Мумбаи

Индия — Мумбаи

Мумбаи (маратхи मुंबई, хинди मुम्बई, англ. Mumbai; до 1995 года — Бомбей, Bombay) — город на западе Индии, на побережье Аравийского моря. Административный центр штата Махараштра.

Мумбаи — самый населённый город Индии: в 2009 году население города составило 13 922 125 человек. Вместе с городами-спутниками образует пятую по величине городскую агломерацию мира с населением в 21,3 млн чел. Площадь, занимаемая Большим Мумбаи, составляет 603,4 кв. км. Город вытянулся вдоль побережья Аравийского моря на 140 км.

Расположен на высоте 10 метров над уровнем моря. Плотность населения составляет 21 665 человек на кв. км., около 1/2 населения — маратхи, около 1/4 — гуджаратцы. Собственно город занимает остров Бомбей (англ. Isle of Bombay) и южную часть острова Солсетт, которые связаны между собой мостами и дамбами.

Мумбаи — крупный узел международных путей сообщения. Город имеет глубокую естественную гавань, являясь самым большим портом на западе Индии. Через пассажирский терминал проходит около половины пассажирского потока Индии. Мумбаи — один из важнейших экономических и культурных центров Индии, представляет собой город больших контрастов, где роскошь и богатство соседствует с нищетой. Современные кварталы соседствуют с трущобами — северными районами города, которые считаются рассадниками различных болезней.

По сравнению с другими городами Индии Мумбаи отличается сравнительно высоким уровнем жизни и высокой деловой активностью. Возможности трудоустройства привлекают в город рабочую силу из всей Южной Азии, не считая самой Индии.

Происхождение названия города

Название города Мумбаи происходит от «Мумб», это имя местной индусской богини Мумба Деви и аи, что значит «мать» на языке маратхи. В XVI столетии, португальцы назвали это место «Бом Баи» или «Бом Бейм», что означает «хороший залив». При британском владении слово англизировалось в Бомбей. Название было официально изменено на Мумбаи в 1995 году. Прежнее название всё ещё используется жителями города и известными институтами, а также популярно на Западе.

Географическое расположение

Мумбаи расположен в устье реки Улхас (англ. Ulhas), занимая острова Бомбей, Солсетт и прилегающее побережье. Мумбаи расположен на высотах от 10 до 15 метров над уровнем моря. Северная часть Мумбаи является холмистой, самая высокая точка города находится на высоте 450 метров над уровнем моря. Площадь города составляет 603.4 кв.км.

В границах города имеются озёра: Тулси (англ. Tulsi), Вихар (англ. Vihar), Поваи (англ. Powai). Первые два, расположенные в национальном парке Боривали (англ. Borivali), снабжают часть города питьевой водой. В Мумбаи протекают три речки, берущие начало в национальном парке. В границах города имеются мангровые болота. Береговая линия города изрезана многочисленными ручьями и заливами. Почва в городе в основном песчаная из-за близости моря, в пригородах аллювиальная, глинистая. Скальные породы относятся к чёрным базальтам. Мумбаи находится в зоне сейсмической активности.

Климатические условия

Город находится в субэкваториальном поясе. Выражены два сезона: влажный и сухой. Сезон дождей длится с марта по октябрь, особенно интенсивные муссонные дожди идут с июня по сентябрь, вызывая в городе повышенную влажность.

Основная информация о Мумбае

Средняя температура около 30 °C, колебание температуры от 11 °C до 38 °C, рекордно резкие перепады были в 1962 году: 7,4 °C и 43 °C. Количество ежегодно выпадающих осадков 2 200 мм. Особенно много осадков выпало в 1954 году — 3 451.6 мм. Сухой сезон с ноября по февраль характеризуется умеренной влажностью. За счёт преобладания холодного северного ветра январь и февраль являются наиболее холодными месяцами, абсолютный минимум в городе составил +10 градусов.

