Кто такой хатшепсут?

§ 13. Завоевания фараонов



Как вы думаете, из каких слоев населения набирали пеших воинов? А кто мог воевать на колесницах? Почему вы так думаете?

Я думаю, что пеших воинов набирали из низших слоев населения: ремесленников, земледельцев. 1 воина от 10 взрослых мужчин. На колесницах воевала знать. Обмундирование пехотинца было дешевле, и его могли приобрести ремесленники и землевладельцы. А колесница и лошади стоили дорого, это могла себе позволить только знать. На колесницах часто сражались и сами фараоны.

Объясните значение слов: дротик, дань.

Дротик – короткое копье.

Дань – платежи (золотом, зерном, изделиями, предметами роскоши и людьми) в пользу победителя, которыми облагались побежденные.

Сравните правление Хатшепсут и Тутмоса 3.

При Хатшепсут восстановился Египет после нашествия гиксосов, процветали ремесло и торговля, строилось много красивых храмов. При ней не было войн. Тутмос 3 начал свое правление с похода в Азию. Разгромил войска сирийских и палестинских правителей. Всего известно о 15 походах в Азию. Покорил Нубию и племена ливийцев. Египет превратился в процветающую могущественную державу.

Каковы причины побед египетских завоевателей? Как завоевательные походы влияли на развитие Египта?

Египтяне многое переняли у гиксосов, например, появились лошади и колесницы. Использовали панцири из кожи. Кроме отрядов из египтян, использовали и отряды наемников. Армия была хорошо вооружена. Они грабили и разоряли, облагали данью захваченные территории. Значимая часть дани шла на содержание армии, в армии щедро платили. Египет превратился в могущественную державу с севера на юг на 3200 км – от Евфрата до Нубии – простирались его границы.

Как вы думаете, почему жрецы после смерти Эхнатона вновь вернули Египет к многобожию?

Древние египтяне верили во множество богов и считали, что их благополучие полностью зависит от воли богов. Так было столетиями. Жрецы имели значимую власть и образование. Они единственные знали священные слова – молитвы, с которыми нужно обращаться к богам, только они определяли принял ли бог жертвы и сообщали просителям. Они знали все церемонии и строго следили за их соблюдением. Они изучали иероглифы, знали наизусть предания и мифы, наблюдали за движением звезд на небе, вели календарь, изучали математику и историю, литературу. Должность жреца передавалась по наследству. В храмы в качестве подношений богам стекались огромные богатства. Положение жрецов было очень высоко, что не устраивало фараонов, которые опасались за свою власть. Эхнатон попытался освободиться от всесилья жрецов и ввел единобожие. Культ бога Атона. Влияние жрецов сводилось к минимуму. Это их не устраивало и они обвинили фараона в том, что он выступил против самого бога Ра, за что Ра его покарает и весь египетский народ. Когда случилась засуха и участились набеги кочевников, люди стали сомневаться в Эхнатоне и правильности его реформы. Когда фараон умер, верховным богом в Египте вновь объявили Амона-Ра. Таким образом, жрецы одержали победу.

Расскажите о новой египетской армии. Как она была вооружена и из кого состояла?

В новой египетской армии появились отряды наемников. Пехота формировалась из египтян незнатного происхождения (от 10 взрослых мужчин – 1 воин). Пехота делилась на тяжеловооруженную и легковооруженную. Оружие оставалось медным и бронзовым. Воины носили панцири из кожи или плотного полотна с нашитыми металлическими пластинками. Вооружены были копьями, дротиками, боевыми топорами, длинными кинжалами. Стали использовать лошадей и колесницы. В таких отрядах служила знать. Зачастую на колесницах участвовали в сражениях и сами фараоны.

Используя текст параграфа и документ, расскажите о завоеваниях Тутмоса 3.

Он завоевал город Мегиддо в Палестине. Его войска дошли до реки Евфрат. В Азию им было совершено 15 походов. Покорил Нубию, племена ливийцев. Египет превратился в могущественную державу с севера на юг на 3200 км – от Евфрата до Нубии – простирались его границы.

Какой из правителей Египта вам больше запомнился и почему: Хатшепсут, Тутмос 3 или Эхнатон?

При Хатшепсут не было войн. Это период стабильности, развития ремесел и торговли. Строилось огромное количество храмов. Это период экономического подъема и расцвета Египта.

При Тутмосе 3 велось большое количество войн и территория Египта значимо выросла. Египет получал огромное количество богатств с захваченных территорий, процветала торговля.

При Эхнатоне ожесточилась борьба за власть между фараоном и жрецами. Это попытка реформ и введения единобожия. Он создал культ единого божества для всех Атона, который был простым и не требовал пышных церемоний. Но жрецам удалось одержать победу и вернуть многобожие. Мне больше всего запомнился Эхнатон. Так как он первым провел радикальную реформу, он выступил за объединение всей власти в руках фараона, боролся со своевольством жрецов, ввел более простой культ, который был удобнее и крестьянам и знати, но так и не смог прижиться.

Подготовьте и проведите «экскурсию» по храмам и дворцам города Фивы во времена могущества Др. Египта.

Самый большой храм размещался в Фивах и был построен в честь бога Амона-Ра. Он был признан самым большим храмом в мире. Лучшие зодчие страны работали над его созданием. В его главном зале были установлены 134 колонны. Некоторые из них имеют высоту 21 метр и 10 метров в обхвате. Колонны повторяли формы распространённых тогда в Египте растений – папируса, лотоса, пальмы. Рядом с ним размещено более 25 мелких храмов и обелиски. Этот храм строили на протяжении веков около 30 фараонов.

Как вы думаете, почему этот текст был высечен на стенах храма Амона-Ра, а не в другом месте?

Что в этом тексте могло быть приукрашено летописцем Тутмоса 3? Почему вы так думаете?

Амон-Ра являлся верховным божеством Др. Египта. Он покровительствовал фараонам, чья власть обожествлялась. В период правления Тутмоса Египет превратился в могущественную державу, поэтому в главном храме Амона–Ра и высекли этот текст. Приукрасил летописец появление фараона, который появился на золотой колеснице. Приукрасил и богатства Мегиддо – золотые и серебрянные колесницы, которые они бросали на поле боя, бежали с лицами полными страха.

