Ливадийский дворец

Краткая предыстория

  1. До 1861 года Ливадия принадлежала графу Льву Потоцкому, влиятельному сановнику и дипломату.
  2. После его смерти поместье было выкуплено у его наследниц министерством императорского двора и уделов, чтобы Александр Второй мог сделать красивый подарок своей больной супруге.
  3. Императрица Мария Александровна страдала туберкулезом, и ей был настоятельно рекомендовано отдыхать у теплого моря, среди гор и хвойных лесов.
  4. По проекту придворного архитектора Ипполита Монигетти был перестроен старый дом Потоцкого, и новое сооружение стало именоваться Большим Дворцом.
  5. Рядом был воздвигнут Малый Дворец наследника, который был решен в восточном стиле а ля Бахчисарай и ряд других архитектурных построек.

Из всего комплекса, воздвигнутого талантливым Ипполитом Монигетти, сохранилось немногое. Русский архитектор, талантливый художник много работал по заказам царской семьи и высшей аристократии. В своих отчетах о работе в Ливадии он отмечал, что большая часть построек возведена «во вкусе татарской избы». Ипполит Антонович был вдохновлен крымским романтизмом, и на основании богатого опыта и многочисленных путешествий строил с русской душой и восточными мотивами.

Крестовоздвиженская церковь в Ливадийском дворце

Наследие Монигетти — Крестовоздвиженская домовая церковь

Главный Ливадийский дворец, построенный Ипполитом Антоновичем, не сохранился. Его съела сырость из-за высокого уровня грунтовых вод, и в 1909 году было принято решение его разобрать. Однако сохранилось одно из самых интересных и значимых сооружений ливадийского наследия, Крестовоздвиженская домовая церковь, построенная Монигетти в 1863 году. Известный писатель и путешественник Е. Марков, посетивший Крым, так описывал это строение: «Церковь при Дворце крошечная, но изящная как игрушка. Это настоящий образец византийско-русского стиля».

Маленький размер строения был обусловлен тем, что храм предназначался только для императорской семьи и ее ближайшего окружения. Квадратная, однокупольная церковь была богато украшена: иконостас из белого резного мрамора, более 50 святых образов с тремя большими панно, литые врата с паникадилом из бронзы, дорогие ковры, привезенные из самого Парижа. В центре церковного свода голубое с золотом небо, на котором выделялся монографический символ Иисуса Христа. В храме покоились бесценные реликвии, мощи святых, привезенные в дар монаршей семье из далекой Палестины и от потомков грузинских царей.

Интересные факты:

  • В маленькой церквушке молились три поколения русских царей, семьи Александра Второго, Александра Третьего и Николая Второго.
  • Осенью 1894 года в Ливадию привезли умирающего императора Александра Третьего. Тут же в храме Воздвижения Креста после смерти отца Николай Второй принес присягу на верность Отечеству.
  • Сам великий Иоанн Кронштадтский отслужил молебен по миротворцу Александру Третьему и помазал на царствование Николая Второго.
  • Этот же священник, почитаемый святым еще при жизни, совершил миропомазание Гессенской принцессы Алисы и нарек ее императрицей Александрой Федоровной. Во время богослужения присутствовала ее сестра Елизавета Федоровна, ставшая впоследствии великомученицей, в 1918 году ее живую сбросили в Алапаевскую шахту.

Зимний вид Ливадийского дворца

Освещено здание церкви было по желанию Марии Александровны в один из самых известных и почитаемых праздников Воздвижения Креста Господня, отсюда и пошло ее название, но главной ее особенностью было соединение коридором с кабинетом великого императора Александра Романова.

Во времена формирования Советской власти в Ливадии открыли санаторий, здесь лечили крестьян и церковь закрыли на долгие годы. Здание использовалось в разных целях от склада до сварочной мастерской, но с 1991 года красота храма вновь восстановлена и радует всех верующих прихожан, посещающих крымскую Ливадию.

Ливадийский Дворец — эпоха архитектора Краснова

Император Николай Второй, получил в наследство крымскую резиденцию в качестве летней дачи, но старые постройки не удовлетворяли запросы царской семьи и было принято решение о сносе старого и постройке нового величественного Ливадийского Дворца. Проект летней резиденции был поручен известному крымскому архитектору Николаю Краснову, автору проектов многих общественных зданий и элитных особняков.

Основная идея будущего Дворца была навеяла путешествием Николая Второго в Италию, где его поразила величественная архитектурная красота Турина и Флоренции. Архитектору Краснову была поставлена задача, спроектировать дворец в духе итальянского возрождения, но с учетом всех современных веяний 20 века. Проект был готов в кратчайшие сроки и в декабре 1909 года без нареканий и с похвалой утвержден для строительства монаршей рукой.

Николая Петровича Краснова можно, без преувеличения, назвать героем своего времени, гением архитектуры с феноменальным природным талантом. Выходец из простой крестьянской семьи в 12 лет попал в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где училась только высшая творческая элита России. В 24 года он уже занял пост главного архитектора Ялты и занимался строительством дач для представителей самых знатных родов российской империи. За время своей деятельности в Крыму он возвел свыше 60 значительных архитектурных сооружений, дошедших до наших дней.

При проектировании Ливадийского Дворца перед Красновым стояла сложнейшая задача. На место небольшого старого здания поместить величественную постройку с учетом сложного рельефа местности и разрушающего действия грунтовых вод. Он взял за основу четырехугольное ядро внутреннего дворика и нарастил вокруг него сложную систему архитектурных объемов. Выполнив все пожелания заказчика, он сумел совместить в проекте стили историзма и модерна, включить все свои творческие идеи и технические решения.

23 апреля 1910 года – день торжественной закладки строительства дворца. Николаю Краснову были даны широкие полномочия, но и поставлены жесточайшие сроки. На возведение грандиозного строения было отведено 17 месяцев, и помимо главного дворца необходимо было возвести ряд других важных построек, включая электростанцию, проложить дороги, облагородить парк и обставить все помещения необходимой мебелью и оборудованием. Удивительно, но Краснов как былинный богатырь, сражаясь с силами природы, холодной и снежной зимой, эпидемией холеры и потоками грунтовых вод, идеально организовал строительство. К концу лета 1911 года, точно в срок установленный заказчиком, Дворец был представлен Николаю Второму и его приближенным.

Итальянский дворик в Ливадийском дворце

Экспозиция Ливадийского дворца — архитектурные стили и вехи истории

В период с 1911 по 1914 годы царская семья ежегодно отдыхала в ялтинской резиденции. Император с детства любил это поместье, но после того как вложил сюда 2 600 000 рублей серебром из личных средств, стал ценить его еще больше. Дворец был построен с применением технологических хитростей, камень пропитывался специальным составом, а итальянские и отечественные мастера вручную трудились над отделкой каждого сантиметра.

