Кто такой фердинанд порше

«Все началось с того, что я огляделся по сторонам и, не увидев автомобиля своей мечты, решил сконструировать его сам…»

Создатель первого в истории электрокара

Фердинанда Порше с детских лет увлекали различные технологии, связанные с электричеством. В 18 лет юноша поступил на работу в известную электротехническую компанию и одновременно на заочную форму обучения в Имперский технический университет. Решающим в биографии Порше стал 1897 год, когда он в конструкторском бюро Лонера сконструировал первый ступенчатый двигатель. Свой новый проект он обнародовал в 1889 году – бестрансмисионный автомобиль на электрической тяге. В машине было впервые воплощено много новаторских идей. Автомобиль отличался небольшими размерами и высокой для того времени скоростью 40 км/час. Он очень понравился Лонеру, который с удовольствием разъезжал на нем по городу. Благодаря этому проекту Порше был назначен главным конструктором компании, а в 1890 году на Всемирной выставке в Париже получил Гран-при за свое изобретение. Так его автомобиль стал первым в мире переднеприводным электромобилем и первой в мире машиной с гибридной силовой установкой. Порше обрел признание автомобилистов и всемирную известность. С тех пор он успешно разрабатывает различные транспортные средства, а в 1931 году основывает собственную компанию, производящую автомобили под маркой «Порше».

Порше был еще и пилотом, а его механиком будущий президент Югославии

Отец будущего талантливого конструктора, известный в Богемии медник-жестянщик с детских лет привлекал сына к работе с металлом, готовя его себе на смену. Увлеченный электротехникой юноша в 15 лет самостоятельно изготовил генератор и лампочку, благодаря чему дом Порше второй в городе стал освещаться электричеством. Получив инженерное образование, Порше с головой ушел в проектирование машин и автомобильных моторов. Страстью парня были гоночные автомобили. Его «австро-даймлеры» на гонках в 1910 году завоевали весь пьедестал почета. Кстати, в этом заезде Фердинанд демонстрирует еще и свой талант пилота, так как одним из трех победных автомобилей управлял сам конструктор! Ассистировал в качестве механика Фердинанду Порше в его победной гонке некий Иосиф, который впоследствии станет выдающимся партийным деятелем Югославии, полное имя которого — Иосиф Броз Тито.

На личном фронте у Фердинанда Порше также все в полном порядке, 1903 год стал годом женитьбы на Алоизии Каес, с которой у Фердинанда были отношения на протяжении многих лет. Вскоре брак дал свои плоды, и у молодой пары появилось первое потомство – чудесная девочка по имени Луиза, после которой спустя шесть лет на свет появился мальчик, которого нарекли в честь отца. Малыша звали ласкательно Ферри, впоследствии сын повторил историю отца и пошел по его стопам, став автомобильным конструктором, талант которого в некоторых моментах превосходил и затмевал славу именитого отца.

Был личным водителем эрцгерцога и наследника престола Австро-Венгрии Франца Фердинанда, убийство которого приведет Европу к Первой мировой войне

После гоночных авто конструктором овладела идея создания доступной по цене «народной машины» и он упорно стал работать над конструированием мотора и других узлов и деталей такого автомобиля. Начало Первой мировой войны помешало закончить эту работу. Возникла необходимость все силы бросить на создание военной техники. За разработку военной техники (машин с гибридными силовыми установками, моторов для дирижаблей и самолётов) в годы Первой мировой войны Порше, не имевший высшего образования, удостоился звания заслуженного профессора венского Технического университета и получил от кайзера крест «За заслуги».

Первая мировая война вынуждает Фердинанда переехать в Германию и покинуть Австрию, в немецком Штутгарте он сразу же занимает должность технического директора всей компании Daimler. На новом месте Порше занимается своей любимой работой, он проектирует автомобили, которые принесли мировую славу торговой марке «Мерседес». Среди его детищ много знаменитых компрессорных «Мерседес», которые выпускались в 20-х годах минувшего века! Несмотря на свою высокую должность в Daimler, Порше не стал делать основную ставку на эту компанию и посвящать ей всю свою жизнь, поэтому спустя пару лет работы в компании Фердинанд покидает ее на пике славы, для того чтобы создать свою собственную.

