Корона римских императоров

Корона Карла Великого

Вплоть до 1775 года (даты коронации последнего короля, Людовика XVI) французские монархи короновались древней наследственной короной франкских королей, за которой закрепилось название короны Карла Великого. На самом деле она, вероятно, была изготовлена для Карла Лысого (правил в 843–877 гг.). Первоначально корона представляла собой простой золотой обруч с четырьмя припаянными к нему золотыми прямоугольными пластинами, равномерно расположенными по окружности и украшенными драгоценными камнями. Вероятно, при короле Филиппе II Августе (1180–1223) к этим четырем первоначальным пластинам добавились четыре большие геральдические лилии, также украшенные драгоценными камнями. Эта корона использовалась для всех церемоний коронаций, которые по традиции проводились не в Париже, а в Реймсе, в соборе Нотр-Дам. У французских королей были также свои личные короны, для частного использования. Многие из этих корон позже попали в сокровищницу аббатства Сен-Дени близ Парижа — традиционного места погребения монархов из династии Капетингов. Но коронационный головной буор Карла Великого, на протяжении восьми столетий передававший из поколения в поколение, был варварски уничтожен в годы кровавой французской революции — как, впрочем, и почти все средневековые регалии французских монархов. До наших дней уцелели только одна из личных корон — корона Людовика XV, изготовленная в 1722 году, коронационный меч французских королей (который традиция связывает с именем Карла Великого), скипетр, известный под названием «рука Правосудия», и скипетр Карла V, дошедший до нас из XIV столетия.

Однако история с короной Карла Великого получила неожиданное продолжение уже в начале XIX столетия. В марте 1804 года сенат Французской республики обратился к первому консулу Наполеону Бонапарту с предложением сделать его власть наследственной, а именно — провозгласить его императором. 18 мая того же года сенат утвердил закон, первая статья которого гласила: «Правительство республики доверяется Императору, который принимает титул императора французов». Первоначально это звание воспринималось многими как особая форма признания исключительных военных заслуг Наполеона. Титул императора ассоциировался с Римской империей, железная поступь легионов Бонапарта — с доблестью римских легионов. «Я принимаю этот титул, который вы нашли полезным для блага народа», — сдержанно ответил Наполеон посланцам сената. А 10 фримера (1 декабря) сенат в полном составе явился в Тюильрийский дворец, чтобы сообщить результаты всенародного плебисцита: три миллиона пятьсот семьдесят две тысячи голосов поданы за провозглашение Наполеона императором французов.

Традиционным местом коронации французских королей являлся собор в Реймсе, однако для церемонии коронации Наполеона было избрано другое место — собор Парижской Богоматери. Наполеон организовал ее столь же тщательно и всесторонне, как и свои военные кампании. Общее руководство церемонией было возложено на графа Луи Филиппа де Сегюра. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтень отремонтировали сильно поврежденный в дни кровавой французской революции собор Парижской Богоматери и оформили его интерьеры в стиле ампир, художник Жан-Батист Исабей разработал эскизы костюмов. Римский папа Пий VII прибыл в Париж, чтобы освятить восшествие на трон императора Наполеона I. На коронацию явились десятки депутаций от различных городов Франции, армии и флота, законодательных собраний, органов судебной власти и т. д. и т. п. Процедура коронации во многом повторяла традиционную процедуру коронации последних французских королей из династии Бурбонов, однако Наполеон добавил к ней многое из обычаев, использовавшихся во времена Карла Великого. Правда, церемония коронации Карла Великого включала в себя процессию двенадцати девственниц с зажженными свечами, однако кто-то из окружения Наполеона полушутя-полусерьезно заметил, что после пятнадцати лет революции отыскать в Париже такое количество девственниц будет затруднительно. В итоге ритуал пришлось сосредоточить вокруг «императорских» регалий.

Одним из драматических эпизодов кровавой французской революции стало разграбление и уничтожение древних регалий французской короны. Поэтому все принадлежности для коронации Наполеона пришлось делать заново. Известный ювелир Мартин Бьенне изготовил по заказу императора золотую корону в средневековом стиле. В соответствии с традицией она состоит из восьми полуарок, сходящихся к центру — золотой сфере, на вершине которой помещено распятие. Эта корона получила название короны Карла Великого. Так именовался древний коронационный венец французских королей, уничтоженный в годы французской революции. Восстанавливая это наименование, Наполеон апеллировал к имени великого деятеля французского и европейского Средневековья, продолжателем дел которого, очевидно, считал самого себя.

