Лиссабон замок святого Георгия

Замок Святого Георгия в Лиссабоне

Замок Святого Георгия (Castelo de São Jorge, кастело де сау жоржи) сакральное место для португальцев. Именно с завоевания мавританской крепости, стоящей на высоком холме в устье Тежу, Доном Альфонсу Энрикешем 25 октября 1147 года и началась страна под названием Португалия и город с именем Лиссабон, ну а Дон Альфонсу Энрикеш ожидаемо стал первым королем, основателем династии. С этим местом связаны самые древние португальские легенды. Однако многие туристы считают посещение замка не обязательным пунктом осмотра Лиссабона, мол де это всего лишь еще одна смотровая площадка с которой открывается еще один замечательный вид на Лиссабон, и эта смотровая площадка в отличие от многих других платная.

Но как очевидец, осмотревший крепость, я вам скажу, что определенное очарование в замке Святого Георгия все таки сокрыто. Вид со стен замка действительно открывается сногшибательный, только с холма можно осмотреть Лиссабон практически со всех сторон, заглянуть в маленькие дворики, расположенные под самыми стенами замка, прикоснуться к по-настоящему древним камням. Не смотря на всю туристическую раскрученность замка, на вершине холма охватывает ощущения покоя, торжественности и неспешности происходящего. Далее я поделюсь своими впечатлениями от посещения крепости, чтобы вы сами смогли решить, а нужно ли это именно вам?

Замок Святого Георгия на вершине холма

История замка Святого Георгия

Естественно, как подтвердили археологические раскопки, люди жили на высоком холме над рекой Тежу с VII-VIII веков до нашей эры, еще задолго до появления первых государств, городов и границ. Сохранились письменные свидетельства о том, что защитные стены стояли на вершине холма во времена древних римлян. Но нас все таки интересует больше момент образования португальской государственности.

Уже упомянутый мной Дон Альфонсу Энрикеш (Энрикеш означает сын Генриха, т.е. в те далекие времена на Пиренейском полуострове в ходу были почти отчества) урожденный граф португальский в возрасте всего 14 лет изгнал из своих земель свою мать, не горевшую желанием уступить власть подросшему сыну, победил её союзника Кастильского короля, добившись таким образом независимости своего графства и посвятил долгие годы годы своей жизни войнам с маврами, крепко обосновавшимися на юге его владений.

Памятник Дону Альфонсу Энрикешу на территории замка

Дон Альфонсу был не только умелым воином, но и ловким политиком. Ему удалось привлечь на свою сторону французских рыцарей, отправившихся во Второй Крестовый поход. Вместо освобождения Гроба Господня рыцари стали воевать против мавров на территории Иберийского полуострова. Осада мавританского замка, стоящего на месте нынешнего Замка Святого Георгия продолжалась долгие 4 месяца.

Само собой без легендарного героя взятие последнего оплота мавров не обошлось. Рассказывают, что крестоносцам удалось ворваться в крепость, благодаря самопожертвованию рыцаря Мартим Мониш (Martim Moniz). Герой нашел тайную дверь в крепость, и с маленьким отрядом рыцарей вступил в неравный бой с маврами. Мартим Мониш буквально своим телом не дал закрыть эту дверь до подхода основных сил. До сих пор в замке показывают те самые ворота. Я лично довольно скептически отношусь к подобным утверждениям, с тех пор прошло более 9 столетий, согласно официальной хронологии. Существуют ли на земле реальные объекты, созданные руками человеческими, способные выстоять такой срок, пережить разрушительное землетрясение?

Ворота Мартим Мониш, фотография 1908 года

Мы не увидели ворота Мониша, потому что там шел ремонт в момент нашего посещения, современные фотографии ворот в интернете уже не показывают бюста безусого юноши и посвященной ему мемориальной таблички. Имя легендарного рыцаря Мартим Мониш носит большая площадь в центре города и, находящаяся там станция метро. Т.е. до сих пор герой пользуется уважением, как власть предержащих, так и простого народа.

С момента взятия крепости для Замка Святого Георгия наступает золотой век. Все португальские короли держат свои официальные резиденции в замке в течение четырех столетий, с XIII по XVI века.

