Москва Петр 1 памятник

Небольшое сообщение про памятник Петру 1 в Санкт-Петербурге

Памятник Петру I «Медный всадник» воздвигнут по приказу Екатерины II в 1782 году.Скульптор приехал в Санкт-Петербург в 1766 году в сопровождении своей талантливой ученицы Мари-Анн Колло. Именно она выполнила голову Петра для этого памятника, отразив все своеобразие и сложность характера императора. Фальконе постоянно подчеркивал равноправное участие своей ученицы в работе.Статуя была отлита из бронзы (176 тонн бронзы и 4 тонны железа) и установлена на огромном гранитном монолите весом 1600 тонн, которому была придана форма волны, что символизировало стремления Петра Iвозвысить Россию как морскую державу, вывести ее из пучины невежества. Вздыбленный конь, которым, тем не менее твердо управляет царь, отражал характер и непокорность народа. А змея под копытами олицетворяла врагов петровских реформ (кроме того, это искусно выполненная третья точка опоры памятника).Это был первый памятник, установленный на городской площади Санкт-Петербурга. Имелся еще один готовый памятник Петру I, выполненный Растрелли, который хранился скрытый от глаз до 1800 года.

Изначально в 1762 году на Сенатской площади предложили возвести памятник Екатерине II, но императрица решила поставить монумент основателю города — Петру I — к 100-летию его восшествия на престол.

Лаконичная надпись на памятнике «Петру I Екатерина II», согласно преданиям, была предложена самой императрицей. Таким образом она, идейная и духовная последовательница Петра Великого подчеркивала, что «вторая» она не после безродной Екатерины Первой, а «вторая» после великого реформатора Петра I.

В день открытия памятника (7 августа 1782 года) императрица Екатерина II была неимоверно щедра и одних осыпала милостями и наградами, другим простила их провинности… Одним из прощенных императрицей в тот день был несостоятельный должник археограф И.И. Голиков. Согласно преданию, получив свободу он пришел к памятнику Петру Великому, упал перед ним на колени и в благодарность за свое помилование дал клятву посвятить остаток своей жизни изучению и написанию истории «деяний Петра». Он прожил до 1801 года и успел написать и опубликовать 30 томов «Деяний Петра Великого».

Описание

Культовая скульптура русского императора возвышается над землей на 98 метров и по праву считается самой высокой в стране. Памятник установлен на специально оборудованном помосте на Москве-реке и представляет собой фигуру Петра I, твердо стоящего на палубе корабля. В свою очередь, корабль опирается на своеобразный постамент из нескольких фрегатов поменьше. Вокруг помоста бьют фонтаны.

Ввиду огромного размера памятника, установка его происходила по частям. Сначала был выстроен железобетонный фундамент, на него водружен крепкий помост, который является основой всей конструкции. На постамент были по очереди водружены пьедестал, корабль, фигура императора, а также мачта и паруса с подвижными вантами из металлических тросов.

Каркас конструкции очень прочен, так как полностью состоит из нержавеющей стали. Облицовка выполнена из бронзы и закреплена на стальном каркасе. Каждая бронзовая часть памятника тщательно обработана специальными средствами и покрыта лаком с целью защиты поверхности скульптуры от неблагоприятных погодных явлений.

В руке Петра Великого свиток, покрытый позолотой, как и Андреевские кресты на знаменах кораблей, составляющих основу постамента. Для производства парусов главного корабля была использована технология выколотки из меди, а все механизмы креплений изготавливались из нержавеющей стали.

История создания

Петру I был открыт 5 сентября 1997 года. Согласно официальным документам, его создание было приурочено к празднованию 300-летия российского флота. Однако, эта годовщина была отпразднована значительно раньше – еще осенью 1996 года. К тому же, морским сообществом изначально был одобрен совсем другой проект, но в итоге более подходящим значительной дате был признан проект Церетели.

По существующей в российских СМИ байке, памятник Петру – это не что иное, как переделанная статуя Христофора Колумба, первооткрывателя Америки, которую Церетели не смог продать США. Действительно, между проектами памятников Колумбу и Петру I есть схожие черты: обе величественные фигуры стоят на палубе корабля, подняв вверх правую руку, а корабль установлен на сложном по своей структуре постаменте. Однако, между ними есть и масса различий, как, например, между любыми памятниками императорам верхом на скачущем коне. Сравнить оба проекта можно в Москве, в галерее Зураба Церетели: они специально установлены рядом, чтобы сомневающиеся и скептики видели различия между ними.

В самой конструкции памятника есть несколько спорных моментов: фигура императора почему-то облачена в костюм испанского моряка, ростры вражеских кораблей увенчаны российскими флагами. Противники установки памятника находили и другие исторические несоответствия, но в изначальный проект так и не было внесено никаких изменений.

Помимо смутной истории создания, памятник обладает еще и неравнозначной репутацией среди общественности. Люди разделились на два лагеря: одним скульптура кажется громоздкой и неуклюжей, другим – величественной и прекрасной.

Несмотря на все пересуды, легенды и сплетни, которые множатся вокруг монумента с годами, сегодня уже сложно представить облик столицы без величественной фигуры Петра, возвышающейся над водами Москвы-реки.

