Монастырь панагия сумела

История

Основание монастыря приписывается монаху Варнаве (между 375 до 395 годами), а восстановление Святому Софронию после разрушительного набега агарян (арабов) в VI веке.

В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундская империя (1204—1461 годы). После падения последней все привилегии были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII—XIX веках.

После выселения греческого православного населения Анатолии в рамках греко-турецкого обмена населения в соответствии с положениями Лозаннской конференции, монашеская жизнь в Панагия Сумела пресеклась. Реликвии монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела, были сначала спасены от потери понтийскими греками, а позже, в 1930 году, перевезены в Грецию, где пребывают в новом монастыре Панагии Сумела близ города Верия в Македонии.

На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти крайне враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча Председателя Великого Национального Собрания Турции Мехмета Али Шахина с Иваном Саввиди, координатором межпарламентской депутатской группы по связям с Парламентом Греческой Республики, депутатом Государственной Думы РФ, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества, а также инцидент, случившийся 15 августа 2009 года, когда в аэропорту города Трабзон православных священников заставили снять священническую одежду и кресты, якобы по указанию властей.

В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.

В сентябре 2015 года Монастырь закрыт для посетителей ввиду начала производства восстановительных работ. Приблизительный срок работ — один год.

Современная обитель в Верия

В 1930 году, стараниями Элефтериоса Венизелоса, в рамках развития греко-турецких отношений, турецкий премьер-министр Исмет Инёню посетил Афины, и согласился на то, чтобы греческая делегация прибыла в Понт, чтобы получить реликвии православия и эллинизма.

В 1930 году живы были только 2 монаха старого исторического монастыря. Дряхлый Иеремия (Iερεμίας) в Лагада Салоник (Λαγκαδάς Θεσσαλονίκης), который отказался поехать, потому что ноги его не подчинялись ему, или потому что он не хотел вновь пережить те кошмарные сцены турецкого варварства, и красавец, энергичный и живучий Амвросий Сумэльётис (Aμβρόσιος Σουμελιώτης), главный в церкви Святого Ферапонта (Aγίους Θεράποντας) в Салоникском районе Тумба (Tούμπα Θεσσαλονίκης). От Иеремии Амвросий узнал о склепе, где хранились реликвии. 14-го октября Амвросий, с рекомендательным документом турецкого посольства, поехал в Константинополь (Kωνσταντινούπολη) и оттуда в Трапезунд (Tραπεζούντα), с назначением Панагия Сумэла. Несколько дней спустя он вернулся в Афины, не только с атрибутами эллинского православия, но и с самим Понтом, как написал тогдашний депутат правительства Венизэлу, Леонид Иасонидис (Λεωνίδας Iασωνίδης): «В Греции жили Понтийцы, но не жил Понт. С иконой Панагии Сумела прибыл и Понт». Икона осталась на 20 лет в Византийском музее Афин. Первым Леонид Иасонидис предложил в 1931 году повторную интронизацию иконы Сумелы в какой-нибудь район Греции. И в 1951 году Филон Ктэнидис (Φίλων Kτενίδης) из понтийского Кромни воплотил в жизнь мечту всех Понтийцев, основав новую Панагию Сумелу на склонах гор у Кастаньи близ Верии (Καστανιά Βέροιας).

Панагия Сумела на Викискладе

  • История монастыря (недоступная ссылка)
  • Монастырь Панагия Сумела — святыня понтийских греков
  • Трапезунд. Панагия Сумела. Встреча с прародиной.
  • Паломническая поездка в монастырь Панагия Сумела — сотни Понтийский греков посетил семью своих предков
  • Паломнический тур в монастырь Панагия Сумела, 2009 год (недоступная ссылка)

>Панагия Сумела

Панагия Сумела (Турция) — самая подробная информация с фото, видео и расположение на карте.

Зеленая Турция: Монастырь Панагия Сумела близ Трабзона (Трапезунд).