Иллюстрация к манускрипту 1505 год, видно, что замок существенно отличается от того, что мы видим сейчас

Естественно, что за это время многое строилось и многое сносилось. От королевских дворцов практически ничего не осталось. Сейчас в здании ранее принадлежавшему королевской резиденции открыт довольно дорогой ресторан, но интерьер до крайности прост, от былых времен сохранились только готические кирпичные своды. Да и при таких видах со смотровой площадки обед в интерьере выглядит странно, даже самая шикарная обстановка ресторана не способна превзойти вид на Лиссабон со стен замка.

Развалины бывшего королевского дворца

В конце XVI века королевский двор покидает Замок Святого Георгия, наступает эра великих географических открытий, деньги полились в Португалию с небывалой до той поры силой. Король чувствует себя в своей стране настолько уверенно, что больше не нуждается в защите своей резиденции при помощи толстых стен замка. Новый огромный королевский дворец Рибейра в стиле а-ля Версаль строят уже на самом берегу реки Тежу, на месте, где сейчас находится площадь Коммерции. С этого момента начинается упадок. На территории замка возводят казармы и долгое время замок принадлежит военным. Землетрясение 1755 года нанесло крепостным стенам существенный урон.

Только в начале XX века Замку Святого Георгия присваивают почетное звание национального памятника и начинают реставрационные работы. Трудно сказать, сколько лет конкретно тем, стенам, которые мы можем увидеть сейчас, почти наверняка их основательно подновили совсем недавно, ничто не вечно под Луной. Реставрация в том числе включала в себя снос зданий казарм и учреждений более поздней постройки.

Так выглядел замок в XIX веке

Были произведены археологические раскопки, подтверждающие древность замка. Сейчас найденное при раскопках выставляется в специальном археологическом музее, но все эти черепки и осколки былых времен навряд ли способны кого-нибудь впечатлить. Археологические музеи Португалии способны заинтересовать только узких специалистов в археологии, большинство туристов не найдет там ничего для себя интересного.

Чем заняться в Замке Святого Георгия?

По замку нужно просто гулять, наслаждаться видами, открывающимися с его стен. Возможно устроить себе обед за одним из каменных столиков — отличная идея. На территории расположен всего один ресторан, цены там немного завышены в связи с популярностью места, но ничто не мешает прихватить с собой бутерброды, купленные в магазине.

Столики и скамейки на стенах замка

Мы купили себе по бокалу портвейна в передвижном киоске «Wine with view», сидели и наслаждались отличным видом на город.

В замке Святого Джоржа Река Тежу, мост 25 апреля и Кришту Рей Крыши Лиссабона, в кадр попала площадь Фигейра Дворики местных жителей под самыми стенами замка

Очень рекомендую посетить камеру обскура. Камера обскура находится башне-сокровищнице или башне-архиве. Последовательно в Torre do Tombo хранились все королевские богатства (доходы от налогов и королевская рента) и ценные государственные бумаги. До сих пор национальный архив Португалии носит имя Torre do Tombo, что в буквальном переводе означает башня-архив.

Как я уже упоминала, посещение камеры обскура организовано по сеансам на португальском и английском языке. Суть аттракциона заключается в том, что хитрое, чисто механическое устройство из линз и зеркал проецирует изображение Лиссабона на вогнутое зеркало. Служащий камеры показывает собравшимся разные памятники и здания Лиссабона и рассказывает о них. С помощью рычага экскурсовод перемещает изображение по зеркалу, реально таким образом мы за 20 минут увидели весь город. Поскольку процесс происходит в реальном времени, при плохой погоде камера обскура может быть закрыта.

Камера обскура, фото с официального сайта Замка

Конечно мы облазили все крепостные стены. Сделали 10000 фотографий.

Стены замка

А вот Мавританский квартал (XI- XII века) с экскурсоводом мы посетить не успели, последний сеанс уже закончился. Сама археологическая зона выглядит совсем не интересно, там можно увидеть одни фундаменты.

