Москва вокзалы ЖД

Какие самые красивые и интересные железнодорожные вокзалы в России?

Алексей Вульфов 249 2 года назад председатель Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД), автор книги «Повседневная жизнь российских железных дорог»

1. В Москве, конечно, много роскошных вокзалов, которые строили знаменитые архитекторы. Особенно красив Ярославский. Причем интересно то, что он создавался постепенно. Вид замечательного пряничного домика, который он сейчас имеет, вокзалу придали в конце XIX века знаменитый Кекушев, а в начале XX – не менее знаменитый Шехтель. Так он превратился в оригинальное здание в неорусском стиле, и отсюда так приятно отправиться вглубь России – в древний Ярославль или по Транссибу.

2. Есть и другие красивые вокзалы в Москве, но их многие видели, поэтому отправимся теперь в старую столицу и обратим внимание на Витебский вокзал в Санкт-Петербурге архитектора Бржозовского. Раньше он назывался Царскосельский, отсюда начиналась первая железнодорожная линия России – из Петербурга в Царское село – и это самый первый вокзал в нашей стране! Правда, здание, которое сейчас стоит, появилось уже в начале XX века. Но первый вокзал, деревянный, построили тут еще в 1837 году – представьте себе, как давно – год смерти Пушкина!

3. Диапазон, конечно, должен быть представлен и каким-нибудь настоящим старинным деревянным вокзалом. Их осталось очень мало, но все же они есть: в Костроме-Старой, в Максатихе, в Казани… Я бы выделил станцию Куженкино на Октябрьской железной дороге – деревянный вокзал ошеломляющей красоты, хотя это на самом деле всего лишь одно из типовых зданий вокзалов, которые когда-то строили. Куженкино – поселок городского типа в Тверской области, такие старинные русские Валдайские места.

4. А еще в Костроме есть очень стильный вокзал Кострома-новая, построенный в 1932 году. Замечательно в таком символе старой России смотрится это необычное конструктивистское здание, состоящее из разноуровневых построек, с часовой башенкой под старину и с фасадом, похожим на фасады советских НИИ.

5. Еще потрясающие вокзалы на Кисловодской ветке, одной из моих самых любимых – они там красивые буквально все. Очень изящное здание в самом Кисловодске, а также множество своеобразных камерных зданий на маленьких станциях среди красивых северо-кавказских пейзажей – Бештау, Железноводск. Но отметить хочу прекрасный вокзал на станции Тихорецкая – здание появилось еще в 1882 году, вскоре после открытия здесь железной дороги. Оно было построено из кирпича, который преобладал в вокзальном зодчестве на юге страны. По мнению бывшего директора музея приволжской дороги Антона Борисовича Фирсова, кирпичная кладка применялась не только для прочности, а еще и в память о южно-русских крепостях! Однако на ремонт здания в Тихорецке нет средств и, главным образом, желания, поэтому прекрасный памятник стоит бесхозным…


В Москве имеется 9 действующих железнодорожных вокзалов. Почти все вокзалы являются начально-конечными тупиковыми пунктами железнодорожных линий-направлений от Москвы (не являются тупиковыми Белорусский и Курский, и, отчасти, Савеловский, через который проходит одна не тупиковая линия — через нее проходит поезд дальнего следования с Белорусского вокзала до Рыбинска). Названия большинства из вокзалов (за исключением Ленинградского, Белорусского, Савёловского) совпадают с названиями их железнодорожных станций.
По материалам проекта «Фотографии старой Москвы» представляю вам подборку фотографий московских вокзалов.
Белорусский вокзал (Смоленский, Брестский).

Строительство железной дороги от Москвы к Смоленску, а затем в направлении Минска и Варшавы, началось во второй половине 1860-х гг. Дорога называлась Московско-Смоленской. Строительство вокзала, получившего название Смоленский, началось в конце апреля 1869 года. Торжественное открытие Московско-Смоленской железной дороги состоялось 19 сентября 1870 г. Вокзал стал шестым по счёту в Москве. В ноябре 1871 года, после продления дороги до Бреста, вокзал стал называться Брестским. В начале 1890-х гг. движение стало двухпутным, а платформа отправления была всего одна. К реконструкции вокзала, уже не вмещавшего в себя пассажиров, приступили лишь в 1907 году. 15 мая 1910 года открыли правое крыло нового вокзала, 26 февраля 1912 года — левое. Автором проекта был архитектор Иван Струков. 4 мая 1912 года железная дорога была переименована в Александровскую, вокзал стал называться Александровским. В августе 1922 года Александровская и Московско-Балтийская дороги были объединены в Московско-Белорусско-Балтийскую, поэтому вокзал был переименован в Белорусско-Балтийский. В мае 1936 года, после очередной реорганизации железных дорог, вокзал получил своё нынешнее название — Белорусский.







Но самое важное его имя — Вокзал Победы. Это отсюда в 1941 году отправлялись эшелоны на линию фронта, и здесь же в 1945 встречали солдат-победителей, возвратившихся из Берлина. Именно здесь впервые прозвучала песня «Священная война». Каждый год 9 мая на Белорусском вокзале проходит празднование Дня Победы. В этот день с вокзала отправляется «Поезд памяти». В здании вокзала, в Воинском зале, открыт музей, где отражена жизнь Белорусского в военные и послевоенные годы.
Казанский вокзал (Рязанский).


