Красный мост Санкт-Петербург

История

Красный мост в 1820-х гг.

С 1717 года на планах отмечен деревянный мост. В 1737 году Г. ван Болесом был построен деревянный подъемный мост. В среднем пролете была устроена щель шириной около 70 см для пропуска мачтовых судов. В наведенном положении щель закрывали деревянными щитами. В конце XVIII века мост стал трехпролетным с деревянным пролетным строением на каменных опорах по типу мостов Крюкова канала.

В 1808—1814 годах по проекту инженера В. И. Гесте мост был заменён типовым однопролётным чугунным арочным. Чугунные тюбинги моста были изготовлены на уральских заводах Н. Н. Демидова.

Каменные опоры моста выполнены бутовой кладкой с гранитной облицовкой. В качестве перильного ограждения моста использовалась чугунная решётка, повторяющая рисунок ограждения набережной. Тротуары отделены от проезжей части простой металлической оградой с гранитными тумбами. Для освещения моста поставлены гранитные обелиски, на которых подвешены фонари.

В 1953—1954 гг. проекту инженера В. В. Блажевича чугунные пролетные строения заменены на металлические двухшарнирные арки с железобетонной плитой проезжей части. Внешний вид моста был сохранён, под руководством архитектора А. Л. Ротача восстановлены гранитные обелиски с бронзовыми позолоченными шарами и четырёхгранными фонарями на металлических кронштейнах, воссоздано ограждение между тротуарами и проезжей частью моста.

В 1998 г. проведена очередная реставрация: проведены работы по ремонту фонарей, воссозданы чугунное и гранитное ограждения.

История строительства

Красный мост, пролегающий через р. Мойку от второго Адмиралтейского острова к Казанскому, изначально не был такого цвета. В год своего рождения он представлял собой разводную деревянную конструкцию, выкрашенную в белый цвет. В 1737 году переправа подверглась реконструкции под руководством голландца Германа Ван Болеса.

Ранее ему доверили проектирование одного из самых знаменитых зданий Санкт-Петербурга — Адмиралтейства. Архитектор усложнил каркас и облегчил проход судам с мачтами, установив 70-метровое пространство для их пропуска.

В 1778 г Белый перестроили в трёхпролётный на каменных опорах и перекрасили, он стал Красным.

В первом десятилетии XIX столетия, благодаря инженеру В.И. Гесте, Красный мост в Петербурге приобрел типичный облик переправ на Мойке, став однопролетным и арочным. Чугунный каркас для него был изготовлен на знаменитых Уральских заводах Демидова, а узоры решетки были схожи с ограждением набережной. На месте секции пустотелых ящиков-клиньев скрепили болтами. Опоры выполнили бутовой кладкой камня, облицевали гранитом. Тротуар огородили гранитными тумбами, оградой. В качестве освещения были использованы обелиски с четырехгранными фонарями.

Более ста лет простояла Красный мост был без ремонта, опоры и пролёты изнашивались, деформировались. В конце XX века Александр Лукич Ротач, член Союза Архитекторов СССР, воссоздал их первоначальный образ, а в 1998 году были проведены плановые ремонтные работы по восстановлению чугунного и гранитного ограждения переправы, сохранив при этом исторический вид сооружения.

В начале XIX века было построено 12 надводных конструкций. Цветное название сохранили три, а исторический облик — только у Красного.

Достопримечательности рядом

Знаменитая цветная переправа находится в Центральном районе города и имеет удобное расположение для туристов. Помимо ТЦ «Эсдерс и Схейфальс», рядом с мостом находится несколько интересных достопримечательностей, достойных для включения в пункт экскурсионной программы. Например, вузовский Музей РГПУ имени А.И. Герцена, детский «музей варежки».

Ближайший дом — бывшее Императорское училище глухонемых (№ 54), сейчас педагогический университет. Дом возведён в первое десятилетие XIX века по заказу императрицы Марии Фёдоровны. В середине столетия переделан под стиль классицизма. На третьем этаже была домовая церковь, сейчас действует университетский храм Петра и Павла. Единственный в мегаполисе приход, где богослужения идут с сурдопереводом для глухонемых.

На другом берегу – двухэтажный особняк. «Дом Кочубея», военного министра, Северина. В начале XIX здесь жил президент Академии художеств Алексей Оленин. «Оленинский кружок» собирал литературные и музыкальные таланты. Молодой Пушкин тут играл в домашних спектаклях, Грибоедов музицировал.

