Москва южный вокзал

Южный речной вокзал и его окрестности

Почти каждый человек, живущий в Москве, хотя бы раз посещал Северный речной вокзал и хорошо осведомлён о тамошних красотах и путях к пяти морям.
Но спросите москвичей об том, что им известно о Южном речном вокзале, и москвичи лишь пожмут плечами и неуверенно пробормочут что-то про Коломенское, — мол, где-то читали, на карте видали, а сами никогда не бывали. Некоторые вовсе принимаются спорить, утверждая, что такого вокзала просто не существует. И неудивительно. Южный речной вокзал находится фактически на задворках, вдали от проторенных дорожек московского пароходства, в пустынном парке «Нагатинская пойма» (бывший «имени 60-летия Великого Октября»).


Краткая справка.
Печальная история Южного речного вокзала начинается в 1933-м году, когда на Нагатинской набережной было построено деревянное здание, служившее отправным пунктом для теплоходов от Москвы до Горького (Нижний Новгород) и Уфы, а также центром эвакуационных перевозок во время войны.

Спроектировал вокзал архитектор Роман Яковлевич Хигер (по другим источникам — Рувим, по третьим — Хигеров. Думаю, всем всё понятно), известный авторством книг по советской архитектуре и жёстким критическим статьям в журнале «Советская архитектура», хотя сам Хигер, если судить по отсутствию источников, ничего путного кроме этого вокзала не построил.

Между прочим, Хигер был одним из первых в стране, кто употребил термин «бумажная архитектура». Вот, например, что говорил архитектор о «Доме Мельникова»:
…винтовые лестницы, сложная и малоудобная планировка — не могли, конечно, ни в какой мере решить проблемы массовой архитектуры жилья…
А вот выдержки из книги Романа Яковлевича «Архитектура речных вокзалов» (1940), где он описывает шедевр собственного зодчества:
Зал для пригородных пассажиров окрашен в три тона: светло-желтый (стены), светло коричнево-кофейный (балки, колонны), кирпично-красный (потолок между балками). Весь комплекс служебных помещений выдержан в светло-желтых и светло-кофейных тонах (панель). В главном вестибюле стены палевые, потолок голубой, колонны желтые. В переходе к залу ожидания впервые появляется интенсивный синий цвет ультрамарина (в кессонах потолка), подготовляющий зрителя к восприятию купола ресторана. В восьмигранном зале ожидания преобладают те же тона, что и в пригородном павильоне: светло-кофейный, желтый и кирпично-красный. Но уже сквозь пролеты открытой центральной лестницы виден интенсивно синий тон купола, который по мере подъема по лестнице в ресторан охватывает посетителя настроением южного ночного неба. В гармонично подобранные тона окрашены и другие служебные помещения вокзала (группа детских комнат, комнаты гостиницы, курительные, коридоры, лестницы, помещения кухни и пр.).
Воистину, «бумажный» архитектор! Ещё и поэт вдобавок. Кстати, назывался вокзал не иначе как Московский речной вокзал. Это уже потом в 1972-м году, спустя пятьдесят лет (!), здание разобрали, оставив только пристань «Речной вокзал», которую позже переименовали в «ЗиЛ». Говорят, были когда-то остановки электрички и трамвая под названием «Речной вокзал» (ныне «ЗиЛ» и «Нижние котлы» соответственно). После сноса деревянного вокзала чуть ниже по течению поставили дебаркадер (сейчас там пристань «Кленовый бульвар»), который просуществовал аж до 1985-го года, потому что в 1985-ом (к слову, в год смерти Романа Яковлевича Хигера) на противоположном берегу построили здание Южного речного вокзала.

Архитектура бетонного мавзолея, как впрочем и вся архитектура позднего совка, бесхитростна и до пошлости символична. Здесь нет дельфинов и белых медведей, нет звёзды, усыпанной самоцветами, и фарфоровых медальонов с тотемическим, но так и непостроенным Дворцом Советов. Вместо дельфинов и медведей — богини, которые, прижимая к сердцу осетров и колхидские вазы, символизируют пять морей.

Вместо фарфоровых медальонов Данько-Алексеенко — никуда не указывающий, сломанный компас.

Вместо звезды с самоцветами — корыто, напоминающее посудину аргонавтов.

