Колизей В Риме

Древние цивилизации

Колизей

Колизей или амфитеатр Флавиев – грандиозное сооружение в виде амфитеатра, построенное в центре Рима представителями династии Флавиев в 72-80 годах н. э. Главной целью этого строительного шедевра было общение императора с народом. Сопровождалось оно величественными и кровавыми зрелищами гладиаторских сражений. Первое из них было проведено в 80 году, и арена использовалась для различных соревнований вплоть до 523 года. После этого зрелищные мероприятия по инициативе римского сенатора и патриция Аниция Максимуса были запрещены из-за их высокой стоимости.

Колизей в наши дни

Строительство Колизея

Строительству амфитеатра Флавиев предшествовало 14-летнее деспотичное правление императора Нерона. Закончилось оно в 68 году. Император покончил с собой, и после этого разразилась гражданская война. Она продолжалась полтора года, а её кульминацией стал приход к власти императора Веспасиана, положившего начало династии Флавиев.

Новому властителю нужна была поддержка народа, а поэтому требовались популярные меры, способные вызвать восторг и почитание. В то время центр Рима занимал огромный дворец Нерона, который называли Золотым домом. В него входили недостроенный дворец, парк, искусственное озеро. На этой территории решили воздвигнуть государственные учреждения, а озеро засыпать и построить на его месте амфитеатр. По задумке, он должен был служить для развлечений свободных граждан Рима. Таким образом, Веспасиан хотел подчеркнуть, что он не узурпатор, а правитель, радеющей о благе своих подданных.

Следует заметить, что все амфитеатры в Древнем Риме строились на окраинах городов. А Колизей был единственным в своём роде, который воздвигли в самом центре столицы. В результате этого он приобрёл особый статус, и стал считаться местом встреч императоров со своими гражданами.

Грандиозному строительству предшествовали военные действия в Иудее. Там были взяты богатые трофеи в иудейском храме. Именно они и стали источником финансирования строительных работ. Рабочую силу составили рабы. Их число доходило до 100 тыс. человек. Они выполняли всю тяжёлую ручную работу. А руководили ими профессиональные строители из граждан Рима. Помимо этого, в работах принимали участие художники, декораторы, скульпторы.

Все работы начались в 72 году, и к 79 году были возведены 3 этажа. Четвёртый этаж или уровень был закончен при императоре Тите в 80 году. При следующем императоре Домициане было построено подземелье. Представляло оно собой ряды подземных помещений, в которых содержались рабы и животные. На арену их поднимали с помощью специальных подъёмников. И они появлялись как бы из-под земли, что создавало дополнительный эффект. Была также добавлена верхняя галерея для увеличения вместимости.

Так выглядел Колизей при Флавиях

Архитектурные особенности

Колизей представлял собой свободно стоящую конструкцию и имел форму эллипса. В длину этот эллипс равнялся 189 метрам, а в ширину составлял 156 метров. Первоначальный периметр достигал 545 метров. Центральная арена в длину равнялась 87 метрам, а в ширину, соответственно, 55 метрам. Арену окружала стена высотой 5 метров. Выше неё находились сиденья для зрителей. Высота наружной стены амфитеатра равнялась 48 метрам.

За раз амфитеатр мог вместить 65 тыс. человек, хотя сами древние римляне называли количество, равное 87 тыс. человек. Поэтому по периметру были предусмотрены многочисленные входы. Всего их было 80. Каждый вход имел свой номер. Граждане Рима покупали билеты в виде черепков, на каждом из них был указан номер входа. Благодаря этому, места заполнялись всего за 30 минут.

Имелся главный северный вход для императора и его окружения. Помимо этого, существовало ещё 3 входа для знати. Все они были богато украшены расписными лепными барельефами. Остальные входы предназначались для обычной римской публики. Большинство входов исчезло с распадом периметра стены. В наше время сохранились 23-й и 54-й подъезды.

Вся строительная конструкция покоилась на фундаменте толщиной 13 метров. Наружная стена была выполнена из травертиновых камней. Они были скреплены не раствором, а железными скобами. В целом строительный объект обладал сравнительно небольшим весом, так как основную его долю занимали арки, украшенные внутри статуями.