План на сегодняшний день был короток и ясен – добраться до Трабзона (старое название Трапезунд). Что мы там хотели? Я знал, что в тех краях легко получить визу в Иран. Раз уж из Мерсина до Ливана на пароме не вышло покататься, так вдруг получится посмотреть Иран. Вот только чисто физически за сутки осуществить наш план не удалось, потому что световой день имеет свойство заканчиваться в самый не подходящий момент. И случилось это ровнехонько после перевала в небольшом горном городке Мачка. Однако, из любой ситуации можно найти выгоду, ведь всего в 15 км от Мачки находится один из самых труднодоступных монастырей – Панагия Сумела. Так что мы и монастырь посмотрим, и горным свежим воздухом подышим, и в кузове с коровой покатаемся.

Знакомство с провинциальным городом Мачка в Турции.

Я еще рассчитывал с вопросом визы заскочить в Эрзурум, что мы и сделали, но обо всех деталях получения иранской визы в Турции я расскажу в следующей статье. После Эрзурума был еще Байбрут, а последние пару сотен километров мы летели на шикарной тачке с очень “горячим” бизнесменом-турком, который решал свои вопросы прямо по телефону. В таком состоянии ехать со скоростью выше сотни было более чем неблагоразумно. Конечно же, как вы понимаете все закончилось благополучно. Бонусом к такой поездке мы еще и “вкусняшек” пакет получили – пахлава и нарезанная чурчхела.

К сожалению, со всеми хождениями по “транзитным” городам, мы не успевали по времени добраться до Трабзона, который находился на побережье черного моря. Преодолев горный перевал, мы поняли, что придется заночевать в небольшом городе под названием Мачка. Впрочем, это тоже неплохо, так как всего в 15 км от нее находился скальный монастырь Панагия Сумела или как его просто называют Сумела монастырь. Почему бы не совместить приятное с полезным?

Еще одно замечание, когда мы бродили по узким горным улицам пусть и не сильно раскрученного, но все же туристического городка Мачка, я полностью забыл, что мы находимся в Турции, потому что над высокими холмами гор скопились серые дождливые тучи, а сами горы были настолько утыканы зелеными деревьями (преимущественно хвойными), что в голове стояли образы Черногории, Румынии… да чего угодно, только не Турции. Это другой мир, друзья, я вам отвечаю :).

Минусов, правда было больше:

  1. Если перед нами туристический городок, значит живут здесь отелями. Так и есть, спросил первого попавшегося мужчину, где поставить палатку, так он руками развел и показал на зеленую лужайку за забором, которая судя по вывеске, принадлежала местной жандармерии. А когда второй опрошенный ткнул прямо здесь же на тротуар, мол “укладывайтесь прямо здесь, на мокрый асфальт, ребята”, я понял, что искать место придется самим.
  2. Все таки мы остановились в горах, рядом с которыми было море, нам не повезло, что в тот вечер небо затянуло тучами, а значит все кругом было сыро и ночью мы могли “дать дуба”, что не радовало.
  3. Провиант тоже подходил к концу, как и световой день, а местных денег у нас было пара тугриков. Обменники скорее всего откроют завтра, да еще побегать поискать их придется. А кушать хочется уже сегодня, прямо сейчас. Зашел в магазин с хлебом, спросил сколько стоит, так и думал, дороже в два раза, чем в прочих городах “для смертных”, а не для туристов. Только хотел уходить, как хозяин подбежал, взял буханку хлеба, на которую я ткнул пальцем и отдал бесплатно. Удивлен до глубины души! Булку взял… как говориться, “дают – бери”.

Место мы таки нашли, за мечетью, с огородами через реку. Похоже, все ушли на вечерний намаз, поэтому можно спокойно распаковываться и ужинать тем, что раздобыл :).

Надо же, как удачно мы воткнули палатку, как раз в сторону, куда возят туристов до Сумела монастыря. Ни об автобусе, ни о такси никакой речи для нас не шло, хотя умом я вроде понимаю, что населенный пункт живет туристами, поэтому желающих покатать нас “на халяву” будет немного. Ага, я угадал. Не смотря на то, что вышли на трассу мы рано утром (вдруг повезет на спешащих рабочих), мимо проезжающие автомобили с диким упорством не хотели нас брать “на борт”, особенно если учесть, что добрая половина из них были такси.

