Мост с каналом

ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ-2

Шлюзование – это такое провинциальное развлечение
Начало —
Ещё 100-200 лет назад, когда никто никуда не спешил, и люди спокойно дожидались прибытия своих товаров неделями, месяцами, а то и больше, наиболее популярным видом транспорта были лодки, баржи, паромы и другие средства передвижения по воде. Казалось, что водный транспорт как существовал не одну тысячу лет, так и будет существовать вечно, а промышленная революция, начавшаяся в Англии в 18 веке, только умножила его развитие.
Растущие как грибы фабрики и заводы, множество торговых предприятий и постоянно увеличивающееся народонаселение страны требовали пути дешевой доставки необходимого сырья (руда, уголь, строительные материалы, сырье для текстильной промышленности), снабжение сельскохозяйственной продукции и готовых изделий в новые индустриальные центры страны. Наиболее приемлемым решением этой проблемы было использование водного транспорта. Однако существовавшая сеть рек и каналов, построенных в разное время, не удовлетворял растущие потребности производства. Это вызвало активное строительство новых каналов и сопутствующих гидротехнических сооружений. В результате, за сравнительно небольшой отрезок времени практически вся Великобритания оказалась соединенной тысячами километров судоходных путей, по которым плыли десятки тысяч лодок… на конной тяге (одна лошадь могла тянуть по каналу лодку грузоподъемностью до 30 тонн.) Это они протоптали вдоль каналов пешеходные дорожки-«бечевники», которые иногда прерываются туннелями. (Кстати, во многих туннелях нет такой дорожки и лодочники, лежа на носу судна, отталкивались ногами от стен туннеля и так проводили лодку из конца в конец.)
Однако процветание такого транспорта оказалось недолгим. Появилась железная дорога, первые паровые и дизельные двигатели, и каналы перестали быть удобным средством доставки товаров. Железнодорожные компании даже покупали некоторые каналы, чтобы избавиться от конкурентов. Каналы начали приходить в запустение, и после Первой мировой войны даже оптимисты считали, что каналы уже отжили свое. Но этого не произошло.
По окончанию Второй мировой войны, в 1946 году несколько энтузиастов создали благотворительную организацию IWA (The Inland Waterways Association — Ассоциацию внутренних водных путей) с целью восстановления, сохранения, использования и необходимого обслуживания Британских каналов и рек. Ассоциация существует по сегодняшний день, и в её ведении находится около 9000 км судоходных водных путей Великобритании.
Вот карта водных путей Великобритании.

