Мраморная пещера на карте

Экскурсия по Мраморной пещере

Для тех, кто приехал на личном автомобиле, есть небольшая парковка. Чуть дальше — кассы пещеры. Посещение осуществляется группами с экскурсоводом, самостоятельно пещеру посетить нельзя.


Режим работы Мраморной пещеры с 9 до 19 часов (без выходных круглый год). В пещере доступны несколько маршрутов, отличающиеся по продолжительности времени, глубине посещения и цене. Актуальные цены всегда можно посмотреть на официальном сайте Мраморной пещеры в разделе «Услуги и цены». Мы взяли экскурсию по всем маршрутам и ничуть об этом не пожалели. Стоимость такой экскурсии в 2018 году была 700 рублей, а продолжительность — 1 час 20 мин. После покупки билета, скорее всего, придется немного подождать формирования группы и пока из пещеры выйдет предыдущая группа. Для ожидания есть как навес от непогоды, так и лавочки под кронами деревьев.

При посещении Мраморной пещеры надо учитывать, что круглогодично в ней держится температура +9 градусов, поэтому, несмотря на то, что на входе есть прокат курток, желательно все же самостоятельно утеплиться заранее, а так же не забыть про утепление ног. Валенки в прокат не дают! А если серьёзно, то надо обуть хотя бы кроссовки и утепленные носки.

Пещера начинает удивлять с самого начала. Если вы не были в подобных пещерах, то даже первый зал вам покажется большим.

Зеленые цвета на стенах не является родными для этой пещеры, это результат появления микроводорослей, которые активное размножаются во влажном климате пещеры и разрушают ее. Но водорослям для фотосинтеза нужен свет. Именно поэтому подсветка в пещере сдержанная, неяркая и включается, только когда проходит экскурсия, а потом выключается (некоторые посетители жалуются на тусклость подсветки, но это определенная техника безопасности сохранения пещеры).

Экскурсия начинается с зала под названием Галерея сказок. Многие натечные образования, как это водится в оборудованных пещерах, получили свои имена. Например, Хозяин Пещеры. И еще один крупный сталагмит недалеко от входа, называемый Минарет.

А мы проходим дальше по Галерее сказок, а потом и по Тигровому ходу.




Ответвление Тигровый ход спелеологи обнаружили чуть позже, чем основную пещеру. Название свое ход получил из-за находки останков крупного хищника, которого сначала записали в пещерные тигры, но только в 2002 году международная палеонтологическая экспедиция определила, что это был пещерный лев. Переназывать ход уже не стали.

Самый крупный зал пещеры, называемый залом Перестройки, был образован, предположительно, после землетрясения. Перекрытие между вторым и третьим этажом пещеры рухнули.

Тропинка в этот зал проходит среди хаоса каменных глыб и натечных образований: сталагмитов, сталактитов, сталагнатов невероятной красоты.





Сталактиты и сталагмиты медленно растут навстречу друг другу, и прежде чем превратятся в сталагнат, замирают в таком вот «поцелуе».

Замирают они, конечно, только с точки зрения длинны человеческой жизни. А в геологических масштабах они вполне себе подвижны. Но надо помнить, что скорость нароста по несколько микронов в год, то есть растет вся эта красота вокруг тысячами и миллионами лет, а разрушить можно за секунду, поэтому трогать ничего в пещере нельзя.

Напомним, что зал Перестройки, крупнейший оборудованный зал в Крыму и Европе, 250 м в длину и 28 м в высоту, площадь 5 000 м2, а объем 50 000 м3. Находясь в нем, возникает ощущение, что это не может быть природным явлением, а какая-то технологическая выработка, шахта. Настолько огромный зал.




Последние залы для посещения: зал Надежд, Балконный зал, Люстровый зал. Туда проходим по переходу. И снова нас встречает обилие натеков различных форм и оттенков.




На этом экскурсия по Мраморной пещере заканчивается.

И раз уж вы приехали к Мраморной пещере и если нет возможности приехать сюда снова, то советуем сразу посетить не менее красивую и по-своему уникальную пещеру Эмине-Баир-Хосар (Мамонтовая пещера). Она находится в 1,5 километрах, если пешком по тропе, или если по автомобильной дороге, то в 2,5 километрах.

Автор статьи: Михаил Адонин Поделитесь этим!

Мраморная пещера, Крым: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Мраморная пещера — крупная пещера со сложной системой коридоров на территории массива Чатыр-Даг; популярная достопримечательность в Крыму. Была открыта в 1987 году. Через два года пещера уже была освещена и в открытом доступе для туристов. Для экскурсионных целей пещерные ходы были полностью облагорожены и покрыты бетонными дорожками.

Протяженность всех ныне известных залов составляет примерно 2 км. Каждый зал имеет свое символичное название. Так, например, у самого входа посетителей встречает Галерея сказок, то есть помещение с натечными изваяниями, сильно напоминающими героев сказок. В Люстровом зале с потолка, словно люстры, свисают корралиты.

В Дворцовом зале есть специальные королевские колонны. Все эти фигурки и изваяния создавались миллионы лет. По мнению спелеологов, эта пещера одна из красивейших в мире. Перед посещением желательно запастись теплой одеждой и удобной обувью. Температура воздуха во внутренних залах около 8-9 градусов по Цельсию. На дне пещеры есть небольшие озерца.

Есть ехать в сторону достопримечательности на собственном автомобиле, то нужно придерживаться трассы Симферополь-Ялта. На 17-м км начинается с. Заречное, от которого еще несколько километров до с. Мраморное. На экскурсию отводится, как правило, 1,5 часа.

>Активный туризм на Юге России

Пещера Мория

Другие пещеры

автор — Михайлов И.В.

МОРИЯ — эту пещеру на плато Коровье массива Дженту нашли в 1998 году спелеологи из Одессы.

