Китай монахи шаолинь

История Шаолинь

История насчитывает много веков. За это время Шаолиньский храм окутывали бесконечные легенды, мифы. Основан храм монахом из Индии Бхадра еще в 495 году. Основатель решил расположить его на горе Суньшань. Это место было выбрано неслучайно, так как считалось святым. Здесь поселялись святые даосы, которые считались бессмертными, а также отшельники. На момент зарождения выглядел монастырь достаточно скромно. Это было всего несколько деревянных домиков. Но основатель, который позже стал первым настоятелем, хотел видеть Шаолинь чем-то особенным, исключительным. Он решил создать своеобразную буддийскую жемчужину в Китае.


Для реализации задуманного, основатель тщательно подходил не только к выбору места и строению зданий. Не менее важно было найти и обучить первых монахов. Шаолиньский монастырь быстро развивался. В первые годы он насчитывал несколько десятков послушников, количество которых постоянно увеличивалось. Это были люди из числа отшельников и спустя несколько лет Шаолинь насчитывал уже несколько сотен человек. Основной принцип жителей монастыря – прозрение Будды. Это занятия, которые включали в себя различные медитации, регулярные занятия ушу, активные физические упражнения. Жители монастыря должны постоянно заниматься благоустройством территории, его строений.

Отдельное внимание уделялось в монастыре Shaolin техникам ведения цюаньши (кулачный бой), боевому искусству уцзяотоу, которое предусматривает использование холодного оружия. Причем все виды имеющегося на оружия в монастыре были изобретены монахами.

Основатель буддийского храма не всегда находил общий язык среди жителей монастыря. Он решил уединиться в пещеру, где медитировал на протяжении 9 лет, лишая себя сна. Но однажды он не выдержал и заснул. Его гнев на самого себя после пробуждения был жесток. Он вырвал и выкинул свои ресницы. По приданию, теперь на этом месте растет удивительный чай, который они пьют во время своих медитаций.

Монастырь Шаолинь

Активное развитие туризма, большой интерес к буддизму, превратили храм в место туристического паломничества. Каждый монах Шаолиня уникален и вызывает неподдельный интерес. Правительство Китая, оценив такую ситуацию, решило внести немалые средства на развитие Шаолиньского храма. Интерес к боевым искусствам заставил руководство страны выстроить несколько спортивных школ в близком расположении к храму, где современные монахи преподают искусство ведения боя.

Современные шаолиньсы придерживаются определенных принципов в жизни. Нарушать их они не имеют право. Это:

  • ежедневно убирай свое жилище, используя тройной принцип (стены, пол, одежда);
  • постоянно укрепляй тело, дух, выполняя определенные упражнения;
  • совершенствую боевое искусство не ради собственной защиты, а для укрепления здоровья, улучшения циркуляции крови;
  • уважительно относись к наставнику в ежедневных общениях с ним;
  • не пренебрегай общениями с мирянами, будь обходителен с собратьями;
  • никогда не опускайся до выяснения отношений;
  • употребление мяса, вина – тяжелейший грех;
  • мужеложство, женщины ведут к гневу неба, все монахи должны исключать это;
  • не обучай технике ведения боя мирян, не имеющих желания познать это;
  • исключи из своей жизни дух соперничества, соблюдай правила приличия.

Это основные, но далеко не все заповеди, которых в обязательном порядке придерживается каждый китайский монах Шаолиня. Такой образ жизни, ежедневная уборка и занятия благоприятно сказываются на здоровье каждого обитателя монастыря и, наверное, частично объясняет причину их долголетия.

«Давно мечтали с мужем посетить это уникальное место, изучить его изнутри. Поразила невероятная чистота воздуха. Да и в кельях монахов свежо, уютно. Мое представление о жилищах монахов было до сих пор другим. Добрые, радушные хозяева поселили нас в комфортабельной гостинице, угощали вегетарианскими блюдами. Довольно вкусно. Мы узнали, что пищу готовят простые миряне. О боевом мастерстве вообще стоит говорить отдельно. Да и стоит ли говорить, это надо видеть! Хоть один раз, но здесь должен побывать каждый.» Анна. Екатеринбург.

Основатель Шаолинь Бодхидхарма (Дамо)

Основатель буддизма в храме Шаолинь Дамо или Бодхидхарма был легендарным человеком. Мудрый, прозорливый, живший по учениям Махаяны (школа колесницы). Он постоянно совершенствовался, отвергнув все мирские блага. Родился в Индии, но вся его взрослая жизнь была связана с Китаем. По рекомендации своего учителя, он отправился в Поднебесную для исповедования истины. Так он стал первым настоятелем храма.


Его учения, рекомендации окутаны легендой. Их по сегодняшний день использует каждый монах Шаолиня. Этот легендарный человек отличался исключительными способностями. Когда на его пути встала преграда в виде реки Янцзы, он благополучно преодолел ее, держась за тонкую ветку бамбука. Среди китайцев до сих пор популярно выражение «преодолеть бурную реку на соломинке».

Именно Дамо ввел в комплекс обязательные упражнения в Шаолине, которые выполняются сегодня и именуются как «8 отрезов парчи». Изображения этих упражнений имеются на потолке монастыря.