Сейчас вокзал выглядит заброшенным и ненужным. Внутри располагается магазин игрушек и филиал «Мостурфлота». Люди на фотографии — редкие посетители детской ярмарки. Речных туристов тут нет. Круизные лайнеры тоже не были замечены ни у одного из семнадцати причалов. Если не считать кастрированного (со спиленной рубкой) под банкетные нужды теплохода «Фёдор Ушаков» и сухогруза «Ока», переоборудованного в ресторан.

За Южным речным вокзалом начинается (или заканчивается) столь же ненужный парк имени 60-летия Великого Октября, так и не ставший за тридцать лет местом активного отдыха.

За надгробием на могиле Великого Октября открывается просторная эспланада, которую автор поначалу принял за смотровую площадку. Однако же смотреть там оказалось не на что.

Всегда удивляло вопиюще нерациональное отношение московских чиновников к вверенным им ресурсам. Исторические районы Москвы напоминают Сталинград после бомбардировок, в то время как совсем неподалёку абсолютно бесхозная земля. Зачем перекраивать центр города под точечные застройки? Чтобы потом вздрагивать от каждого митинга под окнами и уворачиваться от помидоров, пущенных сознательными гражданами? Офисы с магазинами, конечно, не лучший вариант, учитывая необходимость в зелёных зонах, но можно ведь и летние кафе открыть, и карусели поставить, и спортивные площадки построить, а то и целое поле для гольфа. Ландшафт благоприятствует.
Впрочем, на границе парка по распоряжению Юрия Михайловича всё же построили… Как вы думаете что? Конечно же, церковь! Церковь святого благоверного князя Александра Невского с часовнями, воскресной школой и прочими соответствующими халабудами. Церковь, которая «ни в какой мере не решит проблемы массовой архитектуры жилья». Хигера на вас нет!

После осмотра вокзала и парка автор отправился обратно на север, где обнаружил немало забавного, но об этом в следующий раз.
P.S. Фотографии деревянного вокзала и цитата из раритетнейшей книги «Архитектура речных вокзалов» были взяты с информационного сайта речного флота России. Ссылку вставил не столько по просьбе авторов сайта, сколько из личной благодарности за бережное отношение к истории.
Между прочим, в этой же книге содержится подробное описание Калининского речного вокзала в Твери. Когда-то красивое и величественное здание ныне напоминает труп динозавра. В нём работают музеи ужасов и древнего оружия, а подле разваливающихся на глазах лестниц проводятся свадебные фотосессии.

При должном отношении можно восстановить всё. Но сограждане обеспокоены только восстановлением справедливости…

Пляжный отдых на любой вкус. новый год в тайланде.

Южный речной вокзал в Москве

Вид вокзала в 2016 г. Фото: Михаил Архипов
Южный речной вокзал расположен к юго-востоку от центра Москвы, на правом берегу реки Москвы, в районе парка Нагатинская пойма в Южном округе Москвы, напротив Нагатинской набережной. Официальный адрес Южного речного вокзала — 115432, Москва, проспект Андропова, дом 11, корпус 2, но фактический адрес — Проектируемый проезд № 4062.
Как добраться до Южного речного вокзала Москвы своим ходом. От станции метро «Коломенская» Замоскворецкой линии (последний вагон из центра, далее выход направо к Судостроительной улице или Кленовому бульвару) путь пешком через Нагатинский метромост займет от 40 минут, но данный вариант неудобен тем, что придется преодолевать две лестницы.
Поэтому есть смысл воспользоваться наземным транспортом: ближайшая остановка расположена рядом с выходом из метро «Коломенская», откуда на любом маршруте (кроме автобус № 724 к ) можно доехать одну остановку до «Южного речного вокзала», а затем дойти пешком до причала за 10-15 минут.
Можно воспользоваться и станцией метро «Технопарк» той же Замоскворецкой линии метро (первый вагон из центра, далее выход направо): путь пешком до вокзала займет 25-30 минут, но без подъема на мост.