Все те, кто читал произведение Джона Толкиена «Властелин Колец», без труда вспомнят, что такое Мория. Это огромное подземное королевство гномов с множеством пещер и тоннелей, секретных ходов и просторных каменных залов… Так объясняют первопроходцы название, которое они дали этой пещере. Вначале было обнаружено небольшое отверстие, куда убегал ручеек воды, но вместе с водой туда затягивался и воздух, да так, что в дыре посвистывало. В течение четырех дней ребята раскапывали эту щель, и когда смогли в нее протиснуться, обнаружили узкий, идущий почти вертикально вниз, проход. Через несколько метров спуска был найден крупный колодец, заваленный глыбами породы. Сложный спуск среди этих глыб привел исследователей в наклонный зал гигантских размеров и сложной конфигурации, который сразу же назвали залом «Одесских спелеологов».

За два летних сезона одесские спелеологи разведали пещеру на 3960 метров, что сделало ее крупнейшей по протяженности среди пещер массива Дженту, глубина же пещеры по их данным составила 438 метров.

Затем пещеру начали исследовать участники Пермско-Свердловской самодеятельной экспедиции, которые дошли до сифона на глубине более 500 метров, нашли обход этому препятствию и, пройдя под землей еще около километра, убедились, пещера продолжается по закарстованому мощному разлому примерно параллельному простиранию пещеры Майская.

Окрашенная в Мории спелеологами вода* вышла на поверхность в верховьях одного из притоков реки Рожкао, показав направление для дальнейших поисков.

* КСТАТИ Метод окрашивания воды с целью проследить направление подземных потоков является одним из основных индикаторных методов гидрогеологии. Спелеологи для окрашивания подземных ручьев обычно используют флюоресцеин — очень сильный и безвредный краситель, делающий воду изумрудно-зеленой.

Правила посещения пещер с летучими мышами

проводник в горы

В.Ф. Жаков1, У.В. Назарова2
1Пермский клуб спелеологов, 2Пермский университет

Пещера Мория на Северном Кавказе

Опубликовано: Пещеры, Пермь, 2001, с.186-189.
© В.Ф. Жаков, У.В. Назарова, 2001

Пещера Мория находится на Северном Кавказе в карстовом массиве Дженту, входящем в состав Передового хребта . Вход в пещеру расположен в 15 км от поселка Рожкао, на высоте 2330 м. Вход представляет собой понор в тальвеге небольшого лога.

Вход в пещеру раскопан 16.08.1998 г. спелеологами Одесского спелеоклуба «Мория». С 1999 г. ее исследуют спелеологи Одессы, Москвы, Перми, Екатеринбурга, Челябинска. В 1999 г. пещера была пройдена до сифона на глубине 550 м, в 2000 г. — до сифона на глубине 580 м.

Морфометрические показатели пещеры: протяженность — 6500 м; проективная длина — 2700 м; глубина — 580 м; средняя ширина ходов -5м (0,4-15 м); средняя высота ходов -10м (0,3-30 м).

Район массива Дженту относится к северной куэсте Большого Кавказа, имеющей крутые южные и пологие северные склоны, уклон которых совпадает с углами падения пород. Карстовые полости заложены в породах джентинской свиты (верхний девон — нижний карбон), представленных чередующимися слоями серых и темносерых массивных мраморизованных известняков и кварц-альбит-хлоритовых сланцев. Район характеризуется сложным тектоническим строением и сильной трещиноватостью пород. Он находится на высотах 1800-2900 м, на верхней границе леса и в зоне альпийских лугов.

На развитие карста повлияло моноклинальное залегание известняков (угол падения на северо-восток 25°). В связи с этим многие полости (их известно около сорока) имеют пластовыи характер. Их отдельные элементы развиваются по падению и простиранию пород, а также вдоль тектонических нарушений. В 2 км к СВ от пещеры Мория на высоте 1780 м располагается пещера Майская протяженностью 3110 м и глубиной 500м . Обе крупные полости, возможно представлявшие ранее единую гидросистему, расположены в зоне поверхностного водосбора общей площадью около 10 км2 между ручьями Правый и Левый Рожкао.

В морфологическом отношении пещера подразделяется на четыре крупных участка (рисунок).

1 — Вход; 2 — Грот Одесских Спелеологов; 3 — Система Параллельная; 4 — Одесский Каскад; 5 — Красная Тропа; 6 — Водопад Ржевского; 7 — Сыпучие Перила; 8 — Зал УСА; 9 — Зал АСУ; 10 — Колодец ПБЛ 1; 11 — Душ; 12 — Верхний вход в систему Дядя Гена (ДГ), Верхний сифон системы ДГ; 13 — Большой сифон системы ДГ; 14 — Нижний вход в систему ДГ; 15 — Система Сказка; 16 — Водопад Носорог; 17 — Водопад Тройной Прыжок; 18 — Водопад Обходной; 19 -Водопад Перильный; 20 — Пермское Метро — ПБЛ 2; 21 — Прокатный Стан; 22 — Водопад Мраморный; 23 — 1-й сифон; 24- 2-й сифон; 25-1-й уступ Пермской галереи; 26 — Сухой колодец; 27 — ход в Раскоп; 28 — Уступ Верхнего хода; 29 — Сифонный колодец — Тигровый колодец; 30 — 3-й сифон

На первом участке (около 500 м) пещера развивается в субмеридиональном направлении вдоль нарушения. Преобладают обводнённые галереи шириной до 10м, высотой до 20 м и крупные обвальные залы (до 10000 м3), разделенные колодцами глубиной до 30 м, причём начальные 100 м — крутонаклонный ход, пройденный в глыбовом завале. Уклон полости составляет в среднем 0,2 м/м.

Далее пещера разворачивается на 90° и почти километр тянется субширотно, вдоль очередного разлома. Преобладают обводнённые галереи шириной до 5 м а высотой до 15 м, расчлененные небольшими (10-15 м) колодцами. Развитие полости происходит вдоль зоны контакта, определяющим фактором являются действующие и древние водотоки. Здесь пещера представляет собой несколько параллельных систем, заложенных на разных уровнях. Это меандры, осложненные каскадами небольших уступов и колодцев (10-15 м), соединенные субгоризонтальными иногда полностью заполненными водой ходами. На первых 200 м они, в свою очередь, имеют параллельные ходы. Уклон пещеры в среднем 0,05 м/м.

