Лифт в лиссабоне

Поделиться с друзьями

  • 605
  • 8
  • 3

Ажурный подъемник в неоготическом стиле, известный как Elevador do Carmo (Элевадор ду Карму) или Elevador de Santa Justa (Элевадор де Санта Жушта), был открыт в 1902 году как часть новой транспортной системы Лиссабона, призванной облегчить передвижение горожан между районами, расположенными на холмах. В то время в городе уже действовали два лифта и шесть фуникулеров. Новый, третий по счету лифт связывал районы Байша и Шиаду, облегчая подъем к площади ду Карму (Largo do Carmo) от улицы Санта Жушта (Rua de Santa Justa).

Карта – Адрес – Как добраться – Расписание

Rua de Santa Justa, Baixa – Largo do Carmo, Chiado

Станция метро Baixa-Chiado

Ежедневно май-октябрь с 07.30 – 23.00. (смотровая с 9.00); ноябрь – апрель с 7.30 – 21.00 (смотровая с 9.00)

Подъем+Спуск и вход на смотровую 5,15 Евро. Отдельный вход на смотровую – 1,5 Евро. Проезд в одну сторону по карте Zapping – 1,3 Евро. Бесплатно для держателей LisboaCard

Чтобы избежать путаницы, сразу заметим: все фуникулеры, подъемники на канатной тяге и лифты в Португалии называют просто “элевадор”, что в переводе означает “лифт”. Для фуникулеров также используют архаизм “ашенсор” (ascensor), что значит “подъемник”.

На рубеже XIX и XX веков, когда Европа переживала небывалый технический прорыв, элевадоры стали строиться в Португалии почти повсеместно. И главной фигурой этого периода стал португальский инженер французского происхождения Рауль Меснье де Понсар (Raoul Mesnier de Ponsard). Именно по его проекту построен лифт ду Карму.

Удивительно, но один из лучших инженеров своего времени, автор множества великолепных сооружений Рауль Меснье де Понсар сильно недооценен и миром, и Португалией. Здесь его часто называют учеником Гюстава Эйфеля, очевидно, желая таким образом связать ажурный лифт Санта Жушта со знаменитой парижской башней. Но вообще говоря, и лифт, и его создатель абсолютно самодостаточны и нисколько не теряют от того, что Понсар никогда не был учеником Эйфеля – он, как и многие инженеры того времени, применял его приемы и следовал существующей моде. Нет никаких записей, подтверждающих, что Понсар когда-либо работал с Эйфелем.

Он родился в 1849 году в Порту, в семье французского промышленника Жака де Понсара. Окончив среднюю школу, Рауль поступил в Университет Коимбры и параллельно закончил два курса: по математике и философии. Почувствовав необходимость углубить свои знания, Рауль уехал за границу и уже там окончательно определился с делом своей жизни: он хотел заниматься машиностроением. Франция, Германия, Швейцария – везде молодой португальский инженер старался получить самые передовые знания.

В Швейцарии ему выпала возможность работать в мастерской знаменитого инженера Никлауса Риггенбаха, специалиста по горным подъемникам. Именно Риггенбах, изобретатель зубчатой железной дороги и фуникулера с водяным балластом, стал главным учителем Понсара и позитивно повлиял на его дальнейшую карьеру. По возвращении в Португалию Рауль Понсар построил первый на Пиренейском полуострове фуникулер Бом Жезуш в Браге (Elevador do Bom Jesus do Monte), использовав систему, разработанную Риггенбахом. Этот проект принес ему оглушительный успех и репутацию выдающегося инженера. Сам Риггенбах приехал в Португалию на церемонию открытия нового подъемника, которая прошла в Браге в 1882 году.

