Констанция город в румынии

dergachev_va

Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева

Казино вблизи морского вокзала является символом Констанцы, а его плачевное состояние характеризует десятилетние «успехи» европейской интеграции страны.
Констанца (310 тыс. жителей) — морская столица и третий по величине город Румынии. В окрестности имеются минеральные источники и протяжённые морские пляжи курорта Мамайя.
В античную эпоху на месте Констанцы находилась древнегреческая торговая колония Томы, основанная около 500 года до н.э. В 29 году до н.э. город был захвачен римлянами. Здесь в начале новой эры отбывал ссылку и умер поэт Овидий.
Позднее город был переименован в честь единокровной сестры Константина Великого (274—337). В 681 году местные земли вошли в состав Болгарского царства, а с 1419 года — в составе Османской империи.
К середине 19 века в населении города доминировали крымские татары (~36 %), переселившиеся сюда из Крыма, после его вхождения в состав Российской империи, греки (~30 %) и болгары (~24 %). В 1878 году, по итогам Берлинского конгресса, Констанца и остальная часть северной Добруджи была передана Османской империей Румынии, после чего начался активный приток румынского населения. В настоящее время в численности населения абсолютно преобладают румыны (92,2 %), турок около 2,9 %, крымских татар до 2,8 %.
22 октября 1916 года город был оккупирован германскими войсками. По Бухарестскому мирному договору 1918 года город оставался под совместным контролем Центральных держав и в том же году освобожден союзными войсками.
***
В годы Второй мировой войны Румыния являлась союзником нацисткой Германии, в военно-морской базе Констанцы дислоцировались кроме румынского флота германские и итальянские ВМС, контролировавшие северную часть Черного моря. Поэтому Констанца неоднократно подвергалась ударам кораблей и авиации советского Черноморского флота.
20 августа 1944 года началась Ясско-Кишиневская наступательная операция войск 3-го Украинского фронта под командованием Маршал Советского Союза Федора Толбухина. Успешное развитие операции и победа Августовского восстания в Бухаресте позволили десанту советского Черноморского флота 30 августа 1944 года занять Констанцу без сопротивления противника.
Командующему румынским флотом адмиралу через пленного румынского офицера был передан ультиматум, с которым он мужественно согласился, а немецкие корабли покинули ВМБ. Советский десант из 30 торпедных катеров и 6 катеров «малый охотник» вышли из дельты Дуная к Констанце, имея на борту около 800 солдат и офицеров морской пехоты. На озере близ Констанцы приводнились несколько советских гидросамолётов с воздушным десантом. Без сопротивления со стороны румын были заняты штабы румынского флота и военно-морской базы. Ввиду отсутствия сопротивления румынские военные экипажи занятых кораблей были распущены по домам. Всего в порту в качестве военных трофеев советским морякам достались 4 эсминца, миноносец, 2 румынские подводные лодки, 4 малые итальянские подводные лодки, плавбаза, 7 минных заградителей, несколько тральщиков и катеров.
***
В настоящее время порт Констанца, расположенный на юго-востоке города, является крупнейшим после Новороссийска черноморским портом, восточными морскими воротами Евросоюза. В 2016 году суммарный грузооборот порта Констанца составил 52 млн. тонн, в том числен 45% с пришлось на перевалку зерновых грузов. Проектная мощность — 120 млн. тонн (спасибо диктатору Чаушеску). В порту действует 140 причала, общей протяжённостью — 30 км. Румынский порт может обрабатывать суда осадкой до 19 метров (в украинских портах 13 — 15 метров). Порт Констанца также имеет современные паромные и контейнерные терминалы. Контейнерный хаб обслуживает крупнейший на Черном море оператор – компания DP World Constantza. Головной офис управляющей компании находится в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты). Выбор данного оператора был одним из условий приема Румынии в Европейский Союз. Истинные арабы (бедуины), работающие в этой компании обладают профессионализмом и качествами, не свойственными многим другим — не пьют, не курят и не берут взяток.
К югу от Констанцы находится судоходный канал Дунай – Черное море.
Причалы северного порта Констанцы

http://photos.wikimapia.org/p/00/00/37/63/40_big.jpg
В городе расположены Генеральные консульства КНР, Россия и Турции. У Констанцы — 24 города-побратима, в том числе Новороссийск (Россия) и Одесса (Украина).
***
Знаменитый русский румынский эстрадный певец Пётр Лещенко (1898 – 1954) после ареста в июле 1952 года был перевезён в Констанцу и допрошен как свидетель по делу Веры Белоусовой-Лещенко, которая обвинялась в измене Родине. Через два года он умер в другой румынской тюрьме, место его захоронения неизвестно.
Яхту на переходе Варна — Констанца встречает румынский пограничный катер

На подходе к яхт-клубу в Констанце

Вход в бухту


Здание морской администрации (?)


Lupa Capitolina. Румыны идентифицируют себя как потомков древних римлян. Это символизирует скульптура «Капитолийская волчица», оригинал которой, датированный 5 веком до н.э. хранится в музее в Риме. Скульптура изображает волчицу, вскармливавшую двух младенцев – Ромула и Рема, впоследствии согласно легенде ставших основателями Рима. Высокий постамент, вероятно, позволяет надеяться, что скульптуру видят в современном Риме, где, правда, уже живут не античные римляне, а другой народ. Кроме того, взоры граждан устремлены на волчицу, что позволяет не замечать мусор и грязь на улицах морской румынской столицы. В Европейский союз Румыния вступила, надеясь занять почетное место у истоков западноевропейской цивилизации.

Площадь Овидия. Национальный музей истории и археологии


Перед музеем стоит памятник римскому поэту Публию Овидию Назону. Он родился в 43 году до н.э. и был сослан в город Tomis (Constsnta) в 8 году н.э., где и умер спустя 9 лет.

Скульптура на античную тему


Музей искусств

Знаменитое казино на морской набережной Констанцы. Первое здание казино было построено после войны за независимость с Османской империей в 1880 году. Оно находилось возле Farul Genovez (Генуэзский маяк), в конце бульвара Bulevardul Elisabeta. В здании были танцзал, два читальных зала, две игровые комнаты и терраса с видом на побережье. На террасе собиралась привилегированная публика, для которой каждый летний вечер проводились балы, играл военный духовой оркестр и регулярно организовывались концерты знаменитостей.
В 1891 году Cazinо разрушил сильный шторм, и через два года было возведено новое здание.
В 1910 году по заказу мэрии сооружено современное здание казино в стиле модерн. Верхняя часть здания была богато украшена лепниной на морскую тематику. Вскоре Cazino стало очень известно за границей, игроки инкогнито приезжали сюда со всей Европы. Здание стало главным символом города, было очень популярным у состоятельных людей, хотя неоднократно страстных игроков азартных игр поглощали морские волны. Проблема широко обсуждалась в румынском парламенте, но, несмотря на это, азартные игры не были запрещены. Во время Первой Мировой Войны здание Cazino использовали в качестве больницы. В период между двумя мировыми войнами казино опять стали использовать по прямому назначению. В советское время в этом здании проводились партийные заседания, затем работал ресторан.
В 1985-1987 годы Cazino было восстановлено, а мебель внутри полностью заменена. На сегодняшний день здание находиться в заброшенном состоянии. Оно продолжает оставаться единственной румынской постройкой в стиле модерн. В 2011 году правительство Румынии передало «Constanta Casino» Министерству регионального развития и туризма, сохранившее его плачевное состояние.


Отреставрированная морская набережная Констанцы

Православный собор святых Петра и Павла на улице Архиепархии (Strada Arhiepiscopiei). Храм сооружен в 1885 году после освобождения от турок.

Анатолийская средневековая мечеть сооружена турками

Королевская мечеть Кароля I (Moscheea regala Carol I) построена по повелению румынского короля в 1910 году, является фактически двойником Анатолийской мечети и духовным центром для мусульманского населения Констанцы. Минарет достигает высоты 50 метров, с его смотровой площадки открывается вид на Старый город и порт. В архитектуре здания прослеживается смесь византийского и румынского стилей. Муэдзин несколько раз в день поднимается на вершину минарета, преодолевая при этом 140 ступеней вверх, чтобы призвать верующих к молитве.

