Кносский Дворец На Крите

На живописном Крите, в окрестностях популярного курорта Ираклиона, находится знаменитый Кносский дворец. Он является красивейшим памятником древней архитектуры Греции и окутан множеством мифов и историй. Трудно найти человека, который не слышал о Минотавре и других легендах, связанных с этим местом. Вопреки разрушительной силе времени, варваров и землетрясений, отдельные элементы дворца очень хорошо сохранились и представляют огромный интерес для туристов.

Кносский дворец в мифологии

В древнегреческих документах чрезвычайно тонка грань между реальной историей и мифологией, поэтому трудно утверждать, что было на самом деле, а что породила фантазия поэтов. Предполагается, что Кносский дворец, как и большинство построек на Крите, основал царь Минос. Он пользовался милостью Зевса и Посейдона, которые не раз выручали его в трудную минуту.

Согласно легенде, Минос обязан был приносить в жертву Посейдону самого красивого быка, но однажды пожадничал и отдал менее достойное животное. Рассерженный бог в отместку пробудил страсть его жены к быку, от союза с которым и родился Минотавр – человек с бычьей головой.

Существо это было очень кровожадным и требовало человеческих жертв. Ежегодно юношей и девушек отправляли в коридоры лабиринта на съедение Минотавру, пока однажды в их числе не оказался Тесей. Принц Афин сумел победить жестокого Минотавра. Правда, для этого ему понадобилась помощь Ариадны – дочери Миноса. Позже Тесей с возлюбленной покинули остров, а через несколько столетий сильное землетрясение значительно повредило дворец, и почти полностью разрушило лабиринт.

История Кносского дворца

В архитектуре минойского периода Кносский дворец считают самым крупным и монументальным строением. Находился он в административном и экономическом центре острова. На одном месте дворец возводили дважды. Первая постройка датируется 1900 годом до н.э. Она была разрушена сильным землетрясением.

Отстроенный заново дворец стал величайшим сооружением. Несколько столетий он являлся важным культурным и административным центром, пока в 1500 г. до н.э. не проснулся вулкан на соседнем острове. В результате сейсмической активности, от Санторини к Криту направились сильнейшие приливные волны. Они нанесли непоправимый урон не только Кносскому дворцу, но и всей минойской цивилизации.

Развалины дворцового комплекса были обнаружены в начале прошлого века А. Эвансом. Именно он и трудился несколько лет со своей командой над восстановлением величественного здания. Под его руководством также произведена частичная реконструкция сооружений, однако эти работы современники часто подвергали критике.

Описание и архитектурные особенности

В древности Кносский дворец состоял из множества соединенных между собой построек и занимал несколько уровней. Некоторые ученые считают, что лабиринт Минотавра располагался где-то поблизости от дворца. Другие же, изучив запутанный план комплекса, уверены, что сам дворец и являлся лабиринтом. Его корректнее называть городом, а не просто дворцом, ведь на площади 16 000 м² расположилось более 1300 помещений.

Реконструкция Кносского дворца

Обнаружить какую-либо системность в архитектуре очень сложно. Возникает ощущение, что строили его абсолютно обособленные бригады. Некоторые комнаты прорублены в скалистой породе, другие отделаны грязевым кирпичом. В постройке мало симметричных деталей, фрески и декоративные элементы размещены вопреки законам гармонии, зато технология строительства находится на высочайшем уровне.

Некоторые элементы являются очень эффектными и привлекают внимание архитекторов, историков и обычных туристов. Одними из них являются «иррациональные» колонны, выкрашенные в охряный и черный цвета. Они имеют необычную форму и сужены книзу.

Не менее интересны большие лестницы, выполненные из цельных блоков. У лестниц имелись специальные каналы для сточных вод, таким образом была внедрена древнейшая канализационная система.

Удивительно, что все здания лишены привычных нам окон. Для проникновения света и вентиляции строители предусмотрели многоуровневые отверстия в потолках.

В процессе раскопок найдено большое количество статуй, предметов быта и драгоценностей. В отделке помещений хорошо сохранились древние фрески. Путешествуя по Кноссу, туристы словно перебираются на небольшие яркие островки старинного дворца. Чтобы не заплутать в бесчисленных коридорах, стоит воспользоваться картой развалин.

Как добраться?

