Михайловский замок в Санкт-Петербурге внутри фото

Продолжаю прогулку по Михайловскому замку.
Теперь предлагаю пройтись по второму этажу замка и посмотреть его, без разрезанных фотоаппаратом тел посетителей )) кстати, в замке теперь уже можно фотографировать, но без вспышки.

План бесплатно выдают на входе. Но теперь уже по второму этажу можно ходить по кругу (часть помещений не обозначено) и карта слегка устарела, поэтому к ней выдают черно-белое уточнение, это лучше чем ничего.

Начну с первого что встречает всех посетителей — парадной лестницы. На карте она между помещениями 210 и 201. Ее украшают колонны из серого сибирского мрамора.
О лестнице я подробно писал когда описывал первый этаж, но без нее и на втором никак не обойтись (даже не попадешь). Ниже вид со второго этажа.

По этой лестнице можно было попасть в проходной аванзал, где находились исторические полотна В.К. Шебуева и Г.И. Угрюмова и в казармы Лейб-гвардии. К сожалению, точно установить какими были интерьеры при Павле теперь уже невозможно.

Светильники наверное уже новодельные.

Дверь в «проходной зал», откуда можно было попасть в Тронный зал, стены которого были обтянуты зелёным бархатом.
Далее располагалась галерея Лаокоон с историческими гобеленами и мраморными статуями. За этим залом следовала гостиная, потом большая мраморная зала, в которой должны были дежурить кавалеры Мальтийского ордена.

На втором этаже распологались и покои императрицы, рядом с Рафаэлевской галереей, которую украшали ковры, представляющие собой копии картин Рафаэля Санти.
Императорские покои находились так же на втором этаже, по левую руку от церкви, а по правую были покои великого князя Константина Павловича. Далее шли Воскресенский (Белый) зал, и вслед за ним — анфилада парадных апартаментов.
Начну осмотр повернув направо. Сейчас здесь располагается экспозиция «Лица России».

При Павле тут были казармы Лейб — гвардии. Очень удобно, рядом с лестницей, которую они и должны были охранять.

Портрет графа В.А. Зубова 1796г. Это младший из трех братьев Зубовых, который начал службу в Преображенском полку. За сообщение о взятии Бендер получил чин полковника и был пожалован во флигель-адьютанта. Участвовал в штурме Измаила, в боях в Польше, Персидском походе. Павел его уволил в отставку.

По иронии судьбы, теперь он висит тут, хотя был участником заговора против Павла…

Здесь и аристократы и военные и купцы и мещане и крестьяне и художники… совершенно случайно поставил их не на первое место )))

Освещение слабое, но зато не билкует и не мешает осматривать картины.

Сами знаете кто…

Киров, Ворошилов и его стрелки…

Много и современных фотографий… бродский, Ростропович, Собчак и Ирина Зеленая. Многие с папиросками во рту, что не соответствует современным законам, поэтому их не фотографирую — я законопослушный гражданин)))

… иду дальше… зал Антиков и галерея Рафаэля.

Н.С. Пименов. Торжество христианства, или Несвержение идолов. 1854г. Христианин, конечно, с мечом и щитом.
Это модель неосуществленной группы для Благовещенского моста.

Зал Антиков императрицы Марии Федоровны. При Павле этот зал играл роль своеобразного музея античной скульптуры, где главным украшением были античная статуя Вакха и фигура Дианы работы Ж.А. Гудона.

Миропамазание (крещение) жены Александра (будущего императора), великой княгини Елизаветы Алексеевны. Мошков (?), 1795 год.

На картине изображены (справа налево): великая княгиня Мария Федоровна, цесаревич Павел Петрович, великие князья Константин и Александр, императрица Екатерина II, митрополит Гавриил, принцесса Луиза, игуменья Шубина, Безбородко, Зубов, Будберг.

Галерея Рафаэля.

Название залу дали располагавшиеся здесь четыре шпалеры на сюжеты росписей Рафаэля.

Портреты царей, императоров и императриц дома Романовых.