Здание вокзала построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 также и для Казанской железной дороги. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Казанского вокзала 20 июля 1862 года. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 и закончилось в 1940. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым, создателем гостиницы «Москва», Мавзолея В.И. Ленина и станции «Комсомольская». Использовался принцип «хоромной» композиции, принятой в древнерусской архитектуре. В здании вокзала сочетаются несколько непохожих друг на друга объемов, напоминающих то крепостные башни, а то и торговые ряды. Объединяет их все угловая башня, напоминающая башню Сююмбеки в Казанском кремле. Башня увенчана шпилем с драконом Зеланом, изображавшимся на древнем гербе Казани. На одном из фасадов здания расположены часы со знаками зодиака.

В 1950-х гг. был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 гг. здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами. На сегодняшний день вокзал является одним из крупнейших вокзалов Европы.

Рязанское направление — единственная московская железная дорога с левосторонним движением поездов. Так, на большинстве станций электрички подходят к платформе с непривычной левой стороны. А все потому, что изначально в строительстве участвовали английские инженеры. Менять все «слева направо» оказалось слишком дорого и хлопотно — так и оставили. Запретят ли вместе с левосторонними автомобилями и левостороннюю железную дорогу — вопрос сложный:
Киевский вокзал.


В 1897–1899 годах пустынная когда-то окраина Москвы превратилась в огромную стройку. Самый большой отрезок земли дорога выделила под товарную станцию, где довольно быстро вырос солидный кирпичный пакгауз, появились крытые железом навесы для складирования грузов и товарная контора (здание конторы сохранилось до наших дней). К марту 1899 года станция практически была готова. Первое здание вокзала представляло собой вытянутую постройку с двумя подъездами провинциального вида. Ни одна станция в Москве не служила таким частым поводом для едких карикатур. Высмеивались и уездный облик здания, и пассажиры с носами, закопченными от керосинок, и скупость железнодорожной компании, которая «украсила Москву таким срубом».
Новый Брянский вокзал не украшал город – это было унылое, одноэтажное здание. Создавалось впечатление его временности, быть может оттого, что многие ожидали увидеть монументальный столичные вокзал. Но «временное пассажирские помещение» простояло полтора десятка лет, пока правление Московско-Киево-Воронежской железной дороги не решило возвести самый большой вокзал Москвы.
29 июня 1899 года состоялось освящение помещений Брянского вокзала, а 1 августа — открытие железной дороги. Из Москвы в Брянск отправился первый почтово-пассажирский поезд. К открытию вокзал украсили пышно и изобретательно: перед зданием устроили шатер, куда привезли особо чтимые иконы. На открытие новой дороги собрались московские власти, городской голова князь В.М. Голицын, множество почетных гостей во главе со строителем дороги, инженером М.И. Григорьевым.
В 1912 году правление дороги смогло выделить средства на строительство нового здания вокзала. Разработка проекта была поручена архитектору И.И. Рербергу. Главный фасад с колоннами, задуманный в строгом стиле неоклассицизма, архитектор развернул к Москве-реке. Все пространство до берега в то время было тесно застроено небольшими домиками, конюшнями, сараями. Закладка нового вокзала состоялась буквально за два месяца до начала первой мировой войны — 28 мая 1914 года. Несмотря на трудности военного времени, здание возводилось строго в соответствии с проектом. Высокие двухсветные солнечные залы с колоннами ничем не напоминают прежний вокзальный коридор, куда с трудом протискивались приезжие с узлами и чемоданами. Перекрытие над железнодорожными перронами создано по проекту архитектора В.Г. Шухова. Строительство вокзала продолжалось несколько лет и было закончено уже после революции, в 1920 году.

В 1934 году Брянский вокзал был переименован в Киевский. Новое название было связано с магистральным направлением железной дороги, а затем ассоциировалось с наименованием образованного в 1936 году административно-территориального района, куда вошло и Дорогомилово. 10 июля 1935 года был утвержден Генеральный план реконструкции Москвы. В плане реконструкции Москвы было записано: «Площадь Киевского вокзала расширяется до Дорогомиловской улицы, архитектурно оформляется с учетом ансамбля Москвы-реки».


Вокзал стал олицетворением преемственности между античностью и новой эпохой, которая, по мнению современников Шухова и Рерберга, должна была стать веком «нового Ренессанса». Здание было нетипичным для архитектуры Москвы начала XX века, когда предпочтение отдавалось модерну. На башне Киевского вокзала установлены механические часы, которые в ручную переводятся на зимнее и летнее время дважды в год. Это единственные такие часы в Москве, за исключением курантов Кремля.
Курский вокзал (Нижегородский).
Первоначально вокзал (в то время называвшийся Нижегородским) был построен в 1860-х годах совсем в другом месте: у Покровской заставы (по левой стороне нынешней Нижегородской улицы), вне тогдашней городской черты. Это был отдельный деревянный вокзал, имевший статус временного. Объем перевозок рос, а постоянное место вокзалу все не могли подобрать. Пришлось вмешаться правительству — оно выкупило дорогу в казну, сделав ее государственной. После этого Курское и Нижегородское направления расположились под крышей одного здания, строящегося тогда на Садовом кольце.




Строительство велось по проекту архитектора Н.Орлова и закончилось в 1896 году. На вокзальной площади появилось изящное здание с белыми колоннами. И по сей день правое крыло Курского вокзала отдано нижегородскому (Горьковскому) направлению, левое — Курскому. Реконструировали Курский вокзал в 1938 году, но коренные изменения ждали его в 70-х.