Другая корона была изготовлена в форме золотого лаврового венца и была призвана напомнить о другой героической эпохе, не менее любимой Наполеоном — о временах Римской империи. В Древнем Риме лавровый венок считался высшим знаком воинской доблести и знаком достоинства римских императоров. Первые императоры не имели никаких корон, а носили только лавровый венок. Возложение на голову Наполеона золотого лаврового венка (к слову, обошедшегося казне в 8000 франков) напоминало о традициях той давней эпохи и рождало у современников множество ассоциаций между Римской империей и империей Наполеона.

Церемония коронации состоялась 2 декабря 1804 года. На то, чтобы совершить весь пышно обставленный ритуал, потребовалось, по одним сведениям, три часа, по другим — целых пять часов, причем в течение церемонии Наполеон несколько раз менял костюмы. Современники, оставившие свои воспоминания об этом торжественном акте, расходятся в подробностях. Согласно расхожей версии, восходящей к «Мемуарам» недоброжелательно настроенной к Наполеону герцогини д’Абрантес, Бонапарт, вырвав корону из рук папы римского, сам возложил ее на свою голову: якобы он не хотел получать свою корону из чужих рук. Свидетельства других очевидцев опровергают это утверждение: согласно, например, графу Сегюру, церемония прошла в полном соответствии с планом. Папа римский благословил короны и другие регалии, после чего их положили на алтарь. Наполеон приблизился к алтарю, взял в руки корону Карла Великого и возложил ее себе на голову. Потом снял корону и увенчал себя золотым лавровым венком. С короной Карла Великого в руках, с золотым лавровым венком на голове Наполеон приблизился к вставшей на колени Жозефине и коснулся короной ее головы. «Бедный, наивный корсиканец! — замечает по этому поводу А. З. Манфред, автор книги „Наполеон Бонапарт“. — Он, верно, и в самом деле надеялся, что эта комедия переодеваний, эта выставленная напоказ роскошь, это богатство, великолепие торжественной церемонии, граничащей с театрализованным представлением, с балаганом, могут упрочить новую власть».

Коронация Наполеона осталась запечатлена не только в мемуарах современников, но и на монументальном полотне знаменитого французского художника Жака-Луи Давида. Прославившийся в 1780-е годы как великий мастер кисти, воспевший в своих картинах революционные идеалы, позже — якобинец, член Комитета общественной безопасности и друг Робеспьера, к началу XIX столетия Давид стал придворным живописцем Наполеона, бестрепетно угождавшим вкусам и требованиям своего августейшего покровителя. Выполняя поручение императора, художник работал над полотном «Коронация» четыре года. Эта огромная картина должна была стать инструментом политической пропаганды — Давид прекрасно понимал, что надо писать.

Сегодня благодаря полотну Давида мы можем увидеть это отделенное от нас почти двумя столетиями торжество: бордовый бархат и блеск белого шелка, темные зеленые тона и темное золото короны в руках императора, яркие мундиры свиты маршалов, высших сановников империи… В центре — фигура императора в длинной, до пола, белой тунике, отороченной горностаем, с золотой короной в руках, возлагаемой на голову Жозефине. Это — своеобразный знак, намекающий на продолжение рода: императрица должна родить наследника, который займет трон после смерти Наполеона. Вся картина проникнута аллюзиями, призванными напоминать о связи между империей Бонапарта и Римской империей. Эту связь Наполеон будет подчеркивать постоянно на протяжении всего своего недолгого правления. На монетах императора изображали увенчанным лавровым венком, наподобие римских императоров; в таком же виде он запечатлен многочисленными скульпторами.

Империя Наполеона просуществовала исторически ничтожный срок — всего десять лет. Вернувшие себе королевский трон Бурбоны стремились ликвидировать те остатки культа Наполеона, что еще сохранялись во французском обществе. В 1819 году все императорские регалии, включая золотой лавровый венок, столь часто изображавшийся живописцами и скульпторами, были уничтожены. От венка уцелел только один золотой листок. Ныне он бережно сохраняется как реликвия, заключенный в специальный футляр.

