Летучий голландец

«Летучий голландец»: действительно ли раскрыта загадка легендарного корабля

В течение многих веков матросы из уст в уста передавали историю о громадном черном корабле, который двигался со сверхъестественной скоростью, несмотря на разорванные паруса. Многие утверждали, что видели легендарного «Летучего голландца» своими глазами, после чего их ждали трагические несчастья и удары судьбы.

Корабль-призрак «Летучий голландец» и его страшный капитан.

А для некоторых встреча с этим загадочным судном и вовсе оказалась фатальной. Некоторые современные исследователи всерьез полагают, что они действительно разгадали тайну «Летучего голландца».

«Летучий голландец» — загадочный корабль из серии фильмов «Пираты Карибского моря».

В рассказе Эдгара Аллана По «Рукопись, найденная в бутылке» (1833 год) повествуется о человеке, который после кораблекрушения попадает на таинственное судно. Его первая встреча с грозным кораблем описана в трагичной сцене, типичной для По:

«Подняв свой взор кверху, я увидел зрелище, от которого кровь заледенела у меня в жилах. На огромной высоте прямо над нами, на самом краю крутого водяного обрыва вздыбился гигантский корабль водоизмещением не меньше четырех тысяч тонн. Хотя он висел на гребне волны, во сто раз превышавшей его собственную высоту, истинные размеры его все равно превосходили размеры любого существующего на свете линейного корабля или судна Ост-Индской компании. Его колоссальный тускло-черный корпус не оживляли обычные для всех кораблей резные украшения. Но особый ужас и изумление внушило нам то, что, презрев бушевавшее с неукротимой яростию море, корабль этот несся на всех парусах навстречу совершенно сверхъестественному ураганному ветру.»

Летучий голландец. Альберт Пинкхем Райдер, 1896 год.

Летучий голландец. Чарльз Дикс, 1860-е годы.

Скорее всего американского писателя вдохновили рассказы о «Летучем голландце». Согласно легенде, это громадный корабль, который был проклят и обречен плавать в море целую вечность. В среде моряков говорили, что капитан корабля, возвращаясь из Ост-Индии, погубил влюбленную пару. Проходя мыс Доброй Надежды, судно попало в шторм. Капитан-богохульник поклялся, что никто из его экипажа не ступит на землю, чем накликал беду. И теперь мрачное судно с бессмертной командой бороздит просторы океана. Лишь раз в десять лет капитан может сойти на берег, чтобы найти себе жену и таким образом снять чары.

Дэйви Джонс — капитан легендарного корабля.

Обычно «Летучего голландца» видели издалека, когда он стремительно плыл под всеми парусами навстречу ветрe, что не могло не пугать бывалых моряков. Лишь иногда странный корабль приближался, и его матросы просили передать письма их родным. В любом случае встреча с «проклятым» судном считалась у суеверных моряков дурной приметой.

«Летучий голландец» из знаменитой пиратской киносаги.

Морских легенд и небылиц о корабле придумано много, но нет никаких реальных подтверждений истории о «Летучем голландце». Есть лишь одна теория, объясняющая появление призрачного корабля, который может скользить по волнам против ветра и даже летать в воздухе. Все дело в оптической иллюзии.

Схема, объясняющая принцип действия эффекта фата-моргана.

Обман зрения или фата-моргана (название в честь феи Морганы, колдуньи из сказок про короля Артура) происходит из-за образования нескольких слоев воздуха с разными температурами. Они становятся своеобразными «зеркалами», с помощью которых «картинка» передается очень далеко. При этом изображение корабля отражается несколько раз. Таким образом, можно увидеть суда или острова, находящиеся далеко за горизонтом. Будет казаться, что они «плывут» прямо по воздуху.

Фата-моргана «Летучего голландца». Иллюстрация XIX века.

Корабль-призрак «Летучий голландец» в серии компьютерных игр «Корсары 3».

Проект декораций для первого акта оперы «Летучий голландец» Рихарда Вагнера. Баварская государственная опера, 1950 год.

Корабль «Летучий голландец»

Легенды о «Летучем голландце»

Самым известным кораблем-призраком издавна считается упоминаемый во многих преданиях «Летучий голландец». Существуют много вариантов легенды.

• В голландском варианте, капитан Ван Стратен был упрямый человек, поклявшимся во что бы то ни стало проплыть вдоль мыса Бурь, который известен теперь под названием мыс Доброй Надежды. Судно затонуло, но с тех пор команда корабля из мертвецов вместе с призрачным капитаном обречена на вечное скитание по волнам.

Больше того, согласно легенде, призрак «Летучего голландца» предвещает гибель для любого судна или части его экипажа. Поэтому моряки боятся его как огня, всякий раз впадая в панику при виде этого таинственного судна. А появиться «Голландец» может в любом облике — то появится в виде облака на горизонте, то пройдет мимо идущего корабля почти как настоящий парусник.

• В исторических материалах и старинных журналах Антверпенской купеческой корабельной верфи написано, что в мае 1673 г. на воду спустили парусник класса каравелла, названный именно такое — «Летучий голландец». Деньги на его постройку предоставил один из самых богатых купцов вольного торгового города господин Иоанн фон дер Фальк. У герра Фалька уже было несколько кораблей для путешествий и торговых операций, но новый парусник превосходил любое из них, в том числе скоростью, легкостью хода и великолепной оснасткой. Именно за быстроту и получило судно свое имя.

Под стать паруснику была и команда — ее для нового корабля подбирали в особенности придирчиво. А капитаном стал прославленный морской волк Ян Ван дер Стратен. За плечами у него было немало трудных миль, и, как бы тяжело ни приходилось, как бы ни пенились волны, какой бы шторм ни трепал паруса, капитан Стратен всегда уверенно вел судно. Тем и был знаменит, что, пока стоял у штурвала, ни один его корабль не погиб и даже не был выброшен на мель.

Говорили, правда, что новый капитан не только искусен в морском деле, но и дьявольски горд. Впрочем, Стратен не без оснований считал, что вряд ли можно отыскать среди мореходов равного ему по мастерству и отваге. При этом не верил он ни в Бога, ни в черта, не боялся их поминать всуе, не скупясь на проклятия ленивым и непокорным матросам.

Первые два рейса «Летучего голландца» прошли благополучно: он сходил в Вест-Индию за грузом драгоценного дерева и удивительных тканей. Удачным было и второе плавание.

