Мексиканский залив нефть

Авария в Мексиканском заливе: хроника событий и экологические последствия

22 апреля 2010 года произошла авария на буровой платформе Deepwater Horizon, которую ВР использовала для добычи нефти в Мексиканском заливе. В результате катастрофы погибло 11 человек, а в море вылились сотни тысяч тонн нефти. Из-за гигантских убытков, понесённых в результате происшествия, BP была вынуждена продавать активы по всему миру.

В воды Мексиканского залива вылилось около 5 миллионов баррелей сырой нефти.

Тушение платформы в Мексиканском заливе. Апрель 2010 года Фото: Commons.wikimedia.org

Платформа сверхглубокого бурения Deepwater Horizon была построена судостроительной компанией Hundai Industries (Южная Корея) по заказу R & B Falcon (Transocean Ltd.). На воду эта платформа была спущена в 2001 году, а через некоторое время была сдана в аренду британской нефтегазовой компании British Petroleum (BP). Срок аренды неоднократно продлевался, последний раз — вплоть до начала 2013 года.

В феврале 2010 года компания BP приступила к разработке месторождения Макондо в Мексиканском заливе. Была пробурена скважина на глубине 1500 метров.

Ликвидация последствий

После того как платформа Deepwater Horizon затонула, стали предприниматься попытки загерметизировать скважину, а позднее началась ликвидация последствий разлива нефти и борьба с распространением нефтяного пятна.

Специалисты практически сразу после аварии поставили заглушки на повреждённую трубу и начали проводить работы по установке стального купола, который должен был накрыть повреждённую платформу и предотвратить разлив нефти. Первая попытка установки не увенчалась успехом, и 13 мая было решено установить меньший по размеру купол. Полностью утечка нефти была устранена только 4 августа, благодаря тому, что в аварийную скважину была закачана буровая жидкость и цемент. Для полной герметизации скважины пришлось пробурить две дополнительные разгрузочные скважины, в которые также закачали цемент. О полной герметизации было объявлено 19 сентября 2010 года.

Для ликвидации последствий были подняты буксиры, баржи, спасательные катера, подводные лодки компании BP. Им помогали суда, самолёты и военно-морская техника ВМФ и ВВС США. В ликвидации последствий участвовало более 1000 человек, привлечены около 6000 военнослужащих Национальной гвардии США. Для ограничения площади нефтяного пятна было применено распыление диспергентов (активных веществ, применяющихся для осаждения нефтяных пятен). Также были установлены боновые заграждения, локализующие зону разлива. Применялся механический сбор нефти, как с помощью специальных судов, так и ручным способом — силами добровольцев на побережье США. Кроме того, специалисты решили прибегнуть к контролируемому выжиганию нефтяных пятен.

Фото: www.globallookpress.com

Расследование инцидента

Согласно внутреннему расследованию, проведённому сотрудниками безопасности компании BP, причинами аварии были названы ошибки рабочего персонала, технические неисправности и погрешности конструкции самой нефтяной платформы. В подготовленном отчёте говорилось о том, что сотрудники буровой установки неверно истолковали показания измерений давления при проверке скважины на герметичность, в результате чего поток углеводородов, поднявшихся со дна скважины, заполнил буровую платформу через вентиляцию. После взрыва, в результате технических недостатков платформы, не сработал противосбросовый предохранитель, который должен был в автоматическом режиме закупорить нефтяную скважину.

В середине сентября 2010 года был опубликован доклад Бюро по управлению, регулированию и охране океанских ресурсов и Береговой охраны США. В нём содержалось 35 причин аварии, при этом в 21 из них единственным виновником признана компания BP. В частности, главной причиной названо пренебрежение нормами безопасности для сокращения расходов на разработку скважины. Кроме того, сотрудники платформы не получили исчерпывающей информации о работе на скважине, и в результате их неосведомлённость наложилась на другие ошибки, что и привело к известным последствиям. Кроме того, среди причин названа неудачная конструкция скважины, не предусматривающая достаточного количества барьеров для нефти и газа, а также недостаточное цементирование и изменения, внесённые в проект по разработке скважины в самый последний момент.

Частично виновными были названы компания Transocean Ltd, собственники нефтяной платформы, и компания Halliburton, проводившая подводное цементирование скважины.

Судебный процесс и выплата компенсаций

Судебный процесс по делу разлива нефти в Мексиканском разливе над британской компанией BP начался 25 февраля 2013 года в Новом Орлеане (США). Кроме исков федеральных властей, британской компании были предъявлены иски от американских штатов и муниципалитетов.