Из-за большого пассажиропотока было возведено новое здание длиной 200 м, обращенное стеклянным фасадом на привокзальную площадь. Ритм складчатой кровли, уходящей в перспективу, должен был ассоциироваться с движением поезда, а большой козырек, выступающий на 9 м, — с крытым перроном. У Курского вокзала две части — надземная, с залами ожидания и кассами, и подземная — с камерами хранения, проходами к поездам и станциям метро. Проект создавался по принципу рациональности и позволял вместить большое число пассажиров. До постройки на привокзальной площади торгового комплекса «Атриум» внутри было всегда светло. По вечерам же иллюминация вокзала освещала привокзальную площадь.
Ленинградский вокзал (Николаевский).

Здание вокзала построено в 1844—1849 по проекту архитекторов К. А. Тона и Р. А. Железевича для Петербургско-Московской железной дороги, движение по которой началось в 1851. Является точной копией Московского вокзала в Санкт-Петербурге. С 1856 по 1924 носил название Николаевского вокзала, с 1924 — Октябрьского.




В 1934 году Ленинградский вокзал был переоборудован: расширились билетные кассы, появились справочное бюро, почта, телеграф, сберкасса, комната для транзитных пассажиров. В бывших царских покоях была организована комната матери и ребенка. В 1948—1950 годы были обновлены внутренние помещения вокзала, заново отделаны интерьеры. Очередная крупная перестройка пришлась на 1977 год — вокзал был реконструирован, были выстроены новые здания.

Ленинградский вокзал — единственный в Москве, не входящий в ведение Московской железной дороги, и подчиняющийся, как и полтора века назад, Санкт-Петербургу. Рядом с вокзалом со стороны Ярославского вокзала расположен наземный павильон станции метро «Комсомольская».
Павелецкий вокзал.

Вокзал был построен по строительным канонам того времени: здание симметричное с повышенным центром, высокие окна, широкий и удобный подъезд. По главному фасаду со стороны площади были расположены входы, вестибюль, багажное отделение, залы для публики и помещения, назначение которых требует близости к залам — билетные кассы, телеграф, аптека и буфет. В центре — высокий обширный операционный зал, отделявший помещения для пассажиров первого и второго классов от третьего класса.


Построено здание из кирпича на бутовом фундаменте в два этажа с третьим над средней купольной частью здания и с мансардами над боковыми выступающими частями. Длина вокзала составляла 83,7 м. Наружные стены имели толщину в 2,5 кирпича — запас прочности для невысокого здания изрядный. Наружная поверхность стен облицована специальным кирпичом, цоколь — тесаным камнем, вестибюль и карнизы в залах имели лепные украшения. Во всем чувствовалась основательность и солидность.
По фасаду вокзала со стороны железнодорожных путей были сосредоточены служебные помещения, место для жандармов, парадные царские комнаты и выходы на платформы. Для своего времени вокзал был достаточно удобен, рационально спланирован, имел оригинальную систему отопления и необыкновенно изящную башенку-амфору, игравшую роль флагштока.
Открытие Павелецкого вокзала прошло 1 сентября 1900 года. На вокзале было отслужено молебствие с водоосвящением. На торжествах присутствовали главный инженер строительства В. В. Тимофеев, начальники служб, станционный персонал и представители делового мира — будущие грузоотправители.




Старый Павелецкий вокзал органично вписался в облик городской площади. Поэтому когда в начале 80-х годов пришла пора генеральной реконструкции, требования к её проекту были весьма высоки: необходимо было обеспечить современные удобства пассажирам, и палаллельно решить непростую градостроительную задачу — сохранить облик московской площади, оставить узнаваемым её силуэт, отложившийся в памяти москвичей. Реконструкция проводилась трестом «Мострансстрой». Архитекторы А. Гурков, С. Кузнецова и А. Воронцов успешно выполнили сложную творческую задачу, в основном сохранив стиль прежнего здания. Капитально обновленный Павелецкий открыл свои двери 3 ноября 1987 года. Новый вокзал превысил старый в шесть раз по объему и в четыре по пропускной способности, стал значительно удобнее и комфортнее. Теперь он в состоянии принять, обслужить и разместить в своих залах около 10 тыс. человек в час — это уровень весьма крупного транспортного комплекса.
Рижский вокзал (Виндавский, Балтийский, Ржевский).

Здание вокзала построено в 1897—1901 годах в рамках строительства Виндавской железной дороги (ныне Рижское направление МЖД) по проекту петербургского архитектора Станислава Бржозовского, автора Витебского вокзала Санкт-Петербурга. Строительство вокзала велось под руководством архитектора Ю. Ф. Дидерихса.



В января 1995 года Правительство Москвы приняло постановление «О комплексной застройке площади Рижского вокзала с решением транспортной развязки. После реконструкции облик вокзала не изменился. По старым чертежам восстановили художественную лепнину потолков и пристенков, отреставрировали люстры.
Сегодня здание вокзала это современное строение, с системой подземных пешеходных переходов, которые объединили вокзал и станцию метро. Были построены современные билетные кассы, световая информация в залах и на платформе. Это просторные, светлые залы ожидания, комфортная гостиница, открытая комната матери и ребенка, и многое другое.
Савёловский вокзал.
Инициатором строительства Савёловской линии был Савва Иванович Мамонтов, председатель Правления Общества Московско-Ярославской железной дороги. В 1897 году общество получило разрешение императора и приступило к изысканиям, а затем и к прокладке новой железной дороги от Москвы до села Савёлово, длиной 130 км. В дальнейшем дорогу планировалось продлить до Калязина, Углича и Рыбинска.