Кносс расположен на Крите, недалеко от города Ираклиона. Регулярные автобусные рейсы отправляются от автостанции каждые полчаса, а иногда и чаще. Можно добраться к музею на автомобиле. Чтобы туристы не заблудились, по пути встречается множество указателей к главной достопримечательности острова.

а) Орфей и Эвридика б) Персей и Андромеда в) Тесей и Минотавр г) Дедал

У самого входа на территорию дворца оборудована большая автомобильная парковка с бесплатным въездом.
Посетить дворец можно с групповой экскурсией. Её предлагают в соседних городах и прямо на месте. Возле входа на территорию дворца, приблизительно за 15-20 минут, собираются экскурсионные группы по 6-10 человек. Также можно нанять персонального гида.

Музей ежедневно открывает двери перед туристами. Дважды в год режим работы меняется:

  • 8:00-19:00 (апрель-октябрь);
  • 9:00-15:00 (ноябрь-март).

В выходные дни независимо от сезона, рабочий день заканчивается в 15:00. Вход на территорию платный. Несовершеннолетние граждане проходят на территорию бесплатно.

Как подготовиться к экскурсии

Экскурсия по развалинам занимает несколько часов, поэтому необходимо иметь удобную одежду и обувь, а также запастись водой. Головной убор и солнцезащитные средства также не будут лишними. В летние месяцы стоит приходить до обеда или после 16:00, иначе можно получить солнечный удар, ведь тени почти нет.

Чтобы подробнее изучить достопримечательности, в киосках у входа можно купить карту и путеводитель. Они предлагаются на различных языках, в том числе и на русском.

Остров Крит, легендарный остров согласно мифам Древней Греции.

Легендарные герои греческих мифов

Место действия известных героев и богов. Но большей популярностью этому острову обязана легенда о Минотавре, заключенном в лабиринте и сраженным отважным Тесеем. Исследования показали, что именно дворец в Кноссе полностью соответствует заложенному в мифах описанию Лабиринта.

История и описание Кносского дворца

Согласно легенде боги послали царю Миносу сына получеловека-полубыка Минотавра. Минотавра поселили в огромнейший дворец со сложной структурой – Лабиринт, который создал знаменитый архитектор Дедал. Любой, кто попадал во дворец, не мог выйти и оттуда и становился жертвой Минотавра. Раз в девять лет жители Крита присылали в жертву семь юношей и семь девушек. И так продолжалось до тех пор, пока отважный Тесей не убил Минотавра. Тесей выбрался из лабиринта благодаря клубку нити, подаренной Ариадной, дочерью царя Миноса.

Легенда оставалась легендой, пока в 1900 году Артур Джон Эванс не занялся раскопками на острове Крит. В то время он был еще никому не известным ученым, и никто не знал, что именно ему будет суждено стать первооткрывателем древней крито-минойской цивилизации.

23 марта 1900 года Артур Эванс взялся за раскоп. Буквально через несколько часов начали вырисовываться первые контуры древнейших зданий. Еще через пару недель перед его глазами открылась огромная площадь неизвестных строений. Сорок лет продолжались работы, а фронт раскопок только рос. Эванс искренне поверил и заявил об этом, что найденное им строение есть не что иное, как остатки знаменитого миру Лабиринта.

Огромные размеры, замысловатые переходы, комнаты, дворики, световые колодцы – с каждым днем раскопок ученые удивлялись от новых элементов. Расположение комнат и внутренние переходы действительно заставляли поверить даже скептиков в существование лабиринта. За тысячу лет существования цивилизации Кносский дворец на Крите постоянно достраивался, обрастал новыми переходами и улочками. Все это хитро переплеталось с внешними постройками, что в итоге составляло целый единый комплекс.

Здесь же для поддержания прохлады в комнатах была организована интересная система. Комнаты делались без окон, а для их освещения использовалась система световых колодцев. Также через специальные каналы осуществлялось проветривание. Интересно и наличие водоотводной структуры. Одним словом, во дворце Миноса в Кноссе все было направлено на поддержание комфортных условий для жизни.

В результате раскопок также был обнаружен и тронный зал царя Миноса, который Эванс позже восстановил. Удобный для человека трон, возвышался на высеченных из камня стеблях. Спинка трона, украшенная волнами, была приделана к стене. На стене застыли изображения грифонов. Завораживающее зрелище по меркам древней цивилизации.