На следующем участке (около 800 м) пещера вновь поворачивает на 90° и приобретает северо-восточное направление. Здесь также имеются верхние этажи. Общий характер полости аналогичен первому участку.

На последнем участке протяженностью около 350 м, пещера резко поворачивает к юго-востоку и оканчивается сифоном.

Для пещеры характерны три типа сечений: тоннели (русла ручьев, сифоны и полусифоны в темно-серых массивных мраморизованных известняках), трещинные ходы (отмечены на глубине 60-120 и 350-450 м, где полость прорезает пласты сланцев), прямоугольные ходы и обвальные залы в известняках (привходовый участок, галереи и залы на глубинах 160-200 и 240-350м).

Часты независимые системы со своими водотоками на разных уровнях, обвальными залами и ходами в вертикальных трещинах. Более мощные водотоки иногда располагаются на верхних горизонтах при амплитуде между ним от 10 до 50м.

Летом в сухой верхней части пещеры (до глубины 70 м) температура воздуха 7°С, а в обводненной — 4-5°С.

Формирование основного водотока пещеры, по-видимому, происходит на поверхности в верховых болотцах, затем он поглощается понором, расположенным выше по логу. Под землей ручей появляется на глубине 140 м. На отдельных участках он протекает в стороне от основного хода или глубоко под завалами. Ручей принимает приток на глубине 300 м, что увеличивает его расход в 3 раза, и исчезает в сифоне на глубине 580 м. В отдельных залах полости (210, 340, 420 м) наблюдается капеж. С глубины 300 м расход воды в ручье в межень примерно одинаков (10-15 л/с). После дождей паводки не наблюдались. Температура воды в пещере составляет 4,5 С.

Трассирование флюоресцеином показало, что пещера от 3-го сифона развивается в направлении «малого каньона» р. Правый Рожкао (100-110°) и разгружается источником. Перепад высот 50-80 м. Таким обрспом, соединение с шахтой Майская возможно только на более высоких отметках.

В пещере имеются различные отложения.

Остаточные отложения формируются за счет накопления и переотложения нерастворимого остатка вмещающих пород. Это глина, тонким слоем покрывающая стены некоторых трещин и куполов. Она представляют собой высокопластичную красновато-коричневую массу, ее поверхность часто покрыта микроформами оползания, образующимися при периодическом увлажнении инфильтрационными и конденсационными водами.

Обвальные отложения развиты в отдельных залах, заложенных по тектоническим нарушениям (залы УСА и АСУ). Иногда глыбы достигают нескольких метров в диаметре.

Водные хемогенные отложения имеют наибольшее распространение на субгоризонтальных участках и представлены всеми формами (сталактиты, сталагмиты, сталагнаты, бахрома, занавеси, покровы, щиты, геликтиты, кораллиты, известковое молоко, кальцитовые коры и гуры). Сталактиты в пещере встречаются повсеместно: в галереях, нишах, небольших куполах. Имеются почти все их разновидности: от тонких трубочек (диаметр 4-5 мм, длина 10-50 см) до конусовидных форм (диаметр 30-40 см, длина 1,5-2,5 м). Сталагмиты также распространены повсеместно. Это сталагмиты-палки (высота 50-60 см), конические или пагодообразные (высота до 80 см);массивные сталагмиты неправильной формы (высота до 1,5 м), сталагмиты-тумбы (диаметр до 50 см, головка состоит из крупнокристаллической центральной части, обрамленной отдельными мелкими кристаллами). Геликтиты наиболее распространены в осушенных руслах древних водотоков. Обычно представляют собой эксцентричные формы (длина до 20 см), изгибающиеся под любым углом. Характерно наличие рядом с геликтитами вертикальных и небольших наклонных сталактитов. Для средней части пещеры, где вода поступает из горизонтальных трещин, характерны натечные коры и покровы, имеющие волнистую либо бугристую поверхность. Встречаются «многоэтажные» коры толщиной от 2 до 20 см. В системе Сказка все ходы и залы равномерно покрыты корой различной толщины и цветовой гаммы.

Пещера Мория имеет значительные перспективы исследования боковых притоков и верхних этажей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. В о л ь к е н а у Е. В., Б л и н о в В. А., Д я к и н М. Н., К и с е л е в В. Э. Пещера Майская // Пещеры. Пермь, 1984.
2. Д у б л я н с к и и В. Н., К л и м ч у к А. Б. и др. Крупные карстовые полости СССР. Спелеологические провинции Большого и Малого Кавказа. Деп. в ВИНИТИ, М., 1987.
3.Киселев В. Э., Добровольский И. П. Пещеры хребта Дженту // Исследования карстовых пещер. Тбилиси, 1978.
4. К о с т и н П. А. Карст хребта Дженту // Северный Кавказ. Ставрополь, 1977. Вып. 4.

Пещера Деветашка (Devetashka Cave) — крупнейшая пещера в Европе, Ловчен, Болгария

Пещера Деветашка (Devetashka Cave) — одна из крупнейших пещер в Европе. Пещера находится на реке Осым между селами Дойренци и Деветаки, Ловечская область, Болгарии. Это одна из самых больших пещер в стране, и имеет самую большую пещеру в Болгарии длиной 360 метров в длину.

Пещера открыта в 1921 году и в своих собственных интересах принималось участие царя Бориса III.

Пещера хорошо освещена естественными отверстиями в потолке, которые местные жители называют окна. Археологические раскопки обнаружили остатки из культурного слоя почти все доисторические периоды.

Согласно археологическим исследованиям она служила убежищем людям с поздней палеолитической эпохи. Пещера в длину составляет 1500 метров и входом в неё служит гигантский проём 35 метров в высоту и 55 метров в ширину. В пещере нашли 11 подземных озёр и всевозможные красивые пещерные образования. Пещера признана монументом культурного и исторического значения.

