Кунсткамера

Слово Кунсткамера происходит от немцкого Kunstkammer, что переводится как кабинет редкостей или музей.

И слово, и идея были привезены царем Петром из своего большого европейского путешествия, который он совершил незадолго до начала войны Северной войны.

Там, «в Европах» было модно собирать всякие диковины, чтобы поражать гостей чем-то необычным (как раз шел бум дальней заморской торговли, и всякого добра свозилось в богатые дома и из Индии, из Африки и из Америки).

Молодой царь не собирался отставать от моды. Разобравшись на Неве со шведами, он начал строить новую столицу, а из старой приказал привести все, что могло стать основой коллекции.

Причем Петр пошел дальше европейцев, сделав Кунсткамеру не просто балаганом развлечений, но заложив основу первого в России естественно-научного музея. Но московских диковин для было слишком мало.

Случай подвернулся во время второго путешествия в Европу. В Голландии, особо не торгуясь, царь выкупил большую коллекцию «кабинета Себа».

В 1714 году коллекция получила особый статус.

Кунсткамера или Кабинет редкостей

Спустя 300 лет она стала одной из крупнейших в Росии.

Изначально всё помещалось в царском Летнем дворце. В первые годы при музее даже жили некоторые живые экспонаты – карлики, уроды, монстры.

С приездом кабинета Себа началась постройка отдельного здания, а разросшийся музей временно перевезли в дом боярина Кикина, который сильно огорчил своего царя тем, что помог царевичу Алексею сбежать за границу.

Результат известен.

Боярина казнили, хоромы конфисковали.

Но и этого Петру показалось мало, и коллекция уродцев заняла боярский дом. Более того, когда расширившуюся коллекцию перевезли в Кикины палаты, ее сделали доступной для всеобщего обозрения.

Лишь спустя 10 лет, когда здание было построено, коллекция переехала на постоянное место.

Новый адрес не стал «собранием музейной пыли».

Это был весьма продвинутый по тем временам научный центр, где экспонаты занимали лишь малую часть помещений.

Здесь был открыт первый планетарий и астрономическая обсерватория, собрана самая большая коллекция научных приборов 18 и 19 веков, самый большой Академический глобус, Готторпский, внутри которого помещается скамейка на 12 человек и стол.

Основатель Российской Академии наук, Ломоносов работал здесь на протяжении 24 лет, с 1741 года.

Во времена правления Анны Иоанновны Кунсткамеру разделили на четыре части – Ботанический, Минералогический, Этнографический и Зоологический.

Сейчас там расположились также Мемориальный музей имени Ломоносова, а также музей Антропологии и этнографии.

Нельзя не сказать несколько слов о самом здании. Построено оно в стиле петровского барокко, башня его символизирует модель Солнечной системы.

Проект и место для его постройки были выбраны самим Петром, работы начались под его личным руководством, но закончились только перед смертью его жены – Екатерины Первой.

Всего построек две – сама Кунсткамера и пристроенный к нему в 1887 году музейный флигель.

В 1747 году случился пожар, полностью уничтоживший деревянную башню и верхнюю часть здания.

Ремонт длился целых 20 лет и музей вновь заработал только в 1760 году. Но верх Кунсткамеры так и остался без башни.

Ее возвели по старым чертежам уже после Великой Отечественной войны.

Восстанавливая Кунсткамеру после пожара, выполнили также декоративную отделку некоторых залов, украсили интерьеры барельефами, горельефами, скульптурами и бюстами знаменитых ученых.

Сейчас здесь представлены предметы, позволяющие изучать историю народов, населявших Северную и Южную Америку, Африку, Китай, Монголию, Индию, Австралию, Японию и ряд других стран.

Кроме того, большой интерес вызывает Анатомический раздел, в котором представлены различные аномалии, отклонения и природные редкости.

Для школьников 5-9 классов проводят тематические уроки истории, посвященные истории стран и их взаимоотношений с Россией.

Её полное современное название звучит занудно: Собрание Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого — Кунсткамера Российской академии наук.

