Михайловский златоверхий монастырь

Тренировочная работа 11 класс. Задания 16-21

2018-2019уч.г.

Тренировочная работа. Задания с 16 по 21 на ЕГЭ

Вариант 1

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

2) В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

3) На улице весь декабрь то снег то дождь…

4) Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.

5) Серые тучи облекли все небо и холодный свет осеннего дня скупо сеялся сквозь них.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Володя подарил сестре корзину с цветами и коробку конфет и от всей души пожелал ей счастья.

2) Всё шумнее и шумнее раздавались по улицам песни да крики.

3) Я испугался и стал просить Ивана Игнатьича ничего не сказывать коменданту.

4) Микроволны раскачивают молекулы воды в продуктах и энергия их колебаний преобразуется в тепло.

5) Около Стасова всегда можно было встретить каких-то новых людей и он постоянно с некой таинственностью в голосе рекомендовал их как великих в будущем.

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В хмуром небе низко летели журавли и громко и протяжно курлыкали.

2) Стёпушка то сидит редьку грызет то ведро с водой куда-то тащит и кряхтит то у себя в чуланчике деревяшкой постукивает.

3) Где-то поблизости раздавалось «теньканье» зябликов да короткая трель овсянки.

4) Его старая и сварливая жена целый день не сходила с печи беспрестанно ворчала и бранилась.

5) Подземный переход был закрыт и это сразу поставило Дмитрия Олеговича перед неразрешимой проблемой.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Тогда Иван изо всех сил дёрнул ручку прибора и оторвал её.

2) Музыкант выводил трогающие душу мелодии на подаренной ему флейте и чистый её голос летел над речным простором до самого синего неба.

3) Большие белые птицы либо кружат над водой либо садятся отдыхать на камни либо неторопливо и величаво плывут по реке.

4) Эта роща и красивый фасад дома отражались в водной глади озера и небольшой речонки.

5) Выпускник историко-филологического факультета Петербургского университета Лев Щерба был награждён за блестящую работу по языкознанию золотой медалью и ему предложили остаться в университете.

5. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке (1) Левин опять вернулся в гостиницу и (2) положив перед собой часы (3) сел (4) ожидая двенадцати.

6. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пройдя в (1) отлично оборудованный (2) музей (3) экскурсанты осмотрели различные диковины: от древних тибетских мечей до музыкального механизма европейских часов (4) относящихся к эпохе барокко.

7. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я сидел один в полутёмной ком­на­те (1) по­гружённый в книгу (2) и вдруг (3) услы­шав какие-то звуки (4) уви­дел на по­ро­ге зна­ко­мую фи­гу­ру в рас­пах­ну­той шубе и вы­со­кой боб­ро­вой шапке.

8. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Наплескавшись вдоволь (1) и (2) попрыгав в воду с перевёрнутого ржавого кузова (3) неведомо как очутившегося в озере (4) мальчишки устроились с удочками возле камышей.

9. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Сейчас (1) смущённый (2) он стоял перед нами (3) теребя платок (4) и (5) что-то рассматривая под ногами.

10. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Друзья Людмилы и Руслана!
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте (1) познакомить вас:
Онегин (2) добрый мой (3) приятель (4)
Родился на брегах Невы(5)
Где (6) может быть (7) родились вы
Или блистали (8) мой (9) читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
(А. С. Пушкин)

11. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Какая тишь! Уже (1) наверно (2) поздно.
Давно (3) должно (4) быть (5) спели петухи…
А даль чиста. А небо звёздно-звёздно.
И вкруг луны – зелёные круги.
(П. Шубин)

12. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Гм! гм! Читатель благородный (1)

Здорова ль (2) ваша вся родня?

Позвольте: может быть (3) угодно (4)

Теперь узнать вам от меня(5)

Что (6)значит(7) именно родные.