Рельефный слой толщиной от 0,3 до 5,5 м содержит остатки поселений разных эпох: палеолита(кремневые орудия мустьерских форм, позднепалеолетичиские изделия из кремня и костей); неолита ( очаги с каменной основой , узкие каменные топоры, кремневые заточки и скребки, костяные лощила, шила и долота, керамика с резбленными надписями); энеолита ( разрушенные жилища, печи, зернотерки,орудия из камня и костей, посуда с резной, рельефной и другой орнаментацией, антропоморфные фигуры); бронзового века (боевые топоры из бронзы, темнолощеные керамические изделия); железного века (бронзовые ножи, железное оружие).

Сама пещера едва проходима из-за течения рек в ней. Чтобы пройти её необходимо серьезное оборудование, которое включает в себя узкую лодку и прочные веревки.

Она также используется как военный объект для хранения нефти. Некоторые посетители уничтожили часть природных достопримечательностей пещеры.

В 1996 году она была объявлена охраняемым памятником. Главная галерея освещается от семи отверстий и имеет постоянную температуру.

Использование кальцита на европейских палеолитических пещерных памятниках с настенными изображениями Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

2014 История Выпуск 1 (24)

УДК 903’1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАЛЬЦИТА НА ЕВРОПЕЙСКИХ ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИХ ПЕЩЕРНЫХ ПАМЯТНИКАХ С НАСТЕННЫМИ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ1

В. С. Житенев

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 119991, Москва, Ленинские горы, д. 1 macober@mail.ru

Рассматриваются варианты использования кальцитовых натеков в пещерах с настенными изображениями верхнего палеолита Франко-Кантабрии и Южного Урала (Капова пещера). Представлены примеры основных направлений применения разных видов натеков в символической и художественной деятельности человека. Особое внимание уделяется практикам использования фрагментов сбитых кальцитовых натеков, обнаруженных на полу пещер или в культурных слоях. Обсуждается вопрос проведения комплексных культурных аналогий между использованием кальцитовых натеков на верхнепалеолитических памятниках и образцами монументального искусства Европы.

Ключевые слова: верхний палеолит, пещерное искусство, кальцитовые натеки, Франко-Кантабрия, Капова пещера.

Натечные кальцитовые образования2, являющиеся одними из наиболее ярких украшений подземных полостей, привлекали человека с древности. Особенно отчетливо это видно в пещерах с настенными изображениями эпохи верхнего палеолита.

К сожалению, рыхлые отложения подобных памятников во франко-кантабрийской зоне развития палеолитического монументального искусства в последние десятилетия изучаются крайне редко. Среди причин этого можно назвать активное исследование этих отложений в начале XX в., которое проводилось по большей части в связи со случайным открытием пещер любителями, не имевшими понятия об археологических методиках изучения такого рода памятников. Вследствие этого сегодня трудно найти нетронутые участки рыхлых отложений со следами антропогенной деятельности . К счастью, на территории нашей страны, на Южном Урале, где сосредоточены пещеры с настенными изображениями, ситуация гораздо более благоприятная .

Изучение использования разных форм кальцитовых натеков палеолитическим человеком имеет большое значение для расширения наших представлений о деятельности людей, живущих в пещерах с красочными изображениями. Сегодня мы крайне мало знаем о практиках человека в верхнем палеолите, за исключением факта нанесения рисунков на стены пещер. Поэтому одной из целей подобного исследования служит выявление следов деятельности как до, так и во время и после создания рисунков. При этом необходимо избегать популярной интерпретации следов деятельности человека исключительно в культовой и ритуальной плоскости .

Разнообразие подходов к использованию различных форм кальцитовых натеков (сталактиты, сталагмиты, натечные коры, мондмильх и т.д.) свидетельствует о глубоком знании палеолитическим человеком их основных, в том числе механических, свойств и пристальном внимании к этим хемогенным образованиям. Начиная с раннего верхнего палеолита некоторые формы кальцитовых натеков применялись для изготовления украшений. Подобные изделия обнаружены, например, в пещерах Истюриц, слое 4d (проториньяк), Брассампуй, гроте Гиен (развитый ориньяк), и т.д. . Известны и произведения искусства малых форм, сделанные из кальцита, например, палеолитические Венеры или плитки с гравировками (Абрамова, 2010; Bégornn et al., 2009; Ontañon, Arias, 2012).

В большом количестве пещер монументальные изображения наносились непосредственно на кальцитовые корочки или наносились, прочерчивались и отпечатывались на мондмильхе . При этом нет данных о том, насколько выбор поверхности стены, покрытой кальцитом, был осознанным, тем более что в ряде карстовых полостей значительная часть стен из-за спелеок-лиматических особенностей так или иначе уже была затянута кальцитом. Вероятно, палеолитиче-

© В. С. Житенев, 2014

ские художники выбирали место для рисунков, исходя из целого ряда параметров, и наличие или отсутствие кальцитовой корочки не всегда было решающим аргументом.

С другой стороны, на разных памятниках зафиксировано использование кальцитовых натеков, являющихся самостоятельными частями изображений. Так, в пещере Вильоннёр над погребением граветтийского возраста расположен натек в форме ниспадающих волос (в виде каре), обрамляющих лицо, которое выполнено скупым рядом штрихов . В пещере Тюк-д’Одубер известны натеки зооморфного вида, дополненные лаконичными точками и линиями так, чтобы подчеркнуть естественный образ зверя .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Крупные сталактиты и сталагмиты в ряде пещер использовались в качестве основы для нанесения фигурных или абстрактных изображений. Например, в пещере Тито Бустийо зафиксировано изображение красочного антропоморфа, выполненное на сталактите. Здесь же обнаружен полностью окрашенный сталактит в виде пениса (?) . Окрашенные сталагмиты найдены рядом с остатками конструкций из камня и натеков в пещере Ла Гарма, в Нижней галерее (Зона IV) .