Что касается «короны Карла Великого», то ее решено было оставить в качестве компенсации за уничтоженную в годы революции древнюю коронационную корону французских королей. Правда, использовать ее по прямому назначению больше так никому и не довелось. Король Людовик XVIII Бурбон, брат убитого Людовика XVI, взойдя в 1814 году на французский трон, решил не устраивать коронацию. Его наследник Карл X, став королем в 1824 году, восстановил традицию коронаций в Реймсе и был коронован с использованием единственной уцелевшей от предреволюционных времен французской королевской короной — короной Людовика XV. Наполеон III, став французским императором в 1852 году, отказался от обряда коронации. А в 1885 году Национальное собрание Франции приняло решение продать большую часть королевских и императорских регалий и драгоценностей с тем, чтобы воспрепятствовать всем попыткам реставрации монархической власти. Лишь несколько предметов было сохранено благодаря их исторической ценности. В их число попала и корона Наполеона — «корона Карла Великого». Ныне эта реликвия, напоминающая о бурной эпохе Наполеоновских войн и Первой империи, демонстрируется в парижском Лувре.

LiveInternetLiveInternet

Императоры, сделавшие выборную должность наследственной.

Габсбурги — это династия, правившая Священной Римской империей германской нации (до 1806 г.), Испанией (в 1516–1700 гг.), Австрийской империей (формально с 1804 г.) и Австро-Венгрией (в 1867–1918 гг.).

Габсбурги являлись одним из наиболее богатых и влиятельных семейств Европы. Отличительной чертой внешности Габсбургов была выдающаяся, слегка отвисшая нижняя губа.

Карл II Габсбург

Семейный замок старинного рода, построенный в начале XI века, назывался Габсбург (от Habichtsburg — Гнездо Ястреба). От него династия получила имя.

Замок Гнездо Ястреба, Швейцария

Фамильный замок Габсбургов — Шенбрунн — находится неподалеку от Вены. Это модернизированная копия Версаля Людовика XIV, здесь протекала значительная часть семейной и политической жизни Габсбургов.

Летний замок Габсбургов — Шенбрунн, Австрия

А главной резиденцией Габсбургов в Вене был дворцовый комплекс Хофбург (Бург).

Зимний замок Габсбургов — Хофбург, Австрия

В 1247 году граф Рудольф Габсбург был избран королем Германии, положив начало королевской династии. Рудольф I присоединил к своим владениям земли Богемии и Австрии, которые стали центром доминиона. Первый император из правящей династии Габсбургов — Рудольф I (1218–1291), германский король с 1273 года. Во время своего правления в 1273–1291 годы он отнял у Чехии Австрию, Штирию, Каринтию и Крайну, которые стали основным ядром владений Габсбургов.

Рудольф I Габсбург (1273-1291 гг.)

Рудольфу I наследовал его старший сын Альбрехт I, избранный королем в 1298 году.

Альбрехт I Габсбург

Затем в течение почти ста лет немецкий престол занимали представители других семейств, до тех пор, пока в 1438 году королем не был избран Альбрехт II. С тех пор представители Габсбургской династии постоянно (за исключением единственного перерыва в 1742–1745 гг.) избирались королями Германии и императорами Священной Римской империи. Единственная попытка в 1742 году избрать другого кандидата, баварского Виттельсбаха, привела к гражданской войне.

Альбрехт II Габсбург

Габсбурги получили императорский трон в то время, когда удержаться на нем могла только очень сильная династия. Усилиями Габсбургов — Фридриха III, его сына Максимилиана I и правнука Карла V — был восстановлен высочайший престиж императорского титула, а сама идея империи получила новое содержание.

Фридрих III Габсбург

Максимилиан I (император с 1493 по 1519 г.) к австрийским владениям присоединил Нидерланды. В 1477 году, вступив в брак с Марией Бургундской, он добавил к владениям Габсбургов и Франш-Конте, историческую провинцию на востоке Франции. Своего сына Карла он женил на дочери испанского короля, а благодаря удачной женитьбе своего внука получил права и на чешский престол.

Император Максимилиан I. Портрет кисти Альбрехта Дюрера (1519 год)

Бернхард Штригель. Портрет императора Максимилиана I и его семьи

Бернарт ван Орлей. Молодой Карл V, сын Максимилиана I. Лувр

Максимилиан I. Портрет работы Рубенса, 1618

После смерти Максимилиана I на императорскую корону Священной Римской империи претендовали три могущественных короля — сам Карл V Испанский, Франциск I Французский и Генрих VIII Английский. Но Генрих VIII быстро отказался от короны, а Карл и Франциск продолжали друг с другом эту борьбу почти всю жизнь.

