Марфо мариинская обитель Москва

Марфо-Мариинская Обитель Милосердия

Основательницей Марфо-Мариинской Обители Милосердия и ее первой настоятельницей стала княгиня Елизавета Федоровна. Общая площадь Обители Милосердия не слишком велика, но пространство так удачно организовано, что можно совершенно свободно, не мешая остальным, подышать свежим воздухом на лавочке или в беседке, заняться рисованием пейзажей или погулять с малышом на детской площадке.

В Марфо-Мариинской Обители есть множество дорожек, которые сходятся и расходятся, а сама система напоминает английские сады. Из-за деревьев открывается чудесный вид на Покровский собор. Во время православных праздников в обители всегда немало людей, но нет ощущения толпы, все прогуливаются в саду, почти не пересекаясь друг с другом. Ухоженные газоны, цветы согласно сезону, свежие зеленые газоны – все смотрится очень красиво и свежо, ведь сестры, живущие в обители, очень внимательно ухаживают за садом.

Собор на территории Марфо-Мариинской Обители Милосердия был построен не так давно – в начале XX века архитектором Щусевым. За образец были взяты старинные псковские соборы, а колокола подобраны под ростовские звоны. Очень впечатляет на стенах собора резьба по камню, здесь есть и сцены из Библии, и мифологические животные севера. Покровский собор отличается от прочих аналогичных строений тем, что при входе есть большой зал, в котором для сестер проводились лекции по медицине и духовные беседы. На таком лекционном зале настояла сама княгиня Елизавета.

Роспись храма делал Нестеров М., недавно они были отреставрированы и сейчас в полной своей красе и радуют глаз. Особым интересом посетителей пользуется работа «Христос у Марии и Марфы», на которой обе сестры изображены красавицами (у других иконописцев Марфа изображается с угрюмым лицом). Все работы в обители принимала лично княгиня Елизавета, все проекты были одобрены после детального изучения, и сегодня мы можем сполна оценить ее тонкий художественный вкус.

В Марфо-Мариинской Обители Милосердия царит очень доброжелательная и легкая атмосфера. Этот храм очень интересен для любителей истории как памятник архитектуры и музей. Ценителям прекрасного, покоя и умиротворения понравятся прогулки и ухоженный сад. А родителям с детишками здесь понравится потому, что это один из самых тихих и замечательных уголков в самом центре шумной столицы.

История

Строительство

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна, 1918 год Храм Марфы и Марии, 2016 год

Обитель была основана княгиней Елизаветой Фёдоровной. После смерти мужа, московского генерал-губернатора великого князя Сергея Александровича, она отреклась от светской жизни и продала свои драгоценности, отдав часть из них в казну и родственникам. Вырученные средства пошли на создание Марфо-Мариинской обители.

По замыслу Елизаветы, жившие в обители сёстры приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении времени могли создать семью и быть свободными от прежних обязательств. Подобно евангельской Марии они обращались к духовной жизни, а по примеру Марфы оказывали деятельную благотворительную и медицинскую помощь всем нуждавшимся и обездоленным. Перед созданием данного устава обители княгиня ездила в монастыри, общалась со старцами и изучала древние писания. Некоторые члены Святейшего Синода были настроены скептически, заподозрив в её действиях возрождение института диаконисс, обвинив в протестантизме и распространении западных ценностей. Николай II помог ускорить утверждение устава, однако Елизавете несколько раз пришлось его переделывать, чтобы удовлетворить все требования Синода.

Для обустройства обители в 1909 году княгиня купила усадьбу с четырьмя домами и садом на улице Большая Ордынка. В двухэтажном здании разместили столовую, кухню, кладовую, больницу. Рядом находился дом настоятельницы, а также амбулаторный корпус с аптекой. В четвёртом сооружении, к которому была пристроена просфорня, располагались квартира для священника и классы для обучения. На территории обители действовала гостиница для паломниц. По проекту архитектора Леонида Стеженского помещение, служившее ранее зимним садом, преобразовали в больничный храм, который был освящён во имя Марфы и Марии. Его устроили так, чтобы пациенты сквозь открытые двери больницы могли видеть богослужение, не вставая с кровати.