Величественное строение, построенное практически по мановению волшебной палочки, делилось на два этажа и включало в себя:

Кабинет Франклина Рузвельта

  • Вестибюль в стиле Итальянского Возрождения с массивными двухстворчатыми дверями и большим камином из белого мрамора.
  • Парадную столовую как самый большой зал Дворца, в котором главный акцент сделан на декоративной лепнине потолка с элементами растительных и геометрических орнаментов. В столовой всегда было много света за счет больших арочных окон и дверей, интерьер дополнялся четырьмя колонами и великолепной статуей Пенелопы работы немецкого скульптора Бруггера. На протяжении многих десятилетий зал вносил свою лепту в мировую историю и в феврале 1945 года послужил местом встречи глав трех великих держав. Ялтинская конференция, где встретились лидеры СССР И.Сталин, США Ф.Рузвельт и Великобритании У.Черчилль решала судьбу побежденной Германии, Европы в целом и дальнейшее обустройство мирового пространства.
  • Приемный кабинет с ожидательной комнатой были отделаны панелями из красного дерева. В центре помещения огромное зеркало над мраморным камином, украшенное резьбой и античными скульптурами. В период конференции кабинет служил спальней президента США Ф.Рузвельта.
  • Бильярдную, обшитую каштановым деревом, и выдержанную в стиле Тюдоров с расписным потолком использовали в качестве столовой для президента. Тут были подписаны важные итоговые документы Ялтинской Конференции.
  • Итальянский дворик, который был задуман как место для прогулок и отдыха царской семьи, выдержан в стиле эпохи Возрождения. В центре мраморный фонтан, он него расходятся прямые дорожки в разные части дома. В этом дворике 9 февраля была сделана известная фотография «Большая Тройка».
  • Арабский дворик, который не предназначался для прогулок, а служил только источником света, был украшен великолепными плитами с восточным орнаментом и включал в себя маленький мраморный фонтан «Мария».

Кабинет императрицы

На втором этаже Ливадийского Дворца располагались другие значимые помещения. Среди них:

  • Рабочий кабинет императора, который Николай Второй считал удачей архитектора и лучшей комнатой Дворца. Помещение сохранило торжественность и в наше время за счет массивного камина в духе модерна, богатой отделки зеленым камней, бронзой и панелями маренного клена.
  • Гостиная и кабинет императрицы отличались легкостью и изяществом, отделка в теплых тонах из светлых пород ясеня и клена. Из всех предметов мебели императрицы до наших дней сохранился трехстворчатый стеклянный шкаф со встроенными стеклами, а в кабинете с камином овальные зеркала и акварельные картины.
  • Спальня их Императорских Величеств выполнена в белых тонах, на стенах богатые лакированные панели, а в угловой нише массивная кровать. Сохранился камин, обделанный кленом и некоторые предметы мебели. Из спальни был выход на широкий балкон, где семья Романовых любила устраивать обеды и семейные чаепития.
  • Классная комната Великих княжон полностью отделана дубовым массивом, а петербургские мастера изготовили венскую мебель в соответствующем стиле. Царственные родители уделяли большое внимание образованию детей, и сам архитектор Краснов преподавал им азы рисования.
  • Библиотека в духе аристократической строгости и простоты. Книжные шкафы из красного дерева полностью опоясывают стены, создавая ощущение сплошной деревянной обшивки. Фотография была одним из главных увлечений царственных особ, в библиотеке и в других комнатах дворца сохранилось множество любительских фото об отдыхе императорской семьи в Ливадии.
  • Малая столовая была любимым местом для семейных обедов и уютных посиделок, она скромно отделана тисовым деревом, а главным акцентом комнаты служит камин с керамической плиткой. Большой обеденный стол никогда не пустовал, императорская семья была хлебосольной, и до наших дней сохранились предметы из царских сервизов с вензелем «Ливадия».

Ливадийский парк

Ливадийский парк в своей красоте

Также к прилегающей территории дворца относится Ливадийский парк, который занимает 40 гектаров, заложенный знаменитым садоводом Делингером. На территории парка произрастает много разных видов деревьев, включая Ливанские и Гималайские кедры, сосна крымская, пицундская, секвойядендрон, земляничник крупноплодный и много других растений. От парка в сторону Ласточкиного гнезда начинается Царская тропа, другое название «Солнечная». Её создали специально для прогулок царской семьи, которые любили подышать свежим морским воздухом.

История Ливадийского дворца уникальна и многогранна, в 2011 году комплекс отпраздновал свой 100-летний юбилей. Основная деятельность смотрителей музея направлена на сохранение культурного наследия, на изучение и реставрацию документов и памятников архитектуры. Сегодня Ливадийский Дворец — это всемирно известный культурный центр Республики Крым, популярный исторический музей, часто посещаемый российскими и иностранными туристами.

Информация о работе дворца

Для просмотра работают выставки:

  • Царская охота»
  • «Возвращение»
  • «Дар в память о царской семье Николая II»
  • «Моя история. Романовы»

Основные экспозиции:

  • «Крымская конференция руководителей трех союзных держав — СССР, США и Великобритании»
  • «Романовы в Ливадии»

Ливадийский дворец работает: с 10:00 до 16:00;
Выходные дни: понедельник, среда;

Телефоны для заказов групповых экскурсий:
+7 (978) 761-81-71;
+7 (3654) 31-55-81;
8 (3654) 31-55-81.

Как добраться до Ливадийского дворца

До Ливадийского дворца можно добраться на автобусе №100 ул. Стахановская(Массандра) — Ливадия (Дворец).
Маршрутное такси №11 Автовокзал — пгт Ливадия — Ореанда.

Ливадийский дворец в Крыму – роскошная усадьба царской семьи

Адрес: Россия, республика Крым, посёлок Ливадия, ул. Батурина, 44а
Начало строительства: 1902 год
Окончание строительства: 1916 год
Строитель: Краснов Н.П.
Координаты: 44°28’04.0″N 34°08’37.0″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

История шикарного архитектурного объекта под названием Ливадийский дворец начинается с 1834 года, когда город Ливадия на полуострове Крым стал собственностью богача-поляка Льва Потоцкого.

По его указке был выстроен дворец, ставший воплощением в реальность проекта архитектора по фамилии Эшлиман. Вокруг дворца был разбит парк, занимавший более 40 га.

Впоследствии поместье перешло в собственность супруги императора Александра II. По ее решению началось ведение работ по перестройке существующего дворца и возведению нового, Малого дворца, над проектом которого трудился архитектор Монигетти. Новое здание предназначалось для будущего правителя – Александра III.

Главный фасад дворца

Однако и внешний вид, и внутреннее оформление Малого дворца не отличалось оригинальностью – в некотором роде он был копией Бахчисарайского дворца, служившего в те годы образцом для возведения построек.

К началу XX столетия Большой Ливадийский дворец обветшал, а Малый оказался неспособным к удовлетворению всех запросов царской семьи – он действительно не отличался солидными размерами. Поэтому в 1904 году его владельцы решили снести Большой дворец полностью и на его месте выстроить новый. Теперь всеми архитектурными работами заведовал Краснов Н.П. Разработав проект дворца в итальянском стиле Ренессанс, он представил его целым ансамблем разнообразных сооружений. Помимо самого здания Большого дворца, частями этого ансамбля стали дворец – имение барона Фредерика, и свитский корпус.

Северный фасад дворца

Все они возводились одновременно, а в 1872 году ансамбль был дополнен итальянским двориком и дворцовой крепостью Воздвижения Честного Креста. Ворота, служащие входом во внутренний итальянский дворик, являются конструкцией итальянской сборки, и в 1750 году они были привезены из Вероны. Параллельно с работами по возведению нового Большого дворца велись и другие, связанные со строительством Зимнего театра, электростанции, завода по изготовлению льда, и полному обновлению хозяйственно-технической базы царского имения.

Результатом труда архитектора Краснова и руководимых им мастеров стало здание Белого дворца со 116-ю отдельными помещениями, 3 малых световых двора и большой внутренний двор. Все внутренние помещения дворца декорированы разнообразными элементами – это были деревянные панели, мраморные камины, лепные украшения и др. Но, несмотря на всю масштабность сооружения, оно имело всего 5 парадных комнат:

  • Кабинет императора;
  • Вестибюль;
  • Белый зал (столовая);
  • Диванная;
  • Английская бильярдная.

Итальянский дворик

Малое количество парадных комнат объясняется тем, что царская семья посещала Крым только с целью отдыха. Датой окончания строительных работ по возведению Ливадийского дворца считается 14 сентября 1911 года. В тот же день он был освящен.