Еще одна уникальная способность – это умение видеть внутренние заболевания, даже у случайных прохожих. Определив заболевание, он часто безвозмездно предлагал людям свою помощь и благополучно исцелял их. Однажды мимо него проходил военный и монах увидел серьезные проблемы. Он сказал, что если военный откажется от помощи, то не проживет и девяти дней. Человек в военной форме не отнесся к его словам серьезно, просто проигнорировал предложение и скончался в тоже день.

Удивительным даром обладал монах не только при жизни. После смерти его похоронили на горе Медвежье Ухо (Сюнэршань). Это место, где происходят необъяснимые вещи по сегодняшний день. Однажды один государственный служащий встретил Бодхидхарма, который поднимался в гору. Он поприветствовал монаха, на что тот ответил, мол направляется в рай. Прибыв в город, чиновник рассказал об увиденном императору. Тот разгневался и сказал, что Дамо давно умер. Значит человек либо нагло врет, либо встретил похожего человека. Но тот упорствовал и доказывал, что он видел именно Бодхидхарма.

Император велел посадить чиновника в тюрьму за лжесвидетельства и периодически интересовался, стоит ли он на своем. Удивленный упорством император заставляет вскрыть могилу. Было обнаружено, что тело отсутствует, в гробу находится только сандалия, принадлежавшая Дамо, которая и была доставлена ко двору в качестве яркого свидетельства слов заключенного.

Путь Шаолиня

Посетить это место сегодня может любой желающий. Всего 80 километров отделяют от округа Лоян. Еще несколько лет назад попасть сюда было невозможно, а желающего стать монахом, ждали длительные и довольно суровые испытания, чтобы определить:

  • выносливость;
  • терпение;
  • склад ума;
  • сообразительность;
  • скромность;
  • честность;
  • настойчивость.

Так могло длиться не один день и, если все пройдено, тогда перед будущим монахом открывали первые врата, но это был еще не Шаолинь. Здесь за его терпение ему преподносилась черствая лепешка с горячим супом. Это делалось не просто так. Таким образом проверялась сообразительность. Претендент должен был сообразить, чтобы размягчить лепешку, ею необходимо просто накрыть суп. Те, кто не делал этого, выдворялись. Тупоголовые не могут находиться в стенах монастыря. Поэтому стать монахом было сложно.

Всего необходимо пройти 36 испытаний на сложном пути в стены монастыря. Дальше мужчине предлагалось выбрать дорогу в густом лесу, которая должна вывести его к монастырю. Дорог всего три, но сделать правильный выбор сложно. Одна ведет к пропасти, другая к водопаду, третья к скалам. И как определить новенькому, куда именно необходимо идти. Никто не знал, что правильный путь проходил под водопадом.

Но на правильной тропе испытания не заканчивались. Даже добравшись до стен монастыря, необходимо было преодолеть густые бамбуковые заросли. Листья острые как лезвие, так как их обрезали специальным способом. Замаскированные ямы с острыми кольями на дне. Даже пройдя и это испытание, мучения мужчин не заканчивались. У самого входа их обливали помоями и следили за тем, как сильно будет претендент сердиться. Дал волю негативным эмоциям – отправляйся назад, в монастыре нервным не место. Если все прошло благополучно, происходила беседа с настоятелем и, если он давал добро, мужчину брили, что обозначало его прием в монахи.

36 ступеней Шаолиня

Художественный фильм гонконгского режиссера, посвященный боевым искусствам. Китайский подросток по имени Фан Шиюй обладает уникальными способностями. Ему достаточно легко даются все виды боев. Но дисциплина явно подводит молодого человека. Может быть это происходит из-за того, что управляет школой его родной отец.

Школа не нравится местным чиновникам, и они хотят закрыть ее, а поведения юноши лишь способствует этому. Последней каплей становится драка, которую затеял Шиюй. Отстоять честь своего сына пытается его мать, которая заключает своеобразную сделку с шаолиньским монахом. Теперь ее сын должен обучать боевому искусству монахов из монастыря. Все уроки должны проходить в 36 зале Шаолиня, где обучаются простые люди. Но юноша не успокаивается и продолжает бесчинствовать. Терпению губернатора приходит конец. Не взирая на договоренность с матерью, он приказывает уничтожить всех, кто проходил обучение у Шиюя, и зарывает зал.

Шаолинь как стать монахом

Несмотря на сложный образ жизни монахов, стать одним из них мечтают многие. Одного желания недостаточно. Необходимо иметь большую силу воли и терпение, чтобы доказать монахам, что это исходит от самого сердца. Некоторые монахи рассказывали, что проходили различные испытаний 16-18 месяцев. Многие не выдерживают и уходят, не дожидаясь официального изгнания.


Более того, по законодательству страны, стать монахом может только китаец. Иностранцам позволено проходить обучение боевым искусствам или же просто посещать Шаолинь с экскурсиями. Даже, если человек получит гражданство в Китае, то ему будет разрешено быть лишь послушником и спустя некоторое время можно рассчитывать на благосклонность настоятеля.

Послушниками монастыря становятся китайские мальчики в возрасте от 4-6 лет. По достижении ими 18 лет, они должны определиться с тем, что им больше по душе – мирская или монашеская жизнь.

Философия монастыря Шаолинь

В основе лежат учения Дамо, которые приветствуют мужество, доблесть. До появления учения Бодхидхарма, боевые навыки использовались, чтобы уничтожать, грабить. Только после появления Дамо, боевое искусство стало рассматриваться как один из видов духовного развития, самозащита, защита более слабых.