1675 год, июнь — «Летучий голландец» вышел в свое третье путешествие: обогнув мыс Доброй Надежды на южной оконечности Африки и зайдя по пути в несколько торговых портов, судно должно было забрать из Индии ценнейший груз благовоний. И вот из этого рейса ни «Летучий голландец», ни его команда не возвратились.

Следует отметить, что в те давние времена парусники частенько гибли во время бурь, налетали на неизвестные картографам подводные скалы или, чтобы избежать гибели в море, выбрасывались на берег, где команда оказывалась в руках враждебно настроенных местных племен. И далеко не всегда можно было узнать, что произошло с тем или иным кораблем, попросту потому, что не оставалось ни одного живого свидетеля трагедии. Так, вероятно, произошло и с «Летучим голландцем». И вот тут заканчивается история и начинается легенда.

Всего через два или три года после того, как корабль пропал без вести, его первыми увидели моряки антверпенского торгового корабля «Благословение Марии». Перед их глазами предстало мрачное зрелище: капитан Стратен находился на мостике, команда непринужденно управлялась с белоснежными парусами, которые надувал неведомый ветер (в это время стоял полнейший штиль, и «Благословение Марии» спокойно дрейфовала в южных водах в ожидании ветра). Каравелла призраком пронеслась мимо и исчезла из виду раньше, чем моряки успели опомниться.

Тем же вечером разразился сильнейший шторм, и после нескольких часов неравной борьбы с морем капитан судна «Благословение Марии» принял решение выбросить потрепанное и давшее течь судно на видневшиеся вдали скалы. По сути, это было единственной возможностью спасти команду. Скалы оказались крохотным необитаемым островком. От голода и болезней там умерли почти все моряки. Двоих последних матросов через шесть месяцев подобрал проходивший мимо корабль. От них-то Фальк и узнал, что «Летучий голландец» продолжает бороздить океан.

Сведения о каравелле-призраке, идущей на всех парусах при полном штиле или даже против ветра, встреча с которой сулила несчастья и гибель, все чаще доносились от чудом оставшихся в живых моряков различных стран мира. Эти свидетельства были столь многочисленны и так совпадали в деталях (даже у людей, не знакомых друг с другом), что назвать их морской байкой или пьяной болтовней не получалось. Кроме этого, существует множество свидетельств уважаемых людей: известных писателей, членов императорских фамилий — английской и португальской, ученых и военных, видевших «Летучий голландец» своими глазами.

• Легенды говорят о проклятии корабля-призрака. Как видно, версия о том, что капитан Ван дер Стратен поспорил со своими собутыльниками — капитаном Фоком и графом Фалькенбергом — о том, что обогнет мыс Доброй Надежды назло Богу и дьяволу, родилась в скором времени после пропажи каравеллы и появления ее уже как корабля-призрака. За свою гордость капитан был проклят вместе с командой, а корабль «Летучий голландец» обречено вечно огибать злополучный мыс.

• Существует и другая версия истории рокового проклятия. Дескать, вечный богохульник и отчаянный смельчак Стратен поспорил с дьяволом на свою душу, что дойдет из Европы в Вест-Индию всего за три месяца. Когда нечистый из преисподней увидал, что умелый капитан выигрывает пари, он превратил паруса корабля в неуправляемые железные листы.

• Имеется и третья история. Именно ее считают истиной в Голландии, потому что была записана в 1678 г. со слов моряка торговой шхуны «Ангел-хранитель».

Выйдя в свое последнее плавание, «Голландец» благополучно добрался до южной оконечности Африки, по пути совершив несколько выгодных заходов в местные торговые порты. Но мыс Доброй Надежды не зря носил еще одно имя — мыс Бурь. И там судно попало в сильнейший шторм. Это было новое судно, легкое и быстроходное, потому команде удавалось почти без потерь справляться с бурей. Но вдруг невдалеке показалось напоровшееся на мель тонущее судно — это был «Ангел-хранитель». Команда его уже пересела в шлюпки, однако спастись в такой шторм на утлых суденышках было практически нереально.

Спасать тонущих, даже рискуя собственной жизнью и кораблем, — первый закон моря, и капитан Стратен, конечно не мог этого не знать. И все-же он даже не попытался подойти к шлюпкам. Капитан дал команду «Лево руля!», чтобы поскорей удалиться от опасной подводной скалы.

Напрасно звали на помощь из шлюпок: каравелла уходила все дальше за плотную завесу дождя и брызг. И тогда брошенные на произвол судьбы моряки прокляли жестокого капитана и его команду. «Как мы никогда не увидим берега, так и вам не суждено будет ступить ногой на твердую землю!» — крикнул вслед уходящему «Летучему голландцу» капитан «Ангела-хранителя».

Из всей команды «Ангела» выжить удалось лишь одному моряку, которого волны выбросили на берег без сознания. Что стало с его товарищами, он не знал, но, добравшись до родного Антверпена через целых три года, рассказал эту историю. В это время «Голландец» уже успел посулить гибель не одному паруснику на океанских просторах.

Вот так корабль «Летучий голландец» стал вечным вестником несчастья. И никто не знает, до каких пор суждено ему идти по волнам и огибать мыс Доброй Надежды. Говорят, правда, что любое проклятие может снять женщина, чье сердце полно любовью. Но все жены и подруги моряков проклятой каравеллы уже давно в могиле. А откуда сейчас возьмется женщина на корабле, который уже много столетий не пристает к берегу?..

• В германском варианте легенды «Летучий голландец» ходил в Северном море. Время от времени капитана посещал дьявол и играл с ним в кости, требуя ставить на кон душу. Однажды капитан проиграл, и душа его превратилась в призрак, которому был вынесен суровый приговор.

• В варианте, опубликованном в 1821 г. в одном английском журнале, корабль шел вдоль мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Команда умоляла капитана изменить курс, чтобы укрыться в безопасной бухте, но тот отказался и высмеял матросов за проявление трусости. Между тем шторм усиливался; капитан, грозя в небеса кулаком, проклял Бога за ниспосланное испытание.

Тут же на палубе появился призрак, но воинственный моряк приказал ему убраться прочь, угрожая пристрелить. Видя, что гость не слушает его, капитан выхватил пистолет и выстрелил в нежданного вестника, но оружие взорвалось у него прямо в руке. Призрак ниспослал моряку проклятие вечно носиться по волнам, мучая от собственного отчаяния матросов. Того, кто увидит проклятый корабль, поджидает несчастье.

Существуют и другие варианты легенды. Согласно одной из них, парусник был приговорен к вечному скитанию потому, что капитан отличался крайней жестокостью. По другой легенде, на палубе корабля появилась богиня, но капитан оскорбил ее. Ее месть — не знать кораблю покоя до Страшного суда.