Оформление итальянского дворика

На рубеже XIX – XX столетий в архитектуре появляется новое направление – теперь становится модным проектировать жилые строения в необычной последовательности, называемой зодчими «изнутри наружу». Это означает, что первым делом разрабатывался проект фасада здания, а затем – его внутренняя планировка. Такому нововведению подчинился и Краснов, работая над проектом Белого Ливадийского дворца. Принимая во внимание все правила стиля эпохи Возрождения, мастер обустраивает композиционный центр комплекса в виде патио – внутреннего итальянского дворика, и присоединяет к нему множество разных по габаритам помещений.

Сам итальянский дворик со всех сторон окружен арками, а радиальные дорожки, изготовленные из плит диорита и выложенные в виде мозаики, сходятся в его центре. Для отдыха на территории дворика предусмотрены мраморные скамьи причудливой формы.

Восточный фасад дворца

Но помимо патио Ливадийский дворец имеет еще одну интересную особенность – арабский внутренний дворик-колодец. Он является своеобразным осветителем помещений, не имеющих выхода на улицу.

Планировка 1-го этажа Ливадийского дворца

Первый этаж Ливадийского дворца представлен такими помещениями, как:

  • Парадная ожидательная;
  • Белый зал;
  • Парадный кабинет императора;
  • Бильярдная;
  • Кабинет-лаборатория Рузвельта.

При оформлении Парадной ожидательной мастера использовали цвет «темный орех» и в тон к нему подобрали темную драпировочную ткань. Выдержанная в стиле Ренессанса, эта комната украшена крупными орнаментальными деталями. Например, на деревянном потолке можно увидеть розетты, а на стенах – выступающие карнизы, предназначенные для установки картин и выставок поделок царских детей.

Неотъемлемой частью каждой комнаты Ливадийского дворца в Крыму являются камины. Но оформлены они все по-разному.

Южный фасад дворца

Так, в Парадной ожидательной камин отделан мрамором темно-зеленого цвета и обложен бронзой. И такое сочетание материалов не было вычурным – оно отлично гармонировало и с темной драпировкой, и с панелями стен. В целом, интерьер данной комнаты выдержан в теплых тонах, а настоящим ее украшением является ажурная люстра, изготовленная в Италии из муранского стекла и привезенная во дворец по заказу.

Интерьер Белого зала, или столовой, является уникальным в своем роде – ни одно из помещений Ливадийского дворца не имеет похожих деталей. Торжественный тон всему помещению задают четыре огромные колонны, украшенные мраморными капителями коринфского ордера, и камин, выполненный в итальянском стиле. Потолок Белого зала отделен от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных российских губерний. Для освещения столовой за поясом были размещены электролампы – на этом настоял Краснов. Если бы помещение освещали обычные люстры и настенные светильники, ему не удалось бы выделить рельефы потолка и стен комнаты. Однако самым настоящим украшением Белого зала в Ливадийском дворце стала скульптура Пенелопы, установленная в нише на восточной стороне помещения.

Парадный кабинет императора выполнен в строгом стиле жакоб. Двери комнаты, диван и зеркало в ней отделаны красным деревом с оттенком бронзы, а верх стен украшен золотистым шелком. На потолке присутствует рельефный орнамент, а завершает его люстра, изготовленная из таких дорогих материалов, как хрусталь и позолоченная бронза. Интересными деталями кабинета, предназначенного для императора, были кресло с пюпитром, обеспечивающее удобство во время чтения, и камин из белого мрамора, перевезенный из старого дворца. Чтобы подчеркнуть стилистическую особенность императорского кабинета от других комнат, архитектор решил установить камин так, чтобы его верхняя плита опиралась на 4-гранную колонну, венцом которой служило скульптурное изображение головы.

Что касалось бильярдной комнаты Ливадийского дворца, она была оформлена в английском стиле, — тогда так было модно. Стены игрового помещения мастера обшили резным деревом, конкретно – каштаном. Но над потолком они потрудились так, что он только кажется деревянным. На самом деле он изготовлен из прессованного картона и раскрашен масляными красками.

Бильярдная. В этой комнате состоялось подписание итоговых документов Крымской конференции

Интерьер помещений, расположенных на 2-м этаже Ливадийского дворца

Второй этаж Ливадийского дворца состоит из следующих комнат:

  • Верхний кабинет императора;
  • Рабочий кабинет императрицы;
  • Опочивальня Их Величеств;
  • Будуар императрицы;
  • Малая семейная столовая.

Обустройство кабинета императора, расположенного на верхнем этаже Ливадийского дворца в Крыму, полностью отражало и стиль эпохи Модернизма, и вкус самого императора. Интерьер данной комнаты выполнен в неброском серо-зеленом цвете с добавлением теплых оттенков в окружающие предметы: камин оформлен темной бронзой, а мебель обита серой тканью. Вся мебель в кабинете расставлена так, что его пространство разделилось на две зоны – для работы и для отдыха. Место для отдыха было обустроено перед светло-зеленым диоритовым камином. «Изюминкой» Верхнего кабинета императора является ковер ручной работы, подаренный дому Романовых персидским шахом.

Рабочий кабинет Императора

В интерьере Рабочего кабинета императрицы преобладают светлые породы дерева – они осветляют комнату и делают ее нарядной. Облицованный белой плиткой камин обрамлен рамкой из деревянной ясеневой этажерки, в верхней части которой вмонтировано зеркало. В кабинете императрицы стоит специальный письменный стол со встроенной доской для рисования, ведь его хозяйка очень любила рисовать.

Спальная комната, или Опочивальня Их Величеств, — не менее шикарная комната Ливадийского дворца. Выполненная в светлых тонах, она обставлена кленовой мебелью из выбеленного дерева. Стены опочивальни обтянуты нежной хлопковой тканью с набивным рисунком. Брачное ложе представлено 2-мя смежными кроватями под шелковым балдахином. Зеленый камин, обрамленный этажеркой и кленовыми шкафчиками, одновременно служит и цветовым акцентом этой комнаты, и ее украшением. Царская Опочивальня в свое время имела маленький секрет – это была так называемая тревожная кнопка, нажатием которой вызывалась охрана.

Парадная ожидательная. Во проведения Крымской конференции в зале был размещен кабинет американского президента

Будуар императрицы был предназначен для семейных посиделок и использовался как гостиная. Со светлой отделкой этой комнаты прекрасно гармонирует рояль белого цвета. А появился он здесь не случайно, ведь хозяйка дома была талантливой пианисткой. Шикарные картины, оригинальные вазы, изысканные детали декора – всё выдавало хороший вкус императрицы.

В оформлении Малой семейной столовой использовано тисовое дерево, обработанное в мастерской умельца Шиллинга. Как и в других комнатах, в небольшой уютной столовой стоит камин, облицованный керамической плиткой и обрамленный темным металлом. Украшением этой комнаты служит буфет с необычными резными элементами.

Список дворцов Крыма

Ласточкино гнездо

Ливадийский дворец

Воронцовский дворец

Юсуповский дворец

Массандровский дворец

Ханский дворец

Дворец Дюльбер

Рейтинг достопримечательности

Дворец

Ливадийский дворец

44°28′04″ с. ш. 34°08′37″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия/Украина

Посёлок

Ливадия

Архитектурный стиль

неоренессанс

Строитель

Николай Краснов

Дата основания

XIX век

Статус

Памятник истории и культуры Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 911510368650016 (ЕГРОКН)

Памятник культурного наследия Украины национального значения. Охр. № 010037-Н

Сайт

ливадийский-дворец.рф

Ливадийский дворец на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Дворец Потоцких.