Как добраться:

Адрес: г. Москва, Крымская набережная, 10, ближайшее метро – станции «Парк Культуры», «Полянка» и «Октябрьская».

Спорный Петр

Тогда в 1997 году памятник Петру I в Москве работы Зураба Церетели вызвал, наверное, больший общественный резонанс, чем иные выборы во власть или реальная трагедия какого-нибудь живущего рядом человека.

Не абсурд ли? Бронзовый монумент мертвому русскому царю волнует умы сильнее, чем судьбы живых людей. Напрашиваются, как минимум, два предположения. Первое – москвичи люди эмоционально резонансные (если так сильно реагируют всего лишь на статую Петра I) и часто недоброжелательные (если многие реагируют так негативно).

И второе – Зураб Церетели свою миссию выполнил. Ведь задача любого художника – не оставлять людей равнодушными, волновать и производить впечатление. Церетели своим исполинским монументом в центре столицы этой цели достиг.

А уж является ли памятник Петру I в Москве шедевром высокого искусства или наглядным примером уродливого и безвкусного – это потомки рассудят. Например, за 110 лет до строительства монумента Петру I работы Зураба Церетели, Эйфелева башня в Париже вызывала не меньшее количество споров. И ничего – стала символом города и туристической достопримечательностью. А в те далекие времена Ги де Мопассан, который регулярно обедал в ресторане на первом этаже башни, на вопрос, зачем он это делает, отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно!» А сейчас Эйфелева башня привлекает туристов, и за всю историю существования 300-метровой башни на ней побывало почти 300 миллионов человек. Возможно, статую Петра I работы Зураба Церетели ждет не менее великое будущее. Это же зависит еще и от того, как раскрутить достопримечательность…

Так что подождем пока с оценкой художественной ценности монумента. Лучше мы вам расскажем забавные исторические версии о памятнике Петру I в Москве. Тем более, что мы своими глазами видели то, что большинство наших читателей никогда не увидят. Мы лазили на Петра (и внутрь Петра!) во время строительства памятника в 1997 году.

Памятник Петру I работы Зураба Церетели был открыт 5 сентября 1997 года в дни празднования 850-летия Москвы. История создания и существования памятника полна драматизма.

Версия 1. Навязанный подарок.

«Документы, выданные властями общественности, оказались весьма любопытны, поэтому заслуживают отдельных слов.

Для начала с их помощью выяснилось, что Петр I, официально объявленный властями и Зурабом Церетели подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является. Прежде всего потому, что праздник прошел аж в октябре прошлого года (в 1996 г. – прим. ред.).

Во-вторых, еще в 1995 году моряки за подписью ВРИО Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник. Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель.

Моряки посмотрели эскиз, он им понравился, и они попросили Виктора Черномырдина поспособствовать монументу, поскольку рассудили, что такого рода сооружение имеет не только московское, но, прямо скажем, всероссийское значение. Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную.

Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чем правительству Родины было сообщено специальным письмом.

И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели. Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны. Как записано в бумагах по результатам осмотра, памятник Петру I не просто несет в себе отменную эстетическую ценность, но также и высокую информационную насыщенность. В связи с этими удивительными открытиями в области скульптуростроения, Льва Кербеля попросили подвинуться со своим памятником в Измайлово (таким образом, в городе Петров стало в два раза больше). Монумент же Церетели признали главным подарком морякам».

Версия 2. «Говорят, царь – ненастоящий!»

«По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991-1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Эти слухи пытаются опровергать».

Если слухи соответствуют действительности, то Москве стоит «отказной» памятник Христофору Колумбу, выдаваемый после «творческой переработки» за памятник Петру I. Несомненно, есть и сторонники другой версии: гигантский монумент Петру I в Москве уникален, и ничего общего с Колумбом он не имеет.

«История о том, что «Петр» – это переделанный Колумб, изначально сделанный Церетели для США и непринятый там, – в большей степени байка. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить модели этих двух монументов, намеренно поставленных рядом в галерее скульптора в Москве. Они имеют схожую композицию, но не более того; так же композиционно схожи все памятники сидящим на лошадях императорам. Проект «Петра» разрабатывался индивидуально, причем в конструировании принимали участие, помимо мастерской Зураба Церетели, специалисты пяти различных институтов».

Версия 3. «Я тебя слепила из того, что было…»

Противники памятника Петру I в Москве находят в нем множество противоречий и исторически недостоверных деталей. Кроме того, они ставят под сомнение художественную ценность этого творения Зураба Церетели. Вот вкратце суть заявлений противников Петра.

1. Идея воздвигнуть памятник Петру I в Москве насквозь искусственна. Имя Петра неразрывно связано с Северной столицей, а Москву Петр недолюбливал, особенно в зрелые годы. И вообще, это же смешно: мореплаватель Петр на месте впадения Обводного канала в Москва-реку. Искусственный, не свойственный Москве памятник, воздвигнутый на искусственном насыпном острове. Рядом шоколадная фабрика «Красный октябрь» (бывшая «Эйнем»). Петр и шоколад? Очередная несуразица.