Обитель начала работать с февраля 1909 года, на тот момент в ней значилось шесть сестёр. Через год епископ Трифон посвятил ещё 16 девушек и великую княгиню. В насельницы принимались физически здоровые православные женщины от 21 до 40 лет. В 1911-м на пожертвования купчихи Марии Морозовой и её наследников построили трёхэтажный дом в стиле неоклассицизм, в котором жили сёстры и была устроена рукодельня. Переходом он соединялся с амбулаторией и аптекой.

Строительство соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы было поручено архитектору Алексею Щусеву и художникам Михаилу Нестерову, Никифору Яковлевичу Тамонькину и Павлу Корину. После завершения возведения в 1910 году Нестеров приступил к росписи помещений. В алтаре и апсиде храма он изобразил «Покров Богородицы», ниже — «Литургию Ангелов». В храме была также устроена подземная усыпальница, расписанная Кориным сюжетом «Путь праведников ко Господу». В ней настоятельница завещала себя похоронить. Освящение собора состоялось 8 апреля 1912 года.

Деятельность

Николай II в покоях Елизаветы Фёдоровны Здание аптеки и амбулатории, 2015 год

В обители осуществлялось три служения: попечительное, просветительное и деятельное. К первому относилось посещение сёстрами нуждающихся и забота о них вне обители, ко второму — воспитание девочек в приюте, работа в воскресной школе, к третьему — служение в больнице, аптеке, амбулатории. Все сёстры обучались духовному окормлению и основам медицины.

В бесплатной больнице на 22 кровати и операционной работали доктор медицины А. И. Никитин, хирурги Ф. И. Березкин и А. Ф. Иванов. Рядом, на Донской улице, до 1913 года находилось убежище для болеющих чахоткой. Затем корпус переделали в дешёвые квартиры для бедных девушек, работающих на фабриках. Их еженедельно посещал духовник обители для служения молебнов.

Сёстрам и больным была доступна библиотека, насчитывавшая до двух тысяч томов по четырём отделам: религиозно-нравственная литература, беллетристика и история, журналы, детская литература. Обитель выпускала брошюры и листовки, которые распространялись среди пациентов. Заботясь о повышении грамотности среди женщин, Елизавета Фёдоровна открыла воскресную школу, где проходили уроки под руководством священника Евгения Синадского. В обители также работала столовая для бедных, ежедневно готовившая от 100 до 300 обедов. Еду отпускали преимущественно многодетным женщинам и трудящимся на подённой работе.

По состоянию на 1913 год приют для девочек-сирот содержал 18 человек от 12 до 17 лет. Они проходили профессиональную подготовку по двум направлениям: прислуга и горничная или няня с навыками шитья. Для воспитания в людях чувства сострадания к обездоленным Елизавета Фёдоровна организовала программу «Детская лепта», действующую осенью и зимой. Желающие взрослые и дети собирались в Николаевском дворце и после молитвы шили одежду.

Особое внимание сёстры обители уделяли жителям Хитрова рынка — самого неблагополучного в то время района Москвы. Несмотря на предупреждения полицейского управления, Елизавета Фёдоровна с другими сёстрами посещали живших там нуждающихся. Княгиня уговаривала малоимущих родителей отдать детей ей на воспитание: мальчиков устраивали в общежития, а девочек определяли в закрытые учебные заведения или приюты.

Во время Первой мировой войны Елизавета Фёдоровна учредила боевой Всероссийский штаб милосердия. Она устроила склады пожертвований и отправляла собранные вещи на фронт, а также открыла двухмесячные курсы подготовки сестёр милосердия. Для сбора денег княгиня организовала несколько художественных выставок, концертов и спектаклей. В 1914 году была напечатана её книга «Под благодатным небом», средства от продаж которой пошли на нужды детей фронтовиков. В то же время в обители размещался госпиталь для тяжелораненых на 50 мест. В 1916—1917 годах по проекту архитектора Алексея Щусева рядом с общежитием была построена часовня.

Закрытие

Вход в Марфо-Мариинскую обитель, 2013 год

После революции 1917 года была учреждена Комиссия Моссовета по защите памятников искусства и старины. В Марфо-Мариинской обители охране подлежали внутреннее убранство Покровского храма, мозаики, иконы и росписи Нестерова. Однако в 1920-х годах их исключили из списка охраняемых объектов.