Археологическая зона Замка Археологическая зона замка

Главные сокровища Мавританского квартала скрываются под железобетонным футляром, поэтому самостоятельно ничего увидеть не удастся. В брошюре обещают показать 2 здания, общей площадью 160 и 190 кв. м, украшенные геометрическими узорами в мавританском стиле. Главная ценность этих зданий заключается в том, что они датировны XI- XII веками, т.е. это ещё до португальский период. Если кто бывал на этой экскурсии просьба поделится деталями в комментариях.

Очарование же замку добавляют свободно разгуливающие по территории павлины и упитанные, довольные жизнью котики.

Павлин гуляет под древними стенами замка Португальский котик Туристам нечего подать павлину

В общем Замок Святого Георгия безусловно очень древнее место, очень значимое для португальцев, но нужно трезво оценивать характер экспозиции. Обычно древние артефакты выглядят не очень красиво и сама древность реликвий не способна поразить абсолютное большинство туристов. Однако нам прогулка по замку очень понравилась, нисколько не жаль средств потраченных на входные билеты.

Позже мы посетили замок мавров в Синтре и сделали вывод, что оба этих замка построены в одном стиле, главное там это впечатляющие виды, открывающиеся со стен и окружающая природа. В замке мавров в Синтре в понятие природы входит лес, растения и цветы, а в замке Святого Георгия в Лиссабоне — павлины, коты и средиземноморские сосны.

В следующей статье я расскажу о португальских фадо. Статья будет подготовлена по материалам туристической брошюры, попавшей в мои руки в Лиссабоне.

Хотите поехать в Лиссабон самостоятельно? Читайте в одной статье краткий путеводитель по Лиссабону, Синтре и окрестностям. Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, узнаете в какие из музеев стоит зайти, а какие пропустить.

Общий обзор

Алфáма — старейший исторический район Лиссабона, расположенный на крутом склоне холма между замком Святого Георгия и рекой Тежу (известной в Испании под названием Тахо). На нижеследующем снимке замок Сан-Жоржи выделяется большим зеленым пятном:

Название Алфама произошло от арабского Аль-хама, что означает «теплый источник». В давние времена владычества мавров (до XII века) Лиссабон ограничивался Алфамой, затем город начал расширяться на запад (район Байша). С XVI века Алфама переживала упадок, состоятельные граждане переселялись в другие, более престижные районы, в результате чего Алфама стала кварталом бедноты. Благодаря скальному грунту Алфама лучше других районов города пережила катастрофическое лиссабонское землетрясение 1755 года; здесь сохранилась средневековая хаотичная планировка улиц.

Многие туры в Лиссабон включают в себя обзорную экскурсию по городу, которая совершенно не затрагивает район Алфама (Alfama), что является серьезнейшим упущением при знакомства с португальской столицей. Именно в этом районе находится несколько исключительно важных исторических достопримечательностей. И никак нельзя считать полноценным знакомство с историей и духом этого города без того, чтобы побродить по извилистым улицам Алфамы.

Ориентироваться в Алфаме непросто, поэтому советую запастись планом достаточно крупного масштаба (обычные карты Лиссабона для этого плохо годятся). И даже этого плана может оказаться мало. Надежными нитями Ариадны служат трамвайные пути, в том числе знаменитого маршрута № 28. Я предпочел не трамвайную поездку, а прогулку пешком. А с прославленными лиссабонскими трамваями подробно познакомился в Музее городского транспорта.

В районе Алфама расположено несколько смотровых площадок, которые называются miradouro. Я посетил несколько; затрудняюсь сравнить их удобство для широкого обзора Лиссабона (для этого, наверное, лучше всего использовать холм, на котором стоит статуя Христа). Одна из площадок находится возле церкви Носса-Сеньора-да-Граса:

Еще одна площадка расположена возле церкви Санта-Лузия, основанной в XVIII веке Мальтийским Орденом:

Нынешнее здание построено уже в XVIII векк. На обращенном к смотровой площадке боковом фасаде церкви есть два панно из азулежу (характерных для Португалии изразцов). Первое изображает подвиг рыцаря–крестоносца Мартина Мониша в 1147 году во время португальской Реконкисты. Дело было во время осады замка Святого Георгия, удерживаемого маврами. Взять замок было не просто. Мартин Мониш со своим отрядом патрулировал территорию вокруг осажденного замка. Рыцарь заметил небольшую дверь в крепостной стене, которую пытались закрыть мавры. Мартин отправил гонца к Королю Афонсу I, а сам вступил в неравный бой. Он пожертвовал жизнью ради победы, своим телом не дав закрыть дверь в крепостной стене. На втором панно изображена Дворцовая площадь до землетрясения 1755 года.