Колизей в разрезе с подземными сооружениями

Арена представляла собой деревянный пол, покрытый песком. Под ареной находилась сложная подземная структура, состоящая из 2-х уровней. Это сеть туннелей и клетки под ареной. В клетки помещали гладиаторов и животных перед началом соревнований. Имелось 80 подъёмников. Благодаря им, животные и декорации мгновенно доставлялись наверх. В подземные клетки животные попадали по подземным туннелям, соединённым с помещениями, находящимися за пределами Колизея. Подъёмники представляли собой специальные лифты, которые приводились в действие целой системой шкивов.

Существуют доказательства существования больших гидравлических механизмов, связанных с сетью водопровода. С их помощью можно было быстро затопить арену водой и имитировать морские сражения.

Сиденья для зрителей были каменными. Подразделялись они на ярусы. А каждый ярус предназначался для конкретного сословия. В первом ярусе насчитывалось 20 рядов скамей. На них сидели представители городской власти и сословие всадников. Во втором ярусе насчитывалось 16 рядов. Там усаживались обеспеченные римские граждане.

Далее шла высокая стена, отделяющая второй ярус от третьего. Сиденья третьего яруса располагались более круто, чтобы улучшить обзор арены. Предназначались эти места тоже для римских граждан, но только низшего сословия. Четвёртый ярус был построен при Домициане. Туда поднимались приезжие, рабы и самые бедные граждане Рима, так как за четвёртый ярус плата не бралась. Но и места там были в основном стоячие. Существовали группы людей, которых не допускали в Колизей. К ним относились бывшие гладиаторы, работники погребальных служб и актёры.

Поверженного гладиатора приговаривают к смерти

Краткая история Колизея после строительства

После строительства амфитеатр Флавиев служил местом ярких и кровавых зрелищ. Включали они в себя бои гладиаторов, поединки со львами и другими крупными хищниками, морские сражения. Свободные граждане Рима с удовольствием ходили на такие мероприятия. К тому же, там постоянно присутствовал император. В конце гладиаторских боёв именно он решал, оставаться жить побеждённым противникам или нет. Но при этом глава империи всегда ориентировался на мнение зрителей. Приняв решение, он либо поднимал большой палец руки вверх, что означало жизнь, либо опускал его вниз, что означало смерть.

В 217 году Колизей был повреждён в результате большого пожара, вызванного молнией. Тот уничтожил деревянные верхние уровни. Ремонтные работы продолжались до 240 года. Гладиаторские битвы проходили в амфитеатре вплоть до 435 года, но потом были запрещены, так как не соответствовали духу христианской морали. В 443 году произошло сильное землетрясение, и амфитеатр сильно пострадал. Большие восстановительные работы проводились в нём в 484 и 508 годах. Последняя охота на животных датируется 523 годом.

После нашествия варваров амфитеатр Флавиев постепенно начал приходить в запустение и разрушаться. В конце VI века на его территории была построена небольшая часовня. Арену преобразовали в кладбище. Ярусы, где располагались сиденья, преобразовали в жилые помещения и начали сдавать их в аренду. В конце XI века Колизей превратила в свой замок богатая семья Франгипани (римский клан).

Так выглядел бой гладиаторов с верхнего яруса

В 1349 году амфитеатру были нанесены большие повреждения сильным землетрясением. У него обрушилась вся южная сторона. Из этих камней впоследствии построили церкви, больницы, иные здания в других районах Рима. После этого огромную конструкцию начали постепенно растаскивать на строительные материалы. Только северная часть Колизея оставалась нетронутой, так как она считалась собственностью католической церкви.

В 1749 году римский папа Бенедикт XIV заявил, что амфитеатр Флавиев является священным местом, так как здесь были замучены первые христиане. Но нет никаких свидетельств, чтобы кто-то поддержал заявление Бенедикта XIV. Видимо у людей была большая заинтересованность в строительных материалах. Но папу никто ослушиваться не посмел.

Колизей (Colosseo)

Поэтому посередине арены разместили большой крест и алтари. Всё это было удалено только в 1874 году. Следующие римские папы также продолжали заботиться о Колизее. И по их приказу время от времени проводились капитальные ремонты оставшихся конструкций.