Канатный трамвай Граса в районе старой Арки Сан-Андре

После такого успеха Рауль получил подряд на разработку и строительство новой городской транспортной системы Лиссабона. Уже через два года, созданная им компания Companhia dos Ascensores Mecânicos de Lisboa ввела в строй первый лиссабонский фуникулер Лавра, связавший Калсада-ду-Лаврa с Кампу-де-Сантана. В первый день работы 19 апреля 1884 года подъемник перевез более 3 тысяч пассажиров, проработав 16 часов подряд. Как и элевадор Бом Жезуш, изначально это был фуникулер с водяным балластом, который электрифицировали только в 1910 году. Затем на той же основе были построены фуникулер Глория (1885) и фуникулер Бика (1888). Все эти подъемники работают до сих пор.

Помимо коротких фуникулеров Рауль Понсар разработал и построил три первые трамвайные линии на канатной тяге (канатный трамвай), став таким образом прародителем трамвайной системы Лиссабона. В 1890 году было открыто движение элевадора Эштрела между площадью Камоэнса и Базиликой Эштрела. Сейчас этот отрезок стал частью маршрута 25 и 28 трамваев. В 1893 году был пущен в строй элевадор Граса, поднимавший пассажиров от Руа да Палма до монастыря Граса. Ныне это часть 12 трамвайного маршрута. Еще один канатный трамвай, Сан Себастьян да Педрейра, был построен в 1899 году и работал на маршруте от площади Росиу до района Сан-Себастьян. Это был самый длинный канатный маршрут города, по которому затем стали ходить трамваи. Сейчас этот маршрут не существует.

Лифт Библиотеки

Но самыми заметными сооружениями, построенными Понсаром, были городские лифты, среди которых главным стал Элевадор ду Карму.

А первый лиссабонский городской лифт был возведен Понсаром в 1892 году в холле старого отеля “Универсал” (Hotel Universal – ныне не существует). На нем можно было подняться на 4 этажа от Руа ду Крусифишу (Rua do Crucifixo) в Байше до Руа Гарретт в Шиаду. В 1913 году при перестройке торгового центра Armazéns do Chiado лифт стал его частью. Со временем старую “понсаровскую” конструкцию заменили современным лифтом.

Еще один лифт, Elevador do Município или Elevador da Biblioteca, был построен в 1897 году и связал площадь Святого Жулиана (Largo de São Julião – ныне Praça do Município) с площадью Библиотеки (Largo da Biblioteca, ныне Largo da Academia Nacional de Belas Artes) по металлическому мосту через террасу дворца Visconde de Coruche. Этот лифт бесперебойно проработал до 1915 года и был остановлен лишь однажды во время неудачного антимонархического переворота 28 января 1908 года, получившего название “Лифтовый переворот” (O Golpe do Elevador da Biblioteca). В 1915 году лифт был закрыт. А между тем именно он и был прообразом знаменитого теперь лифта Санта Жушта.

Проект Санта Жушта предложен городскому совету Лиссабона в 1892 году, но был одобрен не сразу, и строительство началось только в 1900 году. 31 августа 1901 года был установлен мостовой переход между башней лифта и площадью ду Карму. Операция по подъему моста была осложнена тем, что городской совет Лиссабона запретил использовать здания рядом для установки временных опор и конструкций, а также перекрывать Руа ду Карму. Понсар нашел решение, соединив шарнирами один из концов моста с башней лифта. Другой конец моста был поднят лебедками к верхнему входу как стрела башенного крана. Вся операция заняла около 4 часов и прошла без ошибок. За подъемом моста наблюдала огромная толпа, а открыл мостовой переход лично король Карлуш I. После этого почти год велись работы по установке и проверке всех механизмов лифта.

дЭлевадор Санта Жушта. Фото 1902 года

10 июля 1902 года лифт был открыт для горожан. День был дождливый, но это не остановило толпы лиссабонцев, желавших прокатиться на новой городской диковине и полюбоваться панорамой города с лифтовой площадки – об этом фантастическом виде говорили не меньше чем о самом лифте. Ровно в полдень кабина была запущена, и первая группа гостей поднялась наверх под национальный гимн, исполняемый военным оркестром. Это было событие национального масштаба. Все газеты вышли в тот день с поздравительными заголовками. К сожалению, сам Понсар не смог присутствовать на церемонии открытия из-за болезни.