Как видно на приведенной схеме (см. по стрелке), мы вряд ли прошли более тысячной доли возможного путешествия по каналам, но и оно было наполнено интересными впечатлениями, необычными занятиями, которые воспринимались как развлечение, и незабываемыми часами тишины и умиротворения. На этом фото наш «корабль», пришвартованный под тенью деревьев на Лестерском участке канала Гранд Юнион (Grand Union). Команда сошла на берег, так как в путеводителе написано, что рядом в городке Wistow есть старинная церковь (их здесь очень много), какой-то уникальный лабиринт (Wistow Maze), оранжерея (англичане любят цветы и цветоводство почти как детей и детство), макет этого городка и кафе, в котором мы решили разнообразить наш рацион. Но обо всем чуть ниже, а сейчас я хочу вернуться к каналу и его главным гидротехническим сооружениям – шлюзам. Ведь много времени мы занимались таким необычным для нас развлечением, как «прохождением шлюзов», или, как подсказывает «Толковый словарь» Ожегова, шлюзованием.
Но прежде, несколько слов о шлюзах. Судоходные шлюзы, с которыми мы познакомились довольно близко (см. фото), – это особая часть канала, предназначенная для перехода судов из одной части канала в другую с различными уровнями воды в них. Каналы обычно делают для соединения природных водоемов: рек и озер (как в Англии и других странах), а также морей и даже океанов (Панамский канал). Обычно уровень воды, соединяемых бассейнов, не одинаковый, и тогда строят шлюзы, которые представляют собой относительно герметические камеры, размером в предполагаемые для прохождения суда. Шлюзы закрыты с двух сторон воротами. Такие ворота должны выдерживать давление десятков (а порой сотен) тонн воды.
Для прохода судна из верхней шлюзовой камеры в нижнюю открывают сначала щитовые затворы верхних ворот, чтобы вода перелилась в нижнюю камеру. При этом щитовые затворы нижних ворот закрыты. Когда уровень воды в обеих камерах сравняется, можно открыть верхние ворота и перейти в следующий шлюз. Теперь надо закрыть верхние ворота и его щитовые затворы, и повторить эти действия в следующем шлюзе. Ворота – двустворчатые и открываются в сторону верхнего шлюза. Там уровень воды выше и открыться они смогут лишь тогда, когда давление с обоих сторон будет одинаковым.
Эта операция выполняется столько раз, сколько шлюзов предстоит пройти. Чтобы перевести судно из нижнего шлюза в верхний, те же операции выполняются в обратном порядке.
Через час-полтора после выхода из Маркет Харборо и после прохода через два разводных моста мы вышли к довольно просторному водоёму Фокстон Локс (Foxton Locks). Справа от нас канал, который уходит в сторону Лестер (Leicester), слева – лестницей в небо уходит каскад из 10 шлюзов.
Сегодня воскресенье, замечательная погода. Солнечно, хотя облака висят прямо над головой, и вдоль всего подъема десятки семей вышли поглазеть на наши упражнения по прохождению шлюзов. Вот перед первым из них Саша получает урок от инструктора (справа), как с помощью специального ключа открывать (или закрывать) щитовые затворы, поднимая (опуская) зубчатую рейку. Саша довольно быстро освоила эту нехитрую премудрость, хотя для медика такие технические тонкости не всегда даются легко. С другой стороны, она не совсем медик, да и занятия спортом оказались весьма кстати. (К концу плаванья ей торжественно было присвоено звание «заслуженного шлюзера»… вот только такой ключик мы решились ей не дарить – трудно найти ему применение в Израиле.) До открытия затворов вода просачивается медленно через все щели После открытия затворов, шлюз наполняется быстрее. Вода и вместе с ней лодка поднимаются (или опускаются, если лодка идет сверху вниз) и, когда уровни сравняются, можно открывать ворота.
Разница уровней воды ещё есть и первые шаги даются с трудом Потом, ворота остальных шлюзов (а мы их прошли не меньше 50-ти!) мы открывали в одиночку. Иногда и я пытался помочь. Ворота открыты. Можно переплывать в следующий шлюз.
На фото – последний шлюз в Фокстонском каскаде. Лодка выходит в канал, но надо пристать к берегу, чтобы забрать Сашу. Каждый шлюз – это 15-20 минут. Здесь их 10. Почти всё утро ушло на подъем по этому каскаду. Но не всегда прохождение шлюза происходит так быстро. Иногда надо подождать другую лодку (некоторые шлюзы удобнее проходить вдвоем), или подождать встречную, чтобы не наполнять камеру дважды. А однажды мы застряли в шлюзе почти на час. Это было на канале в городе Лестер (Leicester). Саша как обычно пошла открывать ворота, подняла затвор, но ничего особо не изменилось. Вода еле-еле текла через отверстие в воротах. Эдик пошел ей на помощь, но ничего не смог сделать. Он даже полез с багром в надежде очистить от водорослей эту дырку. Но всё оставалось по-прежнему. Ситуация осложнялась ещё тем, что Эдик предложил маме, капитану корабля, капитанский мостик – скамеечку на носу лодки. Теперь в шлюзе её окружали 2-метровой высоты стены и ворота. Вылезти оттуда и для акробата не просто, а сидеть, видя перед собой скользкие, покрытые водорослями и тиной стены, напрягает.
«Под давлением общественности» Эдик позвонил в контору, где мы брали лодку. Ему ответили, что летом такое бывает, и посоветовали подождать пока наполнится шлюз. Ну, а тем временем попить чай. Мы возмутились (но решили, что это очередной пример тонкого английского юмора) и стали ждать. К тому времени подошли ещё несколько лодок, и какая-то женщина пришла выяснять, что происходит? Ситуацию она поняла сразу, достала небольшой ключик, как от дверного замка, всунула его в замок на стойке, где поднимается затвор, повернула его, и вода с шумом ринулась в шлюз. Оказалось, что иногда блокируют обычный подъемник, и надо только открыть этот замок. Более того, у нас есть этот заветный ключик, и мы им пользуемся, так как им открывают практически все службы вдоль канала: шкаф, в котором управление для разведения мостов, колонки с питьевой водой, туалеты, душевые и прочие служебные помещения по всей стране. И похоже, инструктор нам говорил об этом, но кто за два часа может запомнить всю эту информацию?
Затвор следующего шлюза тоже был заблокирован, но Саша заранее пошла с ключом и быстро всё сделала.
Вырвавшись на свободу, Эдик попросил чай. Может быть, кому-то покажется, что для городского жителя 7 дней на лодке в провинциальной Англии это слишком много, поверьте – это не так, и шлюзование – было совсем не единственным нашим развлечением. В специальных путеводителях, да и в интернете, расписаны музеи, пабы, рестораны, спортивные комплексы и др. подобные заведения, рекомендуемые к посещению вдоль всех тысяч километров английских каналов.
В один из дней мы пришвартовались в тихом уголке около городка Wistow, в котором, согласно путеводителю, который мы получили вместе с лодкой, есть какая-то выставка (Gallery & shop), оранжерея (Garden Centre), лабиринт, кафе-бистро и др. развлечения, объединенные в такой Wistow Rural Centre. И всё это в шаговой доступности – 15-20 мин. от канала.
И мы пошли. Дорога шла вдоль поля и вспомнилось есенинское:
Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,
Сядем в копны свежие под соседний стог.
Где там копны, где стога? Всё механизировано. А рядом лабиринт. Вполне сельский: большое поле, засаженное подсолнухами, кукурузой и ещё какими-то высокорастущими растениями. Между ними дорожки. Дети явно получают удовольствие. А вот и оранжерея. Очень, очень красочно. Очень много георгин. Но больше всего мне понравился макет старого города. Не забыли здесь и про каналы. Всё сделано очень натурально. Даже ворота шлюза сделали из дерева настоящих ворот: старое, всё в плесени и трещинах. К вечеру (а надо сказать, что для нас, южан было странно, что в 8 часов вечера ещё светло, как днем) мы вернулись на лодку.
Продолжение

