Крепость крестоносцев в израиле

Крепости крестоносцев – израильские памятники Западной Европы

Ее земли пережили множество войн, сражений, восстановительных работ, исторические памятники обновлялись, сменяя друг друга, а древние города исчезали от времени, сил природы и прихоти человека.

Как известно, Израиль – это уникальная страна, ведь в ней гармонично сосуществуют три мировые религии, которые проявляют себя во всем. Местное население, жизненный уклад, архитектура, святыни, все это разнится в городах Израиля, именно поэтому эта страна так многогранна, так интересна.

Крепости крестоносцев расположены по всей стране, это оставили свой след Крестовые походы – военные действия, нацеленные на обращение в христианство и на изгнание мусульман с израильских земель.

Крепости, ради которых стоит отправиться в путешествие

  • Антипатрида (крепость Тихих источников) – это крепость древнего одноименного города, расположенная всего в 15 км от Тель-Авива, у западных склонов Иудейских гор. Вокруг города была возведена величественная крепость, в которой обосновались евреи во время Иудейской войны. Затем укрепление было захвачено крестоносцами и значительно расширено. Во время правления турок крепость разбирали на камни для строительства железнодорожной колеи, но позднее весь нанесенный урон был отреставрирован.
  • Крепость госпитальеров Бельвуар (Belvoir) расположена в 20 км к югу от Тивериадского озера, на плато Нафтали. Изначально она была феодальным владением французского дворянина Вело, а затем, в 1168 году, он передал ее ордену госпитальеров. С течением времени крепость неоднократно терпела разрушения от египтян, а окончательно ее разбил в 1220 году правитель Дамаска. Около 20 лет назад археологические работы по раскопке и восстановлению крепости были завершены, а около живописных руин разбит парк со скульптурами.
  • Эль-Карак – это город в западной Иордании, который ранее принадлежал Израилю. Он примечателен тем, что развился вокруг крепости крестоносцев. Еще в XII веке на Ближнем Востоке появились крестоносцы и возвели обширную неприступную крепость, которая лишь расширялась и усиливалась с течением истории, превратившись в ныне прекрасный город.
  • На севере Израиля в Верхней Галилее расположился замок крестоносцев под названием Монфор (Montfort). В XIII веке крестоносцами был построен мощный укрепленный замок, название которого с французского можно перевести как mont (гора) и fort (сильный). Это прекрасный замок сейчас может посетить любой желающий совершенно бесплатно. А найти его можно в 35 км на северо-восток от города Хайфа. Он живописно расстелился по горным склонам своими мощными башнями и стенами, которые никому не удалось покорить.
  • И последняя крепостная достопримечательность – это Мигдаль-Цедек или Мигдаль-Афек. Вы сможете найти ее в центре страны, на шоссе Бен-Шемен — Рош ха-Аин, около кургана Антипатриды. Изначально Мигдаль-Цедек контролировала путь из Яффо и иерусалим, а затем, в V веке была перестроена в монастырь, однако не утеряла свои военные функции – монахам тоже приходилось защищать свои жизни и скрываться за мощными стенами. Чуть позже она была расширена крестоносцами и перестроена турками. Ее посещение также бесплатно.

История

Крепость была построена около 1229 года Османом аль-Азизом, сыном Саладина, чтобы упредить любые попытки атаки на Дамаск во время Шестого крестового похода. Она была названа Калаат аль-Субейба, «Замок на Большой Скале» на арабском языке. В 1230 году крепость была расширена и уже заняла весь горный хребет. В 1260 году Бейбарс укрепил её и добавил большие сторожевые башни. Замок был передан в подчинение Билику, второму командиру Бейбарса. Новый начальник крепости начал широкую строительную деятельность. Когда было закончено строительство, Билик увековечил свою работу и прославил имя султана в 1275 году надписях и камне с высеченным львом, символом султана. После смерти Бейбарса, его сын приказал убить Билика, видимо, опасаясь его власти.

В конце XIII века, после завоевания мусульманами портового города Акко и в конце правления крестоносцев в Святой земле, крепость потеряла стратегическое значение и пришла в упадок.