Сам вокзал из-за различных проволочек строили долго (1897—1902 гг.). Руководил работами и, предположительно, был автором проекта А. С. Сумароков. Место было выбрано за пределами Москвы, у Бутырской заставы, где цена на землю была невысока (однако в 1900 году Московская городская Дума, понимая, какие перспективы возникли у данного района, изменила границы Москвы и Московского уезда, включив вокзал в состав города). Туда уже завезли строительные материалы, однако часть дороги предложила купить Виндаво-Рыбинская железная дорога, настаивавшая на расположении вокзала в другом месте. Сделка так и не состоялась, летом 1900 года, когда Московско-Ярославско-Архангельская дорога была передана в казну, строительство вокзала было возобновлено. 10 (23) марта 1902 работы завершились и состоялось торжественное открытие и освящение. Изначально вокзал назывался Бутырским (от Бутырской заставы).

Здание было одноэтажным, двухэтажным лишь в центре, где размещались служебные квартиры. В отдалении располагались казармы и грузовой двор.
К 1980-м вокзал сильно обветшал и перестал справляться с возросшим пассажиропотоком. В 1987 года под руководством Я. В. Шамрая было начато его расширение, оконченное 1 сентября 1992 года. Движение поездов во время работ не прекращалось. В результате вокзал стал двухэтажным, увеличил внутреннюю площадь в 2,5 раза, но не потерял стилевых особенностей. В 1988 году к вокзалу была протянута линия метрополитена (см. Савёловская (станция метро)).
Вид со стороны города от входа в метро

В начале 2000-х в связи с низким пассажиропотоком предполагалось закрыть Савеловский и Рижский вокзалы, однако это не было сделано. Тем не менее, последние поезда дальнего следования (два до Рыбинска, по одному до Углича и Санкт-Петербурга по ветке через Сонково) с Савёловского вокзала были переведены на Белорусский, и теперь он обслуживает только пригородные электропоезда. С этого же времени касса поездов дальнего следования перестала работать круглосуточно (а периодически не работает вообще), и вокзал стал «дневным», в отличие от почти всех остальных вокзалов Москвы (Рижский ныне открыт с 07:00 до 22:00).
Ярославский вокзал.
В XVII веке на современной площади трех вокзалов раскинулось обширное Каланчевское поле. На западе оно доходило до середины современной Большой Спасской улицы, где в XVII в. стоял деревянный царский дворец. Этот дворец имел вышку, по-татарски «каланчу», отчего назывался Каланчевским дворцом, а по нему и простиравшееся к востоку, до Красного пруда, поле тоже получило название Каланчевское.

На месте нынешнего Ярославского вокзала с конца XVII в. находился Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и снарядов, со многими деревянными строениями. Артиллерийский двор располагался на земле ямщиков Переяславской ямской слободы и занимал около 20 га. Мимо него пролегала дорога на Красное село и дальше на восток. В 1812 г. Новый артиллерийский двор сгорел от взрыва находившихся там снарядов (взрыв потряс дома всей восточной части Москвы).




В 1862 г. между Красным прудом и Николаевский вокзалом (сейчас Ленинградский) был построен маленький вокзал Ярославской железной дороги, поезда которого до 1870 г. ходили лишь до Сергиева Посада. Это была дорога длиной в 65 вёрст (69 км). В 1902—1904 Ф. О. Шехтелем построено новое здание вокзала в неорусском стиле. Воспользовавшись характерным для древнерусского зодчества принципом соединения в одно целое разнообразных по формам и масштабу построек, архитектор выделил объём главного пассажирского зала, соединённого с вестибюлем и аванзалом и обеспечивающего прямой проход к перронам.

В наружном оформлении вестибюля использованы пластически акцентированные формы гигантской входной арки, килевидного козырька над ней, обрамляющих её полукруглых пилонов со стилизованными крепостными башенками, высокой «теремной кровли» с подзором и венчающим гребнем, делающими облик здания неповторимо причудливым. Вертикальному силуэту вестибюля вторит высокая левая башня с шатровым завершением. Верхнюю часть стен украшают керамические декоративные панно со стилизованными растительными орнаментами приглушённых тонов, соответствующих общему неяркому цветовому решению фасадов, которое должно было рождать ассоциативные связи с образом русского Севера. Перрон построен в 1910-х гг. по проекту Л. Н. Кекушева. При реконструкции в 1965—1966 со стороны перрона пристроено помещение со сплошной стеклянной стеной.
Нажав на фотографии вы сможете рассмотреть их в хорошем качестве и посмотреть место с которого она была сделана. Также вы сможете оставить свои комментарии и принять участие в обсуждении каждого снимка.
Другие фотоистории:
Защита Москвы. Великая Отечественная война.
Верхние торговые ряды. Часть 1.
Верхние торговые ряды. Часть 2.
МКАД.
Москва-река.
Наводнение 1908 года в Москве.
Третьяковский проезд в Москве.
Московский зоопарк.
Садовое кольцо. Часть 1.
Строительство Останкинской башни.
Московские стройки. Часть 1.
Московские стройки. Часть 2.
Московские стройки. Часть 3.
«Мосразборстрой» против Триумфальной арки.
Сухаревский рынок.
На сайте «Фотографии старой Москвы» вы найдете много интересных фотографий. Если у вас есть интересные снимки Москвы, присылайте их мне, или добавляйте через специальную форму на сайте. Также, я буду очень признателен, если вы разместите информацию об этом проекте у себя в журнале.
При подготовки описания использовались метериалы http://ru.wikipedia.org и http://allzd.ru/.

Панорама Казанский вокзал. Виртуальный тур Казанский вокзал. Достопримечательности, карта, фото, видео.