Внутри Колизея в наше время

В настоящее время величественное сооружение древности считается символом Рима. Его ежегодно посещает огромное количество туристов. Возле стен регулярно проводятся концерты, используя сохранившуюся стену амфитеатра как фон. К сожалению, окружающая атмосфера, загрязнённая выхлопными газами, негативно воздействует на древнюю конструкцию. Последние работы по восстановлению проходили с 1993 по 2000 годы. Обошлись они в 40 млрд. итальянский лир. Сумма большая, но деваться некуда, ведь нынешние поколения не должны забывать историю человеческой цивилизации.

Алексей Горобец

Колизей в Риме

Tours & excursions 15

#18Coliseum & Ancient Rome

Skip the time consuming lines and take a tour through one of the most significant archaeological sites in the world — the Coliseum and Ancient Rome.

€55+/person27#16Rome Wasn’t Built in a Day

Rome Wasn’t Built in a Day is for those of us with limited time or for those of us looking for the one day overview of Rome, then this Rome Highlights Tour is for you.

€215+/person28#5Rome in a Day Tour

See all of the main highlights of Rome and the Vatican on an 8.5-hour walking tour, with skip-the-line entry to the Vatican and Colosseum.

€139+/person33#9Ancient Rome Tour

See the best of Ancient Rome on our walking tour with skip-the-line entrance. Learn the history of Rome at sites such as the Colosseum, Roman Forum and Palatine Hill.

€59+/person31#20Ancient Rome Private Tour

Skip the lines to the Colosseum and Roman Forum, on your own private walking tour. See the best of Ancient Rome and learn of the 3,000 year history of the Eternal City.

€250+/person23#11Ancient Rome Group Tour

The perfect way to discover the ancient Rome is with our walking group tour. A professional guide will help you exploring several sites, explaining every detail.

€45+/person30#26Sightseeing tour in Rome by car

Try the unique experience of visiting Rome comfortably in a luxury car with personal English-speaking chauffeur.

€60+/person€190/tour7#33Open bus 1 day tour

To see all Rome in a short period of time its not necessary to take a helicopter, you may just have a 1 dat tour on a open bus and enjoy the best sights of Eternal City.

€20+/person5#40Rome on scooter

See all great buildings, monuments, magnificent sights of Rome in one day while riding a retro scooter and plunge in the atmosphere of Eternal City.

€100+/person4#41Bike tour around Rome

Explore Rome in 4 hours! Riding a bike around Rome is a great possibility to get aquainted with the city and its history.

€40+/person4#34Night bike tour

Taking a 4-hour night tour around Rome is a fascinating way to explore one of the most romantic city in the world and make your night different.

€45+/person5

More places to visit in Rome

#12Pantheon

Pantheon is the mysterious place in Rome, many scientists around the world try ti unravele the real purpose of it.

32#48Fontana dei Quattro Fiumi

The masterpiece of Italian baroque truly deserves being one of the most beautiful fountain in the world — gorgeousness, majesty and magnificence.

5#52Fontana del Nettuno

Fontana del Nettuno make the architectural ensemble of Italian Piazza Navona complete adding artistic atmosphere and elegance.

4#23Basilica of Saint Clement

This small and modest Basilica is located near the Colosseum and keeps the ancient treasures that will delight all lovers of antiquities.

13#31Terrazza Paradiso Restaurant

From the terrace of the restaurant opens a unique view of the high hills and castles and the eternal city, which within the night lights shimmers with all the colors of the rainbow.

8#6Largo di Torre Argentina

On the square are the ruins of the temples of the Roman republic and the place where Julius Caesar was assassinated.

40#18Castle of the Holy Angel

This castle was once the tallest building in Rome, and its history is very interesting for everyone, who visit it.

20#1Villa Borghese

Villa Borghese is a magnificent landscape park in the English style, a popular place for walks and picnics in Rome. Also here is the museum with the incredible collection of art.

66#47Gladiatore Lounge Bar

A quiet green garden with palm trees, a cozy rooftop terrace with breathtaking views of the old buildings and churches, will help to plunge into the pleasant atmosphere of the city.

5#19Trastevere

The real Rome is here: on the small street of Trastevere, where the music, the party and the rest never stop.

20#58Fontana del Moro

Fontana del Moro is an impressive sculptural composition that once underwent changes, but kept its majesty and significance.

2

Photo credit © Jerome Paz

Где находится Колизей?

Колизей — необъятный и величественный памятник архитектуры Древнего Рима. «Он настолько огромный, что полностью удержать его образ в памяти невозможно. «Увидев его, все остальное будет казаться вам маленьким»,- писал о нем однажды Гете.