В пещере Коске часть рисунков нанесена на сталактиты и сталагмиты. На некоторых сталактитах и кальцитовых драпировках представлены негативные отпечатки рук. Однако большинство изображений, зафиксированных на сталактитах, сталагмитах и сталагнатах, — это разнообразные геометрические знаки, выполненные черным пигментом. Фигуры, прочерченные по мондмильху, представляют собой как знаки, так и разнообразные зооморфные образы .

Необходимо отметить, что изображения на сталактитах, сталагмитах и сталагнатах, выделяющихся среди кальцитового убранства залов карстовых полостей, встречаются достаточно часто . Одним из наиболее интересных является небольшой зал Антилоп в Ле Комбель (особом отделе пещеры Пеш-Мерль). Здесь на одной стене представлено панно с рисунками носорога, антилоп, кошачьих и геометрических знаков в виде точек. На противоположенной, перекрытой кальцитовыми натеками разной генерации, находится антропоморфное (женское?) изображение, рядом с которым на двух гигантских колоннах сталагнатов (частично заполированных) зафиксированы очень большие красные точки (пятна) охры. Возможно, точки не были созданы одномоментно и систематически подновлялись, что было частью церемонии, в ходе которой охру регулярно добавляли каждый раз, c определенным интервалом. Иначе трудно понять смысл их поистине гигантских размеров, мощности слоя охры и нечеткости контура. Вдобавок, из 40 сталактитов в форме женской груди, свисающих с потолка, 10 в нижней части были преднамеренно окрашены черным пигментом .

Кроме того, в зале Оссуарий в Пеш-Мерль на мощных кальцитовых натеках зафиксированы выгравированные разнонаправленные линии, которые, судя по ряду признаков, были сделаны юными верхнепалеолитическими посетителями пещеры.

Таким образом, применение сталактитов и сталагмитов как основы для нанесения рисунков в пещерах Франко-Кантабрии является одной из составляющих широко известного приема в монументальном палеолитическом искусстве, который состоит в использовании особенностей топографии и рельефа карстовых полостей при создании изобразительных ансамблей.

Однако наиболее важными для понимания деятельности человека в пещерах с настенными изображениями видятся манипуляции с кальцитовыми натеками, фрагменты которых фиксируются как в культурных слоях, так и на сохранившихся до сегодняшнего дня сталагмитах на поверхности залов некоторых карстовых полостей. Как полагают французские исследователи, умышленное разрушение в палеолитическую эпоху кальцитовых натеков — действие, следы которого часто встречается в пещерах Франко-Кантабрии . Так, в пещере Куньяк около двух панно (с изображениями мамонта, антропоморфной фигуры и геометрических знаков типа Плакар) были зафиксированы оббитыми почти у уровня пола сталагмиты, что, по мнению исследователей, возможно, облегчало доступ палеолитических художников и/или зрителей к стене с рисунками . На полу пещеры Гран грот в Арси-сюр-Кюр также встречается множество сбитых сталагмитов. Однако самым ярким примером деятельности человека по разрушению кальцитовых натеков является натечный массив «Исповедальня», в центре которого в верхнем палеолите была проведена масштабная работа по скалыванию кальцита до поверхности известняковой стены пещеры. Освобожденное от натеков пространство использовалось для нанесения изображений .

Другим выразительным результатом скалывания кальцитовых натёков в Гран грот является естественная комбинация кальцитового натека и геологических конкреций, отчетливо воспроизводящая женский силуэт граветтийских венер. На уровне груди и бедрах зафиксированы следы красной охры. В нижней части этого объекта в палеолитическое время был частично сколот кальцит для более выразительной демонстрации знака пола.

Особенно следует отметить пещерные памятники, в культурных слоях которых встречаются намеренно отбитые кальцитовые натёки. Так, в пещере Мулен-де-Лагенэ в граветтийском слое, исследованном на площади 6 м2, под рисунками помимо двух очагов, трех каменных орудий и 156 упавших фрагментов скального потолка зала с остатками рисунков были зафиксированы расположенные достаточно компактно — на одном квадрате, а также в очагах — сбитые сталактиты (в основном соломинки) .

Фрагменты сталактитов, найденные в культурном слое, делятся на два вида. Три обломка больших сталактитов (длиной 74, 70 и 46 мм, диаметром от 10 мм в нижней части до 30 мм в верхней) и более 20 фрагментов небольших сталактитов-«соломок» (длиной от 43 до 9 мм, со средним диаметром 7 мм). Обнаруженные в культурном слое сталактиты не встречаются в том отделе пещеры, где производились работы. По всей видимости, эти натечные образования были сбиты или собраны в других частях пещеры. Особенностью подавляющего большинства соломинок были незаку-поренные внутренние полости натеков. Исходя из наличия внутренних полостей у сталактитов, характера сломов и существования на некоторых экземплярах прорезанных пазов, исследователи пещеры предположили, что кроме изобразительной деятельности на изученной площади производились начальные операции по изготовлению украшений. Например, пронизок, окончательная выделка которых происходила уже, по всей видимости, вне пещеры .

В пещере Коске зафиксированы многочисленные сталагмиты, сломанные или обломанные в эпоху верхнего палеолита. Наиболее крупные из обломанных сталагмитов имеют на своих вершинах следы использования древесного угля. Исследователи памятника полагают, что это может свидетельствовать об использовании таких фрагментов сталагмитов в качестве своего рода подставок для освещения залов или приготовления красочных пигментов \Clottes et а!., 2005а]. Ж. Клотт пишет, что сломанные и обломанные сталактиты и сталагмиты были обнаружены во многих местах пещеры Коске. Однако, с его точки зрения, это не было ни проявлением вандализма, ни уничтожением натечных образований ради облегчения передвижения в залах, так как большинство разрушенных сталактитов и сталагмитов находятся в таких местах, где они не могли стать препятствием на пути. В большинстве случаев обломки от кальцитовых натеков, оставшихся на прежнем месте, не были найдены. Кроме того, коллектив исследователей тщательно изучил сталагмиты и сталактиты, которые находятся высоко над полом пещеры и были недоступны для палеолитических людей (нет ни одного следа деятельности человека, в том числе нет древесного угля). Так вот эти натеки не были нарушены, а это, в свою очередь, доказывает, что обломанные и сломанные сталактиты и сталагмиты не могли быть разбиты в силу естественных причин, например, таких как землетрясения .