Великий немецкий поэт Генрих Гейне придал истории о «Летучем голландце» яркую романтическую окраску и привнес новый элемент в существовавший сюжет. Раз в 7 лет капитану было разрешено сойти на берег, чтобы попытаться освободиться от проклятия, добившись любви непорочной девушки. Композитор Рихард Вагнер использовал этот вариант в своей опере «Летучий голландец». Вагнер назвал капитана ван Дердекеном, а девушку, которой тот делал предложение, — Сентой.

• Призрак корабля, в котором признали «Летучего голландца», видели в 1923 г. у мыса Доброй Надежды. За ним наблюдали четыре моряка, один из которых по прошествии лет сообщил об этом Эрнесту Беннетту, члену Общества изучения психических явлений. Беннетт, в свою очередь, написал об этом в книге «Призраки и дома с привидениями. Свидетельства очевидцев» (1934).

• По рассказу помощника капитана Н.Стона, призрак в очередной раз заметили в четверть первого ночи 26 января 1923 г. Накануне днем корабль, следовавший из Австралии в Лондон, прошел мыс Таун. Стон пишет:

«Около 0:15 ночи мы увидали странное свечение впереди по ходу с левого борта. Стояла кромешная темнота, была сплошная облачность, луна не светила. Мы посмотрели в бинокль и корабельный телескоп и различили светящиеся очертания идущего корабля, двухмачтового, пустые реи также светились, парусов видно не было, но между мачтами была легкая светящаяся дымка.

То не были навигационные огни. Корабль, казалось, двигался прямо на нас, и скорость его была такой же, как наша. Когда мы его заметили в первый раз, он находился от нас где-то за две-три мили, а когда он был от нас в полумиле, он неожиданно пропало. Это зрелище наблюдали четыре человека: второй помощник, стажер, рулевой и я сам. Я не могу забыть испуганный возглас второго помощника: „Господи, да это же корабль-призрак!“»

Н.Стон описал, как выглядело судно, которое запечатлелось в его памяти на всю жизнь. Его рассказ подтвердил Беннетту второй помощник капитана, а вот других свидетелей найти не удалось. В объяснении причин подобных явлений Беннетт соглашается с Фредериком У.Майерсом, который утверждал, что некоторые формы сознания, после того как переживают смерть, способны телепатически проецировать образы (в том числе и образы материальные) живым людям, которые воспринимают их как призраки.

В соответствии с этим утверждением, призрак «Летучего голландца» является образом, проецируемым телепатически его погибшим экипажем. Теория телепатической проекции используется с тех пор как возможное объяснение появления призраков.

• Один из самых знаменитых круизных лайнеров ХХ века, «Королева Мэри», и в наши дни является известной достопримечательностью для многих туристов. Он был спущен на воду 26 сентября 1934 г. в Глазго. По рассказам очевидцев, лайнер стал настоящим хозяином нескольких призраков. Среди них — 17-ти летний матрос Джон Педдер, который утонул в 1966 г., женщина в белом платье и маленький мальчик, непонятно как оказавшийся на корабле и ставший фантомом.

• По еще одной легенде о «Летучем голландце», капитаном его был Филипп Ван дер Декен, который отправился в 1689 г. из Амстердама в порт Ост-Индии. Каравелла попала в сильный шторм — конечно же, у мыса Доброй Надежды.

Капитан не отнесся к опасности серьезно. И в скором времени полуразрушенный корабль пошел ко дну вместе со всей командой. По легенде, это было наказанием Бога за то, что капитан проигнорировал предупреждение об опасности.

Одним из очевидцев появления корабля-призрака был и экипаж британского судна в 1835 г. Моряки рассказывали, что в ужасный шторм к борту их корабля приблизился другой корабль, по описаниям похожий на «Летучий голландец». Он прошел так близко, что корабли едва не столкнулись бортами, потом так же неожиданно исчез.

Корабль-призрак вновь был замечен двумя членами экипажа HMS Bacchante в 1881 г. Спустя день один из очевидцев умер странной смертью. В 1939 г. у побережья Южной Африки призрачную каравеллу видели десятки людей, отдыхавшие на пляже. Удивительно, но они с точностью описали тот самый купеческий корабль, явившийся прямо из ХVII столетия. Последний раз «Летучий голландец» видели у берегов Кейптауна, и четверо свидетелей уверяли, что он появился на горизонте, проплыл некоторое время, а потом будто растаял на горизонте.

Происхождение

Легенда гласит, что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт.

При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте. Но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс,— даже если на это уйдёт вечность. Голос с неба сказал: «Да будет так!» Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в десять лет Ван дер Деккен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить «Летучего голландца» и его экипаж.

Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появилось в 1795 году в книге «Путешествие к Ботаническому заливу» (англ. A Voyage to Botany Bay), приписываемое известному в то время лондонскому вору-карманнику и проходимцу Джорджу Баррингтону. 11 июля 1881 года будущий король Англии Георг V, проходя на военном корабле между Мельбурном и Сиднеем, сделал в своем дневнике запись о том, что он в числе тринадцати членов экипажа видел «Летучего Голландца».

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 13 августа 2015 года.
  • Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу, если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Однако, в договоре он не уточнил, что сделать это нужно только один раз, и потому он был обречён на вечные скитания.
  • Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии — мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так — плыви!»
  • Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам.
  • Одна из версий рассказывает о капитане Фалькенбурге, который был обречён скитаться по Северному морю до дня Страшного суда, играя в кости с дьяволом на собственную душу.
  • Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята.

В искусстве

В этом разделе могут перечисляться малозначимые либо слабо связанные с объектом статьи его упоминания и изображения в произведениях культуры. Пожалуйста, отредактируйте его так, чтобы показать влияние объекта статьи на значимые произведения искусства, основываясь на авторитетных источниках, избегайте перечисления незначительных фактов.
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 ноября 2018 года.

В художественной литературе легенда была представлена во множестве вариаций. В 1839 году вышел роман английского писателя Фредерика Марриета «Корабль-призрак», рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля. Летучему Голландцу посвящено стихотворение Николая Гумилёва «Но в мире есть иные области…» из цикла «Капитаны», IV, опубликованное в 1909 году. Летучий Голландец упоминается в рассказе Александра Грина «Капитан Дюк».

В фильме Пираты Карибского Моря: Сундук Мертвеца используется образ «Летучего Голландца».

