Мост со львами

А цепи-то в пастях львов, оказывается, не только для красоты…

Без малого 200 лет эти грациозные «кошки» занимают свои позиции: проект сооружения утвердили ранней весной 1825 года, а уже к середине лета вовсю развернулось строительство. В авторы моста позвали инженеров Василия Христиановича и Вильгельма фон Треттера. На заводе Берда изготовили металлические детали, а чугунных зверей отлили на Александровском казенном чугунолитейном заводе по моделям Петра Соколова. Затем львов празднично «принарядили» – окрасили их под мрамор.

Отлитые львы – полые внутри – состоят из двух корпусных половинок, а на их мощных спинах и груди можно рассмотреть «косметический» шов.

Львиный мост – однопролетный, висячий, его облицованные гранитом опоры, расположены на уровне с набережной. Ранее, вначале XIX столетия, основной рабочий материал инженеров – чугун – стал «выходить из доверия» мастеров. Он был прочен, но недостаточно выдерживал растяжение. В связи с этим специалисты инженерного дела стали отдавать предпочтение хорошо проявившему себя и в сжатии, и в растяжении железу: они подвешивали пролеты мостов на железных цепях, затем перебрасывали через опоры и закрепляли. Поэтому функция самих звериных скульптур – не только придавать сооружению эстетичный вид и навевать романтическое настроение гуляющим парочкам. Все намного важнее и серьезнее: двухметровые львы скрывают сложнейшие конструкции, удерживающие пролет моста и людей на нем. При всей монументальности сооружения довольно легко со стороны воспринималась кружевная узорчатая ограда, рисунок которой также принадлежал Треттеру. Такой себе простенький, скромный узор: вытянутые ромбы с небольшими цветочными розетками в углах.

Торжественное открытие моста датируется 1 июля 1826 года. Пройтись «Мостом о четырех львах» в этот день пожелали около 3 тысяч жителей города.

Срочно верните львам их беломраморный цвет!

Почти через полвека чугунную ограду моста решили заменить кованой железной, которая по рисунку была довольно непривлекательной. Вдобавок праздничное «настроение» львов сменили на унылый темный окрас. Прежних белых львов теперь не стало видно в темноте. Немногим позднее сняли и фонарные столбы. Увы, эта одна из последних реставраций заметно ухудшила внешний вид нашего героя.

Таким Львиный мост простоял вплоть до 1951 года, когда было решено провести ремонт по проекту инженера Яновского. Тогда деревянные основы настила заменили стальными балками. А через 3 года, по проекту архитектора Александра Ротача, провели реставрационные работы: все утраченные элементы декора – торшеры с фонарями, ограждения, «родную» окраску – воссоздали снова.

Незадолго до 300-го юбилея Санкт-Петербурга Львиный мост вновь пережил серьезную реставрацию: ему постарались полностью вернуть первоначальный исторический вид, воспроизведя даже самые мелкие детали.

Капитальный ремонт Львиного моста припал на 2000 год. Тогда специалисты поменяли пролетное строение, укрепили опоры, украсили сооружение художественной подсветкой. Наконец-то и львы дождались праздника на своем мосту: они снова были окрашены под родной мрамор! Повторное торжественное открытие моста состоялось 25 декабря.

История моста

Львиный мост – выдающийся памятник мостостроительной архитектуры первой четверти XIX века. Один из трех сохранившихся пешеходных цепных мостов в Петербурге (наряду с Банковским и Почтамтским мостами).

Это один из шести висячих мостов, построенных в Санкт-Петербурге в первой четверти XIX века. Львиный мост построен в 1825-1826 г.г., одновременно с Банковским.

Предполагалось завершить работы к октябрю 1825 года, но из-за задержки с изготовлением металлических частей моста сборка моста началась весной 1826 года. Для строительства опор моста была разобрана забутовка набережной (без разборки гранитной облицовки). Изготовление чугунных и металлических частей, а также сборку элементов на месте строительства производил завод Берда. 1 июля 1826 г. мост был открыт для движения.

Львиный мост, подобно Банковскому, однопролетный, висячий. Пролетное строение состоит из цепей, подвесок и деревянных балок. Балки крепились к металлическим цепям на подвесках. Концы цепей шарнирно прикреплены к чугунным пилонам внутри львиных голов, наглухо закрепленных на опорах анкерными болтами. Пилоны скрыты внутри декоративных скульптур – львов и металлических постаментов.

Скульптуры выполнены академиком-скульптором П.П. Соколовым. Фигуры львов отлиты из чугуна на Александровском чугунолитейном заводе. По деревянным балкам уложены поперечины и дощатый настил. Устои моста каменные из бута, на свайном основании, облицованы гранитом. На мосту была установлена литая чугунная ажурная решетка, на которой в средней части моста были укреплены фонарные столбы непосредственно в перилах.

В 1838 г. уменьшенная копия моста (длина 17,3 м, ширина 2 м) была возведена фирмой Borsig по проекту немецкого архитектора Л. Ф. Гессе на территории берлинского парка Большой Тиргартен.

Львиный мост стал первым берлинским подвесным мостом. В отличие от петербургского оригинала, пролётное строение и перила берлинского Львиного моста до сих пор деревянные.

В 1880 году первоначально созданные чугунные литые ограждения были сняты с моста и заменены металлической кованой решеткой простого рисунка, видоизменены фонари.

В 1948 году по проекту инженера О.М. Яновского был произведен капитальный ремонт моста. Были заменены деревянные балки металлическими, а для придания им криволинейного очертания, они составлены из пяти отрезков, сваренных между собой. В результате балки жесткости приобрели небольшую стрелу подъема. Все остальные конструкции моста были сохранены в первоначальном виде.

В 1954 году были восстановлены прежние решетки и фонари по проекту арх. А.Л. Ротача. Отреставрированы постаменты и скульптуры львов.

В 1999-2000 г.г. произведен капитальный ремонт моста. В 2015 году вандалами был оторван один фонарь, второй поврежден. Силами СПб ГБУ «Мостотрест» были произведены работы по реставрации фонарей и установке их на торшеры. На следующий год выполнена окраска перил, карнизов и торшеров.

Последняя по времени реставрация скульптур львов на Львином мосту началась 10 августа 2018 года и продлится до октября 2018 года. В отличие от реставрации 2000 года, скульптуры не демонтировали, все работы проводятся под защитными навесами прямо на мосту.

Внешний вид и конструкция

Львиный мост — чудо питерской архитектуры. Уникальность сооружения заключена в том, что он буквально закреплен «на нитках». Этот технически сложный проект выполнялся под руководством инженеров Вильгельма Треттера и Василия Христиановича, принимавших непосредственное участие в возведении всех висячих мостов Санкт-Петербурга.

Создатели спрятали удерживающие цепи в скульптурах львов. Они выкрашены в белый цвет, который придает монументам вид чистого мрамора. По сравнению со своими помпезными братьями, решетка мостика украшена простым геометрическим узором. На ней отсутствуют увесистые вензеля, и это придает переправе особенную легкость и воздушность.

Львиный мостик несколько раз закрывали на реконструкцию: в 1948 и в 2000 годах. Последняя из них была приурочена к празднованию 300-летия СПб. Многие деревянные детали были заменены на металлические. Это укрепило мост. Самой конструкции вернули первоначальный вид: восстановили былой рисунок ограды, вернули осветительные фонари, и львы из серых снова превратились в белоснежно-белых.

Leave a Comment