Монах, он же воин Шаолиня, обязан:

  • защищать себя, но не убивать врага;
  • использовать только во благо навыки и знания, полученные по анатомии и медицине (достаточно воздействовать на точку, чтобы вырубить врага).

Жители монастыря и сам Шаолинь часто подвергались нашествиям. Только в таком случае монах мог убивать незванного гостя. Поэтому разбойники часто обходили стороной Шаолинь из-за боязни быть уничтоженным без применения оружия. Истории известны случаи, когда бандиты боялись монахов больше, чем вооруженных солдат. Это объясняется тем, что однажды один монах смог противостоять отряду вооруженных солдат, после чего остался жив.

Но боевые способности никогда не были основой философии. Больше внимания уделяется духовному развитию и соблюдению некоторых заповедей:

  • монах никогда не нападает первым;
  • монах не может драться с другим монахом;
  • шаолинцы не являются воинами;
  • все знания и навыки используются только для самозащиты.

В подтверждение перед главным входом стоит памятник монаху во весь рост. Надпись на нем гласит, что монахи пришли с миром, никому не желают зла, но способны защитить себя.

Сколько живут монахи Шаолиня

Каждый человек мечтает прожить долгую, счастливую жизнь до глубокой старости. Но мирские проблемы, стрессы, неполноценное питание, вредные привычки значительно сокращают продолжительность жизни. Это никак не относится к мужчинам монашеского происхождения. Почти все они живут долго, сохраняя здравый ум, ясную память и возможность вести активную жизнь.

Этому есть вполне разумное объяснение, которое заключено в некоторых внутренних правилах монастыря:

  • ежедневные уборки в собственных кельях с проветриванием и увлажнением;
  • полное отсутствие пыли;
  • умиротворенная обстановка в жилище, отсутствие ненужных вещей;
  • полное исключение скандалов, стрессов;
  • благоприятная атмосфера в доме и в общении;
  • скромное, умеренное питание, минимальное потребление мяса, приготовленного на пару;
  • полное отсутствие алкоголя;
  • свободные одежды, не препятствующие движению;
  • соблюдение режима дня;
  • ежедневная дыхательная гимнастика;
  • регулярные, но умеренные физические нагрузки.

Для мирян могут показаться довольно строгими такие ограничения. Но монахи быстро становятся почитателями такого образа жизни. Однако они не лишены многих благ цивилизации. В монастыре есть телевизоры, практически каждый имеет мобильный телефон, многие ездят на автомобилях, проходят обучения в вузах. Находясь вне монастыря, каждый из них строго соблюдает тот образ жизни, который он вел ранее. Может быть в этом кроется феномен долголетия.

Шаолинь – место, где мечтают побывать многие. Он открыт для посещений. Монахи заботятся о каждом госте. Имеется гостиница с уютными номерами, регулярно курсируют автобусы. Слава, которая пришла недавно, быстро распространилась по всему миру. Многие мальчишки мечтают стать воинами ушу, но все способны вести тот образ жизни и поддерживать моральный комплекс, которому придерживаются монахи.

Каждый монах утверждает, что жизнь прекрасна – это Божий дар. Новый день необходимо встречать с улыбкой, в добром расположении духа.

История

В этом месте ещё в начале V века появился даосский монастырь, где обитал Коу Цяньчжи, однако позднее после гонений на даосизм монастырь заняли буддисты.

Основан в 495 году при поддержке императора Сяо Вэнь-ди (дин. Северная Вэй) индийским буддийским монахом по имени Бхадра (Бато 跋陀 Bátuó, Buddhabhadra). В 530-х в монастыре останавливался первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма (Путидамо, Дамо). Индийский монах Бодхидхарма передал монахам Шаолиня метод, который в корне изменил течение их буддистской практики. Наряду с этим они получили способы совершенствования в медитации и поддержании физического здоровья.

В 620 году 13 шаолиньских монахов помогли Ли Шиминю (李世民, 599—649) удержаться на престоле, и монастырь получил высочайшее соизволение содержать монашеское войско. Таким образом Шаолинь оказался краеугольным камнем в восстановлении династии и прославился как центр боевых искусств.

В 1928 году военачальник Ши Юсань поджёг монастырь Шаолинь. Были уничтожены уникальные письменные источники, например, такие, как трактат Чжан Саньфэнa, считавшегося источником Тайцзицюань. В то время в храме уже не было мастеров.

Позднее, сыну мастера Цзи Циня У Шаньлиню будет предложено вернуться для возрождения самобытной культуры и традиционных знаний Шаолиня. В тот период он оставался в монастыре и обучал монахов в течение трёх лет. Таким образом, последние мастера Шаолиня получили свои знания от него.

В связи с тем, что монастырь пролежал в руинах почти полвека, возникли проблемы с возвращением монастырю его традиций (так, после Второй мировой войны на развалинах монастыря жило всего семь монахов, из которых лишь трое были знакомы с шаолиньскими боевыми искусствами). Поэтому власти Китая привлекли к возрождению монастыря многих народных мастеров ушу, хоть как-то знакомых с традицией Шаолиня.

После выхода в 1982 году на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прокатилась волна популярности Шаолиня, и в монастырь пришло много новых молодых послушников, искренне тренировавшихся и изучавших буддизм.

В 1986 году настоятелем монастыря был официально утверждён Синчжэн (мирские фамилия и имя — Ли Тайбао), который с 1951 года на общественных началах исполнял должность хранителя монастыря, однако в 1987 году он скончался. После его смерти всеобщим голосованием чань-буддистского сообщества Ши Юнсин был утверждён в должности настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря.