Демография

Население Мумбаи более 17 миллионов человек. Соотношение женщин к мужчинам как 811 к 1000. Большее количество мужчин объясняется притоком в город на заработки мужского населения из сельской местности. Процент грамотности составляет 77 %, что выше среднего по стране. Среди мужчин грамотность составляет 82 % , среди женщин — 71,6 %. По религиозному признаку лица, исповедующие индуизм составляют 68 % населения города, мусульмане — 17 %, христиане — 4 % и буддисты — 4 %. Кроме того, в городе живут последователи зороастризма, джайнизма, сикхизма и иудаизма, есть атеисты. В Мумбаи используют разговорную форму хинди (смесь хинди, маратхи и английского языков), но официальным языком штата Махараштры является язык маратхи. Среди рабочей интеллигенции популярен английский язык. В городе также можно услышать речь на бенгальском, тамильском, пенджабском, непальском языках, на языках маратхи, телугу, урду, гуджарати.

История города

Археологические находки в северной части Мумбаи указывают на то, что эти острова были населены уже в каменном веке. В III веке до н. э. острова были частью империи Магадхи, управляемой императором Ашокой. Позже индусские правители династии Силхара владели островами до 1343 года, когда они перешли к султанам Гуджарата. В это время Мумбаи первоначально располагался на семи островах: Колаба (англ. Colaba), Малый Колаба (англ. Little Colaba), Мазагаон (англ. Mazagaon), Вадала (англ. Wadala), Махим (англ. Mahim), Парель (англ. Parel) и Матунга-Сион (англ. Matunga-Sion).

Некоторые из самых старых зданий архипелага: пещеры Элефант (англ. Elephanta) и замковый комплекс Валкшвар (англ. Walkeshwar) датируются этим временем. Иностранцы часто посещали этот город, начиная с Птолемея, который был здесь в 150 году до нашей эры.

В 1534 году португальцы отторгли острова от Гуджарата, во время правления султана Бахадур-шаха. С появлением португальцев началась христианизация местного населения в католическую веру.

В 1661 году Португалия передала эти острова как приданое за португальскую принцессу Екатерину де Браганса, королю Англии Карлу II.

В 1668 году Карл II сдал острова в аренду английской Ост-Индской компании за сумму 10 фунтов золотом в год. Для захода больших торговых кораблей компания нуждалась в хорошей глубокой гавани. Гавань Мумбаи для этого подходила. Через некоторое время здесь возникла крупная торговая фактория и военный опорный пункт англичан.

Фактически современный Мумбаи (Бомбей) был основан в 1672 году. Первым британским губернатором островов стал сэр Джордж Оксенден (англ. George Oxenden). В город стали привлекаться чиновники, строители, торговцы.

В 1687 году Ост-индийская компания переместила свою штаб-квартиру из Сурата в Бомбей. В Сурате Ост-индийская компания появилась в 1618 году, получив разрешение от императора Джахангира устроить там факторию.

Население города быстро выросло с 10 000 в 1661 году до 60 000 в 1675 в году. Постепенно город превращался в основную базу английской колонизации Западной Индии. Он стал административным центром Бомбейского президентства (конец XVIII века — середина XIX века). Неудобное расположение города на островах приводило к заболачиванию местности. Это создавало трудности проживания в нём.

С 1817 года началась перестройка города, имеющая цель объединить острова в один город. Этот проект был закончен к 1845 при губернаторе Хорнби Велларде (англ. Hornby Vellard).

В губернаторство сэра Роберта Гранта (англ. Robert Grant, 1779-1838) с 1835 до 1838 года были построены дороги, связывающие Бомбей с континентом.

В 1851 году в Бомбее появилась первая хлопчатобумажная фабрика.

В апреле 1853 была сдана в эксплуатацию 21-мильная первая железнодорожная линия Индии, соединившая Бомбей и Тхану. В последующие году были построены железнодорожные линии, соединившие порт Бомбей с внутренними районами Гуджарата. По ним вывозился хлопок из внутренних районов Гуджарата для дальнейшей переработки в Англии. В Англии хлопок перерабатывался, получалась ткань, которая продавалась во многие страны мира, в том числе и в Индию.

Во время Гражданской войны в Америке, в 1861-1865 годах спрос на хлопок резко увеличился, и город стал всемирным центром по торговле хлопком. С ростом оборота хлопка, росло благосостояние лиц, связанных с его торговлей.

Открытие Суэцкого канала в 1869 году, способствовало дальнейшему укреплению позиций Бомбея в торговле хлопком и превращению города в один из крупнейших портов Аравийского моря. Население города продолжалось увеличиваться.

14 февраля 1900 г. в Бомбее было открыто первое на территории Индии консульство Российской империи, которое возглавил В. О. Клемм.