Ливади́йский дворе́ц — бывшая южная резиденция российских императоров, расположенная на берегу Чёрного моря в посёлке Ливадия в Ялтинском регионе Крыма в 3 км от Ялты.

Дворец в лёгком «итальянском» стиле выстроен в конце XIX вв. под руководством И. Монигетти и Н. П. Краснова. Соперничает с Воронцовским дворцом за звание самой роскошной резиденции Крыма. Место проведения Ялтинской конференции союзников, определившей контуры послевоенного устройства мира.

История

В 1834 году Ливадия (Ливадия с греческого — полянка, лужайка) была куплена у командира греческого Балаклавского батальона Феодосия Ревелиотти графом Львом Севериновичем Потоцким. В имении Потоцкого по проекту Ф. Ф. Эльсона был построен господский дом, оранжереи, а также заложен ландшафтный парк.

Первая императорская резиденция

Крестовоздвиженская домовая церковь. 1863 г. Архитектор И. А. Монигетти.

С 1861 года Ливадийское имение стало летней резиденцией императора Александра II и императорской семьи. По проекту Монигетти дом Потоцкого был перестроен (Большой дворец), построен дворец Наследника (Малый дворец), Свитский дом и кухня. Также в этот период была построена Крестовоздвиженская церковь. Архитектором ливадийской резиденции с 1871 года служил архитектор А. Г. Венсан, которым были возведены дача «Эриклик», звонница Крестовоздвиженской церкви (по проекту Д. И. Грима), Рущукская колонна, Вознесенская церковь в Ливадии и другие постройки.

Последняя фотография царской семьи Романовых при живом Александре III в Ливадийском дворце. Слева направо: цесаревич Николай, великий князь Георгий, императрица Мария Фёдоровна, великая княжна Ольга, великий князь Михаил, великая княжна Ксения и император Александр III. Ливадия, Крым. Май 1893

В 1894 году в Ливадии скончался Александр III.

Вторая императорская резиденция

В 1911 году по проекту ялтинского архитектора Николая Петровича Краснова для императора Николая II был построен новый Белый дворец.

По некоторым данным, император Николай II потратил на дворец около 4 млн золотых рублей. Одним из помощников Н. П. Краснова стал молодой человек по имени Александр Ротач, который впоследствии стал знаменитым художником и реставратором.

Малый Ливадийский дворец до разрушения

В период между 1902—1916 гг. в Ливадии были построены дворец министра двора барона Фредерикса, Свитский (Пажеский) корпус и целый ряд других построек. Большой дворец был разобран в 1910 году (на его месте был построен Белый дворец), а Малый дворец был уничтожен в годы Великой Отечественной войны.

В соответствии со статьёй 412 (по продолжению) тома X части 1 Свода законов Российской империи, Ливадия являлась дворцовым имуществом Императорского Дома, составляла личную собственность особ Императорского Дома и могла быть завещаема и делима по частям.

Гражданская война в России

После свержения большевиками Временного правительства на территории Ливадийского дворца располагались органы министерства земледелия. 30 апреля 1918 года в Ливадию вступили германские войска, сразу же приступившие к разграблению дворца. В ноябре того же года при поддержке союзников её заняли белогвардейцы.

Советский период

В 1925 году в бывшем царском дворце был открыт санаторий для крестьян, в 1931 году преобразованный в климатический лечебный комбинат. В 1927 году дворец посетил В. В. Маяковский, в 1928 году — М. Горький.

Белый зал. Место проведения пленарных заседаний Крымской конференции. Владимир Путин и Сильвио Берлускони во время осмотра дворца, сентябрь 2015 г.

С 4 по 11 февраля 1945 года в Ливадийском дворце проходила Ялтинская конференция руководителей трёх союзных держав — СССР, США и Великобритании (И. В. Сталин, Ф. Д. Рузвельт, У. Черчилль), а также проживала американская делегация во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом.

В 1953 году был вновь открыт санаторий. 16 июля 1974 года по решению ВЦСПС и Центрального Совета по управлению курортами профсоюзов Ливадийским дворец был открыт для посетителей с 2 отделами — историко-мемориальньм (размещённым в парадных залах дворца, где была открыта экспозиция «Крымская (Ялтинская) конференция 1945 года») и выставочным.

Современный период

В 1993 году Ливадийский дворец получил статус музея. 16 июля 1994 года в бывших личных комнатах царской семьи на втором этаже дворца была размещена экспозиция «Романовы в Ливадии», рассказывающая о пребывании в Ливадийском имении трёх поколений российских императоров.

В настоящее время посетители дворца-музея могут познакомиться с двумя экспозициями. На первом этаже — в парадных залах дворца, размещена экспозиция, повествующая о ходе работы Ялтинской конференции 1945 года, и о пребывании американской делегации во главе с президентом Ф. Д. Рузвельтом в Ливадийском дворце. На втором этаже дворца — в личных комнатах семьи Николая ΙΙ, экспозиция рассказывает о жизни и отдыхе в Ливадии российских царей и членов их семей.

В Белом зале дворца (месте, где проходили исторические заседания Ялтинской конференции 1945 года) регулярно проходят саммиты глав государств. С 2004 года в Ливадийском дворце проходили ежегодные встречи Ялтинской Европейской Стратегии (YES). С 2014 года встречи Ялтинской Европейской Стратегии проходят в Киеве.

5 февраля 2015 года на территории дворцово-паркового ансамбля был открыт памятник И. В. Сталину, Ф. Д. Рузвельту и У. Черчиллю. Автором композиции является российский скульптор Зураб Церетели.

19 мая 2015 года у главного входа в Ливадийский дворец был открыт памятник-бюст императору Николаю II . Он изготовлен по модели скульптора А. А. Апполонова из искусственного камня и бронзирован. Постамент из мрамора.

18 ноября 2017 года в присутствии президента Российской Федерации Владимира Путина на территории парка Ливадийского дворца был открыт памятник императору Александру III.

Примечания

  1. Данный географический объект расположен на территории Крымского полуострова, бо́льшая часть которого является объектом территориальных разногласий между Россией, контролирующей спорную территорию, и Украиной. Согласно федеративному устройству России, на спорной территории Крыма располагаются субъекты Российской Федерации — Республика Крым и город федерального значения Севастополь. Согласно административному делению Украины, на спорной территории Крыма располагаются регионы Украины — Автономная Республика Крым и город со специальным статусом Севастополь.
  2. Слюнькова И. Н. Эриклик в Ливадии (посёлок Горный Крымского горнолесного заповедника // AKADEMIA/ Архитектура и строительство. — М.: Российская академия архитектуры и строительных наук, 2019. — № 1. — С. 18―25.
  3. Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е — 1917 годы): илл. биогр. словарь / Гос. науч.-исслед. музей архитектуры им. А.В.Щусева и др. — М.: КРАБиК, 1998. — С. 57. — 320 с. — ISBN 5-900395-17-0.
  4. Игорь Зимин. Царские деньги. Доходы и расходы Дома Романовых. — М.: Центрполиграф, 2011. — 688 с. — ISBN 978-5-227-02713-9.
  5. Ю. И. Сафронов. Александр Лукич Ротач. Петербургский художник, архитектор, писатель // История Петербурга : Журнал. — СПб., 2003. — Вып. № 5 (15). — С. 43—47.
  6. История Ливадии (недоступная ссылка). crimea-on-line.ru. Дата обращения 4 октября 2014. Архивировано 6 октября 2014 года.
  7. Крымское республиканское учреждение «Ливадийский дворец-музей» (недоступная ссылка)
  8. Путин открыл в парке Ливадийского дворца в Ялте памятник Александру III
  9. 1 2 Фильмы, снимавшиеся в Ливадийском дворце. kray32.ru. Дата обращения 4 октября 2014.
  10. И. А. Шошина. 01.09.2014г. В Итальянском дворике Ливадийского дворца-музея открыта экспресс-выставка «ЛИВАДИЯ — КИНЕМАТОГРАФИЧЕСКАЯ». (недоступная ссылка). livadia-palace.crimea.com. Дата обращения 28 декабря 2014. Архивировано 16 октября 2014 года.