Казанский вокзал (до 1894 г. — Рязанский) — пассажирский терминал железнодорожной станции Москва-Пассажирская-Казанская, расположенный по адресу: Москва, Комсомольская площадь, д. 2. Один из девяти железнодорожных вокзалов Москвы. Входит в Московскую региональную дирекцию Дирекции железнодорожных вокзалов. По состоянию на апрель 2016 года с вокзала отправляется 156 электропоездов по будням и 122 по выходным. Первое здание вокзала было построено в 1862—1864 годах для Рязанской железной дороги, с 1894 года также и для Казанской железной дороги. Строительство современного здания Казанского вокзала началось в 1913 году и закончилось в 1940 году. Здание выстроено в неорусском стиле А. В. Щусевым с авторским коллективом. В 1950-х годах был достроен зал пригородного сообщения, который был соединён со станцией метро «Комсомольская». В 1987—1997 годах здание реконструировано: обновлён облик, расширены и перепланированы внутренние помещения, сооружены крыши над перронами, здание оснащено современными техническими средствами.

Название Первоначально вокзал назывался Рязанским. Это связано с названием общества Московско-Рязанской железной дороги — компании, возникшей в 1856 году как Московско-Саратовская железная дорога. В 1912 году Москва получила связь по железной дороге с Казанью. В связи с этим вокзал был переименован в Казанский. Однако ещё около двадцати лет использовались оба названия. История Первое здание вокзала, который тогда назывался Рязанским, было деревянным и открылось в 1862 году. Первый поезд по маршруту Москва — Коломна ушёл с Рязанского вокзала 20 июля 1862 года. Железную дорогу открыли с недоделками, из вагонов приходилось выпрыгивать, а дам выносить на руках. В 1864 году было построено каменное здание вокзала (автор проекта первоначального здания вокзала — арх. М. Ю. Левестам. Это было небольшое здание, имевшее общую крышу с дебаркадером над путями и платформами. Над входом высилась башня с часами. Вокзал был тесным и неудобным, а его архитектура была скромной. С тех времён сохранилось только одноэтажное здание веерного депо в итальянском стиле. Здание много раз перестраивали, и когда в 1893 году открылась Московско-Казанская железная дорога, а пассажиропоток сильно возрос, потребовалось строительство нового вокзального здания, способного вмещать в себя большее количество пассажиров. Однако только в 1910 году правление акционерного общества Московско-Казанской железной дороги приняло решение о постройке нового здания. По условиям объявленного конкурса, его участники должны были сделать проект «ворот на Восток», которые должны символизировать связь Европы и Азии. В нём приняли участие академики архитектуры Ф. О. Шехтель (автор Ярославского вокзала), А. В. Щусев и художник Е. Н. Фелейзен. Проекты Шехтеля и Щусева были похожи благодаря присутствующей в обоих проектах живописной группировке различных объёмов, но в проекте Щусев применил более тёплые и красочные мотивы московского барокко. В результате правление выбрало проект Щусева… … (Русский)

Московский вокзал

Московский вокзал (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Московский вокзал, Санкт-Петербург

Московский вокзал Санкт-Петербурга, вошедший в тройку самых загруженных вокзалов России, более чем за 160 лет своей работы превратился в комфортный современный комплекс, обслуживающий ежедневно 15 тыс. пассажиров поездов дальнего следования и около 30 тыс. — пригородного сообщения. Брат-близнец Ленинградского вокзала в Москве, Московский был построен в середине 19 века и назван тогда в честь императора Николая I Николаевским, современное же название было подарено ему лишь в 1930 г.

Автором проекта здания Московского вокзала стал Константин Тон, известный своими проектами церкви Екатерины у Обводного канала в Петербурге, Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве.

Двухэтажное здание в стиле ренессанс для удобства пассажиров возвели в самом центре города, оно должно было органично вписаться в архитектуру всего района. Задача оказалась вполне по плечу прославленному архитектору, и на площади Восстания появилось украшенное невысокими круглыми колоннами с фасадом в стиле ратушей западно-европейских городов здание Московского вокзала. Окна выполнены в венецианском стиле, а в центре постройки — башня с часами, напоминающая башню-каланчу при бывшем здании Городской Думы и указывающая направление главного входа в здание.

Рельефы залов Московского вокзала были оформлены в середине прошлого столетия, а совсем недавно — 12 июля 2005 г. — под потолком Мраморного зала установили памятник почтовому голубю работы питерского скульптора Заира Абашвили. Птица крепится к своду на трех цепях и держит в клюве оливковую веточку (как тут не вспомнить Ноев ковчег!), а в коготках — свиток с изображением герба Санкт-Петербурга и знака Федеральной почтовой службы. Вес птицы мира — 4,5 кг, а размах крыльев — 60 см.

Наиболее популярные направления

С Московского вокзала можно уехать в Москву, Самару, Уфу, Адлер, Нижний Новгород, Кисловодск, Курск, Ульяновск и многие другие города России. Составы в Москву отправляются ежедневно, практически каждый час. Между столицами курсируют скоростной поезд «Сапсан» и другие фирменные поезда — «Невский экспресс», «Две столицы», «Афанасий Никитин», готовые домчать пассажиров до Москвы всего за 4 часа. Фирменный поезд «Самара», следующий в одноименный город, ходит по нечетным числам в Самару и считается одним из лучших на Куйбышевской железной дороге. Время в пути — 31 час. Кстати, на нем же можно добраться и в Уфу.

За 15 часов на фирменном поезде «Волга» можно добраться до Нижнего Новгорода. А на скорых поездах Санкт-Петербург — Белгород и Санкт-Петербург — Севастополь — в Курск. Оба поезда ходят по четным дням.