Колизей — не просто главная достопримечательность Италии, наряду с Пизанской башнейи другими историческими памятниками. Это история, замершая в камне и навек сохранившая в себе те события, которые содрогали Рим сотни лет.

Колизей в Риме — история

Колизей — памятник нелегкой судьбы, ведь не реши Веспасиан уничтожить всеми способами следы правления своего предшественника императора Нерона, он никогда не был бы построен. На месте пруда с лебедями, который украшал Золотой дворец, в 80 году н.э был возведен грандиозный амфитеатр на 70 тыс. зрителей, ставший самым большим и красивым стадионом античного мира. Он получился настолько гигантским, что первое его имя, в честь династии Флавиев не прижилось. Колоссальный, громадный — именно так переводится с латинского языка гордое название Колизей.

Торжества в честь его открытия безостановочно проводились целых 100 дней. За это время в боях растерзали друг друга 2000 гладиаторов, и 500 диких зверей.

Как и другие римские амфитеатры, Колизей имеет форму эллипса, в середине которого находится арена. Длина внешнего эллипса составляет 524 метров, большая ось равна 188 метров, а малая — 156 метров, и это абсолютный рекорд. У второго по величине амфитеатра в Тунисе длина эллипса лишь 425 метров.

Длина арены Колизея — 86 метров, а ширина — 54 метра. Высота стен составляет от 48 до 54 метров. Под каждой аркой между средним и верхним ярусом находилось по одной статуе, потолки были украшены разноцветной штукатуркой, а на наружных стенах красовались бронзовые декоративные элементы.

В римском амфитеатре было 76 входов для публики, несколько для императора, его знати и гладиаторов. Таким, образом, все зрители могли разойтись после игры за 5 минут.

Сейчас это уже не пышный амфитеатр, а скорее символ строгого минимализма. За время своего существования он пережил нашествия варваров после развала Римской империи, пожары землетрясение и другие удары стихии. Даже сами римляне впоследствии использовали его как склад бесплатных строительных материалов, что считалось хорошим тоном.

Но даже спустя века после того, как разрушился Колизей каждый, кто видит его впервые, не может удержаться от восторга.

Интересные факты о Колизее

  1. На строительство Колизея, который простоял уже 2 тысячелетия, ушло только 9 лет.
  2. Места на его трибунах располагались, учитывая социальный статус зрителей. Так первые три яруса предоставлялись знатным гостям, а четвертый для простолюдинов.
  3. Технологии тех лет позволяли с помощью специально проведенных под ареной водоканалов, заполнять её водой. Причем длина импровизированного озера достигала нескольких метров.

    Чудо света амфитеатр Колизей в Италии

    На нем кроме гладиаторских и других сухопутных боев, проводились ещё и водные сражения, в которых могли участвовать даже галеры.

  4. В 15-16 столетиях папа Павел 2 брал из Колизея камни для постройки венецианского дворца, а папа Сиксист 5 хотел использовать его в качестве швейной фабрики.

Как добраться до Колизея?

К самому центру античного Рима, где находится Колизей в Италии, можно добраться на метро к станции Colosseo линия В, синяя. Сегодня неиссякаемые потоки туристов, вибрации интенсивного городского движения, ветра и морозы становятся для Колизея настоящим испытанием. Уже сейчас в нем насчитывается более 3 тыс. трещин, фрагменты постепенно отваливаются. И даже во время обычного шоппинга в Риме стоит задуматься о скоротечности времени и обязательно взглянуть на это чудо света, которое и по сей день не перестает удивлять.

24-5. Употребление прописных букв

Учебный материал:
Розенталь Д.Э. "Русский язык" (для школьников и поступающих в вузы). М., "Дрофа", 2001. §16, упр. 56-59.