Федеральный суд в Нью-Орлеане США утвердил сумму штрафа, которую должна выплатить компания BP за аварию в Мексиканском заливе в 2010 году. Размер штрафа составит 4,5 млрд долларов. BP будет выплачивать сумму в течение пяти лет. Почти 2,4 млрд долларов будут перечислены в Национальный фонд рыбных ресурсов и дикой природы США, 350 млн — Национальной академии наук. Кроме того, по искам Комиссии по ценным бумагам и биржам США за три года будет выплачено 525 млн долларов.

25 декабря 2013 года Апелляционный суд США постановил, что, несмотря на поданные апелляционные заявления, британская корпорация ВР должна продолжить выплаты по искам организаций и частных лиц, несмотря на недоказанные факты наличия убытков в результате разлива нефти. Изначально BP признавала свою вину в случившемся лишь частично, возлагая часть ответственности на компанию-оператора платформы Transocean и субподрядчика Halliburton. Transocean в декабре 2012 года согласилась выплатить властям США штраф в размере 1,4 миллиарда долларов, однако продолжает настаивать на том, что полную ответственность за аварию на платформе несёт BP.

Последствия для экологии

После аварии акватория Мексиканского залива была на одну треть закрыта для промысла, при этом был введён практически полный запрет на рыбную ловлю.

Фото: www.globallookpress.com

1100 миль побережья штатов от Флориды до Луизианы были загрязнены, на берегу постоянно находили погибших морских обитателей. В частности, было обнаружено мёртвыми около 600 морских черепах, 100 дельфинов, более 6000 птиц и множество других млекопитающих. В результате разлива нефти в последующие годы повысилась смертность среди китов и дельфинов. По подсчётам экологов, смертность дельфинов вида афалина увеличилась в 50 раз.

Тропические коралловые рифы, расположенные в водах Мексиканского залива, также понесли колоссальный урон.

Нефть просочилась даже в воды прибрежных заповедников и болот, играющих важную роль в поддержании жизнедеятельности животного мира и перелётных птиц.

Согласно последним исследованиям, на сегодняшний день Мексиканский залив практически полностью оправился от понесённого ущерба. Американские океанологи проследили за ростом рифообразующих кораллов, которые не могут жить в загрязнённой воде, и выяснили, что кораллы размножаются и растут в обычном для них ритме. Биологи же отмечают небольшое повышение средней температуры воды в Мексиканском заливе.

Некоторые исследователи высказывали опасения относительно влияния нефтяной аварии на климатообразующее течение Гольфстрим. Были высказаны предположения, что течение похолодело на 10 градусов и начало разбиваться на отдельные подводные течения. Действительно, некоторые погодные аномалии (например, сильные зимние морозы в Европе) имели место с тех пор, как случился разлив нефти. Однако учёные до сих пор не сошлись в едином мнении относительно того, является ли катастрофа в Мексиканском заливе первообразующей причиной климатических изменений и повлияла ли она на Гольфстрим.

Впервые опубликован 20 февраля 2013 года

Добыча нефти в американской части Мексиканского залива приближается к рекорду

Добыча нефти в американской части Мексиканского залива после более чем 6 лет спада после аварии на платформе Deepwater Horizon, вновь приближается к историческому максимуму.

Об этом американские СМИ пишут 1 февраля 2016 г, ссылаясь на данные Управления энергетической информации Минэнерго США (EIA).

Согласно оценкам EIA, в ноябре 2016 г на скважинах в американской части Мексиканского залива добывалось 1,68 млн барр/сутки нефти, что стало рекордным уровнем с февраля 2010 г.

Объемы нефтедобычи в Мексиканском заливе растут с 2013 г.

А начавшаяся стабилизация нефтяных цен может подстегнуть дальнейшее увеличение поставок, которые могут превзойти рекордный показатель сентября 2009 г.

Катастрофа на нефтяной платформе Deepwater Horizon BP в апреле 2010 г подорвала нефтедобычу в Мексиканском заливе.

Взрыв привел к гибели 11 человек и беспрецедентному разливу нефти — около 5 млн барр сырой нефти.

Остановить утечку нефти удалось лишь к 4 августа 2010 г.

Из-за катастрофы и ее последствий многие нефтедобытчики свернули бурение, и через 17 месяцев добыча нефти сократилась на 26%.

Но потом началось робкое восстановление, которое в условиях восстановления нефтяных цен, может стать более решительным.

Тем более, что ряд мейджеров уже заявил о своем интересе к глубоководным проектам в Мексиканском заливе.