К 1906 году население города приблизилось к миллиону. Бомбей стал вторым городом по населению в Индии после Калькутты.

Во второй половине XIX века в Бомбее, впервые в Индии, стала возникать и формироваться национальная промышленность и крупная национальная торгово-промышленная буржуазия. Вместе с этим город становится центром рабочего движения Индии. Неоднократно проходили массовые выступления рабочих, моряков. Восстание военных моряков в феврале 1946 года в Бомбее привело к завоеванию Индией независимости (1947). 1993 — серия взрывов, осуществленных преступными группировками, в результате которых погибло около 250 человек.

Экономический потенциал

Мумбаи — один из крупнейших экономических центров страны. Около 10 % всех рабочих страны работает в этом городе. Город дает 33 % поступлений подоходного налога и 60 % всех таможенных сборов. На Мумбаи приходится 40 % всей внешней торговли Индии. В городе развиты отрасли промышленности: хлопчатобумажная, нефтеперерабатывающая, химическая, машиностроение. Электроэнергию дают ГЭС, расположенные у подножия Западных Гат, ТЭС на острове Тромбей. Имеется атомная станция. В Мумбаи расположено множество финансовых учреждений: Бомбейская Фондовая Биржа, Резервный Банк Индии, национальная Фондовая Биржа, Монетный Двор. Крупные компании, такие как «Тата групп», «Годредж» (англ. Godrej) и многие другие, имеют свои штаб-квартиры в городе.

Деловой центр расположен в южной части Мумбаи. Кроме индийских финансовых учреждений, в деловом центре располагаются различные зарубежные организации. До 1980-х годов экономика Мумбаи в значительной степени зависела от текстильной промышленности и морской торговли. Грузооборот порта составлял 25 миллионов тонн. Через грузовой порт проходило 60 % всего импорта.

После 80-х годов XX века в Мумбаи стали развиваться другие, более прогрессивные и высококвалифицированные отрасли, такие как: разработка и полировка алмазов, высокие информационные технологии, здравоохранение.

Стоит отметить, что служащие, работающие на государство, составляют значительную часть от всей рабочей силы города, но, в тоже время, имеется много жителей, занимающихся низко и средне квалифицированным трудом: таксисты, лавочники, механики, ремонтники и другие.

Мумбаи является главным центром индустрии развлечений. Большинство телевизионных и спутниковых сетей Индии расположены в этом городе. Центр киноиндустрии Индии, т. н. Болливуд (англ. Bollywood), расположен в Мумбаи, где имеются и другие, менее известные киностудии.

Городское управление

Мумбаи является столицей штата. Состоит из двух отдельных районов — Города и Предместья, которые также образуют два района в штате Махараштра.

Город управляется муниципальным советом, во главе с мэром, который выполняет чисто номинальные функции. Реальная исполнительная власть сосредоточена в руках комиссионера, назначаемого правительством штата.

Муниципальный городской совет отвечает за развитие города. Мумбаи разделён на 23 городских района, во главе которых находится помощник комиссионера.

Преступность среди населения

Преступность в Мумбаи, по меркам Индии, умеренная. В Мумбаи в 2004 году было зарегистрировано 27 577 случаев (в 2001 году — 30 991 случаев), имеет место снижение преступности за это время на 11 %. Главная тюрьма города — Артур Роад. 27 ноября 2008 года в Мумбаи начались беспорядки и цепь взрывов. Есть жертвы.

Социальная и культурная жизнь города, архитектура, достопримечательности

Мумбаи — город множества вероисповеданий. Джама-Масджид — самая старая и большая мечеть города.

Мумбаи является одним из самых космополитических городов Индии. В городе уживаются европейские и азиатские культурные традиции. Проходит много праздников и фестивалей различных этнических групп и религий. Население города принимает в них широкое участие, часто независимо от вероисповедания.

В Мумбаи развита собственная придорожная сеть быстрого питания: «Вада павс» и «Бхелпури».

В городе много приверженцев китайской и южноиндийской кухни. Город представляет собой смесь международных и индийских вкусов в области музыки, кулинарии, искусства.