Ну, академики всегда любили пафос. А нормальным людям не надо повторять дважды: Кунсткамера, — она и есть. 🙂

  • Забавно, но отечественные «историки-восхвалятели», задачей которых была канонизация Петра, как гениальнейшего правителя, сумели отметиться и в истории с Кунсткамерой.
    Они выдумали легенду о том, что однажды, на Васильевском острове, царь увидел березу, ствол которой сросся со стволом другого дерева.
    Якобы, это уродство и натолкнуло его на создание музея, призванного коллекционировать уродства и странности.
    В действительности ничего подобного не было, как не было и самой «исторической легенды».
    Но миф вполне подходил для простого обывателя, которому незачем вдаваться в детали о том, что царский музей уродцев был лишь простым подражанием Европе.

Стоимость входного билета:

  • взрослые (иностранцы) — 250 рублей
  • дети и студенты (иностранцы) — 150 рублей
  • взрослые (граждане России) — 150 рублей
  • студенты, школьники, пенсионеры — 50 рублей

Любительская фотосъёмка:

Часы работы:

  • вторник-воскресение с 11 до 18 часов
  • вторник-воскресение с 11 до 19 часов (летом)
  • санитарный день – последний вторник месяца
  • касса закрывается на 1 час раньше

Официальный сайт

Адрес:

  • Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3

Как добраться:

Место равноудалено от трех станций метро: Василеостровская, Спортивная и Гостиный двор.

  • От Гостиного двора нужно идти в сторону Адмиралтейства по Невскому проспекту, перейди Дворцовый мост. Музей окажется чуть левее моста.
  • От Василеостровской лучше всего пройти по пешеходной 6 линии до Университетской набережной, повернуть налево.
  • От метро Спортивная по проспекту Добролюбова выйти к Биржевому мосту, по нему перейти на стрелку Васильевского острова, обогнуть ее, миновать Военно-Морской музей и выйти на Университетскую набережную.

ПРИМЕЧАНИЕ:

Вход находится не с фасада, а с Таможенного переулка, который начитается с левой стороны от здания.

 

Сотрудники Кунсткамеры в Санкт-Петербурге обижаются, когда посетители просят показать им знаменитых «уродов». Даже иногда советуют посмотреться в зеркало. Петровские «уроды в банках» действительно лишь небольшая часть экспозиции нынешнего четырёхэтажного Музея антропологии и этнографии, чьи коллекции имеют большое научное значение. Первые посетители увидели их 24 февраля 1719 года

Посмертная маска Петра I в Кунсткамере

«Жилы в мозгу живут как нитки»

Но начиналась Кунсткамера всё-таки с «уродов». Рубеж XVII-XVIII веков был временем торжества механики. Образованным людям того времени казалось, что и человек устроен как своего рода механизм, — достаточно лишь хорошо изучить его, понять причины сбоев — и будет изобретен «эликсир бессмертия».

О том, как изучали человеческий организм в передовых странах Европы, Пётр I увидел ещё во время «великого посольства» 1697–1698 годов. В крупных городах Нидерландов, Англии были первые «камеры кунштов», то есть кабинеты редкостей, чудес. На страницах своего дневника будущий император отметил: «Видел у доктора анатомию: вся внутренность разнята разно, — сердце человеческое, лёгкое, почки… Жилы, которые в мозгу живут, — как нитки…». Царь начал покупать первые подобные «экспонаты» вместе с целыми библиотеками редких книг, а также приборы, инструменты. В России он занялся обустройством русского «кабинета редкостей». С 1704 года коллекция стало пополняться и «импортозамещением»: Петром I были изданы указы «О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей». Годом основания петровской Кунсткамеры считают 1714-й, когда она заняла отдельный кабинет в Летнем дворце. Только через пять лет музей откроют для посещения в здании Кикиных палат, а в нынешнем здании — в 1734 году, уже после смерти Петра I, который сам стал «экспонатом» — с его лица была снята посмертная маска.

Antonio_j: Кунсткамера

Кунсткамера. Санкт-Петербург, Университетская набережная, 3

Кунсткамера представляет собой комнату, в которой на стеллажах стоят банки с заспиртованными в них уродцами. Ну, как уродцами, аномально развившимися эмбрионами человека. С двумя головами, хвостами, шестью пупами, в общем, на уродце четвертом пятом становится скучно.