Также на смотровой площадке Санта-Лузии можно полюбоваться на большое азулежу с видом на Лиссабон и реку Тежу XIX века:

Несколько взглядов сверху на Алфаму:

Выглядит местами бедновато. Зато на юге район выходит к причалу гигантских круизных лайнеров:

Если есть много свободного времени, можно побродить по улицам и улочкам Алфамы, поглазеть на керамическую облицовку, «классически» развешанное белье (вроде бы для того, чтобы пропитывалось свежим морским воздухом), ажурные балкончики и многое другое.

Монастырь Сан-Висенте-де-Фора

Мой дальнейший путь лежит к одному из тех мест, ради посещения которых я приехал в Лиссабон — монастырю Сан-Висенте-де-Фора (Igreja de São Vicente de Fora), величественное здание которого возвышается над жилыми кварталами (справа — Национальный Пантеон, о котором речь в следующем разделе).

Монастырь был основан в 1147 году первым Королем Португалии Афонсу I Великим и посвящен Викентию из Сарагосы, святому покровителю Лиссабона.

Современная церковь монастыря была построена в 1582–1629 годах. В интерьере церкви обращают на себя внимание, помимо многочисленных статуй, картины на металле:

Подойдя к фасаду церкви, надо обязательно обратить внимание на стену справа, сквозь которую ведет проход. После знакомства с внутренним убранством церкви надо держать путь к этой двери.

За дверью расположен уютный красивый дворик:

Оттуда путь идет к внутреннему пространству монастыря, которое включает небольшой музей (в котором, к сожалению, нельзя фотографировать), два двора–клуатра, часовни и еще несколько важных мест.

Дворы декорированы 81 панно азулежу из в общей сложности 14,521 плитки, которые созданы в 1737 году в период правления Короля Жуана V.

Кроме них в монастыре представлено несколько десятков панно, иллюстрирующими басни французского писателя XVII века Жана де Лафонтена (некоторые творческие идеи которого использовались русским баснописцем И.А. Крыловым):

Медведь и человек, который любил сады

Доктора

Также я ознакомился с большой коллекцией морских раковин (Португалия — морская страна):

В вышеупомянутом музее я узнал новую для себя информацию о том, что архиепископы Лиссабона носили, помимо титула кардинала, титул патриарха (наряду с архиепископами Венеции и Иерусалима). Патриархи Лиссабона могут использовать в своем гербе трехкоронную тиару (правда без ключей, как у Папы Римского), что выделяет их из числа других латинских патриархов. Этот титул был дарован Папой Римским в XVII веке (1716 год) за заслуги Португалии в борьбе с Османской Империей.

герб Его Высокопреосвященства кардинала Мануэла Гонсалвиша Сережейры, четырнадцатого Патриарха Лиссабона (1929–1971)

Похоронены лиссабонские патриархи в весьма скромном пантеоне:

Также в монастыре находится усыпальница большинства португальских Королей и Королей из династии Браганса (вместе с представителями ветви Браганса-Кобург). Она была основана в 1855 году по приказу Короля–консорта Фернанду II.

гробница Короля Жуана IV

Фигура в белом оплакивает Короля Карлуша I и его сына Луиша Фелипе, которые были убиты террористами в 1908 году на площади Коммерции:

Заметно выделяется саркофаг Королевы Амелии, супруги Короля Карлуша I; во время покушения Амелия сумела защитить их младшего сына Мануэла. А в 1910 году после революции в Португалии Амелия вместе с Королем Мануэлом II и Королевой–бабушкой Марией Пией Савойской (их останки, кстати, тоже покоятся в Сан-Винсенте-де-Фора, будучи возвращенными с чужбины) отправилась в изгнание. Амелия остаток жизни прожила во Франции.