В борьбе за власть Карл использовал для подкупа курфюрстов серебро своих колоний в Мексике и Перу и деньги, взятые в долг у самых богатых банкиров того времени, отдав им за это в откуп испанские рудники. И курфюрсты избрали на императорский престол наследника Габсбургов. Все надеялись, что он сумеет противостоять натиску турок и защитить Европу от их вторжения с помощью флота. Нового императора заставили принять условия, по которым занимать государственные должности в империи могли только немцы, немецкий язык должен был употребляться наравне с латинским, а все собрания государственных чиновников должны были проходить только с участием курфюрстов.

Карл V Габсбург

Тициан, Портрет Карла V с его собакой, 1532-33. Холст, масло, Музей Прадо, Мадрид

Тициан, Портрет Карла V в кресле, 1548 г.

Тициан, Император Карл V в сражении под Мюльбергом

Так Карл V стал правителем огромной империи, в которую входили Австрия, Германия, Нидерланды, Южная Италия, Сицилия, Сардиния, Испания и испанские колонии в Америке — Мексика и Перу. Находившаяся под его властью «мировая держава» была так велика, что над ней «никогда не заходило солнце».

Карлу V даже его военные победы не принесли нужного успеха. Целью своей политики он провозгласил создание «всемирной христианской монархии». Но внутренние распри между католиками и протестантами развалили империю, о величии и единстве которой он мечтал. В его правление в Германии вспыхнула Крестьянская война 1525 года, произошла Реформация, в Испании в 1520–1522 годах произошло восстание комунерос.

Крушение политической программы заставило императора в итоге подписать Аугсбургский религиозный мир, и теперь каждый курфюрст в пределах своего княжества мог придерживаться той веры, которая ему больше нравилась — католической или протестантской, то есть был провозглашен принцип «чья власть, того и вера». В 1556 году он отправил курфюрстам послание с отречением от императорской короны, которую он уступил своему брату Фердинанду I (1556—64), еще в 1531 году избранному римским королем. В том же году Карл V отрекся и от испанского престола в пользу своего сына Филиппа II и удалился в монастырь, где и умер спустя два года.

Император Фердинанд I Габсбург на портрете кисти Боксбергера

Филипп II Габсбург в парадных доспехах

Австрийская ветвь Габсбургов

Кастилии в 1520–1522 гг против абсолютизма. В битве при Вильяларе (1521) повстанцы были разгромлены и в 1522 году прекратили сопротивление. Правительственные репрессии продолжались до 1526 года. Фердинанд I сумел закрепить за Габсбургами право владения землями короны св. Вацлава и св. Стефана, что значительно увеличило владения и престиж Габсбургов. Он терпимо относился и к католикам, и к протестантам, в результате чего великая империя фактически распалась на отдельные государства.

Уже при жизни Фердинанд I обеспечил преемственность, проведя в 1562 году выборы римского короля, на которых победил его сын Максимилиан II. Это был образованный человек с галантными манерами и глубокими познаниями в современной культуре и искусстве.

Максимилиан II Габсбург

Джузеппе Арчимбольдо. Портрет Максимилиана II с семьёй, ок. 1563

Максимилиан II вызывает весьма противоречивые оценки историков: он и «загадочный император», и «терпимый император», и «представитель гуманистического христианства Эразмовой традиции», но в последнее время его чаще всего называют «императором религиозного мира». Максимилиан II Габсбург продолжил политику своего отца, который стремился к поиску компромиссов с оппозиционно настроенными субъектами империи. Такая позиция обеспечила императору необычайную популярность в империи, что способствовало беспрепятственному избранию его сына, Рудольфа II, римским королем, а затем и императором.

Рудольф II Габсбург

Рудольф II Габсбург

Рудольф II воспитывался при испанском дворе, обладал глубоким умом, сильной волей и интуицией, был дальновидным и рассудительным, но при всем при том он был робок и склонен к депрессиям. В 1578 и 1581 гг. он перенес тяжелые болезни, после чего перестал появляться на охоте, турнирах и празднествах. Со временем в нем развилась подозрительность, и он стал бояться колдовства и отравления, иногда он подумывал о самоубийстве, а в последние годы искал забвения в пьянстве.

Историки считают, что причиной его душевной болезни была холостяцкая жизнь, однако это не совсем верно: император имел семью, но не освященную узами брака. Он состоял в длительной связи с дочерью антиквара Джакопо де ла Страда Марией, и у них родилось шестеро детей.