Елизавета Фёдоровна, связанная с родом Романовых, была арестована 7 мая 1918 года. Вместе с сёстрами обители Варварой Яковлевой и Екатериной Янышевой её выслали в Пермь, затем направили в Екатеринбург. Через два месяца их привезли в Алапаевск, где Екатерину отпустили на свободу, а княгиню с Варварой, пожелавшей разделить судьбу настоятельницы, в ночь на 18 июля 1918 года сбросили в шахту Новая Селимская в 18 километрах от города. В октябре того же года белогвардейцы забрали останки умерших и перевезли в Шанхай, откуда паромом их доставили в Иерусалим.

В феврале 1919 года церковное имущество было передано Марфо-Мариинской трудовой общине, в которую входили Валентина Сергеевна Гордеева, К. П. Гумилевская, Е. Н. Журило, М. А. Хаджи и другие. Через год приходской совет Покровского собора получил предписание церковного отдела Моссовета о закрытии храма святых Марфы и Марии. Его члены отправили письмо с просьбой оставить церковь открытой, так как в ней проходили службы зимой:

Покровский храм на Б. Ордынке является значительным памятником современного церковного искусства. Архитектура его принадлежит авторству известного архитектора академика Щусева. Стены храма расписаны художником Нестеровым, вся утварь также стильной художественной работы. Поэтому Главмузей просит подойти к ликвидации домовой церкви более осторожно, так как за её ликвидацией холодная Покровская церковь неминуемо будет приспособлена для богослужения и вопрос о фактической ликвидации будет решён за счёт холодного храма, причём сохранность его художественных ценностей подвергнется большому риску.

Храм не закрыли, но в 1922 году была конфискована значительная часть церковных ценностей. В августе 1923-го Гордееву обвинили в распространении слухов о скором падении советской власти и восстановлении монархии. Её заключили под стражу в Бутырскую тюрьму, однако в декабре того же года освободили за неимением доказательств.

В 1924 году Московская рабоче-крестьянская инспекция устроила проверку Марфо-Мариинской общины и подготовила указ о передаче больницы со всем имуществом в распоряжение Мосздравотдела. Однако на льготных условиях оно было выкуплено общиной, а аптеку передали Московскому государственному университету. Через год устав общины аннулировали и перерегистрировали её в «Марфо-Мариинскую артель сестёр милосердия» .

В октябре 1925 года в газете «Правда» опубликовали статью «Святые Марфа и Мария советские», в которой обитель обвиняли в хищении имущества и антисоветской деятельности. Несмотря на опровержение, написанное общиной, ревизующие органы предложили немедленно её распустить, привлечь к ответственности и взыскать 5258 руб. 92 коп. невыплаченной квартплаты. Было также предложено передать помещения комитету по созданию Института минерального сырья. По указу начальника 6-го отделения Секретно-оперативного управления Евгения Тучкова обитель решили ликвидировать и всех её членов выслать из Москвы. 12 января 1926 года после допроса сестёр было выдано постановление об обвинении по статье 68 Уголовного кодекса РСФСР (укрывательство и пособничество контрреволюционным преступлениям). Все помещения обители передали Замоскворецкому райсовету, некоторых сестёр выслали в Тверскую область, большинство — в Казахстан и Среднюю Азию.

В 1928 году в Покровском храме разместился клуб «Санпросвет», в котором посреди солеи установили статую Иосифа Сталина. Затем помещение занимали городской кинотеатр и клуб Вагонно-авторемонтного завода. В 1940-х Покровский собор находился под угрозой сноса, но на его защиту встала Академия архитектуры СССР в союзе с Евгением Лансере, Виктором Весниным, Игорем Грабарем, Михаилом Нестеровым, Верой Мухиной, Алексеем Щусевым, Александром Герасимовым. В годы Великой Отечественной войны храм использовался штабом Местной противовоздушной обороны. В 1945 году здание перешло в ведение Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской, а часовня была перестроена под проходную. В том же году начался капитальный ремонт: восстановили крышу, трубы, отопительную систему, укрепили росписи храма.

Марфо-Мариинская церковь была отдана амбулатории имени профессора Фёдора Рейна, её храмовую икону с изображением святых Жён-мироносиц передали в храм Святителя Николая в Кузнецах. Затем в ней находились лаборатория Всесоюзного института минерального сырья имени Федоро́вского и кабинет лечебной физкультуры.