2. «Как указывают знатоки морской истории, при создании памятника допущена неточность: ростры, украшающие постамент памятника, трактованы неправильно. Исторически, ростры — это трофеи с вражеских кораблей, здесь же каждый ростр увенчан Андреевским флагом. С традиционной точки зрения это означает, что царь Пётр воевал против собственного флота. Другой ошибкой является то, что Андреевский флаг вывешивается на корме, а на баке должен находиться гюйс. Это правило выполнено только на корабле, на котором стоит Пётр».

Кроме того, многие считают, что статуя Петра (или, всё-таки, Колумба?) одета в традиционную одежду испанского гранда, что тоже нарушает историческую достоверность.

«Среди москвичей памятник вызвал неоднозначную реакцию. Среди жителей города была проведена акция под лозунгом “Вас здесь не стояло” против установки памятника. Монумент иронически сравнивали с фигурой сеятеля из романа Ильфа и Петрова “Двенадцать стульев».

«Городской комитет по празднованию 300-летия Флота выполнил поручение и по результатам осмотра подарка написал Вавакину письмо. Даже в скупых армейских строчках бумаги чувствуется легкое замешательство.

В целом соглашаясь с тем, что у Зураба Константиновича действительно получился памятник, члены праздничного комитета попросили власти «рекомендовать 3. Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; — установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; — убрать орла с бушприта»…

Зураб Константинович царя так и не переодел. Как видно из проделанной скульптором работы, наш драгоценный самодержец, грозящий Крымскому мосту каким-то свертком, одет в римские латы, а на носу кораблика размером с половину императора так и сидит птица неустановленной породы».

3. Некрасивый памятник уродует красивейшее место в Москве. Высота монумента около 98 метров. Эта довлеющая устрашающая фигура Петра портит облик Москвы. Художественной ценности эта скульптура не представляет. На нее потрачены огромные деньги налогоплательщиков. Церетели, как скульптор, был выбран исключительно по причине своих неформальных отношений с Лужковым.

«В романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», действие которого разворачивается в пост-ядерном мире, памятник Петру I и Храм Христа Спасителя — одно из немногих сооружений, уцелевших в Москве. Причём мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Чёрную церковь») — специальным культовым сооружением, возведённым при идоле для свершения обрядов. Описание статуи Петра таково: «Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик».

«Памятник вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место… 6 июля 1997 года группа «Реввоенсовет» пыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но подрыв был отменён в связи с возможными жертвами среди прохожих и разрушениями. По другой версии взрыв был предотвращён из-за звонка анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт. Мосгорсуд 19 апреля 2002 года вынес приговор пятерым членам «Реввоенсовета»: подсудимые Владимир Белашев, Сергей Максименко, Валерий Скляр, Владимир Радченко и Юрий Внучков были признаны виновными в терроризме. Им вменялись в вину подрыв в апреле 1997 года памятника Николаю II в поселке Тайнинское (скульптор В. Клыков, взорван 1 апреля 1997), а также минирование памятника Петру и газораспределительного узла в Подмосковье.

Как пишут «Известия», один из проектов, представленных на ежегодной выставке «Арх Москва», даже предлагал «одеть» памятник в стеклянный кожух, чтобы его не видеть. Речь идёт о 2007 годе, когда на выставке был представлен проект Бориса Бернаскони, который предлагал встроить памятник Петру I в небоскрёб, который стал бы для творения Зураба Церетели музеем, а для москвичей — смотровой площадкой и местом проведения досуга.

Также в 2007 году в Музее актуального искусства ART4.RU устроили акцию, собрав почти 100 тыс. руб. пожертвований на демонтаж произведений Церетели — перед входом в экспозицию установили пластиковый ящик с соответствующей надписью: «Сбор средств на снос памятников, поставленных повсеместно Зурабом Церетели». По словам директора музея Генри Ясаса за несколько дней пожертвований собралось больше, чем было заплачено за билеты».

«Корреспондент «Московских новостей» Елена Лебедева сказала, что скульптор Церетели грабит налогоплательщика, строя дорогостоящего царя в сложное для страны время. Сторонники монументалиста, напротив, уверяли собрание, что Зураб Константинович — главный гений современности, и все, кто пытается опорочить его творчество, — инквизиторы образца 1937 года».

«Лауреат Ленинской премии, скульптор Зураб Константинович Церетели заканчивает строить в Москве 90-метровый памятник царю Петру I. Одновременно с этой выдающейся стройкой в Москве каждую пятницу заседает независимая общественная комиссия, которая по договоренности с мэрией выясняет мнение москвичей, зачем им нужен гигантский император, установка которого в одном из самых красивых мест столицы только по официальным данным стоит 100 миллиардов рублей. Членом этой комиссии, состоящей из 26 человек, является главный редактор «Столицы» Сергей Мостовщиков, который в каждом номере будет теперь докладывать, что удалось сделать. Для тех, кто, может быть, отвлекся от жизни своего города или отсутствовал по уважительной причине, кратко пересказываю суть происходящего.