Любимый сын императора, Дон Юлий Цезарь Австрийский, был душевнобольным, совершил жестокое убийство и умер в заключении.

Рудольф II Габсбург был чрезвычайно разносторонне увлеченным человеком: он любил латинскую поэзию, историю, много времени отдавал занятиям математикой, физикой, астрономией, интересовался оккультными науками (есть легенда, что Рудольф имел контакты с раввином Левом, якобы создавшим «Голема», искусственного человека). Во время его правления значительное развитие получили минералогия, металлургия, зоология, ботаника и география.

Рудольф II был крупнейшим коллекционером Европы. Его страстью были работы Дюрера, Питера Брейгеля Старшего. Он был известен также как коллекционер часов. А кульминацией его поощрения ювелирного искусства стало создание великолепной императорской короны — символа Австрийской империи.

Личная корона Рудольфа II, позднее корона Австрийской империи

Он проявил себя как талантливый полководец (в войне с турками), но не смог воспользоваться плодами этой победы, война приняла затяжной характер. Это вызвало восстание в 1604 году, а в 1608 году император отрекся от престола в пользу брата Маттиаса. Надо сказать, что Рудольф II долго сопротивлялся такому повороту дел и растянул передачу полномочий наследнику на несколько лет. Такая ситуация утомила и наследника, и население. Поэтому все вздохнули с облегчением, когда Рудольф II умер от водянки 20 января 1612 года.

Маттиас Габсбург

Маттиасу досталась лишь видимость власти и влияния. Финансы в государстве были полностью расстроены, внешнеполитическая обстановка неуклонно вела к большой войне, внутренняя политика грозила очередным восстанием, а победа непримиримой католической партии, у истоков которой стоял Маттиас, фактически привела к его свержению.

Это невеселое наследство досталось Фердинанду Среднеавстрийскому, избранному римским императором в 1619 году. Он был приветливым и щедрым господином для подданных и очень счастливым мужем (в обоих своих браках).

Фердинанд II Габсбург

Фердинанд II любил музыку и обожал охоту, но работа стояла у него на первом месте. Он был глубоко религиозен. За время своего правления он успешно преодолел ряд тяжелых кризисов, ему удалось объединить политически и конфессионально разделенные владения Габсбургов и начать подобное объединение в империи, завершить которое предстояло его сыну, императору Фердинанду III.

Фердинанд III Габсбург

Важнейшим политическим событием эпохи правления Фердинанда III является Вестфальский мир, с заключением которого завершилась Тридцатилетняя война, начавшаяся как восстание против Маттиаса, продолжившаяся при Фердинанде II и остановленная Фердинандом III. К моменту подписания мира 4/5 всех ресурсов ведения войны находились в руках противников императора, были разгромлены последние части императорской армии, способные маневрировать. В этой ситуации Фердинанд III проявил себя как твердый политик, способный самостоятельно принимать решения и последовательно претворять их в жизнь. Несмотря на все поражения, император воспринимал Вестфальский мир как успех, предотвративший еще более тяжкие последствия. Но договор, подписанный под давлением курфюрстов, принесший мир империи, одновременно подорвал авторитет императора.

Престиж власти императора пришлось восстанавливать Леопольду I, избранному в 1658 году и правившему после этого 47 лет. Ему удалось с успехом сыграть роль императора как защитника права и закона, шаг за шагом восстанавливая авторитет императора. Он много и напряженно работал, выезжая за пределы империи лишь по необходимости, и следил за тем, чтобы сильные личности не занимали главенствующее положение длительное время.

Леопольд I Габсбург

Заключенный в 1673 году союз с Нидерландами позволил Леопольду I укрепить основы для будущего положения Австрии как великой европейской державы и добиться ее признания у курфюрстов — субъектов империи. Австрия вновь стала центром, вокруг которого определилась империя.

При Леопольде Германия пережила возрождение австрийской и габсбургской гегемонии в империи, зарождение «венского имперского барокко». Сам император был известен как композитор.

На смену Леопольду I Гасбургу пришел император Иосиф I Габсбург. Начало его царствования было блестящим, и императору прочили большое будущее, однако его начинания не были завершены. Вскоре после избрания выяснилось, что серьезной работе он предпочитает охоту и амурные похождения. Его романы с придворными дамами и с камеристками доставляли немало забот его добропорядочным родителям. Даже попытка женить Иосифа не увенчалась успехом, т. к. жена не смогла найти в себе силы, чтобы привязать неуемного муженька.