Католический собор святого Антония возведен в 1937 году в романском стиле.

Еще одно культовое здание

Королева Румынская Елизавета Гогенцоллерн, принцесса Видская (1843 – 1916) родилась в старинном замке с башнями, стоявшем на высоком утесе над Рейном. Ее отец Герман принадлежал к древнему роду князей Видских. Её мать Мария Нассауская происходила из не менее древнего рода. Младший брат ее матери, принц Николай Нассауский женился на дочери Александра Пушкина — Наталье. Елизавета сочувствовала дяде и его красавице жене, и прожила с ними в Петербурге полтора года. Елизавета состояла в дальнем родстве с потомками Николая I, женатого на двоюродной сестре ее бабушки, и другими Романовыми. В двадцать шесть лет Елизавета вышла замуж за тридцатилетнего Карла Гогенцоллерна, ставшего усилиями европейской дипломатии князем Румынским в 1866 году. В 1881 году, княжество стало независимым королевством Румынским, и подданные отпраздновали коронацию Карла и Елизаветы. Королева оказалась плодовитой писательницей (литературный псевдоним Кармен Сильва), много печаталась в европейских журналах. Несмотря на это увлечение, брак был счастливым, она постоянно повторяла: «Я прежде всего жена, затем королева, а затем уже поэт».
Некоторые высказывания Кармен Сильвы:
«Хуже, чем ждать, может быть только одно: когда уже нечего ждать».
«Для мужчины несчастная любовь — предлог к наслаждению без всякой любви».
«Когда надежда нас покидает, она уходит копать нам могилу».
Памятник Кармен Сильве (румынской королеве Елизавете Румынской)

Улицы Старой Констанцы

Многие здания Констанцы находятся в удручающем состоянии. За последние полтора века национальный состав населения поменялся кардинально, при коммунистах была осуществлена национализация значительной части жилого фонда. Одним из условий вступления в Евросоюз была реституция. Возвращение собственности бывшим владельцам идет медленно, включая многолетние судебные разбирательства. Кроме того нельзя игнорировать фактор элементарной бесхозяйственности.



Здание с колоннами и восседающими сверху львами в Старой Констанце (strada Nicolae Titulescu 9). В этом здании в 30-е годы двадцатого столетия собиралась Масонская Ложа Констанцы.


В Старой Констанце роскошные особняки соседствуют с застройкой типа хрущевок.

Разруха и мусор является неотъемлемой частью городского пейзажа морской столицы Румынии. По асфальту в переулках текут непонятные ручьи с характерным запахом. Здесь не сразу осознаешь, что находишься в стране Европейского союза.


Правда, уже появились современные канализационные люки с гербом города

Румынский климатический и грязевый курорт Мамая расположен к северу от Констанцы на восьмикилометровой косе между Чёрным морем и озером Сютгол (по-турецки «молочное озеро»). Интенсивное освоение территории началось в 1958 году.

http://seacool.ru/i2/mamaya.png
Яхта перед последним переходом в Одессу

Маяк при выходе из порта Констанца

Затонувший сухогруз

На рейде порта Констанца


Румыны активно осваивают морские месторождения нефти и газа. Благодаря украинской власти румыны в 2009 году в Международном суде ООН в Гааге прирастили свой шельф. Эта первая потеря украинской территории была преподнесена оранжевой властью как очередная Виктория. Стоит ли удивляться, что впоследствии без сопротивления был сдан Крым.
Метки: Румыния, Средиземноморский яхтинг


ts58

Констанца оставила неизгладимое впечатление. Третий по величине город Румынии, главный морской порт страны и один из основных в Европе, древний город на Чёрном море. Город безусловно красивый, атмосферный, наполненный старинной архитектурой при всём при этом оказался грязной дырой, из-за которой мы в итоге решили уехать из Румынии раньше запланированного.
Я ни в коем случае не хочу сказать, что тут нечего делать — я получил массу удовольствия и впечатлений от Констанцы. Только мы надеялись на что-то типа Одессы, а на деле то, что мы увидели, больше походило на Турцию…
1. Констанца живёт морем. Быстренько преодолев городские массивы по основным проспектам, мы поспешили к побережью. Идея была такая: раз Констанца — главный румынский город на море, здесь должна быть какая-то приличная набережная, около воды мы ждали увидеть какую-то движуху, почувствовать летний приморский драйв. Тем более тёплый июльский вечер к этому как нельзя кстати располагал.
Мы знали, что на побережье Чёрного моря близ Констанцы расположен какой-то крупный завод, а в самом городе — порт. Но это ведь не должно быть помехой, верно? Собственно, порт мы увидели сразу, с центрального городского променада. Он и правда впечатляет:

2. Второе, что тут же бросается в глаза на набережной, — это здание Казино. Главная достопримечательность Констанцы, единственный образец архитектуры в стиле арт-нуво в Румынии, символ города, который изображают на всех сувенирных магнитиках и кружках. Здание построено в 1910-м году, пережило две войны и социализм. Но не муниципальную бесхозность. Сегодня разрушено и заброшено, вместе со своими шикарными залами и внутренней отделкой. Стоит с разбитыми стёклами и фекалиями всех сортов вокруг. Рядом стоят люди и вдохновенно созерцают черноморский прибой:

3. Представилась аналогия: в третьем городе России (Новосибирск) главное здание города (вокзал не трогаем, пусть будет театр оперы и балета — вроде и символ города, и по назначению похоже) стоит в таком состоянии. Не, я конечно понимаю, что у нас кругом разруха-пьянь-коррупция-валить-отсюда-надо итп. Но театр оперы и балета в Новосибе вполне нормально выглядит. И даже действует. Да и не только в Новосибирске основные достопримечательности более-менее.
Мусор и срач за раздевалками центрального пляжа Констанцы я уже показывал в основном посте про Румынию, здесь ограничимся общим видом:

4. Основная набережная пляжем, в общем-то, и заканчивается. Да и после увиденного оставаться на ней и не особенно хотелось. Теперь пройдёмся по городу.
Констанцу я бы условно разделил на три концентрических полукольца, обрезанных морем. Первое — вплотную прилегающее к морю. Это старый город. Архитектура тут эклектична, но безусловно красива. Узенькие улочки спускаются к морю вдоль старинных домов, стены которых увиты южными растениями. Неплохо. Но атмосфера подкачивает.
Кругом, наравне с обычными европеоидными людьми, присутствуют какие-то тёмные ребята, громко и агрессивно орут друг на друга, жестикулируют. Ну или на худой конец сидят на балконах в домашней одежде и рубятся в настольные игры.

5. Старинные дома далеко не в идеальном состоянии — разрухи очень много. Как и мусора, валяющегося в переулках. По асфальту текут непонятные ручьи, запах стоит не из приятных. Здесь меня впервые коснулось чувство, что таким я ожидал увидеть скорее Стамбул. Я Стамбул не видел, и, судя по чужим фоткам, он куда чище и современнее Констанцы. Но ощущение нахождения в Азии упорно не хотело меня покидать и усиливалось по мере прогулок по Констанце.