Одна из версий легенды в литературной обработке приведена в романе Леонида Платова «Секретный фарватер», в котором «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Анатолий Кудрявицкий в романе «Летучий Голландец» (2012) представил собственную версию легенды, по которой капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достаётся последней, на чём и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах XX века. Английский писатель Брайан Джейкс написал серию детективно-приключенческих книг про мальчика Бена и его собаку, спасшихся с Летучего Голландца.

К этой теме не раз обращались и музыканты. Уже в январе 1827 года в театре Адельфи состоялась премьера оперы Джорджа Родуэлла (англ.)русск. «Летучий Голландец, или Корабль-призрак» (англ. The Flying Dutchman, or The Phantom Ship), а в 1843 году в Дрездене увидела свет одна из первых опер Рихарда Вагнера — «Летучий голландец», на написание которой композитора вдохновил шторм, в который они с женой попали во время поездки в Англию.

Летучий Голландец: история реального корабля-призрака (5 фото)

«Летучий голландец» — легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречен вечно бороздить моря. Легенда о «Летучем Голландце», возникшая в 17 веке, уже много лет переходит из поколения в поколение. В варианте, опубликованном в 1821 году в одном английском журнале, корабль плыл вдоль Мыса Доброй Надежды, когда начался шторм. Корабль в итоге пропал, а следов кораблекрушения найти так и не удалось. История обросла легендами, и призрак корабля стал вестником дурных предзнаменований на долгие десятилетия.

Конечно, как и в любой истории, здесь не обошлось без домыслов, но таинственное исчезновение «Летучего голландца» было не единственным. Экипажи этих кораблей канули в Лету, не оставив

Пожалуй, одно из самых известных судов-призраков. Эта бригантина, водоизмещением 282 тонны и длинной в 31 метр, изначально носила прозвище «Амазонка» и считалась проклятой с того самого дня, как ее первый капитан выпал за борт, причем во время первого же плавания. Судно сменило название, но не судьбу: новоявленная «Мария Селеста» пропала на океанских просторах в 1872 году. Спустя месяц бригантину обнаружили: вещи матросов на своих местах, детские игрушки на полу, груз спирта в трюме. Надо ли говорить, что никого из членов экипажа на борту не было? До сих пор ни одна из версий пропажи людей в полной мере не объясняет случившегося. Ни одна, кроме паранормальной.

В июле 1850 года жители небольшого поселка Истонс-Бич, расположенного в Род-Айленде, внезапно заметили в море парусник, полным ходом летевший прямо на береговые скалы. «Сиберд» (а это был именно он) застрял на отмели, что позволило местным подняться на борт. Многие из них впоследствии жалели о принятом решении: несмотря на кипевшую на камбузе джезву, и тарелки с едой в кают-компании, людей на паруснике не было. Впрочем, одно живое существо все же оставалось: в одной из кают, под койкой, спасатели обнаружили дрожащего в ужасе пса. Такой свидетель, понятное дело, рассказать ничего не смог. Расследование причины пропажи экипажа «Сиберд» оказалось пустой тратой времени.

История голландского теплохода «Оранг Медан» началась с пугающего радиосигнала. Капитаны нескольких торговых судов с ужасом услышали: «SOS! Теплоход «Оранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа. Я умираю». На борт корабля поднялись английский моряки, обнаружившие команду мертвецов. На лицах людей замерло выражение непередаваемого страха. Как только англичане покинули «Оранг Медан», тот загорелся, затем взорвался и пошел ко дну.

В 1999 году судно «Любовь Орлова» было продано круизной компании Quark Expeditions, а в 2010 году корабль потеряли во время шторма. Многострадальный лайнер решил, в конце концов, пристать к берегу лишь в 2014 году, когда его обнаружил поисковый отряд.

Этот 12-метровый катамаран, который использовался в качестве рыболовного судна, пропал в 2007 году на северо-восточном побережье Австралии. Впрочем, в списках исчезнувших судов яхта числилась недолго. Уже через неделю «Каз II» обнаружили около Большого Барьерного рифа. Двигатель катамарана все еще работал; более того, в кают-компании спасатели обнаружили накрытый стол — но ни одного из трех членов экипажа. По уверениям спасателей, им пришлось покинуть катамаран в открытом море, поскольку на борту они все ощутили необъяснимый приступ паники.

«Летучий голландец» – правда или вымысел

Известно несколько логичных объяснений существования кораблей-призраков.

  1. Явление фата-моргана – оптическое явление, которое часто появляется на водяной глади. Святой ореол, которые видят люди, считается огнем святого Эльма.
  2. Разбираясь в том, существует ли «Летучий голландец», говорят о версии, связанной с болезнями на кораблях. Находясь в пути, все члены команды погибли, и судно долгое время качалось на волнах. Это объясняет легенду, о том, что при встрече с кораблем-призраком экипаж других лодок погибают, поскольку болезнь переходит на моряков.
  3. Популярностью пользуется теория относительности Эйнштейна, согласно которой существует много параллельных миров и через них могут переходить разные сущности и предметы. Это дает пояснение не только причинам появления, но и бесследной пропаже других суден.
  4. В 30-х годах академик В. Шулейкин выдвинул теорию, что во время сильного шторма возникают низкочастотные ультразвуковые колебания, которые не слышит человек, но при их длительном влиянии наступает смерть. Чтобы спастись, люди прыгают за борт и погибают. Этим объясняется не только легенда про «Летучий голландец», но и редкие встречи с другими пустыми суднами.

«Летучий голландец»


«Летучий голландец» — легендарный парусный корабль-призрак, который не может пристать к берегу и обречён вечно бороздить моря.
Обычно люди наблюдают такой корабль издалека, иногда в окружении светящегося ореола. Согласно легенде, когда «Летучий голландец» встречается с другим судном, его команда пытается передать на берег послания людям, которых давно уже нет в живых. Среди моряков встреча с ним считается плохим предзнаменованием.
Каждый год в Мировом океане исчезают десятки судов. Это не только хрупкие ялики и шлюпки, элегантные яхты и прогулочные катера — среди без вести пропавших есть и пассажирские лайнеры и сухогрузы.
Что случилось? Куда подевались? Любой моряк вам ответит, что все тут очень просто и безысходно: они повстречались с «Летучим голландцем».
Легенда гласит, что жил некогда голландский капитан Ван дер Декен. Был он пьяницей и богохульником. И вот однажды близ мыса Доброй Надежды его корабль попал в сильный шторм. Штурман посоветовал ему укрыться в одной из бухт, но вместо того, чтобы прислушаться к совету, Ван дер Декен вытащил пистолет. Раздался выстрел.
— С каждым, кто пойдет против меня, будет то же самое, — прорычал капитан, обращаясь к перепуганным матросам, и пихнул ногой тело штурмана. Видимо, эта угроза не образумила команду, и капитан снова пустил в ход пистолет. С тех пор… С тех пор так и скитается по морям корабль Ван дер Декена.