> См. также

  • Цецилиенхоф
  • Осборн-хаус

Крым: Большой Ливадийский дворец (часть I)

В истории Большого Ливадийского дворца удивительным образом переплелись царский и советский периоды нашей страны, что стало основой для создания в стенах музея двух, казалось бы, несовместимых экспозиций. Одна из них посвящена семье последнего Российского императора, а вторая — Крымской (Ялтинской) конференции. Но начнем по порядку.

Админ

Земля, на которой стоит нынешнее здание Ливадийского дворца, до 1860 года принадлежала Льву Севериновичу Потоцкому — польскому магнату, принятому на службу русскому царю, и происходившего из той ветви старинного польского аристократического рода Потоцких, представители которой издавна симпатизировали России. Его отец, известный деятель Министерства просвещения и духовных дел при Александре I, граф Северин Осипович Потоцкий, был одним из основателей Харьковского университета. Мать, княгиня Анна Сангушко, урожденная Сапега, также принадлежала к польской знати.

В 1860 году Лев Потоцкий умер, и его дочери продают Ливадию Александру II, деду последнего Российского монарха. Александр II покупает Ливадию для своей супруги Марии Александровны. Из-за петербургского климата и частых родов к 37 годам у императрицы проявились все признаки туберкулеза, и врачи надеялись, что целительный климат Крымского Южнобережья окажется для Марии Александровны более полезным, чем пребывание на знаменитых курортах Европы.

Александр II с Марией Александровной и детьми, 1864 г.

Админ

Мария Александровна стала первой из венценосной владелицей Ливадии. Так сложилось, что с тех пор именно это имение стало любимым местом отдыха для трех поколений Романовых.

Скромная усадьба Потоцкого хоть и отличалась изысканностью построек и ухоженностью парка, но не соответствовала царским вкусам.

Дом Л.С. Потоцкого. Акварель. Л. Премацци, 1860 г.

Админ

Из Петербурга сюда присылают придворного архитектора Ипполита Антоновича Монигетти. За 4 года Монигетти проводит полную реконструкцию имения, перестраивает дом Потоцкого, превращая его в Большой Ливадийский дворец, облагораживает парк и возводит Малый дворец для наследника престола — будущего императора Александра III. В общей сложности под руководством Монигетти в Ливадии было возведено 70 различных построек.

Малый дворец по проекту Монигетти, 1860-е гг.

Админ

Приезд принцессы Алисы Гессенской в Ливадию 10 октября 1894 г. Акварель Михая Зичи (на фоне Большого Ливадийского дворца по проекту Монигетти)

Админ

В начале ХХ века Большой Ливадийский дворец приходит в аварийное состояние, и специальная комиссия принимает решение разобрать дворец до основания и на его месте возвести новый, более вместительный и комфортабельный. Для руководства строительством нового Ливадийского дворца был приглашен ялтинский архитектор Николай Петрович Краснов. К тому времени Краснов уже зарекомендовал себя как мастер по строительству в условиях сложного рельефа Южного берега Крыма, а также выполнил ряд заказов для родственников императора. И Николай Александрович останавливает свой выбор на Николае Петровиче.

Общая площадь нового дворца составила 6 тысяч кв.м. Если во дворце, спроектированном Монигетти, предусматривалось 35 помещений, то в новом строении по проекту Краснова их число выросло до сотни. Несмотря на внушительный объем работ, дворец был построен за неполные 17 месяцев, и уже осенью 1911 года семья императора приехала сюда первый раз.

Николай II приветствует офицеров полков, расквартированных на Южном берегу Крыма. 1912 г.

Админ Админ

Всего в новом Ливадийском дворце Николай II побывал 4 раза. В конце мая 1914 года император простился с Ливадией, рассчитывая вернуться сюда осенью, но с началом Первой мировой войны такой возможности у царской семьи не представилось.

После Октябрьской революции и национализации всех императорских и великокняжеских имений в стенах Ливадийского дворца был открыт первый в мире и единственный в советской России санаторий для крестьян. Под санаторные палаты были отданы личные апартаменты царской семьи.

Админ

В период оккупации Крыма фашистами, в Ливадийском дворце размещалась немецкая комендатура, госпиталь для солдат и офицеров вермахта, раненых под Севастополем. При отступлении фельдмаршал фон Манштейн приказал взорвать ряд стратегических объектов и три дворца — Ливадийский, Массандровский и Воронцовский. И только благодаря быстрому наступлению советских войск, воистину варварский план цивилизованных европейцев не осуществился. Солдаты советской армии увидели в Ливадии развалины Малого дворца и полностью сожжённые постройки имения.

Уцелел только Большой Ливадийский дворец, который уже в феврале 1945 года стал известен на весь мир как место проведения пленарных заседаний глав держав антигитлеровской коалиции. О Крымской (Ялтинской) конференции напоминает мемориальная доска у входа во дворец.

Админ Админ

После окончания Великой Отечественной войны здесь находился охраняемый объект №1 — дача Сталина. После его смерти в 1953 году дворец вновь становится частью профсоюзной здравницы «Ливадия». Первая музейная экспозиция была организована здесь только в 1973 году и посвящена Крымской конференции. Окончательно статус музея дворец получил в 1993 году, когда на втором этаже открылась экспозиция, посвященная семье Николая II.

Обычно экскурсию по Ливадийскому дворцу начинают с событий февраля 1945 года, а затем, поднимаясь на второй этаж в личные покои царской семьи, продолжают рассказ о том, как отдыхали в Ливадии представители дома Романовых.

Парадный вход во дворец оформлен мраморной аркой с четырьмя овальными картушами, на которых высечены инициалы семьи последнего императора России. С левой стороны в центре монограмма императора. Напротив, буквы «АА» — инициалы императрицы Александры Федоровны и наследника престола цесаревича Алексея. С левой стороны с края имена старших дочерей Николая II «ОТ» — великих княжон Ольги и Татьяны. Соответственно, с другой стороны имена младших дочерей Марии и Анастасии «МА».

Админ

Как и арка, наличник дубовой двери изготовлен из каррарского мрамора итальянскими мастерами по рисункам архитектора Краснова. Прямо над входной дверью в основании арки фамильный герб дома Романовых с высеченным на нем девизом «С нами Бог».

Админ Админ

Вестибюль дворца оформлен в стиле итальянского Возрождения, и, несмотря на сложную судьбу дворца, здесь сохранились характерные черты этого стиля. В первую очередь, это лепка, украшающая потолок и верхнюю часть стен. Лепнина, выполненная московскими мастерами, сделана из гипса с добавлением красящих веществ по рисункам Краснова. Ряды высоких сдвоенных колонн, полукруглые окна и дверные проемы — все это характерные черты стиля итальянского Возрождения.

При строительстве во дворце было проведено водяное отопление, и камины, сооруженные почти в каждой комнате, хотя и топились, но в большей степени были данью архитектурной моде начала XX века. Кроме того, семья императора бывал здесь исключительно в теплое время года.

Последний раз камины растапливали в феврале 1945 года, когда Ливадийский дворец был местом проживания американской делегации во главе с президентом Франклином Рузвельтом, прибывшей на Крымскую конференцию. Делегация Великобритании разместилась в Воронцовском дворце в Алупке. Советская делегация расположилась в Юсуповском дворце в Кореизе, как раз по маршруту между Ливадией и Алупкой, чтобы иметь возможность наблюдать за перемещениями из резиденций союзных держав.