Лифт вечером

Лифт Санта Жушта представляет собой 45 метровую чугунную конструкцию в виде башни, стоящей на лестнице Санта Жушта. Верхний ярус лифта соединен с верхним выходом на Ларго ду Карму 25 метровым мостом, нависающим над улицей ду Карму. Две кабины лифта, каждая их которых вмещает 29 человек, выполнены из дерева и украшены резьбой. Подъем осуществляется на 31,26 метров. Все металлические конструкции и опоры лифта украшены фигурным литьем в неоготическом стиле, что создает удивительный эффект эстетического единства с находящимся рядом монастырем ду Карму. Первоначально двигатели лифта были паровыми, пока в 1907 году их не заменили на более чистые и менее шумные электрические двигатели. На самом верху башни размещена смотровая площадка, куда от верхнего яруса лифта ведут две винтовые лестницы. Чтобы попасть на смотровую площадку, подниматься на лифте необязательно, можно войти туда по лифтовому мосту.

Ровно через 100 лет после открытия, в 2002 году, лифт Санта Жушта, а также фуникулеры, построенные Раулем Понсаром, были объявлены национальными памятниками. Сейчас лифт является одной из самых посещаемых достопримечательностей города и входит в топ-10 мест, обязательных для посещения. Чтобы прокатиться на лифте, придется отстоять значительную очередь, если конечно вы не пришли к самому открытию в 7.30 утра. Стоимость билетов – 5,15 евро: спуск-подъем плюс вход на смотровую площадку. Дешевле будет использовать транспортную карту zapping, тогда за подъем вы заплатите всего 1,3 евро.

Вид на лифт с террас ду Карму

Недавно от верхнего входа лифтового моста открыли лестничные спуски в Шиаду, к улице Гаррет, и к просторным террасам монастыря ду Карму, что находятся у основания разрушенного собора. Террасы эти заняты модными барами и очень популярны у лиссабонской молодежи.

Подробнее о подъеме на лифте и видах со смотровой площадки читайте в этом материале.

Фотопрогулка

Вид на лифт от верхнего входа Вид на площадь Росиу Вид на Руа Санта Жушта и Каштелу Вид на Байшу со смотровой площадки Вид на лифт снизу Лифтовый мост Элемент ограждения Интерьер кабины Верхний ярус лифта Лестницы ведущие на террасы ду Карму Вид на лифт с террас ду Карму

Поделиться ссылкой:

Немного истории

Холмистая местность, на которой расположен Лиссабон, всегда представляла проблему для перемещения жителей города между его нижним районом Байша и верхним Карму. Даже соседние параллельные улицы часто были связаны крутыми лестницами, регулярно преодолевать которые были в состоянии только физически развитые лиссабонцы. Попытки облегчить участь остальных жителей предпринимались с 1870-х гг.: в частности, инженер Роберто Арменио предложил мэрии проект своего рода конки, в которой пассажиров доставляли бы в верхние районы рельсовые вагончики на лошадиной тяге.

Разработка Рауля Месньера, представленная городскому совету в 1896 г., оказалась более жизнеспособной: инженер предлагал связать улицы с наибольшим перепадом высот (32 м) лифтом, приводимым в действие паровой машиной. Конструкция должна была состоять из стали и бетона и сочетаться с архитектурным обликом Байшы. Отцы города дали добро, и в 1900 г. началось строительства лифта Санта-Жушта. В августе 1901 г. король Португалии Карлос I торжественно открыл лифт, но работать для населения он начал лишь годом позже. В 1907 г. паровой механизм был заменен на электрический. В 1973 г. лифт Санта-Жушта был включен в городскую систему исторических трамваев, а в 2002-м отпраздновал свое столетие и вошел в Список наследия Лиссабона. В феврале 2006 г. здесь была проведена последняя реконструкция: для пассажиров открылись исторический крытый променад и терраса на верхнем уровне Санта-Жушты.

Смотровая площадка верхнего пассажирского павильона Санта-Жушты расположена на высоте 45 м от подножия; сам же лифт поднимает на высоту 32 м.