Женщина-фараон

Регент при взрослом фараоне. Летом позапрошлого года мир облетела сенсационная новость: найдена мумия Хатшепсут, первой женщины в истории, которую можно назвать знаменитой. Поиск ее был разгадкой величайшей тайны, смесью захватывающего приключения в духе Индианы Джонса и криминальной драмы. В Древнем Египте царская власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской линии – но при этом фараонами были мужчины. То есть царем становился зять фараона, муж царевны – дочери главной царской жены (также в свою очередь носительницы царской крови). Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах – чтобы унаследовать престол. Через женитьбу фараоном мог стать также сановник или полководец. Так власть передавалась через дочерей – но при этом минуя дочерей, поскольку традиция и религия утверждали, что женщины править не могут. Потому совершенно уникальна история Хатшепсут – женщины, ставшей фараоном. Дедом Хатшепсут, вероятно (в истории Нового царства до сих пор много белых пятен, и потому сложно что-либо утверждать наверняка), был основатель XVIII династии Яхмос I, изгнавший из Египта грозных гиксосов, за два века до этого захвативших север долины Нила. У сына Яхмоса Аменхотепа I сыновей не было, и потому следующим фараоном стал некий военачальник Тутмос, женившийся на царевне Яхмос, вероятно, дочери Яхмоса I. От этого брака у Тутмоса родилась дочь Хатшепсут, а от второй жены, царицы Мутнофрет (возможно, также царской дочери) – наследник Тутмос II. Cложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол. Заключив брак со своей сестрой Хатшепсут, Тутмос II получил право на престол. А та, казалось, повторяла судьбу матери – у царственной пары родилась лишь дочь, тогда как вторая жена фараона Исида родила наследника. Но далее эта история, до сих пор вполне традиционная, быть таковой перестает. Долгое время считалось: когда Тутмос II покинул этот мир (от проблем с сердцем, как установил тысячи лет спустя компьютерный томограф), его наследник Тутмос III был еще совсем юн. И потому царица Хатшепсут по традиции стала регентшей при ребенке. Однако сегодня из древних надписей известно: еще при жизни отца Тутмос III уже был жрецом Амона-Ра в Карнакском храме в Фивах. То есть, когда фараон умер, наследник вряд ли был ребенком. Однако его мачеха каким-то загадочным образом сумела стать регентом при, вероятно, молодом, но уже вовсе не малолетнем царе. Её величество царь. Это было лишь начало – далее традиции стали рушиться как карточный домик. Первое время Хатшепсут ещё правила от имени пасынка – но уже скоро на рельефах начинают изображать, как регентша выполняет сугубо царские функции: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита. А через несколько лет фараоном она становится и официально. Тутмос III был низведен до статуса соправителя и до реальной власти, похоже, допущен не был. Полноправной хозяйкой Египта Хатшепсут была ни много ни мало 21 год. Что заставило египтянку отказаться от традиционной роли регента? Кризис? Воля Амона-Ра? Жажда власти? Понять ее мотивы сегодня сложно. Но не менее сложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол. Кажется маловероятным, что Хатшепсут силой узурпировала престол. Хотя Тутмос III не принимал участия в государственных делах, именно его «бросали» на урегулирование военных конфликтов. А уж вряд ли царица рискнула бы поставить во главе армии того, у кого отобрала власть против воли. Эту ситуацию можно было бы объяснить слабостью и пассивностью соперника – так нет же! После смерти мачехи Тутмос III проявил себя на редкость деятельным правителем, он активно возводил памятники и воевал так успешно, что впоследствии был прозван древнеегипетским Наполеоном. За 19 лет Тутмос III провел 17 военных кампаний, в том числе разбил ханаанцев при Мегиддо, на территории нынешнего Израиля – операция, которую до сих пор изучают в военных академиях! Так что, вероятнее всего, между пасынком и мачехой царили мир и согласие – но остается только гадать, каким образом Хатшепсут сумела сделать побежденного соперника своим союзником. Вероятно, эта женщина отлично умела и ладить с людьми, и манипулировать ими, и интриговать. А таланты ее, сила воли и мотивация наверняка были незаурядны. «Никому не ведомо, какой она была, – размышляет египтолог Катарина Роэриг. – Думаю, она была превосходным стратегом и умела стравливать людей друг с другом так, чтобы и их не погубить, и самой не погибнуть». Так или иначе, проблемы с соправителем Хатшепсут решила, но оставалась проблема посерьезнее. Традиция и религия единодушно утверждали, что фараон – всегда мужчина, и это, вероятно, делало положение царицы весьма зыбким. Фараон Хатшепсут пыталась решить этот вопрос разными способами. Пиар-кампания по-царски. В письменных текстах фараон не скрывала пола – мы видим множество женских окончаний. А вот в изображениях она явно пыталась совместить образы царицы и царя. На одной сидящей статуе из красного гранита формы тела у Хатшепсут женские, но на голове – символы царей-мужчин: немес – полосатый головной убор и урей – налобная фигурка священной кобры. На некоторых рельефах Хатшепсут предстает в традиционном строгом платье ниже колен, но с широко расставленными ногами – так изображали царей в шагающей позе. Хатшепсут насаждала визуальные образы женщины-фараона, словно приучая египтян к такому парадоксу. Но то ли способ не принес желанных результатов, то ли Хатшепсут переубедили – так или иначе, со временем она сменила тактику. Фараон стала требовать, чтобы ее изображали в мужском обличье: в головном уборе фараона, набедренной повязке фараона, с царской накладной бородой – и никаких женских черт. Пытаясь оправдать свое странное положение, женщина-фараон призывает в союзники… богов. На рельефах погребального храма Хатшепсут рассказывает, что ее восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что отец ее Тутмос I не только хотел, чтобы его дочь стала царем, но даже смог присутствовать на ее коронации! Рельефы также рассказывают, как в облике Тутмоса I перед матерью Хатшепсут предстает великий бог Амон. Он обращается к богу-творцу Хнуму, который на гончарном круге создает из глины человека: «Так сотвори же ее лучше всех других богов, слепи ее для меня, это дочь моя, порожденная мною». Хнум вторит Амону: «Образу ее, когда она займет великий пост царя, будут поклоняться больше, чем богам…» – и тотчас берется за работу. Интересно, что на гончарном круге Хнума малютка Хатшепсут – явно мальчик. Фараон Хатшепсут стала великим строителем. Повсюду, от Синая до Нубии, она возводила и восстанавливала храмы и святыни. При ней были созданы шедевры архитектуры – четыре гранитных обелиска в огромном храме бога Амона-Ра в Карнаке. Она заказала сотни своих собственных статуй и увековечила в камне историю всего рода, свои титулы, события собственной жизни, реальные и вымышленные, даже свои мысли и чаяния. Поражает искренностью и пронзительностью ее высказывание, высеченное на одном из обелисков в Карнаке: «Сердце мое трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы». Почти все статуи, изображения и надписи выглядят как продуманная пиар-кампания, призванная легитимировать правление женщины-фараона. Но на кого была направлена эта мощная пропаганда? Для кого фараон писала свои искренние признания и творила мифы? Для жрецов? Знати? Военных? Чиновников? Богов? Будущего? Гуманист и вандал. Один из вариантов ответа подсказывает привычка Хатшепсут обращаться к чибису — неприметной болотной птичке. В Древнем Египте чибиса называли «рехит», что в иероглифических текстах обычно означает «простые люди». Они, заурядные, как чибисы на Ниле, никем из фараонов в расчет не принимались и на политику никак не влияли, хотя в надписях слово и встречается нередко. Но Кеннет Гриффин из Университета Сванси в Уэльсе обратил внимание, что Хатшепсут употребляет его куда чаще других фараонов XVIII династии. Уникальное явление, считает ученый. Хатшепсут часто использовала форму «мой рехит», обращалась к простым людям за поддержкой… Говоря, что ее сердце трепещет при мысли о том, что скажут люди, царица, возможно, имела в виду как раз рехит – простых смертных. После кончины Хатшепсут к власти пришел ее пасынок. И занялся он отнюдь не только проведением успешных военных кампаний. Тутмос III неожиданно увлекся методичным вычеркиванием из истории периода царствования своей мачехи. Практически все изображения Хатшепсут и даже имя ее были планомерно сколоты с храмов, памятников и обелисков. Фараон набрасывался на следы существования Хатшепсут-царя не менее рьяно, чем на ханаанцев в Мегиддо. Надписи ее на обелисках закладывали камнями (что имело незапланированный результат – тексты превосходно сохранились). В Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила, напротив современного Луксора, находится поминальный храм Хатшепсут Джесер Джесеру – «священнейший из священных». Трехуровневая структура, портики, широкие террасы, соединенные пандусами, не дошедшая до нас аллея сфинксов, Т-образные бассейны с папирусом и создающие тень мирровые деревья – все это делает Джесер Джесеру одним из красивейших храмов мира и лучшим сооружением Хатшепсут. По проекту архитектора (вероятно, Сенмута, предположительно фаворита Хатшепсут) храм должен был стать центральным местом культа царицы. Но при Тутмосе III статуи ее здесь разбивали и сбрасывали в яму. Казалось бы, Тутмос III действовал в полном соответствии с популярной древнеегипетской традицией – стирать с памятников имена нелюбимых предшественников. Ну как тут не вспомнить версию о несчастном сироте, которого долгие годы третировала злая мачеха? И историки поддались на искушение – гипотеза, что Тутмос III истреблял память о Хатшепсут в отместку за бессовестную узурпацию ею царской власти, стала весьма популярной на долгие годы. Выводы о личности самой Хатшепсут делали соответствующие. В 1953 году археолог Уильям Хейз писал: «Скоро… эта тщеславная, амбициозная, беспринципная женщина показала себя в истинном свете». Кому помешала мертвая царица. Однако в 1960-е годы душещипательная история о семейных разборках перестала казаться бесспорной. Было установлено: гонения на Хатшепсут-фараона начались по меньшей мере через двадцать лет после ее смерти! Несколько странен такой гнев – двадцатилетней выдержки! Есть и другая загадка – «мститель» почему-то не тронул те изображения, где Хатшепсут предстает в качестве жены царя. Зато по всем тем, где она заявляет о себе как о фараоне, прошлись его рабочие с зубилами. Аккуратный такой вандализм, точечный. «Разрушения производились не под влиянием эмоций. Это был политический расчет», – уверен Збигнев Шафрански, глава польской археологической миссии в Египте, работающий в поминальном храме Хатшепсут с 1961 года. Действительно, сегодня более логичным выглядит предположение, что Тутмос III действовал, исходя из интересов политики. Возможно, надо было подтвердить законное право его сына Аменхотепа II на престол, на который притязали и другие члены царской семьи. Потомки Хатшепсут? Женщины? Сбежавшая Мумия. В 1903 году известный археолог Говард Картер обнаружил в двадцатой гробнице из Долины царей (номер KV20) два саркофага с именем Хатшепсут – очевидно, из числа тех трех, что заблаговременно заготовила для себя сама царица. Однако мумии там не было. Зато в небольшой гробнице по соседству, KV60, Картер увидел «две сильно оголенные женские мумии и несколько мумифицированных гусей». Одна мумия, поменьше, лежала в саркофаге, другая, более крупная, – прямо на полу. Картер забрал гусей и закрыл гробницу. Через три года мумию из саркофага перевезли в Каирский музей, установив, что надпись на гробе указывает на няньку Хатшепсут. А вторая мумия осталась на полу. Это была, казалось, простая рабыня – слишком неинтересная, чтобы ее куда-то помещать. KV60а (под этим номером мумию занесли в реестры) отправилась в вечное странствие, не имея ни гроба, ни одежды, ни фигурок слуг, ни головного убора, ни украшений, ни сандалий – ничего того, что полагалось бы взять знатной женщине. Рука, согнутая в локте. Шли годы, все напрочь забыли о мумии, оставленной на полу, и даже дорога к гробнице KV60 была утеряна. Вновь ее отыскал в 1989 году ученый Доналд Райан, приехавший ради исследования несколько маленьких недекорированных могил. В заявку он включил и KV60. Спустившись в гробницу, ученый сразу понял, что в стародавние времена она была варварски разграблена. «Мы обнаружили разломанный фрагмент гроба с изображением лица и песчинки золота, которое все было соскоблено», – вспоминает он. То есть воры могли запросто унести саркофаг и все украшения мумий, если таковые имелись. А в соседнем помещении Райан обнаружил огромный ворох ткани и горку «съедобных мумий» – сложенную в узлы пищу, которую давали умершему с собой в странствие по вечности. Но больше всего Райана заинтересовала левая рука мумии, по-прежнему лежащей на полу. Рука была согнута в локте – а некоторые ученые полагают, что так в эпоху XVIII династии хоронили только царственных особ. И чем дольше Райан изучал мумию, тем больше убеждался, что это была важная персона. «Она была первоклассно мумифицирована, – вспоминает он. – Но не было никаких зацепок, чтобы хоть как-то ее идентифицировать». И все-таки ученому показалось неправильным оставлять мумию, кем бы она ни была, валяться на полу в куче лохмотьев. Райан с коллегой прибрались в гробнице, заказали у плотника скромный гроб, опустили незнакомку в новое ложе и закрыли крышку. В гробнице и в безвестности мумия провела еще почти два десятка лет – пока не началось новое исследование, посвященное тайне Хатшепсут. Всё дело в зубе. Исследование начал Захи Хавасс, руководитель программы по изучению египетских мумий и генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта. Сперва Хавасс собрал все неопознанные женские мумии XVIII династии, предположительно относящиеся к царскому роду. Таких набралось четыре, среди них – обе обитательницы гробницы KV60. Ученый, правда, был уверен, что мумия KV60а тут совершенно ни при чем. У нее была совсем не царственная осанка и, как писал археолог, «свисала огромная грудь» – скорее это могла быть кормилица. Но все-таки ее вместе с другими исследовали на компьютерном томографе, устанавливая возраст и причину смерти. А затем Хавасс вспомнил о деревянном ящике с именем Хатшепсут, найденном в тайнике в Дейр эль-Бахри еще в 1881 году. Полагали, что там находилась ее печень. Однако, просканировав ящик, ученые обнаружили… зуб. Дантисты установили, что это второй коренной зуб, у которого не хватает части корня. А у крупной мумии с пола гробницы KV60 в верхней челюсти справа имелся корень без зуба. Были проведены измерения – корень и зуб полностью соответствовали друг другу! Сегодня мумия KV60а выставлена в Каирском музее. На дощечке написано по-арабски и по-английски, что это Хатшепсут, Ее величество царь, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей – фараонами Нового царства. Тело ее в эпоху XXI династии, около 1000 года до нашей эры, могли перенести в гробницу няньки верховные жрецы Амона, дабы защитить мумию от воров – членов царской семьи часто прятали в тайных могилах. Компьютерные томографы уже опровергли гипотезы о том, что Хатшепсут убил ее пасынок. Крупная женщина KV60а умерла от острой и тяжелой инфекции, вызванной нарывом в зубе; к тому же она, вероятно, страдала раком костей и, возможно, диабетом. А если зуб из ящика все-таки не принадлежал Хатшепсут? Первые тесты ДНК пока не дают определенности. Но новые исследования должны вынести более точный вердикт.