Один мужичонка сжалился, провез пару километров в гору, ну, дело сдвинулось с мертвой точки, это уже хорошо. И правда, уже следующая машина, ехавшая на водозаборную, что буквально в паре шагов от монастыря, прихватила нас с собой.

Война с кассиром или как попасть на территорию монастыря.

Мало того, что Сумела монастырь расположен в труднодоступном месте – в горах на высоте 300 м над уровнем моря, так еще и на территории Алтиндерского национального парка. Да, здесь за природой стараются следить.

Монастыря еще не было видно сквозь густые кроны деревьев, когда мы подошли к нескольким кафе и стоянке микро-автобусов. Тихое местечко, мне нравится. Из местного персонала нашел англоговорящего рабочего кафе и спросил, как можно добраться до монастыря. Нам ответили, что можно пройти (или проехать) по шоссе три километра дальше, а лучше подняться по старой тропе с лестницами прямо здесь за кафе, что сэкономит нам полчаса.

Попросив оставить тяжелые рюкзаки здесь же за витриной, мы выбрали второй вариант. Тропинка была мокрой, скользкой, безлюдной и очень долгой.

Может лестничных пролетов 5 или 6 мы прошли, пока среди зеленых веток, я не приметил стены монастыря. Такой знак подогревает желание быстрее до него добраться.

На входе нас встретил турник, какие обычно ставят в метро. Так, бесплатно здесь не пройдешь, а билет стоит 8 лир (160 руб.), придется каким-то образом договариваться с кассиром. Давить на жалость не помогло, отправили менять деньги в закусочную неподалеку, где курс оказался настолько зверским, что я послал их “турецким” лесом.

Пока я бегал, подоспела туристическая группа, которые по трое-четверо человек толпились у кассы, чтобы купить билет. Если бы не “турникет”, прошли бы с Милой в толпе, никто бы и не заметил, а так придется ждать, пока всех не обилетят. И все равно, в итоге кассир отказал мне обменивать деньги, если бы не парнишка, который сидел тут же рядом. У него видать совесть есть и он предложил курс чуть пониже предложенного мною, но адекватный. Обменял деньги, заплатил за билет и с радостью пошли на осмотр. Поэтому…

Внимание!!! К монастырю Панагия Сумелы обязательно приезжайте с нужным количеством местных денег, курс на обмен здесь очень низкий.

Прорвались и ладно. Визуально монастырь выглядит так, будто все здание монастыря прямо вделано в скалу, а на самом деле между стеной скалы и этим зданием есть большое пространство, на котором расположено множество всяких помещений и жилищ монахов.

История православного греческого монастыря Сумела.

Не буду вдаваться в глубокую историю, скажу только, что монастырь знаменит тем, что именно на этом месте в 386г. афинские монахи Варнава и Софроний после явления им Божьей Матери, нашли икону с образом Девы Марии, которую писал сам Лука. После находки монахи решили построить здесь монастырь, который и хранил сию реликвию аж 15 веков, пока в 1923 году икону не вывезли греки.

Кстати, вся история заложена в названии монастыря. Панагия Сумела (Panayia tou Melas) переводится как «Святая Дева с горы Мела».

Пока у нас шла “война” с кассиром, вся туристическая группа в лице одних турков, уселась прямо в центре маленькой монастырской площади послушать вещания гида. Это дало нам с Милой фору в полчаса, чтобы исползать спокойно все закоулки и пофотографировать.

К сожалению, не везде можно было сунуть свой нос, большие железные, а главное запертые ворота преграждали путь к более современному зданию монастыря, который как раз и предстает перед посетителем с внешнего вида. Непонятно только почему, то ли он от старости рассыпался, то ли некоторые комнаты там до сих пор использовались под какие-то нужды.

Зато фресок я насмотрелся всяких разных. Говорят, они тут уникальны тем, что благодаря большому желанию отдельным представителям Османской империи помалевать на стенах, фрески отходят по внешнему виду от канонических норм.