После захвата этих земель турками в 1517 году, они использовали крепость как роскошную тюрьму для османских дворян, которые были сосланы в Палестину. Позднее, в XVI веке крепость была оставлена, и лишь местные пастухи и их стада были временными гостями в её стенах.

Крепость была разрушена землетрясением в XVIII веке.

Евреи называют это место крепостью Нимрода в память о Нимроде, библейском царе, который по преданию жил в этих местах: «Хуш родил также Нимрода; сей начал быть силен на земле; он был сильный зверолов пред Господом , потому и говорится: сильный зверолов, как Нимрод, пред Господом .» (Быт. 10:8-9)

father_ingwar

За Баниасом на крутом отроге стоит мамлюкская крепость Субейба, которую сегодня арабы называют Калаат Нимруд — крепость Нимрода, в соответствие с восточными легендами. Согласно преданиям, крепость была построена легендарным охотником Нимродом. Отсюда и название: «Крепость Нимрода» (по-арабски «калаат» — крепость). Крепость стоит на отдельной горке над крутым берегом реки Саар, которая отделяет Голаны от массива горы Хермон и называется по-арабски вади Накеб. В этом районе было много древних вулканических процессов, лавовые дайки которых со временем превратились в слои глины —аквиклюда, поэтому здесь много родников и источников. Количество осадков здесь — около 1000 мм в год. Вокруг замка — десять огромных водных цистерн, следы которых видны до сих пор.
До недавнего времени считалось, что этот замок — самая северо-восточная застава королевства крестоносцев. Однако сейчас выяснилось, что построили её вовсе не крестоносцы, а мусульмане — сначала айюбиды, а затем перестроили и укрепили мамлюки. Но до появления той крепости, руины которой мы видим сегодня, немного ниже и ближе к Баниасу стоял другой замок, также очень известный в истории, который часто путают с Субейбой. Старая крепость много раз переходила из рук в руки и одно время её занимали — в 1126 г. — знаменитые ассасины, от испорченного «хашишин» — гашишники. С помощью гашиша духовный глава исмаилитов, Старец Горы, который сидел наверное в донжоне — восточной верхней башне, добивался верности и готовности идти на смерть. Борьба Саладина с исмаилитами закончилась миром после ночного визита Старца к Саладину. Старец принимал у себя даже Ричарда Львиное Сердце, на глазах которого Старец приказал своим воинам совершать самоубийства, пока Ричард не взмолился, прося прекратить это. Тогда этот замок назывался Баниас. Однако позже в Дамаске начались гонения на ассасинов и те заключили договор о взаимопомощи с крестоносцами.
В 1129 г. исмаилиты передали замок крестоносцам и в нем сидел Рене де Брос, родственник Вильгельма Завоевателя. Через три года замок заняли мусульмане Дамаска и поставили правителем Ибн Тургута. Ибн Тургут переметнулся на сторону султана Мосула — врага Дамаска. В 1140 г. на штурм крепости выступило объединенное войско христиан и мусульман Дамаска под командованием курда Зенги. Город был взят после кровавой осады. Это послужило началом военному союзу Иерусалима и Дамаска, а Баниас стал местом совместных встреч и развлечений. В 1151 г. здесь произошел бой крестоносцев-госпитальеров с туркменами, а в 1157 г., во время очередного конфликта с Дамаском замок начал вновь отстраиваться, но был захвачен и полностью уничтожен войском Нур ад-Дина. Крестоносцы считали Баниас очень важной, ключевой точкой, и сначала Луи Седьмой, а затем Луи Девятый многократно пытались захватить это место — но безуспешно. Мы знаем, со слов мусульманского путешественника Ибн Джабира, побывавшего здесь в 1184 г., что на тот момент никаких укреплений на месте замка не было. Описания 1202 и 1219 гг. также о крепости не упоминают.
Лишь в 1238 г. марсельский архиепископ пишет в своем дневнике, что от Дамаска до Цфата нет ни одного замка, кроме Субейбы. Самая древняя надпись, найденная в самом замке, относится к февралю 1228 г., что и можно считать началом его строительства — «построил Осман эль-Азиз при переходе власти от Муазема к эль-Камелю». Верхняя часть крепости — донжон, высотой в два этажа, который здесь называют Башура, построен арабами Салах ад-Дина в 1228 — 1230 гг. Нижняя часть замка вместе с круглыми башнями достроена много позже, только после монгольского нашествия, мамлюком Байбарсом.Его перестройка закончена в 1260 г.
Раскопки здесь проводились несколько лет, под руководством Рони Элленблюма, однако до сих пор раскопана лишь нижняя, мамелюкская часть крепости. При раскопках не найдено абсолютно никаких следов крестоносцев, несмотря на то, что замок находился в их руках достаточно долго. Разница между строительством айюбидов и мамелюков достаточно хорошо видна: мамелюки строили тщательнее, не использовали маленьких камней, хорошо обрабатывали поверхность строительных блоков. За пример для своей архитектуры мамелюки брали иродианское строительство на Храмовой горе, с которым были хорошо знакомы. Как правило, мамелюки строили круглые башни —единственное исключение — квадратная башня, которую иногда называют «тюремной».
Считается, что в 15 в. мамелюки держали здесь политических и административных заключенных. Здесь найдены принадлежности для курения гашиша турецкого периода — 16 в. Около северо-западной башни, которая когда-то служила дворцом мамелюкского военного правителя Билика, найдена огромная надпись — частью еще в 19 в., частью при раскопках 1996 г. — и теперь стало возможным её прочитать. Надпись эта сделана по приказу султана Байбарса. Из этой башни ведет ныне открытый тайный ход наружу, за крепостные стены, ход, построенный во времена Билика из мощных камней, которым не повредили даже землетрясения. Такой ход называют «потерна» и для его строительства использовались фигурные блоки весом до 38 т. Крепость находилась в руках мусульман вплоть до 16 в., когда была оставлена в результате крупного землетрясения. В 18 веке еще одно землетрясение сильно порушило остатки крепости.
К концу прошлого века находилась уже на территории, принадлежащей друзам и выкупленной позже по приказу барона де Ротшильда. Друзы ушли жить в Маждаль Шамс. В 1867 г. здесь побывал американский писатель Марк Твен, путешествовавший по Святой Земле, и замок, который тогда еще называли Баниас и не знали, кто его построил, был единственным местом, которое понравилось в Палестине знаменитому сатирику.