6. Окончательную победу чувство нахождения на Востоке отпраздновало, когда посреди старого города мы упёрлись в какие-то разрушенные дома и огромную мечеть.
Мечеть Кароля I (Carol I), или же большая мечеть Махмуда II, построена в 1910-м году. Говорят, с минарета открываются классные виды на город, но мы не поднимались:

7. Более того, Констанца — первое, и пока единственное, место, где я увидел дорожный указатель на Стамбул. И расстояние на нём было указано в два раза меньше, чем мы проехали из Москвы. Своеобразное чувство — когда приближаешься, но не пересекаешь границу своего, привычного мира. Конечно, у нас пол страны в Турцию мотается, но кажется из них немногие выезжают за пределы отеля, а на полноценное самостоятельное путешествие по стране (а не по морским курортам) решаются единицы. В Констанце я почувствовал, что это вполне реально. Проехать ещё тысячу километров и оказаться в Турции…
В противовес всему сказанному — здание в отличном состоянии и наиклассического румынского архитектурного облика, про который я рассказывал в посте про Тулчу. Расположено тут, кстати, не абы что, а какой-то филиал румынского министерства обороны:

8. Если разобраться, ничего удивительного в моём ощущении «азиатскости» окружающего города нет. Констанца более 450-и лет входила в состав Османской империи и гораздо больший срок просто подвергалась её влиянию. Крымскотатарское население здесь доходило до трети от общей массы, и среди домиков старого города и сегодня вполне можно найти здания тюркского происхождения.
В наши дни крымских татар вместе с турками тут живёт едва более 6%. А румын, как и по всей стране, — более 90 процентов. Вообще, если вчитаться в историю Румынии, становится удивительно, как этот народ без особого кровопролития в короткие сроки выселяет и ассимилирует другие этносы с вновь полученной территории.
На фото — нечто чудовищное. Правая часть дома непонятной формы разрушена окончательно, а в левой — сушится бельё:

9. В принципе, те или иные неприятные проявления разрухи и бедности, описанные мною выше, встречаются во многих российских городах. Но всё же, российские города с таким уровнем запущенности — обычно глухая провинция. А здесь мы говорим о третьем городе страны, подробно описанном в путеводителях и позиционируемом как «центр морского туризма Румынии».
Отреставрированное здание запросто может стоять стенка к стенке с разрушенным:

10. Или например заброшенный домик может быть зажат двумя небедными кафешками:

11. Эталоном дыры для меня ранее был город Болохово Тульской области (без обид). Но Констанца его пожалуй переплюнула. Да, сравнивать глупо: Болохово по-любому проиграет. Но сделайте скидку на масштабы и уровень — и они окажутся рядом.
Второе, пожалуй, по красоте и значимости здание Констанцы — «дом со львами», построенный в конце XIX-го века. У его подножия неожиданно обнаружилась пятёрка жигулей на местных номерах:

12. Улица Архиепархии (Strada Arhiepiscopiei) в Констанце примечательна своей мультиконфессиональностью. Помимо показанной выше мечети, здесь также располагается Православный Собор Святых Петра и Павла 1885-го года постройки. Собор отличается от более поздних православных сооружений Румынии ещё не ослабшим в те годы османским влиянием. Так что Турция в Констанце прорезается даже в христианской архитектуре:

13. Где-то неподалёку должна быть синагога, но мы её не нашли. Завершает картину католический собор святого Антония, построенный в 1937-м году в романском стиле:

14. О чём я забыл упомянуть в заглавном посте про Румынию, так это о красоте местных девушек. Конечно, украинок они не переплюнут, но внимания румынки заслуживают. Самый приятный и характерный типаж румынской красавицы — темноволосая смуглая девушка с европейскими чертами лица и сексапильной фигурой. Фотографировать примеры постеснялся.
Внушительное и прекрасное здание музея национальной истории и археологии Констанцы, архитектурно относящееся к классическому румынскому стилю, с фасада я снял плохо, при желании можно найти в поисковике. Привожу фотографию с тыла:

15. Исторически Констанца начиналась древнегреческим городом-колонией Томы (Tomis). Впоследствии город был завоёван римлянами, от которых современным румынам перепал язык и религия. В Константиану город был переименован уже под Византией.
Греческими корнями, пусть и весьма условными, в Констанце гордятся не меньше, чем по Румынии в целом гордятся дальним родством с римлянами. Загадочное слово Tomis здесь встречается в названиях и улиц, и кинотеатров, и кафе. На месте бывшей крепости разбит небольшой скверик с предметами древнегреческой тематики:

16. Вернёмся к моему условному делению Констанцы на сектора. Сквером с остатками античной крепости заканчивается прибрежный старый город и начинается средняя часть Констанцы, на мой взгляд самая приятная.

17. Средняя часть Констанцы — обаятельный, не сильно разрушенный южный город с присутствием частного сектора, тенистых деревьев и домов XIX-го века:

18. Тут уже не встретишь цыган, кричащих из окон старых хибар, помоев и разрухи. Архитектура местами прелестная и неаутентичная, местами напоминает русский классицизм.
На гугл-картах это здание выглядит сильно обшарпанным. Значит, последние годы в городе что-то ремонтируется:

19. В этой части Констанцы гулять приятнее всего. Розовое здание на фото — аптека, появившаяся тут в начале XX века стараниями фармацевта Ioan Miga. Она до сих пор носит его имя.
Обратите внимание на нагромождение проводов — у нас такое бывает скорее в виде исключения, а для Румынии — стандартная картина:

20. Некоторые дома, если скурпулёзно не вглядываться, ну очень напоминают южную Россию:

21. В этой части города уже можно наткнуться и на приличные магазины, и на скверы, и на театры. На фото — национальный театр оперы и балета Олега Дановски, открывшийся в 2004-м году после реорганизации:

22. Кафешка, ненавязчиво встроенная в тротуар, не пожалела даже электрический столб с деревом:

23. Но в Констанце хорошего понемножку. Расслабившись, гуляя по зелёным улочкам, мы набрели на ещё одну достопримечательность — пешеходную улицу Стефана Чел Маре:

24. Непонятно, почему пешеходную улицу нужно было делать именно здесь. Одна её половина застроена сплошь серыми социалистическими коробками с вкраплениями функционализма, на который, впрочем, большинству туристов начхать. Серое же здание со скудными деталями здесь уже выделяется на фоне типовой застройки:

25. На второй половине улицы есть какие-то симпатичные дома. Но лучше бы их не было. Состояние — предсмертное, мусор и говно в Констанце уже даже не удивляют.
Несмотря на то, что Констанца — крупный и богатый город, время не пошло ей на пользу. В начале XX-го века Констанца вместе Бухарестом представляли собой прекрасные южноевропейские города. По следующей ссылке можно найти большой архив старых фотографий Констанцы: http://constanta-imagini-vechi.blogspot.ru/.

26. Тут до меня докопались цыганские дети. К счастью, я всего лишь мешал им играть в футбол посреди пешеходной улицы, и они попросили отойти. Надо отдать должное, цыгане в Румынии конечно цыганистые, но по сравнению с российскими — и не цыгане вовсе. Одеты чаще опрятно, улыбаются.
Цыгане помыли мне машину на парковке (без моего ведома). Я, помня отмороженных российских джипси, залез в машину, заперся и вдарил по газам. Парни улыбались мне в след и махали тряпками. Потом стало немного стыдно — получается, они мне машину помыли забесплатно.
Деньги у меня, кстати, один раз в Румынии выклянчили. Только это был молодой светленький румын.

27. Поворачиваю голову в переулок, отходящий от пешеходной улицы, и вижу какую-то Африку. Вообще, Стефан чел Маре для местной истории личность планетарного масштаба. В Молдавии, господарем которой он был, это вообще единственный по-настоящему великий правитель. Да настолько, что его повсеместно почитают и в Румынии, где Молдавия традиционно воспринимается лишь как румынская историческая область.
Как в честь такого значимого для страны человека назвали такую клоаку, я не понимаю.

28. Печальной пешеходной улицей закончим рассказ об уютной части города. Переходим к третьему полукольцу — естественно, самому здоровому и тянущемуся прямо до окраин. Легко догадаться, что я имею ввиду социалистические районы города.
Да, в них конечно есть проблески приятностей, да и для жизни они, наверное, наиболее приспособлены в городе. Но по серости и депрессии спальные районы Констанцы с лёгкостью заткнут за пояс любую Пермь, Курган или Кемерово. Хорошо, что в Румынии нет пятимесячной снежной зимы.
На фото мы лишь подбираемся к этим районам, наблюдая забавный типично социалистический цилиндр с окнами:

29. Так и не найдя подтверждающих надписей, я всё равно уверен, что это кинотеатр. С чего бы это?