Современность

Памятник Елизавете Фёдоровне скульптора Вячеслава Клыкова, 2010 год Памятный крест алапаевским мученикам, 2010 год

В 1990 году во дворе обители был установлен памятник Елизавете Фёдоровне работы скульптора Вячеслава Клыкова. Через два года постановлением городского правительства Марфо-Мариинскую обитель передали Московской патриархии. В храме святых Марии и Марфы богослужения начались в 1992-м, Покровский собор перешёл монастырю в 2006 году.

К 2008 году в Покровском храме отремонтировали стены, полы, купол и лепнины, восстановили иконостас. Проект реставрации лазарета с церковью Марфы и Марии осуществляла мастерская архитектора Александра Рыжова. В помещениях были воссоздано убранство. В покоях Елизаветы Фёдоровны открыли дом-музей, знакомящий с жизнью основательницы и историей обители. Были отреставрированы остальные постройки, благоустроена и озеленена территория, установлен крест в память об алапаевских мучениках. Реставратор Кирилл Кутырин описывал проделанную работу:

Здесь полностью сохранено все. Во многих деревянных конструкциях мы делали даже протезирование, как в стоматологии: ветхие, поражённые грибком балки заменялись на такие же, из тех же пород дерева (лиственница — на лиственницу, сосна — на сосну). Мы максимально пытались сохранить всё, как было. В покоях, где долгое время протекала крыша, пришлось угол здания перебрать заново, поскольку там даже протезирования не могло быть, все сгнило до основания. При этом замена делалась не из какого-то инородного материала: если весь сруб из деревянного бруса, то и здесь мы использовали деревянный брус.

После столетнего перерыва в 2011 году в обители возобновилась традиция празднования Дня белой ромашки, посвящённого борьбе с туберкулёзом. Собранные на празднике средства направляются на помощь нуждающимся: в богадельни, приюты, больницы. Через три года обитель преобразовали в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, игуменьей назначили Елисавету (Позднякову).

По состоянию на 2018 год в обители работают приют для девочек-сирот, благотворительная столовая, патронажная служба, Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие», при котором действуют респис для тяжелобольных детей, развивающий центр для детей с детским церебральным параличом (ДЦП) «Елизаветинский сад», детская паллиативная выездная служба и другие социальные проекты. В 2018 году центр «Милосердие» открыл курсы бесплатной дошкольной подготовки для детей со средними и тяжёлыми формами ДЦП.

Архитектурный ансамбль

Домовая церковь святых Марфы и Марии, впервые освящённая в 1909 году, устроена в бывшей усадьбе постройки середины XIX века. В 1912-м в центре комплекса был возведён двухстолпный Покровский собор в неорусском стиле с двумя звонницами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Проект строительства разработал Алексей Щусев, скульптуры сделаны Никифором Тамонькиным, мозаика и роспись — Михаилом Нестеровым и Павлом Кориным. Пилоны по сторонам иконостаса были украшены сюжетом «Благовещение», северная сторона — фреской «Христос с Марфой и Марией», южная — изображением «Воскресение Христово». На главах церкви установлены четыре позолоченных креста. Звонница, устроенная Николаем Померанцевым, имеет двенадцать колоколов. Стены храма украшены рельефными клеймами, сделанными по проекту Сергея Конёнкова, и узкими окнами, закрытыми решётками с растительными мотивами. Под храмом находится церковь-усыпальница во имя Сил Небесных и всех Святых, расписанная Павлом Кориным. С южной стороны к собору примыкает ризница, с северной — притвор.

Вдоль северной границы обители стоит трёхэтажное здание общежития сестёр, соединённое с аптекой и амбулаторной. Ворота комплекса с резной деревянной решёткой, стилизованные под средневековые, были созданы Щусевым. На территории монастыря также разбит сад с двумя фонтанами и домом садовника, реконструированным в 2007—2008 годах.