С прогнившим корпусом, он тем не менее прекрасно держится на волнах. Команду свою проклятый Богом капитан набирает из утопленников, при чем, чем поганее и мерзостнее были их деяния в жизни, тем лучше.
Встреча же с кораблем — призраком, прозванным «Летучим голландцем», грозит в лучшем случае несчастьем, но чаще смертью. Моряки, как известно, горазды на выдумки. Если им верить, то получится, что океанские воды перенаселены поющими девами с рыбьими хвостами, гигантскими спрутами и прочей нежитью.
Однако «Летучий голландец» — дело другое. Корабли , идущие под всеми парусами, но не имеющие команды, вовсе не редкость.
Ранним солнечным утром 1850 года судно «Морская птица» появилось у побережья американского штата Род-Айленд близ города Ньюпорт. Собравшиеся на берегу люди видели, что корабль идет под всеми парусами к рифам. Когда до рифов оставалось несколько метров, огромная волна подняла парусник и аккуратно перенесла его на сушу. Добравшиеся до судна жители поселка были поражены: на судне не было ни одной живой души. На плите в камбузе кипел чайник, в кубрике стоял табачный дым, на столе были расставлены тарелки. Навигационные приборы, карты, лоции и судовые документы — все было на месте. Из судового журнала стало известно, что парусник шел из Гондураса в Ньюпорт с грузом кофе. Командовал кораблем капитан Джон Дарем.
Последняя запись в вахтенном журнале сообщала: «Вышли на траверз рифа Брентон». Этот риф находится всего лишь в нескольких милях от Ньюпорта. Рыбаки, вернувшиеся в тот же день после промысла, рассказали, что рано утром они видели парусник в море и капитан их приветствовал. Самое тщательное расследование, проведенное полицией, не объяснило, почему и куда пропали люди.
Некоторые специалисты полагают, что одним из объяснений исчезновения команды в ряде случаев может быть внезапно вспыхнувшая эпидемия. В конце 1770 года на остров Мальта зашел корабль, капитан и 14 матросов которого были поражены желтой лихорадкой. Когда об этом доложили Великому магистру Мальтийского ордена, он приказал отбуксировать из порта корабль вместе с 23 членами экипажа. Судно отправилось в Тунис, однако местного властителя успели предупредить, и он запретил пускать корабль в порт. Команда решила вести парусник в Неаполь. Там его тоже не приняли, опасаясь эпидемии. Не приняли корабль и во Франции, и в Англии. В конце концов неприкаянный парусник пропал без вести.
Другое объяснение — инфразвук. Что мы о нем знаем? Инфразвук — это не слышимые человеческим ухом упругие волны низкой частоты (менее 16 Гц). При штормах и сильных ветрах над поверхностью моря в воздухе возникают поперечные и продольные колебания. При скорости ветра в 20 м/сек мощность «голоса моря» достигает 3 Вт с каждого метра водной поверхности. Сравнительно небольшой шторм генерирует инфразвук мощностью в десятки киловатт в диапазоне 6 Гц, результатом воздействия которого на организм могут стать временная слепота, ощущение тревоги, не редки и приступы безумия. При таких приступах люди выбрасываются за борт или превращаются в убийц, после чего и сами кончают счеты с жизнью. Если частота излучения составляет 7 Гц, смерть экипажа наступает почти мгновенно, так как сердце не в силах выдержать такую нагрузку…
В сентябре 1894 года в Индийском океане с борта парохода «Пиккубен» заметили трехмачтовый парусник «Эбий Эсс Харт». На его мачте развевался сигнал бедствия. Когда моряки высадились на палубу, они увидели, что все 38 человек экипажа мертвы, а капитан сошел с ума. Лица мертвых, те, что еще не так сильно были тронуты тлением, были искажены ужасом.
Однако есть случаи, перед которыми пасует разум. Мистика, да и только! Люди подвержены болезням — это верно, но ведь и корабли дряхлеют и долго не живут без каждодневного ухода.
В октябре 1913 г. спасательная команда с английского парохода «Джонсонс» поднялась на борт дрейфующего парусника, на борту которого с трудом читались полу стертые слова «Малборо». Паруса и мачты корабля были покрыты зеленоватой плесенью. Доски палубы прогнили. У трапа полулежал скелет, прикрытый истлевшими лохмотьями. На мостике и в каютах были обнаружены еще 20 скелетов. Страницы вахтенного журнала слиплись, чернила растеклись, и прочитать что-либо было невозможно. Надвигался шторм, и капитан парохода, не имея возможности, да и желания взять судно — призрак на буксир, отметил на карте место встречи с загадочным парусником и приказал ложиться на обратный курс. В порту капитан сообщил властям о своей находке. Быстро выяснилось, что «Малборо» в январе 1890 года вышел из порта Литлтон в Новой Зеландии с грузом шерсти и мороженой баранины. Командовал экипажем капитан Хирд. Он был известен как опытный и знающий моряк. Последний раз парусник видели 1 anpeля 1890 года в Тихом океане вблизи Огненной Земли. Невероятно, но 23 года парусник скитался no морям! Такого не могло быть, но факт оставался фактом.
Чтобы не заканчивать на слишком уж мрачной ноте, завершим рассказ о «Летучем голландце» забавным происшествием из недавнего прошлого.
В 1986 году в Атлантическом океане, в районе Филадельфии пассажирами морского прогулочного корабля был замечен старинный парусник с порванными парусами. На палубе толпились люди в камзолах, треуголках, со шпагами. Завидев прогулочный корабль, они столпились у борта и стали кричать, потрясая старинными мушкетами. Туристы же во всю щелкали фотоаппаратами. На борту судна находился репортер одной популярной газеты. За приличную сумму ему разрешили передать информацию о сенсации в свое издание. Тут-то все и разъяснилось. Голливуд снимал очередной фильм про… «Летучий голландец». При сильном порыве ветра лопнул трос, удерживающий корабль у причала, и судно, переполненное статистами, «поймав» ветер, рванулось в открытое море. Что ж, пусть любая встреча с «Летучим голландцем» заканчивается так же благополучно.
Корабль — призрак «Летучий голландец» Была одна вещь, которой моряки боялись больше всего на свете. Это корабль — призрак с заплатанными парусами и командой мертвецов — «Летучий голландец». Просто увидеть его считалось у моряков дурным предзнаменованием. Легенда гласит, что когда-то капитаном корабля был голландец-богохульник. Он собирался обогнуть мыс «Доброй Надежды», когда подул ужасный встречный ветер, угрожающий потопить корабль.
Помощники посоветовали капитану повернуть назад. О том же умоляли его и пассажиры. Однако капитан отказался изменить курс. Вместо этого он велел добавить паруса и громко распевал. Бешеные волны пробили борта судна, свирепый ветер гнул мачты и рвал паруса, но капитан стоял на своем, бросая вызов самому Господу Богу. Команда и пассажиры подняли бунт, пытаясь захватить управление кораблем, но капитан убил предводителя мятежников и вышвырнул тело за борт. В тот момент, когда тело коснулось воды, облака на небе расступились, и на капитанский мостик спустилась призрачная фигура. «Ты очень упрямый человек», — сказал пришелец. Капитан ответил ему отборной бранью. «Я никого не просил о тихой погоде, — прохрипел он. — Я никого никогда ни о чем не просил, убирайся, пока я не пристрелил тебя тоже». Но фигура не двинулась с места. Схватив пистолет, капитан попытался выстрелить, но оружие разорвалось в руке. Призрак снова заговорил. Он сказал, что капитан отныне проклят: с этого дня он будет вечно бороздить моря, не имея возможности зайти в порт. Его корабль всегда будет идти впереди бури. «Желчь, — говорила тень, — будет тебе вином, а раскаленное докрасна железо — мясом! На лбу богохульника вырастут рога, а лицо превратится в морду тигра», — промолвил призрак .