В 2004 году Мумбаи получил три награды от ЮНЕСКО за сохранения национальных традиций. Мумбаи — место рождения индийского кино, Первый фильм вышел в 1896 году. В городе находится большое количество кинотеатров, включая самый крупный в Азии — «IMAX» кинотеатр, в котором показывают новые фильмы Болливуда и Голливуда.

Помимо кино в городе проводится много выставок, в театрах ставится много пьес. В городе имеются художественные галереи: галерея «Джеханджир», национальная галерея современного искусства, Музей принца Уэльского, и другие.

Общественная библиотека, самая старая в городе, это библиотека Азиатского Общества, она построена в 1833 году.

Мумбаи имеет шесть городов-побратимов (это максимум, разрешённый индийским правительством):

Лондон,
Лос-Анджелес,
Йокогама,
Берлин,
Санкт-Петербург (c 1963 года),
Штутгарт.

Бомбей активно застраивался в период господства англичан, во второй половине XIX и XX веков. Его планировка и застройка сохраняет черты колониального господства и социального неравенства. Много построек в духе английской неоклассики и неоготики, а также подражаний индийской архитектуре XV-XVIII веков (Ворота в Индию, Музей принца Уэльского). В городе построено много зданий в европейском и американском стилях. В старом деловом квартале находится армянская церковь Св. Петра (XVIII век)

Центр города, вокруг которого формировался Бомбей (Мумбаи) — бывшая английская крепость, форт, расположенный в юго-восточной части острова Бомбей. Район имеет правильную планировку, широкие улицы, много зелени. На территории форта находятся правительственные учреждения, банки, магазины, университет (1857), конторы торгово-промышленных компаний.

К северу от форта расположены беспорядочно застроенные жилые кварталы (нижние этажи домов заняты лавочками и мастерскими) бывшего «Чёрного города». Вдоль восточного берега острова тянутся склады, доки, причалы; сюда же подходят ветви обеих железных дорог, связывающих Бомбей с материком. Вдоль западного побережья острова — богатые кварталы (виллы, резиденция губернатора); в районе Малабар-Хилл — парк «Висячий сад».

Полукруглое шоссе Марин-драйв огибает бухту Бэк-Бей на юге острова. В 8 км от Бомбея — остров Элефанта (Гхарапури) с пещерными храмами (восходят к VIII веку); в крупнейшем из них — гигантский бюст трёхликого Шивы (высотой около 6 м; VIII век) и рельефы.

Город расширяется в сторону острова Солсетт, и официальная городская территория (с 1950 года) протянулась с юга на север, от форта до города Тханы. В северной части Бомбея находятся атомный научно-исследовательский центр Тромбей, технологический институт (1961-1966, построен с помощью СССР), нефтеперегонный, химический, машиностроительный заводы, ТЭС.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Муниципалитет снабжает город питьевой водой из озёр национального парка, занимается сбором мусора (78 000 метрических тонн в год).

Снабжение электричеством занимаются частные компании. Используется электрический ток, вырабатываемый на атомных и гидростанциях.

В городе развита телефонная сеть и действуют сотовые операторы с большим охватом местности.

СМИ

В Мумбаи издаются газеты на английском («Таймс оф Индия», «Миддей», «Афтонун», «Эйша Эйдж», «Экономик Таймс», «Индиан Экспресс»), бенгальском, тамильском языках, на языках маратхи, хинди. В городе работают телевизионные каналы (более 100 на разных языках), радиостанции (8 станций вещают в FM-диапазоне и 3 в АМ).

Образование

В Мумбаи имеются общественные и частные школы. Частные школы строят свою политику на более качественном образовании и дают хорошие знания английского языка. В общественных школах обучаются бедные, которые не могут позволить себе обучение в частных школах. После десяти лет обучения учащиеся 2 года учатся в колледжах по 4 направлениям: искусство, торговля, наука и законодательство. Это сопровождается курсом профессиональной подготовки. Все профессиональные колледжи в Мумбаи присоединены к университету города Мумбаи. Университет относится к крупнейшим университетам мира. В Мумбаи имеется Индийский технологический институт и Университет для обучения женщин.

Спорт

Крикет самый популярный вид спорта в городе, в него играют многие жители. Город имеет два международных стадиона для игры в крикет — «Ванкхид» и «Брабурн». Футбол — второй по популярности вид спорта.