В пещере Тюк д’Одубер известно несколько мест, где концентрируются обломки кальцитовых натеков, принесённые из других отделов пещеры. Порой рядом с пунктами концентрации обломков сталактитов и сталагмитов зафиксированы отпечатки ног палеолитических людей и модифицированные человеком черепа или кости пещерных медведей . С другой стороны, отмечаются следы ног человека и у разрушенных сталагмитов, сломанные части которых были унесены. Иногда сталагмиты забирали вместе с натеком-подошвой, на которой и развивался натек. Отдельные фрагменты сталактитов намеренно помещались в небольшие ниши или трещины стен залов пещеры. Одним из наиболее ярких объектов является структура площадью 0,25 м2 из десятка сталактитов-фистул (соломинок) и двух скатанных из глины «колбасок», расположенных вертикально в ямке, выкопанной пальцами .

Кроме того, внимание исследователей Тюк д’Одубер привлекает (схожая с обнаруженными в пещере Ла Гарма, Нижняя галерея) структура, представляющая собой своего рода ограду из преднамеренно уложенных и соединенных между собой блоков конкреций и кальцитовых натеков. В Тюк д’Одубер ограда локализует нишу с единичными настенными изображениями — один из пунктов жизнедеятельности палеолитического человека.

Капова пещера

Начиная с 2008 г. в Каповой пещере проводит исследования Южно-Уральская археологическая экспедиция МГУ под руководством автора. Они являются продолжением исследований О.Н. Бадера и В.Е. Щелинского .

В 2009-2013 гг. членам экспедиции удалось зафиксировать в шурфе около Западной ниши Купольного зала свидетельства многочисленных посещений человеком Каповой пещеры в разные исторические и геологические эпохи .

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В связи с рассматриваемой проблематикой особый интерес представляет рельефный выступ скалы с кальцитовыми натеками под настенными изображениями Восточного панно в зале Рисунков. Скальный выступ ограничен сверху достаточно мощной наклонной трещиной, а с севера (слева) — небольшой вертикальной трещиной и частично перекрыт кальцитовыми натеками. Общая форма выступа и натеков напоминает зооморфный образ лошади (?) в профиль слева. Впервые на этот выступ обратил внимание А.В. Рюмин, по свидетельству которого «краска охра местами сохранилась на теле лошади и выделяет рисунок (в данном случае — зооморфный участок стены от окружающей скальной поверхности. — В.Ж.)… Краска сохранилась плохо» . Сегодня красочный пигмент на этом скальном выступе визуально не фиксируется.

Зооморфные черты выступу придают следующие детали. Условный верхний контур шеи, спины и крупа совпадает с направленной вниз линией скального выступа и наклонной трещины. Контур головы и, в меньшей степени, линии гривы, длинной шерсти на туловище, хвоста, а также, возможно, ног образованы кальцитовыми натеками, в основном гребенчатыми (общим числом не менее 18). Линия груди — живота, скошенная спереди назад и сверху вниз, составлена скальным выступом и вертикальной трещиной. Морда (вид анфас) сформирована достаточно мощным каль-цитовым натеком со следами подправки — сколов. В настоящее время это единственный в Каповой пещере естественный рельеф с предполагаемыми следами обработки.

Обнаружены несколько новых пунктов распространения культурных остатков на обоих доступных этажах Каповой пещеры.

В зале Рисунков открыт новый участок распространения культурного слоя в непосредственной близости от настенных изображений Восточного панно. В рекогносцировочном шурфе (кв. ы-11) исследуется культурный слой с большим содержанием красной охры, а также древесных углей и фрагментов обломанных кальцитовых натеков. Подавляющее большинство натеков представлено фрагментами соломинок, причем большая их часть — либо проксимальными фрагментами (ближайшими к точке прикрепления к потолку, базе начала роста сталактита), не имеющими сквозной полости, либо наиболее тонкостенными, часто сломанными, дистальными частями. Медиальные фрагменты соломинок (с хорошо проработанными внутренними полостями), за редким исключением, отсутствуют. Окончательные выводы до завершения изучения всей площади распространения культурных остатков на этом участке делать преждевременно, однако выявляемая картина имеет некоторое сходство с описанной ситуацией в пещере Мулен-де-Лагенэ.

В Купольном зале первого этажа Каповой пещеры открыто три пункта распространения культурных остатков, в двух пунктах вскрыты позднеплейстоценовые слои. В одном из них выявлены следы кратковременного посещения — работы палеолитического художника около глыбы известняка, на которой изображён парциальный рисунок животного . В то же время на другом участке (шурф на кв. Д-Е-7-8), изучение которого ещё не закончено, около Западной ниши, обнаружены свидетельства неоднократного посещения человеком пещеры в позднеплейстоценовое и голоценовое время .

В шурфе под первой в позднеплейстоценовом литологическом слое углистой прослойкой был изучен культурный слой, связанный с каменной вымосткой, которая представляет собой разной плотности скопление мелких, средних и крупных плиток и камней известняка, а также фрагментов кальцитовых натёков. Мощность культурного слоя, связанного с вымосткой, составляет от 5 до 12 см. Схожий по характеру и распространению культурных остатков слой3, в котором также было зафиксировано значительное количество камней (но не вымостка) и некоторое количество сколотых фрагментов кальцита, изучен в зале Знаков экспедицией В.Е. Щелинского .