Журнал «Столица» и известный владелец «Галереи Марата Гельмана» Марат Гельман предложили москвичам повнимательнее присмотреться к тому, что за последние два года успел подарить городу монументалист Зураб Церетели. А присмотревшись, понять, что дальше так продолжаться не может. Последнее произведение скульптора — 90-метровый царь в лодке — унизительно для столицы России. Мы поэтому предложили демонтировать самодержца со стрелки Москвы-реки и подыскать ему какое-нибудь другое место. Марат Гельман и группа молодых художников даже собирались приступить к сбору 100 тысяч подписей для организации в Москве соответствующего референдума.

Мэр Москвы Юрий Лужков в этой связи принял, видимо, не самое легкое для себя решение. Встретившись с Гельманом, мэр впервые открыто согласился с тем, что проблема с памятниками Церетели существует. Однако руководитель города сказал, что референдум обойдется Москве в 12 миллионов долларов и предложил удешевить решение вопроса с Церетели. Для этого была создана комиссия из 26 человек, которую попросили за два месяца уточнить взгляды москвичей на творчество скульптора».

Кстати, через год после официального открытия памятника в стране наступил дефолт. Но это так, к слову…

Версия 4. Император Петр I способствовал прогрессу. И даже памятник Петру I служит прогрессу!

«Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал.

Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность.

Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.

Для памятника использовалась бронза самого высокого качества; она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия неблагоприятных погодных явлений.

Свиток, который держит в руках Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля».

«Расчетный срок службы «Петра» – 100 лет (высшая категория)… Дмитрий Шредер рассказал нам много интересного о работах, которые постоянно приходится проводить, чтобы монумент нормально функционировал. Например, для обеспечения вращения флагов их регулярно нужно смазывать. Под каждым флагом имеется по три штуцера, раз в несколько месяцев Дмитрий отворачивает их и запускает туда новую порцию смазки. Причем если к флагу на бушприте пройти достаточно просто, то дорога к остальным требует альпинистской подготовки и опыта.

Для того чтобы попасть в паруса или в фигуру Петра, приходится по подкосам мачты забираться на самый верх, а затем спускаться на веревках. Почему люк сделан в голове, а не в ноге статуи? Все просто: царская нога подкачала – видимо, плохо кормили. Вообще, для обслуживания «Петр» сложен. Смотрителю иногда нужен даже спелеологический опыт, к примеру, чтобы пробраться внутрь носовой части корабля для ее чистки.

Несколько лет назад смотритель проводил массированную войну с птицами. Вороны пристрастились вить гнезда в вантах, гадили, портили внешний вид, превращая памятник в иллюстрацию к «Ночному дозору» Сергея Лукьяненко. Шредер не убивал птиц, он стрелял из пневматики шумовыми пульками, и через некоторое время «воронье радио» донесло информацию до столичных птиц. Памятника стали избегать: шумное, неудобное, неприятное место для гнездования».

Версия 5. О будущем.

«28 сентября 2010 года, в день снятия Юрия Лужкова с должности мэра Москвы, галерист Марат Гельман, и прежде критиковавший скульптуру, высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010 года и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место. Глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 млрд рублей, и он сомневается, что подобные деньги в бюджете обнаружатся. Гельман заявил, что перенос памятника Петру I работы Зураба Церетели можно осуществить не на бюджетные, а на спонсорские средства, которые он обещал изыскать.

Представитель движения «Архнадзор» Наталья Самовер предупредила, что перемещение памятника может оказаться популистским шагом. «Перенести памятник и сказать, что все проблемы с обликом Москвы сняты, — это очередная попытка манипулирования общественным мнением».

О намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов (группа жителей), Тирасполь, Петрозаводск (председатель городского совета), Воронеж (опрос агентства «Воронеж-Медиа»), Иваново (группа в Twitter), Орёл, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск, Бердянск (приём цветных металлов).

Интересно, что Санкт-Петербург от «московского Петра I» отказался — возможно, потому, что у него уже есть один авторства Церетели (высота 12,65 метра), недалеко от гостиницы «Прибалтийская» на Васильевском острове, куда его после определённой борьбы удалось «выселить» (открыт 25 сентября 2006 года) городским властям из самого центра города — от Манежа, где он был установлен в марте 2005 года.

28 июля 2011 года префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил на пресс-конференции: «Петр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что все должно быть, как создали наши предки».

«Памятник можно – и нужно – совершенствовать. В нью-йоркской статуе Свободы есть смотровая площадка, как и в некоторых других значительно более низких монументах. На палубе петровского ботика достаточно места, и виды оттуда открываются потрясающие. Смотровая площадка могла бы стать великолепным аттракционом для туристов, не хуже Эйфелевой башни или «Лондонского монумента» работы Кристофера Рена. А ростры, которые на данный момент служат лишь элементами облицовки, не так уж сложно превратить в балконы.

Но даже без искрометного шоу монумент «В ознаменование 300-летия российского флота» – это потрясающей сложности инженерное сооружение и – да простят нас недовольные читатели – эффектный и красивый памятник. Напомним, что Эйфелеву башню тоже хотели снести первые 20 лет ее существования. А потом она незаметно превратилась в символ Парижа».

Посмотреть наш видеоролик 1997 года «Строительство памятника Петру I»:

Использована музыка и вокал: Hybryds, Inside My Mind, The Ritual Should Be Kept Alive part 1.