В городе культивируются хоккей на траве, теннис, бадминтон, бильярд, гольф, настольный теннис, регби. Развит конный спорт, устраиваются дерби. Волейбол и баскетбол развивается главным образом в школах.
  Версия для печати
Среда, 12 сентября 2018 г.

Мумбай (Бомбей)

ОБЪЯВЛЕНИЯ

Мумбаи, Индия

Мумбаи густонаселенный город на западе Индии растянувшейся на 140 км вдоль берега Аравийского моря, Мумбай занимают первое место по показателю населения Индии — по данным на 2009 года население составляло примерно 14 млн человек. Самый густонаселенный город не только в Индии, но и самый густонаселенный город в мире. Это финансовая столица страны. До 1995 года город назывался Бомбей (англ. Bombay). Административный центр штата Махараштра. Сам город находится на островах Бомбей и южной части острова Солсетт, и связаны между собой дамбами и мостами. Этот город один из самых богатых в Индии, тут самый высокий ВВП из любых других городов в Южной и Центральной Азии.

На протяжении столетий острова перешли под контроль последовательных коренных империй, прежде чем уступил португальцам, а затем британской Ост-Индской компании. В середине восемнадцатого века, Бомбай был преобразован в британскую крупномасштабную проект гражданского строительства, и стал значительным торговым городом. Экономическое развития способствовало образованию города в 19 веке. Он стал прочной базой для индийского движения за независимость в начале 20 века. Коогда Индия стала независимой в 1947 году город был включен в состав государства. В 1960 году, после движения Самюкта Махараштра, новый штат Махараштра был создан с Бомбей в качестве капитала. Он был переименован в Мумбаи в 1996.

Город торгово-развлекательная столица Индии, создавая 5% ВВП Индии, 25% которых приходится на промышленное производство, 70% морской торговли в Индии (порт и JNPT), и 70% операций с капиталом экономики Индии. Город является домом для важных финансовых институтов, таких как Резервный банк Индии, Бомбеейская фондовая биржа, Национальная фондовая биржа Индии и штаб-квартиры многих индийских компаний и транснациональных корпораций. Тут находятся дома премьер-министра Индии ядерные институты, BARC, NPCL, IREL, TIFR, AERB, АМС, и Департамент по атомной энергии.

Дом для Индийских фильмом хинди и телевизионной индустрии. Мегаполис дает возможности для бизнеса, а также его способность предложить более высокий уровень жизни, привлечение мигрантов из Индии и, в свою очередь, делает город где проживают ареал общин и культур.

Он находится в устье реки Улхас на западном побережье Индии, в прибрежных региона, известного как Конкан. Многие части города лежат над уровнем моря, с высот от 10 м (33 футов) до 15 м (49 футов), средняя высота 14 м (46 футов). Северный Мумбаи является холмистым, самая высокая точка в городе 450 м.

Климат — тропический — в частности, тропических и сухой климат в классификации Кеппена, 7 месяцев жары и пик дождей в июле. отопительный сезон с декабря по февраль потом летний сезон с марта по июнь. В период с июня по конец сентября на юго-западе сезон дождей, с октябре по ноябрь сезон муссонов.

Среднегодовая температура составляет 27,2°C (81,0°F), а среднее количество осадков 216,7 см. В пригородах суточные температуры максимум от 29,1°C (84,4°F) до 33,3°C (91,9°F), в то время как ежедневная средняя минимальная температура воздуха колеблется от 16,3°C (61,3°F) до 26,2°C (79,2°F). Рекорд — 40,2°C (104,4°F), 28 марта 1982 года, рекорд низкой температуры 7,4°C (45,3°F), 27 января 1962 года.

Просмотреть увеличенную карту

Чем можно заняться

Колониальное прошлое никогда не бывает далеким. Местные жители играют в крикет. Высокая библиотека Давида Сасунского, более 150 лет истории, здесь увидеть студентов и преподавателей сидящих на плетеном кресле разваливаясь на балконе под жужжание потолочного вентилятора. Тут много места для духовности: Регистрация индуистских паломников стекаются в храм Babulnath, наполненный ладаном и гирляндами, мусульмане следуют по набережной, в храм из белого мрамора дамбы Хаджи Али.

