Кладбище стальено в генуе

Самые красивые кладбища Италии

Первого ноября в Италии отмечают национальный праздник – День всех святых (Tutti I Santi). Многие итальянцы пойдут в этот день в церковь, а еще большее их количество отправится на кладбища, где захоронены их близкие и родные люди, чтобы помолиться там, поставить свечу и принести свежие цветы.

Как правило, итальянские кладбища все очень и очень похожи друг на друга. Они располагаются окраинах городов и деревень. Примечательно, что эти территории принадлежат не церкви, а местным властям. До прихода Наполеона людей в Италии хоронили по разным традициям и обычаям, однако Бонапарт ввел единые правила, которые были закреплены указом 1804 года, согласно которому было запрещено предавать тела земле в пределах городской черты.

На сегодняшний день итальянские кладбища имеют общую структуру: ряды могил с мраморными плитами, в центре которых помещены фотографии покойных, что практически «один в один» отображает традиции древних этрусков и ранних христиан. Тем не менее, многие итальянцы зачастую обращались и обращаются к мастерам с просьбой возвести дивную скульптуру в честь усопшего близкого человека, либо соорудить для него специальную гробницу, поэтому итальянские кладбища порой так удивляют своей красотой, чем-то даже напоминая музей под открытым небом. Кстати, их таковыми и считают, называют Cimiteri Monumentali (Монументальные кладбища) и включают их в проспекты для туристов с пометкой «Обязательно к посещению».

Мы подобрали десятку самых красивых и впечатляющих монументальных кладбищ Италии.

Монументальное кладбище Стальено, Генуя

Монументальное кладбище Стальено в Генуе (Cimitero monumentale di Staglieno, Genova) является одним из самых знаменитых и популярных среди туристов мест захоронений. Славится это кладбище своими удивительными скульптурами, разбросанными по его огромной территории, которая составляет более 1 квадратного километра, что делает его одним из крупнейших в Европе. Проект создания этого места был одобрен местными властями в 1835 году, и к его реализации приступил главный архитектор города – Карло Барабино (Carlo Barabino). Но ему не суждено было закончить то, за что он взялся: в этом же году мастер умер от ужасной эпидемии чумы, которая накинулась на город.

  • Полезная статья: достопримечательности Генуи

Поэтому возведение городского кладбища в 1844 году взял на себя ученик Барабин, Джованни Баттиста Резаско (Giovanni Battista Resasco). 2 января 1851 года работы были завершены. К тому времени Генуя стал значимым культурным центром страны, туда съезжались самые талантливые умы и представители высшей знати. Преследуя цель оставить после себя какое-то наследие они создали культуру погребального искусства, делая скульптуры, которые бы их последователи воздвигли на их могилы.

На монументальном кладбище Стальено вы найдете могилу жены Оскара Уальда, Констанс Ллойд, Ферруччо Парри (Ferruccio Parri), Джузеппе Маццини (Giuseppe Mazzini) и многих других.

Монументальное кладбище Милана

Это кладбище является одним из двух крупнейших в городе. Второе примечательное место захоронение – это Cimitero Maggiore. Монументальное кладбище Милана (Cimitero Monumentale di Milano) было построено архитектором Карло Мачьякини (Carlo Machiachini), который хотел сделать его пристройкой к Cimitero Maggiore.

Многие скульптуры, встречающиеся здесь, были созданы в память о таких известных итальянцах как Артуро Мартини (Arturo Martini), Лучо Фонтана (Lucio Fontana), Медардо Россо (Medardo Rosso) и многих других.

🇮🇹Подпишитесь на наш инстаграм🇮🇹

Прямо на главном входе расположилось впечатляющее массивное здание из мрамора и камня, в котором находятся гробницы почетных горожан, включая писателя Алессандро Манцони (Alessandro Manzoni).

Само кладбище поделено на несколько секторов: для христиан и для тех умерших, которые при жизни были приверженцами других религий. Стоит отметить, что на этом миланском некрополе были похоронены известные музыканты Корелли (Corelli), Верди (Verdi) и Тосканини (Toscanini).

Кладбище Сан Микеле в Венеции

Дойдя до Венеции Наполеон запретил хоронить умерших на «суше», поэтому тела усопших предавались земле на острове Сан Микеле (Cimitero di San Michele). Сегодня там уже почти не осталось свободных мест. Небольшое количество местных островитян уже очень редко могут быть потревожены всплеском воды от весел похоронных гондол. Иногда на остров-кладбище наведываются венецианцы, чьи родные и близкие некогда были здесь похоронены. А преданы земле на острове Сан Микеле были не только жители Венеции, но и граждане других стран. Так, здесь есть могилы Игоря Стравинского, Сергея Дягилева и Иосифа Бродского.

