Куранты на какой башне

Мастер-класс. Пластилинография«Главные часы нашей страны»

Меня очень заинтересовала методика рисования пластилином – пластилинография. Рисуя с помощью пластилина, возникают необыкновенные пейзажи, натюрморты и так далее. Мы рисовали «Главные часы нашей страны» с воспитанниками подготовительной группы. Тема недели: «Часы».

Пластилинография — это техника создания лепной картины из пластилина с изображением более или менее выпуклых объемных объектов на горизонтальной поверхности

Цель:

Продолжать знакомство с нетрадиционной техникой изображения – пластилинографией. Учить детей передавать изображение часов посредством художественной техники — пластилинографии. Побуждать к самостоятельному выбору дополнительных деталей для его оформления.

Задачи:

  • развивать умение и навыки в работе с пластилином – отщипывание, скатывание колбасок пальцами, размазывание на основе, разглаживание готовых поверхностей, развивать мелкую моторику пальцев рук;
  • закреплять знания основных элементов часов;
  • воспитывать познавательный интерес;
  • развивать творческие способности, эстетическое восприятие и художественный вкус;
  • воспитывать интерес к пластилинографии.

Оборудование:

— плотный картон белого цвета, с нарисованным на нём контуром Спасской башни Московского Кремля;

— набор пластилина;

— доска для лепки;

— салфетка для рук;

— стеки.

Ход занятия

1. Берём половину листа белого картона и обводим шаблон.

2. Перед работой следует слегка разогреть пластилин в руках.

3. Красные кусочки пластилина наложить на силуэт Кремлёвской стены и размазать (не выходя за контур).

4. Теперь займёмся Спасской башней. Начинаем с верху. Из зелёного пластилина скатываем тонкие колбаски оформляем крышу. Из колбасок жёлтого цвета выкладываем циферблат часов. Фон рядом с часами закрашиваем красным восковым карандашом. Красными колбасками обозначаем стены башни.

5. Переходим к основанию размазывая аккуратно пластилин. Затем украшаем её архитектурными элементами. Стеками делаем окошки.

6. Закрашиваем фон синим восковым карандашом. Отщипываем красный пластилин, скатываем небольшие колбаски, делаем звезду

Вот что у нас получилось!

История

Механизм кремлёвских часов, конец XIX века Звонница Спасской башни, конец XIX века Традиционный перезвон четвертей и двенадцать ударов часов, означающих наступление Нового года (2012) Исполнение курантами «Славься» в 15:00 (ритм ускорен) Исполнение курантами гимна России в 18:00 (ритм ускорен) Часовой механизм курантов Музыкальный барабан курантов Кремлёвские часы в 2012 году, 2012 Московский кремль. Куранты, 2009 Спасская башня Московского Кремля. Москва, Россия, 2005 Часы Спасской башни, 2008

Первоначальные часы

Первые кремлёвские часы без звона создал в 1404 году сербский монах Лазарь. Они были установлены в Часовой палате соборной Благовещенской церкви великокняжеского двора. От церкви к Кремлю вел деревянный переход.

В лъто 6912, Индиката 12, Князь Великій замысли часникъ и постави е на своемъ дворѣ за церковью за Св. Благовѣщеніем. Сій же частникъ наречется часомѣерье, на всякій же часъ ударяетъ молоткомъ въ колоколъ, размѣряя и разчитая часы нощныя и дневныя, не бо человѣкъ ударяше, но человѣковидно, самозвонно и самодвижно, страннолѣпно нѣкако створено есть человѣческою хитростью, преизмечтано и преухищрено. Мастеръ же и художникъ сему бѣяше нѣкоторый Чернецъ, иже отъ Святые горы пришедый, родомъ Сербинъ, именемъ Лазарь, цѣна же сему бѣяше вящьше полувтораста рублевъ. Полное собрание российских летописей. Том 18, cтр. 281

Часы старого типа

XV—XVI века

Спасская башня была возведена в 1491 году Пьетро Антонио Солари на месте Фроловской стрельницы белокаменного Кремля, на месте бывших главных ворот для укрепления северо-восточной части. Предположительно, первоначальное название башни — Фроловская — появилось по названию церкви во имя Святых мучеников Фрола и Лавра, покровителей домашнего скота. Это название просуществовало до середины XVII века. Возможно, в глубокой древности эта церковь стояла неподалёку от ворот, однако в письменных источниках о ней нет упоминаний. Более вероятно, что название произошло от одной из трёх церквей, расположенных относительно недалеко за пределами Кремля.