В начале 2016 г Chevron продала 19 месторождений углеводородов в мелководной части Мексиканского залива чтобы сосредоточиться именно на глубоководных проектах.

Тогда же ExxonMobil начала добычу нефти на месторождении Julia в Мексиканском заливе.

BHP Billiton, думая о расширении своего нефтяного бизнеса, хочет возобновить инвестиции в нефтегазовые проекты в Мексиканском заливе.

В частности, BHP рассматривает возможность увеличения своей доли участия в глубоководном месторождении Mad Dog II, запасы которого оцениваются на уровне 4 млрд барр нефти.

В сентябре 2016 г Anadarko Petroleum Corporation приобрела 91 нефтегазовый блок в глубоководной части Мексиканского залива у Freeport-McMoRan.

Но есть и менее позитивные примеры.

В декабре 2016 г стало известно, что Роснефть и ExxonMobil приняли решение о сдаче лицензий на изучение 20 блоков в американском секторе Мексиканского залива.

Проект представлял интерес для партнеров, но данные геологоразведочных работ (ГРР) разочаровали.

Также могли включиться и другие факторы — нестабильные цены на нефть и возможные санкционные ограничения.

Впрочем, сдача лицензий — стандартная практика работы в американском секторе Мексиканского залива в случаях, когда техническая и коммерческая оценки проектов не соответствуют ожиданиям компаний.

Разлив нефти в Мексиканском заливе 22 апреля 2010 года

В момент катастрофы на установке находились 126 человек. Спасателям удалось эвакуировать 115 членов экипажа, 17 из них получили ранения. В результате аварии пропали без вести 11 человек, их поиски проводились вплоть до 24 апреля 2010 года и не дали никаких результатов.

24 апреля Береговой охраной США были обнаружены следы разлива нефти. Всего в воды Мексиканского залива вылилось 4,9 миллионов баррелей сырой нефти. Ежедневно в воды залива вытекало до 40 тысяч баррелей нефти (более 6 миллионов литров). ВР предпринимала многочисленные и большей частью безуспешные попытки устранить утечку.

3 июня 2010 года подводные роботы на глубине 1,5 километра срезали выходящую из аварийной скважины буровую трубу выше противовыбросового превентора (устройство для герметизации устья скважины). На срезе был успешно размещен защитный сифон, благодаря которому нефть и газ из аварийной скважины стали частично поступать в резервуары находящегося на поверхности танкера.

Поступление нефти в воды Мексиканского залива продолжалось 86 дней. Большая часть нефтяного разлива находилась в северо-восточной части залива, видоизменяя свою конфигурацию и площадь под действием ветра и местных течений.

4 августа 2010 года BP заявила об остановке утечки благодаря гидростатическому давлению закачанной буровой жидкости в рамках проведения операции Static kill (полная остановка утечки). В скважину сначала была закачана специальная тяжелая буровая жидкость, а затем цемент. Бурение разгрузочной скважины осуществлялось на расстоянии примерно в 30,5 метров от аварийной. Пересечение двух каналов произошло на глубине 5,5 километра.

19 сентября 2010 года стало известно, что инженеры нефтяной компании BP закупорили аварийную скважину в Мексиканском заливе, положив конец утечке нефти.

В результате разлива нефти было загрязнено более 1100 миль побережья. О нанесенном ущербе заявили в нескольких американских штатах — Луизиане, Алабаме, Миссисипи, Флориде и Техасе. В прибрежной зоне наибольшему загрязнению подверглись болотистые местности — там нефть проникла в грунт на глубину 4-5 метров.

Утечка нефти в воды Мексиканского залива привела к массовой гибели растений, удерживающих почву в соляных болотах на побережье Флориды и Луизианы, что ускорило эрозию почвы и захват территории суши морем. В районе экологической катастрофы погибли практически все улитки и другие беспозвоночные животные.

Значительно возросла смертность среди различных видов китообразных, распространенных в районе залива. Ученых беспокоит резкий рост смертности дельфинов вида афалина, зафиксированный после разлива нефти. Экологи полагают, что реальная смертность может быть в 50 раз выше официальных цифр.

После аварии власти страны ввели временный запрет на рыбную ловлю в районе ЧП, закрыв для промысла более трети всей акватории залива.