Многие школы боевых искусств восходят к Шаолиню. Среди школ, заявляющих о своём духовном родстве с Шаолинем, известны китайская школа Шаолинь цюань и японская Сёриндзи-кэмпо.

Популярность Шаолиня в массовой культуре привела к тому, что монастырь сильно разросся, большие средства были вложены в благоустройство региона и индустрию туризма. В монастыре и вокруг него существует большое число коммерческих школ боевых искусств, рассчитанных на иностранных туристов.

В 1994 году шаолиньским монахом в 34-м поколении Ши Яньмином в США был основан шаолиньский храм. В этом храме широкому кругу людей преподаётся философия чань-буддизма посредством боевых искусств или медитативных техник, таких как: кунг–фу, тайцзицюань и цигун. Среди учеников присутствуют такие известные личности, как Уэсли Снайпс и RZA.

В 1999 году ученик Настоятеля Суншаньского Шаолиньского монастыря Ши Юнсина Рогов Вячеслав Михайлович (Буддийское имя Ши Янвэй 释 延 威) основал официальное представительство Шаолиньского монастыря в России. В 2017 году открылся комплекс Территория Дзэн в основу которого легли все чаньские принципы образа жизни. С благословения Настоятеля монастыря ведущие монахи проводят в нем обучающие семинары и ретриты.

В 2011 году шаолиньским усеном (воином-монахом) Ши Янбином в России была основана школа цигун и кунг фу Шаолиня. В этой школе широкому кругу людей преподаются боевые искусства и медитативные техники, таких как: кунгфу, тайцзицюань и цигун.

Мифический «Южный Шаолинь»

Согласно легендам, «Южный Шаолинь» находился в провинции Фуцзянь. В 1930—40-х годах знаменитый китайский исследователь истории ушу Тан Хао проделал полевые исследования, и установил, что монастыря «Южный Шаолинь» не существовало вообще, что этот монастырь был выдуман в средневековом «рыцарском» романе «Вань нянь Цин» («10 000 лет здравствовать императору династии Цин!» — приключенческий роман, описывающий, как один из будущих императоров Китая якобы инкогнито странствовал по южному Китаю и попадал во всякие переделки), а Чжишань (настоятель монастыря «Южный Шаолинь»), Умэй (монахиня) и прочие — просто персонажи этого романа. Так как большинство населения Китая было неграмотно, то литературные произведения рассказывались за деньги рассказчиками на рынках, и многие простые люди зачастую не отличали художественного вымысла от рассказа о реальных событиях; тем более простые крестьяне не могли проверить, что, к примеру, упоминаемые в историях о «Южном Шаолине» географические объекты на самом деле находятся в тысячах километров друг от друга, что упоминаемые там люди никогда не занимали приписываемые им должности

Отражение в культуре

В литературе

  • Генри Лайон Олди «Мессия Очищает Диск» (Роман получил Почетную медаль монастыря Шаолинь (Китай) и Российской федерации у-шу).
  • Марина Некрасова «Шао! Линь… Сы?» (Действие происходит в Шаолиньском монастыре).

В кинематографе

Шаолинь — место туристического паломничества

Шаолиньский монах Цянь Гуаньчан (Кэйнь Кваньчанг) (Дэвид Кэррадин) является главным героем популярного сериала Kung Fu (1972—1975).

Китайско-гонконгские художественные фильмы, составляющие трилогию про монастырь Шаолинь. Эти фильмы с Ли Ляньцзэ в главной роли прославляли силу и молодость, братство и равенство, мужество и верность традиции на наглядных и доступных примерах.

  • Храм Шаолиня (Shàolínsì; Shaolin Temple), 1982
  • Дети Шаолиня (Shàolín Xiǎozǐ; англ. Shaolin Temple 2: Kids From Shaolin), 1983, режиссёр Синьян Чжан
  • Боевые искусства Шаолиня (Nánběi Shàolín; англ. Shaolin Temple 3: Martial Arts of Shaolin), 1986, режиссёр Лю Цзялян

В ролях: Джет Ли (он же Ли Ляньцзэ), Цю Цзяньго, Юй Хай, Пань Цинфу

Параллельно с китайской трилогией в Гонконге снималась другая трилогия про монастырь Шаолинь:

  • Тридцать шесть ступеней Шаолиня (Shàolín sān shí liù fáng; The 36th Chamber of Shaolin), 1978
  • Возвращение к 36 ступеням Шаолиня (Shao Lin ta peng hsiao tzu; Return to the 36th Chamber), 1980
  • Ученики 36 ступеней Шаолиня (Pi li shi jie; Disciples of the 36th Chamber), 1985

Некоторые другие фильмы, так или иначе связанные с боевыми искусствами монастыря Шаолинь:

  • Выход дракона (США, Гонконг, 1973)
  • 18 бронзовых бойцов (Тайвань, 1975)
  • Возвращение 18 бронзовых бойцов (Тайвань, 1976)
  • Искусство Шаолиня. Змея и журавль (Гонконг, Тайвань, 1978)
  • Аббат Шаолиня (Гонконг, 1979)
  • Золоторукий парень (Гонконг, 1979)
  • Ниндзя пяти стихий, также известный как Китайский суперниндзя, фильм о монахах Шаолинь, 1983
  • Шаолинь против ниндзя, 1983
  • Убойный футбол (Siu lam juk kau) (Китай, Гонконг, 2002)
  • Шаолинь, 2011: ремейк фильма «Храм Шаолиня»,
  • Путь (Россия, 2009)
  • Бой с тенью 3D: Последний раунд (Россия, 2011)
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 15 мая 2011 года.