↘️🇮🇹 ПОЛЕЗНЫЕ СТАТЬИ И САЙТЫ 🇮🇹↙️ ПОДЕЛИСЬ С ДРУЗЬЯМИ
Гулять и фотографировать на итальянских кладбищах одно удовольствие. Не то, что на наших. Продраться бы через высокую траву и ограды, которые так плотно примыкают друг к дружке, что приходится искать обходные пути, чтобы добраться до родной могилы. Моя кузина pratina еще в прошлом году написала пост про кладбище в южном городке Торре-Орсайя, где она проводит лето со своим мужем, и где совсем недавно он построил капеллу (склеп) для своей семьи, захоронив там брата и перенеся туда прах матери и отца. Тогда я впервые увидела, как выглядит итальянское кладбище и узнала, что «домики», похожие издали на дачи, это капеллы с прахом умерших.
И оказавшись этим летом в Торре-Орсайя, я в первые же дни попросила отвести меня на кладбище, чтобы увидеть его собственными глазами. Мы ехали посмотреть на древние раскопки около городка Рокки Глориоза и по пути заехали на кладбище совсем не надолго. Через несколько дней я уже самостоятельно прогулялась туда, благо, что кладбище находится в черте города, и уже вдоволь насмотрелась и наснимала.
Некоторые подробности об обустройстве кладбища я возьму из выше указанного поста.
При везде в городок вас встречает статуя Св. Падре Пио, который родился и жил в Южной Италии и творил чудеса.

А мы выходим из городка и видим указатель:

Нам направо. Метров 200-300 вот по этой дороге, усаженной олеандрами, юкками, каштанами, лавром.

Вот уже и видны крыши капелл.

В России в провинциальных городах для тела один путь — в земельку, а в тех городах, в которых есть крематории — в земельку или в печку, и успокаивается гроб или урна навсегда в одном, выбранным родственниками месте: могила в земле или колумбарий (в земле или в стене). Есть, конечно, исключения, если кто-то вдруг решил прах развеять по ветру или поставить его себе в шкаф, или вообще не захотел забирать из крематория или из морга, или переехал жить в другое место и останки выкопал и забрал с собой. Да был как-то давно по ТВ фильм про то, как эстонцы, выселенные в 1940 году в Сибирь, возвращались обратно к себе на Родину и забирали, выкапывая, гробы с останками своих родственников.
В Италии же на одном и то же кладбище существует несколько различных типов захоронений. Земля на кладбище, которой мало и которая очень дорогая в Италии, принадлежит местной Коммуне. Если семья не имеет собственного склепа-капеллы, где гробы с усопшими замуровываются через день после смерти, то усопший может занимать стандартное могильное место в земле только десять лет. По прошествии этого срока останки должны быть эксгумированы и систематизированы другим образом, чем занимается одно из похоронных бюро городка. А могилка переходит другому жителю.
Начнем, пожалуй, с могил. (тех, которые сдаются на десять лет). Могилы в земле выложены бетоном.

На кладбище очень красиво и уютно. Тихо. Хочется бродить и бродить, бесконечно рассматривая малейшие детали. Кругом растут кипарисы, различные хвойные деревья и розы.

Памятники в большинстве своем из светлого мрамора, украшенные статуями и барельефами из бронзы. В сюжетах в основном преобладает Дева Мария и Христос, меньше Падре Пио.

Но вот проходит десять лет, останки эксгумируются и направляются вверх по этой лестнице, где их встречает статуя Христа.

Их вносят в те двери, что у Христа за спиной. Там находится специальный зал, где эксгумированные останки скелета промываются, сушатся и укладываются в небольшой ящичек. Это проделывают специальные люди из похоронной конторы по желанию в присутствии родственников или без.
Теперь у ящичка только два пути. Первый — быть помещённым в колумбарий , если у семьи в нём есть собственная ячейка .

Ячейки в колумбарии, ниши для захоронения и места под строительство капелл Коммуна даёт жителям для пользования ( не бесплатно, конечно) сроком на 99 лет с правом возобновить контракт ещё на 99 лет. Ячейки могут быть проданы другим пользователям, если нужда в них отпадает.
В стенах колумбария сделаны ниши разных размеров: под урны, если человек при жизни составил завещание с согласием на кремацию. Правда продлевать это завещание надо каждый год последующей жизни, платя за это 20 евро; под ящички с эксгумированными останками; под гробы.
Ниши украшены бронзовыми барельефами и электрическими свечами.