Но главным достоянием Кносского дворца признаны живопись и фрески. Основной их сюжет – обычная цивилизованная жизнь людей того времени. Яркие краски, обыденные сюжеты, все просто и завораживает. Есть что-то в них французское, даже одно из обнаруженных изображений молодой женщины Эванс назвал «Парижанкой». Другая любая тема кносских творцов – море. Рыбы и дельфины отражают ценность морских ресурсов для жителей острова. Есть еще одна загадочная тема, окружающая прошлую жизнь Кносса – изображения быка. Бык здесь везде и на все. Может без Минотавра здесь не обошлось?

Фреска "Парижанка"

Фреска "Дельфины"

Крит жил и активно развивался, пока в 1400 году до н.э. что-то не произошло, после чего цивилизация пришла в упадок. Ученые предполагают, что причиной является землетрясение, вызвавшее крупное цунами. Цунами разрушило оборону государство и пустило его на разграбление жителям материка.

В любом случае Крит оставил важный след в истории, стал колыбелью всех позднейших крупных цивилизаций, включая греческую.

План Кносского дворца

Видео про Кносский дворец

Координаты Кносского дворца на Крите

35.297995, 25.163079  (Google Maps)

Кносский дворец на карте

Подпишитесь на наc ВКонтакте

Поделитесь интересным материалом с друзьями

Читайте похожие статьи

Остров Крит — родина древнейшей и невероятно развитой минойской цивилизации. Вы наверняка помните ещё из школьных учебников истории Древнего мира фрески и вазы с Крита! Термин "минойская" происходит от имени царя Миноса, который, согласно древним мифам, правил на Крите. Минойская цивилизация существовала в бронзовом веке, примерно с 3300 г. до н.э. до 1000 г. до н.э. Задолго до Античности! Минойская цивилизация процветала примерно два тысячелетия и погибла от сокрушительной катастрофы, которая потрясла Крит, как считается, примерно в 1450 г до н.э. 

Центром этой древнейшей неповторимой цивилизации были дворцы. Выделяют четыре самых главных и крупных дворца Крита:

  1. Кносский дворец — знаменитый Кноссос;
  2. Дворец в Малье — Малийский дворец;
  3. Дворец в Фестосе — Фестский дворец;
  4. Дворец в Закросе.

Кносский дворец был самым крупным и влиятельным, остальные дворцы — более скромными, провинциальными и меньшими по размерам. Вторым по размерам был дворец в Фестосе, занимавший территорию 10 тыс. кв. м.

Вокруг дворцов строился город. А во дворцах концентрировалась религиозная и политическая власть. Минойские дворцы были не только резиденциями аристократов и правящего сословия, они одновременно являлись центрами управления, религии, торговли, правосудия, ремёсел. В каждом дворце были огромные кладовые, где хранился собранный урожай, вино, масло, драгоценности. Десятки помещений носят культовый характер, а множество найденных разнообразных религиозных предметов и элементов дают основания заключить, что дворцы Крита выполняли роль крупных святилищ и центров религиозной жизни. Считается, что здесь существовал культ обожествлённой природы, а во главе духовенства стоял царь, который был и правителем, и жрецом. Потребность в переписи и контроле различного рода деятельности привела к развитию письменных систем.

Достопримечательности Крита. Легенда Кносского дворца

Глиняные таблички с т.н. линейным письмом были учётными документами дворцов. Создаётся дорожная сеть на острове. Постепенно Крит начинает доминировать и на море.Кроме дворцов и городов вокруг них, на всём острове Крит основываются большие поселения с явными признаками богатства и процветания. Свидетельства указывают на контроль торговли на всём Средиземном море. Также не подлежит сомнению минойское влияние и в материковой Греции.

Принцип построения всех дворцов на Крите был примерно одинаковым: вокруг прямоугольного центрального двора размещались в несколько этажей различные помещения. Вместе с западным двором и западными кладовыми центральный двор является необходимым элементом дворцов Крита. Стены строились из камня и поддерживались деревянными балками, чтобы выдерживать землетрясения. Во всех минойских дворцах было много колонн, которые изготавливались из дерева: колонна на древнем Крите имела сакральное значение.