Первый музей, открытый Петром Первым

Да это всего лишь одна комната, все остальные три этажа типичный краеведческий музей.
Где стоит вот такой вот бычок:

Посетителей «приучать и угощать, а не деньги с них брать»

По указу Петра I за посещение Кунсткамеры денег с посетителей не брали. Более того, царь, считавший что народ надо образовывать, отмечал что «надлежит охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать». Посетителям даже предлагалось «кофе и цукерброды», закуски и венгерское вино, и они не шатались праздно по залам сами: их встречали гиды .и объясняли, что значит тот или иной экспонат. Как результат — посетители охотно осматривали Кунсткамеру, а молва о её «изюминке» — «уродах» разнеслась по России так широко, что остаётся стереотипом и сегодня.

Yakaev: Кунсткамера

Почти на самой стрелке Васильевского острова в Санкт-Петербурге находится Кунсткамера — кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Всё, что мне было известно до этого о Кунсткамере так это, что там выставлена на всеобщее обозрение коллекция «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Но как оказалось — большую часть музея занимают предметы старины, раскрывающие историю и быт многих народов мира.


Осмотр музея начинается с первого этажа, где представлена экспозиция, раскрывающая культуру и жизнь коренного населения Северной Америки.


Здесь можно увидеть представителей различных народов от Аляски до Калифорнии. На экспозиции, посвященной традиционной культуре японцев, представлены коллекции орудий сельского хозяйства и рыболовства, образцы инструментов и предметов для производства шелка.


В зале Африки показаны повседневная жизнь людей, важнейшие события в жизни человека, оккультные практики, война и отдых.


На втором этаже центральное место, да и вообще во всём музее, занимает первая естественнонаучная коллекция Кунсткамеры, собранная самим Петром I. В зале, где размещены «уродцы», нельзя фотографировать. Рядом находится зал (напоминающий библиотеку), посвященный этнографии Индонезии и соседних островных государств.


В большом объединённом зале размещена экспозиция, посвящённая Китаю, Монголии и Корее. Рикша — один из распространённых видов транспорта в Южной и Восточной Азии.


На последнем 3 этаже воссоздана атмосфера научного учреждения XVIII века. Здесь работали приглашенные Петром I в Санкт-Петербургскую академию наук такие всемирно знаменитые ученые, как Н. и Д.Бернулли, Ж.Делиль, Г.Ф.Миллер, Л.Эйлер, а также М.В.Ломоносов — первый российский член Академии.

Собрание включает такие ценные коллекции, как немногие уцелевшие личные вещи М.В.Ломоносова, мозаичные портреты, изготовленные в его мастерской, уникальные научные приборы и инструменты XIV — XIX века, книги, среди которых немало библиографических редкостей.

Livejournal.com

Кунсткамера — режим работы и стоимость билетов — лето 2018, как добраться и официальный сайт

Введение…………………………………………………………………. 1

  1. История создания, становления и развития………………………… 2
  1. Возникновение первых кунсткамер……………………………… 2
  2. Создания Кунсткамеры в России………………………………… 3
  3. Становление и развитие музея…………………………………… 4
  • Библиотека музея……………………………………………………… 7
  • Здание Кунсткамеры………………………………………………….. 10
  • Музей сегодня…………………………………………………………. 12
  • Список использованной литературы…………………………………….. 14

    Приложение  №1…………………………………………………………… 15

    Введение

    Расположенное на набережной Невы в  историческом центре Санкт-Петербурга здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук. Кунсткамера была создана с целью собирания и исследования раритетов, созданных природой и руками человека. В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных в мире. Оно насчитывает более миллиона экспонатов и отражает все многообразие культур народов Старого и Нового Света. Музей всегда был и продолжает оставаться одним из крупнейших исследовательских центров по изучению культурного наследия человека, продолжая традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII–XX вв.

    Целью настоящей работы является рассмотрение истории Первого русского музея  Кунсткамеры с момента создания до наших дней.

    1.История создания, становления и развития

    Кунсткамера (нем. Kunstkammer – собрание диковинок) – первый общедоступный музей, созданный по инициативе  Петра I в Санкт-Петербурге в 1714. Память о русском императоре-реформаторе и коллекционере запечатлена и в самом здании музея, возведенном специально для этой цели еще при жизни Петра, и в экспонатах, собранных и отобранных самим царем, и в его личных вещах. Петербургская Кунсткамера – это овеществленная история естествознания, науки и быта – как русского, так и иноземного – разных времен и эпох.