Изначально о встрече в Крыму речи не было: Рузвельт предлагал Северную Шотландию, Кипр, Афины или Мальту, Черчилль — Александрию или Иерусалим. Но Сталин выбрал Крым. И он имел право настаивать. После Висло-Одерской операции советским войскам оставалось до Берлина менее 100 км.

Учитывая инвалидность Рузвельта, было принято решение, что все пленарные заседания конференции будут проходить за круглым столом в Белом зале Ливадийского дворца.

Админ

Белый зал — самое большое и нарядное помещение дворца. Площадь его 218 кв.м., высота потолка 7.5 м. Так же как и вестибюль, он оформлен в стиле итальянского Возрождения. Те же черты стиля — лепной потолок, полукруглые окна и симметричные им двери во внутренний дворик. Четыре массивные колоны каррарского мрамора и мраморный камин в глубине дополняют убранство этого зала.

Админ

В ноябре 1911 года в Белом зале был организован бал по случаю 16-летия старшей царской дочери Ольги.

Великие княжны в Ливадии, 1913 г.

Админ

Именно здесь за круглым столом решалась судьба послевоенной Европы.

Админ

Фактически здесь перекраивалась карта Европейского континента. Крымская (Ялтинская) встреча Большой тройки проходила с 4 по 11 февраля. Заранее подготовленной повестки пленарных заседаний не было. Прибывшие на конференцию специалисты и дипломаты трех государств оговаривали круг военных и политических вопросов, которые поступали на рассмотрение главами трех правительств.

13 февраля в «Правде» был опубликован перечень вопросов, обсуждаемых на конференции. Первым и самым важным вопросом, заставившим встретиться союзников, был вопрос о скорейшем разгроме Германии. Далее обсуждалось, что будет с Германией после её капитуляции. Было принято решение, что эта страна будет занята союзными войсками и разделена на несколько оккупационных зон.

Админ

Шесть пленарных заседаний потребовалось для обсуждения самого сложного политического вопроса — вопроса о будущем Польши. За круглым столом были оговорены будущие границы польского государства и состав нового правительства.

В Большом зале Ливадийского дворца разработана и подписана декларация о будущем Европы — документ, очертивший пути развития европейских государств после окончания Второй мировой войны. В ходе Крымской конференции обсуждался секретный вопрос, не вынесенный на обсуждение за круглый стол. Этот вопрос касался только американской и советской делегаций.

Секретный дальневосточный вопрос обсуждался при личной встрече Сталина и Рузвельта в рабочем кабинете американского президента, и был посвящен возможностям и срокам вступления СССР в войну против Японии.

Рабочий кабинет Рузвельта во время Крымской конференции расположили в парадной ожидательной Николая II.

Админ

Дальневосточный вопрос был крайне важен для американцев, поскольку по их прогнозам без помощи СССР американо-японская война на Тихом океане носила бы затяжной и кровопролитный характер. По этой причине Рузвельт просил помощи Советского правительства еще осенью 1943 года во время конференции в Тегеране. Однако в тот период советские войска вели ожесточенные бои на своей территории, и Сталин не смог дать каких-либо гарантий. Только к февралю 1945 года назрела возможность дать утвердительный ответ, и Сталин выдвинул ряд условий, при соблюдении которых спустя 2 или 3 месяца после капитуляции Германии, Советский Союз будет готов оказать помощь американцам на Дальнем Востоке.

Переговоры Сталина и Рузвельта в Ливадийском дворце, февраль 1945 г.

Админ

В первую очередь, выдвигалось требование возвращения Советскому Союзу территорий, захваченных Японией в ходе русско-японской войны в 1904 году — южную часть острова Сахалин и всех прилегающих к нему Курильских островов. Далее Сталин требовал интернационализации торгового порта Дайрен и ведущие к нему железнодорожные магистрали, восстановление аренды морской базы в Порт Артуре и подтверждение независимости Монгольской Народной республики.

Соблюдая достигнутые на Крымской конференции договоренности, 8 августа 1945 года СССР объявляет Японии войну. Менее чем через месяц, 2 сентября Японское правительство подписывает акт о безоговорочной капитуляции. На этом Вторая мировая война завершается.

Факт договоренности Сталина и Рузвельта широкой общественности стал известен только через год после Крымской конференции, когда война уже закончилась, а одного из участников этих переговоров — Рузвельта — уже не было в живых. В феврале 1946 года Советская пресса публикует на своих полосах полный текст достигнутого соглашения.

Админ

Из парадной ожидательной Николая II, служившей Рузвельту кабинетом, проходим в соседнюю комнату — парадный кабинет императора, ставший на время Крымской конференции спальней президента США. С царских времен здесь частично сохранилась деревянная отделка стен с металлическими накладками, мраморный резной камин, каминное зеркало в оправе из красного дерева, ваза мейсенского фарфора и бронзовая люстра с хрустальными подвесками, привезенная из Петербурга по личному распоряжению императора.

Админ Админ Админ

Несколько слов о 32 президенте США. Франклин Делано Рузвельт — личность незаурядная. Его родственник Теодор Рузвельт вначале XX века занимал пост президента Cоединенных Штатов и молодой Франклин, получив блестящее образование в двух престижных американских университетах — Гарвардском и Колумбийском, тоже желает посвятить себя политической деятельности.

Но в возрасте 39 лет успешный юрист и политик Рузвельт перенес полиомиелит. Болезнь навсегда приковала Рузвельта к инвалидному креслу. Однако за 12 лет президентства мало кому из широкой общественности был известен факт его инвалидности, поскольку фотографии президента в инвалидной коляске просто не публиковались в прессе. Более того, свои выступления перед публикой он старался зачитывать за трибуной стоя, прибегать к помощи специальных металлических опор, надевавшихся на ноги, каждая из которых весила по 15 кг. Такие выступления давались очень тяжело.

В 1932 году Франклин Рузвельт достигает вершины своей карьеры — избирается президентом. Он вошел в историю Соединенных Штатов, как единственный человек, занимавший высший правительственный пост страны четыре срока подряд, оставаясь президентом 12 лет, вплоть до смерти. А умер он от инсульта через 2 месяца после того, как выехал из Крыма — 12 апреля 1945 года. И не на его совести бомбардировка 6 и 9 августа 1945 года Хиросимы и Нагасаки. Новоиспеченный президент США Трумэн считал, что Рузвельт на конференции в Крыму пошёл на слишком большие уступки Сталину. Но об этом в другой раз.

В последнем парадном зале Ливадийского дворца (бывшая царская бильярдная) были подписаны итоговые документы переговоров.

Админ

Потолок в зале, несмотря на первое впечатление, оформлен не деревом, а выполнен из папье-маше — прессованный картон вручную раскрашен масляными красками под дерево.

Админ

В нише — камин из розового мрамора, украшенный монограммой владельца дворца.

Админ

В 1945 году здесь находилась столовая президента Рузвельта, где 11 февраля он давал прощальный завтрак участникам переговоров. По окончании завтрака состоялась официальная процедура подписания итоговых документов. Будет подписано сообщение для прессы, о том, что Крымская встреча большой тройки прошла успешно. На столе представлены первая и последняя страницы трехстороннего коммюнике конференции «Единство в организации мира, как и в ведении войны». Крымская конференция завершилась процедурой подписания итоговых документов.

Некоторые решения, принятые во время проведения конференции, повлияли на развитие европейской политики уже в послевоенные годы. Крымская встреча лидеров трех великих держав положила начало новой системе международных отношений, вошедшей в историю как Ялтинская. Эта система просуществовала порядка 50 лет.