Покупка товаров

С оттенком шика, дизайнерские бутики в точках улицы Colaba, где выставлены на витрины платья и драгоценности от индийских дизайнеров, как Tarun Tahiliani. Майки и узкие джинсы от For Rock. Но главная торговля проходить в традиционных уличных рынков. Торговля мобильными телефонами в Чор базаре, или золотые кулоны в базаре Завери.

Ночная жизнь и развлечения

Сасси коктейль-бары и после часа ночи открывают свои двери клубы Bandra и Colaba, с гламурным набором Мумбая. Даже если вы не признаете звезд Болливуда в клубах Juhu, вы будите уверены, что уведите их на больших экранах кинотеатров, как арт-деко Регал кино в Colaba.

Рестораны и питание

Хрустящие и острые закуски на улицах города, идеально подходит для города который всегда в движении. Здесь собрана вся кухня со всей Индии, как и свежие кебаб в закоулках Colaba или декадентского в Форт-Гон карри.

Как не одуреть от Мумбая.

Если сравнивать официальную столицу Индии Нью Дели и экономический центр Мумбай — это будет спор из серии Питер или Москва. Дели прекрасен, немногоэтажен и местами напоминает уездный город с гостиным двором, резными ставнями и библиотеками. Только с кучей народа, рынками и индусским хаотичным движением. Мумбай на этом фоне — индустриален, разнообразен и загрязнен. Исторический центр Мумбая — Колаба — утыкан прекрасной архитектурой, которая осталась от британцев, офисами, широкими проспектами и прекрасными музеями. От главных ворот, которые открываются прямо в океан, регулярно отходит паром. За дешевыми покупками едут на улицу Лакенвала, что между станциями метро Андхери и Бандра. Отсюда без бусиков и семиметровых сари просто глупо уходить.
На севере Мумбая от станции Горегаон располагается крупный заповедник Санджей Ганди. Там неплохо погулять и покататься на лодке по пруду. Территория огромная и местами очень дикая — где-то в глубине парка на вольных хлебах пасутся леопарды и тигры, поэтому заботливые охранники всегда предупреждают куда стоит ходить, а куда лучше не соваться. Там же неподалеку располагается одна из крупнейших болливудских киностудий Филм Стар, на которой почти с конвеерной скоростью снимаются сотни тысяч бесконечных и прекрасных индийских фильмов.
Отдельная история с мумбайским транспортом. Метро находится не под землей, а над ней, на манер электричек. Вагоны делятся на мужские, женские и отдельно идут отсеки для инвалидов и людей, больных раком (к табличке с объявлением об этом был красками нарисован улыбающийся краб). Женские вагоны расположены в самом начале поезда, в середине и в конце, так что имейте это в виду, чтобы не бегать по душному перрону за поездом. Прибивайтесь к стайкам женщин в сари — они не обманут. Мужчинам туда вход запрещен, кстати, могут поднять шумиху, а то и вытолкать взашей. Женщина в мужском вагоне не вызовет скандала, особенно, если она будет с кавалером, но ажиотаж будет написан на каждом лице, а так как мужчин в Индии намного больше, чем женщин, то белокожая дамочка может еще и слегка притомиться от ненужного внимания.
Рикши исключительно маневрены, экстремальны и приемлимы по ценам. После того, как вы научитесь не вываливаться на поворотах и шипением отгонять попрошаек, которые будут заглядывать к вам на огонек при любой возможности, начнете учиться договариваться с рикшами. Мумбайский рикша-мэн расслаблен и несообразителен. При этом может отказать вам в поездке по глубоко личным соображениям — и даже деньги не помогут. Иногда кажется, что он глубоко оскорблен, хотя это не так. Общение с рикшей в основном сводится к паре фраз, которые несложно запомнить. “Кетна?” — сколько? “Бас-бас” — стоп, приехали! “Бая” — приятель, “Ачча, тикке” — хорошо, ок. “Дханьяват” — спасибо. Если что-то пошло не так, то можно грозно спросить “Ари яр?” — ты совсем что ли охамел?

Почему Бомбей переименовали в Мумбаи? Когда?