  • Храм Покрова Богородицы
  • Украшение северного фасада, 2004 год

  • Украшение северного фасада, 2004 год

  • Резная деталь западного фасада, 2015 год

  • Апостол Матфей, фрагмент Образа Царских врат, 2013 год

Примечания

  1. 1 2 3 4 Марфо-Мариинская Обитель, 2006, с. 16—17.
  2. 1 2 3 4 5 Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия. Русская Православная Церковь. Дата обращения 18 апреля 2018.
  3. Беляков, 2005, с. 152.
  4. Горинов, 2009, с. 99—101.
  5. 1 2 3 Марфо-Мариинская обитель милосердия. Энциклопедия «Всемирная история». Дата обращения 18 апреля 2018.
  6. Ковалевская О. Психология и отношение к больному человеку в медицине // Московский психотерапевтический журнал. — 1997. — № 4. — С. 43—55.
  7. 1 2 3 Христофоров В. О закрытии Марфо-Мариинской обители милосердия // Вестник церковной истории. — 2008. — № 1(9). — С. 130—152.
  8. 1 2 Горинов, 2009, с. 119—121.
  9. 1 2 3 Марфо-Мариинская обитель. Узнай Москву. Дата обращения 18 апреля 2018.
  10. Горинов, 2009, с. 147.
  11. 1 2 3 Котова Е., Кунин Ю., Котов В. История и реконструкция Марфо-Мариинской обители // Вестник МГСУ. — 2013. — № 7. — С. 15—21.
  12. Беляков, 2005, с. 156.
  13. 1 2 Шафажинская Н. Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова и Марфо-Мариинская обитель милосердия: историко-культурное значение // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2009. — № 5(31). — С. 45—51.
  14. Беляков, 2005, с. 124.
  15. Бурак, 1998, с. 14.
  16. 1 2 Горинов, 2009, с. 126—128.
  17. 1 2 3 Беляков, 2005, с. 158—159.
  18. Овчинникова М. Помощь страждущим воинам: заповеди и уроки Великой княгини Елисаветы Феодоровны // Испытания и подвиг служения: Марфо-Мариинская обитель после ареста великой матушки. — 2009. — С. 43—55.
  19. Горинов, 2009, с. 194.
  20. Горинов, 2009, с. 435.
  21. 1 2 Переслегин Н. Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве в контексте охраны памятников культуры (1917-1991) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2014. — № 3(59). — С. 83—87.
  22. 1 2 Марфо-Мариинская обитель: святое место в центре мегаполиса. Аргументы и Факты (21 апреля 2015). Дата обращения 18 апреля 2018.
  23. 1 2 Горинов, 2009, с. 233.
  24. 1 2 Горинов, 2009, с. 246.
  25. Горинов, 2009, с. 266.
  26. 1 2 Горинов, 2009, с. 273—275.
  27. 1 2 Горинов, 2009, с. 302—310.
  28. Музей на сайте Марфо-Мариинской обители милосердия.
  29. Горинов, 2009, с. 407—408.
  30. Марфо-Мариинская обитель открывается после реконструкции. Interfax (15 сентября 2008). Дата обращения 18 апреля 2018.
  31. Горинов, 2009, с. 403.
  32. Радость о Белой ромашке. Сноб (18 мая 2017). Дата обращения 18 апреля 2018.
  33. https://www.miloserdie.ru/sluzhba/respis/
  34. Марфо-Мариинский медицинский центр «Милосердие». Марфо-Мариинская Обитель милосердия. Дата обращения 18 апреля 2018.
  35. РПЦ запустила в Москве бесплатные курсы подготовки к школе для детей с ДЦП. РИА Новости (18 февраля 2018). Дата обращения 18 апреля 2018.
  36. Арсеньев, 2014, с. 223—225.
  37. Горинов, 2009, с. 148.

Ссылки

  • Официальный сайт Марфо-Мариинской обители
  • Марфо-Мариинская обитель милосердия на сайте Патриархия.ru
  • Официальный сайт Марфо-Мариинского медицинского центра «Милосердие»

Нормативный контроль

LCCN: n2005031896

Действующие
мужские женские

  • Андроников
  • Крутицкое
  • Никольский (единоверческий)

Недействующие
сохранившиеся частично
сохранившиеся
Несохранившиеся

Инославные
католические старообряческие

Большой белоснежный собор виден через широкую арку с деревянными воротами в такой же белоснежной стене и напоминает средневековую крепость. Мы как будто переносимся на север, в Псков и Новгород. На самом деле возраст храма отнюдь не так велик, как кажется, зато над его созданием работали лучшие мастера своей эпохи. Его самого не существовало бы без воли родной сестры последней русской императрицы.