Родные люди вот какие:

Мы их обязаны ласкать(8)

Любить(9) душевно уважать

И (10) по обычаю народа (11)

О Рождестве их навещать…

13. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мы опять в сомненье – век двадцатый:
Цирк у нас (1) конечно (2) мировой, –
Клоун (3) правда (4) слишком мрачноватый –
Невесёлый клоун(5) не живой.
(В. С. Высоцкий)

14. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

15. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Литературное произведение мыслилось стилистикой как замкнутое и самодовлеющее целое (1) все элементы (2) которого (3) составляют закрытую систему (4) и не предполагают вне себя никаких других высказываний.

16. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На колокольне Михайловского монастыря пробило четыре (1) когда я, перейдя пустырь, вступил в боковую аллею Александровского парка (2) в глубине (3) которого (4) между чёрных стволов обнажённых деревьев просматривалась Александровская колонна.

17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На сегодняшний день в мире нет и не может быть такой цели (1) ради достижения (2) которой (3) имело бы смысл (4) начать ядерную войну.

18. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мальчик знал (1) что в этом подъезде служит суровый швейцар (2) и (3) что (4) если начать приставать к прохожим прямо у дверей (5) то можно отведать крепких тумаков.

19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Когда Иван Аристархович появлялся в дверях гримёрной (1) он привычно наклонялся (2) и (3) поэтому у всех актёров складывалось впечатление (4) что их художественный руководитель очень высокого роста (5) хотя на самом деле просто дверной проём был достаточно низкий.

20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Алексей Павлович вставал с ранней зарёй (1) и (2) когда он вдыхал напоённый влажным запахом росы прохладный воздух (3) на душе у него становилось (4) легко и просторно.

21. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Пока Маруся искала заветную грибную полянку (1) на небе сгустились тучи (2) и (3) хотя девочка не боялась попасть под ливень (4) но она не захотела лишний раз беспокоить свою бабушку и потому повернула в сторону дома.

22. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Евразию часто называют материком контрастов, и это неслучайно. (2)Именно здесь расположена самая высокая точка Земли — гора Джомолунгма, абсолютная высота которой составляет 8848 м над уровнем моря, и самая низкая точка суши — уровень Мёртвого моря, который имеет абсолютную «высоту» — около 400 м, но ниже уровня Мирового океана. (3)Евразия является «рекордсменом» и по другим показателям. (4)Например, Аравийский полуостров — самый большой в мире по площади, а Индокитай и Индостан занимают соответственно третье и четвёртое места. (5)Территорию Евразии омывают как самые большие в мире моря — Филиппинское и Аравийское, так и самые маленькие — Мраморное и Лигурийское (в составе Средиземного моря). (6)На территории материка расположено самое большое озеро мира — Каспийское и самое глубокое — озеро Байкал. (7)Кроме всего прочего, на территории Евразии расположено самое крупное по площади государство Земли — Россия.

23. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Китайцы — самый крупный по численности народ мира, он принадлежит к монголоидной расе. (2)Этот народ насчитывает многовековую историю, культуру и традиции; именно китайцы изобрели компас, бумагу, фарфор. (3)Традиционная пища — варёный рис, лапша, которые едят палочками; практически не употребляются в пищу молоко и молочные продукты. (4)Тра -диционное жилище китайцев — фанза. (5)Стены фанзы делают из различных материалов — бамбука, кирпича, глины, дерева. (6)В традиционном костюме китайцев преобладают гак назы­-

ваемые распашонки — рубашки без пуговиц, причём женская и мужская одежда мало отличается. (7)Праздничная одежда китаянок — цельнокроеное платье.

24. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соот­ветствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Собор Святого Петра в Ватикане не может не потрясать воображение. (2)В его сооружении принимало участие целое созвездие зодчих: Браманте, Рафаэль, Сангалло и великий Микеланджело, спроектировавший непревзойдённый по красоте купол. (3)В самом храме стоит скульптура Микеланджело «Оплакивание Христа»: святая Мария держит на коленях тело своего сына. (4)Вдоль стен собора расположены погребальные монументы — фигуры пап, сидящих на тронах, коленопреклонённых в молитве, благославляющих верующих. (5)Собор занимает территорию более двух гектаров и вмещает около 60 тысяч человек. (6)От старой базилики, на месте которой был воздвигнут собор, здесь сохранилось немногое: кованые ворота, скульптуры и несколько фрагментов мозаик школы Рафаэля. (7)Монументальный собор Святого Петра притягивает не только христиан всего мира, но и представителей всех конфессий: многие желают увидеть величайшее произведение архитектурного искусства.

25. Найдите предложения, в которых ДВОЕТОЧИЕ ставится в соот­ветствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Чудо строительного искусства, Соловецкий монастырь — самая могучая и надёжная средневековая крепость и форпост православия на Севере Руси. (2)Всё в монастыре: стены, баш­ни — сложены из необлицованных местных гранитных валунов огромного размера. (3)Учёные полагают, что кладка осущест­влялась способом устройства пологих земляных насыпей: при помощи ручных лебёдок камень накатывали вверх и с вершины насыпи укладывали на предназначенное место. (4)Соловецкие строители достигли удивительного художественного эффекта: разновеликие валуны, скреплённые известковым раствором плотно прилегают друг к другу, будто у каждого своё неповто­римое, самой природой ему предназначенное место. (5)Зазоры между валунами заполнены кирпичом или небольшими камня­ми. (6)Постройки Соловецкого монастыря имеют интересную особенность: башни, как и крепостные стены, по мере повы­шения становятся тоньше. (7)Оборонительная функция мона­стыря успешно реализовалась: в начале XVII века поморское население укрывалось здесь от польских интервентов, позднее — от нападения шведов; в 1668-1676 годах крепость выдержала многолетнюю осаду царских войск.

Храм Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных г. КурскСтраница приходаРусская Православная Церковь, Курская митрополия, Курская епархия, II-й церковный благочиннический округ г. Курск

Контактная информация

+7 (4712) 54-97-36 Адрес: 305001, Россия, Курская область г. Курск, ул. К. Либкнехта, 39

  • Статус:действующий
  • Язык богослужений:церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко):Литургия в 8-00 вечернее богослужение в 17-00. В воскресные и праздничные дни — начало Литурги в 8-30. По пятницам молебен с акафистом пред иконой вмч. Пантелеимона. По воскресным дням по покончании вечернего богослуждеиня — акафист Архангелу Михаилу. По воскресным дням перед Литургией поется Параклис Божией Матери
  • Настоятель:протоиерей Сергий Богачев
  • Престольные праздники:
    • Собора архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — Ноябрь 21
  • 21 ноября — Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

  • Краткая историческая справка:Михайловский храм города Курска построен в 1762 году на пожертвования прихожан и освящен в честь Вознесения Господня. Церковь каменная одноэтажная с приделами, при ней колокольня.
    Престолов в ней три: настоящий (первоначально) во имя Вознесения Господня, в приделах, пристроенных в 1836 году с правой стороны, — во имя Архистратига Михаила, с левой — во имя святителя Митрофана, епископа Воронежского – первый освящен в 1838 году, а второй — в 1841 году.
    В советское время храм был закрыт, и его помещение использовали под склад.
    В 1990-м храм передали Курской епархии. Здание находилось в плачевном состоянии: не было ни пола, ни окон, ни дверей — одни стены. С 15 мая 1990 года богослужения в храме возобновлены.
    20 декабря 1999 года храм был освящен архиепископом Курским и Рыльским Иувеналием в честь Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных, а два придела (правый — иконы Божьей Матери Державной и левый — святителя Митрофана, епископа Воронежского).
    В 2001 году крестным ходом из Знаменского собора была доставлена икона святого праведного воина адмирала Российского флота Федора Ушакова с частичкой его мощей. С благословения митрополита Курского и Рыльского Ювеналия на фасаде церкви укреплена памятная доска с именем адмирала.
    Также на храме укреплены мемориальные доски в честь командира миноносца «Стерегущий» лейтенанта А. С. Сергеева и погибших героев-моряков с атомохода «Курск». Перед храмом установлен памятный знак, посвященный героям-морякам, погибшим на линкоре «Новороссийск». Храму придан статус морского.
    В настоящее время ведутся работы по восстановлению храма: установлены окна, двери, пол, постелен линолеум, ремонтируется купол, приобретены новые колокола.