От причалов Южного речного вокзала в период навигации отправляются пассажирские двухпалубные круизные суда по реке Москве и Оке до Коломны, Константиново, Рязани, Касимова, Мурома и Нижнего Новгорода.
Существуют и более длительные рейсы — с посещением городов Поволжья и Урала (Уфа, Пермь), а также так называемая «московская кругосветка», когда теплоход отправившись из от Южного вокзала Москвы, пройдя по Москва-реке, Оке, Волге и Каналу Москвы прибывал на Северный речной вокзал.
Есть также рейсы из других городов (Нижнего Новгорода, Казани и т. д.) с прибытием в Москву на Южный речной вокзал и отправлением с него же. Но по сравнению с Северным речным вокзалом с Южного отправляется минимальное количество круизных судов — в процентном соотношении это выглядело бы как 90% к 10%.
Современное здание Южного речного вокзала в Нагатинской пойме (ранее парк назывался имени 60-летия Октября) было открыто в 1985 году, но первый круизный теплоход ушел в рейс 30 апреля 1986 года — им стал «Павел Юдин». Архитектором вокзала стал Юрий Коган, ранее проектировавший речной вокзал в городе Куйбышев (Самара), а также в городе Осташков Тверской области.
До открытия нынешнего здания вокзала, с 1972 по 1985 годы, отправление речных теплоходов происходило от причала «Кленовый бульвар», расположенного на дебаркадере, пришвартованном на противоположном (правом) берегу на Нагатинской набережной.
А еще раньше теплоходы, а точнее пароходы, отправлялись в рейс от старого здания Южного речного вокзала, находившегося на Даниловской набережной (ныне Новоданиловская набережная). Деревянное здание вокзала, работы Р. Я. Хигера, было открыто в 1932 году рядом с нынешней платформой «ЗИЛ» Павелецкого направления Московской железной дороги — до переноса вокзала платформа носила название «Речной вокзал», а причалы были расположены на месте нынешнего причала «Автозаводской мост» на правом берегу.
А до постройки здания вокзала на Даниловской набережной речные суда отправлялись в рейсы от причала, расположенного на левом берегу реки Москвы ниже современного Большого Краснохолмского моста на Садовом кольце.
После постройки современное здание Южного речного вокзала было украшено пятью скульптурными композициями, которые символизировали выражение «Москва — порт пяти морей» (Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное), работы скульптора Щербакова С.А. На фронтоне здания, выходящего на реку, находилось изображение компаса, а шпиль здания был увенчан силуэтом парусника и надписью «Южный речной вокзал». Номера причалов были обозначены вывесками, с дублированием на английском языке.
Но из-за того, что вокзал был открыт фактически в пустом поле, которое только предполагалось к застройке (по планам середины 1980-х годов там должен был быть открыт советский вариант «Диснейленда»), сразу стало проблемным транспортное сообщение с ним, так как прямого пути от метро не было, а дорога с пересадкой на автобусе занимала много времени.
Кризис 1990-х годов, выразившийся в падении спроса на речные круизы, а также обмеление реки Москвы и Оке в конце 1990-х и середине 2000-х годов также сказался на ситуации с вокзалом. В 1997 году здание было сдано в аренду под торговый центр, а позже выкуплено. В начале 2000-х Южный речной вокзал окончательно утратил транспортные функции, став часть торгово-ярмарочного центра.
О его речном предназначении напоминала лишь торжественная церемония открытия летней прогулочной навигации в Москве, проводившейся «Столичной судоходной компанией» в апреле. Но с 2013 года церемонию перенесли в центр Москвы, а после 2015-го и вовсе отменили.
В 2013 году со здания вокзала были демонтированы скульптуры, обозначавшие моря, а позже исчезла и надпись «Южный речной вокзал», которую заменили названием торгового центра. Само здание было реконструировано, полностью заменено остекление, увеличена площадь вокзала, ставшая к тому времени торговой.
Весной 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском к владельцам здания, касающегося его сноса как незаконной постройки. После этого на здание вокзала вновь появилась демонтированная ранее надпись «Южный речной вокзал».
Летом 2018 года рядом с Южным речным вокзалом, в парке Нагатинская пойма, будет открыт развлекательный парк «Остров мечты».