30. Вдоль широких проспектов растянулись серые спальные коробки. В их чертах есть что-то неуловимо местное (размер окон, расположение балконов?), но всё равно ни климат, ни расстояния не способны повлиять на типовое однообразие. Вспомнил Новый город в Ульяновске, где я побывал двумя месяцами ранее.

31. К сожалению, я не догадался поснимать эшелоны серых домов. На жаре мозг не продумывал детали будущего поста про Констанцу, и я фотографиовал наоборот — всё, что хоть как-то выделяется из бетонной серости.
Пока моя подруга в ТЦ с кондиционерами изучала местный рынок текстиля, я решил прогуляться по окрестностям. На улице +32, на небе ни облачка. Не знаю какая там влажность, но хуже не было нигде. В Бухаресте в +37 было гораздо комфортнее. Тем не менее, первые полчаса я ещё как-то шёл, даже изучая окружающий мир и делая фотографии, на которых запечатлелось непривычное для России белое солнце:

32. А румыны, хоть и не толпами, но всё же гуляют по улицам. По улицам с такими вот причудливыми советскими артефактами:

33. В Румынии я не припомню ни одного помещения без кондиционера. Поэтому во время прогулки я заходил в магазины через каждые 15 минут. Прямо как в России зимой, только наоборот.
«Свободный человек, любить ты будешь море» — на монументе с гребным винтом цитируют Шарля Бодлера:

34. В «новой» части города встречаются симпатичные церквушки и храмы. Католический собор святого Падре Пио (Padre Pio Cathedral) открыт в 2010-м году. Строился с трудом, 10 лет:

35. Православная церковь Успения (Adormirea Maicii Domnului II) на бульваре Tomis, известная также как «Белая Церковь», построена в 1904-1908 годах местным инженером Dimitrie Banescu, по большей части на средства местных христиан. Имеет форму креста. Ухожена и выглядит как новенькая:

36. Внешне несколько отличается от остальных улиц Констанцы Бульвар Мамая (Bulevardul Mamaia). Этот широкий, опрятный и современный проспект ведёт в обособленный район Констанцы — Мамая. Это сезонный массив отелей, турбаз и санаториев, расположенный на естественной узкой косе между Чёрным морем и озером Сьютгиол (Siutghiol).
Мамая — это румынские Сочи. Самый известный, пафосный и перенасыщенный развлечениями и торговлей морской курорт страны ожидаемо грязен и переполнен. Планирование отдыха в Мамае было нашей большой ошибкой. Говорят, южнее Констанцы расположены менее раскрученные, но гораздо более приятные курорты, вплоть до границы с Болгарией.
Убил наповал факт того, что с 1948 по 1990-й год проспект носил имя В.И. Ленина. Опять назойливо вспомнился Ульяновск. От Родины сбежать трудно.

37. Обратите внимание на билборд в центре кадра. Vreau demiterea! Эта социальная реклама призывает ни много ни мало к импичменту действовавшего президента Румынии Траяна Бэсеску. Причём это не наша подпольная «долой власть», тут всё серьёзно. Плакаты, надписи, реклама по ТВ. Вся страна пестрила призывами к свержению.
Дело тут вот в чём: в Парламенте оказалось оппозиционное большинство, и в результате разногласий между партиями Парламент объявил импичмент Бэсеску. Врио президента назначили некоего Крина Антонеску, который рулил страной во время нашего там пребывания. Отсюда и массированная информационная атака на население — оппозиции оставалось лишь узаконить свой фактический захват власти. Для этого на 29 июля был назначен всенародный Референдум «согласны ли Вы с отставкой президента?».
С тревогой смотрели мы вечерние новости в Констанце, ибо 29 июля мы должны были быть в Бухаресте. О том, почему импичмент не удался и что творилось в столице в дни политического кризиса, я расскажу в посте про Бухарест.

38. Наконец, по глухим и не очень окраинам Констанцы раскидан частный сектор. Он тут в общем-то везде, кроме центральных проспектов. Частный сектор осязаемо южный — со светлыми невысокими домами, украшенными вьющимися растениями. Но подавляющее число домов при этом новые и невыносимо скучные. Поэтому, подивившись минут десять непривычному южному колориту, я зазевался и ушёл. Так что и здесь уделять много внимания частному сектору Констанцы не будем:

39. Морской горизонт тут неприятно близкий, будто берег расположен в низине. На общественном пляже румыны купают собак, поэтому вперемешку с ракушечным ломом тут полно собачьих сюрпризов. Милая румынская девочка, прибыв на пляж с родителями, вприпрыжку побежала к воде, по дороге угодив точно в кучу. Не заметив этого (она была в сандалиях), она забежала в море. Решение спешно собрать чемоданы и ехать в Бухарест, навстречу импичменту и ещё большей жаре, было принято окончательно.

40. Констанца — город невероятно интересный и колоритный. Здесь полно красоты и достопримечательностей, древностей и хорошего сервиса. В то же время, Констанца — это грязь, разруха и совсем не Европа.
Ну а так, Констанца живёт морем…

Сравниваем румынский черноморский курорт Констанца с раскрученными Сочи и Варной. Где лучше?

Всего 130 километров приморской трассы отделяют популярный среди россиян и украинцев болгарский курорт Варна и румынский курорт и морской порт Констанца, четвертый по величине город Румынии. Но в Варне каждые пару часов приземляется очередной чартер с туристами, а в Констанце — тишь да гладь, турист тут большая редкость, услышав вашу английскую речь и попытки объяснится с местными, люди массово оборачиваются и с интересом вас рассматривают. Румынское побережье Черного моря ничем не отличается от болгарского: такие же пляжи, такие же холмы и леса, такие же колоритные приморские города и поселки. Почему же в относительно более богатой Румынии курорты не развиваются и по сей день ощущение, что вернулись в прошлое, а в бедной и полной проблем Болгарии побережье как раз кормит всю остальную страну? В поисках ответа на этот вопрос я проделал 2,5 часовой путь на электричке из Бухареста в Констанцу и провел в этом городе два дня —

Констанца это не только морские ворота Румынии в мир, но и четвертый по величине порт в Европе в целом, вы в курсе? Дело в том, что по Дунаю и Транс-дунайскому каналу сюда приходят ежедневно десятки громадных судов и сухогрузов из стран, не имеющих выхода к морю, но делящих между собой Дунай: Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия. Все они проходят через Констанцу. А еще в Констанце и пригородах проживает значительная община мусульман, это потомки турок со времен османской империи (25 тысяч человек), крымские татары (30 тысяч человек) и исповедующие ислам цыгане, около 15 тысяч человек. Поэтому в городе можно встретить несколько мечетей и пару старых медресе. А встреченные вами здесь смуглолицые люди это вовсе не беженцы из Сирии, а вполне коренные румыны, но турецкого происхожения.
Еще в годы Втором мировой войны в Констанце размещалась база германского флота, что позволяла Гитлеру контролировать северо-западную часть Черного моря. В 1944 году советская авиация начала наносить бомбовые удары по Констанце, вынуждая румын немедленно капитулировать, арестовать всех находящихся в Констанце немецких военных и позволить наступающим советским войскам взять город под контроль. Румыны, уже понявшие что Советы берут верх в войне, немедленно обьявили войну Германии (до сего момента они были союзниками Гитлера и даже успели повоевать на стороне немцев под Сталинградом и в Одессе) и ответили согласием на советские требования. Десант черноморского флота высадился под Констанцей 29 августа 1944 года и взял город без боя, захватив находившиеся в гавани эсминцы и пару подводных лодок, которые немцы не успели эвакуировать. Сдача города спасла Констанцу, в противном случае город бы превратился в груду развалин в случае штурма.
Констанца — недорогое место для отдыха. Даже в разгар курортного сезона цены на проживание в Констанцы радуют: эта комната в отельчике, в 500 метрах от набережной стоит всего 19 евро, включая завтрак. Забегая вперед замечу, что и в болгарской Варне цены такие же, завтра еду туда и там ждет меня отель за те же деньги.