Михайловский Златоверхий собор

В 1108 году внук Ярослава Мудрого – Святополк Изяславичь основал в Киеве, на месте древнего Дмитриевского монастыря, Михайловский монастырь.

В этом же году, в память победы над половцами, началось строительство главного собора новой обители — собора во имя Михаила Архангела, предводителя небесного воинства. В 1113 году Михайловский собор был освящен. Собор был поставлен на обрыве Старокиевской горы, над древним Боричевым взвозом — спуском к Днепру. Собор стал местом захоронения нескольких поколений киевских князей. В 1240 году его разграбили и сильно повредили орды Батыя.

В XVII и XVIII столетиях собор неоднократно перестраивался. Вместо одного у него появилось семь куполов. С трех сторон собор окружили пристройки, а стены укрепили контрфорсами. Фасады храма были украшены лепными украшениями — наличниками и орнаментом — выполненными известным киевским архитектором И. Григоровичем-Барским. Фризы барабанов были украшены оригинальными майоликовыми розетками, сверкавшими на солнце, подобно драгоценным камням. Славу Михайловскому Златоверхому собору принесли его мозаики и фрески. По мнению искусствоведов, они открыли новый тип в эволюции живописи Древней Руси. «Мерцающей живописью» называют мозаики Михайловского собора — они, словно маревом, обволакивали все пространство храма своим то затухающим, то вспыхивающим с новой силой сиянием.

Михайловский Златоверхий собор 1850-е гг.

Чрезвычайно утонченные и яркие, мозаики Михайловского собора являлись выдающимся произведением древнерусской живописи и убедительно свидетельствовали о том, что в Киевской Руси того времени уже сложилась национальная школа изобразительного искусства, свободная от влияния Византии.

Зарождение этой школы связано с именем гениального древнерусского художника, инока Киево-Печерского монастыря Алимпия, непревзойденного мастера «мерцающей живописи», имя которого еще при жизни было окружено легендами.

В искусстве Алимпия заметна его близость к традициям художественной константинопольской школы. Но он выработал свой собственный художественный язык, в котором преобладает славянское народное начало.

Как доказали исследования ученых, всемирно известные мозаики Михайловского собора принадлежат работе Алимпия.

Михайловский Златоверхий собор в Киеве хранил и множество других загадок. Но они так и остались неразгаданными. Собор, памятник культуры мирового значения, был разрушен коммунистами в 1935 году.

Часть фресок и мозаик сохранилась. В Софиевском соборе сохранились: «Евхаристия», «Стефан и Фаддей» — фрагменты фигур святых; фрески – сцены «Благовещение».

«Евхаристия. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 1108—1113 . Причащение апостола Павла вином»

Евхаристия. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 1108—1113 . Причащение апостолов хлебом. Ангел, прислуживающий Христу

Евхаристия. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 1108—1113 . Причащение апостола Павла вином. Лик Христа

Архидьякон Стефан. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря. 1108—1113 гг. Фрагмент

Мозаика «Дмитрий Солунский» и верхняя часть фресковой фигуры Самуила – сохранились в Третьяковской галерее и в Русском музее в Санкт-Петербурге.

«Дмитрий Солунский. Мозаика собора Архангела Михаила Михайловского Златоверхого монастыря . 1108—1113. Фрагмент»

Во время восстановления собора эти фрески и мозаики были возвращены в Михайловский собор.

