Михайловский выдубицкий монастырь

Выдубицкий монастырь

Отзывы Выдубицкий монастырь (Украина) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Выдубицкий монастырь, вид со стороны Ботанического сада

Выдубицкий монастырь в Киеве расположен в урочище Выдубичи, у самого берега реки Днепр. Обитель, как достопримечательность Киева, всегда привлекала туристов. В отличие от других киевских монастырей жизнь монахов здесь не прекращалась как до, так и после нашествия монголов.

Один из самых древних монастырей в Киеве, который лишь на 26 лет «младше» Киево-Печерской лавры. Он был основан в 1070 г. Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырем сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков.

Есть три версии, откуда взялось такое название местности и монастыря. Первая версия сообщает, что Князь Владимир Святославич, когда решил окрестить Русь, повелел сбросить всех деревянных идолов Перуна и других богов в Днепр. Преданные древней вере миряне бежали вдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдубай!». Место, в котором идолы, наконец, выплыли на берег, назвали Выдубичами.

Еще до Крещения Руси в районе монастыря существовала переправа через Днепр. Миряне переправлялись на «дубах» — лодках, выдолбленных из цельных стволов дуба. Здесь же, в Видубицком урочище, находилась большая дубрава. То есть название, в принципе, могло произойти от переправы.

Также название могло появиться от существовавшего до Крещения Руси подземного монастыря на территории Зверинецких пещер, который после официального принятия христианства «выдыбал» из-под земли и занял территорию языческого капища на берегу у переправы, которая потом стала паромной. По преданию, в Зверинецких пещерах могла храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

После Брестской унии в 1569 г. Выдубицкий монастырь перешел под власть униатов. А уже в 1637 г. Петр Могила посодействовал возвращению святой обители к православной церкви. Выдубицкий монастырь стал обладать правом на владение днепровским перевозом со всеми прилегающими землями, что давало монастырю существенную прибыль.

До наших времен сохранилась лишь западная часть храма с нартексом. В 80 г. 16 столетия восточная часть рухнула вместе со стеной Милонига. Одним из лучших образцов периода украинского барокко считается Георгиевский собор, возведенный в честь Георгия Победоносца на деньги полковника Михаила Миклашевского. Благодаря своему расположению в живописной долине, Георгиевский собор стал композиционным центром архитектурного ансамбля Выдубицкого монастыря.

В 1921 г. власти закрыли Выдубицкий монастырь, а в 30 г. иконостасы церквей были сожжены, а кладбище разрушено. Сооружения передали служащим и рабочим деревообрабатывающего завода. В 1975 г. на территории знаменитых Выдубичей размещался Институт археологии.

Свою деятельность монастырь возобновил в 1992 г., однако, еще целых пять лет сосуществовал с археологами.

При монастыре находится некрополь, на котором похоронены многие выдающиеся деятели науки, искусств, преимущественно 19 в. Есть версия, что здесь мечтал быть похоронен и Тарас Шевченко, так как, по мнению многих его современников упоминалось именно это место.

Как добраться

Чтобы добраться до монастыря от станции метро «Дружба Народов» нужно ехать троллейбусом № 48 до моста Патона.

Адрес: Киев, ул. Выдубицкая, 40, тел.: +38(044) 285-47-13, 285-35-81.

Монастырь

Выдубицкий монастырь

укр. Видубицький монастир


Вид со стороны Ботанического сада

50°25′00″ с. ш. 30°34′05″ в. д.HGЯOL

Страна

Украина Украина

Город

Киев

Конфессия

УПЦ КП

Епархия

Украинская православная церковь Киевского патриархата

Архитектурный стиль

украинское барокко

Основатель

Всеволод Ярославич

Дата основания

1070—1077 годы

Настоятель

Епифаний (Думенко), с 2008

Выдубицкий монастырь на Викискладе

Вы́дубицкий монастырь (укр. Видубицький монастир, также Киево-Выдубицкий монастырь) — древний монастырь в Киеве. Основан между 1070 и 1077 годами Всеволодом Ярославичем, сыном Ярослава Мудрого. Являлся семейным монастырём сына Всеволода, Владимира Мономаха и его потомков.