Центр Констанцы абсолютно совковый, причем румынский архитектурный стиль соцреализма выделяется уникальным уродством. В любом румынском городе похожая застройка из непонятных серых зданий с хаотично натыканными балконами и окнами —

Улицы спальных районов полны зелени, здесь тихо и поют птички. А еще знакомый до слез корявый асфальт и грязюка после дождя —

Здесь все из детства —

Одни машины во двориках чего стоят. Классическая «Dacia», которые я помню еще с 1990 года, когда оказался в Румынии впервые в жизни. Тогда 99% всех машин улицах были именно такими —

…и такими, тоже «Dacia» —

…и такими —

А это что за хрень?

…о, Трабант! Обожаю сей раритет родом из ГДР —

В Констанце много музеев, например Национальный морской музей Румынии —

Констанца расположена на двух «уровнях». Узкая полоска побережья выделена под громадный порт, пляжи и набережную с ресторанами, барами и мариной. На холме же расположен сам город, а точнее старая его часть —



Порт Констанцы —

Морской вокзал, откуда очень давно нет пассажирского сообщения —


Главный символ города, старое казино, давно не функционирующее. Построено в 1910 году и в нем била ключом жизнь вплоть до 1942, когда немцы с румынами превратили казино в госпиталь для прибывающих раненных с восточного фронта. После войны и с приходом к власти коммунистов, ни о каком казино не могло быть и речи. В здании был фешенебельный ресторан, который проработал до 1990 года, после чего все было заброшено. По сей день прекрасное здание не нашло себе хозяина из-за бесконечных имущественных споров. Стоит и постепенно разрушается —

Набережная —

А я думал, что янтарь это символ Прибалтики —


Набережная вытянулась километра на два —

Один из старейших отелей города, 1914 года постройки —





Городские пляжи —

Надо сказать, что Констанца, сама по себе, это не центр отдыха. Румынская ривьера расположена к северу от города, в Мамайе и к югу, в сторону болгарской границы, в Мангалии. Но и тут есть где отдохнуть —



Виды сильно портят недострои эпохи дикого капитализма начала девяностых —


Старая часть Констанцы могла бы быть прекрасной, если бы городские власти довели до ума старые здания. Многие из них в ужасном состоянии, стоят без минимального ремонта десятилетиями. Покажу чуть ниже —



Здесь много кафе и ресторанов, но все какое-то мелкое что ли? Не знаю, как обьяснить. Нет ощущения, что это большой курортный город. Не знаю, эдакий Херсон в лучшем случае —

Мечеть —

Советская застройка —



Главная площадь города, она кажется довольно привлекательной с этого ракурса —

И все бы чудесно, но разрушенные во время войны исторические здания не стали восстанавливать, а просто натыкали убогих хрущовок там, где стояли изящные виллы и церкви —




Главная площадь Констанцы и такое состояние домов —

Пройдем еще метров триста и окажемся в ныне заброшенном еврейском квартале с его изящными зданиями. Холокост настиг местных евреев 22 июня 1941 года, с началом войны Германии с СССР, когда всю небольшую общину из 2,5 тысяч человек собрали и вывезли в концлагерь. Справедливости ради надо сказать, что местные власти сделали все, что бы спасти евреев от расправы над ними со стороны немцев. Румыны настояли на том, что евреи имеют важное значения для города и они могут работать. Больше половины евреев Констанцы даже пережили войну, но вернуться в свои дома уже не смогли — коммунисты все эти виллы конфисковали в пользу государства. Та же участь постигла и местных турок — мечети были отобраны у общины и превращены в склады. Только после падения Чаушеску в 1989 году, евреи и турки смогли потребовать у государства возврат отобранного после войны имущества.
Имущественные споры и тяжбы тянутся вот уже почти 20 лет, часть бывших владельцев (точнее, их потомков) смогла вернуть семейные гнезда, другие судятся по сей день. Проблема заключается в том, что в этих домах живут люди, получившие там жилье вскоре после войны. В случае, если суд выносит постановление о возвращении здания его законным владельцам, что-то надо делать с жильцами, которые ни в чем не провинились. И вот здесь начинается главная проблема: в случае возврата собственности, государство обязано выплатить жильцам компенсации и переселить их в равноценное жилье, причем все это в итоге легло на муниципальные бюджеты, где и так денег нет. Одним словом, все непросто…
Судебные тяжбы привели к тому, что жилье в центре города сильно упало в цене. Жители по мере сил стараются продавать квартиры, пока не объявились владельцы и не стали бы с ними судиться. К 2015 году сотни старых домов в центре Констанцы стоят заброшенными из-за имущественных споров —




Грустно смотреть на эту разруху —




Власти не хотят вкладываться в капитальный ремонт зданий, которые на финальной стадии рассмотрения в суде и вот-вот вернутся законным владельцам-евреям. Справедливо? Безусловно. Но люди там все еще живут —

И вынуждены ходить по этим лестницам, рискуя свалиться в пустующую лифтовую шахту —



Такой интересный город, такую можно из него сделать конфетку! Но нет, стоит все облупленное и забытое. Блин, товарищи румыны, решите вы уже вопрос по-людски, верните недвижимость владельцам, а нынешним жильцам выделите жилье в новостройках. Это не такие большие деньги в государственном масштабе, зато прекрасный город получил бы вторую жизнь —





А еще в центре Констанцы — раскопки древнего города.


Гулять здесь можно часами и днями, постоянно находя очередной тихий уголок, старинную усудьбу —

Но очень мешает заброшенность…


Впрочем, если с еврейскими домами тема сложная и неоднозначная, то почему в столь жутком состоянии обычные жилые дома, построенные уже после войны — загадка.

Адский стиль соцреализма плохо контрастирует с изящными зданиями 19 века постройки —

В этом ресторане время замерло. Не стал фотографировать внутри, но поверьте, там машина времени. Самая натуральная. Все старое: столы, стулья, пожилые «советские» официантки в фартуках, пенсионеры-выпивохи, полумрак —

Новая Констанца выглядит примерно так, один в одним как любой российский провинциальный город —




Резюмируя мои впечатления от главный румынской «здравницы», скажу так: я бы не поехал в Констанцу с целью отдыха. У города большой потенциал, но пока они не доведут до ума исторический центр, то такой отдых будет интересен лишь ценителям «заброшек» и истории Холокоста. Чем-то мне центр Констанцы напомнил польский город Лодзь, помните я рассказывал о нем в статье «Город призраков»? Так вот, здесь нечто подобное.
В плане инфраструктуры в Констанце есть все, что душе угодно, от простых гестхаусов за 15-20 евро за достаточно большой номер, да еще и с завтраком и до фешенебельных резортов от 100 евро в сутки. С транспортом тоже все великолепно. И пусть местный аэропорт малофункционален (в день несколько рейсов в Рим, Лондон и Франкфурт), зато аэропорт Бухареста всего в 2,5 часах езды на электричке. Кроме того обширная автобусная станция с сообщением по всей Румынии, плюс Болгария, Греция, Турция и даже Кишинев и Одесса. Особенно меня удивили последние два направления, вот уж не думал, что одесситы любят отдыхать в Констанце.