(как-то так переводится).
В каждой рикше стоит маленький счетчик — метер, по которому в конце поездки с помощью специальной таблички-конвертера определяется сколько платить. Любой рикша сначала называет свою цену, которая в разы отличается от реальной. Если вы оказались чуть прошаренным и уверенно требуете платить по метеру, водила неохотно лезет за пресловутой табличкой. Бывает, что даже там пытается напарить, если подловишь на вранье — пожимают плечами. Не получилось, мол, с кем не бывает.
Кстати, ругань в Индии — малоэффективное средство. Вам упорно будут приносить то, что решили они и улыбаться до ушей. Никогда не понимаешь, играют они дурачка или действительно не понимают, чего от них хочет этот белый буржуй — у нас тут и без него проблем, а этот кочевряжится. Как ни странно, сентиментальные чувства помогают намного быстрее — актерское заламывание рук, изображение отчаяния и слез из глаз помогут в 80 процентах случаев. Все приемчики можно позаимствовать у болливудских актеров, которых в Мумбае (да и в Индии вообще) почитают на манер богов.
В кино рекомендую сходить, кстати, хотя бы один раз. Во-первых, индийский кинотеатр практикует антракты посередине фильма (еще бы, некоторые творения мастеров длятся по 3 с половиной часа). Перед началом фильма традиционно врубают гимн страны. Все встают. Некоторые подпевают.
Мумбай находится в штате Махараштра и официальными языками тут являются маратти, хинди и английский. Все и везде будет написано разными вариациями. Благо, большинство все таки понимает английский или хотя бы может понять чего вы хотите. В случае провала будут качать головой в разные стороны и цокать языком. В случае согласия, кстати, тоже.

Индия: Мумбаи

Мумбаи 2014 10. На Бандру!

Владимир Митюк

Мумбаи – 2014 10.На Бандру!

Бандра (Bundra) – один из районов Мумбаи, и станция. Но расположен не на острове Бомбей, а сразу же за ним – железнодорожный путь пересекает реку Mahim river в самом узком ее месте.  А добраться до Бандры можно  прямо с вокзала Churchgate.  Но наш отель находится на другой ветке, поэтому нам нужно сделать пересадку на Дадаре, где пересекаются обе ветки RAILWAY. ,В принципе, до самого Дадара  три остановки, если ехать на обычной электричке (Slaw) или всего одна – электричка (Fast).  Да, билет в оба конца стоит 10 рупий! После девальваций и прочего одна рупия примерно 90 копеек, а неделю назад была дороже рубля.

И одну это остановку скоростной поезд проходит за пять минут. А на Дадаре – столпотворение. Выйти из вагона непросто, потому что индийцы привыкли запрыгивать на ходу, и, если вы промедлите, вас просто-напросто внесут обратно в вагон. А в женский вагон можно войти спокойно, но не пытайтесь.
Даже занятно – в очереди на автобус стоят спокойно, и заходят, пропуская женщин вперед, без суеты. Но мы с Александром готовы к этому и выходим на Дадаре, избежав потерь в живой силе и технике.

Кстати, пешеходы, как и автомобили, соблюдают правила левостороннего движения. А что делать, когда может пройти только один человек? Правильно, сначала – выходящий, а потом тот, кто заходит. Но не всегда это соблюдается, что приводит к казусам.

Немного отвлекусь. Как известно, мы работаем в Мумбаи в рамках ВТС на благо индийского ВМФ. Закончив работы на корабле, выключили аппаратуру, и приготовились сойти на берег. Наш корабль был пришвартован вторым, поэтому сначала надо сойти по трапу на ближайший к пирсу. Но вот незадача – приходит – а трапа нет. Военные и технические специалисты столпились, смотрят и ждут. А трап тем временем ремонтируют. Ни с корабля сойти, ни подняться на борт. Устраиваемся в тенечке, ждем с полчаса. Наконец, трап установлен. Но ситуация осложняется тем, что и на соседнем корабле скопилось достаточно желающих!  И, конечно, они приватизируют трап! И так минут пять….

А на Дадаре нам нужно сделать пересадку. Путей всего 8! По четыре на каждом направлении. Скоростные и обычные электрички могут идти по разным путям. Пассажирам помогают многочисленные табло с указанием станции назначения, времени отправления и типа поезда.  Находим нужную платформу, Fast,  ждем несколько минут и через пять – на Бандре! Обычным поездом, Slow, 3 остановки. Выходим, без приключений. И теперь надо попасть в город. Есть два пути – спуститься с платформ и пойти по улочкам, или пересечь часть города по пешеходному мосту. Великолепное сооружение! Выложен мост плиткой, закрыт со всех сторон от верта, дождя и палящего солнца. Очень грамотно и удобно сделано, для людей. Четь его идет прямо над проспектом, и пешеходы защищены, и на машине ехать удобно. Вспоминаю два ужасных сооружения на проспекте Славы в моем Санкт-Петербурге. О том. Чтобы защитить людей, нет и речи, что будет зимой – не знаю, приеду, посмотрю.  Сделано для галочки, пользоваться неудобно, и, подозреваю, стоимость соответствующая.