Заключительный пост о поездке посвящен прогулке по второму по величине городу Великобритании — Бирмингему.

01. Утро началось неспешными сборами и поеданием пончиков, купленных после вчерашнего матча. Затем мы выдвинулись в направлении центра. Индустриальные пейзажи были везде, было довольно интересно.

Рядом с отелем проходила пешеходная дорожка вдоль канала, ведущая к центру города. Путеводитель проводил некоторые аналогии между Бирмингемом и Венецией, указывая на систему каналов и многочисленные мосты. В то, что мы в британской Венеции решительно не верилось, поскольку в предыдущий день мы протопали более пяти километров от железнодорожной станции до стадиона и встретили только небольшой канал шириной меньше двух метров рядом с отелем.
02. Прогулка началась с небольшого указателя.

03. Мы шли вдоль канала, глазея на изгибы

04.

05. И многочисленные мосты с арками

06.

07.

08. Свет в конце тоннеля

09. Ориентиром была большая башня в центре города.

10. Встретились рыбаки, зимой клев не очень, но все равно сидят.

11. Еще один индустриальный пейзаж

12. Обитатели каналов

13.

Как выяснилось, система шлюзов и каналов была построена довольно давно. Во времена индустриализации в Англии широко использовались водные артерии: создавались каналы и шлюзы, грузопоток был большой. Это был дешевый способ доставлять провиант и уголь вглубь страны. Каналы Бирмингема были созданы еще в XVIII веке и были частью транспортной системы региона.
14. Под одним из самых больших мостов в городе. В арках моста сохранились складские клетки.

15.

16. А здесь мы проверили шлюз в действии, открыв проход. Было довольно тяжело, учитывая вес конструкции и отсутствие опыта.

Небольшое видео на тему
17. А вот дальше нам действительно повезло: мы увидели работу шлюзов в действии. По каналу проплывала небольшая лодка, которой управляла жительница Бирмингема.

18. Одна в одиночку крутила вороток, управляя шлюзами и открывала затворы.

19.

20. На прохождение одного шлюза требуется, как минимум, десять минут, а они расположены через каждые 200-300 метров. Уровень воды выравнивается, лодка уходит вниз.

21. Полный вперед, спасибо за внимание

22.

23.

Видео о том, как все происходило:
24. А мы идем дальше. Индустриальные пейзажи закончились, мы уже в центре города.

25.

26. Современные здания чередуются со старыми.

27. Бегать вдоль канала тоже приятно

28. Ничего лишнего

29. Лодочные станции города. Лодки работают на дизеле, зачем дрова на крыше — загадка. Может для отопления? Все лодки типовые, узкие и вместительные, расчитанные на ширину каналов.

30.

31.

32. Еще один вид на башню.

33. The Malt house — замечательный паб с вкусной едой и элями. Во всех пабах города одно и тоже меню, даже напечатано одинаково, довольно удобно. Цены демократичные, дешевле чем в Ирландии процентов на 20.

34. Указатель для водного транспорта. До города Ворчестер более 30 миль и 58 шлюзов. Вот бы летом на каяке проплыть, ширина как раз позволяет, только в шлюзах будет быстрее каяк на себе перенести.

35. Рождественные декорации

36. Экскурсии по центру города на лодке

37.

38. Тайные символы Бирмингема.

Последним запланированным делов в Бирмингеме было поедание суши. В Ирландии с японской кухней вообще напряженка, поэтому случай упускать не хотелось. Да и ресторан уже знакомой сети Yo-Yo Sushi находится в самом центре города.
Другие посты о поездке:
Бирмингемские пригороды и замок Варвик
Матч Астон-Вилла — Манчестер Юнайтед на стадионе Villa Park

Leave a Comment