Храм царицы Хатшепсут расположен у самого подножия скал Дейр эль-Бахри. Комплекс храм царицы Хатшепсут значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.
Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени — вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии. От имени Хатшепсут велись победоносные военные кампании в Азии и Нубии, на 9-ом году ее правления была осуществлена знаменитая экспедиция в Пунт (местонахождение, как впрочем, и точное название этой экзотической страны, до сих пор неизвестны. Возможно, Пунт находился на северном побережье Сомали). В память об этих событиях царица возводила великолепные памятники, лишь некоторые из которых сохранились до нашего времени.


Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, «священнейший из священных» — так Хатшепсут назвала свой храм, — находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, — на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом были разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами — портики — и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами — наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.

Вход в храм – со стороны портика Пунта храма Хатшепсут
Такие конструкция и расположение постройки были вовсе не случайны: менее чем в 100 метрах от комплекса Хатшепсут находится схожий храм, возведенный правителем XI династии Ментухотепом Небхепетра. Этот царь считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и доказывала законность своих претензий на египетский престол.



Хатхорические колонны
Распределение рельефов на стенах храма во многом отражает мироощущение древних египтян. Так, на стенах южной части нижнего портика изображена доставка обелисков, высекавшихся в Верхнем Египте и предназначавшихся для храмового комплекса Амона в Карнаке. На стенах северного портика расположены сцены, действие которых происходит в тростниковых зарослях, ассоциировавшихся с Нижним Египтом. Идея единства Обеих земель встречается еще раз на перилах пандуса, соединяющего вторую и третью террасы храма. Нижние основания этих лестниц украшены изображениями гигантской кобры, хвост которой поднимался вверх по верхней части перил. Над головой змеи, олицетворявшей покровительницу Нижнего Египта — богиню Уаджет, расположено изображение Хора Бехдетского, божества Верхнего Египта.

Храм Хатшепсут: рельеф нижней террасы с изображением воинов
Если рельефы первого яруса храма посвящены объединенным египетским землям, то композиции второй террасы повествуют о правителе, от которого зависли стабильность и процветание этих территорий. Главным сюжетом рельефов северного портика была божественная теогамия — история божественного рождения Хатшепсут, шаг за шагом воссозданная на этих стенах. По легенде, великий фиванский бог Амон принял облик земного отца Хатшепсут, Тутмоса I, и вошел в покои ее матери Яхмес. Пока царская супруга носила под сердцем будущую правительницу, боги наделяли Хатшепсут всеми качествами, необходимыми для фараона; завершает эту композицию сцена божественного рождения правительницы.