Портретная галерея семьи Романовых.

Маковский Владимир — Портрет императрицы Марии Фёдоровны.

Последний император России Николай II.

Совершенно случайно во время последней реставрации тут были обнаружены замазанные подлинные плафоны павловского времени работы И.Я. Меттенлейтера. Это почти чудо, но их удалось восстановить.

А. Н. Малевинский. Архитектор Бренна, строитель Михайловского замка, который держит в руках план замка.

На оборотной сторне картины (в центре) можно прочитать подпись мастера. Все это было открыто совсем недавно.

Так вот ты какая… манна небесная…

После убийства Павла, художника который расписывал потолки привезли ночью во дворец что бы «раскрасить» Павла перед показом его дворцовой общественности. Говорят после этой ночи он постарел на 30 лет…

Но пора идти дальше…

Тронный и Предтронный залы императрицы Марии Федоровны.

Это парадные апартаменты императрицы Марии Федоровны. Отделка интерьеров была исполнена по проекту Винченцо Бренна в 1799 – 1801 годах.

Стены Тронного зала были затянуты малиновым бархатом. Трон императрицы стоял у восточной стены на возвышении, под балдахином. Напротив трона, в нише, располагался камин из белого мрамора с барельефом, изображавшим девять муз.

Обрамление ниши было решено в виде двух лепных фигур кариатид, поддерживающих арку, в центре которой висела бронзовая люстра, украшенная вазой рубинового стекла и хрустальными перьями.

Лестница на 1 этаж.

Галерея Лаокоона Михайловского замка изначально входила в анфиладу парадных апартаментов императора Павла I. В центральной нише зала на постаменте из разноцветного мрамора была установлена привезенная из Италии скульптурная копия прославленной античной группы «Лаокоон» (ныне – Государственный Эрмитаж), давшая название залу.

Теперь здесь начинается выставка «Сага о Романовых».

Вид из окна.

Овальный зал входит в анфиладу парадных покоев императора Павла I. Скульптурное убранство зала (кариатиды, барельефы), исполненное мастером К. Альбани, в основном сохранилось с павловского времени.

В центре потолка был живописный плафон работы А. Виги, представлявший богов Олимпа.

Посмертная маска Петра.

«Петр на смертном одре».

Подробно о выставке я уже писал — Выставка «Сага о Романовых»

Оружие и трость (возможно Петра).

Мраморная галерея. Именно тут развернулась выставка, которая «украла» сам зал (перегородив его), но подарила нам шедевры искусства. Так выглядел до выставки, фото (С)

Мраморный или Георгиевский зал один из самых больших парадных залов Михайловского замка. Галерея примыкала к Круглому Тронному залу императора и служила кордегардией для кавалеров Мальтийского ордена.

Софья.

Портрет царевен Анны Петровны (старшей дочери Петра) и Елизаветы Петровны (младшей дочери Петра, будущей императрицы). 1717г.

Камины «Георгиевского зала» из сибирского порфира, над которыми располагаются огромные зеркала в резных золоченых рамах.
По сторонам от каминов на полуколоннах из цветного мрамора раньше размещались вазы из оникса — «восточного алебастра». В художественном убранстве помещения были широко использованы порфировые вазы, различные бронзовые украшения и резная золоченая мебель, обитая пунцовым бархатом.

Камины в замке шикарные. А в оформлении камина мной замечен юноша очень похожий на молодого Петра )))

В годы Великой Отечественной войны от прямого попадания авиабомбы перекрытие зала было в значительной степени разрушено, повреждена западная стена.
Восстановление и реставрация зала проводились в 1953 – 1954 годах. В ходе работ были воссозданы отдельные элементы первоначального архитектурного оформления (колонны, лепной фриз), при этом значительная часть декора 1894 года была уничтожена.

Замок наполнен различными узкими переходами… заблудиться тут сложно, но можно )))

Опять тронная и предтронная императрицы.