    1.1.Возникновение первых кунсткамер

    Кунсткамеры, как собрания редкостей стали возникать в Европе еще в XV–XVI вв. – то есть в эпоху Возрождения – в связи с ростом научно-естественных знаний и интереса к прошлому. Первоначально в кунсткамерах коллекционировались редкие и необычные находки первых научных экспедиций, старинные инструменты, предметы быта, произведения прикладного искусства. Эти редкости тематически практически не группировались и были рассчитаны скорее на поражение воображения посетителей, чем на их просвещение или расширение их образования. Многие кунсткамеры были принадлежностью княжеских домов в Западной Европе, поскольку демонстрировали «ученость» и богатство их владельцев.

    1.2. Создания Кунсткамеры  в России

    Петр I не копил сокровища. Он ставил перед собой просветительские задачи – приобрести посредством любопытных экспонатов, «натуральных и искусством созданных» «в натуральной истории систематическое понятие». Идея создания в России своего собрания диковинок пришла Петру I во время путешествия в европейские страны в составе Великого посольства 1697–1698. Именно тогда он закупил в Голландии первые экспонаты – чучела птиц, рыб, насекомых и нескольких заспиртованных уродцев и анатомических препаратов. В Голландии вместе с уникальными рецептами бальзамирования трупов, Петр закупил целиком так называемый «Кабинет Фредерика Рюйша», по сей день – несмотря на 300-летнюю давность – поражающий качеством сохранности экспонатов – отдельных органов, головок младенцев, мелких животных и птиц .

    В 1704 Петр издал Указ «О приносе родившихся уродов, так же найденных необыкновенных вещей» и распорядился хранить покупки и привезенные по его распоряжению экспонаты в Москве, в аптеке у «архиратора» – президента Аптекарского приказа, некоего Роберта Арескина. Со всех сторон из России по царскому указу повезли всевозможные находки – «все, что зело старо и необыкновенно».

    В 1714 коллекция была перевезена в Петербург в здание Старого Летнего дворца, получив название «куншткамер». Р.Арескин продолжал считаться ее главным хранителем, наряду с Иоганном Шумахером – «надсмотрителем редкостей и натуралиев». Этот год и считает датой основания первого русского музея.

    В 1716–1717 Р.Арескин помогал Петру в закупке новых экспонатов во время следующего путешествия по Европе, когда им были заложены основы коллекции минералов (около 3000 экспонатов – «каменьев необыкновенных» – из Германии).

    В 1719 Петр издал указ об открытии коллекций Кунсткамеры для осмотра публикой в доме опального вельможи, причастного к заговору сына Петра царевича Алексея, Александра Кикина (его дом у Смольного собора в Петербурге после раскрытия заговора в 1718 конфисковали и передали под выставку). Помимо анатомических и зоологических экспонатов, в ней была представлена начавшая создаваться историческая коллекция – образцы одежды и предметы быта разных народов, населявших Россию. Петр сам был отличным гидом: он любил показывать иностранным послам и русским вельможам всевозможные диковинки и рассказывать о них. Любопытно, что в первые годы своего существования музей имел в своем составе и живые экспонаты – монстров, карликов и великанов, скелеты которых после их смерти также пополняли коллекцию.

    1.3. Становление и развитие музея

    Впоследствии, после 1725, с созданием Российской академии наук, основным источников пополнения коллекций стали «академические экспедиции» (Д.Г.Мессершмита, Г.Ф.Миллера, И.Г.Гмелина, С.П.Крашенинникова и др.), а также закупки за рубежом (например, «славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей» Альберта Сербы).

    В 1727 Кунсткамера переместилась в специально выстроенное для нее и Библиотеки Академии наук выдающимся русским архитектором М.Г.Земцовым здание на стрелке Васильевского острова, в котором музей размещается по сей день. По указу Петра он был с самого начала бесплатным для посетителей: «следует охотников приучать и угощать, а не деньги с них брать», полагал император. Угощение в петровское время предлагалось посетителям «на иноземный лад» – «кофе и цукерброды». Пришедших встречал «суббиблиотекарь» и другие служители, которые после экскурсии угощали иногда и венгерским вином. Как свидетельствуют документы, в музее всегда было «много разного звания народу».