История монастыря

Считается, что монастырь и его окрестность Выдубичи ведут своё название от древней легенды о Владимире-Крестителе и поверженном языческом боге Перуне. Она повествует о том, как князь Владимир Святославич в тот день, когда решил окрестить Русь, повелел сбросить всех деревянных идолов Перуна и других богов в Днепр. Преданные древней вере миряне бежали вдоль реки и призывали богов показаться и выплыть, крича «Перуне, выдубай!». Место, в котором идолы, наконец, выплыли на берег, назвали Выдубичами. Так повествует легенда. Сомнение вызывает то, каким образом тяжеленный идол Перуна с железным шлемом на голове и золотыми усами (так гласит летопись) мог проплыть от устья Почайны через бурные днепровские пороги около 8 км и выплыть.
Другая версия происхождения названия — от переправы. Доподлинно известно, что ещё до Крещения Руси в районе монастыря существовала переправа через Днепр. Миряне переправлялись на «дубах» — лодках, выдолбленных из цельных стволов дуба. Здесь же, в Видубицком урочище, находилась большая дубрава. Название Выдубичам также мог дать существовавший до Крещения Руси подземный монастырь на территории Зверинецких пещер, который после официального принятия христианства «выдыбал» из-под земли и занял территорию языческого капища на берегу у переправы, которая потом стала паромной. По некоторым данным, в Зверинецких пещерах могла частично храниться легендарная «Библиотека Ярослава Мудрого».

Выдубицкий монастырь был вотчинным монастырем Мономаховичей. В первые 120 лет своего существования монастырь быстро становится центром светской и политической жизни Киева и княжеского двора. Здесь князья устраивают переговоры, собирают рать и молятся перед походами. В монастыре живут и работают многие учёные монахи. Среди них были Сильвестр и Моисей, сделавшие значительный вклад в написание «Повести временных лет». Недалеко от монастыря строят Красный Двор — резиденцию жены Ярослава Мудрого.

На излёте величия Киевского княжества монастырь пережил нашествия войска Батыя и войска Андрея Боголюбского, горел несколько раз. Рассказы про Зверинецкие пещеры, где жили выдубицкие монахи до принятия христианства, долгое время считались выдумкой, однако сами пещеры случайно обнаружили в 1888 году. Осмотр провала в земле и самих пещер выявил около 30 высохших трупов, которые, судя по позам, умерли от обезвоживания и нехватки воздуха. Наиболее вероятно, во время нападения на вотчинный монастырь монахи спаслись бегством в пещери, где планировали переждать нашествие, но там их замуровали.

После XIII века монастырь утратил былое величие и обрёл его заново только в XVII—XVIII веках, когда стал застраиваться на деньги военачальников и меценатов. Была попытка сделать монастырь униатским, однако униатство пережил только один игумен, поскольку был лоялен к православным украинцам и сделал всё, чтобы для прихожан ничего не изменилось. Это не устраивало униатского митрополита киевского Ипатия Потия, и в 1610 году он назначил игуменом монастыря Антония Грековича, известного своими нападками на православных. Казаки и мещане сразу же его невзлюбили, и после первой же службы связали и бросили в ледяной весенний Днепр (Борьба униатов и православных). Надо отдать должное, что несмотря на надругательство над православными святынями униаты привели в порядок архив и наладили делопроизводство. Благодаря этому мы имеем представление о бурной жизни монастыря, который владел полями, прудами, свиноводческой фермой, несколькими садами, двумя селами (Рожны и Свиноиды), и даже кирпичный заводик держал. Имея неплохой заработок, монастырь, как и многие другие, жировал, послушники приходили в монастырь не только ради молитвы Божьей, но и ради хорошей жизни. После секуляризации церковного имущества Екатериной II (указ 1764 года) жизнь в монастыре практически остановилась и монастырь постепенно превратился в пансионат и некрополь для выдающихся личностей.

Большинство строений монастыря отреставрированы в 1981—1985 годах под началом общества охраны памятников, но некоторые реставрационные работы проводятся и сейчас, уже на средства самого монастыря.

В 1990 году в Выдубицком монастыре возобновились богослужения. В 1992 году сторонники канонической Украинской православной церкви были изгнаны из монастыря, которым завладел неканонический Киевский Патриархат, прежний клирос во главе с регентом Дмитрием Болгарским перешел в только что открывшийся Ионинский монастырь.

До середины 1990-х гг. на территории монастыря располагался Институт археологии АН Украины.

Архитектура

Первые строения монастыря были деревянными и не дожили до наших дней. Только некоторые из церквей монастыря пережили столетия. Одной из них является церковь Архистратига Михаила, построенная при Всеволоде. Это был крестово-купольный храм с тремя приделами, построенный в технике утопленного ряда. Церковь и холм, на котором она стояла, стал подмывать Днепр, и для безопасности строения городские власти соорудили подпорную стену, спроектированную в конце XII века придворным архитектором Милонегом. Тем не менее, в XVI веке половина Михайловской церкви (купол и вся алтарная часть) всё же рухнула в Днепр вместе с подпорной стеной Милонега. Церковь реконструировали только в 1769 году — в стиле украинского барокко.