Свидетельством строительству являются плиты из белого камня, установленные над въездными воротами башни. С внутренней стороны плит нанесена надпись на русском языке, а с внешней — на латыни:

В лето 6999 июля божией милостию сделана бысть сия стрельница повелением Иоанна Васильевича государя и самодержца всея Руси и великого князя Володимирского и Московского и Новгородского и Псковского и Тверского и Югорского и Вятского и Пермского и Болгарского и иных в 30 лето государств его, а делал Пётр Антоний Солярио от града Медиолана.

Ворота были построены без ныне существующей башни. Стенообразную постройку на четыре угла накрыли шатровой кровлей, над которой установили большого двуглавого орла. В середине башни висел колокол для часового боя. Точное время появления башенных часов в Кремле неизвестно, но часовщики на службе у царя появились уже в XV веке.

Установка часов была продиктована потребностью горожан разраставшейся столицы. Вероятнее всего, первые часы были установлены на Фроловских воротах — в самом видном месте для торговцев и служителей обширного царского двора. К 1585 году часы были у Фроловской (Спасской), Тайницкой и Троицкой башен. У каждой из них на службе числились особые часовники.

XVII век

В XVII веке кремлёвские башни украсили декоративными шатрами. В 1613—1614 годах упоминается часовник при Никольских воротах. Известно, что в 1614 году часовником Фроловских ворот был Никифор Никитин, тогда же в последний раз упоминались часы в Никитской башне.

До эпохи Петра I часы на башнях были «русскими» — как называли их в то время: они делили время на дневное от рассвета и ночное от заката. По свидетельству современников, это были «…чудесные городские железные часы, знаменитые во всём свете по своей красоте и устройству и по звуку своего большого колокола, который был слышен… более чем на 10 вёрст. Английский инженер Христофор Галовей, приехавший в Россию в 1621-м, шутливо объяснял подобное строение часов: «Так как русские поступают не так, как все другие люди, то и произведённое ими должно быть устроено соответственно».

Русские часы делили сутки на часы денные и на часы ночные, следя за восхождением и течением солнца, так, что в минуту восхождения на русских часах бил первый час дня, а при закате — первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество часов денных, а также и ночных, постепенно изменялось, как записано в святцах.

Часы ремонтировались в 1614, 1619, 1621 годах, некоторые детали в них заменялись. В 1624-м часы продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле.

В 1624-м царь Михаил Фёдорович решил установить на Спасской башне более сложные часы по проекту Галовея. Для устройства новых часов мастер предложил увеличить высоту башни. Работы по её перестройке закончили через год, тогда же демонтировали старые часы. Новые совместстно с Галовеем изготовили и русские кузнецы Ждан с сыном и внуком, литейщиком Кириллом Самойловым. Самойлов отлил к новым часам 13 колоколов.

Во время сильного пожара в мае 1626 года часы и башня полностью сгорели, восстановить их было невозможно. К 1628-му Христофор Галовей создал новые часы взамен утраченных. Мастер изготовил из дуба циферблат привычного для москвичей типа — с неподвижным внутренним кругом и подвижным внешним диском. Пятиметровый диск был поделён на 17 частей — максимальное число дневных часов в летнее время. На циферблате использовались два типа цифр: позолоченные медные славянские буквы-цифры размером в аршин и маленькие арабские цифры. Стрелкой служил длинный луч Солнца с верхней части циферблата.