Справа от пандуса находится так называемый портик Рождения. Его рельефы и надписи повествуют о зачатии и рождении Хатшепсут.


Хнум и Хекат ведут беременную царицу Яхмос, мать Хатшепсут, к месту родов


В родильном покое бог Хнум лепит на гончарном круге саму Хатшепсут и ее ка. При рождении Хатшепсут присутствуют бог Бэс и богиня-лягушка Хекет; богини нянчат ребенка, а Тот записывает подробности правления царицы.
Этот сюжет, как все в египетском искусстве, не случаен. Отстранив от правления Тутмоса III и получив неограниченную политическую власть, Хатшепсут так и не смогла избавиться от вопроса о законности своего восхождения на египетский престол. Именно поэтому в памятниках этой царицы о ее божественном происхождении и изначальной избранности для той роли, которую она играла. И хотя Хатшепсут доказала законность своей власти и на деле подтвердила свою способность управлять государством, она не смогла перешагнуть барьер вековой традиции, согласно которой править Египтом мог лишь мужчина. Это проявилось, прежде всего, в иконографии Хатшепсут, непременно изображавшей себя в мужском облачении и с церемониальной подвесной бородкой. Так, каждая из колонн портиков была дополнена осирическим пилястром — колоссальной статуей царицы в образе Осириса, в белом одеянии, со скрещенными на груди руками, в которых она держала царские скипетры, и длинной подвесной бородкой.

Ладья Хатшеспут. Древний Египет. XVIII династия. XV в. до н.э. Оригинал: рельеф из храма Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.

Изображение лодок изобилует интересными техническими деталями. Это речные гребные суда.




Морские парусники
Композиция южного портика второго яруса повествует о знаменитой экспедиции в Пунт. Согласно официальным хроникам, снаряженная Хатшепсут экспедиция была настолько представительна, что местные жители, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. На рельефах храма в Дейр эль-Бахри представлены все подробности этой кампании. Художники детально изобразили флот Хатшепсут, особенности ландшафта Пунта с лесами благовонных деревьев, которыми так славилась эта страна. Здесь же представлены знаменитые царь и царица Пунта, приносящие дары Хатшепсут, включавшие драгоценные породы деревьев, благовония, притирания, шкуры животных, золото и невольников.



Египетские корабли во время экспедиции в Пунт

Вещи с корабля грузятся на лодки для доставки на берег

Обитатели страны Пунт жили в свайных постройках с крышами конической формы и при входе пользовались приставными лестницами. Хижины подобного типа и сейчас можно увидеть в некоторых районах Восточной Африки.

Белые и желтые квадратные блоки – копии рельефов, перевезенных в Каирский музей

Царь страны Пунт Пареху с царицей Ати принимают египетское посольство. Царица представлена патологически полной, что говорит о ее слоновьей болезни (хотя возможно, что она из племени готтентотов). Этот рельеф сейчас находится в Каирском музее.

Капитан египетской экспедиции в сопровождении солдат передает правителям страны Пунт товары из Египта.


Деревья «антиу» вместе с корнями поместили в корзины и несут на корабль

Общий вид простенка с рельефами



Шествие, демонстрирующее изобилие вывозимых из Пунта товаров


Драгоценные деревья заносят на борт корабля

Корабли подняли паруса и отправляются в обратный путь на родину
По сторонам от портиков расположены святилища Анубиса и Хатхор. Анубис был властелином некрополей, а территория самого Дейр эль-Бахри была издавна посвящена Хатхор, почитание которой давало людям надежду на обновление жизненных сил и возрождение после смерти. Оба святилища состоят из 12-колонных гипостильных залов, расположенных на террасе, и внутренних помещений, уходящих в глубь скалы. Колонны святилища Хатхор завершены хатхорическими капителями, выполненными в виде лица этой богини, а на стенах святилища изображена сидящая фигура Тутмоса II, руку которого лижет корова — священное животное Хатхор.
По обе стороны второй террасы находятся святилища проводника в загробный мир Анубиса и богини любви Хатхор, представляющие собой небольшие залы с 12 колоннами, из которых можно было попасть вглубь скалы, во внутренние помещения.

Храм Анубиса украшен гипостильным залом с 12-ю 16-гранными колоннами и астрономическим потолком





Юго-западная стена. Изображение Хатшепсут, помещенной между Нехбет(?) и Ра-Хорахти, целенаправленно уничтожено.


Северо-западная стена. Жертвоприношения Амону.

Северо-западная стена. Жертвоприношения Анубису.

Северо-восточная стена. Тутмос III приносит дары Сокару.
Верхняя часть храма царицы Хатшепсут посвящена богам, даровавшим жизнь и египетской земле, и ее правителю. Вокруг по сторонам центрального двора третьей террасы расположены святилища Божественного солнца Ра и родителей Хатшепсут — Тутмоса I и Яхмес. В центре этого комплекса расположена святая святых, святилище Амона-Ра, которое было самой главной и самой сокровенной частью всего храма Дейр эль-Бахри.

Стены по периметру вестибюля и гипостильного зала декорированы сценами празднеств в честь богини и сценами жертвоприношений Хатхор, предстающей на своей лодке в форме коровы. Хатхор в образе коровы лижет руку царицы.

Традиционный орнамент: «… вся жизнь, стабильность и власть … вся жизнь, стабильность и власть …»
Раз в год это святилище Амона становилось центром Прекрасного праздника Долины, во время которого священный образ Амона покидал стены карнакского святилища и отправлялся в заупокойные храмы фиванского некрополя. Рельефы, повествующие об этом празднике, занимают большую часть стен двора верхней террасы храма Хатшепсут. Зачастую росписи частных фиванских гробниц также связаны с этим торжеством, во время которого фиванцы приходили к своим умершим родственникам, приносили им в жертву цветы, вино, хлеба и фрукты и проводили целый день в гостях у предков, празднуя прибытие Амона-Ра на западный берег реки. Обойдя все царские храмы, ладья с божественной статуей торжественно вносилась в Джесер джесеру и проводила там ночь, чтобы утром вернуться на восточный берег реки в Карнак. Изображения на стенах святилища храма Хатшепсут показывают ладью, «плывущую» по «золотому озеру», то есть стоящую на особом священном постаменте, выполненном из чистого золота. Вокруг этого постамента располагались четыре емкости, символизировавшие четыре стороны света, наполненные ночным молоком священных коров. Факелы, размещенные вокруг ладьи, горели всю ночь; на заре их гасили в молоке.
Святилище храма символизировало утробу Хатхор, предвечной матери, проведя ночь в которой, солнечное божество возрождалось обновленным, омытое животворящим молоком, принявшим в себя его ночное свечение, которое символическим образом обозначал свет факелов. Посетив Хатхор, великую владычицу Запада, солнечный бог-творец получал новые магические силы для того, чтобы продолжить свое ежедневное циклическое странствие по орбите. Прекрасный праздник Долины был той отправной точкой ежегодного жизненного цикла, в которой солнечный бог переживал символическую смерть, чтобы утром вновь родится омоложенным, полным сил для борьбы с хаосом и силами зла.


Северо-восточная стена: лодки и парад солдат царицы в честь богини Хатхор



Хатшепсут приносит богатые дары Амону



Тот и Сешат внимательно следят за взвешиванием и учетом доставленных богатств. Здесь и горы мирры, и живые мирровые деревья в кадках.
Хатшепсут не жалела средств на возведение этого храма, который она строила «из любви к отцу своему Амону». Этот грандиозный замысел был воплощен руками зодчего Сененмута, фаворита царицы и воспитателя ее дочери Нефрура. Сохранилось несколько статуй этого архитектора, представленного вместе со своей воспитанницей. Изображения Сененмута встречаются и в Дейр эль-Бахри, однако, по всей видимости, их появление было тайным: расположенные около дверных проемов, они всякий раз оказывалась скрытыми открытой дверью. Кроме того, территории первой террасы храма Сененмут начал строительство своей гробницы, чтобы и после смерти оставаться как можно ближе к построенному им храму. Тем не менее, эта священная территория принадлежала Амону и Хатшепсут, и это посягательство священную землю, а возможно и другие причины, вызвало опалу Хатшепсут. Гробница зодчего, в которой было тщательно уничтожены все его имена, так и не была закончена.