В музыке

  • Альбом Радио Африка музыкальной группы «Аквариум» содержит композицию «Радио Шао-Линь» длиной 1 минута 33 секунды.
  • Песня группы «Кар-мэн» «Южный Шаолинь».
  • Американская хип-хоп группа Wu-Tang Clan в лирике и тематике пропагандирует именно Шаолинь, он часто встречается в текстах группы и семплах, взятых из старых фильмов про кунг-фу, рэперы утверждают, что стиль боя ву-тан берёт начало из Шаолиня.

> Примечания

Ссылки

  • Шаолинь цюань — боевое искусство монастыря Шаолинь
  • Официальный сайт Монастыря Шаолинь (КНР) (кит.)
  • История Шаолиня в изложении проф. А. А. Маслова
  • Монастырь Шаолинь в изложении А. М. Ковгана
  • Шаолинь в изложении А. Мухранова

Вид достопримечательности: Храмы, Монастыри и мечети

Особенности:

  • Благодаря телесериалам и кинофильмам о Шаолиньской школе кун-фу, которые начали активно показывать в 70-х годах прошлого века, Шаолинь, буддистский храм в провинции Хэнань стал известным на весь свет.
  • Этот храм имеет долгую историю. Его разрушали и снова строили, закрывали и затем вновь открывали – и так на протяжении веков.
  • В настоящее время при монастыре Шаолинь действует школа, в которой преподают боевые стили ушу. Эта школы была создана при поддержке государства.
  • В монастыре есть кладбище, где покоятся останки разных выдающихся людей, пребывавших в разные века.
  • Здания монастыря были внесены список мирового наследия ЮНЕСКО 1 августа 2010 г.

В монастыре проводятся представления мастеров боевых искусств. Здесь есть также место, где можно пообедать.

Общие сведения

Телесериалы о кун-фу были очень популярны в разных странах мира в 1970-х годах, особенно среди детей и подростков. Это способствовало появлению интереса к боевым искусствам и буддизму. В одном из сериалов рассказывается такая история: один храм был разрушен в 19 веке в эпоху правления династии Цин (1644 г. — 1911 г.), и один из монахов, служивших в этом храме, переехал в США. Эта история не кажется надуманной, так как на самом деле монахи переезжали в США и основывали там свои школы боевых искусств. Шаолинь подвергался атакам и был разрушен несколько раз в 20-м веке. В наши дни храм был открыт правительством для посещения широкой публики и стал туристской достопримечательностью и одним из объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

ЮНЕСКО признала ценными для истории человечества и старые здания монастыря, и его роль в распространении дзен-буддизма, а также боевых искусств в Китае, Японии, Корее и многих других странах. Это место, куда люди могут приехать, чтобы увидеть представление мастеров боевых искусств, полюбоваться образцами архитектуры эпохи правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и династии Цин (1644 г. — 1912 г.) и посмотреть на могилы сотен монахов в Лесе Пагод.

Храм Шаолинь был главным храмом, представлявшим шаолиньский буддизм в Китае. Храм располагается у подножия горы Суншань (Songshan) рядом с городом Дэнфэн (Dengfeng) в провинции Хэнань в центральной части Китая. Тот вид буддизма, который практикуется здесь, концентрируется на занятиях боевыми искусствами и медитациями дзен. Здесь практикуют такой вид медитации дзен, который характерен для многих японцев, также как и определенные стили боевых искусств в странах восточной Азии. Считается, что учителя этого храма оказали большое влияние как на развитие буддизма, так и на развитие боевых искусств в Корее и Японии. Гораздо меньшее влияние было оказано на соответствующие области в Китае, поскольку там было и так много разных религиозных школ и философских учений, а также различных стиле боевых искусств.

Лидеры храма Шаолинь покинули его в 20-м веке и поселились в разных местах Китая и зарубежных странах. Религия подвергалась гонениям сначала со стороны иностранных государств, затем со стороны военных лидеров и политиков и, наконец, со стороны самого китайского правительства. Люди, которые обучались в школах, основанных в других местах Китая, говорили, что боевые искусства и религиозные учения, преподаваемые в шаолиньском монастыре являются ненастоящим шаолиньским учением, а смесью разных стилей и учений. Боевое искусство, которым занимаются в монастыре, называется ушу.

Три главных момента, которые могут заинтересовать всех туристов, это представления мастеров боевых искусств, которые проходят недалеко от главного входа, образцы старинной архитектуры, находящиеся выше в горах и Лес пагод. Говорят, что в начале 1900-х годов около 90 процентов всех зданий большого храмового комплекса было разрушено. То, что туристы могут увидеть сейчас, это то, что осталось со времен эпохи правления династии Мин (1368 г. – 1644 г.) и династии Цин (1644 г. — 1912 г.).

Лес пагод – это большая группа из примерно 250 каменных или кирпичных ступ, которые были построены в период, начиная примерно с 791 г. в эпоху правления династии Тан (618 г. — 907 г.) и заканчивая временем эпохи правления династии Цин (1644 г. — 1912 г.). Хотя они и называются пагодами, они на самом деле не являются ими, потому что эти здания не предназначены для того, чтобы внутри них могли находиться люди. Это каменные или кирпичные монументы, построенные в честь умерших людей. Они состоят из двух, трех, четырех или пяти этажей.