5 октября 1654 года Фроловская башня снова сгорела. Во время ночного пожара пострадали часы, а колокол упал, проломил своды и разбился. Потушить пожар оказалось невозможно. Часовщик на допросе заявил, что «заводил часы без огня и от чего на башне загорелось, он про то не ведает». По словам современников, когда царь Алексей Михайлович увидел обгоревшую Спасскую башню, то горько заплакал. Восстановить часы решили только спустя 13 лет. 26 апреля 1658 года Алексей Михайлович издал указ о переименовании Фроловской башни в Спасскую — в честь помещённых со стороны Красной площади иконы Спаса Смоленского и со стороны Кремля иконы Спаса Нерукотворного:

На Москве в Кремле и в Белом городе ворота писать и называть: в Кремле, которыя ворота назывались Фроловскими вороты, и те ворота Спасския….

В 1661 году посол австрийского императора барон Мейерберг зарисовал изображение Фроловских часов. В 1668 году часы отремонтировали и очистили от ржавчины. Металлические детали «мылись в большом корыте» и двое суток варились в пивном котле, затем тщательно чистились мелким речным песком, затем их протёрли ветошью и обильно «смазали квашеным салом». Отремонтированные часы прослужили до начала XVIII века и сгорели во время пожара 1701 года.

Часы современного типа

XVIII век

В 1704 году Пётр I решил установить новые часы классического вида с «немецким циферблатом», поделённым на 12 часов. Часы заказали в Амстердаме и на 30 подводах доставили в Москву через Архангельск. Установкой в Спасской башне занимался часовых дел мастер Яким Гарнель. Работы начали в 1707-м и завершили в 1709-м. Новые куранты играли колокольную музыку. В первый раз они пробили начало нового часа в 9 утра 9 декабря 1706 года. По воспоминаниям иностранцев, звон 33 колоколов слышали «в окрестных деревнях более чем на десять вёрст». Также на часах установили дополнительные колокола-набаты для оповещения о пожарах в городе. Но куранты оказались ненадежными и часто ломались.

Так как столицу перенесли в Петербург, после смерти Петра I часы не ремонтировали, и они постепенно пришли в негодность. В 1732 году часовой Гаврил Паникадильщиков писал начальству о необходимости провести ремонт обветшавших часов. Он же повторно подал прошение спустя два года.

В 1737 году, после очередного московского пожара, часы на Спасской и Троицкой башнях серьёзно пострадали. Новые колокола установили только в 1767-м по приказу императрицы Екатерины II, когда в Грановитой палате нашли большие английские курантовые часы. Работы проводил немецкий часовой мастер Фаций под руководством вице-президента Мануфактур-Коллегии Сукина. Установка заняла три года и завершилась в конце 1770-го. Фаций настроил на курантах мелодию «Ах, мой милый Августин», она звучала около года. Это единственный случай в истории страны, когда куранты играли иностранную мелодию.

XIX век

В 1812-м во время отступления из Москвы Наполеон I приказал поджечь здания и взорвать Кремль. Под многие кремлёвские сооружения заложили порох и мины. Взрыв должен был произойти одновременно с отходом последних французских солдат. Дождь частично помешал планам Наполеона, но из-за частичных взрывов произошло большое обрушение кремлёвской стены между Спасской и Беклемишевской башнями. Сами башни не пострадали.

27 октября 1850 года ученик часового дела Карчагин сообщил о плачевном состоянии механизма, работавшего почти сто лет со времён Екатерины II:

По сей причине в сём году несколько раз останавливался ход и бой четвертей, и каждую остановку я отражал возможным способом, также отскоблил сгустившуюся на часах смазку и разжижал ее скипидаром… бой четвертей вовсе остановился 24-го числа сего месяца. Из рапорта в Московскую Дворцовую контору.

Архитектор Тон и часовые мастера братья Бутенопы — владельцы крупнейшего машинного завода — осмотрели часы и пришли к выводу, что «Спасские башенные часы в настоящее время находятся в состоянии близком к совершенному расстройству: железные колеса и шестерни от долговременности так истерлись, что в скором времени сделаются совершенно негодными, циферблаты пришли в большую ветхость. Мы, московские купцы, почетные граждане братья Бутенопы принимаем на себя переделку больших башенных часов на Спасской башне в Кремле, с тем, чтобы означенные часы в полной мере исполнили свое предназначение, показывая с верной точностью течение времени часов, минутами, боем четвертей и полных часов». Бутенопы провели капитальный ремонт и полную реконструкцию курантов. Мастера опытным путем создали новые прочные сплавы для часов и заменили все старые шестеренки на новые. Они установили новые циферблаты на всех четырёх сторонах башни, покрасили их чёрной краской, а медные числа покрыли червонным золотом, железные стрелки покрыли медью с позолотой. Для часового музыкального устройства использовали 35 колоколов, снятых с кремлевских башен и специально подобранных по тонам. Новые куранты соответствовали последним достижениям науки и техники той эпохи. На станине часов сохранилась надпись: «Часы переделаны в 1851 году Братьями Бетеноп в Москве».