Рекомендуем почитать публикацию: «Памятник Петру I Зураба Церетели. Заплыв по Москва-реке!»

При подготовке статьи использованы источники:
Журнал «Столица»
MosDay
Википедия
photo.qip.ru
Портал «Популярная механика».
Портал moscow.org
Портал lifeglobe.net
А также личные фото и видеосъемки, и семейные архивы.

Авторы и составители Игорь и Лариса Ширяевы.

Электронное СМИ «Интересный мир». 05.10.2013

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Описание

Памятник Петру в техническом плане представляет собой уникальное инженерное сооружение. Несущий каркас монумента выполнен из нержавеющей стали, на него навешены бронзовые детали облицовки. Отдельно друг от друга собирались образующая пьедестал нижняя часть памятника, корабль и фигура Петра; последние в готовом виде монтировались на пьедестал. Ванты корабля выполнены из нержавеющей стали. Каждый из них сплетён из нескольких тросов и закреплён таким образом, что полностью исключена их подвижность. Паруса имеют внутри пространственный металлический каркас (для уменьшения веса), они изготовлены из меди методом выколотки.

Для памятника использовалась бронза самого высокого качества; она предварительно подвергалась пескоструйной обработке, затем патинировалась и покрывалась специальным воском и лаком, защищающим от воздействия неблагоприятных погодных явлений. Свиток, который держит в руке Пётр I, позолочен, также позолочены Андреевские кресты на флагах, конструктивно сделанных как флюгеры. Внутри имеется лестница, предусмотренная для наблюдения за состоянием памятника. Образующий искусственный остров железобетонный фундамент, на котором покоится памятник, обрамлён фонтанами, создающими эффект рассекающего воду корабля.

Создание и монтаж

Памятник Колумбу на почтовой марке, 1992

По публикациям российских СМИ, данный памятник является переработанной и видоизменённой статуей Колумба, которую Церетели безуспешно предлагал купить США, Испании и странам Латинской Америки в 1991—1992 году, к 500-летию открытия европейцами Американского континента. Эти слухи пытаются опровергать.

Установка памятника по официальным данным стоила 100 миллиардов неденоминированных рублей, то есть 100 миллионов деноминированных, или около 16,5 миллионов долларов по курсу 1997 года.

На проектирование и строительство царя ушёл неполный год. В аэродинамической трубе Института механики МГУ были проведены продувки макета памятника, созданного сотрудниками Института (ныне в музее истории МГУ), что позволило существенно улучшить аэродинамические характеристики монумента.

Работы по монтажу проводили 120 монтажников 1-го МСМУ АО «Стальмонтаж» под руководством ведущего геодезиста Валерия Маханова и ведущего бригадира Владимира Максимова.

Независимая общественная комиссия, оценивавшая художественные качества памятника в 1997 году, за несколько месяцев до его открытия, указывала (см. публикацию в журнале «Столица» одного из её членов), что «Пётр I», официально объявленный властями и Зурабом Церетели подарком морякам к 300-летию Российского Флота, таковым фактически не является. «Прежде всего потому, что праздник прошёл аж в октябре прошлого года. Во-вторых, ещё в 1995 году моряки за подписью врио Главнокомандующего ВМФ адмирала Селиванова просили Российское правительство и лично Виктора Черномырдина установить в честь праздника в Москве совершенно другой памятник. Его эскиз сделал народный художник академик Лев Кербель. (…) Памятник планировали открыть в сентябре 1996 года напротив Третьяковки, для чего сделали новый пешеходный мост через Водоотводный канал и украсили там набережную. (…) Однако все вопросы с этим памятником Москва взялась решить самостоятельно, без помощи России, о чём правительству Родины было сообщено специальным письмом. И вот приблизительно весной 1996 года в 300-летней истории Российского Флота впервые появилась фамилия Церетели. Решениями столичного правительства и бывшего главного архитектора города Леонида Вавакина вдруг были созданы специальные комиссии, которые осмотрели проекты Кербеля и Церетели и признали, что задумки Зураба Константиновича неповторимо прекрасны». Памятник Петру работы Кербеля «выселили» в Измайлово. Городской комитет по празднованию 300-летия Флота по рекомендации Правительства Москвы съездил в мастерскую Церетели и ознакомился с проектом памятника. Члены праздничного комитета попросили власти «рекомендовать 3. Церетели внести в проект следующие изменения: — изобразить статую Петра I в традиционной форме российского военного моряка начала 18 века; — установить (разместить) внутри монумента бюсты выдающихся флотоводцев; — убрать орла с бушприта»… и т. п., что выполнено не было.

Памятник был открыт 5 сентября 1997 года в рамках масштабного празднования 850-летия Москвы, до этого, 3 и 4 сентября соответственно, Лужков и Ельцин открыли территорию вокруг восстановленного Храма Христа Спасителя и реконструированный Столешников переулок с храмом возле будущего отеля «Marriott Аврора».