На первых этапах ликвидации последствий аварии применялись химикаты и технология контролируемого сжигания. Всего было произведено 411 сжиганий. Затем основными способами работы стали завершающийся сбор нефти с поверхности воды, сбор осевшей на дно и смешавшейся с песком нефти и очистка побережья. В море работы велись, главным образом, компаниями-контракторами, которые собирали нефть кораблями-скиммерами и доставали ее из воды специальными корзинами. На берегу значительная часть работы выполнялась силами добровольцев, инвесторов и собственников очищаемых участков.

Позднее особое сочетание действия бактерий, течений в океане и особенностей рельефа помогли ускорить очищение акватории

Мексиканского залива от большей части нефти и газа после аварии на платформе BP.

С учетом масштабов аварии многие ученые прогнозировали, что значительное количество загрязняющих веществ сохранится в водах залива в течение многих лет. Однако уже к концу сентября 2010 года огромный подводный шлейф метана и других газов практически исчез. К концу октября также исчезло значительное количество находившегося под водой нефтесодержащего вещества со сложным составом.

К ноябрю 2011 года Береговая охрана США очистила от нефти около 90% загрязненных участков побережья Мексиканского залива и преступила к восстановлению пострадавших от утечки нефти районов.

В середине января 2011 года правительственная комиссия по расследованию причин аварии в Мексиканском заливе постановила, что авария на платформе произошла из-за ошибок менеджмента компаний, участвовавших в освоении месторождения.

Эксперты указали, что нарушения были «систематическими». В частности, у компании BP не оказалось адекватных мер реагирования для обеспечения безопасности, включая неспособность рабочих определить первые признаки неминуемой аварии. Руководство BP заявило, что доклад президентской комиссии, как и собственное расследование британской компании, проведенное в сентябре 2010 года, совпадает с выводом, что ответственность за аварию в Мексиканском заливе лежит на «нескольких компаниях, включая BP, Halliburton и Transocean».

В сентябре 2011 года Совместный отчет Береговой охраны США и Управления по делам Мирового океана и международным проблемам в области окружающей среды и науки о причинах аварии на платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе подтвердил выводы правительственной комиссии. Эксперты также установили дефекты при цементировании скважины, на которой работала платформа.

После разлива нефти в суды были подано тысячи исков о возмещении ущерба, главными ответчиками по ним выступали компании Transocean и BP.

В августе 2010 года было принято решение об объединении в одно производство 77 дел по аварии, находящихся на рассмотрении в судах пяти штатов.

Весной 2012 года BP и частные истцы достигли досудебного соглашения о возмещении ущерба оценочной стоимостью около 7,8 миллиарда долларов.

Это соглашение не коснулось исков, связанных с нарушениями законодательства о чистой воде, которое дает правительству США право взыскать с различных организаций компенсацию за утечку нефти, подобную утечке с Deepwater Horizon, в размере от 1,1 тысячи долларов (а в ряде случаев — до 4,3 тысячи долларов) за баррель попавшей в воду нефти.

В ноябре 2012 года ВР признала себя виновной в гибели 11 человек и согласилась выплатить штраф в 4,5 миллиарда долларов за разлив нефти в Мексиканском заливе.

Всего к концу 2013 года ВР потратила на возмещение причиненного техногенной катастрофой урона более 14 миллиардов долларов.

В январе 2013 года компания Transocean Deepwater также пошла на соглашение с Минюстом США и признала себя виновной в нарушении закона о чистой воде. Выплаты компании по гражданской части исков составили 1 миллиард долларов, по уголовным делам — 400 миллионов долларов, 150 миллионов предназначалось на реализацию программ по сохранению экологии и восстановлению окружающей среды.

25 февраля 2013 года неоднократно откладывающийся судебный процесс по делу о крупнейшем в США морском разливе нефти в Мексиканском заливе начался в Новом Орлеане (штат Луизиана).

18 декабря 2013 года суд присяжных в Новый Орлеан признал виновным в преднамеренном уничтожении улик по делу о разливе нефти бывшего инженера британской нефтяной компании ВР Курта Микса, который входил в группу экспертов, ответственных за консервацию скважины после катастрофы. По данным прокуратуры, в октябре 2010 года Микс удалил около 200 текстовых сообщений со своего мобильного телефона, в которых обсуждал со своим руководством и подрядчиками компании действия по остановке утечки нефти.

21 января 2014 года к одному году тюрьмы условно был приговорен бывший менеджер американской нефтяной компании Halliburton, 62-летний Энтони Бадаламенти, который был признан виновным в уничтожении улик по делу о разливе нефти в Мексиканском заливе. Halliburton согласилась выплатить за действия бывшего сотрудника штраф в размере 200 тысяч долларов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Leave a Comment