На стене висит одна из самых известных фотографий «Большой тройки», сделанная в феврале 1945 года в Итальянском дворике Ливадийского дворца. В Итальянский дворик были допущены немногочисленный фотокорреспонденты, и после короткой фото и видео-сессии конференция продолжилась в Белом зале.

Админ

Итальянский дворик — жемчужина Ливадийского дворца — виден из окон бильярдной.

Админ

По замыслу архитектора Краснова, дворик должен быть композиционным центром всей дворцовой постройки. Замкнутая прогулочная галерея с одной стороны, ограничена колоннадой, поддерживающей открытый балкон второго этажа.

Для фотофиксации этапов строительства нового Большого дворца в имение был приглашен ялтинский фотограф И. И. Семенов.

Строительство Итальянского дворика, 1910 — 1911 гг.

Админ Админ

По сторонам галереи размещены мраморные скамьи, привезенные из Италии в 1913 году по заказу императрицы Александры Федоровны. На спинке скамьи вырезана фамильная эмблема рода Романовых — шагающий грифон, мифическое существо, в одной лапе сжимающее меч, в другой — щит.

Админ

Императрица Александра Фёдоровна с цесаревичем в Итальянском дворике

Админ Админ

Над скамьей мраморная доска, подтверждающая, что дворец был построен менее чем за 17 месяцев.

Админ

В центре дворика установлен мраморный фонтан, к которому сбегаются восемь дорожек. По ним любил прогуливаться император. При Николае II итальянский дворик служил местом проведения различных официальных мероприятий. По распоряжению царя здесь был разбит розарий, насчитывающий более 40 различных сортов роз. Остальные растения здесь появились позже, когда дворец был частью санатория для профсоюзов «Ливадия».

Админ Админ

Из Итальянского дворика возвращаемся на первый этаж Большого дворца и идем дальше.

Продолжение. Крым: Большой Ливадийский дворец (часть II)

Все фотографии альбома Крым: Большой Ливадийский дворец

Тэги: Крым, Ливадия, дворец, имение, парк, Романовы, Николай II

Ливадийский дворец, построенный в 1910-1911 годы по проекту известного ялтинского архитектора Н.П. Краснова, был выполнен в стиле подражания итальянскому Возрождению. Из итальянской архитектуры эпохи Возрождения заимствован и внутренний Итальянский дворик. Такие дворики-патио, предназначавшиеся для прогулок были характерны для дворцов средневековой Италии. Являясь композиционным центром дворца, он ограничен с разных, сторон различными по объемам частями здания: одноэтажной буфетной, парадной столовой и основной двухэтажной частью здания. Свод галереи по периметру Итальянского дворика поддерживают колонны из кримбальского камня. Вдоль стен установлены скамьи из белого каррарского мрамора с декоративной резьбой и подлокотниками в виде грифонов. В центре Итальянского дворика расположен старинный мраморный фонтан, к которому сходятся 8 радиальных дорожек. Он был перенесен из ливадийского парка в 50-х годах прошлого века. Первоначально на этом месте находился декоративный колодец, привезенный из Турина (Италия). Редкий случай тактичной «поправки» первоначального замысла. В оформлении дворика архитектор удачно использовал металлические детали, которые резко контрастируют на белом фоне дворцовых стен: кованые решетки, флорентийские бронзовые фонари работы московской художественной фабрики братьев Вишневских, ажурные черные кованые ворота, изготовленные в ХVIII веке в городе Вероне (Италия). Ворота эти были подарены царской семье князем Феликсом Юсуповым и стали настоящим украшением дворика. Через них можно пройти в Ливадийскую Крестовоздвиженскую церковь, которая являлась домовой церковью членов Российского Императорского Дома. Слева от ворот, на стене, можно увидеть памятную доску с датами закладки и освящения Ливадийского дворца. Итальянский дворик, являлся одним из любимых мест отдыха царской семьи. Изысканный в архитектурном плане, наполненный ароматом прекрасных роз, которые очень любила императрица, он создавал ощущение комфорта и покоя. Здесь для прогулок и неторопливых бесед собирались не только члены августейшего семейства, но и большое количество их гостей и родственников. В периоды высочайших приездов в Ливадию часто проходили парады и смотры войск, по окончании которых офицеры приглашались к обеду в большую парадную столовую, а затем — в Итальянский дворик. Там, в непринужденной обстановке, с ними общались Государь, Императрица, Великие княжны и Наследник. 26 октября 1911 года в Итальянском дворике Император принимал офицеров-летчиков первого выпуска севастопольской офицерской школы-авиации, которых представлял Государю ее основатель, великий князь Александр Михайлович. Осенью 1911 и 1913 года в Ливадии чествовали Георгиевских кавалеров. После торжественного парада перед дворцом, их приглашали на завтрак, в парадную столовую, а затем, по сложившейся традиции, — в Итальянский дворик, где Государь беседовал с каждым. В весенние приезды в Ливадии, как и в Ялте, проходил благотворительный праздник «Белого цветка». В этой акции, направленной на борьбу с туберкулезом, принимали участие и члены императорской семьи. На память об этом событии в Итальянском дворике была сделана серия фотографии, на которых запечатлены царские дети с шестами, украшенными цветками ромашки и коробочками для сбора денег. Весной 1912 года в Ливадию приезжал брат Императрицы Александры Федоровны — великий герцог Гессен-Дармштадский с семьей. На фоне туринского колодца, ранее расположенного в центре дворика, он сфотографировался с кузеном Николая II — великим князем Дмитрием Павловичем. Прошло 100 лет с тех пор, когда Итальянский дворик, впервые принял своих царственных владельцев. В последующие годы здесь побывало много известных лиц, произошло немало событий… До сегодняшнего дня этот прекрасный уголок радует своих гостей неповторимым очарованием, а сохранившиеся фотографии, сделанные на фоне цветущих роз, напоминают нам об ушедшей в далекое прошлое царской Ливадии. Итальянский дворик — бесспорная удача архитектора Краснова. Одна из особен¬ностей его творческой манеры — счастливое умение «вживлять» исторические архитектурные стили в крымский пейзаж. Возможно, по этому, дворик так часто появлялся на экране: здесь снимался фильм «Собака на сене». Это здесь Диана — Терехова хлещет по щекам Теодоро – Боярского. Из-за изящной кованой решетки за этой сценой наблюдает граф Федерико (Игорь Дмитриев). У этой решетки отметились не только персонажи костюмированного мюзикла, но и суровые участники шпионской игры в фильме «Возвращение резидента». «Анна Каренина», «Овод», «Отелло», «Двенадцатая ночь» – список фильмов можно продолжать и продолжать…

История Ливадийского дворца в Крыму

Если рассматривать фото Ливадийского дворца в Крыму, сложно представить атмосферу, которая царит внутри него, проникнуться его энергетикой. Здание за свою историю смело несколько хозяев, поэтому его внешний облик и внутреннее убранство периодически менялось. Ливадийский дворец находится в республике Крым в поселке Ливадия. Это бывшая южная резиденция российских императоров. Руководствуясь статьей 412 (по продолжению) тома десятой части первого Свода законов Российской империи, Ливадия, являясь имуществом Императорского дома, причислялась к личной собственности, могла быть делима, а также передаваема по завещанию частям его особам. По итогу событий роскошная обитель стала местом для проведения Ялтинской конференции союзников, повлиявшей на послевоенное устройство мира.