Большинство изображений Хатшепсут уничтожено Тутмосом III. За спиной полустертой Хатшепсут осталась лишь небольшая фигура, вероятно это ка царицы.
После смерти Хатшепсут египетский престол вновь вернулся к Тутмосу III. Стоит ли говорить, как он ненавидел свою мачеху, лишившую его царства на 15 лет? По приказу царя были переписаны все официальные хроники, имя царицы было заменено на имена этого правителя и его предшественников; все деяния и памятники царицы стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.


Тутмос III перед священной баркой

Тень фигуры Хатшепсут, докладывающей Амону об успехе экспедиции


Сцены, на которых Хатшепсут объявляет об успехе экспедиции перед царским двором, также в значительной части вымараны.


Сохранились лишь декоративные элементы
Тем не менее, ее храм оставался важнейшим культовым центром. Террасы храма стали местом захоронения знатных фамилий жрецов Амона и Монту. В греко-римское время в святилище Дейр эль-Бахри, рядом с образами Амона были вырезаны изображения великих мудрецов и целителей Имхотепа и Аменхотепа, сына Хапу. Надежда исцелиться от болезней и вера в святость этого места приводила сюда множество людей; стены этого храма и по сей день хранят древние надписи с просьбами об излечении болезней и избавления от страданий.
В период раннего христианства храм Хатшепсут был превращен в коптскую церковь, а позже пришел в упадок, и превратился в руины.
Эдуард Навилль, начавший планомерные исследования этого района в 1891 году, даже не мог предположить, что храм Хатшепсут когда-нибудь удастся восстановить; многие фрагменты скульптуры и рельефов были вывезены за пределы Египта. Тем не менее, в 1961 году польские реставраторы взялись за восстановление этого комплекса, но их работа, продолжается и по сей день. Год за годом они собирают по крупицам и воссоздают рельефы, статуи, архитектурные элементы.
Благодаря стараниям реставраторов, храм вновь обрел третью террасу, откуда сверху вниз глядят на современных туристов осирические пилястры Хатшепсут. Губы царицы застыли в полуулыбке, и с них вот-вот сорвутся слова, начертанные на одном из ее обелисков…
Верхняя терраса посвящена самой царице Хатшепсут и богам, даровавшим жизнь ей и всему Египту.

Соколиная фигура у основания пандуса, ведущего к верхней террасе. Храм Хатшепсут содержал множество скульптурных изображений – по меньшей мере, 22 сфинкса, 40 осирических статуй и 28 статуй царицы. Помимо этого, около 120 сфинксов украшали дворы и дорогу.



Остатки осирических колоссов царицы Хатшепсут, украшавших верхний портик


За портиком с осирическими колоннами находится внутренний двор, к которому с двух сторон примыкают колоннады и святилища

Колонны, как обычно, собирались из каменных «барабанов». А вот базы колонн храма Хатшепсут не были отделены от пола – базы формировались прямо из соответствующим образом обтесанных плит пола.
В направлении на запад, по оси храма, находится святилище Амона, вырубленное в склоне горы и предназначенное для встречи священной ладьи во время «Прекрасного праздника долины». Это святилище, которое также служило местом отправления культа Тутмоса I и Тутмоса II, было расширено в эпоху Птолемеев и посвящено культу двух обожествленных архитекторов: Аменхотепа, сына Хапу, Руководителя Всех Работ при Аменхотепе III, и Имхотепа, спроектировавшего ступенчатую пирамиду Джосера в Саккаре, а позже отождествлявшегося с Асклепием, богом медицины; в этот период третья терраса стала настоящим санаторием, который посещали больные люди в надежде на получение исцеления.



Центральное святилище Амона было ориентировано на Карнак и восточное солнце, чьи лучи проходили в окно над входом в день «Прекрасного праздника долины». Затем ось святилища продолжалась в направлении гробницы Хатшепсут, расположенной по другую сторону горной гряды, в Долине Царей.
В северной части двора расположен т.н. верхний храм Анубиса. Точно неизвестно, почему сразу два храма в комплексе Хатшепсут посвящены одному божеству, хотя и высказывалось множество гипотез, чтобы объяснить этот исключительный и уникальный факт. Очевидно, Анубису придавалась особая значимость в Дейр эль-Бахри, и это особенно заметно в сравнении с культами Осириса и Сокара, которые позже приобрели большую важность, но здесь второстепенны.
Вот мечется сердце мое туда и обратно, думая, что же скажут люди, те, что увидят памятники, мной сотворенные, спустя годы и будут говорить о том, что я совершила… Не говори, что это похвальба, Но скажи: «Как похоже это на нее , как достойно отца ее !».

Храм Хатшепсут

Отзывы Храм Хатшепсут (Египет) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Предположительно гробницы дочерей Хатшепсут

Храм Хатшепсут занимает одно из важнейших мест среди всех достопримечательностей Египта. Это величественное строение расположено в основании отвесных скал Дейр эль-Бахри. О значении храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, — Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет — с 1482 по 1473 год до нашей эры. Стоит отметить, что внешний вид храма сильно отличался от всех масштабных зданий того времени своей воздушностью и большим количеством скульптур. Храм Хатшепсут не выглядит столь грозно, как многие другие египетские достопримечательности.

О значении египетского храма Хатшепсут можно судить по тому, как его называли в древности, — Джесер Джесеру, или Священнейший из священных. На его строительство ушло девять лет — с 1482 по 1473 год до нашей эры.

Женщина-фараон Хатшепсут — это одна из первых известных дам в мировой истории. Помимо того, что Хатшепсут была прекрасным правителем, она еще и понимала ценность искусства и воздвигла огромное количество памятников по всей стране. Кроме того, она восстановила разрушенные достопримечательности. Больше Хатшепсут строил только Рамсес II Мериамон. Во время ее правления Египет процветал. Хатшепсут была настолько сильной личностью в прямом и переносном смыслах, что даже лично возглавляла один из военных походов во время своего правления.

Храм Хатшепсут

Удивительно, но место для храма Хатшепсут было выбрано не случайно, а с помощью точных расчетов. Он находится на оси Карнакского храма Амона и в то же время очень близко от гробницы, которая была предназначена для самой Хатшепсут в Долине царей с другой стороны горы. Над созданием этого храма трудился главный зодчий Сененмут. Сейчас храм Хатшепсут находится практически в пустыне — поблизости нет ни одного дерева, а когда-то эта территория была настоящим садом с экзотическими растениями и бассейном. Фрески на стенах храма рассказывают о времени правления Хатшепсут, происходивших событиях. Здесь можно увидеть и сцены из жизни и изображения богов.

Храм Хатшепсут постепенно стал местом паломничества для многих людей. На его стенах ученые нашли очень много надписей с просьбами об исцелении или о помощи.

В период раннего христианства в храме располагалась коптская церковь. Спустя многие годы строение превратилось в руины. Египтолог Эдуард Навилль в 1891 году первым из всех ученых начал реконструкцию храма. Правда, он не особенно верил в успех: восстановить храм Хатшепсут было крайне сложно, поскольку многие детали достопримечательности были вывезены из Египта. Но благодаря стараниям польских реставраторов храм все-таки удалось возродить. Кстати, работы по восстановлению идут до сих пор.

Практическая информация

Имейте в виду, что храм Хатшепсут расположен практически в пустыне и температура воздуха очень высокая. Комфортнее всего посетить эту достопримечательность зимой, весной или осенью. В любом случае стоит взять с собой побольше воды и одеться в удобную одежду.