С конца XVII века монастырь обзаводится несколькими замечательными каменными строениями: здесь возводят пятикупольную Георгиевскую церковь в стиле казацкого барокко, Спасскую церковь и трапезную на деньги стародубского полковника Миклашевского (1696—1701). Колокольня, сооружённая на деньги гетмана Даниила Апостола была возведена в 1727—1733 годах и надстроена в 1827—1831 годах. Первоначально она проектировалась как надбрамная, но при достройке верхнего яруса покосилась и дала огромную трещину, так что нижний ярус пришлось заложить кирпичом, а ворота сделали рядом.

История

В 1070 году киевским князем Всеволодом Ярославичем был заложен и построен собор Архистратига Михаила по случаю рождения своего сына Ростислава. После строительства был освящён митрополитом Иоанном III.
Изначально собор представлял собой крестово-купольное, трёхнефное шестистолпное, вытянутое по восточно-западной оси сооружение с узкими боковыми нефами, построенное в технике утопленного ряда. С севера и юга к собору примыкали княжеские усыпальницы.

С точки зрения геологии, место, выбранное для возведения собора, было сложным — на обрыве, прямо над Днепром. Поэтому, уже с XII века восточную стену храма периодически разрушали оползни, случавшиеся вследствие наводнений, подмывавших берег.
При княжении Рюрика Ростиславича с 10 июля по 24 сентября 1199 года зодчим Петром Милонегом была сооружена подпорная стена (Выдубицкая стена, не сохранилась), поддерживавшая склон холма, на котором стоял храм.

Тем не менее, в XVI веке половина Михайловской церкви (купол и вся алтарная часть) всё же рухнула в Днепр вместе с подпорной стеной Милонега.

В середине XVII века полуразрушенный храм реставрировал на собственные средства митрополит Пётр Могила, при котором в 1630-е годы Выдубицкий монастырь был отобран у униатов. Интерьер собора был поделён на два этажа сводами, сохранившимися до наших времён. В нижней части расположился Михайловский алтарь, а в верхней — в честь Благовещения. Алтарь и купол были сооружены из дерева.

После пожара 1760 года и уничтожения деревянных пристроек, собор был восстановлен в 1767—1769 годах архитектором М. И. Юрасовым в стиле украинского барокко, по проекту которого был сооружён каменный алтарь и завершение купола — «баня».

В 1920—1930 годах Михайловский собор принадлежал УАПЦ.
В 1934 году, после ареста последнего настоятеля отца Павла (Высочанского) собор был закрыт. Здание использовалось как военный склад. После Великой Отечественной войны в нём размещалась часть фондов Центральной научной библиотеки.
С 1975 года в нём располагались фонды Института археологии.

Архитектурно-археологические исследования собора в разное время проводили: А. Д. Эртель и В. П. Пещанский в 1916 году, М. К. Каргер в 1945 году, И. И. Мовчан в 1972—1973 годах.
Во время реставрационных работ в 1974—1981 годах в интерьере была обнаружена фресковая живопись XI века и росписи XVIII—XIX веков.

В южной стороны собора находится небольшое здание отпевальни, построенное в середине XVIII века.
На фасаде Михайловского собора в 1982 году, в связи с празднованием 1500-летия основания Киева, была установлена мемориальная доска Петру Милонегу. Доска выполнена из гранита, на ней — барельефный портрет Милонега. Архитектор проекта — В. В. Савченко.

В 1991 году храм был передан УПЦ КП.

В наши дни из домонгольских времён сохранилось две стены с характерной кладкой периода Киевской Руси.

  • «Киев. Энциклопедический справочник». Под редакцией А. В. Кудрицкого. Издание третье (дополненное) Главная редакция Украинской Советской энциклопедии. 1986 г. Стр. 395.
  • Кілессо Т. С. Видубицький монастир. — К.: Техніка, 1999. — 127 с.: іл. — (Національні святині України). ISBN 966-575-171-9
  • Інна Дорофіенко, Наталія Логвин, Ольга Мамолат, Михайло Селівачов. Михайлівська церква XI—XVIII ст. // Звід пам’яток історії та культури України: Енциклопедичне видання: у 28 т. / Редкол.: В. А. Смолій (голова) та ін. — К.: Головна редакція Зводу пам’яток історії та культури при видавництві «Українська Енциклопедія» ім. М. П. Бажана, 1999. — Кн. 1. — Ч. 1. — Київ. — А — Л. — 608 с.

> Ссылки

  • Фотография Михайловского собора в Выдубицкиом монастыре

Leave a Comment