Таким образом, перед тем как узнать адрес Ливадийского дворца, рекомендуется кратко ознакомиться с его историей. В 1834 году город Ливадия стал собственностью состоятельного поляка Льва Полоцкого. С этого момента начинается история архитектурного памятника. По приказу богача- поляка возвели шикарный дворец по проекту архитектора Эшлимана. Красивый парк, разбитый вокруг дворца, занимал 40 га. Перейдя в наследство жене императора Александра II, 1902- 1916 годы стали годами его перестройки и появлением Малого дворца, уничтоженного во время Второй мировой войны, под руководством архитекторов Краснова Н.П и И. Монигетти, при помощи молодого мужчины Александра Ротача, ставшего далее знаменитым реставратором.

Вся долгая история Ливадийского дворца пронизана историями, связанными с царскими семьями и аристократией. Выполнено это строение в легком итальянском стиле. Оно предназначалось для будущего монарха – Александра III. Стык XIX- XX веков в архитектуре ознаменован появлением модного направления, которому приписывается проектировка строений жилого типа, следуя необычной последовательности, называемой зодчими «изнутри наружу». То есть сначала разрабатывался фасад здания, а после планировка внутри. Белый Ливадийский дворец стал таким нововведением.

Композиционный центр комплекса выполнен мастером в виде итальянского патио-внутреннего дворика и присоединенных к нему большое количество помещений, разных по величине.


Черчилль, Рузвельт и Сталин на Ялтинской конференции во внутренем дворе дворца с 4 по 11 февраля 1945 года.

Принимая во внимание существующие стилистические правила эпохи Возрождения, дворик классической итальянской принадлежности со всех сторон был обнесен арками. Своеобразные радиальные дорожки, изготовленные по типу мозаики, выстелены из диоритовых плит, сошлись в центре. Если рассматривать фото Ливадийского дворца из Крыма, можно отметить несколько особенностей. На территории внутреннего двора для отдыха находились причудливой формы мраморные скамьи. Интересной особенностью дворца является арабский внутренний дворик- колодец, который является специфическим осветителем комнат, из которых нет хода на двор. Нижний этаж Ливадийского дворца состоит из таких помещений:

  • Парадная ожидательная, в оформлении которой был использован благородный оттенок «темный орех», к нему также была подобрана драпировочная ткань темных тонов. Крупные орнаментальные детали, выдержанные в стиле Ренессанса, украсили эту комнату (на деревянном потолке красуются элегантные розетты, а на стенах – характерные тому времени выступающие карнизы. На которых устанавливали картины и поделки царских детей). Интерьер этой комнаты, по данным истории Ливадийского дворца в Крыму, оформлен с использованием теплых тонов. Ее украшением служит, выписанная по заказу из Италии ажурная люстра, изготовленная из муранского стекла.
  • Белый зал (столовая), интерьер которого уникален в своем роде. Четыре его крупногабаритные колонны, декорированные мраморными капителями, относящимися к коринфскому ордену, задают торжественный тон всему помещению. Потолок залы отделен от стен орнаментальным поясом с изображением гербов всех крупных губерний России. Освещали столовую, по настоянию Краснова, электролампы. Таким образом удалось выделить рельефы потолка и стен комнаты. Скульптура Пенелопы, установленная в нише восточной стороны помещения, стала настоящим украшением Белого зала внутри Ливадийского дворца.
  • Парадный кабинет императора. Если изучать фото внутри ливадийского двореца, он выполнен в строгом стиле жакоб. Верх стен комнаты украшен золотистым шелком, двери, диван и зеркало отделаны красным деревом с оттенком бронзы. Рельефный орнамент потолка завершает хрустальная с позолоченной бронзой люстра. Кресло с пюпитром для чтения- удивительная деталь для удобства.
  • Бильярдная, которая была оформлена в английском стиле, по моде того времени. Стены этого помещения обшиты резным деревом из каштана. Потолок игральной изготовлен из прессованного картона, раскрашенного масляными красками выглядит как деревянный.
  • кабинет — лаборатория Рузвельта.

Верхний этаж также отличается разнообразием представленных интерьеров, которые за время своего существования множество раз реставрировались, перенимая особенности определенной эпохи и ее стиля. Таким образом, Ливадийский дворец внутри стоит увидеть, возможно, даже не раз. Существует мнение, что при различном естественном освещении его залы будут выглядеть совершенно иначе. Например, ясный день делает комнаты просторными, светлыми, радужными, а отсутствие солнечного света – мрачным, таинственным, устрашающим.

Дворец представляет собой двухэтажное здание, поэтому сегодня турист может посетить и его верхний ярус. Комнатам тут характерна особая манера оформления. Второй этаж состоит из помещений:

  • Верхний кабинет императора, обустройство которого полностью отражало стиль эпохи Модернизма и вкус самого императора. Дизайн комнаты выполнен в спокойном серо- зеленом цвете с добавлением теплых оттенков. Пространство помещения зонировано (для работы и отдыха) при помощи мебели. «Изюминка» Верхнего кабинета — ковер ручной работы, который подарил дому Романовых персидский шах. Несмотря на то, что на страницах сети можно найти фото Ливадийского дворца внутри с описанием, его необходимо увидеть своими глазами.
  • Рабочий кабинет императрицы в интерьере которого преобладает дерево светлых пород, делающее комнату более светлой и нарядной. Там стоит специальный письменный стол со встроенной доской для рисования, так как его владелица любила рисовать.
  • Опочивальня их Величеств, имеющая маленький секрет — тревожную кнопку для вызова охраны. Шикарная комната Ливадийского дворца выполнена в светлых тонах, а также обставлена мебелью из выбеленного кленового дерева. Стены спальни обтянуты хлопковой тканью с набивным рисунком. Две смежные кровати располагаются под шелковым балдахином.
  • Будуар императрицы, предназначенный для семейных посиделок, использовался как гостиная. Белый рояль отлично гармонирует со светлой отделкой этой комнаты. Все могут найти, где находится Ливадийский дворец на карте, однако редкий человек знает, что вкус императрицы, любящей музицировать, выдают дорогие картины, оригинальные вазы и изысканные детали декора, которые замечательно вписываются в интерьер будуара.
  • Малая семейная столовая для оформления которой применено тисовое дерево, умельцем Шиллингом. Украшением уютной столовой является буфет, увенчанный необычными резными элементами.

Изюминкой дворца являются камины. Они расположены в каждой комнате и оформлены по- разному. Так в Парадной ожидательной камин отделан темно- зеленым мрамором и обложен бронзой. Такое сочетание материалов не отпугивало своей чрезмерностью и отлично гармонировало с панелями и драпировкой. Камин Белого зала выполнен в итальянском стиле. Для того что бы подчеркнуть стилистическую особенность Парадного кабинета императора туда был транспортирован из старого здания камин, изготовленный из белого мрамора. Мастер установил его так, чтобы его верхняя плита опиралась на 4-хгранную колонну, венцом которой служило скульптурное изображение головы. Камин на втором этаже внутри Верхнего кабинета оформлен темной бронзой, внутри Рабочего кабинета, принадлежавшего императрице, он облицован белой плиткой, а также обрамлен рамкой из деревянной ясеневой этажерки с вмонтированным в ее верхнюю часть зеркалом. Украшением, а также цветовым акцентом Опочивальни их Величеств служит зеленый камин, окаймленный этажеркой с небольшими шкафчиками из клена. Внутри Малой семейной столовой располагается камин, облицованный керамической плиткой и обрамленный металлом темного цвета.

Если турист не знает, как добраться из Ялты в Ливадийский дворец, он может воспользоваться услугами любого экскурсионного бюро либо просто купить билет на автовокзале до Ливадии. Прибыв на место, можно взять такси либо дождаться рейсовый автобус, который останавливается неподалеку от исторической достопримечательности.

Россия, Республика Крым, городской округ Ялта, поселок городского типа Ливадия, улица Батурина, 44А
Телефон +7 3654 31-55-81, +7 3654 31-55-79

Leave a Comment