А я выдвигаюсь в Болгарию, смотреть город Варну. Сравним!
p.s Как вы думаете, кто спонсор моего путешествия по Румынии? Может быть ФСБ России, или Моссад? Вовсе нет, спонсор ВОТ КТО.
Поскольку не все читатели имеют аккаунт в Livejournal, я дублирую все свои статьи о жизни и путешествиях в социальные сети, так что присоединяйтесь:
Твиттер http://twitter.com/puerrtto
Фейсбук http://www.facebook.com/lapshin

1. Введение

В центре торгового пути, соединяющего Западную Европу со странами бывшего коммунистического блока и Турцией, бьется его сердце. Этим сердцем является оживленный румынский порт Констанца. Третий город Румынии по численности населения и самый большой порт на Черном море — Констанца упоминается впервые в 6 веке до н.э. под именем Томис (тогда этот город был греческой колонией)1. Находясь на западном побережье Черного моря в месте пересечения грузопотоков между Европой и Азией, порт Констанца объединяет 4-й и 7-й панъевропейские международные транспортные коридоры и коридор ТРАСЕКА, проходящий через страны Европы, Кавказа и Центральной Азии.
Объектом исследования выступает румынский порт Констанца.
Предметом исследования является зоны и объекты его тяготения, конкурентные позиции.
Целью написания курсовой работы является изучение зон и объектов тяготения порта Констанца.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

    Рассмотреть административное положение порта;
    Описать особенности местоположения в международных, федеральных и транспортных системах;
    Рассмотреть характерные черты водного пути;
    Изучить зоны притяжения порта;
    Рассмотреть конкурентные позиции.

При написании курсовой работы использовалась литература, статьи в научных журналах, нормативно-правовые акты, Интернет-сайты.
В процессе работы были использованы следующие методы: анализ и обобщение литературных источников, картографический.

2. Административное положение

Констанца (рум. Constanta, прежние названия: Кустендье, Томис) — крупнейший морской порт Румынии на Черном море, крупнейший город в регионе Добруджа, столица жудеца Констанца. Порт Констанца — основной румынский порт и наибольший порт на румынском побережье Черного моря (Рис. 1).

Порт Констанца Рис. 1 Положение порта на побережье Черного моря Констанца

Порт Констанца расположен на Западном Побережье Черного моря, в 179 км из Босфора и 85 км от Сулинского канала, через который Дунай впадает в море. Имеет выгодное географическое положение, располагаясь на пересечении двух панъевропейских транспортных коридоров: речного Коридора VII (Дунай) и железнодорожного Коридора IV.
Положение порта Констанца на карте Европы показано на рисунке 2.

Рис. 2 Положение порта Констанца на карте Европы2
Порт Констанца расположен на перекрестке торговых путей, которые связывают рынки стран Центральной и Южной Европы, и которые не имеют выхода к морю с рынками стран Кавказского региона, Центральной Азии и Ближнего Востока.
Кроме того, расположенный на западном побережье красивейшего Черного моря в 165 милях от Бухареста порт Констанца имеет прямой выход к Дунаю и обладает идеальными условиями для торговли со всеми своими черноморскими соседями и странами, с которыми его связывает эта река – Австрией, Германией, Венгрией, Сербией и Черногорией.

3.1 Международные транспортные коридоры

Благодаря своему географически выгодному положению Румыния представляет собой одну из точек опоры моста, через который обеспечивается связь между государствами Европейского Союза с одной стороны и другими государствами. На сегодняшний день заключено Основное Соглашение, по которому осуществляется связь посредством транспортного коридора Европа-Кавказ-Азия (ТРАСЕКА), который стыкуется на территории Румынии, в порте Констанца, с общеевропейскими транспортными коридорами №4 (автодорожный и железнодорожный) и №7 (река Дунай).
Перегрузочная мощность порта Констанца — 100 миллионов тонн в год и 156 причалов, из которых 140 причалов являются эксплуатационными. Полная длина причала составляет 29.83 км, диапазон глубин — от 8 до 19 метров. Эти показатели характерны для крупных европейских и международных портов, способных принимать танкеры с вместимостью 165 000 дедвейтов и сухогрузами с вместимостью 220 000 дедвейтов.
В то же время, использование систем RO-RO и паромы, существующих в порту Констанца, обеспечивают связь между Европейским континентом и Ближним Востоком. Эти маршруты используются главным образом для энергносителей и грузоперевозок3.
Развитие евроазиатских транспортных соединений поднимает задачи, которые необходимо разрешить, а именно развитие соответствующей транспортной инфраструктуры таким образом, чтобы она была способна отвечать потребностям, создание юридической основы для обеспечения оптимальных условий транспортных сетей и не в последнюю очередь, принятие необходимых мер для облегчения пограничных переходов.
В этом смысле одним из аспектов является то, что в дальнейшем развитие транспортной инфраструктуры необходимо осуществлять в условиях координации действий международных организаций, таких как ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЕКМТ, ЧЕС и ТРАСЕКА и других международных организаций и вовлечённых в развитие транспортной инфраструктуры региональных инициатив для соединения европейских транспортных сетей с азиатскими для оптимального выбора приоритетных транспортных путей4.
В настоящее время, разрабатывается несколько проектов, направленных на то, чтобы построить новые производственные площади для обработки груза и улучшить транспортные развязки между Портом Констанца и его внутренними районами. Эти проекты главным образом расположены в Южной части порта5.

3.2 Федеральный уровень

Официальное начало строительства порта Констанца было начато 16 октября 1896. Порт был построен и начал функционировать в 1909, имея в своем распоряжении на то время: 6 складских площадей; несколько нефтехранилищ; и зерновые элеваторы. Имея в распоряжении это оборудование, порт Констанца в 1911, обработал 1.4 миллиона тонн грузов.
В период между двумя Мировыми войнами порт был снабжен зерноосушительным оборудованием и плавучим доком, было построено новое здание администрации порта и фондовая биржа, таким образом, позволяя порту Констанца предоставлять новые услуги, и в 1937 количество обработанных груза составляло уже 6.2 миллиона тонн. Начиная с 1967 территория порта была расширена на юг. Строительство Дунайско-Черноморского канала, начатое в 1984, имело перед собой цель развития порта. После открытия канала порт развивался очень быстрыми темпами.
Рост грузообработки был достигнут в 1988, когда порт обработал 62.3 миллионов тонн груза.
В настоящее время суммарная мощность порта составляет приблизительно 100 миллионов тонн груза в год.
Порт Констанца является главным румынским портом, который находится в списке первых 10 европейских портов.
Географическое благоприятное положение и значение порта Констанца определено связями общеевропейских транспортных коридоров: Коридор №7 – Дунай (речной) и Коридор № 4 (автодорожный и железнодорожный) с коридором ТРАСЕКА. Констанца, расположенная на Черном море, играет исключительно важную роль в развитии речного судоходства. По реке порт связан со странами Центральной и Восточной Европы — Австрией, Болгарией, Венгрией, Молдовой, Словенией, Германией, Чехией, Сербией и Хорватией. С Дунаем порт связан каналом, длина которого составляет 64,4 км, а ширина — 90 м. Глубина канала достигает 7 м, а высота под мостами — 17,5 м. В номенклатуре речных грузов выделяются уголь, железная руда, зерновые и продукция металлопроката.
В настоящие время Европейский Союз оказывает особое значение развитию концепции «Морских магистралей», введённой Решением №884/2004/ЕС6. В тоже время в Докладе Группы высокого уровня по расширению главных трансъевропейских путей на соседние страны и регионы, опубликованном в ноябре 2005 году, были определены пять основных транспортных путей, а «Морские магистрали» являются одним из приоритетных путей наряду с Северным, Центральным, Юго-восточным и Юго-западным транспортными коридорам.
Румыния придает большое значению развитию общеевропейского транспортного коридора № 4 (автодорожный и железнодорожный), а также и имеет интерес для создания в регионе Чёрного моря современной системы интегрированного транспорта европейской сети, которая является открытым мультимодальным соединением с Кавказом и Центральной Азией.
Относительно общеевропейского транспортного коридора № 4 – автодорожный сектор — до 2011 года правительство Румынии имеет в виду строительство 873 км автодорог. Общий объём этой инвестиции — 4,813 млрд. Евро. Уже было обеспечено финансирование для некоторых секторов автодорог, а на следующем этапе планируется подписания других соглашений по займу с Международными финансовыми институтами, а также доступ к другим фондам Европейского Союза7.
Относительно общеевропейского транспортного коридора № 4 – железнодорожная сектор — имеется ввиду реабилитация 1360 км железной дороги, для осуществления которой необходимы инвестиции в размере примерно 6 млрд. Евро. Часть фондов уже обеспечена Европейским Инвестиционным Банком, Японским Банком Международного Сотрудничества и Европейской Комиссией – через программу ISPA, и государственным бюджетом.
В пору своего расцвета в середине 1980-х годов порт Констанца ежедневно принимал 200 барж с импортно-экспортными грузами, а за год через него проходило более 60 миллионов тонн грузопотока. Это был “Роттердам” Восточной Европы. Находившийся в состоянии упадка после заката советской эры, сегодня этот крупнейший на Черном море порт готов занять свое законное место на мировой арене.
Таким образом, порт Констанца играет исключительно важную роль в развитии европейской транспортной системы на основе интермодального подхода, соединяя сухопутные и водные пути.