Сине-белые цвета характерны для флага Королевства Португалии и Алгарве:

Завершу обзор монастыря Сан-Винсенте-де-Фора интерьером восхитительно красивой часовни:

Далее мой путь лежит к церкви Санта-Энграсия, которая служит Национальным Пантеоном Португалии (вид с крыши монастыря Сан-Винсенте-де-Фора):

Национальный Пантеон Португалии

Национальный Пантеон (Panteão Nacional) Португалии расположен в церкви Санта-Энграсия (Igreja de Santa Engrácia), которую строили почти 300 лет — с 1670-х до 1966 года, когда был достроен купол, и церковь торжественно открылась.

Уникальным для португальской церковной архитектуры является то обстоятельство, что крыша Санта-Энграсии имеет форму греческого креста. С 1966 года эта церковь служит Национальным Пантеоном Португалии. Здесь можно увидеть как гробницы, так и кенотафы (надгробный памятник в месте, которое не содержит останков покойного; своего рода символическая могила). Например, кенотафами являются саркофаги шести выдающихся героев Португалии: принца Генриха Мореплавателя, путешественника и колонизатора Васко да Гамы (открывателя морского пути из Европы в Индию), адмирала Педру Кабрала (открывателя Бразилии), второго вице-короля Индии и строителя португальской колониальной державы Афонсу де Албукерки, полководца Нуну Алвареша Перейры, поэта Луиса де Камоэнса. Эти кенотафы находятся в центральном зале.

Из более близких к нашей эпохи я обратил внимание на гробницы (реальные, не кенотафы) знаменитого футболиста Эйсебио и фадишты (исполнительницы португальских песен фáду) и киноактрисы Амалии Родригеш:

Кстати, о фаду. Это музыкальное направление, появившееся в Португалии примерно в XVII веке. В переводе фаду означает «судьба»; первоначально это была песнь рыбаков, которые уходили в море. Самые популярные в Лиссабоне рестораны с фаду находятся именно в Алфаме. Мне довелось побывать в одном из них (к сожалению, я не помню его название). Без колебаний могу сказать, что посещение концерта фаду — поистине обязательное условие при визите в Португалию. Кроме того, на концерте, свидетелем которого я был, состоялось песенное и танцевальное выступление представителей маленького народа мирандéс, который проживает на северо-востоке Португалии (единственное коренное этническое меньшинство этой страны). Мирандес чем-то похожи на шотландцев — носят клетчатую одежду, мужчины носят юбки, и танцы у них изобилуют прыжками вверх–вниз.

Покидая церковь Санта-Энграсия, я обратил внимание на экскурсию группы подростков недалеко от органа XVIII века. Так с детства впитывается национальная история и культура.

Замок Святого Георгия

Следующее место на моем пути находится не в районе Алфама, а рядом; это — Замок Святого Георгия (São Jorge Сан-Жоржи). Он расположен на высоком холме; несомненно, очень выгодное стратегическое положение.

Первое фортификационное сооружение появилось здесь в 48 году до Р.Х. при римлянах; впоследствии использовалось другими народами, а в X веке крепость была реконструирована маврами–берберами.

Вход в замок Святого Георгия декорирован португальским гербом — на геральдическом щите изображено в форме креста пять малых щитов. На малых щитах изображено по пять безантов (простая гербовая фигура, происхождением византийская монета; представляет собой окрашенный золотом кружок (шар), символизирующий в широком смысле тепло, удачу и радость). По краям большого щита широкая кайма с семью зáмками. Щит увенчан Королевской короной, а под ним находится орден Христа (духовно-рыцарский орден, правопреемник тамплиеров на территории Португалии. Учрежден в 1318 году португальским Королем Динишем).

В 1147 году крепость (как и весь Лиссабон) была взята армией португальского Короля Афонсу I, что стало единственным успехом Второго Крестового похода. Скульптура великого Короля украшает парк за входом в крепостной комплекс.

После освобождения от мавров крепость стала Королевской резиденцией. Свое название в честь Святого Георгия замок получил после заключения Португалией и Англией Виндзорского договора (Георгий Победоносец считается покровителем Англии). В 1386 году в английском городе Виндзоре бракосочетание Жуана I, первого португальского Короля Ависской династии, с Филиппой Ланкастерской, дочерью Джона Гонта, положило начало англо-португальскому союзу, который является самым длительным в дипломатической истории и продолжался вплоть до Мировых войн XX века.