  • «20 000 лье под водой»
  • «Ангара»
  • «Аполлон 13»
  • «Аргументы и Факты»
  • «Астрономия сквозь века»
  • «Аттракцион Сатурн»
  • «Возвращение к звездам»
  • «Времена года»
  • «Времена года. Весна»
  • «Времена года. Зима»
  • «Галилео 400»
  • «Дудл для Google»
  • «Дух космоса»
  • «Звезды о любви»
  • «Звёздное небо над садами Диониса»
  • «Звёздный мост»
  • «Земля в движении»
  • «Золотой сайт»
  • «Иду на таран»
  • «Как стать космонавтом»
  • «Космическая безопасность»
  • «Космическая одиссея» Mooncake
  • «Космический рейс»
  • «Космобрейн»
  • «Космонавтом быть хочу!»
  • «Космос на ладони»
  • «Кротовые норы»
  • «Маленький принц»
  • «Мини-шаттл»
  • «Мир наизнанку»
  • «Музыка Небесных Сфер»
  • «Мы астрономы»
  • «Наблюдая звезды»
  • «Наблюдая звёзды»
  • «Небесный Дворец» Китая
  • «Небосклон»
  • «Невесомость»
  • «Ночь искусств»
  • «Окно» в космос
  • «Отдых с детьми»
  • «Под небом Планетария»
  • «Полет фантазии»
  • «Португальское фаду под звездным небом»
  • «Протон-М»
  • «Путешествие к центру Земли»
  • «Радиоастрон»
  • «Ресурс-П»
  • «Ритмы небес»
  • «Русский космос»
  • «Солнце 3D»
  • «Союз ТМА-02М»
  • «Союз ТМА-03М»
  • «Союз ТМА-04М»
  • «Союз ТМА-05М»
  • «Союз ТМА-06М»
  • «Союз ТМА-07М»
  • «Союз ТМА-08М»
  • «Союз ТМА-09М»
  • «Союз ТМА-10М»
  • «Союз ТМА-11М»
  • «Союз ТМА-12М»
  • «Союз ТМА-13М»
  • «Союз ТМА-14М»
  • «Союз ТМА-15М»
  • «Союз ТМА-16»
  • «Союз ТМА-16М»
  • «Союз ТМА-22»
  • «Союз» над тропиками
  • «Стартрек»
  • «Супервулканы»
  • «Трибуна ученого»
  • «Туманность Орла»
  • «Фантастическое приключение»
  • «Фобос-Грунт 2»
  • «Фрегат»
  • «Четвёртое измерение»
  • 100 часов астрономии
  • 12 апреля
  • 24-й Планетарный Конгресс
  • 28-я экспедиция
  • 4D кинотеатр
  • 50 лет полета в космос
  • 8 марта
  • 85-летний юбилей
  • V Фестиваль зеленого док. кино ECOCUP
  • XIX Международная космическая олимпиада
  • aeronautica
  • cospar
  • esa
  • eso
  • grail
  • instagram
  • ioaa
  • ioaa-2014
  • mastercard
  • mooncake
  • pink floyd
  • russian entertainment awards
  • virgin galactic
  • world wide telescope
  • worldwide telescope
  • «3D Солнце»
  • «International Spectacular Show «ZoomRa»
  • «Два стеклышка – удивительный телескоп»
  • «Два стеклышка: удивительный телескоп»
  • «ЗАРЯ-2011»
  • «Королёвские чтения»
  • «Космическая одиссея. XXI век»
  • «Метеор-3М»
  • «Музыка небесных сфер»
  • «Орлан-МКС»
  • «Под небом Планетария»
  • «Прогресс М-14М»
  • «Путешествие к Центру Земли»
  • «Путешествие к звездам»
  • «Ресурс-ДК»
  • «Российская газета»
  • «Солнечные» крылья
  • «Трансляция Оттуда»
  • «Электро-Л»
  • А.Чижевский
  • АМС «Луна-2»
  • Авиакосмический салон в Ле Бурже
  • Авиалайнер «Стратлонч»
  • Агентство Пентагона (DARPA)
  • Академические чтения по космонавтике
  • Академия имени Можайского
  • Акция
  • Александр Александров
  • Александр Анисимов
  • Александр Баландин
  • Александр Викторенко
  • Александр Волков
  • Александр Зайцев
  • Александр Иванченков
  • Александр Калери
  • Александр Лавейкин
  • Александр Лазуткин
  • Александр Перхняк
  • Александр Полещук
  • Александр Самокутяев
  • Александр Серебров
  • Александр Скворцов
  • Александр Шульгин
  • Алексей Айги
  • Алексей Губарев
  • Алексей Елисеев
  • Алексей Леонов
  • Алексей Пивоваров
  • Алиса Гребенщикова
  • Алсу
  • Анастасия Васкауцан
  • Анатолий Арцебарский
  • Анатолий Березовой
  • Анатолий Засов
  • Анатолий Левченко
  • Анатолий Соловьев
  • Анатолий Филипченко
  • Анатолий Черепащук
  • Андрей Бордунов
  • Андрей Климковский
  • Андрей Романов
  • Андриян Николаев
  • Антон Шкаплеров
  • Артек
  • Ассоциация Планетариев России
  • Астероид Веста
  • Астрокружковцы
  • Астрономическая олимпиада
  • Астрономические кружки
  • Астрономические явления
  • Астрономический институт МГУ
  • Астрономический конгресс
  • Астрономический прогноз
  • Астрономический форум «СибАстро-2011»
  • Астрономия в школе
  • Астрономы
  • Астрономы НАСА
  • Астроплощадка «Парк неба»
  • Астрофизический центр
  • Астрофотография
  • Аэрокосмическая выставка «LAAD-2013»
  • Аэрокосмическая выставка «ИЛА-2014»
  • Барнаульский планетарий
  • Белка и Стрелка
  • Белорусский спутник
  • Битва за «Салют». Космический детектив
  • Благотворительная акция
  • Благотворительная акция «Солнечный день»
  • Большая обсерватория
  • Большой Звездный Зал
  • Большой Звездный зал
  • Борис Волынов
  • Борис Егоров
  • Борис Моруков
  • Борис Черток
  • Борис Шустов
  • Брайан Грин
  • Буфет
  • В.А.Поповкин
  • В.В.Путин
  • В.Е.Нестеров
  • В.И. Кузнецов
  • В.И.Вернадский
  • В.П.Глушко
  • ВНИИЭМ
  • Вакансии
  • Валентин Лебедев
  • Валентина Терешкова
  • Валерий Быковский
  • Валерий Корзун
  • Валерий Кубасов
  • Валерий Поляков
  • Валерий Рождественский
  • Валерий Рюмин
  • Валерий Токарев
  • Василий Лазарев
  • Василий Циблиев
  • Венера
  • Вера Берадзе
  • Весна
  • Ветераны космодрома Байконур
  • Вид Земли с МКС
  • Видеоэнциклопедия «Космонавты»
  • Виктор Афанасьев
  • Виктор Горбатко
  • Виктор Пацаев
  • Виктор Савиных
  • Виктор Садовничий
  • Виталий Жолобов
  • Виталий Севастьянов
  • Владимир Аксенов
  • Владимир Васютин
  • Владимир Дежуров
  • Владимир Джанибеков
  • Владимир Коваленок
  • Владимир Липунов
  • Владимир Ляхов
  • Владимир Поповкин
  • Владимир Рацкевич
  • Владимир Соловьев
  • Владимир Сурдин
  • Владимир Титов
  • Владимир Челомей
  • Владимир Шаталов
  • Владислав Волков
  • Владислав Шевченко
  • Волгоградский Планетарий
  • Волгоградский планетарий
  • Вселенная
  • Всемирная неделя космоса
  • Всемирный день Планетариев
  • Всероссийская Школьная Неделя НАНО
  • Всероссийский День матери
  • Выставка «Spacebook — карманный космос»
  • Выставка «Шлюзы. Смена полюсов»
  • Выставочный зал «Уровень 9»
  • Вячеслав Зудов
  • Вячеслав Колейчук
  • Вячеслав Шуршаков
  • Г.Т. Береговой
  • ГАИШ МГУ
  • ГК АТV-3
  • ГЛОНАСС
  • Гагарин