Иосиф I Габсбург

Иосиф умер от оспы в 1711 году, оставшись в истории символом надежды, которой не суждено было осуществиться.

Римским императором стал Карл VI, до этого пробовавший свои силы как король Испании Карл III, но не признанный испанцами и не поддержанный другими правителями. Он сумел поддержать мир в империи, не уронив при этом авторитета императора.

Карл VI Габсбург, последний из Габсбургов по мужской линии

Однако он не смог обеспечить преемственность династии, т. к. среди его детей не было сына (он умер в младенчестве). Поэтому Карл позаботился о том, чтобы урегулировать порядок наследования. Был принят документ, известный как Прагматическая санкция, согласно которой после полного вымирания правящей ветви право наследования сначала получают дочери его брата, а затем его сестры. Этот документ в немалой степени способствовал возвышению его дочери Марии-Терезии, правившей империей сначала со своим мужем, Францем I, а затем с сыном, Иосифом II.

Мария Терезия в 11 лет

Но в истории не все было так гладко: со смертью Карла VI прервалась мужская линия Габсбургов, и императором был избран Карл VII из династии Виттельсбахов, что заставило Габсбургов вспомнить о том, что империя — выборная монархия и управление ею не связано с единственной династией.

Портрет Марии-Терезии

Мария-Терезия предприняла попытки вернуть корону в свою семью, что ей и удалось после смерти Карла VII — императором стал ее муж, Франц I. Однако справедливости ради надо заметить, что Франц не был самостоятельным политиком, ибо все дела в империи прибрала к рукам его неутомимая жена. Мария-Терезия и Франц были счастливы в браке (несмотря на многочисленные измены Франца, которые жена предпочитала не замечать), и Бог наградил их многочисленным потомством: 16 детей. Удивительно, но факт: императрица даже рожала как бы между делом: она работала с документами, пока врачи не отправляли ее в родильную, а сразу после родов продолжала подписывать документы и только после этого могла себе позволить отдых. Заботу о воспитании детей она поручила доверенным лицам, строго контролируя их. Интерес к судьбам детей по-настоящему проявился у нее лишь когда пришло время подумать об устройстве их браков. И здесь Мария-Терезия проявила поистине недюжинные способности. Она устроила свадьбы дочерей: Марию-Каролину выдала замуж за короля Неаполитанского, Марию-Амелию — за инфанта Пармского, а Мария-Антуанетта, выданная замуж за дофина Франции Людовика (XVI), стала последней королевой Франции.

Мария-Терезия, отодвинувшая в тень большой политики своего мужа, так же поступила и с сыном, из-за чего их отношения всегда были напряженными. Вследствие этих стычек Иосиф предпочитал путешествовать.

Франц I Стефан, Франциск I Лотарингский

Во время своих поездок он посетил Швейцарию, Францию, Россию. Путешествия не только расширили круг его личных знакомств, но и повысили его популярность у подданных.

После смерти Марии-Терезии в 1780 году Иосиф наконец-то смог проводить реформы, которые обдумал и подготавливал еще при матери. Эта программа родилась, проводилась и умерла вместе с ним. Иосифу чуждо было династическое мышление, он стремился к расширению территории и проведению австрийской великодержавной политики. Такая политика восстановила против него почти всю империю. Тем не менее Иосиф сумел все-таки достичь некоторых результатов: за 10 лет он так изменил облик империи, что только потомки смогли по-настоящему оценить его работу.

Иосиф II, старший сын Марии-Терезии

Новому монарху, Леопольду II, было ясно, что империю спасут лишь уступки и медленный возврат к прошлому, но при ясности целей у него не было ясности в реальном их достижении, и, как выяснилось позже, времени у него тоже не было, ибо император скончался через 2 года после избрания.

Леопольд II, третий сын Франца I и Марии-Терезии

Франц II правил свыше 40 лет, при нем была образована Австрийская империя, при нем был зафиксирован окончательный развал Римской империи, при нем правил канцлер Меттерних, именем которого названа целая эпоха. Но сам император в историческом свете предстает тенью, склонившейся над государственными бумагами, тенью расплывчатой и аморфной, неспособной на самостоятельные телодвижения.