Каменная вымостка в Купольном зале состояла из известняковых камней и плиток разной величины, а также из небольшого числа фрагментов кальцитовых натёков — сталагмитов и сталак-

титов. Размеры последних варьируются от больших (длина — 24 см, ширина — 7,8 см, высота — 4,5 см) до миниатюрных (длина — 2,3 см, ширина — 1,0 см, высота — 0,8 см). Натёков подобных типов в Купольном зале нет. По всей видимости, фрагменты натёков были отколоты или подобраны в других отделах пещеры и принесены к Западной нише Купольного зала в позднеплейстоценовое время. В качестве «строительного» материала для вымостки использовались только три крупных фрагмента натеков. Остальные явно связаны с деятельностью человека относительно уже сооруженной каменной конструкции.

Непосредственно под каменной вымосткой появляется новая прослойка с большим содержанием древесных углей и крупинок охры, находящаяся на глубине от -59/-60 до -64/-65 см. При этом максимальное расстояние между культурными слоями (горизонтами) составляло более 2 см: камни вымостки располагались на стерильном тёмно-жёлтом суглинке, но уже через 1-2 см начинали появляться первые единичные культурные остатки (древесные угли и крупинки охры) следующего горизонта посещения.

Этот новый горизонт с культурными остатками — третий по счёту горизонт посещения позднеплейстоценового времени — по составу, но не по количеству находок практически ничем не отличался (за рядом исключений) от культурных остатков, связанных с каменной вымосткой. Самым показательным исключением является несколько иной характер (количество и состав) фрагментов кальцитовых натёков, среди которых крупных уже не наблюдается.

Наиболее яркая находка в этом горизонте — один из фрагментов плитки кальцита. Он представляет собой скол края кальцитового натёка типа «гребешок» (max длина — 4,4 см, max ширина -2,6 см, max толщина — 0,7 см). Две боковые стороны несут явные следы скалывания. Верхняя и нижняя стороны, собственно гребешок и противолежащий край, оставлены необработанными. Внешний вид этого натёка визуально имеет явное сходство с рукой человека или лапой животного (особенно верхние части гребешка, напоминающие семь пальцев — шесть расположенных рядом и один — противопоставленный). Следует отметить следы остатков слабой окрашенности (в некоторых местах) пигментом красного цвета (при этом сам натёк обнаружен в неокрашенной части культурного слоя). Кроме того, на «внешней» стороне натёка, в 1,5 см от нижней части предмета, заметна легкая залощенность/заполировка. По моему мнению, есть все основания предполагать, что этот натёк представляет собой не обычный скол, но некое изделие, созданное человеком с определённым визуальным смыслом, возможно, изображение руки или лапы. Однако утверждать до появления серии аналогичных изделий, что это образец искусства малой формы, нельзя.

При промывке вмещающей породы того же сектора был извлечен второй фрагмент аналогичной плитки натёчного образования (кальцита). Он представляет собой также скол края кальцитового натёка типа «гребешок» (max длина — 4,6 см, max ширина — 2,5 см, max толщина — 0,7 см). Лишь одна из боковых сторон кальцитового натёка имеет явные следы скалывания. Верхняя и нижняя стороны, собственно гребешок и противолежащий край, оставлены необработанными. В отличие от описанного натёка этот практически лишён верхней части гребешка, поэтому совершенно не похож ни на руку, ни на лапу, ни на что-либо другое. Следов окрашенности не наблюдается.

При анализе и сравнении этих двух плиток выяснилось, что они представляют собой две части одного намеренно расколотого во время образования горизонта фрагмента плитки натёка (кальцита). Судя по прямым и косвенным данным, намеренное раскалывание этого натёка имело цель получить предмет с определёнными визуальными характеристиками.

На глубине около -64/-65 см зафиксирован следующий горизонт сгущения культурных остатков (древесных углей, охры и мелких фрагментов костей), обнаруженных в шурфе №1. Это четвёртый горизонт посещения позднеплейстоценового времени. Культурные остатки представлены единичными древесными углями, фрагментами кальцитовых натёков, крупинками, небольшим скоплением красной охры, тремя небольшими золистыми пятнами и остатками некрупных органических предметов. Яркой находкой в описываемом горизонте стал обработанный фрагмент кальцитового натёка в виде ребристой пластины (длина — 7,5 см, max ширина — 2,3 см, высота — 0,9 см), найденный в слое рядом с камнем, покрытым охрой. Спинка предмета не обработана и сохраняет фактуру внешней стороны натёка. Брюшко гладкое — является результатом скалывания. Участок вентральной ретуши (с брюшка) отмечен по одной стороне. Видна ретушь со спинки на верхнем конце предмета.

В нижележащих горизонтах № 5-7 посещения палеолитического времени также зафиксированы принесенные из других залов фрагменты кальцитовых натеков. Однако никаких изделий из них не обнаружено. Следует подчеркнуть, что в прослойках, разделяющих горизонты посещения, никаких фрагментов кальцита не найдено.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Кроме того, в нише, расположенной на высоте около 5 м над современным уровнем пола в северо-западном углу Купольного зала, случайно была обнаружена чашечка, изготовленная из кальцита .

Заключение

Комплексный подход к изучению памятников сегодня является основой большинства археологических исследований. Например, развивается направление по датированию кальцитовых натеков для определения возраста настенных изображений . Известны работы по изучению кальцита, позволяющие обосновать сезонное посещение пещер с настенными изображениями и сезонность художественной деятельности .

Широкое и разностороннее использование кальцитовых натеков в пещерах с рисунками верхнепалеолитического времени надежно задокументировано на многих европейских памятниках. Сталактиты, сталагмиты и другие формы натеков регулярно использовались для создания настенных изображений, изготовления украшений, оградок, предметов (в том числе жировых ламп) и орудий труда (в том числе «пестиков» из сталактита для измельчения охры, как в Арси-сюр-Кюр).

Использование кальцитовых натеков в Каповой пещере в верхнем палеолите с учетом специфики памятника позволяет провести прямые аналогии между развитием монументального палеолитического искусства в пещерах Франко-Кантабрийской зоны. Среди их общих черт выделяются следующие:

— использование кальцитовых натеков как особенностей рельефа стены в художественной деятельности;

— разрушение/сбивание и/или собирание кальцитовых натеков в разных отделах пещер;

— перенос отбитых и/или подобранных фрагментов натеков из одних отделов пещер в другие и их использование;

— использование крупных фрагментов кальцитовых натеков для создания искусственных конструкций;

— использование фрагментов кальцита для изготовления разнообразных предметов, в том числе орудий и ёмкостей для смешивания краски (и жировых ламп);

— использование фрагментов кальцита для создания визуальных объектов, а также украшений.