Знаменитый мистический портрет императора Павла I. Он шевелится…

Говорят призрак убитого императора Павла до сих пор ходит ночами по коридорам замка. Обычно он приходит ровно в полночь. Павел стучит, смотрит в окно, дергает шторами, скрипит паркетом… даже подмигивает, вселившись в свой же портрет. Некоторые видят свет от сияния свечи, которую дух Павла несет перед собой.
Ночами здесь очень часто громко хлопают двери (даже если все окна закрыты). А особенно удачливые и впечатлительные даже слышат приглушенный звук игры на флажолете – старинном музыкальном инструменте, слушать который император любил еще при жизни.

Существут поверье, что каждый год в день своей смерти Павел стоит у окна своей спальни и смотрит вниз. Считает прохожих… уходит только когда увидит 47-го, душу которого в этот день забирает с собой… впрочем, в панику впадать не стоит, это всего лишь легенда. И о спальне императора пост будет позже.
Что бы не навлечь на себя гнев привидения, нужно опустить голову и произнести: «Спокойной ночи, Ваше Императорское Величество!». Император сразу исчезнет. А в противном случае возможны неприятности.

Бывший большой столовый зал. В зале проходили обеды и ужины императорской семьи, а по вечерам устраивались камерные концерты и театральные представления.
В Столовом зале любили играть малолетние великие князья, и, во избежание несчастий, нижние части стеклянных дверей на балкон, распоряжению Марии Федоровны, закладывались мягкими подушками.

Вид в окно.

По второму этажу можно сделать полный круг и так и ходить по экспозиции кругами…

Именно в этом зале 11 марта 1801 г. состоялся последний ужин императора Павла I.

Спальня жены Павла I Марии Феодоровны.

До перехода в православие ее звали София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская. Принцесса Вюртембергского дома. Она была второй супругой российского императора Павла I и матерью императоров Александра I и Николая I.

Стены отделаны мрамором и огромными зеркалами в золотых мимишных рамах с завиточками и цветуечками. На вид спальня достаточно холодная, хоть и роскошная, особенно по сравнению со спальней императороа, которая была отделана деревом..

Тут медальоны, миниатюры… то что носили у самого сердца.

Переходы и Двуликий Янус.

В этих небольших будуарных помещениях жены Павел любил спрятавшись от всех читать книги.

Сейчас здесь находятся картинные залы «Петербургского общества эпохи Романовых».

Проходы местами, как и положено в замке очень узкие.

Выставка фарфоровых статуэток.

Смотр войск на Марсовом поле.

Все уже накрыли, убрали, пора уходить… )))

Прощаюсь с Павлом на портрете работы С. Щукина… и желаю ему спокойной ночи.

И он смотрит на меня и мне показалось, что он одобрительно качает головой… вот что крест животворящий делает значит целый день в фотоаппарат пялиться…

Замок сдается под охрану… МЧС…

На этом все. В замке еще идет реставрация помещений. Напишу со сременем и о спальне Павла. Туда водят отдельные экскурсии по записи, но по сути, там мало что можно посмотреть. Кровать на которой умер Павел и ту его жена вывезла в Павловск, где она благополучно затерялась. Но ее я вам все равно покажу )))

Несколько фото (С) интернет.

Надеюсь прогулка по замку понравилось. Другие посты о Михайловском замке ниже
Михайловский замок. История и трагическая судьба
История строительства замка и его фасады
Легенды и мистика Михайловского замка
Внутреннее интерьеры Михайловского замка. Первый этаж
Выставка «Сага о Романовых»

Михайловский замок — одно из самых мистических мест Петербурга. Он был построен по приказу императора Павла I, первый камень заложили ровно 220 лет назад — 9 марта 1797 года. Император, которому принадлежали первые эскизы будущего дворца, страстно желал поскорее перебраться в новый дом. Правда, его жизнь там была совсем недолгой — вскоре заговорщики убили Павла прямо во дворце.

После этих трагических событий крепость обросла мифами и легендами. Некоторые из них до сих пор передаются из уст в уста. К годовщине начала строительства замка «Комсомолка» решила рассказать о легендах и спросить у современных обитателей крепости, какие из них могут оказаться правдой, а какие — вымыслом местных жителей. На наши вопросы ответил заведующий сектором изучения истории Михайловского замка Владимир Пучков.