Здесь пышно праздновалось возвращение Васко да Гамы из Индии, а после того, как в 1511 году Королевская резиденция переехала в роскошный дворец Рибейра в лиссабонском районе Байша, замок Святого Георгия использовали в разное время как театр, тюрьму и арсенал. Постепенно он обветшал, а землетрясение 1755 года превратило его в руины (как, кстати, и Рибейру). Эти руины можно видеть и сейчас.

Некоторые фрагменты стен, башни и барбаканы сохранились довольно хорошо (либо восстановлены — я не уверен).

По ним удобно бродить, созерцая окрестные виды Лиссабона и дыша чудесным свежим воздухом. Мне очень понравилось то, что замок Сан-Жоржи буквально утопает в лесах, что придает ему исключительно живой характер.

Поэтому гостей тут много; ручьи и потоки туристов обильно текут поверх всех стен.

Итак, на прощание еще один взгляд на замок Святого Георгия, над которым реют флаги Португалии и Лиссабона.

Кафедральный Собор, церковь Святого Антония и церковь Непорочного Зачатия Девы Марии

Возвращаюсь в район Алфама. В последнем разделе статьи уделю внимание трем церквям этой части Лиссабона.

Начну с Кафедрального собора. В Португалии все соборы называются Се (Sé), что образовано инициалями слов Sedes Episcopalis, означающих «место, где сидит епископ» (в современном португальском языке слово Sedes означает «офис»).

Выглядит Кафедральный собор весьма архаично (и, кстати, по внешнему виду даже сложно поверить, что это здание является главной церковью столицы немаленького государства).

Предполагается, что в античную эпоху на этом месте стоял римский храм, в IV–V веках превращенный вестготами в христианскую церковь. После завоевания арабами Пиренейского полуострова, хотя христианам и позволялось жить в Лиссабоне, церковь была разрушена, а на ее месте построена мечеть. После осады 1147 года город был освобожден христианами, мечеть была разрушена, а на ее месте стал возводиться новый собор, здание которого было построено уже в 1150 году. Лиссабонское землетрясение 1755 года серьезно повредило собор, но он был отреставрирован.

Во внутреннем дворе (клуатре) по-прежнему ведутся активные археологические работы.

Каждое готическое окно имеет свою неповторимую конфигурацию узора:

В специальной капелле Собора похоронен Король Афонсу IV Храбрый (1291–1357) и его супруга Беатриш. Сей Король известен своими, мягко говоря, сложными отношениями с сыном Педру, о которых можно узнать в статье про монастырь в Алкобасе. Мне на глаза попались три саркофага:

гробница рыцаря Лопу Фернандеша Пашеку, соратника Короля Афонсу IV

гробница жены Пашеку Марии де Вилалобуш с часовником в руках

третья гробница принадлежит неизвестной принцессе, жившей в XV веке

В целом интерьер Кафедрального собора Лиссабона удивительно аскетичный. Из общего сурового ряда выпадает, на мой взгляд, лишь рождественский вертеп:

Рядом с Собором находится церковь Святого Антония (Igreja de Santo António):

Алфама — место, где в 1195 году родился Святой Антоний, покровитель Лиссабона наряду со Святым Викентием. Он более знаменит как францисканец Антоний Падуанский. На том месте, где как считается, он родился, стоит церковь постройки 1767 года. Святой Антоний является покровителем бедных и путешествующих. К нему обращаются как к помощнику в обретении утраченных ценностей. С конца XIX века распространился обычай называть пожертвования на бедных, собранные в церкви, «хлебом Святого Антония».

Завершаю рассказ о лиссабонском районе Алфама упоминанием церкви Непорочного Зачатия Девы Марии (Igreja de Nossa Senhora da Conceição Velha) на улице Алфандега. Фасад здания считается одним из лучших творений в стиле мануэлино, сохранившимся после землетрясения 1755 года. Это сказочно красивый стиль, в котором есть немного от готики, Ренессанса и мавританской архитектуры. Он получил свое название в честь Короля Мануэла I, при котором Португалия проложила морской путь в Индию и вошла в свой Золотой Век.