3.3 Региональный уровень

Морское судоходство осуществляется в значительной мере крупнотоннажными судами. Через порт Констанца реализуется 60 проц. импорта и экспорта Румынии. Внутренняя навигационная сеть и Черное море располагают в целом 35 портами, из которых три морских, шесть речных и морских портов и 26 только речных. Порт Констанца служит поворотным кругом для всех перевозок на Черном море и является также ключевым пунктом соотношения Черное море – Северное море. Благодаря использованию порта Констанца, путь между Суэцким каналом, восточным Средиземноморьем и Центральной Европой сокращается на 300 км.
Как речные, так и морские порты располагают в настоящее время свободными зонами вблизи таможенных пунктов8.
Положение порта Констанца относительно территории Румынии показано на рисунке 3.

Рис. 3 Положение порта Констанца относительно территории Румынии
Учитывая тот факт, что 47 % судоходного участка реки Дунай принадлежит Румынии и, что этот внутренний навигационный путь не использован на уровне его возможностей, Министерство Транспорта, Строительства и Туризма оказывает особое значение развитию участка на Общеевропейском транспортном коридоре – Дуная, который проходит по территории Румынии. На румынском участке Дуная находятся 29 портов с общей причальной длиной около 30 км; общая площадь портовых территорий — около 100 га. Главными портами являются Галац, Брэила, Тульча, Калараш, Олтеница и Констанца. Транспортные коридоры, соединяющие Констанцу показаны на рисунке 4 (Приложение 1).

Рис. 4 Транспортные коридоры, подходящие к Констанце
Дунай — один из наиболее важных водных транспортных путей Европы, объявленный транспортной осью № 18: «Рейн/Муссе — Майн — Дунай» в приложении № 2 решения 884/2004/ЕС Европарламента от 29 апреля 2004 года. Вдоль этой транспортной оси может быть обеспечено транспортное сообщение через весь Европейский континент между портами Роттердам и Констанца.
В настоящее время потенциал Дуная как транспортной артерии используется только на 10—15 %. Это означает наличие многочисленных возможностей интенсификации торговли, в особенности для таких стран, как Австрия, Словакия, Венгрия, Сербия, Болгария и Украина, которые могут использовать Дунай в качестве транспортного пути в/из Черного моря, через порт Констанца при организации сообщения с Азией, где сконцентрировано 50 % мирового контейнерного трафика.

4.1 Структура пути

Порт Констанца сегодня занимает площадь почти в 4000 га и располагает 156 причалами. Общая причальная длина составляет почти 30 км, а глубины у причальной стенки доходят до 18,5 м. Длина волнорезов — 14 км. Пропускная способность порта Констанца составляет около 120 млн т в год. Схема порта Констанца представлена на рисунке 5.

Рис. 5 Схема порта Констанца
К этому следует добавить, что порт полностью соответствует действующим стандартам Евросоюза. В январе 2007 года Констанца получила статус свободного порта.
В южной части Порта Констанца находится речной морской сектор, в котором осуществляется прием морских и речных судов, а также два смежных порта, Мидия и Мангалия, расположенных вблизи порта Констанца9.
Констанца — один из крупнейших портов на Черном море — способен принимать суда различных типов дедвейтом до 150 тысяч тонн и перерабатывать до 120 миллионов тонн грузов в год. Рейд порта допускает безопасное нахождение одновременно 40 50 океанских судов.
Констанца также и речной порт, соединенный с Дунаем каналом.
Дунайско-Черноморский канал был открыт в 1984 году и является наиболее впечатляющим строительным проектом Румынии. Администрация судоходных каналов отвечает за то, чтобы канал и его ответвление Поарта Альба — Мидия — Наводари поддерживались в необходимом для эксплуатации состоянии (рис. 6).
Рис. 6 Схема Дунайско-Черноморского канала10
Длина канала 64,4 км, а ширина 90 м. Глубина — 7 м, а пространство под мостами — 17 м. По стандартам ЕЕК-UNO канал соответствует шестому классу, высшему для речных каналов.
Здесь имеется всего два двойных шлюза, один в Аджигее, другой в Чернаводе, позволяющие проходить эскорту из шести барж по 3000 тонн каждая или судам до 5000 dwt. Дозволенная скорость до 12 км/ч.
Максимальная пропускная способность канала — 80 млн тонн в год. Пик грузооборота пришелся на 1989 год, когда общий объем перевалки грузов составил 12,5 млн т. Эмбарго на торговлю с Югославией сильно сократило грузооборот, но сейчас ведется работа по восстановлению ситуации. В 1997 году грузооборот составил 10,2 млн тонн, что на 8 % больше, чем в 1996 году. Из этого количества 9,2 млн тонн — насыпные грузы, 0,912 млн тонн — генеральные грузы, остальное — наливные. Следует отметить, что перевалка генеральных грузов возросла на 55 %.
Порт Констанца гордится своей новой функцией в качестве речного порта.
Открытие канала Рейн — Майн — Дунай в 1992 году создало речной путь, пересекающий всю Европу, который предоставляет возможность странам Центральной Европы сократить транспортировку грузов на 4 тысячи километров. Маршрут Суэцкий канал — Констанца — Центральная Европа сберегает по меньшей мере восемь дней плавания по сравнению с маршрутом через Средиземное море с задействованием портов Северной Европы.
Дунайско-Черноморский канал сокращает путь от Дуная к Черному морю на 400 км. Вот почему порт Констанца является главным пунктом перевалки для грузопотоков из Северной Африки, Дальнего Востока, Среднего Востока, а также границей рынков Восточной и Центральной Европы.
Портовый комплекс Констанца-Юг рассчитан в бу­дущем на прием судов дедвейтом до 150-200 тыс. т, общая протяженность его 200 причалов с глубинами от 7,0 до 22,5 м достигнет 50000 м. В южной части портового комплекса создана свободная экономичес­кая зона. Перспективный общий грузооборот порта Констанца — свыше 230 млн. т, в т. ч. комплекса Кон­станца-Юг — 170 млн. т.
От 35 км левого берега канала у населенного пунк­та Поарта-Албэ отходит ответвление от основной трассы к порту Новодари, расположенному севернее Констанцы, вблизи порта Мидия, грузооборот кото­рого в перспективе должен достигнуть 2 млн. т. От­ветвление канала протяженностью 26 км имеет такие же технические характеристики, как и основной канал Чернавода — Констанца. На ответвлении канала име­ются два шлюза.
Порт Констанца готов стать центром распределения потока товаров из СНГ, Закавказья и Средней Азии, направленного в Европу или из нее. Первоочередной важностью для нас является установление соглашений о сотрудничестве со всеми портами черноморского региона.