Скульптуры, украшавшие здание. 2008 г. Фото: Иван Загайнов

Скульптуры, украшавшие здание. 2008 г. Фото: Иван Загайнов

Вид вокзала в 2016 г. Фото: Михаил Архипов

Вид вокзала в 2016 г. Фото: Михаил Архипов

Вид вокзала в 2017 г. Фото: Михаил Архипов

Вид вокзала в 2017 г. Фото: Михаил Архипов

Деревянное здание (1932—1972)

Деревянное здание Московского южного речного вокзала, 1932—1940

Первое здание Московского речного вокзала было построено в 1932 году по проекту Романа Хигера и находилось по адресу Варшавское шоссе, д. 3, у Даниловского моста. Южная (Кожуховская) гавань тогда была конечной точкой Московско-Окского водного пути. Отсюда отправлялись пароходы, идущие на Оку, Волгу и Каму. Здание состояло из двух павильонов — пригородного и основного — соединённых одноэтажным переходом, и было построено из дерева. Только центральные части павильонов были сложены из кирпича. Лёгкий первый этаж контрастировал с восьмигранной вершиной двухэтажного центрального павильона. Вертикальная ось восьмигранника продолжалась куполом и завершалась шпилем, увенчанным шаром — в нём предполагалось установить сильный источник света.

В проекте вокзала большое внимание уделялось гармонии цвета и плавному переходу одного пространства в другое. Колоннада главного вестибюля пересекалась перспективой на парадную лестницу, которая вела в зал ожидания, расположенный в восьмиграннике второго этажа. Там же располагался ресторан, купол которого был окрашен в тёмно-ультрамариновый цвет и покрыт рельефными звёздами, передавая настроение южного неба. Первый этаж основного павильона делился на целевые зоны: слева находились комнаты матери и ребёнка, справа — служебные помещения, на втором этаже — гостиница для пассажиров. В отделке использовались разные оттенки жёлтого и кофейного цветов, но при переходе в зал ожидания кессоны потолка окрашены в ультрамариновый цвет, чтобы подготовить зрителя к восприятию интенсивно синего купола. В пригородном павильоне находились зал ожидания, кассы и уборные комнаты. Цветовое решение интерьера гармонировало с основным павильоном: использовались светло-кофейные, жёлтые и кирпичные оттенки. На момент строительства вокзала уже существовал план реконструкции района, поэтому здание было поставлено на земляную насыпь и считалось временным.

Современное здание (с 1985)

Внешние изображения

Южный речной вокзал после 1985 года, украшения фасада

Скульптуры-символы пяти морей

Компас

Современный Южный речной вокзал был построен в 1985 году и открыт для пассажиров с 1986-го. Некоторые источники приписывают авторство проекта Алексею Рухлядеву, архитектору Северного речного вокзала Москвы. Однако Алексей Рухлядев умер в 1946 году, тогда как современное здание вокзала построено в 1985-м. Согласно другой версии, автором проекта современного Южного речного вокзала является Юрий Коган, автор аналогичного проекта в Самаре. Новое двухэтажное здание вытянуто вдоль берега и выдержано в стиле советского модернизма с характерным массовым остеклением и общим урбанистическим дизайном. На фасаде здания была расположена скульптурная группа, автором которой был Салават Щербаков. Пять женских фигур символизировали пять морей, с которыми Москва соединена водными путями: Азовское, Балтийское, Белое, Каспийское, Черное. На торцевой части фасада находилась ещё одна скульптура — большой компас с символом Москвы в центре. Здание венчал высокий шпиль с наконечником в виде силуэта парусника. Первым от вокзала отправился теплоход «Павел Юдин», туристическим рейсом до Астрахани.

Руководство вокзала в 2008 году сообщило о намерении провести реконструкцию всей территории и сохранить все его функции. Однако после ремонта 2013 года со здания исчезли скульптуры и знак «Южный речной порт». С начала 2000-х годов в здании вокзала располагается ярмарка детских товаров. Последний раз в Южном речном порту проходило праздничное открытие сезона прогулочной навигации в 2012 году, с 2013-го мероприятие проходит на причале парка имени Горького. По сведениям ТАСС, в мае 2017 года Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд столицы с иском о сносе здания вокзала как незаконной постройки. В иске указано, что здание было реконструировано незаконно и с «существенными нарушениями градостроительных норм».