Наверное “выкалывание” глаз у православных святых – это тоже элемент национальной живописи. Ладно, оставим сарказм, есть фрески, которые неплохо сохранились и по сей день, а вот наскальное творчество на святых памятниках типа “здесь был Мухаммед” я никогда не понимал и не пойму, вы уж извините.

Не смотря на то, что монастырь считается православным, он является местом паломничества не только для христиан, но и для мусульман.

В целом монастырь Сумела мне понравился, но энергетики какой-то особенной я там не прочувствовал, слишком место затоптано.

На спуске я старался дышать во все легкие, устал я от голого полу-степного турецкого ландшафта. А здесь горный воздух, зелень, птички поют, река где-то внизу шумит, красота, да и только.

Трое в кузове, считая корову.

Так, доехать мы сюда доехали, теперь бы и выехать неплохо. Пока закинем рюкзаки на спину, пойдем потихоньку, а там может и попадутся какие колеса. Наверное, мы и километра не протопали, как я услышал сзади звук двигателя. Грузовичок на два сидения с тентовым кузовом, машем, тормозит. Впереди, как обычно, сидеть негде, значит посадят в багажник, нам не привыкать.

Из кабины вышла бабка и, как я и думал, повела к кузову. Ё-мое, это что еще такое?!? Посреди кузова стоял к нам пятой точкой маленький бычок, который от горного серпантина уже успел нагадить себе под “ноги”, в чем собственно нервно перетаптывался. Мы с Милой переглянулись, но что делать, выезжать-то как-то надо.

Я аккуратно поставил сбоку рюкзаки, Мила почти свесившись из кузова, устроилась там же, а я даже не залезал внутрь, ибо чистых мест уже не было, а просто встал на подножку и уцепился двумя руками настолько, чтобы не улететь во время дороги. Тронулись. Бычок сразу же поехал по бывшему содержимому своего желудочно-кишечного тракта, а мы с Милой молились, чтобы машину не заносило на поворотах, иначе очередная порция полетит уже на нас. Так, как тогда, я уже давно не смеялся, почти до истерики и коликов в животе. К тому же прославлял тех, кто делает хорошие дороги в Турции, потому что нас почти не трясло, только изредка от скорости подкидывало в верх. С каждым поворотом бычка болтало по кузову, он то приближался, то удалялся от нас. Как только дистанция с ним критически уменьшалось, Мила по очереди вспоминала всех святых. И тут… пошёл “лепёшечный процесс”, мы надеялись что нас не заляпает. От разницы температур вонь стояла такая, что пришлось на свой страх и риск держаться только одной рукой, а второй зажимать нос, ещё и смех до слёз, а может от едкости :). Простите за плохое фото, очень трясло по дороге.

Удивительно, но водитель ехал аж до самой Мачки, а мы с Милой отсчитывали километры и мечтали поскорее оттуда вылезти.

Ура, первые дома туристического поселка, стоп, выходим. На этот раз к нам вышла женщина, и сразу же полезла проверять ящики, не украли ли мы у нее молочные продукты. Конечно, ведь именно в таких положениях, в каких находились мы с Милой, обычно это легче всего сделать :). Когда ноги почувствовали землю, у меня дрожали руки от перенапряжения и болели скулы от смеха, а весь путь до выхода на трассу до Трабзона в носу стоял запах коровьих лепешек, казалось, мы пропитались им насквозь.

Монастырь Панагия Сумела — святое место для православных христиан

Адрес: Турция
Построен: конец IV — начало V века н.э.
Координаты: 40°41’24.1″N 39°39’30.1″E

Монастырь Панагия Сумела (Сумельский монастырь), расположенный на территории современного турецкого города Трабзона, раскинувшегося на берегу Черного моря, считается не только одним из самых древних православных храмов в мире, но и самым труднодоступным.