В поезде, идущем по маршруту Санкт-Петербург – Адлер, помимо стандартных вагонов, есть еще игровое купе для детей и интернет-купе. Время в пути (а это 38 часов) пройдет незаметно. С Московского вокзала пассажиры могут уехать также и к ближайшим прибалтийским соседям.

Московский вокзал > Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, пл. Восстания, 2. Веб-сайт.

Ближайшие станции метро: «Площадь Восстания» и «Маяковская».

Московский вокзал в Санкт-Петербурге

Московский вокзал Санкт-Петербурга — брат-близнец Ленинградского вокзала в Москве. Оба вокзала, выросшие еще в XIX веке, были призваны связывать две российские столицы между собой. И по сей день это один из самых популярных маршрутов в стране.

За свою историю вокзал несколько раз переименовывали и реконструировали. В начале своего пути он долго был Николаевским, в советскую эпоху — Октябрьским. Самые мощные перестройки и обновления пришлись на 60-е годы XX века и начало 2000-х. Здание расширили, построили подземные переходы, в том числе напрямую связавшие вокзал со станцией метро, поставили современное оборудование.

Инфраструктура предлагает полный пакет услуг крупного вокзала. Здесь есть кассовые залы, комнаты отдыха и ожидания, камеры хранения, работает пункт первой медицинской помощи, туалетные комнаты.

На территории вокзала можно приобрести все необходимое в дорогу — книжно-журнальную продукцию, сувениры, снеки, напитки и многое другое. Открыт большой фудкорт, где можно полноценно поесть. Всю информацию о городе вы сможете уточнить в информационном центре вокзала.

© Poudou99

Купить билет с Московского ж/д вокзала Санкт-Петербурга

Темп современной жизни и новые технологии диктуют свои условия — мы привыкли более внимательно относится к своему времени и удобству любых услуг, которые нам нужны. Покупка билетов, в том числе железнодорожных, давно перестала быть «хождением по мукам». Практически любую нужную вам операцию с билетами сейчас можно провести онлайн. Однако будьте внимательны, выбирая ресурсы для покупки — онлайн-продажи вырастили большое количество мошенников. Гарантировано можно купить билет на официальном сайте РЖД, пройдя предварительную регистрацию, которая позволяет вас идентифицировать, причем не разово — в дальнейшем делая покупки, вам не придется всякий раз вносить свои данные, программа запомнит их.

Продажа железнодорожных билетов по-прежнему ограничена определенными сроками: старт продаж открывается за 45 суток до даты поездок. Для некоторых направлений этот срок может варьироваться от 30 до 90 суток, обязательно уточняйте заранее. Дату открытия продаж удобно знать еще и потому, что это помогает существенно сэкономить. Действующая в ОАО «РЖД» система динамического ценообразования автоматически отслеживает количество купленных билетов на определенный рейс. Чем меньше билетов на поезд остается, тем дороже они обойдутся желающим. Для оплаты билетов вам понадобится банковская карта.

Помимо сайта РЖД, билеты можно приобрести на портале Туту.ру. Плюс этого ресурса в том, что он не требует регистрации.

Основные направления

Самый старый рейс, курсирующий между Московским вокзалом в Санкт-Петербурге и Ленинградским вокзалом в Москве — фирменная «Красная стрела». Первая «стрела» отправилась из Ленинграда (как тогда назывался Санкт-Петербург) в 1931 году и с тех пор, больше 80 лет продолжает свою работу.

Поезда

Как бы ни менялись местами столицы, какие бы новые направления не появлялись, связь между Москвой и Санкт-Петербургом остается очень востребованной. Современные скорости передвижения позволяют бизнесменам легко вести дела на два города, туристам приезжать на уикенд, купить дачу в Ленинградской области и вывозить туда на лето семью из Москвы — вариантов масса.

Поезд Санкт-Петербург — Москва

В течение дня между Москвой и Санкт-Петербургом множество рейсов на любой кошелек и предпочтения. Самый быстрый — относительно недавно появившийся, но сразу ставший любимым скоростной «Сапсан». По скорости попадания из одного города в другой его сравнивают с самолетом — время, которое вы потратите на дорогу в аэропорт и ожидание рейса, а затем то же самое в городе прилета, легко соотносимо с дорогой на «Сапсане» — из центра Петербурга в центр Москвы он домчит вас за 4 часа.

Помимо «Сапсана», по этому маршруту следуют десятки удобных ночных поездов, в том числе фирменных, с вагонами любого класса — сидячими, плацкартными, купейными, «Люкс».

Санкт-Петербург — Нижний Новгород

Традиционно по этому маршруту проходит фирменный поезд «Волга», выполняющий свои рейсы ежедневно. Дорога занимает около 12,5 часов. Есть и другие поезда в этом направлении, однако недавно запущенный и здесь скоростной «Сапсан» снова побил все рекорды — он сокращает дорогу почти в два раза, чем сразу завоевал большую популярность у тех, кто часто пользуется этим маршрутом.

© Poudou99

Санкт-Петербург — Адлер

Адлер является одним из самых популярных южных направлений в летний период. В это время увеличивают количество составов, отправляющихся на юг страны. Есть и круглогодичный состав — фирменный поезд «Северная Пальмира». Пассажиры отправляются в путь по четным числам месяца и прибывают в Адлер через 37 часов.

Санкт-Петербург — Самара

Между этими городами так же налажено стабильное сообщение. Практически каждый день у вас есть возможность отправиться из Санкт-Петербурга в Самару. Самый быстрый рейс на этом участке — фирменный поезд «Самара». Он проводит в пути 31 час.

