Mr benga official

Его семья была убита, а он стал рабом и жил в обезьяньем вольере в нью-йоркском зоопарке Бронкса. Такова была жизнь и судьба конголезца Ота Бенга.

Ота Бенга в нью-йоркском зоопарке Бронкса в 1906 году.

Его короткая жизнь – это результат политики колониализма и шарлатанской теории евгеники. Несмотря на то, что он подвергся самому унизительному обращению, Ота Бенга сделал все возможное, чтобы сохранить свое человеческое достоинство. Его трагическая история жизни началась в Конго.

Бельгийское Конго времен Ота Бенга

Многим конголезским подневольным рабочим отрубали руки за неповиновение во время колониальной оккупации Конго бельгийцами.

Король Бельгии Леопольд II положил глаз на огромные каучуковые плантации региона. Хотя новая колония должна была называться Свободным государством Конго – территория, равная по размеру Аляске плюс Техас – в ней не было ничего свободного. Это была личная собственность Леопольда II. Это был регион принудительного труда и массовых убийств. В этом ужасе и родился Ота Бенга.

Детство и юность

Ота Бенга в 1904.

Бенга родился в лесу Итури, на крайнем северо-востоке, в племени пигмеев Мбути. Они жили семейными группами от 15 до 20 человек, переезжающими из одной временной деревни в другую, в зависимости от сезона и возможности охотиться. Он женился и обзавелся двумя детьми. В конце 1890-х годов бельгийские солдаты обнаружили деревню Ота Бенга и убили всю его семью. В то время он был на охоте, поэтому ему удалось выжить.

Фунт соли, рулон ткани

Ота Бенга (второй слева) с соплеменниками

Однако вместо смерти или поиска новой семейной группы судьба дала Ото Бенга третий вариант. Вскоре в лесу его нашли торговцы рабами, которые посадили его на цепь и вывезли из леса, а затем заставили работать на плантациях. В 1904 году Ота Бенга увидел американский бизнесмен и исследователь Сэмюэл Вернер. Он путешествовал по Конго в поисках «полулюдей» для выставки на Всемирной ярмарке в Сент-Луисе. Его задача заключалась в поиске африканских пигмеев, как «недостающих звеньев» в эволюции человека. Посмотрев на Ота Бенга, худощавого, очень черного, очень маленького человека со спиленными острыми зубами, Вернер решил, что это идеальный образец. Он купил его за фунт соли и рулон ткани.

Путешествие за океан

Группа Вернера привезла Ота Бенга в Сент-Луис, где он стал хитом Всемирной ярмарки 1904 года. Он и другие пленные африканцы быстро поняли, что толпа хотела видеть настоящих африканских «дикарей», поэтому они начали подражать танцам, которые подсмотрели у американских индейцев. Ота Бенга даже стал брать с посетителей по пять центов, чтобы продемонстрировать им свои спиленные зубы. После ярмарки Бенга даже на некоторое время вернулся с Вернером в Африку. В 1905 году он поселился у другого конголезского племени Батва и женился, но его жена вскоре умерла от змеиного укуса. В конце концов, Бенга вернулся с Вернером в США в 1906 году.

Дальнейшая жизнь Ота Бенга

Газета New York Times и анонс о пигмее Ота Бенга, новом «экспонате» зоопарка Бронкса

Вернувшись в Штаты в 1906 году, конголезец оказался в Американском музее естественной истории, где он снова «веселил» посетителей, притворяясь бормочущим получеловеком. В музее к нему относились хорошо, пока директор не отказался выплачивать Вернеру деньги за демонстрацию Ота Бенга, поэтому в итоге Вернер начал «сдавать» конголезца зоопарку Бронкса, где его определили на территорию обезьян. Бенга было разрешено свободное передвижение по зоопарку, но его «спальное место» было именно на участке приматов. Его демонстрировали в рамках выставки Нью-Йоркского антропологического общества по эволюции человека.

Местное черное духовенство было возмущено «экспонатом» и потребовало освобождения Ота Бенга; они даже обратились с этим требованием к губернатору. Бенга была в конечном итоге освобожден и отправлен жить в приют для чернокожих. Его новый опекун Джеймс Гордон вставил ему зубы, определил в школу для чернокожих детей и даже нашел ему работу на табачном заводе.