После убийства в 1905 году генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича его вдова, великая княгиня Елизавета Федоровна, продала часть своих драгоценностей. На полученные средства она приобрела обширную купеческую усадьбу на Большой Ордынке с четырьмя домами и большим садом. На этой основе великая княгиня начала создавать Марфо-Мариинскую обитель милосердия. Она выбрала форму служения, близкую к монастырской жизни, но во многом от нее отличавшуюся. Так, сестры обители принимали на себя ряд обетов, однако не постригались в монашество, они могли со временем выйти из обители и обзавестись семьей. В первую очередь члены общины должны были вести благотворительную деятельность, причем не только в стенах обители, но и за её пределами. Сестер можно было видеть в самых криминальных уголках Москвы, в том числе на знаменитой Хитровке – везде они оказывали медицинскую и духовную помощь, обходили ночлежки, порою сопровождали беспризорных детей в приюты. На официальном открытии обители в 1909 году сестер было всего шесть, но со временем их количество возросло до тридцати.

В большом двухэтажном доме, выходящем на улицу, была устроена больница с палатами и операционной, в мезонине располагались комнаты сестер. Просторное помещение с большими окнами, которое до этого было зимним садом, преобразовали по проекту архитектора Л.В. Стеженского в больничный храм, освященный во имя Марфы и Марии – именно они стали небесными покровительницами новой обители.

Расположение церкви было выбрано таким образом, чтобы больные из своих палат могли видеть и слышать богослужение. В здании слева от больницы был устроен дом настоятельницы с моленной, а справа расположились амбулатория и аптека, в которой лекарства неимущим отпускались бесплатно. Наконец, в четвертом доме, находящемся во дворе, была отведена квартира для священника, исполнявшего обязанности духовника обители, а под нею, в нижних этажах, помещались школа и библиотека для воспитанниц приюта при обители. Со временем здесь же появилась воскресная школа для девушек и женщин, работающих на фабриках, безграмотных и полуграмотных. В 1911 году, когда число сестер увеличилось, архитектор Д.М. Челищев выстроил в стиле неоклассицизма трехэтажное здание для общежития, где также разместилась рукодельная.

Центром Марфо-Мариинской обители стал Покровский собор, строившийся в 1908-1912 годах по проекту знаменитого архитектора А.В. Щусева. Это уникальный образец неорусского стиля в храмовом зодчестве или «русского церковного модерна». Собор ориентируется на новгородские и псковские церкви XII-XIV веков, его стены совершенно белые, длинные и узкие окна закрыты решетками с растительными мотивами. На массивной алтарной апсиде сохранилась закладная доска, сообщающая когда и в чьем присутствии был заложен собор. Фасады украшены только рельефными клеймами, выполненными по проекту С.Т. Конёнкова: они изображают Распятие и Небесный Иерусалим. К основной части собора примыкает обширная трапезная, использовавшаяся не только для богослужений, но и для духовно-просветительских бесед. С запада находятся две звонницы с широкими арочными проемами, каждая из которых увенчана вытянутой главой. Также на западном фасаде расположена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, выполненная М.В. Нестеровым. Он же расписал основную часть храма изнутри, создав несколько композиций, самая значительная из которых – «Путь ко Христу». Наконец, еще одним знаменитым создателем собора был П.Д. Корин, кисти которого принадлежат росписи в подземной церкви во имя Бесплотных сил и Всех Святых – предполагалось, что здесь будет усыпальница для сестер обители и для самой основательницы.

После революции и убийства в 1918 году великой княгини Елизаветы Федоровны в Алапаевске Марфо-Мариинская обитель просуществовала недолго. В 1920-х годах в Покровском соборе расположился дом санитарного просвещения, на смену которому пришли реставрационные мастерские. В больничном корпусе с церковью святых Марфы и Марии находилась амбулатория имени профессора Ф.А. Рейна.
Возрождение обители началось в 1990 году с открытия памятника великой княгине Елизавете Федоровне работы В.М. Клыкова во дворе обители. Полная передача всего комплекса новой общине происходила достаточно долго, богослужения были возобновлены не сразу (в храме святых Марфы и Марии в 1992 году, а в Покровском соборе – в 2008 году). Однако сегодня обитель живет новой жизнью и следует тому курсу, который был задан еще в дореволюционную эпоху.

Leave a Comment