4.3 Порты

Порт Констанца — крупнейший черноморский порт, один из самых больших портов в Европе. Способен принимать любые суда, проходящие через Суэцкий канал.
До 1990 года это был большей частью внутренний порт, максимальный грузооборот которого в 1988 году составил 63 млн тонн. С того времени произошли значительные экономические перемены в этом регионе, тем не менее в 1996 году грузооборот составил 44 млн тонн, а в 1997 — 42 млн тонн.
На сегодняшний день пропускная способность порта — 85 млн тонн в год, его площадь — 3600 гектаров. В порту 133 действующих причала общей длиной 28,5 километра.
История порта насчитывает несколько этапов развития, и в настоящее время порт представляет собой комплекс, состоящий из действующего Северного порта и строящегося Южного порта. В порту находится и вход в Дунайско-Черноморский канал. Расположенный непосредственно в середине порта канал особенно важен, так как открывает перед Констанцей новые возможности выступать в качестве речного порта.
Помимо вышеперечисленного порт Констанца имеет современные паромные и «ро-ро»-терминалы и, конечно, контейнерный терминал, который за прошлый год пропустил 86 тыс. TEU.
Заправка топливом может осуществляться на внутреннем и на внешнем рейде порта танкерами компании «Navkom». Порт Констанца имеет два «ро-ро» терминала. Первый находится в Северном порту и имеет причал длиной 364 метров с глубинами около 13 метров. Две стоянки автотранспорта позволяют принимать до 2000 и 2800 единиц техники соответственно. Этот терминал обеспечивает работу судоходной линии Констанца Самсун. Второй терминал находится в Южном порту и имеет причал длиной 214 метров, с глубиной до 13,2 метра и стоянку автотранспорта на 1800 единиц техники.
Порт обслуживается цифровой телекоммуникационной сетью М0110, которая принадлежит Администрации и соответствует международным стандартам12.
Практически все виды грузов могут перерабатываться в этом порту. Здесь имеются специализированные терминалы для руды и угля, нефти и нефтепродуктов, химических продуктов и удобрений, цемента и стройматериалов, зерновых, замороженных продуктов, масла и мелассы. В 2007 году грузооборот морских грузов составил в порту Констанца 47,015 млн т — 81 % общего грузооборота порта. Но Констанца — это еще и речной порт, крупнейший транспортный узел Нижнего Дуная. Речной трафик в порту составил в прошлом году 10,769 млн т — 19 % общего грузооборота порта. Таким образом, общий грузовой трафик Констанцы в 2007 году достиг 57,784 млн т. В 2007 году к причалам порта пришвартовались 5663 морских судна и 7135 речных — 44 % и 56 % общего количества судозаходов соответственно.
В 2007 году на причалах порта было переработано 38,745 млн т навалочных грузов (14,010 млн т наливных и 24,735 млн т сыпучих) и 6,119 млн т генеральных грузов. Особо следует отметить рост контейнерной переработки в порту Констанцы — 1,411 млн TEU было переработано в прошлом году, или 12,643 млн т контейнеризированных грузов — на 36 % больше, чем годом ранее. Контейнерные грузы лидируют в номенклатуре грузов, переработанных портом. На втором месте — железная руда (10,794 млн т). Затем — по убывающей: сырая нефть (8,543 млн т), уголь (4,798 млн т), зерновые (4,259 млн т), нефтепродукты (3,772 млн т) и металлопрокат (3,694 млн т).
Трафик через порт Констанца вырос с 50 миллионов тонн в 2004 году до 61 миллиона тонн в 2005 году.
Морской трафик вырос с 39 до 47 миллионов тонн, а в то же время речной трафик вырос на 23 %, то есть на 14 миллионов тонн. Новый статус порта Констанца, как портовой узел для перевозки контейнеров на Черном море отражен в росте на 56 % от транзитного трафика, на 5б5 миллионов в 2005 году. Переработка контейнеров выросла с 386.000 ТЕУ в 2004 году до 760.000 ТЕУ в 2005 году составляя рост 100 %. Согласно информации Морской администрации порта Констанца, по итогам 2008 года ПОРТ переработал 1,38 млн TEU, что на 2,2% ниже результатов 2007 года.
С началом введения в эксплуатацию нефтеперерабатывающих заводов, строящихся в Румынии компанией ЛУКОЙЛ, основным грузом из Новороссийска будет сырая нефть.
Следует отметить тот факт, что вблизи порта находится крупнейший на юго-востоке Европы нефтеперерабатывающий завод Петромидия, способный перерабатывать 5 млн тонн нефти в год. Завод предназначен для продажи стратегическому инвестору, обладающему достаточными финансами, чтобы задействовать его на полную мощность.
Есть проект транспортировки сырой нефти из Каспийского моря и Средней Азии в Европу через Констанцу. Международные организации приступили к изучению обстановки, размышляя над магистралью, которая может связать Констанцу с Триестом. Строительство трубопровода Баку — Супса уже практически завершено, поэтому мы уже можем всерьез изучать предложения по перевозке нефти из Супсы в Констанцу и далее в Европу. Вопрос обсуждался на международной конференции «Каспийская энергия — Европе», которая состоялась 25 сентября в Бухаресте.
Порт готов рассмотреть любые интересные решения или предложения, касающиеся данной темы.
Констанца выбрана, прежде всего, потому, что развитие порта Констанца — первоочередная задача правительства Румынии.
Европейские и международные финансовые организации, такие как Европейский Инвестиционный банк, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк и Международный фонд экономического сотрудничества также предоставляют свою поддержку.
Европейский Союз также вовлечен в программу РНАRE в проекте реконструкции порта. Он берет на себя обеспечение 25 % общей стоимости проекта, что составляет 17,5 млн экю. Работы планируется начать нынешней осенью. Они будут направлены в первую очередь на удлинение и ремонт волнорезов.
Помимо финансовой поддержки будут произведены важные изменения в законодательной базе. Законы о концессиях и общественных владениях облегчат процесс оптимального распределения территории порта и стимулируют иностранные инвестиции. Столь же важным представляется изменение правового статуса администрации порта, превращение ее в акционерное общество. Все эти изменения повысят гибкость управления и обеспечат благоприятные условия для инвестирования проекта.
Чтобы поддерживать существующие проекты развития и предоставлять руководству актуальную информацию о состоянии дел, будет организована информационная система менеджмента. Этот проект уже начал осуществляться.
Наиболее перспективные проекты порта Констанца касаются терминала LPG, пассажирского вокзала, битумного терминала, экологического терминала, бизнес-центра и информационной системы судоходства. Терминал LPG создается румынско-американским совместным предприятием «Черноморский LPG-терминал», которое начнет свою работу, пока идет строительство, используя плавучие сооружения. Пропускная способность терминала составит 1 млн тонн в год.
Следующие два главных проекта — новый контейнерный терминал и зерноперевалочный комплекс.
Новый контейнерный терминал будет расположен на втором южном пирсе, имеющем по одну сторону глубину 14,5 метров, по другую — 16 м. На первом этапе будет построено два причала длиной 625 м, оснащенные тремя кранами грузоподъемностью 50 т каждый. Они обеспечат грузопереработку 337000 TEU в год.
Администрация порта Констанца намеревается приложить все возможные усилия, чтобы привлечь контейнерные грузы, проходящие через дунайский коридор. Новый контейнерный терминал будет иметь эффективное руководство, к участию привлекаются крупнейшие контейнерные компании. Среди них — P&O Ports, Evergreen, Sealand, Maersk, Cosco и другие. Некоторые уже представили свои предложения. 75% финансовых расходов проекта покроет ссуда, предоставленная японским правительством. Вышеперечисленные компании намереваются сформировать консорциум с портом Констанца, чтобы покрыть оставшиеся 25 % расходов.
Нынешней осенью будет сдано в эксплуатацию новое зернохранилище емкостью 100 тыс. тонн, предназначенное главным образом для обслуживания транзитного зерна, поставляемого баржами. Зернохранилище расположено на первом южном пирсе, у входа в канал. Новый комплекс имеет один причал 200 м длиной, 14 метров глубины у стенки, обеспечивающий пропускную способность 2 млн тонн в год. Терминалом оперирует компания SILOTRANS13
и т.д……………..

Leave a Comment