К 1914 году Бенга решил вернуться в Африку. Жизнь в Америке была не для него. Он накопил денег и стал искать возможность уплыть на родину. К этому времени Леопольд II был мертв, и бельгийский режим в Конго значительно ослабел. Увы, но разразилась Первая мировая война, большинство перевозок остановились, а немецкая оккупация Бельгии существенно осложнила возвращение Ота Бенга на тот момент. У конголезца началась депрессия от мысли о невозможности вернуться домой, и 20 марта 1916 года 32-летний Ота Бенга застрелился.

nostradamvs

Человеческие зоопарки были довольно распространённой разновидностью фрик-шоу с начала XIX по середину XX века. В отличие от фрик-шоу как таковых, в человеческих зоопарках показывали не уродов, а просто непривычных для европейского глаза людей, чаще всего из различных африканских племён. Случай Сары Бартман, например, хорошо известен. Но я расскажу вам про Оту Бенгу, пигмея из конголезского племени бамбути. Последнего из мбути, живших близ реки Касаи.

Львиная доля народа мбути жила в Бельгийском Конго в пойме реки Касаи. Жили они вполне мирно вплоть до 1885 года, когда бельгийский король Леопольд II создал военную формацию Force Publique. По сути, это была организованная гвардия, сформированная из солдат-африканцев под командованием белых офицеров-бельгийцев. FP решали все государственные проблемы Бельгии на её африканских территориях – от очистки земли для добычи полезных ископаемых до подавления мятежей местного населения.

А леса, где жили мбути, оказались весьма богаты каучуковыми деревьями (точнее, почвой, на которой было удобно их высаживать, в Африке плантаций каучука было порядком). И племя помешало бельгийскому королю, считавшему Конго своим личным владением, а местных жителей – своими рабами.
Где-то в начале XX века, в районе 1902-1903 годов началось бурное использование конголезских лесов. Мешавшие колонизаторам мбути из Касаи были просто уничтожены от первого до последнего человека, как и множество других мелких племён (народ бамбути всё-таки сохранился в других регионах). Кого не убили – тех забрали в рабство. Человек по имени Ота Бенга был одним из молодых воинов мбути (он родился в районе 1883 года), у него была жена и двое детей. А потом их не стало, потому что женщины и дети не представляли ценности, FP их просто убивали. Лишённого семьи Бенгу забрали в рабство. Когда его деревню сжигали, Бенга был на охоте. Охотники за рабами поймали его на пути домой.
Ареал проживания мбути относительно территории современного Конго:

Вы скажете: какое рабство! Начало XX века! Обычное рабство, отвечу я. В Африке французские, английские, бельгийские колонизаторы не стеснялись использовать рабов вплоть до массового освобождения африканских стран в начале 1960-х годов. Да и сами африканцы держали рабами представителей недружественных племён.
Но жизнь Бенги пошла по другому пути, нежели у других его соплеменников. Потому что в 1904 году в Африку приехал некто Сэмьюэль Филлипс Вернер, американский бизнесмен и исследователь. Вот он с пигмеями в 1903 году:

У него был контракт с представительством штата Луизиана; на Всемирной выставке в Сент-Луисе 1904 года те хотели показать эффектный «человеческий зоопарк». Задача стояла следующая: показать представителей всех народов мира – от крошечных пигмеев до северных гигантов, от чёрных народов до светловолосых нордических людей. По сути, это должна была быть живая антропологическая выставка.
Сама же Всемирная выставка имела небывалый размах.

К чести устроителей надо сказать, что всё было почти цивилизованно. То есть с каждым актёром выставки должен был заключаться контракт, работа оплачивалась. Но одно дело – нанять норвежца за деньги, и другое – вывезти из Африки нецивилизованного пигмея.