К этому монастырю ежегодно приезжают сотни тысяч паломников из Греции, России, Молдавии, Украины, Белоруссии. Кроме этого, добраться до священного места, построенного в меловой скале, мечтают и туристы из других стран мира, исповедующих католицизм, ислам и буддизм. Удивительного в этом ничего нет, дело все в том, что с момента основания и до 1923 года, святое место для каждого православного христианина постоянно привлекало к себе внимание, ведь именно в его стенах хранилась одна из самых значимых и самых ценных святынь — икона Богородицы Панагия Сумела.

Существует древнейшее предание, что написана чудотворная икона, на которой изображена мать Спасителя всего человечества, была самим Святым Лукой. Для тех, кто не знаком с православной верой, следует уточнить, что Святой Лука является автором одного из существующих на сегодняшний день Евангелий, а также считается первым человеком, написавшим икону. Кроме этого, Святой Лука признан в православной вере покровителем живописцев и врачей. Интересен тот факт, что Святой Лука, написавший икону Панагия Сумела, хранившуюся до 1923-го года в одноименном монастыре, был очевидцем чудес, которые являл Иисус Христос грешным людям. Более того, этот Святой, подаривший нашему миру несколько чудотворных икон с изображенной на них Богородицей, почитается не только среди православных верующих, но и среди католиков. Все вышеперечисленное лишь в очередной раз объясняет, почему монастырь Панагия Сумела в Турции пользуется такой огромной популярностью.

К огромному сожалению, в наше время монастырь уже не может поразить паломника богатейшим внутренним убранством, потрясающими росписями и орнаментами: многие из них пострадали из-за неумолимого хода времени, а некоторые были целенаправленно разрушены и стерты вандалами и фанатичными исламистами. Кстати, такое отношение к монастырю Панагия Сумела началось лишь с конца 19-го века. До этого времени православный храм, в котором монахи возносили свои молитвы к Богу, Деве Марии и Святым, пользовался не только огромным влиянием, но даже не был тронут воинами Османской империи, когда тем удалось захватить территорию современного Трабзона. Однако история возведения и процветания монастыря, равно, как и его значение для современного мира, заслуживают того, чтобы остановиться на них более подробно. Еще бы, ведь строительство монастырь Панагия Сумела в Турции началось уже через 386 (!) лет после прихода в наш мир Спасителя.

Строительство монастыря Панагия Сумела

По сохранившимся до наших дней летописям можно сделать определенный вывод, что монастырь Панагия Сумела был основан двумя монахами: Варнавием и Сафронием. Именно этим двум православным было явление Божьей Матери, которая сказала, что им надлежит забрать икону с ее ликом, написанную Святым Лукой, и привезти ее в труднодоступное место на горе Мела, и там положить начало строительству монастыря. Забегая немного вперед, хотелось бы отметить, что монастырь Панагия Сумела расположен на высоте, чуть более 300-т (!) метров над уровнем моря и высечен в меловой скале.

Икона Панагия Сумела, написанная Святым Лукой, в те далекие времена хранилась в Фивах. После рассказа монахов о явлении им Богородицы, священники из храма, находившегося на территории Великой Панагии, отдали святыню Варнавию и Сафронию. В 386-м году нашей эры два православных христианина с огромными трудностями взобрались на меловую гору с отвесными скалами и основали там монастырь.

В то время Трапезундом (ныне Трабзоном) правил Августалий Кортикий. Естественно, два человека, даже, несмотря на их безграничную любовь к Богу, не смогли бы высечь собственными силами в скале огромный монастырь. Согласно преданиям, неоценимую помощь им оказали монахи из монастыря, построенного на горе Завулон, в честь Иоанна Предтечи. К тому моменту священный храм, построенный в честь Святого, крестившего самого Иисуса Христа и принявшего страшную смерть, имел влияние на окрестности и, что неудивительно, располагал огромными средствами. Благодаря его помощи и началось возведение храмов в скале горы Мела. Кстати, подтверждением тому, что в строительстве монастыря Сумела были задействованы средства и рабочая сила из храма Иоанна Предтечи, служат документы, согласно которым до 1800-го (!) года из православной святыни, где хранилась икона, написанная Святым Лукой, на гору Завулон в знак благодарности каждые семь лет отправляли мула, достигшего семилетнего возраста, и каждый год по 50 огромных сосудов, наполненных елеем и воском.