История

Айюбиды

До недавнего времени считалось, что этот замок — самая северо-восточная застава королевства крестоносцев. Однако сейчас выяснилось, что построили ее вовсе не крестоносцы, а айюбиды, а затем перестроили и укрепили мамлюки. Но до появления той крепости, руины которой мы видим сегодня, немного ниже и ближе к Баниасу стоял другой замок, также очень известный в истории, который часто путают с Субейбой.

Крепость была построена в 1228 г. Аль-Азизом Османом, племянником Саладина и младшим сыном аль-Адиля I, чтобы преградить путь армии Фридриха II, грозившего прийти из Акко в Дамаск во время Шестого крестового похода.

Ассасины

Старая крепость много раз переходила из рук в руки и одно время ее занимали — в 1126 г. — знаменитые ассасины, от испорченного «ашишин» — гашишники.

С помощью гашиша духовный глава исмаилитов, Старец Горы, добивался верности и готовности идти на смерть. Борьба Саладина с исмаилитами закончилась миром после ночного визита Старца к Саладину.

Старец принимал у себя даже Ричарда Львиное Сердце, на глазах которого Старец приказал своим воинам совершать самоубийства, пока Ричард не взмолился, прося прекратить это. Тогда этот замок назывался Баниас. Однако позже в Дамаске начались гонения на ассасинов и те заключили договор о взаимопомощи с крестоносцами.

Крепость Нимрод, водосборник возле юго-западной башни

Крестоносцы

В 1129 г. исмаилиты передали замок крестоносцам и в нем сидел Рене де Брос, родственник Вильгельма Завоевателя. Через 3 года замок заняли мусульмане Дамаска и поставили правителем Ибн Тургута. Ибн Тургут переметнулся на сторону султана Мосула — врага Дамаска.