В порыве безрассудства капитан вскричал: «Пусть! Мне все равно!» И вот уже много веков «Летучий голландец» ведет свой призрачный корабль , натянув все паруса, и мачты его судна скрипят от яростных порывов ветра. Говорят, что порой он заманивает и другие суда на скалы или подводные рифы. Иногда корабль — призрак обвиняют в том, что портится внезапно весь провиант. Бывало и так, что выглядевший вполне безобидно «Голландец» причаливал к другому кораблю и передавал на борт пачку писем. Стоило матросам вскрыть и прочитать хотя бы одно письмо, корабль тут же шел ко дну.
Те, кому довелось видеть самого капитана, утверждают, что он стоит на мостике, вцепившись в штурвал, наконец-то раскаявшись, и умоляя небо о прощении. Некоторые рассказывают, что видели его команду — это скелеты, которые, улыбаясь, поднимают все новые и новые паруса.
Последняя битва меж англичанами и французами произошла в 1760-м, в Рестигуше; много усилий положили в конце боя того англичане, чтоб потопить единственный французский корабль , который ещё мог сражаться. Такелаж судна был сильно повреждён, но корабль не сдавался, лавировал, — и всё вновь и вновь удавалось капитану уберечь его от ядер врага. Упорствовал капитан; молили его солдаты сложить оружие, но он о том, чтобы просить пощады, и слышать не хотел. Худо пришлось кораблю .
Загорелись его паруса, пламя объяло мачты — а потом ударило ядро в пороховой погреб, и страшный взрыв потряс судно. Умоляли капитана уцелевшие бойцы — а немного их оставалось, большую часть французов уже поглотило море — сдаться, поднять на мачте (последней мачте, единственной, что пощадил огонь) флаг, означающий капитуляцию. И вот что рассказывает легенда. От непрестанной бомбардировки плотным облаком дыма было окутано судно. Говорят, что облако это начало вдруг подниматься в воздух — и замолчали палившие в судно английские пушки. Не во что стало стрелять; пропал корабль. Тихими были в тот день воды залива, и не похоже, чтоб судно просто пошло ко дну. Да и выбраться из залива тоже оно не могло. Исчез корабль, да и всё тут; может, и вправду поднялся он к небу в облаке дыма, что его покрывало? Не одну уже сотню лет плавает в небе и в море корабль — призрак.
Рыбаки уверяют, что приходилось им видеть, как мчится судно по воде на всех парусах, и что случалось такое обычно накануне шторма. А те, кому доводилось вблизи оказаться, рассказывали, будто можно было даже разглядеть, что жизнь кипела на палубе, — да только вдруг, говорят, пламя объяло корабль, скользивший медленно в небо, и уплыл он, теряясь среди облаков…
Из поколения в поколение моряки пересказывали друг другу легенду о Летучем Голландце. Этот образ всегда заставлял сердца биться чаще. Тайна и романтика с ним связанные, будоражили воображение. И неспроста: легенда действительно очень поэтична. Судите сами…
…Однажды, веке этак в шестнадцатом, а быть может, в семнадцатом, летело под парусами пассажирское судно с бывалым капитаном во главе, держа курс мимо мыса Доброй Надежды, что на юге Африки. Пассажирам не повезло: не успел корабль сравняться с мысом, как разыгрался сильнейший шторм. Команда без промедления начала уговаривать старого капитана причалить к берегу и переждать бурю. Однако тот был пьян, а может быть, сошел с ума. Так или иначе, но мольбу своих подопечных он оставил без внимания. Мало того: он поклялся любыми средствами обогнуть мыс. Опасаясь за судьбу корабля во власти полоумного капитана, матросы вместе с пассажирами взбунтовались и подняли восстание, возымев целью обезвредить безумца. Однако тот оказался хитрее и поймал предводителя непокорных. Через пару секунд он отправился на корм рыбам.
Как гласит легенда, такой нечестивый поступок прогневил всемогущего Господа. В тот же миг небеса разверзлись, и тучи осветились ярким пламенем. Из пламени вышла черная тень и ступила на палубу корабля. Капитан не понял предостережения и, по военной привычке, решил пристрелить не прошеного гостя. Но пистолет разорвался в его руках, осветив на миг лицо красным светом. Ледяным голосом тень произнесла приговор: «Ты очень упрямый и жестокий человек, капитан. Отныне вином для тебя будет горькая желчь, а пищей – раскаленное железо. Ты проклят, капитан, проклят навеки!» И тотчас матросы его превратились в полуистлевшие скелеты, а сам капитан – в Летучего Голландца, с отчаянием и мольбой взирающим на небо. Таким он известен морякам последних столетий. Небеса не спешат даровать ему прощение. По легенде, его может спасти только любовь женщины, верующей в Бога. Да вот только откуда ей взяться посреди океана?
С тех пор Летучий Голландец бороздит морские просторы, сея смерть и разрушение. Как гласит поверье, призрак Летучего Голланца предвещает верную гибель для корабля или части экипажа. Поэтому моряки боялись его, как огня, суеверно прибивая к мачтам лошадиные подковы.
«…И если в час прозрачный, утренний Пловцы в морях его встречали, Их вечно мучил голос внутренний Слепым предвестием печали…»
Такова легенда, пронизанная мистикой, похожая на фантасмагорию. Должно быть, этот миф имеет под собой какую-то историческую подоплеку. Однако и реальные факты теряют свои очертания под завесой времени.
Так, например, бытуют разногласия насчет имени капитана проклятой шхуны. Одни его зовут Ван Дер Декеном, другие – Ван Страатеном, третьи – просто Ваном. По всей вероятности, в основу легенды легла реальная история, произошедшая с одним из голландских мореплавателей в 1641 году. Торговое судно вознамерилось обогнуть мыс Доброй Надежды в поисках подходящего места для небольшого поселения, которое могло бы служить перевалочным пунктом для судов Ост-Индской Компании. Разыгрался шторм, но капитан решил добраться до цели, чего бы ему это ни стоило. История закончилась плачевно. Однако и здесь не обошлось без мифотворчества. Согласно легенде, упрямый капитан так хотел попасть на восточную сторону мыса, что провозгласил: «Я попаду туда, даже если у меня это займет время до самого конца света!» Дьявол даровал ему вечную жизнь, и с тех пор корабль носится по волнам неподалеку от современного Кейптауна.
Есть и другой, вполне реальный прецедент «летучего голландца». В 1770 году на одном из кораблей вспыхнула эпидемия неизвестной болезни. Находясь в окрестностях Мальты, моряки попросили убежища в местном порту. Власти отказали из соображений безопасности. Подобным же образом поступили порты Италии и Великобритании, обрекая обитателей корабля на медленное умирание. В конце концов судно действительно превратилось в плавающий остров с грудой скелетов на борту.
Интересно, что с Летучим Голландцем чуть было не встретился один из представителей английской королевской семьи. 11 июля 1881 года британский корабль «Вакханка», на борту которого находился юный принц в качестве курсанта-гардемарина, встретил корабль-призрак. Волею судеб принцу было суждено прожить еще долгие лета и стать королем Георгом V. А вот матрос, стоявший в тот роковой день на дозоре, в скорости свалился с мачты и расшибся насмерть.
Но самое потрясающее во всей этой истории состоит в том, что легендарный корабль встречали даже в 20 веке! Так, в марте 1939 года его присутствие воочию наблюдало множество южно-африканских купальщиков. Это событие задокументировано, так как в тот день о нем писали все газеты. Аналогичная история произошла с одной из немецких подводных лодок во время Второй Мировой войны. В 60-е годы прошлого века ученые попытались привлечь последние научные данные для объяснения феномена Летучего Голландца. Предполагалось, что это мираж, возникающий в преддверии бури в результате особого рода атмосферных катаклизмов. Однако эта гипотеза себя не оправдала.
Так и по сей день природа корабля-призрака остается для нас тайной. Кто знает, быть может, ему суждено еще не раз напомнить о себе. А может быть, Летучий Голландец – всего лишь миф? Кто знает…
Новость отредактировал LAKRIMOzzzA — 24-01-2011, 13:36 24-01-2011, 09:54 by КОРАЛИНАПросмотров: 36 553Комментарии: 9 +10