Пишутся с прописной (большой) буквы Примеры Особые случаи написания
1. Имена, фамилии ( в том числе двойные, соединенные дефисом), отчества, псевдонимы, прозвища людей, а также собственные имена лиц, употребляемые в роли нарицательных, но не перешедшие в нарицательные, и фамилии и имена во множественном числе для обозначения людей, похожих на историческое лицо или литературного героя, для обозначения членов семьи. Михаил Юрьевич Лермонтов
Петр Великий
Дмитрий Донской
Максим Горький
Владимир Красное Солнышко
Иван Грозный
Всеволод Большое Гнездо
Ричард Львиное Сердце
Екатерина Великая
Салтыков-Щедрин
Римский-Корсаков
Гарин-Михайловский
Мамин-Сибиряк
Немирович-Данченко
Мельников-Печерский
Жолио-Кюри
современные Чацкие, Пушкины, Платоны, Карамазовы, Ростовы, Турбины, Теркины, Корчагины
1. Собственные имена, ставшие нарицательными существительными или употребленные в унизительно-презрительном смысле в обобщенно-нарицательном значении, пишутся со строчной буквы:
вольт, герц, мерседес, иван-да-марья, ампер, джоуль, шариковы, ионычи, плюшкины, молчалины, собакевичи, гришки отрепьевы, сталины, новые эдисоны (изобретатели), молодые эйнштейны (ученые), талантливые ломоносовы (абитуриенты, студенты).
2. Строчная буква употребляется в частицах, предлогах, союзах (ван, де, ди, ла, фон), входящих в состав иноязычных имен и фамилий:
Людвиг ван Бетховен
Ги де Мопассан
Антуан де Сент-Экзюпери
Бодуэн де Куртенэ
Леонардо да Винчи
Кола ди Риенцо
фон Бок,
а также в словах паша, бей, заде, оглы, кызы и др.:
Турсун-заде
Измаил-бей
3. Бывшие имена литературных героев, характеризующих особый стиль поведения, пишутся со строчной буквы: донкихот, донжуан
2. В китайских, корейских, вьетнамских, бирманских, индонезийских, цейлонских, японских фамилиях и именах все составные части пишутся раздельно с прописной буквы. Ли Чван Су
У Дау Ма
Мао Дунь
3. Индивидуальные названия, относящиеся к области мифологии и религии. Зевс, Геркулес, Дракон, Марс, Пегас, Иисус Христос, Будда, Магомет, Изида, Перун, Аполлон, Аллах, Бог, Святой дух, Пресвятая Богородица, Рождество, Троица, Пасха, Яблочный Спас, Патриарх Московский и всея Руси, Библия, Евангелие, Коран, праздник Рождества Христова С маленькой буквы пишутся названия, связанные с религией и мифологическими существами:
католичество, православие, нимфа, русалка, черт, домовой, кикимора, храм, монастырь, икона, митрополит, игумен, вечерня, утреня, литургия, крестный ход
4. Клички животных. Каштанка, Мурка, Рекс, Рыжик, лиса Алиса, собака Шарик, конь Вороной, Гнедой, лошадь Холстомер, пес Трезор Породы животных пишутся со строчной буквы:
собака пудель
конь вороной, буланый, саврасый (масти лошадей)
5. Имена басенных, сказочных персонажей. Красная Шапочка Серый Волк проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка Снегурочка Дед Мороз Змей Горыныч собаки Белка и Стрелка
6. Притяжательные прилагательные с суффиксами:
а) -ов (-ев), -ин (со значением притяжательности, вопрос "чей?"), образованные от собственных имен лиц, животных, мифологических существ.
Петров день
Далев словарь
Ванин телефон
Галина сумка
Настино сочинение
Муркины котята
Нептуново царство
Кощеева смерть
Прилагательные, употребляющиеся в переносном значении (не обозначающие принадлежность) и использующиеся во фразеологизмах, пишутся с маленькой буквы:
ахиллесова пята (уязвимое место)
прокрустово ложе (мерка, под которую искусственно что-то подгоняют)
авгиевы конюшни (очень загрязненное место)
геркулесовы столбы (высшая, крайняя степень чего-либо)
аннибалова клятва (твердая решимость бороться до конца)
б) -ск- (в значении "имени такого-то", "памяти такого-то") Ломоносовские чтения
Бетховенская увертюра
Пушкинский музей
Толстовская премия
Нобелевская премия
Шуваловская стипендия
Суффикс -ск- (в значении "принадлежность", стиль, манера, кому-то принадлежащие):
пушкинские стихи
толстовский стиль
чеховская "Чайка"
тургеневские образы
7. Названия исторических эпох и событий (в составных названиях все имена собственные), а также первое слово в названиях профессиональных праздников, знаменательных дат. Древняя Русь
Древняя Греция
Киевская Русь
Ренессанс (эпоха)
Петровская эпоха
Древний Рим (государство)
эпоха Просвещения
Куликовская битва
Женевская конвенция
Олимпиада 2004 года
Первое мая (1 Мая)
Восьмое марта (8 Марта)
День взятия Бастилии
День Победы (важнейшее историческое событие, поэтому второе слово пишется тоже с прописной буквы)
День Конституции
Но!ренессанс (стиль)
Но!допетровская и послепетровская эпохи
Но!древний Рим (город)