В настоящий момент существуют неоспоримые факты, говорящие о том, что изначально на горе Мела Варнавий и Сафроний построили храм Архистрага Михаила. Всего храмов на территории Сумельского монастыря три, вторым был построен храм в честь Божьей Матери, а третьим – храм равноапостольных Великого Константина и Елены. Естественно, все эти Святые относятся к наиболее почитаемым в православии, однако до сих пор остается загадкой, почему монахи не построили первым храм в честь Богородицы, ведь именно она явилась Варнавию и Сафронию и наказала им основать монастырь в ее честь. Многие ученые неоднократно проводили различные исследования документов, а также самого монастыря Панагия Сумела, все они единогласно утверждают: первым был построен храм в честь Архистрага Михаила. Ответ на вопрос: «Что именно повлияло на решение монахов высечь храм Богородицы не в первую очередь?», — скорее всего, так и не будет найден.

Молва о новом Сумельском монастыре, в котором хранится бесценная христианская святыня, быстро разнеслась практически по всей Европе. Тысячи паломников устремились к святому месту, чтобы поклониться иконе под названием Панагия Сумела. Такой наплыв православных христиан заставил монахов еще во время строительства последнего храма начать возведение гостиницы, в которой могли бы разместиться верующие. Эта было только первое здание для паломников, впоследствии служители Сумельского монастыря давали распоряжения о постройке новых гостиных домов. При этом следует помнить, что все без исключения помещения вырубались прямо в скале и, несмотря на то, что она состояла преимущественно из мела, строителям приходилось прилагать поистине титанические усилия для расширения монастыря.

История Сумельского монастыря

Как уже говорилось выше, монастырь на горе Мела еще до окончания своего строительства стал местом поклонения православных христиан. Однако история показывает, что монахам, все же, приходилось переживать набеги варваров и вандалов. Благодаря тому, что три церкви, служебные помещения и гостиницы для паломников располагались в труднодоступном месте, грабежи, хоть и нечасто, но случались. До наших дней дошло свидетельство о разбойном нападении на Сумельльский монастырь в конце VI века. Тогда практически все ценности из монастыря были вывезены вандалами, чудом уцелела только икона, написанная Святым Лукой, и некоторые другие священные предметы. Чудом…, а как же может быть иначе, если речь идет о чудотворной иконе? Впрочем, для разбойников всегда представлял интерес благородный металл, все остальное они считали не заслуживающим внимания. Уже в 644-м году в Монастырь Панагия Сумела пришли новые монахи, которые за рекордно короткие сроки возродили его и сделали пригодным для посещения паломниками.

Наибольшего расцвета монастырь, высеченный в скале горы Мела, достиг во времена правления великой династии Комнинов. Они имели безграничную власть не только над Трапезундом, но и в определенные промежутки времени над всей огромной византийской империей. Каждый правитель из этой династии считал своим долгом покровительствовать монастырю, в котором хранилась священная реликвия, написанная свидетелем земной жизни Иисуса Христа, и который ежедневно посещали многочисленные паломники из дальних земель.

Огромный вклад в развитие и процветание Сумельского монастыря внес Иоанн II, его сын, внук и правнук. По указанию царя, монастырю были дарованы 24 деревни и около 40 небольших поселений, доходы от которых направлялись монахами на возведение крепостных стен, монашеских келий и других построек. Кроме этого, монастырь получил от правнука Ионна II, правившего с 1349 по 1390 год, почти 1370 (!) привилегий. Монахи не забыли эту щедрость и прямо над входом в главный храм поместили стихотворение, в котором прославлялись деяния Алексея III и его бесценный вклад в распространение по миру православной веры. Кстати, это стихотворение можно было различить до XVII века, потом время навсегда стерло его с меловой скалы.