Николай I распорядился оставить для звона две мелодии: «…чтобы часовые куранты разыгрывали утром Преображенский марш Петровских времён, употребляемый для тихого шага, а вечером — молитву „Коль славен наш Господь в Сионе“, обыкновенно играемую музыкантами, если обе пьесы можно будет приспособить к механизму часовой музыки». От исполнения гимна «Боже, царя храни!» колоколами император отказался. Куранты исполняли марш в 6 и 12 часов, а в 3 и 9 часов — гимн. С этой реставрации куранты отсчитывают точное московское время.

В память о работе над курантами Иван Бутеноп создал напольные часы — уменьшенную модель Спасских часов. В настоящее время они хранятся в московском Политехническом музее.

XX век

После 1851 года куранты останавливались один раз — во время революции 1917 года. Спасская башня пострадала во время штурма Кремля со стороны Воробьевых гор, когда её пыталась взять Красная гвардия. Обстрелы вели батареей 6-дюймовых орудий. Снаряд попал в кладку башни непосредственно над циферблатом и повредил маятниковую систему и несколько шестерён. В сентябре 1918-го по указу Владимира Ленина часы восстановил мастер Николай Беренс. С 18 августа 1918 года куранты играли «Интернационал (гимн)» и «Вы жертвою пали…», а с 1932 года — только «Интернационал».

В 1938-м курантам потребовалась масштабная перенастройка: из-за деформации механизма от времени и морозов мелодия становилась неузнаваемой, поэтому куранты перестали ее играть на 58 лет, но продолжали отбивать часы и четверти. Следующая серьёзная реставрация была проведена в 1974-м.

Мелодия на часах появилась только в конце века: они снова заиграли в 1996-м во время инаугурации Бориса Ельцина. В 12 и 6 часов звучала «Патриотическая песня», а в 3 и 9 часов — «Славься» из оперы «Иван Сусанин».

Во время реставрации 1999 года были позолочены стрелки и цифры часов, восстановлен исторический облик верхних ярусов курантов, а вместо «Патриотической песни» зазвучал гимн России.