Шаолиньский монастырь был основан индийцем по имени Бато. Он и император, который поддерживали его учения, начали строительство зданий примерно в 497 году. Другой индиец, которого на китайский манер назвали Тамо, прибыл в Китай примерно в 526 году. Согласно записям, в Индии он посвятил много времени изучению буддистских практик махаяна, которые требуют усиленных физических упражнений, занятий боевыми искусствами, а также упорных интеллектуальных занятий и постоянных медитаций. Когда он прибыл в шаолиньский монастырь, он стал критиковать местных монахов за то, что они были такими слабыми и не владели никаким из видов боевых искусств. Этому человеку сказали покинуть монастырь. Как говорят, он удалился и на протяжении какого-то времени занимался медитациями в пещере, а затем был принят одним из монахов, и они начали тренироваться.

После этого начался период, когда буддистские монахи этого храма, а также многих других в разных районах Китая стали время от времени подвергаться атакам со стороны разбойников и других людей. В определенные периоды времени главным врагом всех буддистов становилось само правительство, которое вдруг начинало гонения на религию. При некоторых режимах монахов начинали считать врагами. В другие времена, от монахов ожидали поддержки правителей. В ответ те оказывали поддержку монахам.

В современные эпохи наибольшим атакам монахи подверглись во времена Боксерского восстания. В то же время сами шаолиньские монахи могли участвовать в атаках на миссионеров и других иностранцев, проживающих в Китае. Боксерское восстание началось в 1899 году. Через какое-то время оно превратилось в открытую агрессию против иностранных армий в тесном взаимодействии с армией императорского двора династии Цин (1644 г. — 1912 г.). Военные действия окончились неудачно, и в 1901 году шаолиньские лидеры и рядовые монахи начали переселяться в другие страны, где они образовывали криминальные сообщества, шаолиньские ассоциации и школы. Затем в 1928 году один из военных правителей приказал сжечь монастырь. Около 90 процентов всех зданий было уничтожено огнем, при этом было уничтожено и множество ценных манускриптов в библиотеке монастыря. Во время Культурной революции в 1960 годах студенты, которые были наиболее ярыми сторонниками реформ, атаковали храм, захватили пять оставшихся в монастыре монахов и торжественно проходили вместе с ними по улицам города. Все буддистские материалы, которые находили студенты, безжалостно уничтожались.

В последние десятилетия китайскому правительству удалось восстановить деятельность шаолиньского храма. Благодаря популярности шаолиньского буддизма и дзен-буддизма в других частях мира многие «шаолиньские» школы были открыты вокруг храма. Туристы стали приезжать специально, чтобы посмотреть шаолиньский храм. Некоторые из иностранцев стали преподавать в этих вновь открывшихся школах. Но через некоторое время правительство взяло под свой контроль деятельность оставшейся школы боевых искусств и заставило другие школы покинуть территорию храмового комплекса. В настоящее время на территории монастыря действует только одна школа. Однако те мастера, которые там занимаются, могут и не практиковать обязательно именно шаолиньское кун-фу или быть буддистами.

Близлежащие достопримечательности

Рядом с шаолиньским храмом на горах Суншань (Songshan) рядом с городом Дэнфэн (Dengfeng) в провинции Хэнань есть и другие древние религиозные места, такие как конфуцианская академия, которая называется Академия Songyang и старинная обсерватория, которая называется Астрономическая обсерватория Gaocheng. Некоторые туристы даже считают, что эти два других места являются более интересными, чем сам шаолиньский храм. Даосский храм Чжун Юэ (Zhongyue) был центром даосизма. Астрономическая обсерватория Гаочэн (Gaocheng) была построена в 1276 г. ханом Хубилаем, для того чтобы заниматься наблюдением за луной и звездами с целью определения времени.

Монастырь Шаолинь – известная на весь мир буддийская святыня Китая, расположенная в живописной местности провинции Хэнань, в окружении леса и гор. Это место издавна обладало священным ореолом, ведь ещё в 5 веке здесь возник даосский храм, который в период гонений сторонников даосизма и заняли монахи-буддисты.

По одной из старинных китайских легенд, данное место на горе было выбрано для монастыря за сходство со священным цветком Будды – лотосом. Своё же наименование легендарный китайский монастырь получил от горы Шаоши, на склоне которой он и расположен. «Шао» досталось в наследство от названия горы, а «линь» — по-китайски означает «лес», который и окружает этот монастырь. За всю историю Китая здесь насчитывалось около 10 монастырей с таким наименованием, а аналогичные культовые сооружения в разные периоды существовали в различных регионах Юго-Восточной Азии.

Обитель монахов-воинов

Основателем шаолиньских традиций, история которых насчитывает порядка 1500 лет, считается индийский монах по имени Бодхидхарма. Именно благодаря ему послушники Шаолиня обрели несколько видоизменённые буддийские практики, включающие гармоничное сочетание усовершенствованных медитаций и посвящённых поддержанию физической формы тренировок. В силу такого единства духовной практики и боевых искусств монастырь стал не просто духовным центром обитания медитирующих монахов-послушников, а и истинным храмом восточных боевых искусств настоящих монахов-воинов. Впоследствии эта оригинальная святыня сыграла немаловажную роль в истории развития Китая, а также стала истоком зарождения многих восточных единоборств, возникших именно в этих стенах.