Удивительно, но даже после того, как Трапезунд и, прилегающие к нему земли, перешли в состав Османской империи, православный храм продолжал процветать и пользоваться огромной властью. Один из султанов подписал указ, в котором говорилось, что монахи и Сумельского монастыря, в котором хранится святыня православного мира Панагия Сумела, имеют право на полную свободу и на привилегии, предоставленные им еще во времена династии Комнинов. Более того, султан Селим I и все его потомки, которые, естественно, исповедовали ислам, постоянно одаривали монастырь и даже покрыли купол главного храма медью. Внук Селима I решил, что медь – недостаточно благородный материал для такого святого места и распорядился поменять ее на чистейшее серебро.

Просто не поддается объяснению, чем руководствовались правители Османской империи, когда проявляли такую заботу о храме, который не имел никакого отношения к их вере. Правда, монахи упросили султана отказаться от покрытия крыши серебром: они попросту боялись, что такое несметное богатство рано или поздно искусит разбойников на нападение.

Процветание Сумельского монастыря, который находится на территории современной Турции, продолжалось до 19-го века! Вселенский патриархат в 1863-м году полностью лишает монастырь Панагия Сумела всех его владений и привилегий. Паломники, которые поклонялись иконе, написанной Святым Лукой, встретили с неодобрением этот указ и патриархат, опасаясь бурных протестов, в спешке отменяет свое решение. Однако через 39 лет выходит новый указ, который в итоге стал окончательным. Для Сумельского монастыря наступили трудные времена: во время кровопролитных сражений Первой мировой войны все монахи покинули стены некогда могущественного и влиятельного православного храма. Обезумевшие от ярости турки ворвались в храм: они, забыв о том, что даже во времена Османской империи монастырь пользовался уважением, стали разбивать все, что только было возможно. Практически полностью были уничтожены настенные росписи, а на тех изображениях, которые не удавалось стереть, святым выбивали глаза.

Монастырь Панагия Сумела — священное место для паломников

Несмотря на то, что турки практически полностью разграбили и уничтожили внутреннее убранство монастыря, им не удалось завладеть иконой Панагия Сумела. Монахи, уже во время того, как турки штурмовали крепостные стены, закопали священную реликвию. Только в 1923-м году монах решился на подвиг: он раскопал икону и перевез ее в Афины. К слову, чудотворная икона Панагия Сумела существует и в наши дни, как и монастырь, расположенный в 300-х метрах над уровнем моря. Хранится икона Божьей Матери, написанная святым Лукой, в Греции, в специально построенном в городе Науса святилище. Монастырь, высеченный в скале еще в IV веке по указанию Варнавия и Сафрония, стоит на своем месте. Правда, современные паломники и туристы уже не смогут насладиться уникальным и красивейшим внутренним убранством и великолепной росписью стен и потолков. Многое, как уже говорилось выше, было уничтожено турками во время Первой Мировой войны. Однако три церкви, гостиницы и монашеские кельи по-прежнему можно осмотреть: их не смогли уничтожить вандалы только потому, что они не построены из камня или кирпича, а высечены непосредственно в скале.

«Как посетить монастырь Панагия Сумела в Турции?», — этот вопрос беспокоит многих современных православных христиан. Сложного в этом ничего нет, достаточно приобрести тур в Турцию и записаться на экскурсию к месту, где на протяжении почти 15-ти столетий хранилась икона, написанная Святым Лукой. Однако следует помнить о том, что путь к монастырю будет не легким: никаких фуникулеров и других современных технологических новшеств там не встретишь.

Добираться до священного места придется по крутым склонам. Однако такой сложный маршрут преодолеть, все же, стоит. Ведь, по словам людей, которым посчастливилось побывать в Сумельском монастыре, там на любого человека снисходит благодать Божия и какое-то, необъяснимое словами, чувство озарения. К слову, начиная с 15 августа 2010 года, по просьбе Вселенского патриархата, который в свое время лишил православный монастырь в Трапезунде (современном Трабзоне) всех привилегий, проводится литургия в день Успения Святой Богородицы. Кстати, 18 августа принято почитать память Варнавия и Сафрония, усилиями которых и был основан в древние времена монастырь Панагия Сумела.

Рейтинг достопримечательности

1 1 1 1 1 Рейтинг 4.67 Достопримечательности ТурцииСтраны Европы

Leave a Comment