    К началу 1740-х Кунсткамера уже состояла из четырех групп «кабинетов»:

      • «Натур-камера (редкости естествознания);
      • «Мюнцкамера» (коллекция монет);
      • собственно «Кунсткамера» (предметы прикладного искусства и быта разных народов);
      • «Кабинет Петра Великого» (личные вещи Петра).

      В 1741–1745 музей подготовил и опубликовал двухтомный каталог – Musei Imperialis Petropoliani – c иллюстрациями и переводом объяснительных статей на немецкий язык. Страшный пожар 1747 уничтожил часть этнографической коллекции музея, так что вышедший каталог – единственное свидетельство некоторых найденных в начале XVIII столетия раритетов. После пожара уцелевшие вещи Петра навсегда передали в Летний дворец, а в музее оставили лишь книги – его личную библиотеку.

      Восстановление коллекций шло долгих 20 лет, и лишь к 1766 Кунсткамера вновь возобновила работу как «общедоступный» музей. Здание Кунсткамеры было перестроено, а отчасти восстановлено по сохранившимся чертежам Н.Ф.Герелем и С.И.Чевканисским. В Кунсткамере появилась астрономическая обсерватория (в башне), имевшая глобус диаметром в 3 метра, физический кабинет, мастерские, две типографии Академии наук, а также Анатомический театр для начинающих медиков. Задуманный Петром музей стал превращаться в крупный научный центр; в его запасниках работали ученые разных специальностей – П.С.Паллас, В.М.Севергин.

      Научные экспедиции, число коих росло с каждым годом, продолжали пополнять музейные коллекции. В конце XVIII – начале XIX в. среди экспонатов Кунсткамеры появились не только находки русских ученых (И.Ф.Крузенштерна, Ф.Ф.Беллинсгаузена, Ю.Ф.Лисянского и др.), но и ценнейшая коллекция, собранная в 1730 английским капитаном Д.Куком в Полинезии.

      К 1830-м в Музее скопилось такое множество самых разнообразных вещей и коллекций, что потребовалось их заново систематизировать. Эта работа была завершена к 1837, когда принято было решение рассредоточить собранные материалы. На базе Кунсткамеры возник ряд самостоятельных академических музеев – Этнографический, Азиатский, Египетский, Анатомический, Зоологический, Ботанический, Минералогический музеи и Кабинет Петра I. Музеи располагались в двух соседних зданиях на набережной Невы, причем Этнографический, Азиатский, Египетский музеи и Кабинет Петра I были оставлены в здании Кунсткамеры. Первым директором Этнографического музея стал академик А.М.Шегрен (1844–1855), а хранителем – Л.Ф.Радлов. Руководителем Анатомического кабинета в 1842 становится академик К.М.Бэр, положивший начало собирания остеологических (костных останков) коллекций Кунсткамеры. С 1995 эти коллекции, насчитывающие около 15 тысяч костяков из археологических раскопок в европейской и азиатской частях России, Средней Азии и Кавказа, находятся на хранении в Отделе антропологии Музея, расположенном в ином здании (С.-Петербург, Средний проспект В.О., д. 24).

      В 1878 два музея – Антропологический и Этнографический – решено было объединить в один – Музей антропологии и этнографии. Этот Музей должен был в своих стенах объединить все данные науки о происхождении человека и его культуре – антропологии, археологии и этнографии. После объединения – в конце столетия – бывшая Кунсткамера пополнилась уникальными коллекциями, собранными русскими путешественниками в Африке (В.В.Юнкер) и в Новой Гвинее (Н.Н.Миклухо-Маклай).

      В 1903 в связи с празднованием 200-летия основания Петербурга, Музей стал называться Музеем антропологии и этнографии имени императора Петра Великого. Это имя Музей носит и сегодня. Через 30 лет – уже в советское время, в 1933, на базе Музея антропологии и этнографии был создан Институт этнографии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Академии Наук СССР. Созданная в 1943 Московская группа ИЭА АН СССР во главе с проф. С.П.Толстовым стала впоследствии головной частью Института, а ленинградская – получила название: Ленинградское отделение ИЭА АН СССР. В 1946 – после тяжелых лет блокады – экспозиции Музея были открыты для широкой публики после пятилетнего перерыва, началось пополнение коллекций и создание новых экспозиций, посвященных этнографии народов мира. В 1992 Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской Академии Наук стал вновь самостоятельным учреждением. Музей М.В.Ломоносова (созданный еще в начале XIX в.), всегда располагавшийся в историческом здании Кунсткамеры, но являвшийся в течение советского времени частью Института истории естествознания и техники РАН, снова стал частью Музея.