После окончания войны, появились богатые спонсоры, жаждущие адреналина от быстрой езды. Вновь конструктору пришлось заняться созданием гоночных моделей, скорости которых росли ошеломительными темпами. Первой сенсацией стал заднемоторный болид 1933 года, выдавший 280 км/час. Затем в 1935-36 гг. в споре «Мерседес-Бенца» и «Ауто-Униона» на гонках Гран-при скорость его болида достигла 340 км, а в январе 1938 года на Франфурктском автобане его детище ценой жизни гонщика показало 436 км/час.

Сталин хотел, чтобы тот конструировал технику для СССР

За растущие в таком темпе скоростные показатели Штутгартская академия удостоила Порше научной степенью доктора. Тем временем, Порше не оставляет идею создания народного автомобиля. По личному приглашению Сталина конструктор посещает СССР, где он посещает авиационные и танковые заводы. Ему предлагают перебраться со своим конструкторским бюро в Советский Союз и выбрать для работы любой завод, особо рекомендуя Сталинградский тракторный, который планировался использовать для разработки танков. По имеющимся сведениям, ему даже предлагали пост министра автомобилестроения. Порше готов был конструировать танки одновременно с автомобилями, но, не увидев перспектив развития автотранспорта в Советском Союзе – от всех предложений отказался. Воплощению своих идей в жизнь он обязан другому диктатору.

Им восхищался Адольф Гитлер

По приезду Фердинанд приступает к созданию своего, пожалуй, самого выдающегося детища, название которого в переводе с немецкого звучит как – народный автомобиль. Первый заказ на создание бюджетной модели поступил от компании, выпускающей мотоциклы — Zundapp, к сожалению, он стал для двух компаньонов провальным и спустя некоторое время ввиду отсутствия финансовых средств был закрыт. С приходом на политическое поприще национал-социалистов, проект по созданию машины для обыкновенного народа был возобновлен и в 1934 году Фердинанд Порше объявил всем о своем намерении, а также новом имени в автомобильном мире, которое в те времена звучало как: Volks-Wagen и писалось через дефис. Это решение тепло встретила новая власть Германии, Фюрер со всех трибун кричал о том, что: «Германский народ, в лице простого рабочего, не будет ходить на работу пешком или добираться как попало, он будет туда ездить на «Народном автомобиле», который создан благодаря национал-социализму».

Спустя всего год после возобновления проекта, в 1935 году Порше демонстрирует свои первые достижения и наработки, среди которых первые ходовые экземпляры нового Volks-Wagen. После этого в 1936 году стартовало строительство линии по производству данной модели, что интересно, она была построена на сбор денежных средств простого народа. Согласно программе, разработанной национал-социалистами — каждую неделю рабочий добровольно будет перечислять на спецсчет сумму в размере 5 марок, после чего спустя почти четыре года он накапливал на своем счету 990 марок, которых было достаточно, чтобы приобрести автомобиль KdF («сила через радость»).

Идея понравилась более чем 300 000 жителям Германии, однако светлым идеям добрых и доверчивых людей сбыться было не суждено из-за начала Второй мировой войны. То что успели собрать за все время, было передано руководству Третьего Рейха. Что интересно, после войны обманутые вкладчики вспомнили об обязательствах концерна Volkswagen перед ними и стали требовать свои накопленные 990 марок или автомобиль, однако их требования так и не были удовлетворены. Все что смог сделать для своих вкладчиков Фердинанд Порше, это небольшую скидку при покупке нового автомобиля.