Санкт-Петербург — Уфа

Из Санкт-Петербурга в Уфу поезда отправляются через день. Дорога занимает около 48 часов.

Санкт-Петербург — Белгород

Ежедневно есть два поезда, вечерний и ночной, которые соединяют Северную столицу с Белгородом. Время в пути от 16 до 21 часа в зависимости от рейса.

Санкт-Петербург — Казань

В Казань можно уехать каждый день. Самый удобный рейс на этом маршруте — фирменный состав «Поволжье». Время в пути чуть больше 20 часов.

Пригородные поезда

От Московского вокзала отправляются электропоезда разнообразных направлений. Наиболее востребованные из них указаны ниже.

На сайте Северо-Западной ППК (Пригородная Пассажирская Компания), обслуживающей эту часть железных дорог, можно посмотреть общую схему данного направления со всеми остановочными пунктами.

  • Санкт-Петербург — Колпино
  • Санкт-Петербург — Волховстрой-1
  • Санкт-Петербург — Тосно
  • Санкт-Петербург — Ивановская
  • Санкт-Петербург — Мга
  • Санкт-Петербург — Саблино
  • Санкт-Петербург — Любань

Прибытие Сапсана на Московский вокзал Санкт-Петербурга (видео)

Как добраться до Московского вокзала в Санкт-Петербурге

Московский вокзал расположен на площади Восстания в центре города. Ближайшая станция метро — «Площадь Восстания» (красной ветки). Если вы находитесь в центре недалеко от Невского проспекта и у вас нет тяжелого багажа, то до вокзала можно прогуляться пешком.

Так же по Невскому проспекту ходит общественный транспорт (автобусы и троллейбусы), остановка «Метро Площадь Восстания». Есть остановка и на Лиговском проспекте непосредственно перед зданием вокзала, название «Московский вокзал».

Если вы остановились в более отдаленных районах города, имеет смысл воспользоваться метрополитеном.

На площади Восстания, где находится здание вокзала, вы так же найдете большой торгово-развлекательный центр «Галерея» с широким ассортиментом магазинов, ресторанов и услуг.

Часто в незнакомых городах гораздо проще и удобнее вызвать такси, чем искать нужные маршруты, остановки и ждать общественный транспорт. В Санкт-Петербурге работают многие известные мобильные приложения для заказа машины, например, Uber, Яндекс Такси, Gett Taxi, Максим и другие.

Паркинг около Московского вокзала

Если вы едете на вокзал на автомобиле, обратите внимание, что здесь очень сложная ситуация с парковкой. Мест для паркинга на площади немного и они часто бывают заняты. По правилам вы можете остановиться не более, чем на 10 минут для высадки пассажира, далее начинает действовать полный парковочный тариф — 300 рублей за час. Суточного тарифа на паркинг нет.

Автомобильная парковка перед Московским вокзалом — панорама Google Maps

Транспорт от аэропорта Пулково

Самый простой и удобный способ добраться на вокзал из Пулково — сесть на выходе из зоны прилета на маршрутку, которая идет до станции метро «Московская» (обычно на них крупно написано — метро «Московская»). Дальше на метро до станции «Площадь Восстания».

Транспорт от других ж/д вокзалов Санкт-Петербурга

От Финляндского вокзала (станция метро «Площадь Ленина») на Московский быстрее всего доехать на метро. Дорога занимает около 15 минут.

От Витебского вокзала (станция метро «Пушкинская») так же удобнее всего спуститься в метро и проехать 2 остановки.

От Ладожского вокзала (станция метро «Ладожская») можно проехать наземным транспортом (автобусы № № 24 и 27, троллейбусы № № 1 и 22) или подъехать на метро с одной пересадкой.

От Балтийского вокзала (станция метро «Балтийская») до Московского вокзала — по прямой на метро 4 остановки.

Выход из станции метро «Площадь Восстания», © Ярослав Глухов

Трансфер

Услуга трансфера представляет собой отличную альтернативу такси на сегодняшний день. Она освобождает от необходимости торговаться о цене с таксистами на привокзальной площади или переживать, что свободной машины может не оказаться. Планируя свою дорогу, заранее загляните, например, на сайт kiwitaxi.ru.