      2. Библиотека музея

      Еще в  то время, когда коллекции музея  хранились в Кикиных палатах, там на втором этаже стояли шкафы, плотно забитые книгами. В них  хранилось несколько тысяч томов  не только русских и славянских, но и греческих, латинских, французских  и немецких авторов. Среди них  можно было найти многое из того, что обращалось тогда в русском  быту: жития святых, оригинальные и  переводные повести, карты, "гистории," т.е. исторические сочинения, "травники" т.е. лечебники, и многое другое. Библиотека была открыта "во всякое время", и любой желающий мог с ней познакомиться.

      Это и  была будущая Библиотека Кунсткамеры, начало которой положил сам император  Петр. Книги он собирал всю жизнь. В его большой личной библиотеке их насчитывалось примерно две тысячи. Такая библиотека по тем временам считалась огромной. Для сравнения  можно вспомнить, что царь Михаил Федорович, первый из династии Романовых, имел в своей библиотеке только 41 книгу, причем почти все его книги  были религиозного содержания.

      Крупные библиотеки издавна были на Руси при  церквях и монастырях. Коллекционировали  книги некоторые просвещенные вельможи, государственные деятели, богатые  купцы и ремесленники и даже некоторые  крестьяне. Частные коллекции книг бывали очень интересными, но они  редко превышали сотню томов.

      Кунсткамера: режим работы, стоимость билетов, как добраться, аудиогид

      Тому были серьезные причины: книги  были очень дороги, и далеко не все  могли их покупать. Создавались библиотеки и при отдельных ведомствах или, как они тогда назывались, приказах.

      Во всех библиотеках, в том числе и  в собрании Петра, были книги и  печатные, и рукописные. Часть рукописных книг досталась ему по наследству от отца Алексея Михайловича, брата  Федора Алексеевича, сестры Натальи  Алексеевны и царевны Софьи. Однако эти книги царя мало интересовали, и он редко к ним обращался. Немало было в его библиотеке книг, подаренных ему русскими и иностранными авторами. В них Петр тоже не часто  заглядывал. Сам же царь любовно  собирал книги в первую очередь  по морскому делу и кораблестроению. Нептуновы, т.е. морские, потехи были его  главной забавой в детстве  и юности. За ними следовали книги  по военному делу, а также по истории, геральдике, архитектуре и садово-парковому  искусству.

      Многие  книги по поручению Петра переводились с западно-европейских языков. Петр заботился и о переводных словарях, которые облегчили бы русским  людям освоение западной науки и  культуры. Он требовал: "Где какое  именование явится, выписывать в особливую  тетрадь. Сие выписав, перевесть  на русский язык". Словари-лексиконы  он правил собственноручно. Следуя духу новой эпохи, он вычеркивал редкие слова  и исправлял некоторые толкования, делая их более понятными: например, слово барьер, переведенное как "застава", царь исправил на более понятное слово "преграда"; а слово "глобус" объяснил так: "круг земной, в подобие  яблока построен", изменив первоначальный вариант, где глобус сравнивался  с яйцом.

      Заботясь  о пополнении библиотеки, Петр перевез  из Москвы в Петербург много самых  разных книг из Аптечного приказа. В  Аптечном приказе хранились книги  не только по медицине, анатомии и фармакологии, но и по химии, ботанике, минералогии, географии и архитектуре. Хранились  в нем и очень полезные словари. Библиотека Аптечного приказа постоянно  пополнялась новыми изданиями. Книги  в нее поступали не только от иностранных  врачей и аптекарей, работавших там, но и от богатых вельмож. Когда  умер начальник приказа В.И. Морозов, его библиотека попала в собрание книг Аптечного приказа. Именно это  собрание и стало первой в России специализированной научной библиотекой. Оно легло в основу книжного собрания Кунсткамеры.

      Здание Кунсткамеры в Санкт-Петербурге

      История Кунсткамеры

      Одним из достижений Петра I было создание естественнонаучного музея – Кунсткамеры. Своё начало она берёт от коллекции голландского учёного – Рюйша, который создал коллекцию анатомических препаратов. Её купил Пётр во время своего Великого посольства.