Одинокий раб Бенга, внешне – идеальный африканец, показался Вернеру прекрасной кандидатурой для «африканской деревни», и он выкупил его за фунт соли и рулон ткани. Заодно Бенга послужил Вернеру проводником. К Бенге Вернер относился не как к слуге, а как к другу и наёмнику. Более того, Бенге терять было нечего, а любознательности – хватало. Он с удовольствием согласился ехать в загадочный мир цивилизации вместе с новым знакомым. Более того, именно Бенга помог Вернеру наладить контакт с местными представителями племён батва и бакуба (от первых с Вернером согласились поехать четыре человека, от вторых – пятеро, в том числе принц племени, сын короля Ндомбе).
В июне группа африканцев с сопровождающими успешно достигла Сент-Луиса, штат Миссури. Правда, Вернер к тому времени слёг с малярией и до конца экспедицию не сопровождал. Африканцы произвели сенсацию – особенно пигмеи (батва). Пигмеев толком в Америке никто не видел, даже местные антропологи, и Вернер удружил последним весьма неслабо. Пресса начала писать об африканцах. Лидером группы по умолчанию стал Ота Бенга, уже более или менее говоривший по-английски. Бенга – второй слева (снимок уже с выставки, из имитационной африканской деревни):

Помимо всего прочего, Ота был дружелюбным, общительным и имел характерную внешность: его зубы из ритуальных племенных соображений были в юности подпилены до остроты. Бенга без проблем улыбался публике, а по газетам шла утка о том, что он – настоящий каннибал, не просто же так они зубы подпиливают.
Месяцем позже в Сент-Луис, наконец, добрался Вернер. Он обнаружил, что в его отсутствие из африканцев сделали скорее пленников, нежели актёров. Выставка, которая изначально должна была являть собой научное антропологическое действо, превратилась во фрик-шоу. В этом были виноваты не столько организаторы, сколько зрители. Даже в выходные дни, предоставленные африканцам, те не имели ни минуты покоя, на них наседала толпа.
Вернер старался максимально обеспечить африканцам комфорт. В рабочее же время они демонстрировали шоу, одевались в национальные боевые костюмы, раскрашивали лица. Знаменитый индейский вождь чирикауа-апачей Джеронимо, до того 25 лет сражавшийся за свою землю с федералами, выразил своё уважение Бенге и подарил ему одну из своих стрел.

По окончании выставки Вернер получил золотую медаль за вклад в антропологию (африканцев, помимо зрителей, исследовали и учёные). Кстати, чуть раньше (в 1903) Вернер выпустил достаточно известный труд «Pioneering in Central Africa».

Выставка закончилась, а у африканцев не было другого варианта, кроме как продолжать демонстрировать себя. Они придумывали вместе с белыми организаторами новые разновидности шоу. Например, Бенга сидел в клетке вместе с орангутангом, показывая, как близок он к обезьяне.
А вот афроамериканцам всё это не нравилось. Чёрные газеты США протестовали против эксплуатации африканцев, их отправки на родину требовали и чёрные церковные конгрегации. Но больше всех вернуться хотел сам Бенга. Он понял, что цивилизованный мир не видит в нём человека.
Но это было позже, а в 1905 году Вернер и Бенга ещё были друзьями. Вернеру нужны были ещё африканцы для антропологических целей, и во второе путешествие в Африку он отправился вместе с Бенгой. На родине Бенга женился во второй разе на женщина из батва, но вскоре его жена умерла от змеиного укуса, и он принял решение не оставаться в Конго, а снова вернуться с Вернером в США. Ему опять было нечего терять.
Вернер нашёл Бенге жильё в комнате при Американском Музее Натуральной Истории в Нью-Йорке. Собственно Бенга там нашёл и работу: ему платили, он рассекал по музею в костюме ковбоя и развлекал посетителей своей экзотической внешностью. Куратор музея Генри Бампас был вполне доволен новым сотрудником. Жилось Бенге неплохо, но вскоре его снова потянуло на родину.
Сегодня Музей Натуральной Истории – один из самых известных музеев в США.

Жизнь в большом городе угнетала африканца. Стекло и металл не интересовали его, как и поддельный огонь на музейном стенде. Ему нужны были ветра, птицы и деревья. Он мог бы бежать из музея – но бежать было некуда.
Вернер понимал страдания Бенги и в 1906 году перевёл его из музея в зоопарк Бронкса. Там Бенга поселился в более или менее природных условиях неподалёку от орангутанга Дохонга. Его шоу в зоопарке пользовалось немалым успехом. Он демонстрировал свои способности в стрельбе из лука и спал в одном «обезьяньем доме» с орангутангом. Правда, снимков его рядом с обезьяной не существует: там было запрещено снимать. Существовали только рекламные кадры.