Элемент композиции — статуя Петра I Более пропорциональная по соотношению человеческая фигура/корабль трактовка аналогичного сюжета: «Пётр I на ботике» (Модель работы М. М. Антокольского, 1891-96 гг.). Скульптурная композиция была заказана Антокольскому президентом Академии Художеств вел. кн. Владимиром Александровичем к 200-летию Российского Военно-морского флота и экспонировалась на Всемирной выставке в Париже в 1900 году Картина русского художника Алексея Кившенко «Пётр Первый управляет парусным ботиком» (1864) демонстрирует реалистические пропорции между фигурой человека и кораблём.

Критика

Акция журнала «Столица»

Памятник вызвал практически единодушное отторжение в кругах общественности и архитекторов в связи с его внешним видом и отсутствием ценности для города. В 1997 году журнал «Столица» и его главный редактор Сергей Мостовщиков провели серию публикаций против памятника, а также акцию по сбору подписей против установки памятника. Мероприятие проводилось под лозунгом «Вас здесь не стояло», а графическим символом акции было сопоставление композиции Церетели с творением Остапа Бендера «Сеятель облигаций государственного займа» из фильма «Двенадцать стульев». Журнал вышел с вложенной внутрь наклейкой — перечёркнутый памятник Петру и лозунг — и предложением писать в журнал письма с поддержкой, которых было получено около 5 тыс. Как писал журнал «Столица», анализируя письма читателей, «гигантские размеры памятника и неудачно выбранное для него место — основные причины недовольства москвичей».

16 мая 1997 года общественная комиссия, созданная мэром Москвы из-за большого общественного резонанса в связи с появлением памятника, ознакомилась с результатами социологических опросов, проведённых в городе фондом «Общественное мнение» и ВЦИОМом — половине опрошенных москвичей памятник не нравился. Изучив результаты, комиссия провела своё собственное голосование: 13 её членов проголосовали «за» то, чтобы оставить памятник на этом месте, 3 проголосовали «против». О том, что решение будет положительным для Церетели, критики памятника писали заранее.

Депутат Мосгордумы, председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов рассказывает о т. н. «эффекте/феномене Церетели», связанном с этим памятником: в рамках большого социологического опроса, который был заказан независимым структурам, москвичей попросили высказать своё отношение к градостроительной политике в Москве. «15 % отнеслись отрицательно, 30 % положительно, а 40 % — так-сяк. Важный момент: тем 40 %, которым что-то нравилось, а что-то не нравилось, больше всего не нравился Пётр Первый. И, когда мы пересчитали итоги с учётом этого обстоятельства, вклад Петра Первого в отрицательный имидж градостроительной политики достиг 30 %. Я это назвал „эффект Церетели“ — как с помощью одного сооружения можно изменить настроение в десятимиллионном городе».

Однако в 2014 году архитектурный критик Григорий Ревзин в своем мемуаре, посвящённом этому памятнику, анализируя протестные акции, сомневается в их «спонтанности»: «заполнить Москву наклейками и плакатами „вас здесь не стояло“ — это такой рекламный бюджет, который надо согласовать, утвердить и получить — он сам не образуется. Сотни публикаций против Петра, конечно, могли и сами собой производиться — и в какой-то момент и производились, но всё же скорее кто-то вначале запустил процесс. (…) И уважаемый мною Марат Гельман, кстати, который придумывал впечатляющие акции против Петра, — он, конечно, утверждал ценности современного искусства, но одновременно ведь он тогда уже работал и как политтехнолог». По его мнению, это была запланированная антилужковская манипуляция, связанная с политикой, а не с эстетикой: «Вы вспомните время: Ельцин победил на выборах благодаря ситуативному союзу разных сил, демократов с бизнесменами, топ-менеджеров с артистами, интеллигентов с ворами в законе и т. д. (…) Эта история про ужасную тра-та-та бандуру, которая встала вопреки тра-та-та, — она выставляла Лужкова дикарём и самодуром (он таким и был, на мой взгляд; но тут вопрос, как представить). А задача остановить Лужкова на пути в президенты была чуть не главной все последующие четыре года. (…) Ни до, ни после этого, никогда на всём протяжении истории России, не было случая такого всенародного внимания к искусству ваяния. (…) В этой моей частной памяти Пётр Первый — это случай, когда я лично оказался объектом психологической манипуляции».

Вид на башню Монпарнас в Париже

Памятник вошёл в список самых уродливых строений мира, заняв в нём десятое место. Рейтинг был составлен по итогам голосования на сайте «Виртуальный турист» (2008). (Первое место заняло здание городского Совета в Бостоне, похожее на противоядерный бункер из серого бетона; второе — башня Монпарнас в Париже).

6 июля 1997 года группа «Реввоенсовет» пыталась взорвать памятник. По их словам, взрывчатка была уже заложена, но подрыв был отменён в связи с возможными жертвами среди прохожих и разрушениями. По другой версии взрыв был предотвращён из-за звонка анонима. С тех пор доступ публики к памятнику был закрыт. Мосгорсуд 19 апреля 2002 года вынес приговор пятерым членам «Реввоенсовета»: подсудимые Владимир Белашев, Сергей Максименко, Валерий Скляр, Владимир Радченко и Юрий Внучков были признаны виновными в терроризме. Им вменялись в вину подрыв в апреле 1997 года памятника Николаю II в посёлке Тайнинское (скульптор В. Клыков, взорван 1 апреля 1997), а также минирование памятника Петру и газораспределительного узла в Подмосковье.