Замок

Замок Святого Георгия

порт. Castelo de São Jorge

38°42′50″ с. ш. 9°07′59″ з. д.HGЯOL

Страна

  • Португалия

Местоположение

Лиссабон

Замок Святого Георгия на Викискладе

Замок Святого Георгия в Лиссабоне.

Замок Святого Георгия (порт. Castelo de São Jorge) — крепость в черте Лиссабона, историческое ядро города. Замок расположен на высоком холме и виден практически из любой точки города. Место, на котором стоит замок, было укреплено с древности и служило крепостью римлянам, вестготам, а потом и маврам. До того как первый король Португалии Афонсу Энрикеш при помощи крестоносцев захватил замок в 1147 году, тут располагалась резиденция мавританского эмира. Исторический Лиссабон в мавританский период развивался на крутом склоне между замком Святого Георгия и Тежу, позднее этот район получил имя Алфама. Культ святого Георгия пришёл в Португалию после заключения Виндзорского договора: Георгий Победоносец считается покровителем Англии. Замок оставался королевской резиденцией до тех пор, пока в XVI веке на Торговой площади не был построен дворец Рибейра, впоследствии разрушенный Лиссабонским землетрясением.

Панорама всего замка Святого Георгия
> См. также

  • Синтра
  • Замки в Португалии

> Примечания

Замок Святого Георгия

Пожалуй, если говорить о том, что такое сердце Лиссабона, то это, несомненно, замок Святого Георгия (каштэ́лу дэ са́у жо́рже). Крепость, с которой началась история города.

Вознаграждением за подъемы по крутым и узким улочкам вам послужат завораживающие виды из замка Святого Георгия. По толстым стенам замка можно гулять, видна серебристая нить Тежу, и океан черепичных крыш Лиссабона.

Сложно сказать, кто первым заприметил такое стратегическое расположение холма в устье реки Тежу. Одни из археологических находок свидетельствуют, что уже в 7 веку до н.э. здесь жили люди. Первые защитные сооружения появились во времена римской империи. Сохранились подтверждения, что во время войны римлян с лузитанами холм опоясывала защитная стена.

В 8 веке арабы расширили римскую стену и возвели цитадель-алкасар. Замок был защищен крепостной стеной, вокруг которой был ров. Попасть внутрь можно было по мосту.

Для пущей защиты, вокруг города строят еще одну стену протяженностью 1250 м, с шестью арочными воротами — Cerca Velha (Старая стена).

До наших дней сохранилось несколько фрагментов. Один из которых вы сможете увидеть в патио Pátio D. Fradique в Алфаме, другой рядом со смотровой площадкой Порташ ду Сол, этот фрагмент послужил фундаментом для церкви.

Мавританское укрепление не помешало в 1147 году первому королю Португалии Афонсу Энрикешу осадить замок. Четыре месяца португальцы пытались отвоевать замок у мавров. Войско короля состояло из 27 тысяч человек, из которых 13 тыс. были крестоносцами, направлявшимися на Святую Землю.

Как гласит легенда, крестоносцы захватили замок Святого Георгия благодаря подвигу рыцаря Мартим Мониж, который доблестно отдал жизнь ради победы своего короля. Панно, на котором запечатлен этот момент, вы можете увидеть на стене церкви, на смотровой площадке Санта Лузия.

В 1255 году Лиссабон становится столицей Португалии, а крепость — королевской резиденцией Афонсу III.

В начале XIV века король Диниш I перестраивает аскетичную мавританскую крепость во дворец Alcáçova. В средние века в 1375 году по приказу короля дона Фернанду возводят еще один пояс крепостных стен вокруг разросшегося Лиссабона.

Строительство длилось два года. Стены служили для защиты от нападений и грабежей армии кастильского короля Дона Энрике. И город выстоял в нескольких осадах настойчивых кастильцев. Стена длиной 5400 метров с 77-ю башнями получила название Cerca Fernandina или просто Новая стена (Cerca Nova).

В Конце XIV века Жуан первый женится на английской принцессе Фелипе Ланкастер. В это же замку дают христианское имя в честь Святого Георгия, покровителя рыцарей.