Названия исторических эпох и событий, не являющихся именами собственными, а также названия геологических периодов пишутся со строчной буквы:
античный мир
каменный век
мезозойская эра
ледниковый период
феодализм
средневековье
русско-турецкая война
гражданская война

8. Названия организаций, учреждений, фирм:
а) все слова, кроме служебных, в названиях высших правительственных и государственных учреждений, а также профсоюзных и международных организаций.
Государственная Дума
Прокуратура РФ
Организация Объединенных Наций
Совет Безопасности
Правительство РФ
Федеральное Собрание
Но!Конституционный суд
б) первое слово в названиях центральных учреждений, общественных организаций, научных и учебных учреждений, зрелищных предприятий и учреждений культуры. Центральный банк России,
Министерство образования,
Федерация независимых профсоюзов России,
Министерство обороны,
Министерство внутренних дел,
Федеральная служба безопасности,
Издательский дом,
Академия наук,
Московский государственный университет,
Дворец культуры,
Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Но!нижняя палата
палата лордов
рейхстаг
парламент
меджлис
сенат США

Названия отделов учреждений пишутся со строчной буквы:
кафедра английского языка
проектный отдел

9. Наименования высших должностей, званий, титулов. Президент России,
Премьер-Министр,
Председатель Государственной Думы,
Секретарь Совета Безопасности,
Герой РФ,
Святейший Патриарх Московский и всея Руси,
Папа Римский
Но! названия должностей, званий и титулов пишутся с маленькой буквы:
лауреат
народный артист
министр
маршал
генерал
член-корреспондент
император
президент фонда
доктор наук
заведующий кафедрой
декан
кандидат наук
профессор
10. Все слова, кроме слов "орден" и "степень", в названиях орденов, не выделяемых кавычками. орден Славы 1 степени,
орден Красного Знамени,
орден Александра Невского,
орден Кутузова
11. В названиях орденов, медалей и знаков отличия, выделяемых кавычками, с прописной буквы пишется только первое слово и входящие в название имена собственные. орден "За заслуги перед Отечеством",
медаль "За отвагу",
медаль "В память 750-летия Москвы",
медаль "За трудовое отличие",
нагрудный знак "Отличник народного просвещения"
Но!орден "Знак Почета"
медаль "Золотая Звезда"
12. В названиях документов, памятников старины, произведений искусств, литературных произведений, органов печати. Конституция РФ,
Исаакиевский собор,
Колизей,
Ветхий Завет,
Новый Завет,
храм Христа Спасителя,
собор Василия Блаженного,
Царь-колокол,
Царь-пушка,
Девятая симфония Бетховена,
роман "Преступление и наказание",
газета "Коммерсант",
опера "Пиковая дама"
13.

15 интересных фактов о римском Колизее

Все слова в астрономических названиях, кроме нарицательных слов "планета", "созвездие", "туманность", "комета" и порядковых значений светил (альфа, бета).