      Впоследствии музей пополнился другими коллекциями, и вошла в состав Академии наук России. Для пополнения музея проводились различные академические экспедиции, в ходе которых собирались и скупались различные редкие предметы.

      После академических экспедиций коллекции всех отделов Кунсткамеры пополнились весьма основательно. В путеводителе тех лет говорится: "в нашем хранилище находится не только все, что в иностранных кунсткамерах между редчайшими и достопамятнейшими почитается вещами, но и такие вещи, которых нигде не обретается". Это было действительно так. Коллекций скопилось столько, что для них уже не хватало места, и многие из них стояли нераспакованными. Комнаты были завалены ящиками, тюками и посылками; ко многим шкафам было не подойти. Музей был похож скорее на склад, чем на научное учреждение.

      Петровская Кунсткамера в XVIII веке обладала уникальными коллекциями по естественной истории и этнографии. Благодаря собранным учеными сокровищам музей обогатился таким количеством экспонатов, каковым "множеством ни один в Европе кабинет славиться не мог". Он по-прежнему оставался единственным и центральным русским музеем. В первой половине XVIII века в Кунсткамере было собрано огромное количество всевозможных экспонатов. Они были привезены со всех частей света, кроме Австралии. Такого богатого собрания не было в то время ни в одном музее Европы. Все собранные экспонаты поделили по разным группам и разместили в разных кабинетах: Кунст-кабинете, Натур-лаборатории, Императорском кабинете, Физическом кабинете, Мюнц-кабинете, Библиотеке. Все материалы нужно было привести в систему, описать их, составить каталоги и устроить экспозицию. Этим также занимались первые академики. Теперь в Кунсткамере не скапливались беспорядочно случайные "раритеты", "монстры" и "курьезы". Их место заняли систематические собрания животных, насекомых, минералов, а также этнографических коллекций.

      От большого пожара 1747 года Кунсткамера сильно пострадала: сгорела часть музейных коллекций и библиотечных книг. Часть коллекций удалось спасти, но ущерб Кунсткамере был нанесен страшный. Долгие годы после пожара велись восстановительные работы, и только в 1766 году музей вновь открылся для обозрения. Но здание еще долго оставалось без купола башни. Его восстановили не скоро — после войны в 1948 году. Постепенно Кунсткамера восполнила свои потери и одновременно преобразовалась. Она стала уникальным музеем природы и человека, подобного которому не было больше не только в России, но и в странах западной Европы.

      В Императорском кабинете, созданном в память и во славу Петра, устало откинулся на спинку кресла сам Петр — знаменитая "восковая персона". Широко раскрытыми глазами он смотрел перед собой, и его лицо пугало своей жизненностью. Его вылепил из воска Растрелли с алебастровой маски, снятой после смерти Петра. Туловище статуи было выточено из дерева, а руки и ноги крепились на шарнирах, так что им можно было придавать любое положение. "Восковая персона" восседала на том самом кресле, на котором сиживал сам царь в торжественных случаях: оно стояло на возвышении, под балдахином. Хранились в Кунсткамере и другие вещи Петра: токарные станки, приборы, зеленый суконный мундир Преображенского полка, прострелянная на войне шляпа, знакомая многим дубинка Петра с набалдашником из слоновой кости.

      Коллекции Кунсткамеры накапливались, и им со временем стало тесно. По мере развития науки и накопления материалов от Кунсткамеры стали отделяться различные научные и научно-технические учреждения: химическая лаборатория, астрономическая обсерватория, ботанический сад, типография. В 1764 году была создана особая Академия художеств, и в ее ведение отошло все, что было связано с художественными ремеслами и искусством.

      Серьезные перемены в жизнь Академии Наук и Кунсткамеры внес XIX век. В 1818 году был учрежден Азиатский музей, и тем самым было положено начало востоковедной науке. В начале XIX века один за другим на базе коллекций Кунсткамеры было создано несколько академических музеев: Минералогический музей, Анатомический кабинет, Зоологический, Ботанический и Этнографический музеи. Позже из этих музеев выросли или академические институты, или существующие и сейчас музеи.