В башне Torre de Ulisses или как её именовали при Фернанде III — Torre do Tombo, сегодня располагается камера обскура, где проецируют панорамы Лиссабона (сеансы проводят на нескольких языках — английский, французский, испанский). А в те далекие времена здесь был архив, где хранились наиболее важные королевские документы.

В стенах дворца играли королевский свадьбы, устраивали приемы, здесь же король Мануэл I чествовал вернувшегося из успешной экспедиции мореплавателя Вашко де Гамма.

С этого момента начался золотой век Португалии. Именно в это время строятся легендарный монастырь Жеронимуш, Белемская башня, а так же огромный королевский дворец Рибейра, там, где сегодня находится Terreiro do Paço (старое название — Praça do Comércio).

См. также:
Экскурсии по Лиссабону от DiscoverPortugal.RU. С нами вы узнаете настоящий город, не только его историю, но то, чем он живет.
Индивидуальные экскурсии по Лиссабону

Королевский двор покидает стены крепости и перебирается в комфортабельные апартаменты на берегу Тежу. Постепенно замок Святого Георгия теряет свое значение, землетрясение 1531 года, повредившее замок только ускорило этот процесс.

Юный романтично настроенный король Себастьян хотел вернуть былое значению замку и даже приказал провести восстановительные работы. Но он так и не вернулся с поля битвы, аккурат в это время Португалия попадает под гнет испанцев, которые разворачивают в стенах замка казармы и тюрьму.

Пришедший в упадок замок Святого Георгия не пощадило и землетрясение 1755 года. Оно разрушило большую часть построек крепости, в том числе и крепостные стены.

Те фрагменты, которые сохранились — «вросли в город». Бывшие ворота стали арками в Алфаме, а части крепостной стены послужили основанием для новых зданий, например, сегодня часть стены Fernandina можно увидеть внутри коммерческого центра Espaço Chiado.

В конце XVIII века в цитадели размещается благотворительная организация Casa Pia, которая обучала бедных детей-сирот. На руинах крепости местные жители возводят всевозможные постройки: времянки, склады, кладовые.

16 июня 1910 года за несколько месяцев до свержения монархии в Португалии, последний король дон Мануэл II издаёт закон о классификации национального достояния, в список которого одним из первых включает замок Святого Георгия.

И лишь в 1938 году уже по распоряжению Салазара началась реставрация района. Весь «новодел» сносят, восстанавливают стены замка, начинают археологические раскопки, разбивают сады устанавливают монументы королям. То, что мы видим с вами сегодня — умело восстановленные стены некогда великой крепости.

На площади, куда попадаешь после того как отстоял в очереди и прошел через турникеты, установлена статуя Афонсу I, тому самому королю, который отвоевал цитадель у мавров. Около стен на парапетах установлены пушки.

В старом крыле королевского дворца Alcáçova расположился ресторан Casa do Leão, что в переводе означает «дом льва». Название имеет исторические корни, здесь король Афонсу V держал львов, привезенных в качестве трофея из Африки.

В соседнем крыле находится археологический музей, где представлены все находки, найденный при раскопках в стенах замка. Если честно ничего интересного черепки, фрагменты плитки, кости.

Павлины, волочащие свои длинные хвосты и перелетающие с ветки на ветку над посетителями замка, колоритное дополнение довольно пустой территории крепости. В само сердце замка Святого Георгия — цитадель, куда попадаем по мощеному мосту, раскинувшемуся над давно пересохшим рвом.

Здесь можно смело забираться на стены и осматривать замок и город с высоты, как некогда это делали караульные. В одной из стен цитадели сохранили ту самую дверь, с помощью которой португальцы завладели замком — Porta Martim Moniz.

На территории замка часто проводятся средневековые инсценировки, стреляют из лука и устраивают театральные представления.

Если вы пришли в замок ближе к вечеру, то обязательно останьтесь посмотреть закат. Со стен замка он выглядят еще более величественным.

А если до заката еще далеко, то отправляйтесь бродить по крохотным улочкам района Castelo, где местные жители вывешивают у дверей клетки с канарейками, кашпо с геранью, из окон доносится бурчанье телевизора или шумные голоса. А соседки переговариваются через балкончики, и сетуют на зевак, которые нарушают их покой.

Leave a Comment