Из убранства храма уцелели две шиферных плиты с рельефными изображениями скачущих всадников. Одного из них считают Святым Георгием, другого — Святым Дмитрием. Некоторые из исследователей считают, что это портретные изображения князей или княжеских дружинников, а некоторые ищут корни этих рельефов в искусстве Древнего Ирана. Происхождение этих рельефов остается загадкой, а их тематика — неясной.

К восстановлению здания Михайловского Златоверхого Собора привлечены лучшие творческие силы со всей Украины. Над воссозданием каждой детали храма, от камней фундамента, до кружевных крестов венчающих золотые купола, трудились выдающиеся архитекторы, конструкторы, инженеры и строители.

Огромное значение уделено возобновлению былого великолепия внутреннего убранства собора. Творческий подход, большое умение и знание своего дела проявили художники, скульпторы, резчики по дереву, почти “с нуля” воссоздавшие сложные композиции стенных росписей и декоративных орнаментов, ажурное кружево золотого барочного иконостаса и рельефы сверкающих мраморных балюстрад.

Росписи Михайловского Собора, а это сюжеты из святого писания, выполнены по всем канонам древнерусской храмовой живописи. Химический состав красок, колорит цветовой палитры подобраны так, чтобы в течение долгих лет, многочисленных зрителей не покидало возвышенное впечатление свежести и новизны росписей.

Святые благоверные князья Борис и Глеб, во святом крещении Роман и Давид

При воссоздании таинственного блеска мозаичных композиций, также применяются техника и методы помогающие достичь максимального воздействия на зрителя.

С весны 2000 года открыта для богослужения и посещения центральная часть Михайловского Златоверхого собора, а с начала 2001 — Варваринский и Екатерининский пределы.

Интересно. Туристический портал «OnTheGo» представил свою десятку самых лучших из них, в нее попал и Михайловский собор (10е место

История

Предание приписывает основание монастыря первому митрополиту Киевскому Михаилу.

Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславичем (в крещении Михаилом) на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом Ярославичем (в крещении Димитрием).

Вид Михайловского собора до революции Мозаика «Евхаристия», установленная в киевском Софийском соборе

Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что при храме был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

При Святополке Изяславиче (1093—1113) ограда стольного города была расширена постройкой нового земляного вала, охватившего и Михайловский монастырь.

Во время взятия Киева Батыем и во время нападения на Киев крымского хана Менгли I Гирея в 1482 году, Златоверхий монастырь сильно пострадал. Короли польские дали ему грамоты на свободный выбор игуменов и независимость от воевод и митрополитов. В XVI веке обитель была одним из богатейших киевских монастырей. В 1612 году Сигизмунд III отдал Златоверхий монастырь униатам, но завладеть фактически ни монастырём, ни даже, по-видимому, монастырскими имениями униатам не удалось. Быть может, монастырь обязан этим поддержке казаков, благодаря которым в 1620 году михайловский игумен Иов Борецкий был посвящён в митрополиты. Иов остался жить в Златоверхом монастыре, который на время приобрёл значение митрополичьей резиденции.

Дмитрий Солунский. Мозаика собора. XII век. ГТГ

С присоединением в 1654 году Киева к Российскому государству Златоверхий монастырь лишился большей части своих имений, лежавших в областях, оставшихся за Речью Посполитой; зато и гетманы, и казацкая старшина щедро наделили монастырь владениями на левобережной Украине. Много было приобретено монастырём земель и путём покупки. В 1800 году Златоверхий монастырь назначен для пребывания епископов Чигиринских, викариев Киевской епархии. В XVII—XVIII веках после реконструкции в стиле барокко домонгольская церковь составляла среднюю часть главного монастырского храма; от неё сохранялись алтарные абсиды, часть стен и главный купол. Древние мозаики с XIX века исследовались искусствоведами, а в 1888 году были расчищены и частично отреставрированы древние фрески.

В XVII веке по соседству с мужским Златоверхим монастырём находился и Златоверхий Михайловский женский, перенесённый в 1712 году на Подол.