Одними из наиболее сложных для нашего понимания практик остаются сбор мондмильха, разрушение кальцитовых натеков и их перемещение в другие отделы пещеры и за её пределы. Ж. Клотт с коллегами полагают, исходя из широкого круга этнографических и письменных источников, что в ряде случаев кальцитовые натеки могли измельчаться (вероятно, вне пещер) в порошок для дальнейшего использования, как и мондмильх, в качестве лекарственных веществ. Самые древние письменные источники, сообщающие об употреблении мондмильха и порошков из сталактитов и сталагмитов в фармакологии Китая, датируются IV в. до н.э. . Применение кальцитовых порошков (для лечения лихородки, болезней сердца, для остановки кровотечений и т.д.) становится ограниченным в Европе только в XVIII в., а в Китае — в XIX. Французские исследователи полагают, что свидетельства сбора мондмильха, разрушения и перемещения из Коске кальцитовых натеков могут служить одним из древнейших примеров использования природных пещерных продуктов в качестве лекарственных средств .

Капова пещера до сих пор является объектом особого отношения со стороны значительного числа жителей региона. А кальцит, пещерную глину и некоторые другие природные продукты выносили из пещеры до последнего времени для использования в качестве лекарственных средств, пока проход в основные залы не был полностью запрещен. Поэтому предположение французских исследователей о фармакологическом использовании мондмильха и кальцитовых натеков в верхнем палеолите вполне оправданно, как и экстраполяция этой идеи на одно из направлений деятельности человека позднеплейстоценового времени в Каповой пещере.

Однако практика широкого использования натеков позволяет предполагать, что этот материал не имел в представлении палеолитического человека каких-либо особенных, исключительно са-

кральных или символических, свойств и применялся в зависимости от необходимости в самых разных целях.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Следует подчеркнуть, что не только стиль изображений, репертуар образов и многочисленные примеры использования рельефа и топографических особенностей карстовых полостей для нанесения рисунков генетически связывают палеолитические пещерные памятники Франко-Кантабрии с Каповой пещерой. Близкими видятся и многие направления деятельности верхнепалеолитических групп населения в пещерах с настенными изображениями Западной Европы и Южного Урала, в частности, практики использования кальцитовых натеков.

Примечания

1 Исследование выполнено при поддержке РФФИ, грант № 13-06-00277.

2 Чаще всего из разных типов кальцитовых натеков использовались следующие: сталактиты (образования, нарастающие на своде), сталагмиты (образования, нарастающие на полу), сталагнаты (колонны из сросшихся сталактита и сталагмита), соломинки (или макаронины — трубчатые тонкостенные, как правило, полые сталактиты небольшого диаметра), натечные коры, мондмильх (белая гомогенная пластичная вязкая масса карбонатного состава, как правило, расположенная на стенах и полу карстовых пещер).

3 Исходя из анализа древесного угля получены следующие даты: 14680±150 л.н. (ЛЕ-3443), 13930±300 л.н. (ГИН-4853), 15050±100 (KN-5022), 16010±100 (KN-5023) .

Библиографический список

Абрамова З.А. Древнейший образ человека: каталог по материалам палеолитического искусства Европы. СПб., 2010.

Бадер О.Н. Капова пещера. М., 1965.

Житенев В.С. Культ медведя в палеолите Европы: дис. … канд. ист. наук. М., 2000.

Житенев В.С. Антропологические материалы из южно-уральских памятников с настенными изображениями: к постановке проблемы // Палеолит и мезолит Восточной Европы: сб. статей в честь 60-летия Х.А. Амирханова. М., 2011.

Житенев В. С. Новые исследования свидетельств художественной деятельности в Каповой пещере // Краткие сообщения Института археологии (КСИА). М., 2012а. Вып. 227.

Житенев В. С. Капова пещера — многослойный памятник археологии: предварительное сообщение // Первобытные древности Евразии: К 60-летию Алексея Николаевича Сорокина. М., 2012б.

Рюмин Александр Владимирович: История открытия палеолитической живописи пещеры Шульган-Таш (Каповой) в рукописях и документах. Уфа, 2009.

Щелинский В.Е. Некоторые итоги и задачи исследований пещеры Шульган-Таш (Каповой). Уфа; СПб., 1996.

Baffier D., GirardM. Les caverns d’Arcy-sur-Cure. Paris, 1998.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Clottes J. Cave art. London; New York, 2008.

Clottes J., Courtin J., Vanrell L. Cosquer redécouvert. Paris, 2005a.

LorblanchetM. L’art préhistorique du Quercy. Édition Loubatières, 2004.

Дата поступления рукописи в редакцию 28.02.2014

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

USE OF CALCITE IN EUROPEAN PALEOLITHIC MURALED CAVE MONUMENTS

V. S. Zhitenev

Lomonosov Moscow State University, Leninskie Gory, Moscow, 119991, Russia macober@mail.ru

The research was supported by RFBR grant 13-06-00277.

Key words: the Upper Paleolithic, cave art, calcite speleothems, Franco-Cantabria, Kapova cave.

Zhitenev V.S. Kul’t medvedya v paleolite Evropy: diss. … kand. ist. nauk. M., 2000.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Clottes J. Cave art. London, N-Y, 2008.

Clottes J., Courtin J., Vanrell L. Cosquer redécouvert. Paris, 2005a.

Clottes J., Courtin J., Vanrell L. Prehistoric images and medicines under the sea / INORA (International Newsletter on

Rock Art), № 42, 2005b. P. 1-8.

LorblanchetM. L’art préhistorique du Quercy. Édition Loubatières, 2004.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Leave a Comment