Что посмотреть

Лифт Санта-Жушта — великолепный памятник передовой инженерной мысли начала 1900-х гг. и просто очень красивая достопримечательность Лиссабона. Поднимаясь по крутой мостовой улицы Санта-Жушта, вы непременно удивитесь контрасту его и по сей день не потерявшего актуальности футуристического облика на фоне фасадов старинных особняков исторического района Байша.

Подойдя к лифту, не спешите внутрь — насладитесь стройностью его стальной конструкции, столь напоминающей творения Эйфеля. Здание выполнено из чугуна, стали и цемента — на рубеже 19-20 веков это был красноречивый символ научно-технического прогресса. 6 ярусов ажурных аркад скрывают винтовую лестницу, по которой можно подняться в Верхний город Лиссабона, не прибегая к помощи механизмов. Арки в каждом ярусе не повторяют друг друга, однако все они выполнены в «колючем» неоготическом стиле, столь популярном в начале 20 века. Смотровая площадка верхнего пассажирского павильона расположена на высоте 45 м от подножия; сам же лифт поднимает на высоту 32 м. Основание конструкции поддерживается 4 колоннами, каждая из которых состоит из сдвоенных свай. В нижнем этаже павильона расположены и электрические моторы, приводящие в движение лифт. Доступ посторонних туда по понятным причинам запрещен.

Непременно стоит полюбоваться Санта-Жуштой в вечерние часы: конструкция искусно подсвечивается изнутри, заставляя играть на свету тончайшие кружева неоготических арок.

Зайдя в павильон и приобретя билет, занимайте место в одной из двух кабин лифта, декорированных в роскошном стиле ар-нуво: деревянные панели, зеркала, окна, мягкость природных линий и обтекаемость декоративных форм. Первоначально каждая кабина вмещала 24 человека, сегодня здесь 19 сидячих и 10 стоячих мест. Путь наверх займет около 1 минуты, за это время перед вами будут постепенно открываться замечательные виды на исторический Лиссабон.

Прибыв на верхнюю станцию лифта, непременно стоит подняться на открытую смотровую площадку павильона, откуда можно увидеть замок Святого Георгия, ландшафты реки Тежу, нижнюю часть района Байша, Национальный театр и монастырь на горе Карму.

На площадь Карму пассажиры лифта выходят по крытой террасе — еще один повод задержаться у панорамных окон, перекрытых тонкой ажурной решеткой. Заслуживают внимания и чугунные ворота — яркий образец мечтательного ар-нуво.

Путешествие на лифте Санта-Жушта

Практическая информация

Адрес: Лиссабон, угол улиц Rua de Santa-Justa и Largo do Carmo, Elevador de Santa-Justa.

Время работы: с июня по сентябрь — с 7:00 до 23:00, с октября по май — с 7:00 до 22:00. Чтобы проехать на лифте с комфортом, рекомендуется приходить вне часов пик. Смотровая площадка работает ежедневно и круглогодично с 8:30 до 20:30.

Стоимость проезда в лифте — 5 EUR туда-обратно. Вход на смотровую площадку без права пользования лифтом — 1,50 EUR. Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

Фуникулёры Лиссабонa и их история

История Лиссабонских фуникулеров или трамваев-подъемников (Ascensor / Elevador) соединяющих нижние и верхние районы исторической части города довольно интересна.

На улицах города они появились в XIX векем благодаря разработкам проекта инженера Рауля Месниера дю Понсарда (Raoul de Ponsard). Его французское имя вводит в заблуждение «благодаря тогдашним новостям» распространявшихся на улицах Лиссабона по своему усмотрению. Ещё некоторые исторические книги говорят, что Понсард был учеником или сотрудничал с самим гением инженерной мысли Густавом Эйфелем. Тем не менее, нет оф. документов, подтверждающих такие слухи. Всё дело в том, что народ в те времена ещё пугался механических монстров-новинок, тем более которые использовались для перевозки людей. Надо было сначала доказать их надёжность. Вот для этого и использовались такие средства рекламы — именем создателя.