Через реку от училища располагается дом Таля (№ 58). Богатый купец имел много недвижимости. В нём с 1813 располагался Английский клуб. Закрытое мужское собрание, где изучали иностранные газеты, говорили о политике, развлекались бильярдом и вином, было модным заведением. Здесь бывали баснописец Крылов, архитектор Стасов, поэт Жуковский. Членом собрания был и Пушкин. Позже там засела жандармская канцелярия.

Также в пятистах метрах пешей ходьбы расположены знаменитый Исаакиевский собор, памятник Николаю I и Мариинский дворец.

С детства ездила на все каникулы отдыхать в Петербург. С раннего возраста полюбила его всей душой. Спустя 10 лет живу в городе своей мечты. Писать статьи про Санкт-Петербург, для меня несказанная радость и счастье.

>Красный мост Фото: Красный мост

Фото и описание

Красный мост – это историко-архитектурный памятник федерального значения. Он – единственный из четырёх «цветных» мостов через Мойку, построенный по типовому проекту архитектора Вильяма (Василия Ивановича) Гесте (1753-1832), сохранившийся в первозданном виде на сегодняшний день. К слову, Красный мост уникален не только сохранностью архитектуры, но и своего «цветного» названия. Остальные цветные мосты Мойки утратили свой первоначальный облик, а один из них переименован: Жёлтый мост ныне являются Певческим. Своё название, наряду с Красным мостом, сохранили Синий и Зелёный мосты, но, к сожалению, первоначальная архитектура их была утрачена. Сегодня у мостов покрашены нижняя «водная» часть и перила.

Курьёзным является сам факт появления «цветных» мостов. Дело в том, что таких однотипных мостов через Мойку в Санкт-Петербурге было построено четыре. Они располагались близко друг к другу и жители их часто путали. Такое неудобство было решено устранить при помощи цвета.

Красный мост соединяет 2-й Адмиралтейский и Казанский острова и является границей между Адмиралтейским и Центральным районами Санкт-Петербурга. Красный – пешеходный и автомобильный мост; по типу конструкции является однопролетным, выполненным из двухшарнирных сварных арок (со стальным арочным основным пролётом). Общая его длина на сегодняшний день составляет 42 метра, ширина между перилами – 16,8 метра.

Изначально мост на Мойке появился в 1717 году и назывался он, как ни странно, Белым. Это был деревянный разводной мост, окрашенный в белый цвет. Отсюда и произошло его название.

Мост был перестроен в 1737 году по проекту голландского инженера Германа ван Болеса. С целью пропуска под мостом мачтовых судов, в одном из пролетов была сооружена щель шириной 70 см., которая при надобности закрывалась съемными щитами. В 1778 году мост был перекрашен и, в соответствии с новой расцветкой, переименован в Красный. В ходе очередной реконструкции в конце ХVIII века мост стал трехпролетным.

В ходе реконструкции 1808-1814 годов по проекту инженера Вильяма Гесте мост становится чугунным, однопролетным, имеет арочную конструкцию с бесшарнирным сводом. Новые чугунные конструкции моста выполнены на заводах Демидова на Урале. Каменные опоры моста облицованы гранитом. Для перил использована чугунная решетка, рисунок которой повторяет рисунок металлического ограждения набережной. Также было изменено освещение моста: были поставлены обелиски, выполненные из гранита с подвешенными на них четырехгранными фонарями, подвешенными на металлических кронштейнах. На сегодняшний день обелиски с фонарями восстановлены и имеют свой первоначальный вид, а перила моста, отделяющие проезжую часть от тротуара, не подвергались реконструкции и сохранились с прежних времен.

В период с 1953 по 1954 гг. литые чугунные конструкции Красного моста были заменены на арочные стальные (проект инженера В. Блажевича): из семи металлических двухшарнирных арок, соединенных между собой поперечными балками и продольными связями, было выполнено пролетное строение моста. При этом внешний вид моста полностью сохранен. Тогда же под руководством архитектора, члена Союза Архитекторов СССР, Александра Лукича Ротача (1893-1990) и были воссозданы гранитные обелиски Красного моста в их первоначальном виде; между тротуарами и проезжей частью восстановлены старинные чугунные перила, однотипные с перилами набережной реки Мойки, прилегающей к мосту. Фасады моста имеют традиционную красную расцветку.

Очередная реставрация моста, в ходе которой проводились ремонтные работы фонарей, воссоздание чугунного и гранитного ограждения, была проведена в 1998 году.

Leave a Comment