Поиск трансферов из Московский вокзал

Показать трансферы в Московский вокзал

Откуда Куда Стоимость
Московский вокзал Центральный Район Санкт-Петербург от 920 p. показать
Московский вокзал Морской вокзал Порт от 1000 p. показать
Московский вокзал Адмиралтейский Район Санкт-Петербург от 1000 p. показать
Московский вокзал Балтийский вокзал Санкт-Петербурга от 1000 p. показать
Московский вокзал Выборгский Район Санкт-Петербург от 1000 p. показать
Московский вокзал Санкт-Петербург Автовокзал от 1000 p. показать
Московский вокзал Фрунзенский Район Санкт-Петербург от 1000 p. показать
Московский вокзал Василеостровский Район Санкт-Петербург от 1000 p. показать
Московский вокзал Финляндский вокзал Санкт-Петербурга от 1000 p. показать
Московский вокзал Витебский вокзал Санкт-Петербурга от 1000 p. показать
Московский вокзал Ладожский вокзал Санкт-Петербурга от 1000 p. показать
Московский вокзал Красногвардейский Район Санкт-Петербург от 1000 p. показать
Московский вокзал Санкт-Петербург от 1125 p. показать
Московский вокзал Уткина заводь причал Пирс от 1125 p. показать
Московский вокзал Морской Фасад Порт от 1125 p. показать
Московский вокзал Калининский Район Санкт-Петербург от 1125 p. показать
Московский вокзал Санкт-Петербург Порт от 1125 p. показать
Московский вокзал Петроградский Район Санкт-Петербург от 1125 p. показать
Московский вокзал Речной вокзал Санкт-Петербург Порт от 1125 p. показать
Московский вокзал Красносельский Район Санкт-Петербург от 1125 p. показать
Московский вокзал Московский Район Санкт-Петербург от 1125 p. показать
Московский вокзал Невский Район Санкт-Петербург от 1125 p. показать
Московский вокзал Кировский Район Санкт-Петербург от 1125 p. показать
Московский вокзал Мурино от 1125 p. показать
Московский вокзал Соляной причал Пирс от 1250 p. показать
Московский вокзал Приморский Район Санкт-Петербург от 1250 p. показать
Московский вокзал Аэропорт Пулково от 1250 p. показать
Московский вокзал Павловск Санкт-Петербург от 1375 p. показать
Московский вокзал Пушкин от 1500 p. показать
Московский вокзал Стрельна от 1500 p. показать
Московский вокзал Песочный Санкт-Петербург от 1625 p. показать
Московский вокзал Лаголово от 1750 p. показать
Московский вокзал Горбунки от 1750 p. показать
Московский вокзал Сестрорецк от 1750 p. показать
Московский вокзал Солнечное от 1875 p. показать
Московский вокзал Петергоф от 1875 p. показать
Московский вокзал Зеленогорск Санкт-Петербург от 2125 p. показать
Московский вокзал Новое Токсово от 2250 p. показать
Московский вокзал Гатчина от 2375 p. показать
Московский вокзал Репино Санкт-Петербург от 2375 p. показать
Московский вокзал Лосево от 3750 p. показать
Московский вокзал Коробицыно от 3750 p. показать
Московский вокзал Мичуринское от 4375 p. показать
Московский вокзал Колчаново от 5000 p. показать
Московский вокзал Выборг от 5625 p. показать
Московский вокзал Андрианово Ленинградская область от 5850 p. показать
Московский вокзал Выборг Автовокзал от 6500 p. показать
Московский вокзал Лаппеэнранта от 7375 p. показать
Московский вокзал Тихвин от 7375 p. показать
Московский вокзал Ивангород от 7500 p. показать
Московский вокзал Великий Новгород от 7500 p. показать
Московский вокзал Нарва от 8125 p. показать
Московский вокзал Таллин от 14875 p. показать
Московский вокзал Савонлинна от 135000 p. показать
Московский вокзал Сортавала от 156650 p. показать
Московский вокзал Вызу от 260000 p. показать

Ещё 41 предложение

Откуда Куда Стоимость
Центральный Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 920 p. показать
Адмиралтейский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1000 p. показать
Балтийский вокзал Санкт-Петербурга Московский вокзал от 1000 p. показать
Санкт-Петербург Автовокзал Московский вокзал от 1000 p. показать
Выборгский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1000 p. показать
Фрунзенский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1000 p. показать
Василеостровский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1000 p. показать
Витебский вокзал Санкт-Петербурга Московский вокзал от 1000 p. показать
Финляндский вокзал Санкт-Петербурга Московский вокзал от 1000 p. показать
Ладожский вокзал Санкт-Петербурга Московский вокзал от 1000 p. показать
Красногвардейский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1000 p. показать
Калининский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1125 p. показать
Морской Фасад Порт Московский вокзал от 1125 p. показать
Санкт-Петербург Порт Московский вокзал от 1125 p. показать
Петроградский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1125 p. показать
Красносельский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1125 p. показать
Московский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1125 p. показать
Невский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1125 p. показать
Кировский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1125 p. показать
Санкт-Петербург Московский вокзал от 1125 p. показать
Мурино Московский вокзал от 1125 p. показать
Уткина заводь причал Пирс Московский вокзал от 1250 p. показать
Приморский Район Санкт-Петербург Московский вокзал от 1250 p. показать
Соляной причал Пирс Московский вокзал от 1250 p. показать
Аэропорт Пулково Московский вокзал от 1250 p. показать
Речной вокзал Санкт-Петербург Порт Московский вокзал от 1250 p. показать
Морской вокзал Порт Московский вокзал от 1375 p. показать
Пушкин Московский вокзал от 1500 p. показать
Стрельна Московский вокзал от 1500 p. показать
Горбунки Московский вокзал от 1750 p. показать
Сестрорецк Московский вокзал от 1750 p. показать
Петергоф Московский вокзал от 1875 p. показать
Солнечное Московский вокзал от 1875 p. показать
Павловск Санкт-Петербург Московский вокзал от 1950 p. показать
Зеленогорск Санкт-Петербург Московский вокзал от 2125 p. показать
Новое Токсово Московский вокзал от 2250 p. показать
Гатчина Московский вокзал от 2375 p. показать
Репино Санкт-Петербург Московский вокзал от 2375 p. показать
Лосево Московский вокзал от 3750 p. показать
Коробицыно Московский вокзал от 3750 p. показать
Мичуринское Московский вокзал от 4375 p. показать
Колчаново Московский вокзал от 5000 p. показать
Выборг Московский вокзал от 5625 p. показать
Выборг Автовокзал Московский вокзал от 6500 p. показать
Тихвин Московский вокзал от 7375 p. показать
Ивангород Московский вокзал от 7500 p. показать
Великий Новгород Московский вокзал от 7500 p. показать
Нарва Московский вокзал от 8273 p. показать
Савонлинна Московский вокзал от 35217 p. показать
Вызу Московский вокзал от 47590 p. показать
Сортавала Московский вокзал от 156650 p. показать

Ещё 36 предложений

Leave a Comment