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Александр Гамов. Как корреспонденты «Комсомолки» в Спасской башне главные часы России изучали. Комсомольская правда (9 декабря 2016). Дата обращения 1 декабря 2017.
  2. Новогоднее обращение президента Владимира Путина. РИА новости (1 января 2017). Дата обращения 22 декабря 2017.
  3. 1 2 Домашний быт, 1895, с. 107.
  4. 1 2 3 Марина Лысцева. ФСО пообещала в новогоднюю ночь показать москвичам Спасскую башню, несмотря на реставрацию. ТАСС (26 декабря 2014). Дата обращения 1 декабря 2017.
  5. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Ольга Яковлева. Тайны московских подземелий. Литрес (15 мая 2015). Дата обращения 1 декабря 2017.
  6. 1 2 3 4 5 6 7 История Спасской башни Московского Кремля. Справка. РИА новости (26 апреля 2008). Дата обращения 1 декабря 2017.
  7. История города Москвы, 1990, с. 184.
  8. 1 2 3 4 История города Москвы, 1990, с. 187.
  9. 1 2 3 4 5 6 7 Как устроены кремлёвские куранты на Спасской башне. Видеоэкскурсия. РИА Новости (26 декабря 2015). Дата обращения 1 декабря 2017.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Анна Семенова, Яков Лысенко. Пять самых знаменитых часов Москвы. Газета.ру (9 декабря 2016). Дата обращения 10 декабря 2017.
  11. 1 2 Стены и башни Кремля, 1969, с. 17.
  12. История города Москвы, 1990, с. 186.
  13. Татьяна Черникова. Европейское влияние на русскую культуру в XVII веке (https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskoe-vliyanie-na-russkuyu-kulturu-xvii-v.pdf).+ Киберленинка (2013). Дата обращения 10 декабря 2017.
  14. Сердце Москвы. От Кремля до Белого города, 2013, с. 39.
  15. Домашний быт, 1895, с. 108.
  16. 1 2 История города Москвы, 1990, с. 190.
  17. Татьяна Черникова. Европейское влияние на русскую культуру в XVII веке. — 2013. — С. 157.
  18. История города Москвы, 1990, с. 188.
  19. 1 2 3 История города Москвы, 1990, с. 191.
  20. Полное Собрание законов Российской империи, 1830, с. 450—451.
  21. Татьяна Черникова. Европейское влияние на русскую культуру в XVII веке. — 2013. — С. 157.
  22. История города Москвы, 1990, с. 192.
  23. 1 2 История города Москвы, 1990, с. 193.
  24. Александр Гамов. Как Наполеон пытался взорвать Кремль. Комсомольская правда (11 января 2016). Дата обращения 15 июля 2013.
  25. Владимир Земцов. Взрыв Наполеоном московского Кремля в 1812 г (http://www.reenactor.ru/ARH/PDF/Zemcov_07.pdf).+Дата обращения 10 декабря 2017.
  26. 1 2 3 4 5 Творцы техники и градостроители Москвы до начала XX века / Орел В.. — М.: «Янус-К», 2002. — 378 с. — ISBN 5-8037-0088-6.
  27. У Кремлёвской стены, 1988, с. 45.
  28. 1 2 Москва. Энциклопедия, 1980, с. 338.
  29. 1 2 3 4 Надежда Кузьмина. Биг-Бен, Кремлёвские куранты и «Гринвич». 13 легендарных часов мира. Аргументы и факты (21 мая 2015). Дата обращения 15 декабря 2017.
  30. Ева Меркачева. Главные часы России — на Спасской башне Кремля — остановились по техническим причинам. МК (29 октября 2014). Дата обращения 1 декабря 2017.

Спасские ворота — святое место для каждого москвича

Спасские ворота в давние времена были поистине культовым местом — они считались святыми в прямом смысле этого слова. Мужской половине населения вменялось в обязанность, проходя через Спасские ворота, снимать головные уборы. Если уборы по каким-то причинам снимать отказывались или забывали это делать, то нужно было искупить вину 50 земными поклонами. Также Спасские ворота были местом встречи московских князей и их представителей с иностранными послами. И, конечно же, ни один кремлёвский крестный ход не мог миновать Спасские ворота, даже цари перед тем, как короноваться, тоже через них проходили.

Читать по теме
Колокольня Ивана Великого — средоточие Кремлевского архитектурного ансамбля

Со Спасскими воротами и их святой силой связана одна интересная история. Было это в войну 1812 года. Именно в тот момент, когда французский император Наполеон, захватив Москву, решил проехать Спасские ворота, треуголка с его головы была сдута ветром. Его окружение расценило это, как нехороший знак, и как уже давно стало известно, знамение оправдалось. Достоверно известно и преступное решение Наполеона о взрыве этой башни. Взрыв был предотвращен благодаря вовремя подоспевшим донским казакам — «спецназу» того времени, которых французы панически боялись.

Вид на башню с Красной площади

Спасская башня в 17 веке

Высота Спасской башни сегодня равняется 67.3 метра без кремлёвской звезды и 71 метр с нею. Однако Спасская башня не всегда была такой высокой — её изначальная высота была меньше как минимум в 2 раза. Только в первой половине 17 века русский зодчий Бажен Огурцов и Христофор Галовей, английский архитектор, достроили башню многоярусным верхом, исполненным в готическом стиле. На самом верху башни был сооружен каменный шатер. Когда-то наверху были установлены каменные статуи и их даже наряжали в специально сшитые одеяния. Но, увы, до нашего времени статуи не дошли. Кроме статуй, фасады Спасской башни были украшены рельефами из белого камня. Один из них, каменный рельеф, на котором изображен св. Георгий Победоносец, можно увидеть в Третьяковской галерее.