Земля
Луна
Солнце
Венера
Марс,
созвездие Большой Медведицы,
туманность Андромеды
альфа Южной Рыбы
бета Весов
Млечный Путь
комета Галлея
Но! слова земля, солнце, луна пишутся со строчной буквы, если не являются астрономическими наименованиями.
14. Географические и административные названия:
а) материков, государств, стран
Европа, Азия, Америка, Западная Европа, Африка, Австрия, Великобритания, Италия, Соединенные Штаты Америки
б) городов, деревень, улиц, площадей и т.д., а также части составных наименований, соединенных дефисом город Смоленск,
город Гусь-Хрустальный,
Красная площадь,
деревня Никулино,
усадьба Ясная Поляна,
мост Лейтенанта Шмидта,
Арбат (улица),
Московская область,
Переславль-Залесский,
Покровское-Стрешнево,
Волго-Донской канал
Но! служебные слова, стоящие в середине географических названий пишутся со строчной буквы и имеют дефис с обеих сторон:
Ростов-на-Дону
Комсомольск-на-Амуре
Так же пишутся и иноязычные составные наименования:
Рио-де-Жанейро
Франкфурт-на-Майне
Сантьяго-де-Куба
в) океанов, морей, озер, рек, гор. Индийский океан
море Лаптевых
Средиземное море
озеро Балхаш
река Истра
Уральские горы
Альпы
15. Сложносокращенные официальные наименования организаций, учреждений. Уралмаш
Интербанк
Госдума
Госуниверситет
Но! пишутся с маленькой буквы сложносокращенные наименования должностей, учреждений:
профсоюз
командарм
начдив
комбриг
16. Аббревиатуры, составленные из первых букв или первых слогов официальных наименований. ООН
ЮНЕСКО
ОБСЕ
МХАТ
Би-Би-Си
Си-Эн-Эн
НАТО
МГУ
НТВ
ЛДПР
Но! аббревиатуры, обозначающие нарицательные понятия, пишутся с маленькой буквы:
вуз
тюз
нэп
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
ГЭС, ТЭЦ, ЖЭК

Упражнения

Упражнение 30-6 Упражнение 30-7

Контрольный тест 12-3

Чудо света Колизей. Строительство, архитектура и история Колизея

История строительства Колизея

Само слово «колизей» означает в переводе с латинского «огромный» или «громадный». Возможно, этот памятник архитектуры и истории получил своё имя из-за размеров. Но некоторые считают, что это название появилось ещё до возникновения самого сооружения. В самом начале нашей эры император Римской империи Нерон приказал своим подданным построить ему шикарный дворец. Это было поистине колоссальное сооружение, оно располагалось на склонах сразу трёх холмов и называлось «Золотой дом Нерона». Дворец занимал настолько большую территорию, что вызывал недоумение у жителей Рима. Среди роскошных садов, окружавших дворец, была установлена огромная бронзовая статуя, изображавшая Нерона. По высоте её можно сравнить с 12-этажным домом. По задумке полубезумного Нерона его статуя должна была стоять на берегу моря. И тогда у её ног вырыли огромный котлован и наполнили его солёной водой.

Сам «Золотой дом Нерона» представлял собой нечто удивительное. Снаружи он был украшен золотом, перламутром и драгоценными камнями. Потолки были обшиты тканью, украшенной слоновьей костью. В этой обшивке были сделаны отверстия для цветов, которые сыпали в комнаты по приказу императора. Также в отверстия проходили трубки, через которые по комнатам разбрызгивали благовония. Весь дворец был построен в космическом стиле, отражавшем и красоту окружающего мира и величие и бесконечность Вселенной.

Как известно, в 98 году Нерон покончил жизнь самоубийством, и на его место встал новый император – Веспасиан из династии Флавиев. Он разрушил дворец до основания, а статую расплавил. Искусственное море было осушено, а на его месте был заложен фундамент огромной арены, которую мы сейчас и называем Колизей. А тогда её называли «Амфитеатр Флавиев». С помощью этой постройки Веспасиан хотел показать жителям Рима, что он в отличие от Нерона заботится не столько о себе, сколько о своём народе.

О том, что когда-то здесь был водоём, говорили лишь каналы и шлюзы. Позже их использовали для зрелищных морских боёв, затапливая арену. Чтобы представить масштабы сооружения, нужно представить себе толпу в 60 тысяч человек. Все они поместились бы в Колизее. Некоторые исследователи говорят, что на строительство такого гигантского сооружения императора подвигли египетские пирамиды. Они настолько поразили его своим масштабом, что как и любой император, Веспасиан решил во что бы то ни стало построить что-то столь же великое на своей родине.

Архитектура Колизея

Конечно, сейчас Колизей выглядит совсем не так, как в годы правления Веспасиана. Время и небрежное отношение потомков сделали своё дело. Но попробуем вернуться в 1 век нашей эры и посмотрим на это чудо света глазами древних римлян. Строился «Амфитеатр Флавиев» в течение 8 лет. Он был построен в форме овала, по периметру арены были возведены 80 больших арок, на них – более мелкие. Арену окружает стена в 3 яруса, а общее количество больших и малых арок составляло 240. Чуть подальше были сооружены галереи, предназначенные для отдыха зрителей, там же крикливые торговцы продавали различные товары. Может показаться, что постройка выглядит скучно из-за однообразных арок. Но благодаря овальной форме арены на каждую из арок свет падает по-разному, что придавало Колизею интересный и немного загадочный вид.