Ключевые слова: Летучий Голландец история корабль-призрак

Другие, подобные истории:

  • «Летучий голландец»
  • «Капитан Ван дер Декен шутить был мастак…»
  • Летучий голландец
  • «Летучий Голландец»
  • «Летучий Голландец»
  • 5 кораблей-призраков
  • Корабли-призраки
  • Корабли-призраки. Призраки моря
  • Безмолвные призраки морей
  • Легенда о Летучем Голландце
  • Легенда о корабле-призраке
  • Корабли-призраки
  • «Летучий Голландец» – вестник несчастья
  • Летучий голландец
  • Феномен Летучего голландца

Легенда гласит, что в 1641 году голландский капитан Филипп Ван дер Деккен (или по некоторым версиям Ван Страатен) возвращался из Ост-Индии и вёз на борту молодую пару. Капитану приглянулась девушка; он убил её суженого, а ей сделал предложение стать его женой, но девушка выбросилась за борт. При попытке обогнуть мыс Доброй Надежды корабль попал в сильный шторм. Среди суеверных матросов началось недовольство, и штурман предложил переждать непогоду в какой-нибудь бухте, но капитан застрелил его и нескольких недовольных, а затем поклялся костями своей матери, что никто из команды не сойдёт на берег до тех пор, пока они не обогнут мыс, даже если на это уйдёт вечность. Этим Ван дер Деккен, слывший страшным сквернословом и богохульником, навлёк на свой корабль проклятие. Теперь он, бессмертный, неуязвимый, но неспособный сойти на берег, обречён бороздить волны мирового океана до второго пришествия. Хотя, по некоторым версиям, у него есть шанс обрести покой: раз в десять лет Ван дер Деккен может вернуться на землю и попытаться найти ту, что добровольно согласится стать его женой. По другой версии, есть некое магическое слово, которое может снять проклятие и упокоить «Летучего голландца» и его экипаж.

Первое печатное упоминание о «Летучем голландце» появляется в 1795 году в записках ирландского вора-карманника Джорджа Беррингтона «Плавание к Ботаническому заливу» (англ. A Voyage to Botany Bay).

Другие версии легенды

  • Ван дер Декен поклялся продать душу дьяволу, если сможет невредимым миновать мыс и не наскочить на скалы. Его пожелания исполнились, и он был обречён на вечные скитания.
  • Из-за сильных штормов корабль долго не мог обогнуть мыс Горн (по другой версии — мыс Доброй Надежды). Команда взбунтовалась, прося шкипера повернуть назад. Но обозлённый Ван Страатен в ответ начал богохульствовать и заявил, что будет штурмовать мыс Горн, даже если ему придётся плыть до второго пришествия. В ответ на такое богохульство раздался страшный голос с неба: «Да будет так — плыви!».
  • Команда голландского торгового судна заболела страшной болезнью. Из страха, что болезнь может быть занесена на берег, ни один порт не принимал судно. Корабль с умершими от болезни, отсутствия воды и пищи моряками до сих пор бродит по морям и океанам.
  • Команда корабля натолкнулась на другой корабль-призрак, «Кенару», — пиратское судно-призрак, которое грабило и уничтожало другие корабли. Команде «Летучего голландца» удалось одолеть «Кенару», но на них перешло проклятие «Кенары». Теперь они бороздят бесконечные просторы и не чувствуют ни боли, ни усталости, ни тепла, ни холода, мучаются этим, а встречающиеся корабли они молят о помощи, но те, не пытаясь помочь им, разделяют с ними проклятие «Кенары».
  • Одна из версий рассказывает о капитане Фалькенбурге, который был обречён скитаться по Северному морю до дня Страшного суда, играя в кости с дьяволом на собственную душу.
  • Команда «Летучего голландца» так торопилась домой, что не пришла на помощь другому тонущему кораблю, за что была проклята.