В 1230 г. крепость была расширена и уже заняла весь горный хребет. В 1140 г. на штурм крепости выступило объединенное войско христиан и мусульман Дамаска под командованием курда Зенги. Город был взят после кровавой осады. Это послужило началом военному союзу Иерусалима и Дамаска, а Баниас стал местом совместных встреч и развлечений.

В 1151 г. здесь произошел бой крестоносцев-госпитальеров с туркменами, а в 1157 г., во время очередного конфликта с Дамаском замок начал вновь отстраиваться, но был захвачен и полностью уничтожен войском Нур ад-Дина.

Крестоносцы считали Баниас очень важной, ключевой точкой, и сначала Луи VII, а затем Луи IX многократно пытались захватить это место — но безуспешно.

В 1230 г. крепость была расширена и уже заняла весь горный хребет.

Крепость Нимрод, изображение льва возле западной башни

Бейбарс

В 1260 г. Бейбарс укрепил её и добавил большие сторожевые башни. Крепость была передана в подчинение Билику, второму командиру Бейбарса.

Новый начальник крепости начал широкую строительную деятельность. Когда было закончено строительство, Билик увековечил свою работу и прославил имя султана в 1275 г. надписях и камне с высеченным львом, символом султана. После смерти Бейбарса, его сын устроил убийство Билика, видимо опасаясь его власти.

Упадок

В конце XIII в., после завоевания мусульманами портового города Акко и в конце правления крестоносцев в Святой земле, крепость потеряла стратегическое значение и пришла в упадок.

После захвата этих земель турками в 1517 г., они использовали крепость как роскошную тюрьму для османских дворян, которые были сосланы в Палестину.

Позднее, в XVI в., крепость была оставлена, и лишь местные пастухи и их стада были временными гостями в её стенах.

Крепость была разрушена землетрясением в XVIII в.

К XIX в. крепость Нимрод находилась на территории, принадлежащей друзам, и была выкуплена позже по приказу барона Ротшильда. Друзы ушли жить в Мадждаль Шамс.

В 1867 г. здесь побывал американский писатель Марк Твен, путешествовавший по Святой земле, и замок, который тогда еще называли Баниас и не знали, кто его построил, был единственным местом, которое понравилось в Палестине знаменитому сатирику.

Крепость

Весь крепостной комплекс занимает 420 м в длину и 150 м в ширину и сложен из больших, тщательно обтёсанных квадратных камней.

Вдоль стен расположены многочисленные прямоугольные и полукруглые башни. Самый высокий, восточный край крепости расположен на утёсе размером 65 x 45 м и защищён массивными прямоугольными башнями.

Крепость выходит на глубокую узкую долину реки Саару, которая отделяет гору Хермон от остальной части Голанских высот и контролирует дорогу связывающую Галилею с Дамаском и бывшим в составе Иерусалимского королевства городом Баниас.

Верхняя часть крепости — донжон, высотой в два этажа, который здесь называют Башура, построен Аль-Азизом Османом в 1228-30 гг. Нижняя часть замка вместе с круглыми башнями достроена в 1260 г. мамлюком Байбарсом.

Раскопки здесь проводились несколько лет, под руководством Рони Элленблюма, однако до сих пор раскопана лишь нижняя, мамлюкская часть крепости. При раскопках не найдено абсолютно никаких следов крестоносцев, несмотря на то, что замок находился в их руках достаточно долго. Разница между строительством айюбидов и мамлюков достаточно хорошо видна: мамлюки строили тщательнее, не использовали маленьких камней, хорошо обрабатывали поверхность строительных блоков.

Как правило, мамлюки строили круглые башни — единственное исключение — квадратная башня, которую иногда называют «тюремной». Считается, что в XV в. мамлюки держали здесь политических и административных заключенных.

Около северо-западной башни, которая когда-то служила дворцом мамлюкского военного правителя Билика, найдена огромная надпись, сделанная по приказу султана Байбарса. Из этой башни ведет ныне открытый тайный ход наружу, за крепостные стены, ход, построенный во времена Билика из мощных камней, которым не повредили даже землетрясения. Такой ход называют «потерна» и для его строительства использовались фигурные блоки весом до 38 т.

Leave a Comment