Легенды и мифы, дошедшие до нас благодаря древним писателям, отражают картину великолепия, силы и стабильности минойской цивилизации. В годы правления Миноса начинается длинный период богатства, благополучия и процветания на острове. Исследования доказывают, что во дворцах минойской эпохи на Крите уже в те невероятно далёкие времена были сложные системы канализации, водопровода, хитроумные системы освещения, использующие распределение дневного света. Искусство тоже процветало! В археологическом музее Ираклиона вы можете увидеть своими глазами прекрасные фрески, украшавшие в изобилии стены минойских дворцов, вазы и сосуды, искусные ювелирные украшения. А чего стоит всего лишь одна неразгаданная до сих пор загадка Фестского диска! Некоторым из этих предметов около пяти тысячи лет!!! ПЯТИ ТЫСЯЧИ ЛЕТ!!!

Я ни в коем случае не имею цели дать исчерпывающую информацию о минойских дворцах Крита! Но я буду рада, если вызову у вас интерес к минойской цивилизации! 

Подумать только: ещё век назад существование Кноссоса и других минойских дворцов на Крите было просто легендой, мифом, а сегодня подтверждено и очевидно! В 1900 году англичанин Артур Эванс начал археологические раскопки на Крите в поисках подтверждения мифа о царе Миносе и легендарном лабиринте Минотавра. Открытие великого Кносского дворца было сенсацией! "Поразительно, ничего греческого, ничего римского!" — писал Эванс спустя лишь несколько дней после начала раскопок. Он и поверить не мог, чтоб обнаружил следы доселе неизвестной крито-микенской культуры и цивилизации, которую он сам затем назвал минойской. Культуры и цивилизации, существовавшей в Средиземноморье на целые тысячелетия раньше знаменитых творений классической Греции!

Возможно, вам также будет интересно:

Эванс и Крит

В 1900 г. начал свои исследования на острове Крите английский археолог Артур Эванс (1851-1941), хранитель музея в Оксфорде, сын Джона Эванса, известного археолога и геолога, поддержавшего некогда своим авторитетом Буше де Перта. Результаты раскопок были неожиданны и блестящи.

До открытий Эванса о Крите знали меньше, чем в свое время знали о Трое, о Египте, о Месопотамии. Из отрывочных свидетельств Гомера, Геродота, Фукидида и из нескольких легенд и мифов было известно, что на Крите было когда-то сильное государство, во главе которого стоял царь Минос, справедливейший из царей. Но когда это было, кто такие критяне, какова их культура и на каком языке они говорили,-оставалось тайной. После открытия Шлимана Крит считали микенской провинцией.

В конце 70-х годов XIX в. на месте древнего Кносса, предполагаемой столицы легендарного Миноса, другой Минос, не легендарный,- критский купец Минос Калокэринос обнаружил развалины какого-то сооружения и несколько сосудов. Было предположение, что это остатки Лабиринта, где жил Минотавр, убитый Тезеем. Место находки посетил Шлиман и хотел производить там раскопки, но владелец участка заломил такую непомерную цену, что даже Шлиман отказался его купить.


Артур Эванс (1851-1941) у северного входа в Кносский дворец

Участок купил Эванс и 24 марта 1900 г. начал раскопки. Уже на третий день Эванс записал в своем дневнике: "Исключительное явление- ничего греческого, ничего римского…". Действительно, культура Крита оказалась весьма своеобразной и оригинальной.

Развалины, открытые критским купцом, оказались остатками огромного дворца, который Эванс назвал дворцом Миноса. Дворец занимал площадь более 20 тыс. кв. метров, имел несколько этажей, подземные ходы и многочисленные помещения: дворцовые залы, расписанные фресками, жилые комнаты, коридоры, святилища, мастерские, купальни, кладовые. В кладовых сохранились огромные глиняные сосуды (пифосы) с остатками запасов зерна, масла и пр. Дворец был оборудован сложной системой водопровода и канализации. Кроме большого количества разнообразных вещей — оружия, орудий труда, утвари, украшений и пр.,- были найдены глиняные таблички с письменами на неизвестном языке. Свыше пятидесяти лет ученые всех стран безуспешно пытались дешифровать критский алфавит. Это удалось сделать только в 1953 г. английским исследователям М. Вентри-су и Д. Чэдвику. Таким образом, Эвансу пришлось читать историю Крита без текстов. Однако он прочитал ее. Анализируя и сопоставляя все данные, которые можно было извлечь из вещественных источников, Эванс установил периоды подъема и упадка Критского государства, датировал эти периоды с точностью до 50 лет, выяснил, каков был государственный строй, религиозные верования и обряды, какие были связи у Крита с другими странами, что критяне производили, что ввозили и что вывозили.