Табличка у его вольера гласила:
Ота Бенга, африканский пигмей. Возраст: 23 года. Рост: 1,5 метра. Вес: 46,7 кг. Привезен из поймы реки Касаи (Конго) доктором Сэмьюэлем Вернером. Демонстрируется ежедневно в течение сентября.
Директор зоопарка Уильям Хорнедэй был доволен. Исследованиями Бенги занимался известны антрополог Мэдисон Грант. Правда, афроамериканские правозащитники и общественность продолжали протестовать против эксплуатации африканца. Вот Хорнедэй кормит оленя:

К концу 1906 года интерес к Бенге начал спадать. Вернер понимал необходимость возвращения того на родину, но у него не было средств и времени на такую сложную экспедицию. Бенга понимал сложности Вернера, и они решили, что до поры до времени Бенга останется в США, пока не найдётся оказия вернуть его в Конго.
Следующим прибежищем Бенги стал сиротский приют Говарда для цветных. Суперинтендантом этого заведения был друг Вернера Джеймс Гордон; спонсоризировала его церковь.

В приюте – без работы и в тоске – Ота Бенга прожил вплоть до 1910 года. Правда, пресса не отпускала африканца; по-прежнему возникали статьи о том, как его, Бенгу, вывезли насильно с родины и жестоко эксплуатируют в США.
В январе 1910 года Вернер перевёз Бенгу в Линчбург (Вирджиния). Он обеспечил его накладкой на зубы и нормальной одеждой, чтобы Ота стал обычным членом афроамериканского общества. Местная поэтесса Энн Спенсер начала совершенствовать его английский, а чуть позже Бенга пошёл в начальную школу Линчбурга.

Через некоторое время Ота нашёл и работу – он стал работать на линчбургской табачной фабрике. Его очень любили коллеги (прозвали его «Бинго»), он успешно работал благодаря малому росту и ловкости, без лестницы доставал листья с верхних полок складов, а на обеденном перерыве рассказывал новым друзьям историю своей жизни. В то же время Бенга начал планировать возвращение домой – ведь он стал более или менее независимым.

Но в 1914 году на мир обрушилась I мировая война. США вступили в войну позже, но экономический спад обозначился, да и морские пути из Америки в Африку были закрыты. Это вогнало Бенгу в чёрную тоску. Война казалась ему чем-то нескончаемым, и родина, где он не был уже более 10 лет, стала окончательно недосягаемой.
20 марта 1916 года Ота Бенга построил неподалёку от дома, где жил, ритуальный костёр, снял маскировочные насадки с зубов, лёг на костёр, поджёг его, а потом приставил к сердцу украденный у соседки пистолет и нажал на спуск.
Его похоронили в безымянной могиле на старом городском кладбище, а впоследствии перевезли на кладбище Уайт Рок. Где сейчас покоится Ота Бенга, неизвестно.
Спустя много лет Филлипс Вернер Брэдфорд, внук Сэмьюэля Филлипса Вернера, написал книгу «Ота Бенга: пигмей в зоопарке». Именно он вытащил на свет всю эту историю.

В нью-йоркском музее национальной истории и сегодня есть выставка «Пигмеи», частью экспозиции которой является прижизненная маска Оты Бенги и его скульптура.
В 2002 году был снят короткометражный фильм про Бенгу, режиссёром выступил бразилец Элфью Франса. В фильме использованы киноплёнки, отснятые Вернером в начале XX века. Ота Бенга иногда всплывает в песнях рок-групп, в пьесах, в фильмах (например, в «Удивительной истории Бенджамина Баттона» есть персонаж Нгунда Оти, срисованный с Бенги), в литературных произведениях.
А на самом деле это было просто человек, у которого отобрали его родину.
P.S. Последний «человеческий зоопарк» в истории имел место в 1958 году на Всемирной выставке в Брюсселе.
P.P.S. Об отношениях Вернера и Бенги существует много мнений. Одни считают, что Вернер был злостным эксплуататором, но я склоняюсь к версии, что он старался относится к Банге как к равному — в отличие от многих других.
Полный список предыдущих историй серии можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.

Leave a Comment