12. С 1995 года школа была преобразована в Санкт-Петербургский музыкальный лицей, который находится в этом здании до сегодняшнего дня.

Как добраться:

Leave a Comment