ПРИЗРАК ИМПЕРАТОРА

Мечта императора Павла I, возведенная на месте его рождения, стала местом его погибели. Как говорят, минотаврам вовеки суждено погибать в воздвигнутых для них лабиринтах. Это случилось и с Павлом. Всего сорок дней замок служил обителью для царской семьи, но ходят легенды, что дух императора так и не смог покинуть это место — настолько сильно он был к нему привязан. Считается, что иногда в окнах замка можно увидеть темную тень императора со свечой в руках, а в коридорах по ночам слышен скрип половиц: это Павел бродит и ищет покой.

— По легенде, призрак появляется в замке в полночь, но я в такое время там не бываю, — рассказал нам Владимир Пучков. — Более того, никто из сотрудников никогда его не видел. Михайловский замок очень старый, а его история связана с трагическими событиями. Поэтому людям хочется приписать этому месту какие-то мистические черты.

Выходит, что миф так и остается мифом. Особо популярным он был во времена, когда в замке обосновалось Никольское инженерное училище. Скорее всего, кадеты использовали эту сказку, а может, и вовсе сочинили ее, чтобы запугивать младших.

КРЕПОСТЬ ЦВЕТА ЖЕНСКОЙ ПЕРЧАТКИ

Одна из легенд связана с цветом фасада замка. Она гласит, что его определила перчатка Анны Лопухиной, фаворитки императора Павла. На одном из балов дама была так увлечена, что обронила желто-оранжевую перчатку. Восхищенный изяществом Лопухиной, Павел приказал выкрасить его обитель аккурат в цвет ее аксессуара.

Владимир Пучков относится к этой легенде двояко:

— Можно сказать, что такой факт имеется. В донесении саксонского посланника, современника Павла, есть строчка: «Вновь построенный дворец в Петербурге имеет имя архангела и краски любовницы». Это подтверждает историю с перчаткой. Но, возможно, цвет этой перчатки навел Павла на какие-то свои мысли, и так совпало, что он посчитал его удачным для замка.

К слову, после строительства замка желто-оранжевый стал в городе популярным и многие дома в то время перекрашивали в этот оттенок. Можно сказать, что не только дворец, но и Петербург начал облачаться в цвета любовницы императора.

ПРИКАЗ НЕБЕСНОГО ПОСЛАННИКА

Другая легенда связана с названием замка. Говорят, что одному из часовых летнего дворца Елизаветы Петровны, который раньше стоял на берегу Фонтанки, явился неизвестный молодой мужчина в прекрасном сиянии. Он объявил караульному, что именно на этом месте должны стоять дом и храм, а потом будто растворился в воздухе. Позже поняли, что юноша — это архангел Михаил. В его честь замок и назвали.

— В павловское время действительно была такая версия. Когда послание передали императору, он заявил, что воля архангела будет исполнена, и якобы в его честь был построен этот храм. Но дело в том, что потом выяснилось, что этот часовой — двоюродный брат камердинера Павла I. Поэтому, зная о желании императора, кто-то решил подыграть ему — и появилась такая легенда. Современники писали, что эта история может хоть как-то оправдать огромные средства, которые потратили на строительство Михайловского замка.

Кстати, это первый случай в русском зодчестве, когда светская постройка была названа не в честь места или владельца, а по имени святого.

Летний дворец Елизаветы Петровны был сделан из камня и дерева. Павел приказал снести его и выстроить там свою крепость

СУНДУК МАЛЬТИЙСКИХ РЫЦАРЕЙ

У Павла I было особое пристрастие — рыцари и их идеалы. Он даже был Великим магистром Мальтийского ордена. И это его увлечение стало основой для другого мифа: якобы в подвалах Михайловского замка хранится сундук мальтийских рыцарей, который император сам туда привез. У того, кто найдет его, откроются сверхъестественные способности и появится дар прорицания.