Примерно в то же время к Спасской башне был пристроен арочный мост из камня, перекинутый через защитный ров. На этом мосту купцы продавали самые разные товары. В середине 17 века на шатре Спасской башни был установлен двуглавый орел, являющийся гербом Российской Федерации в настоящее время. Правда, в то время орел символизировал ещё и самодержавие.

Северо-восточный фасад башни

Двуглавые орлы были впоследствии установлены и на остальные башни Московского Кремля — Боровицкую, Троицкую и Никольскую. Причиной послужила их большая высота, так как орлы должны были быть хорошо видны большинству московских горожан.

По сторонам сначала Фроловских, а затем и Спасских ворот, были возведены две часовни — Смоленская и Спасская. Интересны их вторые названия: так, Спасскую часовню окрестили Великого Совета Ангел, а Смоленскую — Великого Совета Откровение. В самом начале 19 века деревянные часовни снесли и на их месте возвели новые, но уже из камня. И тут грянула война 1812 года. Как известно, Наполеон особо не церемонился с культовыми российскими сооружениями и безжалостно их разрушал. Архитектор Герасимов П.А. проводил работы по реставрации Кремля в 1862 году и во время их осуществления им были восстановлены эти 2 часовни: правда, по совершенно новому проекту. Вновь построенные и освященные в октябре того же года часовни попали под «юрисдикцию» Покровского собора. Снесли же часовни окончательно большевики — в 1925 году и больше их не восстанавливали.

Вид на куранты и рубиновую звезду

О том, как появились образы Спаса Нерукотворного и Спаса Смоленского

В 16 веке Москва была освобождена от диктата хана Махмет-Гирея. В честь этого события над Фроловскими воротами появилась фреска. Образ считался неземного происхождения, но так ли это было на самом деле, никто точно сказать не может. Затем образ Спаса Нерукотворного украсили позолоченной ризой и поместили в киот. Освещался образ с помощью специальной негасимой лампады, обязанность поддерживать огонь в которой легла на священников из собора Василия Блаженного. И здесь Наполеону тоже неповезло. Когда его солдаты полезли украсть оклад святого образа — лестница вместе с ними рухнула, и второй раз лезть за драгоценной реликвией они попросту не решились. Фреска Спаса Нерукотворного в последний раз была отреставрирована в 1895 году.

Что касается второй фрески — образа Спаса Смоленского, его судьба покрыта мраком. Историкам о нем мало что известно. Однако патриарх Алексий II передал несколько икон, выполненных по старинным прообразам, новому президенту РФ Путину в 2000 году. Данные иконы даже хотели разместить на Спасской башне, на месте, где когда-то был написан образ Спаса Смоленского, но историки засомневались в их достоверности, а вместе с ними и все православное духовенство. Эта идея так не получила материального воплощения.

Вид на башню от собора Василия Блаженного

Относительно недавно, в 2007 году представители фонда Андрея Первозванного выступили с инициативой о восстановлении образов над Спасскими воротами. Интересно, что речь шла о поиске фресок этих образов, как отдельных икон — однако время показало, что это была ошибочная версия. Древнее изображение образа обнаружили в 2010 году, когда над Спасскими воротами была найдена белая заштукатуренная ниша прямоугольной формы. Под белым слоем штукатурки и обнаружили старинное изображение Спаса Смоленского.

После проведения ряда консультаций с профессиональными экспертами-историками и реставраторами, было решено начать восстановление образа Спаса Смоленского. Практически полностью его раскрыли уже 5 июля 2010 года. Считается, что от оригинала сохранилось не менее 80%. Официальное открытие надвратной иконы Спаса Смоленского произошло 26 августа, а освящение — 28 августа все того же 2010 года. 28 августа, во время большого церковного праздника Успения Богородицы, образ был освящен. Следует отметить, что образ Спаса Смоленского — это самый первый надвратный образ во всей истории существования Спасской башни.