Все оборудование (сама машина, подъёмники, кабельная система и рельсы встроенные в тротуар) было построено известной немецкой компанией Maschinenfabrik Esselingen. Сначала фуникулёры перемещались используя принцип водного баланса, затем парами и только позже стали электрическим. Их внешний вид также здорово отличался от сегодняшних. Громоздкие махины состояли из двух этажей. На первом было два ряда мест со скамейками, где пассажиры ехали словно в трамвае. Они также могли получить доступ к открытому верхнему уровню без крыши, используя винтовую лестницу. Вагоны были построены из красного дерева и имели изящную для городского транспорта декоративную отделку. Существовали и конечные станции солидного дизайна с билетной кассой. Стоимость билета в 20 reis, была по карману только богатому сословию, которые часто использовали этот транспорт для своего развлечения, а бедные продолжали ходить пешком и перевозить свои грузы на осликах.

Сегодня без фуникулёров Лиссабон был бы немного скучен. Как и сто лет назад, так и сегодня эти своеобразные трамваи позволяют пристарелым жителям и гостям города не впасть в уныние — поднимаясь и спускаясь по наклонным и порой крутым мостовым некоторых улиц, часто переходящих в улицы-лестницы.

Кроме дошедших до наших дней трёх фуникулёров, в городе ещё надёжно работали Ascensor da Graça, Ascensor de São Sebastião и Ascensor da Estrela. Однако время стёрло их железные следы с изменившихся улиц города.

Надо ещё дополнить, что несмотря на то что подъёмники имеют статус национального памятника, они продолжают одновременно являться полноценным видом городского общественного транспорта компании Carris. Историческое чудо техники превратилось в одну из главных движущихся достопримечательностей города и сейчас используются туристами больше, чем жителями. Стоимость двух поездок на фуникулере любого маршрута составляет — 3,6 евро (туда и обратно), поэтому советуем всегда пользоваться общим тарифом билета (Carris/Metro).

Фуникулеры передвигаются по трем маршрутам и каждый имеет свое название:

— Фуникулер «Лавра» (Ascensor (elevador) do Lavra) — eго маршрут протяженностью 180 метров с уровнем разниц высот в 43 метра. Начинается на пересечении улиц Rua São José, Largo da Anunciada, Rua das Portas de S. Antão и Calçada do Lavra по которой собственно и поднимается (опускается) фуникулер до улицы Rua Câmara Pestana. Этот уникальный монстр пассажирского транспорта Лиссабона — первый уличный фуникулер в мире, начавший работать еще в 1884 году. Добраться до фуникулера можно от Avenida da Liberdade и площади Rossio Square. В 2002 году он был признан Национальным памятником. Советуем воспользоваться фуникулером, чтобы подняться до смотровых площадок парка Жардим до Торел (Jardim do Torel), откуда открываются замечательные виды на город.

— Фуникулер «Глория» (Ascensor da Glória) — соединяет районы Bairro Alto и площадь Реставрадореш (Praça dos Restauradores). Вторая работа уже известного в городе инженера начала перевозить пассажиров 24 октября 1885 года. Протяженность дорожки этого фуникулёра в 270 метров покоряет высоту 45 метров. Вагон начинает свой маршрут oт места где Авенида да Либердаде (Avenida da Liberdade) примыкает к площади Реставрадореш. Двигаясь по Calçada da Glória и Largo do Oliveirinha до улицы Rua São Pedro de Alcântara.

— Фуникулер «Бика» (Ascensor da Bica) — передвигается по улице Rua Bica Duarte Belo начинается с пересечения улиц Rua de São Paulo, Rua da Boavista и Rua Moeda, поднимаясь до улицы Largo de Calhariz. Длинна пути 280 метров с разницей по высоте в 45 метров. Первоначально он также использовал воду для перемещения с помощью противовеса, но в 1896 году начал работать как и лифты Лавры и Глории с тягой парового двигателя Maschinenfabrik Esslingen AG. Находились все машины и котлы в здании нижней станции на улице Руа-де-Сан-Паулу. Пожалуй это единственный лиссабонский подъёмник с самой трудной историей — рядом несчастных случаев, остановкой в работе на 9 лет и техническими обновлениями.