Михайловскому монастырю принадлежал скит в Феофании, основанный в окрестностях Киева в 1861 году. До Октябрьской революции Михайловский монастырь был вторым по посещаемости храмом Киева после Киево-Печерской лавры.

Рельеф с изображением двух всадников (Нестора и Дмитрия). Около 1062 года. ГТГ

Снос

В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Для этого в 1934 году решили провести конкурс на проект Правительственного центра с местом для парадов. На всех проектах кроме одного, представленных на конкурс с размещением центра в районе площади Богдана Хмельницкого, сносился Михайловский Златоверхий собор. Единственным из четырёх проектов, представленных на конкурс с размещением центра в данном месте, в котором Михайловский Златоверхий собор и памятник Богдану Хмельницкому сохранялись, был проект Иосифа Каракиса. В итоге в первом туре был утвержден проект архитектора Петра Юрченко. Данное решение, по словам архитектуроведа Б. Ерофалова: «в принципе повторяющее общую схему Каракиса, но более лобовое, с ликвидацией Михайловского собора. И если расположение основных объёмов у Каракиса асимметрично — в перспективном завершении площади и по северному её флангу, — то Юрченко ничтоже сумняшеся выстроил оба функциональных объёма по бровке склона в виде строго шатающихся параллелепипедов, но сохранив Присутственные места». В марте 1934 года решили отказаться от прошлого решения и объявить новый конкурс, и в нём выбрали проект архитектора Иосифа Лангбарда. Между тем по исследованиям Олега Юнакова с опорой на архивные документы видно, что хоть в проектах И. Лангбарда и П. Юрченко собор отсутствует, но не это является причиной сноса, так как решение о сносе монастыря было принято постановлением Политбюро ЦК КП(б)У в феврале 1934 года, а демонтаж мозаик начали производить ещё в 1933 году.

Новопостроенный Михайловский Златоверхий собор

Попытки ряда искусствоведов (в частности, репрессированных Николая Макаренко, Дмитрия Айналова) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) были отвергнуты властями, которые согласились только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок. Правда были и те, кто открыто высказывались за снос собора. К примеру, Александр Довженко одним из первых в 1932 году заявлял, что «при решении проблемы строительства парка культуры Михайловский монастырь попросится „уйти“, он отжил свой век. Абсолютно недопустимо даже думать, что эти стены кому-то нужны. Я думаю, когда мы снесём Михайловский монастырь, то строительство парка даст нужный эффект». Разборка собора осуществлялась в 1933—1936 годах, в июне 1937 года оставшиеся его конструкции были снесены взрывом. В 1934—1935 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством Владимира Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую апсиду Михайловского собора. Были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы (Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески. В 1941 году остававшиеся в Киеве мозаики и фрески попали в руки немецких оккупантов и были вывезены в Германию. После войны они вернулись в СССР, но не все из них вернулись в Киев: некоторые попали также в музеи Москвы, Ленинграда и Новгорода. Мощи великомученицы Варвары с начала 1960-х годов покоятся во Владимирском соборе.

Решение о строительстве административного центра на месте собора так и не было осуществлено, и весь советский период его место оставалось незанятым.

Современность

В 1973—1982 годах произведена научная реставрация трапезной церкви Иоанна Богослова (единственного здания монастыря, сохранившегося при сносе 1930-х годов). Авторы проекта — архитектор В. П. Шевченко, интерьеры и мебель — архитектор Ирма Каракис. Церковь была отреставрирована в формах, близких к первоначальным.

Михайловский Златоверхий собор

Восстановленный в 1997—1998 годах Михайловский собор (архитектор Юрий Лосицкий; официально открыт 30 мая 1999 года) — один из главных в то время храмов неканонической Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), ныне — Православной церкви Украины (ПЦУ).

C 2001 года Министерство культуры России осуществляет передачу хранившихся в Эрмитаже оригинальных фрагментов фресок Михайловского собора и иных предметов в распоряжение Министерства культуры Украины. 15 июля 2008 года возвращённые Россией фрески были выставлены.