Ничего подобного не могли бы сделать археологи в первой половине XIX в. Это стало возможным только во второй половине XIX в., когда были выработаны научные методы исследования.

Кносский дворец на Крите: тайны минойской цивилизации

Эванс не только раскапывал уцелевшие сооружения и отдельные вещи,- он изучал каждый пласт земли, подбирал каждый черепок посуды, каждый кусок обвалившейся штукатурки, определяя его первоначальное место, откуда он отвалился, т. е. применял метод, называемый стратиграфическим. Датировал находки Эванс, сравнивая их с аналогичными вещами из Египта, страны, письмена которой были уже прочтены, т. е. применял метод синхронизации. Эванс отнюдь не являлся единоличным творцом этого метода, его выработали многие археологи.


Северный вход в Кносский дворец


Одно из новейших открытий в области микенской культуры. Раскопки 1952- 1958 гг. дворца в Пилосе (в Миссении, в юго-западной части Греции), уничтоженного пожаром около 1200 г. до н. э. Общий вид раскопок

Одновременно с Эвансом работала итальянская археологическая экспедиция, исследовавшая древний город Фест. Копали и в других местах Крита. На основании изучения материала, добытого на Крите, в материковой Греции и на островах, Эванс установил, что Крит с его культурой, названной Эвансом минойской, был культурным и политическим центром Эгейского мира, оказавшим влияние на микенскую культуру. Общая культура Эгейского мира была названа эгей-ской или крито-микенской. Крито-микенская культура относится к энеолитической и бронзовой археологическим эпохам, в абсолютных же датах — к 3400-1100 гг. до н. э. (Другие исследователи датируют начало крито-микенской культуры 3100 или 2700 г.). Она возникает на базе неолитических культур Крита и материковой Греции (культура сескло), а на ее базе появляется эллинская культура раннего железного века.


Ванна из терракоты во дворце в Пилосе

Кносский дворец легендарного царя Миноса.
Древнегреческая цивилизация – это фундамент европейской истории. Она полна многочисленных загадок и тайн, особенно это касается древних цивилизаций, или археологических культур, например минойской. Эта цивилизация существовала на острове Крит в 27-15 веках до нашей эры. Одним из чудес этой загадочной цивилизации является Кносский дворец, или как его часто называют «дворец царя Миноса». В статье описывается история дворца в Кноссе, а также основные особенности этого архитектурного шедевра.

Археологи и Кносский дворец

Долгое время история царя Миноса и его дворца с лабиринтом, в котором жил минотавр, была известна европейцам только как литературный сюжет Гомера на основе греческой мифологии.

Кносский дворец

Именно поэтому большинство не воспринимало факт существования царя Миноса всерьез. Кроме британского археолога Артура Эванса, собравшего в 1878 году экспедицию для исследования острова Крит. Через пару лет археолог нашел следы древнего сооружения. Часть открытого позже дворца Эванс отстраивал позже самостоятельно так, как он сам себе его представлял, за что позже критиковался многими историками и археологами. Однако, несмотря на это Артур Эванс совершил великую находку – открыл Минойскую цивилизацию.

История дворца

Уже следующие исследователи дворца смогли установить, что сооружение было построено в начале 2 тысячелетия до нашей эры. Город Кносс был центральной резиденцией местных правителей, одним из которых мог быть Минос. Вокруг Кносса, как и вокруг других городов Минойской цивилизации, не было защитных стен, так как местные жители не знали нападений. В 15 столетии до нашей эры из-за извержения вулкана жители острова Крит начали переселяться на побережье европейского континента, а значит, покинули легендарный дворец в Кноссе. Позже территория Крита была захвачена римлянами, а затем контролировалась византийцами, а они могли также использовать части Кносского дворца в своих целях.
Кстати, многие историки считают, что история гибели Минойской цивилизации и ее центра Кносского дворца стала основой для возникновения мифа про Атлантиду.

Дворец сегодня

Руины Кносского дворца располагаются недалеко от греческого города Ираклион. Руины дворца царя Миноса пользуются большой популярностью среди туристов. Здесь можно увидеть интересные технологические решения древней цивилизации (например, канализационная система), царская комната с троном, а еще большое количество фресок и много чего интересного.

http://modern-history.biz/скачать dle 12.1

Leave a Comment