  • Галактика
  • Гамма-телескоп Тунка-HiSCORE
  • Ганс Руди Гигер
  • Гвианский космический центр
  • Геминиды
  • Геннадий Манаков
  • Геннадий Падалка
  • Геннадий Сарафанов
  • Геннадий Стрекалов
  • Георгий Береговой
  • Георгий Гречко
  • Георгий Добровольский
  • Георгий Николаевич Бабакин
  • Георгий Шонин
  • Герман Титов
  • Гиганты астрономической науки
  • Глобус
  • Глобус XXI века
  • Глобус Набокова
  • Госкорпорация «Росатом»
  • Гоша Куценко
  • Грузовой корабль «Сигнус»
  • ДАН
  • День Астрономии
  • День Космических войск России
  • День Победы
  • День России
  • День Солнца
  • День астрономии
  • День весеннего равноденствия
  • День второго рождения Планетария
  • День государственного флага России
  • День защитника отечества
  • День защиты детей
  • День зимнего солнцестояния
  • День знаний
  • День исторического и культурного наследи
  • День космонавтики
  • День летнего солнцестояния
  • День народного единства
  • День начала космической эры человечества
  • День осеннего равноденствия
  • День работника культуры
  • День рождения
  • День рождения Планетария Москвы
  • День российской науки
  • День семьи
  • День учителя
  • Дерек Девиль
  • Детский день рождения
  • Джеймс Кэмерон
  • Диптих «Сказка»
  • Дмитрий Вибе
  • Дмитрий Кондратьев
  • Дмитрий Медведев
  • Дмитрий Рогозин
  • Дмитрий Рябушинский
  • Древнейший кратер Земли
  • Е.К. Шеффер
  • Е.П.Левитан
  • Евгений Дубинин
  • Евгений Карлович Страут
  • Евгений Хрунов
  • Европейский аппарат «Розетта»
  • Елена Кондакова
  • Елена Серова
  • Ефрем Левитан «Сказочная Вселенная»
  • Жан Бернар Леон Фуко
  • Женщина-космонавт
  • Женщины-космонавты
  • Зарубежные гости
  • Земля
  • Зонд NASA Cassini
  • Зоопарк
  • ИД «Веселые картинки»
  • Игорь Волк
  • Игорь Ушаков
  • Игры разума
  • Илья Лагутенко
  • Институт Медико-биологических проблем
  • Интерактивный музей
  • Интерактивный музей «Лунариум»
  • Интервью
  • Иран
  • Иркутский планетарий
  • Искусственный спутник Земли
  • К.Э.Циолковский
  • КА «NSS-14»
  • КА «Бион»
  • КА «Глобалстар-2»
  • КА «Канопус»
  • КА «Кассини»
  • КА «Луч-5А»
  • КА «Меридиан»
  • КА «Спектр-Р»
  • КА «Спектр-РГ»
  • КА «ЯСат-1Б»
  • КА MAVEN
  • КА «АзиаСат-7»
  • КА «Чибис-М»
  • КБТМ
  • КБТХМ
  • КЕТА «ГДЕ-ТО НА КАМЧАТКЕ»
  • КК «Буран»
  • КК «Восход-1»
  • КК «Орион»
  • КК «Прогресс»
  • КК «Союз»
  • КК «Шэньчжоу-10»
  • КК «Шэньчжоу-9»
  • КК Dragon
  • Карта Вселенной в 3D
  • Кафе «Телескоп»
  • Киевский Планетарий
  • Кинопроект «Космический рейс 2012»
  • Китай
  • Китайский луноход «Юйту»
  • Классический музей Урании
  • Книга для посетителей
  • Кодекс о поведении в космосе
  • Коллекция диапозитивов
  • Коллекция раритетов
  • Кольцеобразное солнечное затмение
  • Комета C/2013 A1
  • Комета ISON
  • Комета Лавджоя
  • Кометы
  • Комплекс «Медвежьи озера»
  • Компьютерная модель Вселенной
  • Конкурс «7 чудес Москвы»
  • Конкурс «Талисман Планетария»
  • Конкурс «Юнги космических кораблей»
  • Константин Козеев
  • Константин Куимов
  • Константин Порцевский
  • Конференция
  • Конференция «25 часов мужества»
  • Корабль «Шэньчжоу-8»
  • Космическая оранжерея
  • Космические проекты России
  • Космические профессии
  • Космические снимки
  • Космические туристы
  • Космический аппарат «Восток»
  • Космический аппарат «Спектр-Р»
  • Космический корабль
  • Космический корабль Dragon
  • Космический корабль будущего
  • Космический мусор
  • Космический проект «Фобос-грунт»
  • Космический рейс
  • Космодром «Байконур»
  • Космодром «Восточный»
  • Космодром «Плесецк»
  • Космодром Куру
  • Космос
  • Космоцентр
  • Краски Вселенной
  • Кристиан Шпиринг
  • Крымская астрофизическая обсерватория
  • Л.И.Гусев
  • Лев Дёмин
  • Лев Зеленый
  • Леонид Кизим
  • Леонид Ксанфомалити
  • Леонид Парфенов
  • Леонид Попов
  • Леониды
  • Лесные пожары
  • Летнее солнцестояние
  • Лириды
  • Луна
  • Лунная программа
  • Лунное затмение
  • Люди Планетария
  • М.В. Ломоносов
  • М.К.Янгель
  • МАКС-2013
  • МГУ
  • МКС
  • МЛМ «Наука»
  • МОИП
  • Магазин Космических сувениров «МКС»
  • Максим Сураев
  • Малая Трибуна ученого
  • Малая обсерватория
  • Малый Звездный зал
  • Мария Арт
  • Марс
  • Марсоход «Кьюриосити»
  • Марсоход «Оппортьюнити»
  • Марсоход НАСА Curiosity
  • Маятник Фуко
  • Медаль «Преодоление»
  • Междунар. фестиваль «Интермузей — 2014»
  • Международная конференция планетариев
  • Международный День Земли
  • Международный день Матери-Земли
  • Международный день инвалидов
  • Международный день молодежи
  • Международный день планетариев
  • Межпланетная станция «Фобос-Грунт»
  • Метеориты
  • Микроспутник «Сфера»
  • Минский планетарий
  • Миссия по изучению Луны GRAIL
  • Михаил Корниенко
  • Михаил Кузьмич Янгель
  • Михаил Маров
  • Михаил Тюрин
  • Михаил Шевченко
  • Млечный путь
  • Москва космическая
  • Московская Олимпиада по астрономии
  • Московский зоопарк
  • Московский планетарий
  • Музей «Лунариум»
  • Музей К.Э. Циолковского
  • Музей Урании
  • Музейный инспектор
  • Муса Манаров
  • Н.К.Рерих
  • Н.С.Кардашев
  • НАСА
  • НПО «Энергомаш»
  • НПО имени Лавочкина
  • Наталья Артюхина
  • Наука
  • Научная конференция МЧС и РАН
  • Научный директор
  • Невесомость на Земле
  • Неделя знаний
  • Николай Бударин
  • Николай Кардашев
  • Николай Рукавишников
  • Николай Самусь
  • Нил Армстронг
  • Нобелевская премия по физике
  • Новая планета
  • Новосибирск
  • Ночь Музыки
  • О.Г.Ивановский
  • ОТР
  • Обратная сторона Луны
  • Обсерватория ALMA
  • Обсерватория Херманус
  • Озеро Байкал
  • Октябрь
  • Олег Атьков
  • Олег Кононенко
  • Олег Котов
  • Олег Макаров
  • Олег Новицкий
  • Олег Остапенко
  • Олег Скрипочка
  • Олег Угольников
  • Олимпиада
  • Ориониды
  • От основания к возрождению
  • Отбор космонавтов
  • Павел Беляев
  • Павел Виноградов
  • Павел Попович
  • Падение метеоритов
  • Парк неба
  • Парк неба и обсерватория