А вот в этих ячейках надобность отпала.

Видно семьи обзавелись собственными капеллами и перенесли туда останки своих родственников.
Если у семьи нет ячейки в колумбарии, ящички могут быть складированным в общественное хранилище, которое тоже находится на территории кладбища. Рядом с залом, где промывают и сушат останки.
Вот за этой дверью. Фотографировать пришлось через сетку.

Второй путь — поместить останки в собственную капеллу-склеп. В Торре-Орсайя их начали строить в конце 19 века богатые землевладельцы. А в конце 20 века их строительство стало доступным и рядовым гражданам. К тому же многие семьи к этому времени имели финансовую поддержку от членов семьи, работающих в эмиграции.

Строения и отделка капелл не оставляют никакого сомнения, что в их строительство были вложены очень значительные суммы.
Некоторые походят своим убранством на маленькие гостинные: ковры, кожаные диваны, вместо камина маленькие алтари. Во многих капеллах — живые цветы. Двери в них не закрыты, распахнуты настежь. Цветам в такую жару нужен свежий воздух и вода. А дойти из городка до кладбища и полить цветы — дело одного часа и того меньше.

Эта капелла многочисленного семейства. Есть даже подвальный этаж.

А эта капелла семьи мужа моей сестры.

Слева — небольшие ниши для ящичков с эксгумированными останками, а прямо — ниши для гробов.
Строительство новых капелл идет на кладбище полным ходом. И одна другой больше. Четыре этажа, пять этажей, подвал… Уже в процессе строительства ниши заполняются.

А по полкам, которые еще никто не занял, бегают ящерицы.

С кладбища, что расположено на склоне холма, открывает чудесный вид на горы.

Дорога бежит дальше, к морю.

А мы покидаем кладбище и проходим мимо хранилища с ящичками, которым не нашлось места ни в стене, ни в склепе. Его окошко смотрит прямо на дорогу.

Машины едут дальше мимо оливковых рощ, пышно цветущих олеандров. Люди наслаждаются прекрасным миром вокруг. Там везде прекрасно, и там, где живые живут, и там, где мертвые живут.

А задумываются ли люди, прекрасно ли в их душе?

А теперь отправимся на кладбище в Капителло.

2leep.com

Кладбище Стальено. Мёртвые как живые (1)

Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Марк ТВЕН в своей книге «Простаки за границей, или Путь новых паломников» отозвался о кладбище Стальено коротко, но эмоционально: «Последнее, что мы посетили, было кладбище (место погребения, рассчитанное на шестьдесят тысяч могил), и мы ещё будем помнить его, когда уже забудем дворцы».

История основания знаменитого кладбища в городе Генуя восходит к временам наполеоновских войн, то есть к началу ХIХ века. По указанию Бонапарта, кладбища в завоёванных европейских городах надлежало переносить за пределы городских стен. Это решение было продиктовано соображениями санитарно-гигиенического характера, и было по-своему достаточно прогрессивным.
Так или иначе, городские архитекторы Генуи, во главе с Карло БАРАБИНО (1768-1835), разработали план обустройства нового кладбища. По их замыслу, в центре оливковой рощи должен был расположиться настоящий Пантеон – в уменьшенных размерах, конечно. Проект кладбища утвердили в 1835 году, но как раз в это время в Генуе вспыхнула эпидемия холеры, унесшая жизнь многих жителей города, в том числе и самого Барабино. Дизайном кладбища Стальено занялся его ученик Джованни Батиста РЕСАСКО (1798-1871). Лишь в 1844 году началось строительство, а первые четыре погребения состоялись 1 января 1851 года.
► Tomba Rolla. 1865 г. Sculptor Giovanni Isola.