Фата-моргана

Одно из возможных объяснений, а также возникновение названия, связывают с явлением фата-морганы, так как мираж всегда виден над поверхностью воды.

Также возможно, что светящийся ореол — это огни святого Эльма. Морякам их появление сулило надежду на успех, а во время опасности — и на спасение. В настоящее время разработаны методы, позволяющие получать подобный разряд искусственным путём.

  • На этом изображении видно, как под действием фата-морганы изменяются очертания двух кораблей. Четыре фотографии в правой колонке изображают первый корабль, а четыре фотографии в левой — второй.

  • На этом снимке можно наблюдать по крайней мере три корабля. Настоящий корабль находится выше всех остальных, причём средний мираж — это его перевёрнутое изображение.

  • Цепь изменяющихся миражей.

Существует также версия, что в возникновении легенды сыграла свою роль жёлтая лихорадка. Передаваемая комарами, размножавшимися в ёмкостях с пищевой водой, эта болезнь была вполне способна истребить целый корабль. Встреча с таким кораблем-призраком была действительно опасна для жизни: изголодавшиеся комары тут же нападали на живых моряков и передавали им заразу (источник).

Образ «Летучего голландца» был весьма популярен в искусстве XIX—XX веков.

  • Опера «Летучий голландец или корабль-призрак» (‘The Flying Dutchman’), сл. Фицболла, музыка Родуэлла (Rodwell, George Herbert Buonaparte) (1826, Adelphi Theatre).
  • «Летучий голландец» — одна из первых опер Рихарда Вагнера, увидевшая свет в Дрездене в 1843 году. Музыка к опере писалась очень быстро, после поездки Вагнера с женой Минной на корабле в Англию, во время которой они попали в шторм, что и дало пищу воображению композитора.
  • «Корабль-призрак» (англ.) (1839) — роман английского писателя Фредерика Марриета, рассказывающий о скитаниях Филиппа Ван дер Деккена, сына капитана проклятого корабля.
  • Популярная британская баллада «Плотник» (англ. The House Carpenter) рассказывает историю о молодой женщине, которую юноша (дьявол в образе юноши) соблазняет богатыми посулами, уговаривая уехать с ним. Девушка решается покинуть своего мужа плотника и детей, садится на его корабль, но через несколько недель плавания он идёт ко дну. В некоторых версиях баллады дьявол сам топит свой корабль, а в некоторых — он разбивается во время шторма. Поверье это связано с тем, что кораблям, на борту которых едут неверные супруги, уготована трагическая участь, а капитан-дьявол отождествляется с капитаном «Летучего голландца».
  • Стихотворение Н. Гумилёва «Но в мире есть иные области…» из цикла «Капитаны», IV.
  • «Пираты Карибского моря: Сундук мертвеца» (2006) и «Пираты Карибского моря: На краю света» (2007) — вторая и третья части серии остросюжетных фильмов кинокомпании «Walt Disney Pictures» о пиратах. Капитаном является Дейви Джонс, персонаж другой морской легенды — про сундук Дэви Джонса
  • Появляется в мультсериале «Губка Боб Квадратные Штаны».
  • Композиция «Seemann» немецкой рок-группы «Rammstein» рассказывает историю, основанную на легенде о «Летучем голландце».
  • «Летучий голландец» — московская рок-группа 1992—1997 годов.
  • В романе Леонида Платова «Секретный фарватер» «Летучим голландцем» называют засекреченную подводную лодку, выполняющую задания особой важности для нужд Третьего Рейха. Также в романе приводится одна из версий легенды в литературной обработке. В частности, в конце легенды сказано, что есть некое слово, если произнести его при встрече с «Летучим Голландцем», проклятие будет разрушено навсегда.
  • «Летучий голландец» — песня на стихи Бориса Баркаса, исполнявшаяся в 70-е годы в рок-андеграудной среде, в частности, российской рок-групой «Машина времени» с альбома «Неизданное I», вышедшего в 1996 году.
  • «Летучий Голландец», художественный фильм, Фора-фильм — Ялта-фильм, 1990 г.
  • «Летучий голландец» (1993) — музыкальная пьеса для гитары композитора В. Козлова.
  • «Летучий голландец» — песня российской пауэр-метал-группы «NeverLie».
  • «Летучий голландец» — фильм голландского режиссёра Йоса Стеллинга, выпущенный в 1995 году.
  • «Летучий голландец» — корабль-призрак в манге и аниме «One Piece». Капитаном является представитель расы рыболюдей Ван Дер Деккен IX, потомок первого капитана легендарного судна.
  • «Легенда о Летучем Голландце» книга С. Сахарнова 1995 г.
  • «Летучий голландец» (The Dutch Wife, 2002) — книга канадского писателя Эрика Маккормака.
  • Упоминается в качестве страшной морской легенды в рассказе «Капитан Дюк» Александра Грина.
  • В книге «Двое с „Летучего Голландца“» писателя Брайана Джейкса представлена одна из вариаций легенды о Летучем Голландце. Вокруг нее развивается повествование.
  • Роман Анатолия Кудрявицкого «Летучий голландец» (2012) дает новую версию легенды, где капитан проигрывает спор Смерти и Смерти При Жизни, и достается последней, на чем и основано последующее повествование о российской жизни в 70-х годах 20-го века.

Во время американской гражданской войны «летучим голландцем» прозвали XI корпус Потомакской армии за его бегство в сражении при Чанселорсвилле. (Корпус состоял в основном из немцев, которых звали голландцами, а глагол fly имеет так же значение «убегать»).

  • Корабль-призрак
  • «Мария Целеста» — другое нарицательное имя для обозначения кораблей-призраков.
  • «Корсары: Город потерянных кораблей» — компьютерная ролевая игра, в которой игроку предоставляется возможность снять проклятие с «Летучего голландца».

Leave a Comment