Франц II со скипетром и в короне новой Австрийской империи. Портрет работы Фридриха фон Амерлинга. 1832. Музей истории искусств. Вена

В начале царствования Франц II был очень даже активным политиком: он проводил реформы управления, беспощадно менял чиновников, экспериментировал в политике, причем от его экспериментов у многих просто дух захватывало. Это позже он станет консерватором, подозрительным и неуверенным в себе, неспособным принимать глобальные решения…

Франц II принял титул наследственного австрийского императора в 1804 году, что было связано с провозглашением Наполеона наследственным императором французов. А к 1806 году обстоятельства складывались таким образом, что Римская империя превратилась в призрак. Если в 1803 году были еще какие-то остатки имперского сознания, то теперь о них даже не вспоминали. Трезво оценив ситуацию, Франц II принял решение сложить с себя корону Священной Римской империи и с этого момента всецело посвятил себя укреплению Австрии.

В своих воспоминаниях Меттерних так писал об этом повороте истории: «Франц, лишенный титула и тех прав, которыми обладал до 1806 года, но несравненно более могущественный, чем тогда, был теперь истинным императором Германии».

Фердинанд I Австрийский «Добрый» скромно занимает место между своим предшественником и своим преемником Францем Иосифом I.

Фердинанд I Австрийский «Добрый»

Фердинанд I пользовался большой популярностью в народе, о чем свидетельствуют многочисленные анекдоты. Он был сторонником нововведений во многих областях: от прокладки железной дороги до первой дальней телеграфной линии. По решению императора был создан Военно-географический институт и основана Австрийская академия наук.

Император был болен эпилепсией, и болезнь наложила отпечаток по отношение к нему. Его называли «блаженненьким», «дурачком», «тупицей» и т. д. Несмотря на все эти нелестные эпитеты, Фердинанд I проявлял различные способности: он знал пять языков, играл на фортепиано, увлекался ботаникой. В деле управления государством он тоже достиг определенных успехов. Так, во время революции 1848 года именно он понял, что система Меттерниха, успешно работавшая многие годы, изжила себя и требует замены. И у Фердинанда Иосифа хватило твердости отказаться от услуг канцлера.

В тяжелые дни 1848 года император пытался сопротивляться обстоятельствам и давлению окружающих, но его в конце концов вынудили отречься от престола, следом за ним отрекся эрцгерцог Франц Карл. Императором стал Франц Иосиф, сын Франца Карла, правивший Австрией (а потом Австро-Венгрией) ни много ни мало 68 лет. Первые годы император правил под влиянием, если не сказать — под руководством, матери, императрицы Софии.

Франц Иосиф в 1853 году. Портрет работы Миклоша Барабаша

Франц Иосиф I Австрийский

Для Франца Иосифа I Австрийского важнее всего были на свете: династия, армия и религия. Молодой император поначалу рьяно взялся за дело. Уже в 1851 году, после поражения революции, абсолютистский режим в Австрии был восстановлен.

В 1867 году Франц Иосиф преобразовал Австрийскую империю в двуединую монархию Австро-Венгрию, иначе говоря, он пошел на конституционный компромисс, который сохранил за императором все преимущества абсолютного монарха, но в то же время оставил нерешенными все проблемы государственного строя.

Политика сосуществования и сотрудничества народов Центральной Европы — такова традиция Габсбургов. Это был конгломерат народов, по сути, равноправных, ибо каждый, будь то венгр или богемец, чех или босниец, мог занять любой государственный пост. Они правили от имени закона и не брали в расчет национальное происхождение подданных. Для националистов Австрия была «тюрьмой народов», но, как ни странно народ в этой «тюрьме» богател и процветал. Так, Габсбургский дом реально оценивал выгоды от наличия большой еврейской общины на территории Австрии и неизменно защищал иудеев от нападок христианских общин — настолько, что Франца Иосифа антисемиты даже прозвали «еврейским императором».

Франц Иосиф любил свою очаровательную жену, но при случае не мог удержаться от соблазна полюбоваться красотой других женщин, которые обычно отвечали ему взаимностью. Так же не мог он удержаться от азартных игр, частенько наведываясь в казино Монте-Карло. Как и все Габсбурги, император ни при каких обстоятельствах не пропускает охоту, которая оказывает на него умиротворяющее действие.

Габсбургская монархия была сметена вихрем революции в октябре 1918 года. Последний представитель этой династии Карл I Австрийский был свергнут, пробыв у власти всего лишь около двух лет, а всех Габсбургов выслали из страны.