Снаружи Колизей был отделан мрамором, по его периметру располагались прекрасные статуи. Внутри него сверху вниз спускались 80 рядов, где сидели зрители. Заходили римляне сразу через 64 входа, которые располагались с разных сторон амфитеатра. Внизу были расположены специальные места для вельмож Рима и, конечно же, трон императора. Так как Колизей – это открытая арена, то порой в непогоду зрителям приходилось укрываться от дождя. Жгучее римское солнце тоже доставляло много неудобств.

Древний Римский Колизей

Но для знати была придумана специальная система, которая позволяла натягивать тент из парусины над головами зрителей.

На каждом ярусе стояли колонны, выполненные в разных стилях. На первом – в дорическом, на втором – в ионическом, а на третьем – в коринфском стиле. Также на втором и третьем ярусах были установлены статуи, выполненные лучшими римскими мастерами.

Пол арены, где происходило самой действо, был сделан из дерева, обычно его посыпали песком. Но иногда арену затапливали водой и устраивали настоящие морские бои – с кораблями и оружием, их называли навмахиями. Вот тогда-то и шли в ход шлюзы и каналы, сделанные ещё Нероном.

Колизей сквозь время

Если бы мы жили в Риме почти 2 тысячи лет назад, то застали бы торжественное открытие Колизея. Праздник в честь открытия амфитеатра длился 100 дней, были приглашены гости со всех концов света. Всем предлагали различные угощения – мясо птицы, орехи, печенье, финики и сливы. Также в дни празднования можно было выиграть подарки, причём ценность их была совершенно разной. Кому-то доставались несколько головок салата, а кому-то – несколько фунтов золота.

Колизей был предназначен для различных представлений – и театральных, и спортивных. Но наиболее известны нам кровавые гладиаторские сражения. В Риме были и другие сооружения, предназначенные для развлечений. Что касается театрального искусства, то римляне предпочитали комедии, и то далеко не всегда могли досмотреть их до конца. Известны случаи, когда во время спектакля по толпе разносился слух о том, что в Колизее начинаются бои, и тогда все вскакивали и убегали, не обращая внимания на актёров. Нам не понять этих жестоких игр. Но жителем Рима начала 1 века нашей эры ужасно нравилось смотреть на битвы, где кровь льётся рекой, или где человеку приходится проявлять всю свою ловкость, чтобы избежать смерти от когтей и зубов хищных зверей. Счастливчики после боя уходили со множеством наград, а вот побеждённые или погибали на месте, или по желанию толпы убивались в камерах. Очень редко люди давали шанс побеждённому гладиатору.

Что касается животных, то часто их привозили из других стран. Это были величественные хищные звери, но им суждено было погибнуть под рёв многотысячной толпы, обезумевшей от жажды крови.

Здесь же погибли первые христиане. Людей, пожелавших принять новое учение, вывели на арену и отдали на растерзание хищникам. Легенды говорят о том, что матери кидались вперёд в лапы зверей, лишь бы защитить своих детей. Но гибель была неминуема для всех. Таким же образом был убит зодчий Колизея – Гавденций, пожелавший принять христианство. Прошло более 200 лет прежде чем получилось прекратить эти кровавые зрелища. Некоторые люди возмущались ими, но большинству нравились эти «представления».

Несмотря на предназначение этого сооружения, Колизей поистине – великое творение человеческих рук. Однако когда пала Римская империя, он перестал быть нужен, и начал постепенно разрушаться. В средние века христиане, которых убивали здесь же, по иронии судьбы совершали свои службы именно в Амфитеатре. А в 13 веке из него сделали каменоломню. Камни, из которых был построен Колизей, использовали для строительства домов аристократов, церквей, а позже – канцелярии Папы Римского и мостов.

Сейчас, придя на место когда-то величественного «Амфитеатра Флавиев», мы сможем увидеть лишь руины, однако и они заставляют поразиться масштабом и размахом этого сооружения.

7 чудес света

Автор: Артанова Наталья
Статья защищена законом об авторских и смежный правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский сайт www.inmoment.ru обязательна.

Вернуться в начало раздела Мода
Вернуться в начало раздела Красота и Здоровье

Leave a Comment