Танки были никудышными

Спектр творений гениального конструктора был потрясающе широким. Он одновременно мог заниматься конструированием мотоциклов, локомотивов, авиадвигателей и танков. Когда во время войны стал ощущаться дефицит энергоносителей, Порше изобрел способ получать электричество от ветряных мельниц. Тем не менее, в разработке военной технике конструктор терпел неудачи. Над созданием танка, получившего имя «Тигр» параллельно работали два завода Порше ир Хеншель. Оба доставили свои образцы в день рождения фюрера в Винницкий бункер «Волчье логово». «Тигр» Порше из-за своей тяжести при съезде с железнодорожной платформы увяз в грязи, и его удалось вызволить только подъемным краном. Несмотря на это в ставке фюрера его наградили «Рыцарским крестом». Осмотру машины Гитлер уделил полчаса, а танку Хенкеля всего пару минут. И все же на полигоне испытания выиграл танк фирмы «Хенкель», который и был запущен в массовое производство. Военные машины «Тигр» и легкий разведывательный танк «Леопард», так и остались единственными образцами. Сконструированное Порше одноименное самоходное орудие «Фердинанд» также постигла судьба предыдущей военной техники, словно сам господь бог не благословлял конструктора на создание орудий убийства. В 30-х годах проектированием гигантских танков занимались японцы, американцы и англичане. В СССР также работали над созданием трехсот тонной бронированной машины, которая была создана и под названием «тридцать четверка» успешно сражалась на полях Великой отечественной войны. Эта идея была воплощена немецкими конструкторами, во главе которых был Порше. В мае 1944 года собрали и обкатали 2 многотонных монстра, получившие название «мышонки», которые при наступлении Советских войск они были взорваны.

Его хотели сгноить в тюрьме

Военное поражение стало большим ударом для семьи Порше, и даже не потому что союзниками было уничтожено конструкторское бюро компании вместе со всеми архивами и чертежами. 1945 год стал тяжелым по тому, что французские власти выдвинули обвинение сыну и отцу Порше, после чего они были арестованы. Обвинение базировалось на том, что якобы арестованные принимали активное участие в сотрудничестве с фашистским руководством и эксплуатировали в личных целях труд военнопленных, а также готовили для гестапо бойцов Сопротивления, способных саботировать производство военной техники.

Через год, в 1946 году Ферри Порше был выпущен на свободу, свое освобождение он отпраздновал быстрым созданием и выпуском гоночного автомобиля для одной итальянской компании под названием Cisitalia. Вырученные деньги, а это — 1 млн. франков, сын Порше отдает французской власти в качестве выкупа за своего все еще заключенного отца. Порше старший, по мнению историков, также не пал духом от своего статуса осужденного, и даже за решеткой умудрялся творить свои шедевры. Так по некоторым данным именно Фердинанд Порше активно помогал компании «Рено» в создании модели 4CV.

Общий срок заключения Порше старшего составил чуть меньше двух лет (22 месяца), что самое интересное и абсурдное, что, несмотря на тюремное заключение, ему так и не было выдвинуто никакого официального обвинения. Тюрьма серьезно ударила по здоровью инженера, несмотря на его многочисленные недуги к нему почему-то принципиально не допускали опытных врачей, что указывает на основную цель его заключения. Ф. Порше просто пытались сгноить в тюрьме, так и не дав ему права на полноценное существование и профессиональную деятельность. После того как заключенный окончательно утратил веру в справедливость, он стал совсем плох, здоровье ухудшалось чуть ли не каждый день, человек угасал на глазах, и только в таком состоянии, к почти безнадежному Порше пустили врачей, помочь которому уже было невозможно. После осмотра медиками, Фердинанд выходит на волю, но не для того чтобы жить и творить, а для того чтобы умереть на свободе, поскольку жить ему оставалось — считанные месяцы.

Заключение врачей подтвердилось, и в 1950 году 19 ноября Фердинанд Порше перенес тяжелый инсульт, после которого спустя почти два месяца умер. Сердце большого конструктора и выдающегося инженера остановилось 30 января 1951 года, однако перед своей кончиной он все же успел разбавить свою далеко не сладкую жизнь несколькими счастливыми мгновениями. Сбылось одно из его самых заветных желаний — в массовое производство был запущен «Жук», а также совместно с сыном был построен автомобиль, который назвали 356, он стал первым серийным автомобилем новой великой компании под названием — «Порше»!