Лифт «Санта Жушта»

Официальное открытие лифта в присутствии короля Д. Карлоса I, обрадовало жителей города в далёком 1902 году, сединив нижний район Baixa-Chiado с верхним Bairro Alto. Нижний вход в подъемник находится на одноимённой улице — Санта Хуста, а верхняя часть через мостик связывает подъёмник с площадью Ларго ду Кармо (Largo do Carmo) на которой расположены руины собора (Igreja do Convento do Carmo) являющимися частью археологического музeя (Museu Arqueológico do Carmo).

Хотя лифт имеет высоту всего 45 м. — для конца 19 века это уже очень высоко. Первые несколько лет работы его механическую часть двигал пар, а над лифтом клубился чёрный дым. Паровой мощности вполне хватало чтобы поднимать тяжёлые кабинки с пассажирами, а вот подвоз угля и облако дыма портили всю картину. 6 ноября 1907 года он стал электрическим и более безопасным.

Несмотря на некоторое сходство с «Eiffel Tour» — в отношении эстетики, надо сказать, что лифт Santa Justa так же не был проектом Густава Эйфеля, а собственным трудом Рауля Понсарда. И что Рауль Понсард был учеником французского инженера — это пока не доказанный факт. Тем не менее доверчивые туристы хорошо покупаются на эту маленькую приманку и с большим желанием пользуются лифтом чтобы полюбоваться панорамой города со его смотровой площадки.

Сегодня уже знаменитый Лиссабонский лифт «Санта Жушта» (Elevador de Santa Justa) является одной из достопримечательностей исторической части города и также входит в транспортную сеть (Carris) с единым билетом. В 2002 году он был классифицирован как Национальный памятник. Это городское сооружение, без сомнения, один из величайших технических символов прошлого в виде «декоративной» железной структуры и чугуна — влияния популярного когда-то неоготического стиля.

Расписание движения лифта Санта Хуста:
Лето (март — октябрь): с 7.00 до 23.00 (каждый день)
Зима (ноябрь — февраль): с 7:00 до 21:00 (каждый день)

Смотровая площадка:
Лето (март — октябрь): с 9.00 до 23.00 (каждый день)
Зима (с ноября по февраль): с 9.00 до 21.00 (каждый день)

Билеты можно приобрести на месте. Подходят также — Lisboa Viva, карты 7Colinas или Viva Viagem (действительными для сети CARRIS), билеты Желтого автобуса/парома (Yellow Bus) и Lisboa Card tickets.

О полном расписании работы фуникулеров и лифта, ценах на билет можно узнать .

◎ Лифт Санта Жушта (Elevador de Santa Justa) — лифт в центре Лиссабона, соединяющий улицы Rua do Ouro и Rua do Carmo с площадью Largo do Carmo. Построен в неоготическом стиле на рубеже XIX-XX веков португальским инженером французского происхождения Раулем дю Пассардом (Raoul Mesnier du Ponsard). Вопреки популярному мнению, Гюстав Эйфель никоим образом не причастен к лифту Санта Жушта.

◎ Разница в высоте между остановками лифта — 30 метров, высота всей конструкции 45 метров. Работают две просторные старинные кабины, поочередной поднимающиеся и спускающиеся.

◎ С вершины открывается панорама всего района Байша, с видом на площадь Россиу, замок Св. Георгия, собор Сэ и реку Тежу. Можно подняться на верхнюю площадку (выше остановки лифта) по спиральной лестнице, но компания обслуживающая лифт сделала вход на площадку только для тех, кто купил билеты.

◎ Чтобы попасть на верхнюю остановку лифта не обязательно покупать билет. Вы можете пешком прогуляться до площади Карму (Largo do Carmo) и оттуда пройти к верхней остановке совершенно бесплатно (маршрут).

Если вы хотите красиво сфотографировать подъемник Санта Жушта (лифт Санта Жушта), то рекомендуем подняться на смотровую площадку в кафе универмага Pollux, расположенного напротив. Об этой смотровой площадке и многих других читайте .