Как пишут «Известия», один из проектов, представленных на ежегодной выставке «Арх Москва», даже предлагал «одеть» памятник в стеклянный кожух, чтобы его не видеть. Речь идёт о 2007 годе, когда на выставке был представлен проект Бориса Бернаскони, который предлагал встроить памятник Петру I в небоскрёб, который стал бы для творения Зураба Церетели музеем, а для москвичей — смотровой площадкой и местом проведения досуга.

Также в 2007 году в Музее актуального искусства ART4.RU устроили акцию, собрав почти 100 тыс. руб. пожертвований на демонтаж произведений Церетели — перед входом в экспозицию установили пластиковый ящик с соответствующей надписью: «Сбор средств на снос памятников, поставленных повсеместно Зурабом Церетели». По словам директора музея Генри Ясаса за несколько дней пожертвований собралось больше, чем было заплачено за билеты. Некоторое время спустя по просьбе Василия Церетели, внука скульптора и директора Московского музея современного искусства, фамилию из объявления убрали, оставив текст «на снос памятников, уродующих город».

После отставки Лужкова

Памятник Петру I в Санкт-Петербурге на Прибалтийской площади

28 сентября 2010 года, в день снятия Юрия Лужкова с должности мэра Москвы, галерист Марат Гельман, и прежде критиковавший скульптуру, высказал предложение о сносе памятника. 4 октября 2010 года и. о. мэра Москвы Владимир Ресин на совещании в администрации предложил подумать о переносе памятника в другое место. Глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов заявил, что перенос монумента может обойтись городскому бюджету в 1 млрд рублей, и он сомневается, что подобные деньги в бюджете обнаружатся. Гельман заявил, что перенос памятника Петру I работы Зураба Церетели можно осуществить не на бюджетные, а на спонсорские средства, которые он обещал изыскать.

Представитель движения «Архнадзор» Наталья Самовер предупредила, что перемещение памятника может оказаться популистским шагом. «Перенести памятник и сказать, что все проблемы с обликом Москвы сняты, — это очередная попытка манипулирования общественным мнением». О намерении принять у себя памятник основателю российского флота заявили отдельные представители власти и группы жителей следующих городов: Азов (группа жителей), Тирасполь, Петрозаводск (председатель городского совета), Воронеж (опрос агентства «Воронеж-Медиа»), Иваново, Орёл, Архангельск, Переславль-Залесский, Камышин, Ижевск, Бердянск.

Интересно, что Санкт-Петербург от «московского Петра I» отказался: в городе уже есть один авторства Церетели (высота 12,65 метра), недалеко от гостиницы «Прибалтийская» на Васильевском острове, куда его после определённой борьбы удалось «выселить» (открыт 25 сентября 2006 года) городским властям из самого центра города — от Манежа, где он был установлен в марте 2005 года.

28 июля 2011 года префект Центрального административного округа (ЦАО) Москвы Сергей Байдаков заявил на пресс-конференции: «Пётр I как стоял, так и будет стоять. Я вообще считаю, что всё должно быть, как создали наши предки».

В культуре

Как пишет «Новая Газета»: «…ни один из московских памятников последних лет не выполнил главной задачи городского монумента: не вошёл в легенду, в „культурный текст“ столицы. (Кроме Петра Церетели, вероятно. Этот — вошёл, и какой поступью!)».

Московский памятник Петру воспринимается как своего рода аналог петербургскому памятнику Петру («Медный всадник»), также являющемуся символическим литературным объектом.

В сборнике юмористических рассказов Михаила Веллера «Легенды Арбата» один из рассказов — «Гулливер» — своего рода биография Церетели. Он описывает долгий творческий путь памятника, который изначально был замыслен как памятник Гулливеру, от берегов Англии до берегов Москвы-реки.

Злые языки утверждают, что и за бронзу, и за изготовление уникума платил город, причем по баснословным ценам. Потому что половина отпущенной суммы сразу возвращалась в карман отпускающего, э-э, высокопоставленного чиновника (в форме пресловутого «отката»). Но мы не будем верить грязным слухам и пустым наветам. (…)

И был отлит корабельный врач Лэмюэль Гулливер ростом с небоскреб, и Колосс Родосский только в прыжке дотянулся бы поцеловать его в пупок, а динозавр работает мелким домашним животным типа кошки. Гигантские бронзовые листы, подобные парусам галеонов, башенный кран поднимал в крепеж на каркас, почти равный Эйфелевой башне. И ничтожные лилипуты карабкались по его телу и снизу задирали головы, потрясенные гигантом из неведомой страны настоящих людей.

В песне Юрия Шевчука «Интервью» c альбома «Мир номер ноль» группы «ДДТ» памятник фигурирует как «Гулливер-Пётр в лилипутской лодке».