Мечта о серийном автомобиле исполнилась. Легендарный «Жук» стал самым массовым автомобилем в истории

Спустя немного больше года после Второй мировой войны «Фольксваген» отметил выход с конвейера десятимиллионного «жука». Недорогая миниатюрная машинка была оценена американскими солдатами, расквартированными по Европе. Несмотря на то, что машина имела всего 2 двери, и приходилось пассажирам пролазить через переднее сиденье, возможность купить ее за месячную заработную плату способствовала бешеной популярности. Плюсами «жука» были квалифицированная техпомощь и долговечность в использовании в отличие от американских «фордов», рассчитанных на быстрый износ деталей и приобретение нового авто. «Жуки» просто атаковали Штаты, быстро захватили Европу, а за ней и весь мир. Производство росло ошеломительными темпами: в 1945 году – произведено 50 тысяч машин, в 1955 – 1 миллион, через 10 лет – 10 миллионов «жуков» расползлись по свету.

С 1972 года «Beetle» по продаже обогнал «Ford T», став самым продаваемым в мире. После модификации «жук» родился заново и завоевал любовь автомобилистов всего мира. За сорок лет было собрано 20 миллионов малолитражек, что стало абсолютным рекордом в машиностроении, который был внесен в книгу рекордов Гинесса. Автомобиль был настолько любим, что автолюбителями утверждается, будто легендарная группа «Beatles» была названа Джоном Ленноном в его честь. Известно, что незадолго до своей смерти Фердинанд Порше посетил Германию и с нескрываемой радостью смотрел, как по автобанам пробегают его «жуки». Он зримо увидел воплощение своей мечты и был счастлив.

Его последнее фото…

А вот его родной дом (присмотритесь и увидите вывеску) и фото в молодости.

Фердинанд Антон Эрнст Порше (сын) набросал дизайн знаменитого герба компании в 1952 году на салфетке. Блестящий дизайн пришел ему в голову, когда он обедал с Максом Хоффманом в нью-йоркском ресторане. Вдохновился же он гербом Штутгарта.

В этом году легендарная фирма отмечает свое 70-летие! В честь такого события в музее «Порше» в Штутгарте открылась специальная выставка под названием «70 лет спортивным автомобилям Porsche», где вы сможете увидеть несколько десятков экземпляров легендарных машин. Продлится она до 6 января 2019 года.

В честь этого сегодня мы и познакомились с судьбой интересного человека. В родной Чехии же пытаются всячески осквернить память о нем, но что с них взять…

Биография

Ранние годы

Фердинанд По́рше родился 3 сентября 1875 года в маленьком городке Мафферсдорф (ныне Вратиславице, Чехия) в семье судетских немцев. Отец Фердинанда — Антон Порше, владел ремонтной мастерской. Умелый жестянщик, он пользовался уважением местных жителей и даже избирался на должность мэра. У Фердинанда были также старший брат и старшая сестра. Антон Порше собирался сделать своим наследником старшего сына, но тот погиб в результате несчастного случая, когда работал подмастерьем в мастерской. После этого старшим сыном и наследником отца стал Фердинанд Порше.

В мастерской отца юноша начал работать с 15 лет. В то время у него не было сомнений в том, что он пойдёт по стопам отца. Но вскоре его интересы поменялись и он решил поступать в техническое училище. С утра он работал в мастерской отца, а вечером отправлялся на занятия в училище в соседний Райхенберг (ныне Либерец, Чехия).