      Прежний тип музеев с их устаревшими принципами выставок экспонатов все меньше удовлетворял изменяющимся и научным, и просветительным целям. Теперь музеи начали вести самостоятельную научную работу и в то же время превращались в экскурсионную аудиторию с новыми требованиями к музейным выставкам.

      Этнографический музей был выделен в 1837 году. Позже он стал единственным в стране музеем для двух тесно связанных наук — этнографии и антропологии. Он так и стал называться — Музей антропологии и этнографии. Он унаследовал не только коллекции Кунсткамеры, но и ее старинное здание.

      Строительство здания Кунсткамеры

      Здание Кунсткамеры принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников русского зодчества первой четверти XVIII века. Оно предназначалось для библиотеки и коллекций первого русского музея, основанного Петром I. Первоначально под Кунсткамеру были отведены палаты Кикина близ Смольного двора. Небольшие по размерам, они могли служить для музея лишь временным пристанищем.

      Заложенное в 1718 году и завершенное в 1734 году здание Кунсткамеры имеет сложную историю. Его строительство осуществлялось архитекторами И. Маттарнови, Г. Киавери, М. Земцовым.

      Здание имеет три этажа и разделяется башней на две одинаковые части. Башня украшена рустовкой, скульптурой в нишах, колоннадой в 2 яруса и увенчена фонариком с куполом, несущим глобус. Башня в виде двух восьмериков с золоченным куполом. Первоначально Кунсткамера была деревянной, боковых крыльев не было, позже – кирпичной, оштукатуренной и выкрашенной в голубовато-бирюзовый цвет «под Рамтерелли». В качестве основного декора стен применены обычные плоские наличники стен и фленки.

      Восточный корпус с большим двухэтажным залом предназначался под библиотеку, симметричный ему западный корпус с таким же залом — под музейные коллекции. В центральном объеме и башне размещались анатомический театр и первая русская обсерватория. В круглом зале третьего этажа был установлен так называемый "Готторпский глобус".

      В 1747 году здание пострадало от пожара и было восстановлено в 1754-1758 годах архитектором С. И. Чевакинским, упростившим его первоначальный облик. Сгоревшая вышка башни не была восстановлена. Архитектурная обработка главного фасада Кунсткамеры в том виде, в каком она была осуществлена, не вполне отвечает замыслу Матарнови. Отсутствует задуманное им скульптурное оформление. Плоские лопатки членят стену по вертикали.

      Режим работы Музея Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. История, адрес

      Лопатки на выступающих углах рустованы. Характерен для зодчества начала XVIII века мотив неглубоких круглых ниш под окнами.

      В помещениях первого этажа Кунсткамеры сохранилась лепная обработка сводов, выполненная в 1760-х годах в стиле барокко. В 1777-1779 годах в связи с 50-летием Академии наук помещения были украшены четырьмя скульптурными аллегорическими группами, бюстами и медальонами выдающихся ученых. До нашего времени дошли два гипсовых аллегорических барельефа, исполненных скульптором М. П. Павловым в 1778 году. Один из них изображает "Россию", другой — "Празднующую Европу". Из скульптурных портретов сохранился один барельеф с изображением великого математика XVIII века Л. Эйлера. Отдельные помещения Кунсткамеры (в том числе "Египетский зал") расписаны в 1819-1825 годах художником Ф. Рихтером. В 1887 году в связи с ростом этнографических коллекций Академии наук Кунсткамера была расширена путем пристройки флигеля по переулку.

      В 1947-1948 годах архитектором Р. И. Капланом-Ингелем в соответствии с первоначальным проектом над башней Кунсткамеры восстановлена вышка. В настоящее время в залах Кунсткамеры экспонируются коллекции Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого Российской Академии наук, том числе предметы, хранившиеся в петровской Кунсткамере. Помещения башни заняты Музеем М. В. Ломоносова. Здесь хранится знаменитый Готторпский глобус, восстановленный после пожара 1747 года.

      

      Лексическое значение: определение

      Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

      Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

      Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

      • Толковые
      • Энциклопедические
      • Отраслевые
      • Этимологические и заимствований
      • Глоссарии устаревшей лексики
      • Переводческие, иностранные
      • Фразеологический сборник
      • Определение неологизмов
      • Прочие 177+

      Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

      Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы.

      GuruMustSee.ru

      Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

      Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника.

      Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

      Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

      Leave a Comment