— Во-первых, Павел никогда не был на Мальте, поэтому ничего оттуда привезти не мог. А вот мальтийские рыцари, прибывшие в Петербург, привезли реликвии, которые они передали Павлу. Там была десница Иоанна Крестителя, частица мощей и икона Божией Матери, которые почитались у мальтийцев. Они хранились в церкви Зимнего дворца, а в День Иоанна Крестителя перевозились в Гатчину. Но после революции эти реликвии были вывезены за границу, и сейчас они хранятся в одном из монастырей Сербии. Никаких мальтийских железных сундуков не было, тем более в замке. Так что этот миф — полная ерунда, — поясняет Владимир Пучков.

БУКВЫ НАД ВОРОТАМИ

Очередная легенда связывает смерть Павла I с Ксенией Петербургской — блаженной, жившей в столице во времена императора . Ходят слухи, что она якобы предрекла, что жить Павлу столько лет, сколько букв в надписи над Воскресенскими воротами нового дворца. Надпись гласила «Дому твоему подобаетъ святыня господня въ долготу дней». В 1934 году эти буквы исчезли с ворот, оставив после себя только черные точки на месте крепления.

— Ни в одном из самых подробных житий Ксении Петербургской об этом предсказании не говорится, — рассказывает исследователь. — А еще один из современников павловского времени написал, что заметили об этом только после смерти императора. То есть легенда существовала еще тогда, но она появилась задним числом по отношению к тому, что было на самом деле. До смерти императора об этом никто не говорил.

Более того, легенда сама по себе неточная. В надписи над воротами 47 букв, при том что Павел прожил только 46 лет и скончался на 47-м году.

Санкт-Петербург

Пройдя по Михайловскому саду, можно оказаться на его восточной стороне, выходящей на величественное строгое и загадочное здание Михайловского замка. Все 4 фасада выглядят по-разному. Этот, выходящий на улицу Садовую, имеет полукруглый выступ, т.к. сюда выходит домовая церковь. В левой части фасада размещалась библиотека Павла, а еще левее на этом же этаже расположена спальня, где 11 марта 1801г. он был убит заговорщиками.
Здание построено в 1797-1800гг. как дворец-резиденция Павла I архитекторами В.Баженовым и В.Бренна. Дворец освящен 8 ноября 1800 года в день св.Михаила – покровителя императора. Павел Петрович был болезненно подозрителен и панически боялся заговоров, поэтому и его новый дворец находился на искусственном острове, отделенный от города реками Фонтанкой, Мойкой и каналами. Попасть в него можно было только по специальному подъемному мосту. Но несмотря на это всего через 40 дней в результате дворцового переворота Павел I был убит заговорщиками в ночь с 11 на 12 марта 1801 года.

Через несколько лет в Михайловском замке разместилось Военно-инженерное училище, и с 1823 года он стал именоваться Инженерным. В 1820 году Карл Росси осуществил перепланировку прилегающей к замку территории, и каналы, окружавшие его, были засыпаны.
Это закрытое учебное заведение в разное время закончили будущие писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, изобретатель Н.Н. Яблочков, физиолог И.М. Сеченов, композитор Ц.А. Кюи, а также, погибший в фашистском концлагере, генерал Д.М. Карбышев. В 1917 году в Инженерном замке был расквартирован добровольческий женский Ударный батальон смерти, которым командовала унтер-офицер и Георгиевский кавалер Мария Бочкарева.
Пройдя вперед по Садовой улице, можно увидеть Южный фасад замка, который считается главным. На рубеже ХVIII – ХIХ вв. перед ним располагалась площадь для парадов и разводов караулов. На фронтоне золотыми буквами сделана надпись: «Дому твоему подобаетъ святыня Господня въ долготу дней». Существует легенда, по которой Павлу I было предсказано, что он проживет столько лет, сколько букв в этой фразе. Павел Петрович был убит в возрасте 47 лет и букв тоже 47! Этой пророчицей, по легенде, была никто иная как известная в городе юродивая Ксения Петербуржская.

Leave a Comment