Карл I Австрийский

Последний представитель династии Габсбургов в Австрии — Карл I Австрийский с супругой

В семье Габсбургов бытовало древнее предание: гордый род Рудольфом начнется и Рудольфом же закончится. Предсказание почти сбылось, ибо династия пала после смерти кронпринца Рудольфа, единственного сына Франца Иосифа I Австрийского. И если династия продержалась на троне после его смерти еще 27 лет, то для предсказания, сделанного много веков назад, это незначительная погрешность.

Имперская корона. Вид спереди. Имперская корона. Вид сбоку. 3D-иллюстрация имперской короны.

Имперская корона или Корона Карла Великого (нем. Reichskrone) — корона королей и императоров Священной Римской империи, которой короновались почти все германские монархи раннего Средневековья, начиная с Конрада II. Корона была изготовлена вероятнее всего в конце X века. Первое упоминание о ней появилось в XII веке.

Наряду с имперским крестом (нем. Reichskreuz), имперским мечом (нем. Reichsschwert) и Святым Копьём (нем. Heilige Lanze) корона была самой важной частью императорских регалий (нем. Reichskleinodien). Во время коронации корона вручалась новому монарху вместе со скипетром (нем. Zepter) и державой (нем. Reichsapfel). Императорские регалии Священной Римской империи, особенно корона Карла Великого, с 1424 по 1796 год хранились в Нюрнберге, исторической столице Франкского государства, и могли были быть вывезены к месту коронации нового императора, после чего возвращались к месту постоянного хранения. В 1796 году во время Наполеоновских войн Нюрнберг был занят французскими войсками, но корону успели передать на хранение в Регенсбург, а в 1800 году в Вену. В настоящее время корона и императорские регалии выставлены в сокровищнице дворца Хофбург в Вене (Австрия), так как последний император Священной Римской империи Франц II отказался вернуть её, несмотря на письменные обязательства. В 1938 году возвращена в Нюрнберг, в 1946 году в Вену. Из-за неурегулированного правого статуса Австрийское правительство отказывается выставлять её за границей.

Описание

Портрет Карла Великого в короне, с державой и мечом в руках. А. Дюрер. Германский национальный музей. Нюрнберг

Корона Карла Великого отличается от других известных корон и имеет оригинальную восьмигранную форму. Вместо круглого венца основание выполнено в форме восьмигранника. Корона выполнена из восьми закругленных кверху пластин. Пластины посредством золотых заклёпок прикреплены к двум металлическим лентам внутри короны, и замыкая её, дают восьмиугольную форму. Когда и где были изготовлены металлические ленты и собрана корона — неизвестно.

Пластины короны сделаны из качественного золота, и украшены 144 драгоценными камнями и жемчугом. Жемчуг и камни помещены в оправы без задней стенки, создавая эффект сияния камней изнутри.

Четыре пластины меньшего размера украшены картинами с эпизодами из Библии, в технике византийской перегородчатой эмали. Эти четыре пластины, названные Bildplatten, изображают три эпизода из Ветхого Завета и один из Нового Завета. Три ветхозаветных показывают царей Давида, Соломона и Езекию с пророком Исаией. Новозаветная пластина представляет Иисуса с двумя серафимами. Другие четыре пластины, названные каменными пластинами (Steinplatten), имеют бóльшие размеры и украшены исключительно драгоценными камнями и жемчугом.

Двенадцать драгоценных камней на налобной пластине символизируют 12 апостолов Нового Завета. Двенадцать камней на затылочной — 12 колен Израилевых Ветхого Завета. Оттонианские короли считали себя преемниками апостолов и первосвященников.

Венчает корону высокая дуга с жемчужным шитьем с именем Конрада II. В месте соединения дуги и налобной пластины укреплен крест, который датируется годами правления Генриха II (1002—1024). Его лицевая сторона выложена драгоценными камнями и жемчугом и символизирует победу. На гладкой внутренней стороне выгравирована фигура распятого Спасителя.

Таким образом императорская корона имеет христологическое значение: император правит от имени Иисуса Христа, от которого получает силу и которому дает отчет о своих деяниях. » ME REGES REGNANT» (Моим именем правят цари) — написано на латыни на боковой эмалевой вставке с изображением Христа во Славе.

  • Царь Давид (Подпись на короне: лат. Rex David)

  • Царь Соломон
    (лат. Rex Salomo)

  • Езекия встречает пророка Исайю
    (лат. Isaiasez e Ephetachiae Rex)

  • Христос с двумя серафимами
    (лат. (per) Me Reges Regnant)

Leave a Comment