Примечания

  1. Подколзин Владимир. Точка зрения: Порт переделки. Ведомости (2013-12-9). Дата обращения 26 мая 2017.
  2. 1 2 Березинский, 2013, с. 163
  3. Косторогов Евгений. Как Москву хотели обводнить. Мослента (16 мая 2017). Дата обращения 25 мая 2017.
  4. 1 2 Феденко, 1948, с. 89
  5. 1 2 Хигер, 1940, с. 6
  6. Хигер, 1940, с. 7
  7. Хигер, 1940, с. 8
  8. Хигер, 1940, с. 9
  9. Южный речной вокзал. Портал Москва Пассажирская. Дата обращения 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  10. Московские речные порты. Большая советская энциклопедия. Дата обращения 4 июня 2012. Архивировано 26 июня 2012 года.
  11. 1 2 3 4 5 Москва, Южный речной вокзал на реке Москве. Круизное информационное агентство Cruiseinform.ru. Дата обращения 25 мая 2017.
  12. Баранова С. И., Беляев Л. И., Иофис М. А. Москва. Наука и культура в зеркале веков.. Москва: АСТ. Дата обращения 25 мая 2017.
  13. Южный речной вокзал. Московский международный портал. Дата обращения 25 мая 2017.
  14. Рухлядев Алексей Михайлович. Проект Советская архитектура. Дата обращения 25 мая 2017.
  15. Щербаков Салават Александрович. Министерство Культуры Российской Федерации. Дата обращения 25 мая 2017.
  16. Андрей Кузьмичев. Фотографии теплохода «Павел Юдин» (13 июня 2011). Дата обращения 26 мая 2017.
  17. Южный речной вокзал. Флот-Сервис. Дата обращения 14 февраля 2013. Архивировано 15 февраля 2013 года.
  18. Наша задача — сохранение предприятия как грузового порта, а не застройка территории развлекательными центрами. ОАО Южный речной порт (22 апреля 2008). Дата обращения 25 мая 2017.
  19. История района Нагатинский затон. Управа района Нагатинский затон города Москвы. Дата обращения 25 мая 2017.
  20. По Москве-реке открылась 80-я навигация. Москва24. Дата обращения 25 мая 2017.
  21. Правительство Москвы через суд требует снести здание Южного речного порта. ТАСС (2017-05-3). Дата обращения 25 мая 2017.

Причал Южный речной вокзал

Причал «Южный речной вокзал» — как добраться от метро?

Ближайшая станция метро «Южный речной вокзал» расположена в 15 минутах ходьбы от причала. Чтобы до него добраться необходимо выйти к проспекту Андропова и дойти до парка Нагатинская пойма, а вдоль него до Проектируемого проезда 4062 свернуть налево. Причал находится напротив здания со шпилем.

Причал «Южный речной вокзал» — как добраться на автобусе?

В нескольких метрах от пристани «Южный речной вокзал» находится конечная остановка маршрутного такси «Панда-Сити — Коломенское».

Причал «Южный речной вокзал» — как добраться от МЦК

Удобнее всего добираться до причала «Южный речной вокзал» от станции «Автозаводская» МЦК. Переходите на Замоскворецкую линию метро, доезжаете до станции Технопарк, а дальше пешком. Маршрут отмечен на карте.

Причал «Южный речной вокзал» — как добраться на машине?

На навигаторе невозможно установить название причала и получить маршрут. Для корректной работы введите в поле точки прибытия адрес – Проектируемый проезд 4062, дом 11к2.

Причал «Южный речной вокзал» на карте

Причал «Южный речной вокзал» и другие пристани Москвы карте. Причал «Южный речной вокзал», отмечен зеленым маркером. Посмотреть расположение всех причалов в Москве и выбрать удобный можно здесь.

Характеристики причала

Активное использование причала круизными судами обусловило его частичную загруженность и необходимость заранее согласовывать возможность причаливания с администрацией. Как и на многих других причалах, оно платное – по установленным тарифам. Причал просторный, бетонный, с двойными ограждениями. Территория вокруг — чистая.

Преимущества

  • На причале тихо и немноголюдно;
  • Есть парковка с большим количеством парковочных мест.;
  • Невысокие тарифы;
  • Расположен на удалении от больших автомагистралей.

Как добраться от метро до причала «Южный речной вокзал»?

От метро «Технопарк» направо до Проектируемого проезда №4965 потом налево до Проектируемого проезда №4062 и по нему до здания Южного Речного вокзала. Весь маршрут занимает в среднем не более 20 минут, а расстояние составляет 1,6 км.

Как добраться до причала » Южный Речной вокзал » на автомобиле?

На личном автомобиле добраться до пристани Южного Речного вокзала можно по проспекту Андропова, свернув с него на Проектируемый проезд №4062 и никак иначе. У здания Южного Речного вокзала есть организованная зона паркосвки.

Адрес причала «Южный Речной вокзал» — г. Москва, Проектируемый проезд №4062, дом 11, корп. 2.

Leave a Comment