Монастырь Шаолинь Монастырь Шаолинь Монастырь Шаолинь

Путь шаолиньского воина

Согласно легендам, монах-воин Шаолиня мог в полной мере овладеть искусством боя лишь после 10-15 лет постоянных ежедневных тренировок, включающих в себя совершенствование, как боевых техник, так и духа воина. Он должен был не только в совершенстве владеть всеми техниками боя, но и отлично знать историю монастыря, историю самих боевых искусств и основные буддийские каноны, а также уметь сражаться с противников с оружием и без оружия. В завершении такого обучения послушник шаолиньских традиций должен был пройти ряд испытаний, включая заключительный экзамен, чтобы доказать овладение искусством на высшем уровне.

Одним из наиболее серьёзных испытаний для воинов Шаолиня было прохождение тёмного коридора, где располагались 108 манекенов, которые могли быть в любой момент приведены в действие. Требовалось отразить в темноте все удары невидимых воинов, которых неосознанно приводил в действие сам же испытываемый, становясь на половицы, соединенные с механизмом приведения в движение манекенов, а пройти этот непростой путь надо было за время, пока не догорит свеча. После прохождения такого испытания монаху-воину, доказавшему своё виртуозное мастерство, выжигали изображение тигра или дракона, что служило символом обретения им высшего уровня шаолиньского мастерства.

Архитектурные особенности монастыря Шаолинь

Монастырь расположен на склоне горы, из-за чего каждый двор Шаолиня располагается выше предыдущего и напоминает своими очертаниями ступенчатую лестницу. По периметру этот восточный храм окружает стена высотой до 3 метров, окрашенная в тёмно-красный цвет, тогда как черепица по китайским традициям покрыта зелёной глазурью. Входом на территорию легендарного монастыря служат ворота Шаньмэнь, украшенные величественными 3-хметровыми скульптурами львов. Они были возведены примерно в 30-е годы 18 века и реконструированы в 1974 г.

Особый интерес среди сооружений монастыря представляет зал Небесных Королей, расположенный на окраине леса и названный так из-за размещённых в нём четырёх буддийских скульптур, и роскошный зал Тысячи Будд. В зале Западных Святых, где обычно практиковали боевые навыки шаолиньские монахи-воины, можно даже заметить отпечатки таких тренировок в виде прогнувшегося во многих местах пола. В комнате Аббата, ранее служившей покоями императора, проживает настоятель монастыря, а центром Шаолиня является Зал Махавира, в восточной части которого располагается колокольня, а в западной – барабанная башня. В стенах этого китайского монастыря существует многовековая традиция: по утрам бьют в колокол, оповещая о начале нового дня, а по вечерам – в барабан, оповещая о наступлении времени спокойствия и умиротворения.

Отдельный интерес на территории Шаолиня представляет расположенный в западной части монастыря т.н. «Лес Пагод», аналогов которого в Китае больше нигде нет. На территории общей площадью в 20 тысяч кв.м располагается более 230 башен, каждая из которых выполнена в своём особом стиле, но для всех сооружений присущ типичный восточный колорит, что представляет собой уникальное зрелище. Все эти оригинальные архитектурные сооружения есть не что иное, как некрополи давних послушников Шаолиня.

Монастырь Шаолинь является культурным наследием Китая, взятым под эгиду ЮНЕСКО. В стенах этой святыни Китая находится множество культовых реликвий. Здесь можно полюбоваться около 500 старинными росписями, а своеобразная архитектура, включающая элементы, присущие различным эпохам, позволяет соприкоснуться с многовековой культурой жителей Поднебесной.

Монастырь Шаолинь Монастырь Шаолинь Монастырь Шаолинь Монастырь Шаолинь

«Шаолинь — не в здании, а в сердце!»

Во все времена своего существования монастырь Шаолинь периодически то обретал статус высшего духовного центра под императорским покровительством, то попадал в немилость, а его монахи предавались гонениям. Храм разрушили, сжигали, но он каждый раз возрождался из пепла, ведь всегда оставались верные последователи шаолиньской традиции, которые передавали её своим ученикам от поколения к поколению, не позволяя уничтожить самобытную культуру Шаолиня. Сами же китайцы утверждают, что Шаолинь живёт в душе каждого, кто его ищет, ведь носители традиций гораздо важнее их обители.

Всемирная известность и особая популярность к буддийскому монастырю Китая пришла после выхода на большой экран в 1982 г. фильма «Храм Шаолиня», спровоцировавшего значительный поток желающих стать послушниками в этой легендарной святой обители. Сейчас вблизи монастыря располагается немало коммерческих школ боевых искусств, которые рассчитаны специально на туристов, желающих приобщиться к восточному искусству самозащиты и боя. Современный Шаолинь в большей степени является Меккой туристов, чем храмом боевых искусств в том смысле, в котором существовал изначально, но при этом он всё также остаётся одной из наиболее мистических святынь Китая.

История

Шаолиньский монастырь расположен на горе Суншань. Обитель основал в конце 5 века индийский монах Бато, но настоящим родоначальником считают другого буддиста, который появился на территории спустя 30 лет. Дамо попал в горную крепость и предложил совершенно новый способ медитации и использования внутренних энергетических ресурсов человека.