Читать по теме
Виртуальная экскурсия по Московскому Кремлю

Куранты — главная достопримечательность Москвы и Спасской башни

Кто не слышал про часы-куранты, установленные на Спасской башне? Часы-куранты для большинства наших современников являются одним из главных символов двух государств: одно из которых Россия, второе — СССР. И, конечно же, большинство тех, кто застал празднование Нового Года под бой этих часов, старается услышать его в этот замечательный праздник вновь — по радио или телевизору.

Часы-куранты на Спасской башне

Известно, что самым главным мастером-создателем этих часов является часовщик и механик из Англии Христофор Галовей. Его механизм показывал на удивление точное время, работал без сбоев, и даже играл музыкальные мелодии. Правда его часы отображали точное время при помощи цифр — стрелок тогда еще не было.

Часы на Спасской башне обзавелись циферблатом только в начале 18 века — когда Петр I распорядился заменить часовой механизм Галовея на куранты с 12-часовым циферблатом и музыкой. Но это опять же не те Куранты, которые установлены на Спасской башне в наше время. Их история насчитывает целый ряд замен и модернизаций. Так, в 1851 году братьями-часовщиками П. и Н. Бутентоп был проведен ремонт, причем настолько капитальный, что часы практически заменили на новые. Через каждые 6 часов (когда стрелки показывали 6 или 12 часов) заново отремонтированные куранты играли «Марш Преображенского полка». Когда куранты показывали 9 и 3 часа, играла другая мелодия — «Коль славен наш Господь в Сионе» русского композитора Дмитрия Бортнянского. Почему-то российский император Николай I не захотел, чтобы часы играли государственный гимн, хотя такие предложения были.

Общий вид на Спасскую башню

Куранты в 20 веке

Часы на Спасской башне являются настолько значимым памятником, что трудно говорить об истории башни, попутно не рассказывая об истории курантов. В 1917 году часы впервые серьезно пострадали: в них попал снаряд, был поврежден механизм и перебита стрелка. Год куранты стояли неработающими. Их починкой занялся Ленин — по его распоряжению к восстановлению кремлевских часов были подключены слесарь Беренс и музыкант Черемных. Куранты заработали вновь, причем в 12 часов дня вместо боя играл Интернационал, а в 12 ночи — «Вы жертвою пали в борьбе роковой». В 1938 году по решению Сталина часы стали отбивать часы и четверти часа, причем безо всякой музыки.

И лишь только в 1996, во время церемонии инаугурации президента РФ Бориса Ельцина Кремлевские часы опять начали играть музыкальные мелодии. В каждый 3-ий и 9-ый час куранты воспроизводили фрагмент оперы «Жизнь за царя» известного русского композитора Глинки — мелодию «Славься». А каждый 12-й и 6-ой час — «Патриотическую песню». В последний раз куранты были отреставрированы в 1999 году. Теперь «Патриотическая песня» заменена на гимн Российской Федерации.

О кремлевской звезде

В это трудно поверить, но до 1935 года знаменитая пятиконечная звезда на Спасской башне ещё не была установлена. На её вершине красовался двуглавый орел. Потом, в 1935-ом году появилась первая звезда — медная, покрытая позолотой и украшенная уральскими самоцветами. Первая версия кремлёвской звезды отличалась от сегодняшней размерами — она была ненамного больше. Затем звезда потускнела, и как-то стало заметно несоответствие её рамеров размерам башни. В 1937 году звезду поменяли второй раз на рубиновую и больше не меняли. Подсветка кремлёвской звезды осуществляется круглосуточно с помощью мощной 5-ти киловатной электрической лампы. Кстати, звезда может вращаться как флюгер, и менять свое положение в зависимости от того, куда дует ветер. Ну а те, кто сгорает от желания увидеть предыдущую версию кремлевской звезды, могут без труда это сделать — стоит лишь пойти на московский Северный речной вокзал и посмотреть на шпиль его здания.

После реставрации фрески Спаса Смоленского в 2010 году было несколько заявлений с требованием убрать со Спасской башни звезду и заменить её на двуглавого орла. Однако реальных подвижек в этом направлении пока не происходило.

>Башни Московского Кремля

Рейтинг достопримечательности

Leave a Comment