Автомобильный конструктор

Автомобиль Lohner-Porsche, 1900 год

В 1898 году у Порше появляется революционная идея автомобиля с электроприводом. Перед ним была поставлена непростая задача — сконструировать такой автомобиль на электрической тяге, который бы быстро передвигался и при этом хорошо продавался. Природные данные Фердинанда Порше раскрылись с первых же недель работы над новым проектом. Опытный образец получился удачным. Машина была компактной, быстрой — она могла передвигаться с неплохой для конца XIX века скоростью 40 километров в час, — но при этом тяжёлой. Значительную часть веса машины составляли ёмкие свинцовые аккумуляторные батареи. Их запас хода был невелик — от одной зарядки автомобиль мог проехать около часа. После её презентации Лонеру он получает должность главного конструктора компании и приступает к разработке. Самодвижущийся экипаж, получивший название Lohner-Porsche, имел два электромотора мощностью две с половиной лошадиных сил каждый. Механическая трансмиссия отсутствовала, а электромоторы располагались в ступицах передних колёс — это был первый переднеприводный электромобиль. Кроме того, машина не была чисто электромобилем, в ней стоял небольшой бензиновый двигатель, вращающий генератор. Генератор вырабатывал ток, который подзаряжал аккумулятор, а тот в свою очередь питал силовые электродвигатели. Таким образом это была первая демонстрация гибридной силовой установки, состоящей из двигателя внутреннего сгорания, аккумуляторов и электродвигателей. Это изобретение получило Гран-при Парижской всемирной выставки 1900 года. Лонер считал образец очень удачным и с удовольствием разъезжал на электромобиле Порше, однако сам Фердинанд Порше считал этот проект до конца нереализованным.

В 1906 году Порше стал техническим директором и главным конструктором венской фирмы, производившей автомобили Austro-Daimler. Под его руководством создаются модели Prinz-Heinrich, Sascha, ADM и ADR. За разработку военной техники (машин с гибридными силовыми установками, моторов для дирижаблей и самолётов) в годы Первой мировой войны Порше, не имевший высшего образования, удостоился звания заслуженного профессора Венского технического университета и получил от кайзера крест «За заслуги».

В 1926 году Фердинанд занял должность главного инженера штутгартской компании Daimler-Benz AG, где возглавил постройку гоночного автомобиля с двухлитровым двигателем. Самыми знаменитыми Mercedes, созданными под началом Порше, стали спортивные — S и SS.

В 30-х годах Фердинанд Порше был приглашён в СССР и побывал на авиационных и танковых заводах. Ему было предложено переехать со всем своим конструкторским бюро в СССР и работать по специальности в области танкостроения, авиационной и автомобильной промышленности. Но он отказался. Позже, уже во время Второй мировой войны германская военная разведка потребовала от него данных о русской военной промышленности: об оборудовании, технологических секретах, о выплавке стали.

6 марта 1931 года в Штутгарте открылось конструкторское бюро Porsche, занявшееся разработкой двигателей всех типов, а также автомобилей и мотоциклов.

Фердинанд Порше, 1940 год

Вскоре по заказу фирмы Zundapp были построены три экземпляра Volksauto, ставшего прообразом знаменитого «Жука» (нем. Käfer). Историки и биографы утверждают: если бы Порше разработал одну только эту машину, его имя и тогда вошло бы в историю мировой автомобильной промышленности.

Вторая мировая война

За время войны бюро Porsche создало вездеходы и амфибии на базе «Жука» и боевые машины: тяжёлый танк «Tiger (P)», противотанковую САУ «Фердинанд» и сверхтяжёлый танк «Maus» (с нем. — »Мышь»).

В конце 1943 года при налёте союзной авиации был уничтожен весь архив бюро. В начале следующего года уцелевшее оборудование и документы были перевезены в австрийский городок Гмюнд и размещены в здании местной лесопилки. Именно здесь Фердинанд Порше и его 36-летний сын Фердинанд «Ферри» Антон Эрнст встретили окончание войны.

Послевоенный период

В декабре 1945 года отца и сына арестовали по делу, возбужденному французским министерством юстиции. Почти 20 месяцев Фердинанд провёл в тюрьме (Ферри выпустили в марте 1946 года). Лишь 1 августа 1947 года с профессора сняли обвинения, правда, взяли подписку о невыезде в течение года из французской зоны оккупации. Это обстоятельство, а также серьёзно подорванное в заключении здоровье заставили Фердинанда отойти от руководства бюро и ограничиться консультированием сына и его помощников.