  • Первая база на Луне
  • Первые марсианские аппараты СССР
  • Первый день работы Планетария
  • Первый искусственный спутник Земли
  • Передвижной планетарий в Омске
  • Персеиды
  • Петербургский планетарий
  • Петр Климук
  • Планета «Восток»
  • Планета-«перевертыш»
  • Планетарии России
  • Планетарии мира
  • Планетарий
  • Планетарий Москвы
  • Планетарий при обсерватории КФУ
  • Планетарные туманности
  • Планеты
  • Планисфера Коперника
  • Плутон
  • Подарочный сертификат
  • Полнолуние
  • Полутеневое лунное затмение
  • Полярное сияние
  • Портал «ВМоскве»
  • Портал «Человек. Земля. Вселенная»
  • Правила посещения
  • Правительственная премия
  • Предприятие «Энергомаш»
  • Премия «Учитель года России — 2011»
  • Премия Грубера
  • Премия Дом года
  • Программа «Феникс» (Phoenix)
  • Проект «Горячее сердце»
  • Проект «Марс 500»
  • Проект космического отеля
  • Пулковская обсерватория
  • Пульсары
  • РКЦ «Прогресс»
  • РН «Рокот»
  • Работа Планетария
  • Радио Romantika
  • Радиообсерватория в Чили
  • Ракета «Союз 2-1В»
  • Ракета «Союз»
  • Ракетно-космическая эпоха. Памятные даты
  • Рейтинг космических событий 2011 г
  • Ретро-кафе
  • Ровшан Аскеров
  • Роман Романенко
  • Роскосмос
  • Российский микроспутник «Татьяна-2»
  • Российско-британское научное кафе
  • С.А.Ламзин
  • С.В.Широков
  • С.П.Королев
  • Салижан Шарипов
  • Сатурн
  • Светлана Медведева
  • Светлана Савицкая
  • Северное сияние
  • Семейный архив Планетария
  • Сергей Авдеев
  • Сергей Волков
  • Сергей Залётин
  • Сергей Капица
  • Сергей Крикалев
  • Сергей Ламзин
  • Сергей Рязанский
  • Сергей Собянин
  • Сергей Трещёв
  • Система спутников «Канопус»
  • Скафандр «Орлан»
  • События 2012 года
  • Солнечная система
  • Солнечное затмение
  • Солнечное торнадо
  • Солнце
  • Спутник «Ломоносов»
  • Спутник «Ресурс-П»
  • Спутник «Телком»
  • Спутник «Чибис»
  • Спутник «Ямал»
  • Спутник Европа
  • Спутник Сатурна Титан
  • Спутники НАСА «Терра» и «Аква»
  • Спутниковая система «Гонец»
  • Стань музейным инспектором
  • Страут Е.К.
  • Суборбитальные полёты
  • Супер-Луна
  • Тайна Светлояра
  • Талгат Мусабаев
  • Театр занимательной науки
  • Театр увлекательной науки
  • Телескоп «Магеллан»
  • Телескоп «Радиоастрон»
  • Телескоп «Хаббл»
  • Телескоп NuSTAR
  • Телескоп VLT
  • Телескоп НАСА WISE
  • Телескоп-рефрактор «Цейсс-300»
  • Телескопы «Чандра» и «Спитцер»
  • Токтар Аубакиров
  • Тунгусский метеорит
  • Универсариум М9
  • Уроки астрономии в школе
  • Учительская конференция
  • Учёный совет Планетария
  • Фаина Рублёва
  • Федор Юрчихин
  • Фестиваль «Золотая рыбка»
  • Фестиваль Науки
  • Фонд «Подари жизнь»
  • Фонд «Сколково»
  • Фёдор Юрчихин
  • Харьковский планетарий
  • ЦУП
  • ЦЭНКИ
  • Центр имени Н.А. Пилюгина
  • Центр космического слежения
  • Центр оперативного мониторинга Земли
  • Центр подготовки космонавтов им.Гагарина
  • Цефеиды Млечного Пути
  • ЧП
  • Час Земли
  • Частное полутеневое лунное затмение
  • Частное солнечное затмение
  • Частное теневое лунное затмение
  • Челябинский метеорит
  • Черные дыры
  • Чёрное море
  • Шаттл «Индевор»
  • Шаттл Discovery
  • Шаттл «Атлантис»
  • Школьный астрономический календарь
  • Школьный планетарий
  • Эволюция скафандра
  • Эдвин Хаббл
  • Экваториальные сияния на Марсе и Земле
  • Экзопланеты
  • Экипаж 29/30 длительной экспедиции на МК
  • Экскурсоводы Планетария Москвы
  • Электронный учебник
  • Энергия с Солнца
  • Эрида
  • Ю.М.Батурин
  • Южная Европейская обсерватория
  • Юрий Артюхин
  • Юрий Батурин
  • Юрий Гагарин
  • Юрий Гидзенко
  • Юрий Глазков
  • Юрий Ковалев
  • Юрий Лончаков
  • Юрий Маленченко
  • Юрий Малышев
  • Юрий Онуфриенко
  • Юрий Романенко
  • Юрий Усачёв
  • Юрий Шаргин
  • Яков Зельдович
  • Ян Филяровский
  • Японский астронавт Сатоси Фурукава
  • аквариды
  • астероиды
  • астрономия
  • астроплощадка
  • афиша
  • билеты
  • благотворительная акция
  • блоги
  • ветераны
  • видео
  • видеоэкскурсии
  • виды Земли из космоса
  • викторина
  • встреча
  • выставка
  • выставка «PROКОСМОС»
  • выставка картин
  • выставка раритетных глобусов
  • глобусы
  • гости
  • график работы
  • еда для космонавтов
  • единый билет
  • журнал «Земля и Вселенная»
  • звезды
  • звёзды
  • зимнее время
  • иностранные СМИ
  • интерактивные экспонаты
  • интервью
  • историческая реликвия
  • история
  • история Планетария
  • каталог
  • книга «Рожденный летать»
  • книги
  • коллайдер
  • комета «Чурюмова-Герасименко»
  • конкурс
  • концерт
  • космическая обсерватория «Миллиметрон»
  • космический зонд «Розетта»
  • космонавтика
  • космонавты
  • космос
  • кратер Индевор
  • лекция
  • ложемент
  • любви и верности
  • март
  • метеориты
  • метеорный поток
  • метеоспутник «Метеор-М»
  • миллионный посетитель
  • мне
  • мнения первых посетителей
  • мнения посетителей
  • навигационная система
  • награды
  • наука
  • невесомость
  • новости
  • озоновый слой
  • он-лайн бронирование экскурсий
  • он-лайн конференция
  • он-лайн продажа билетов
  • опрос
  • освещение
  • открытие
  • открытие планетария
  • планеты
  • подарочные сертификаты
  • полнокупольный фильм
  • полярное сияние
  • пресс-конференция
  • проект «Москва Космическая»
  • проект «Дух Космоса»
  • проект «Интеллектуальный базар»
  • радиотелескоп
  • ракета
  • ракета «ГИРД-Х»
  • реконструкция
  • сайт
  • скидки на билеты
  • соц.сети
  • спутник
  • спутник «Электро Л»
  • телеканал Da Vinci
  • теракты в США 11 сентября 2001 г.
  • топографическая карта Земли
  • тренировки
  • уроки астрономии
  • уроки из космоса
  • учительская конференция «Планетарий школ
  • фильм
  • форум
  • фото
  • фотокамера Hasselblad
  • цена билетов
  • цикл лекций
  • школьные каникулы
  • школьные экскурсии
  • шоу-лекция
  • экскурсии
  • экскурсии для детей
  • экскурсия
  • экскурсоводы
  • экспедиция
  • экспонаты
  • юбилей

Leave a Comment