На прилегающей территории находятся Киевские духовные школы ПЦУ.

На колокольне монастыря установлены современные электрические часы-куранты и клавишно-колокольный музыкальный инструмент карильон, предназначенный для исполнения сложных мелодий специально подготовленным музыкантом.

На фронтоне собора установили копию древнего скульптурного изображения Архистратига Михаила. Оригинал скульптуры после сноса храма был спасён искусствоведом Павлом Жолтовским, он попал в Музей этнографии и художественного промысла во Львове, а затем вернулся в Киев.

В ночь на 11 декабря 2013 года колокола Михайловского Златоверхого монастыря впервые за восемь веков били в набат, последний раз подобное происходило в 1240 году, во времена монголо-татарского нашествия. Именно благодаря звону колоколов в центре столицы собралось множество киевлян, и попытка зачистить евромайдан работниками спецподразделения «Беркут» и военнослужащими внутренних войск МВД Украины оказалась неудачной.

Ссылки

  • Офіційний сайт Свято-Михайлівського Золотоверхого чоловічого монастиря Української Православної Церкви Київського Патріархату. Дата обращения 27 июля 2008. Архивировано 27 ноября 2012 года. — официальный сайт монастыря.
  • История монастыря на Сайте истории Киева. (недоступная ссылка). Дата обращения 2 января 2009. Архивировано 23 октября 2012 года.
  • Страница колокольни собора на SkyscraperPage.com. Дата обращения 1 ноября 2007. Архивировано 27 ноября 2012 года.
  • Путем Европы. Как восстанавливали Михайловский собор в Киеве. — интервью с автором проекта воссоздания собора, архитектором Ю. Лосицким.

Мозаики и фрески Михайловского собора Михайловского Златоверхого монастыря, г.Киев, XII в.

Предание приписывает основание монастыря первому киевскому митрополиту Михаилу. Первый храм в честь Архангела Михаила был заказан в 1108 году князем Святополком Изяславичем (в крещении Михаилом) на месте Дмитриевского монастыря, построенного предположительно его отцом — Изяславом Ярославичем (в крещении Димитрием).

Возведённый в 1108—1113 годах Михайловский собор имел особое значение для киевлян, ибо был посвящён архангелу Михаилу — небесному покровителю Киева. В XII веке монастырь был местом захоронения князей.

Предполагается, что при церкви был тогда же учреждён и монастырь. С древнейшей поры церковь носит название Златоверхой, вероятно, потому, что была единственной в то время церковью с золочёным верхом. Ко времени Святополка предание относит и перенесение в Киев из Константинополя в 1108 году главной святыни Златоверхого монастыря, мощей святой великомученицы Варвары.

В середине 1930-х годов, после переноса столицы УССР из Харькова в Киев, было принято решение о сносе собора и строительстве на его месте административных зданий. Попытки ряда искусствоведов (в частности, репрессированных Николая Макаренко, Дмитрия Айналова) сохранить собор (хотя бы домонгольскую его часть) были отвергнуты властями, которые согласились только на снятие со стен здания древних мозаик и фресок. В 1934—1935 годах сохранившиеся мозаики сняты на новое основание и перенесены в Софийский собор (группа реставраторов под руководством Владимира Фролова). Для мозаики «Евхаристия» в выставочном зале Софийского собора построили специальную стену, по форме повторяющую апсиду Михайловского собора. Были сняты и перенесены в музеи Ленинграда (Эрмитаж), Москвы(Третьяковская галерея) и Киева (Софийский собор) некоторые фрески. (По материалам Википедии).

Мозаики собора, выполненные в 12-м веке константинопольскими мастерами — несомненный шедевр христианского искусства. Все чаще их приписывают руке киевского иконописца Алипия. Однако это совсем маловероятно. Фрески, по мнению В.Н.Лазарева, могут быть приписаны местным киевским мастерам.

Leave a Comment