Лифт Санта Жушта

Вы ожидаете, прочитать очередную историю о том, как какой-то легендарный ученик Эйфеля что-то построил в Лиссабоне? Тогда мы вас разочаруем, и расскажем историю, правдивую, достоверную, и возможно не такую романтичную, как пишут во многих путеводителях историю постройки лифта Санта Жушта. И друзья, это не лифт Санта Хуста – такого сооружения в Лиссабоне нет, и никогда не было. Правильно произносить Са́нта Жу́шта.

В одной португальской семье, жившей в городе Порту, родился мальчик, которого звали Raoul Ronson Mesnier du Ponsard (Рауль Месньер дю Понсар). Учился он сначала в лицее Порту, затем окончил университет Куи́мбры факультет Математики и Философии. После учился во Франции, Швейцарии, Германии его интересовало машиностроение. Учился и работал с инженерами над проектами железнодорожного оборудования.

Этот инженер-строитель является конструктором всех подъёмников и лифтов Португалии. С лёгкой руки мастера холмистый и труднодоступный Лиссабон стал более комфортабельным для жителей. Проекты Рауля, сохранившиеся до наших дней, являются национальными памятниками Португалии.

Его работы это фуникулёры-подъёмники в Браге, Порту, Назаре и Лиссабоне (лифт Са́нта Жу́шта, подъёмники Гло́рия, Би́ка, Ла́вра). И многие другие, которые, к сожалению в наше время уже не существуют.

Но вернёмся к лифтам. Первый лифт, построенный в Лиссабоне – лифт Библиотеки, был открыт в 1897 году. Он был практически такого же типа как, и Са́нта Жу́шта, высота его составляла 29,6 метра. Просуществовал совсем недолго и был закрыт в 1915 году. Его заменили трамвайным маршрутом.

Теперь поговорим о той самой достопримечательности Лиссабона, которую должен сфотографировать каждый турист – лифт Санта Жушта, памятник в неоготическом стиле.

Строительство лифта началось в 1898 году и завершилось в 1901. Официальное открытие Santa Justa для публики произошло спустя год – 10 июля 1902 года.

Гроза и дождь обрушились на город в этот день. Непогода не повлияла на энтузиазм и любопытство горожан. Многие захотели первыми опробовать новый вид транспорта, и просто полюбоваться панорамой города со смотровой площадки.

В полдень, под пристальным взглядом толпы, торжественно отправили лифт наверх, в кабинке находились приглашённые гости и представители прессы. После была официальная церемония открытия. На террасе соседнего здания (дома Conde de Tomar) оркестр играл национальный гимн Португалии, а в небо запустили ракеты и фейерверки.

В первые годы своего существования, кабинки лифта приводились в действие энергией пара, но с 6 ноября 1907 его перевели на электричество. Лифт Санта Жушта, на тот момент был самым технологичным и передовым, среди инженерных конструкций Европы.

Лифт находится в самом сердце исторической части Лиссабона. Соединяет район Baixa с Chiado. Нижняя точка лифта находится на одноимённой улице, а в верхней части выходит на площадь Largo do Carmo, на которой расположена полуразрушенная землетрясением церковь Carmo и археологический музей.

Башня возвышается на 45 метров, лифт поднимается на 30 до первой смотровой площадки, откуда мостик связывает подъёмник с площадью.

Вход на эту площадку бесплатный со стороны Largo do Carmo. Вид с неё немного хуже, чем с верхней. Приходится смотреть сквозь ограждение.

За одну поездку, может перевести до 20 человек. Интерьер кабинок лифта сохранился почти в первоначальном виде, материалы — дерево, латунь и зеркальными вставками.

На верхнюю смотровую площадку можно попасть по винтовой лестнице (стоимость 1,5 евро). C нее можно насладиться панорамным видом на Лиссабон.

Если вы обладатель Lisboa Card или билета туристического Yellow Bus, то проезд на лифте бесплатный.

В конце марта 2016 года был завершен последний косметический ремонт лифта. Теперь он предстает путешественникам в первозданной красоте.

Полезная информация:

Leave a Comment