После освобождения Австрии её правительство наложило арест на всё германское имущество и банковские счета, в том числе и на капитал бюро Porsche. Пришлось срочно искать спонсоров. Эту роль взяли на себя два немца — руководители цюрихского рекламного агентства фон Ценгер и Бланк.

Возвращение бюро в Германию состоялось в конце 1949 года. Производство въехало в мастерские, арендуемые у размещенной в Цуффенхаузене, районе Штутгарта, кузовостроительной фирмы Reutter. 30 января 1951 года Порше, перенёсший инсульт, скончался. Полнота власти в фирме перешла к Ферри.

Память

Частный музей Porsche в Гмюнде, Австрия

В маленьком австрийском городе Гмюнд в Каринтии, где сохранились крепостные ворота, старый замок и средневековый город окруженный Альпами, открыт необычный музей. В частном музее Хельмута Пфейхофера собрана отличная коллекция автомобилей Porsche. В этом городе был построен первый автомобиль Porsche, изготовленный основателем компании Фердинандом Порше.

Музей Porsche в Штутгарте, Германия

Первый музей автомобилей марки «Порше» начал свою работу при головном офисе компании в немецком Штутгарте еще в 1976 году. Экспозиция, расположенная в бывшем мотостроительном цеху автозавода, занимала 620 кв. м. и насчитывала несколько десятков экспонатов. Из-за ограниченной площади лишь 20 из них бесплатно выставлялось на обозрение посетителей. Такое скромное количество предметов из важнейшей вехи в истории автомобилестроения не могло передать значимость творений Фердинанда Порше, не спасало и огромное количество документальных фильмов, рассказывающих о компании. В 2004 году, вняв мольбам недовольных поклонников Порше, совет директоров завода решил возвести новый музейный комплекс – такой же необычный и самобытный, как и автомобили, покидающие конвейер. В январе 2009 года музей, строительство которого обошлось в 100 миллионов евро, широко распахнул свои двери толпам изумленных автолюбителей. Ультрасовременное здание напоминает прекрасных железных коней, скрытых в его глубинах, кажется, что оно парит в воздухе, сопротивляясь силе земного притяжения с такой же легкостью, как автомобили Porsche соревнуются с ветром. На территории штутгартского музея, занимающего уже 56 тысяч кв. м., сегодня находится четыре с половиной сотни экспонатов. Восемь десятков автомобилей, от первых Porsche 356 и 356 SL купе 1950 года выпуска, способных развить скорость в 160 км/ч, до современного Porshe 997, достигающего 320 км/ч, пребывают в полностью рабочем состоянии и даже принимают участие в гонках и автопробегах.

Музей Фердинанда Порше во Вратиславице-над-Нисоу, Чехия

В 2014 году в пригороде северного чешского города Либерца под названием Вратиславице-над-Нисоу, месте рождения знаменитого конструктора, открылся еще один музей Порше. Сначала на родине Фердинанда была только выставка, посвященная его творениям, она размещалась в местном культурном центре. Но в 2013 году 150 местных активистов обратились к властям с петицией убрать из города все упоминания о связи с основателем прославленной автомобильной компании из-за нацистского прошлого Порше. Выставку быстро свернули, а три раритетных автомобиля, экспонировавшихся на ней, были вывезены представителями завода. Однако не прошло и года, как владелец вратиславицкой пивоварни Милан Бумба развернул новую кампанию – почти втрое больше жителей просили вернуть в город память о его знаменитом уроженце, создав новый музей. В результате 1 мая 2014 года после торжественного парада самых массовых автомобилей в истории – колоритных «Жуков» – коллекция ретро-авто, уже имеющаяся во владении пивовара-активиста, превратилась в музейный комплекс.

> См. также

  • Порше (род)

Leave a Comment