В центре Стальено возвышается статуя Веры работы скульптора Санто-Варни (Santo-Varni, 1807-1885): молодая женщина в лёгкой тунике, устремив глаза вдаль, держит в левой руке книгу, а правой прижимает к себе высокий крест. Этот же скульптор сделал более 40 надгробий для кладбища. За спиной Веры построен Пантеон, или Часовня Заступничества (копия римского Пантеона): большой купол, портик с дорическими колоннами, по бокам – мраморные скульптуры пророков Иова и Иеремии. А за Пантеоном зеленеют кипарисы и пинии…

Со временем кладбище расширялось, на его территории появились захоронения многих известных и неизвестных политических деятелей, художников, артистов, музыкантов. На этом кладбище похоронена Констанс (Констанция) Ллойд (1859-1898), жена Оскара Уайльда. Сюда перенесли прах участника итальянского движения Сопротивления в годы Второй мировой войны, Героя Советского Союза Фёдора Андриановича Полетаева (1909-1945).
► Могила Констанс (Констанции) Ллойд.

На территории некрополя можно встретить огромное множество скульптур, выполненных в академическом и реалистичном стиле известнейшими мастерами Италии. Большинство из них являются настоящими шедеврами.
► Tomba Famiglia Ribaudo. 1910 г. Sculptor Onorato Toso.

Неповторимая атмосфера монументального генуэзского кладбища поражает посетителей уникальностью архитектурного стиля скульптур, их живыми, проникновенными обликами, колоссальным художественным мастерством, с которым были воплощены в камне эти памятники извечной печали.
► Tomba Luigi Pastorini.
Для памятника, воздвигнутого в память о хирурге Луиджи Пасторини, скульптор Навоне придумал сложную аллегорию, в которой крылатая женская фигура, олицетворяющая Медицину, раздаёт вместе с помогающей ей Щедростью богатые дары сестре милосердия, держащей на руках больного ребёнка.

Осенью 1894 года кладбище Стальено посетил А.П. Чехов. 1 (13) октября 1894 г. он писал Н.М. Линтваревой: «Теперь я в Генуе. Тут тьма кораблей и знаменитое кладбище, богатое статуями. Статуй, в самом деле, очень много. Изображены в натуральную величину и во весь рост не только покойники, но даже и их неутешные вдовы, тёщи и дети».
► Tomba Carlo Raggio. 1872 г. Sculptor Augusto Rivalta (Alessandria 1837 – Florence 1925).
Ривальта изобразил скорбящих родственников, собравшихся у изголовья смертного одра главы семьи Карло Раджо. Здесь же присутствует его сын Эдилио, известный судовладелец и промышленник. Он изображён стоя, утешающим мать, но при этом глядящим на отца, у кровати которого также находится другой сын – Армандо. Буржуазный реализм оказывается наиболее подходящим для выражения новой концепции смерти «какой она есть»: точно воспроизведены не только мельчайшие детали мебели, одежды и украшений, но и эмоциональное состояние персонажей. При этом отсутствуют изображения ангелов или любые другие символические фигуры или предметы.

► Tomba Lavarello Anselmi. 1926 г. Sculptor L. Brizzolara.

► Tomba Famiglia Casella.

► Tomba Oneto. 1882 г. Sculptor Giulio Monteverde (Bistagno, Alessandria, 1837 — Roma 1917).
Одной из самых выдающихся работ на Стальено является «Ангела воскресения» Д. Монтеверде – эта работа мастера считается шедевром, одной из вершин жанра. Скульптура на могиле Франческо Онето, президента Всеобщего Банка, стала примером для подражания, образцом нового, особого стиля кладбищенских памятников в виде ангелов.

Марк Твен пишет о надгробиях Стальено, что «они совсем новые, белоснежные; каждая линия безупречна, лица в полной сохранности, нигде ни царапины, ни пятнышка, ни изъяна…» Сегодня это не совсем так. Есть и царапины, и трещины; там не хватает пальца, а тут отколот кончик носа. Пыль так въелась в эти памятники, что мрамор кажется серым.
►Tomba Bernardo Figari.

►Tomba Carolina Gallino. 1894 г.
Монумент изображает более позднюю интерпретацию темы скорбящей буржуазии: семья не оплакивает родственницу в момент кончины, а прославляет её память посмертно, собравшись вместе у могилы во время посещения кладбища. Здесь изображена сцена, в которой бюст усопшей Каролины целует маленькая девочка (вероятно, внучка), её держит на руках молодая женщина – с выражением скорби на лице мать или старшая сестра ребёнка. Справа от высокого пьедестала, на котором установлен бюст, пожилой мужчина, предположительно муж, он стоит в стороне, погружён в раздумья, его взгляд направлен в землю.

По материалам:
Петров А.С. «Мёртвые как живые»
Путеводитель по Италии
Фотографии sudilovski
Википедия
Сайт «Монументальное кладбище Стальено»

Leave a Comment