Факт. О Шаолине узнали только спустя два века. Когда вспыхнули народные восстания, император попросил убежища в китайской святыне. По легенде, для его защиты потребовались лишь 13 монахов. Они справились с целым отрядом мятежников.

После возвращения власти император присвоил Шаолиню особый статус. Он стал считаться первым монастырем Поднебесной и получил во владение земли, а монахи – некоторые привилегии.

Настоящего рассвета боевые искусства достигли в 14 – 17 веках. В течение этого времени храм поддерживал хорошие отношения с правящей династией. Развивались духовные практики, монахи смогли изучить единоборства так, как никто ранее.

Значимыми датами для школы боевых искусств стали следующие:

  • 1644 г. – свержение династии Мин. Править начали члены семьи Цинь, которые опасались влияния монахов Шаолиня, и уничтожили святыню. Монастырь позднее был восстановлен;
  • 1928 г. – атака армии на храм и устроенный воинством пожар, не утихающий в течение полутора месяцев. В огне были уничтожены реликвии, редкие книги. Здание восстановили спустя 50 лет;
  • 1982 г. – премьера фильма «Храм Шаолиня». После его выхода школу боевых искусств заполнили туристы, начали появляться новые послушники.

Основатель

Родоначальником монастыря Шаолинь в Китае стал буддистский монах Дамо. В горах провинции Хэнань он нашел крепость. Ученые уверены, что он выбрал это место, поскольку на карте оно напоминает цветок лотоса. В буддизме с ним связано многое.

На горе затворник провел 9 лет. Согласно легенде, все это время он медитировал у большого камня и обдумывал методы укрепления духовных сил человека. Дамо разработал физические упражнения, которые стали основой нового боевого учения.

Факт. Сначала шаолиньские монахи использовали практики для укрепления здоровья, но вскоре поняли, что растет и физическая сила. Со временем гимнастика превратилась в полноценный вид единоборств – шаолиньское ушу.

Что собой представляет место?

По легенде, существовали два Шаолиня – северный и южный. В 20 веке исследователи выяснили, что на юге не было дублирующего монастыря, поэтому единственным является только северный.


Современная святыня – это место, открытое для туристов. Здесь можно сделать фото, пройти обучение или пообщаться с послушниками. Официальные сведения говорят о том, что на территории храма живут около 100 монахов, достигших настоящего просветления, но к посетителям они не выходят.

Факт. Туристов развлекают ученики, которые устраивают показные бои, демонстрируют основные движения и рассказывают о том, как проходят будни в Шаолине. Монахи же медитируют и совершенствуют боевые навыки.

Те, кто прошел полный курс обучения (он длится 6 лет и дольше), получают необыкновенные способности. Они умеют сгибать железные предметы, крошить в пыль камни, совершать немыслимые пируэты в бою, практически нарушая законы физики, воздействовать на болевые точки противника. Один монах способен расправиться с десятком тренированных бойцов.

Тренировки послушников изнурительны. Их день расписан по минутам:

  • подъем в 5 часов утра, затем следует коллективная медитация, длящаяся 2 часа. Все это время за учениками наблюдают старейшины. Того, кто задремал, накажут, ударив палкой;
  • следующий этап – физические упражнения. Послушники выполняют растяжку, чтобы добиться гибкости;
  • далее монахи следуют в монастырь, где слушают проповеди духовных наставников;
  • после этого вновь начинаются тренировки, но уже на развитие силы. Упражнения призваны повысить выносливость;
  • после изнурительных занятий оттачивают боевые навыки. Ученики изучают разные стили боя. На то, чтобы освоить каждый из них, уходит до 3 лет;
  • по завершении тренировок наступает время пищи. После обеда послушники могут в течение часа заниматься личными делами;
  • затем приступают к отработке полученных навыков в тренировочных боях со старейшинами;
  • в 7 часов все ужинают, затемо могут отдыхать или медитировать.

Факт. Туристы могут наблюдать за тренировками и даже пообщаться с учениками, но не должны мешать. Если вы хотите увидеть, как медитируют настоящие монахи, потребуется получить особое разрешение.

Территория Шаолиня – это не только монастырь, но и целый храмовый комплекс. Посетители обычно осматривают пагоду, где хоронили последователей буддизма, статуи Будды, знакомятся с классической восточной архитектурой, сохранившимися артефактами. Нельзя делать фото без разрешения сопровождающего.

Как попасть на обучение?

Монастырь сегодня – это школа боевых искусств, которая существует уже полторы тысячи лет. Здесь изучают единоборства и узнают, как использовать внутренние резервы организма для достижения полной гармонии с миром. Тем, кто хочет почувствовать себя послушником, доступны туристические программы.

Несколько специализированных центров в Китае сотрудничают с учителями Шаолиня. Чтобы попасть в монастырь, необходимо обратиться в один из них. Для туристов предназначены групповые посещения. Во время поездки доступны следующие услуги:

  • осмотр достопримечательностей;
  • участие в медитации с послушниками;
  • совместные тренировки.

На территории Шаолиня существуют несколько десятков учреждений, преподающих боевые искусства. Сюда можно попасть, заплатив определенную сумму монастырю.

Факт. Стоимость обучения составляет около 1 тыс. долларов ежегодно. Время, которое требуется для прохождения стандартного курса – 3 года, но иногда период освоения навыков затягивается на 10 лет. В школу принимают с 4 лет.

Leave a Comment