В романе Олега Дивова «Лучший экипаж Солнечной», действие которого разворачивается в пост-ядерном мире, памятник Петру I и Храм Христа Спасителя — одно из немногих сооружений, уцелевших в Москве. Причём мутанты считают памятник изображением некого языческого бога и поклоняются ему, совершая паломничества по высохшему руслу реки, которое считают специальной дорогой, а обгоревший Храм Христа Спасителя («Чёрную церковь») — специальным культовым сооружением, возведённым при идоле для свершения обрядов. Описание статуи Петра таково:

«Непомерных размеров статуя глядела прямо в экран на собравшихся в рубке астронавтов. Злое некрасивое лицо с маленькими глазками и закрученными усами поражало мастерски переданной скульптором параноидальной жаждой власти. Единственная рука гиганта сжимала архаичного вида штурвал. Ногами чудовище попирало крошечный морской кораблик».

В фильме Михаила Местецкого «Тряпичный союз» герои планируют подрыв памятника из эстетических соображений.

Сравнение высочайших памятников России

  • Вид с Патриаршего моста

  • Вид с Москвы-реки

  • Вид сбоку

  • Вид из Парка искусств

> См. также

  • Список самых высоких статуй мира

Примечания

  1. Статуя Колумба работы Церетели в 1992 году на почтовой марке России
  2. От шедевров Церетели люди просто обалдели // KP.RU
  3. «Зураб Константинович просто предложил правительству США статую Христофора Колумба к юбилею открытия Североамериканского континента. Американцы отказались. Разница между монументами громадная: Христофор был в рясе, а Пётр — он в латах. Хотя само судно, композиция — руль в одной руке и свиток в другой — полностью совпадают. Отсюда и обидные инсинуации.» Комсомольская правда (российский выпуск)
  4. «Общая высота памятника 94 метра, это, конечно, что бы сейчас ни говорили, явный Колумб с головой Петра. Вряд ли Пётр Первый ездил на каравелле в доспехах XV—XVI века со свитком в руке.» Русская служба новостей Архивная копия от 12 марта 2014 на Wayback Machine
  5. «Статуя Петра Первого, которому не с повезло выездом за границу: сначала он был Колумбом, а затем, после того, как от него отказались в Америке, Церетели пришлось чуть-чуть изменить памятник. Ненамного, так как Пётр до сих пор щеголяет в кирасе и затейливой броневой юбочке вместо кафтана, но кому сдалась подобная историческая точность?» Турист.ру, 24 июля 2007
  6. Пётр и Колумб — разные и люди и памятники // KP.RU
  7. 1 2 3 26 столичных комиссаров // «Столица», Москва
  8. Без царя в голове // Столица
  9. 1 2 Пособие по безработному // Большой город
  10. Архив журнала «Столица»
  11. С веб-сайта average.org
  12. Семеро смелых: «прекратить травлю Церетели» // Столица
  13. Церетелизация // Столица
  14. Заседание продолжается // Столица
  15. Психология столичных памятников // Вечерняя Москва
  16. Перенос памятника Петру Первому// Газета.ру
  17. 1 2 Григорий Ревзин об установке фигуры Петра I в Москве // Коммерсант
  18. Результаты опроса от VirtualTourist.com
  19. Самые уродливые творения зодчих // Известия. Дата обращения 9 октября 2010. Архивировано 9 октября 2010 года.
  20. Реввоенсовет распустили — Газета. Ru
  21. Мосгорсуд рассмотрит дело о подрыве в 1997 году памятника Николаю II // Известия. Дата обращения 27 апреля 2010. Архивировано 27 апреля 2010 года.
  22. Свержение царя // Известия
  23. Меньше архитектуры // Ведомости
  24. Против памятников Церетели москвичи голосуют рублём // Известия
  25. «Архнадзор» предложил избавить Москву от скульптур Церетели. Lenta.ru. Дата обращения 28 сентября 2010. Архивировано 4 июня 2012 года.
  26. Владимир Ресин предложил перенести памятник Петру I
  27. Ресин «учится на чужих ошибках» и думает о переносе памятника Петру I
  28. Пётр Московский // Интерфакс
  29. Памятник Петру I можно убрать из Москвы за три недели. Дата обращения 8 октября 2010. Архивировано 8 октября 2010 года.
  30. 1 2 Перенос церетелиевского Петра оценили в миллиард рублей // Лента.ру
  31. Марат Гельман пообещал найти деньги на перенос памятника Петру I // Лента.ру
  32. «Чемодан, вокзал, Азов…»: кому достанется памятник Петру I?
  33. Петрозаводск готов забрать у Москвы памятник Петру I работы Церетели
  34. Воронежцы предлагают установить памятник Петру I на острове Петровском (недоступная ссылка). Дата обращения 6 октября 2010. Архивировано 3 февраля 2014 года.
  35. Петра в Иваново!
  36. Власти Орла не возражают против установки в городе московского памятника Петру I
  37. Города выстроились в очередь за «Петром» Зураба Церетели (недоступная ссылка). Дата обращения 8 октября 2010. Архивировано 2 февраля 2014 года.
  38. Валентина Матвиенко против переноса памятника Церетели в Санкт-Петербург. Сити-FM, 5 октября 2010 года
  39. Памятник Петру I // Энциклопедия Санкт-Петербурга
  40. Столичные власти не намерены сносить памятник Петру I // rbc.ru (28.07.2011)
  41. Монументо-море // Новая Газета

Leave a Comment