Мы идем по переходу. Около станции – мусульманский квартал, если вы помните «Бриллиантовую руку», и как Миронов блуждал и не находил выхода, то сможете представить. Только район ужасающий. Но люди живут, веселые. Только смущают мусульманки, с ног до головы укутанные в черные одежды. И хиджабы с прорезью для глаз. Тут моя толерантность дает очередной сбой. Внизу – рынок, слева и справа – дома, посмотрите.

Но мы спускаемся вниз, и стараемся скорее пересечь этот квартал.  Выходим на шоссе, прямо, направо, налево. Пейзаж резко меняются. Появляются аккуратные новенькие дома, коттеджи. И вот,  на противоположной стороне, видим транспарант, и большой открытый и закрытый рынок – выставка из Бангалора!

Переходим, и зависаем на полтора часа, любуясь работами умельцев.

Бомбей (Мумбай)

Глина, металл, фаянс, фарфор, дерево. Скульптуры, слоники, Будды, Ганеши, подсвечники и разные поделки. Неописуемая красота.   Как говорят, хочется все и сразу!   Но не купить и не увезти, было на что.

Внутри – металл, посуда, поделки, мебель – такого у нас не только не купишь, но и не увидишь. Мы что-то все же покупаем – но не мебель, конечно, сувениры.  Торгуемся, если это возможно. Если на ценнике – fixe price, торговаться бесполезно. Иначе – все в ваших руках. Заломят цену, и выжидающе смотрят на вашу реакцию, да еще и переговариваются между собой. И это верно – можно допустить, что вы знаете хинди, а уж маратхи – вряд ли. Сразу видно – иностранец, хотя и своим спуску не дают. Назвали цену, и улыбаются. Если не в курсе, то можете выложить требуемую сумму. 

Хорошо реагируют на выражение – I know all prices, your price is bad! Продавец – Your price? Тогда вы называете свою цену, неприемлемую для продавца. Может, в итоге вы и не ударите по рукам, зато получите истинное удовольствие от самого процесса.  У нас вроде получилось, хотя кто знает? 
С сожалением покидаем рынок, но у нас в программе посещение католического  храма, на горе, парка, выход на набережную, откуда открывается чудный вид на мост через залив.

В 2011 году он еще достаивался, и уже пару лет функционирует, сокращая путь между районами огромного города.

И тут мы попадаем в совершенно иной мир – виллы, небоскребы, все – за оградами, у ворот сидят охранники.   Улица украшена фонариками,  которые зажигаются в темное время суток. 

Вот и холм, и M.T.Carmel Church. Она очень напоминаем Gloria Church на Байкуле. И это не мудрено – год постройки – 1914. Но убранство, конечно, отличается. И мы снова видим, что католическая церковь – в Индии, конечно, выигрывает у православной по всем статьям. Расположена к людям. По случаю воскресного дня много народа, детей. Никаких тебе проповедей.  Посетители – чуть не сказал, экскурсанты, непрерывно фотографируют, подходят к яслям, улыбаются. Сомневаюсь, что они приверженцы веры. Но, может, так и должно быть?

Напротив  собора еще одна меленькая то ли часовня, то ли церквушка, Mari church (?). Подняться к ней нужно по лестнице, на верхней площадке – священник, окропляет желающих, наверное, святой водой. На ступенях – нищие, просящие подаяния. Но местные их не замечают, ибо не относят к людям. Об этой категории людей можно написать отдельно, но не буду. Для этого нужно проникнуть в глубину веков, что мне не под силу.

Делаем десятки снимков, только когда их обрабатывать?

Наконец, спускаемся к набережной. Там – парк и пляж, а слева – остатки старого форта. В небольшом садике – мой спутник и проводник Александр назвал его «Садик влюбленных».  И, действительно – все скамейки, лесенки заняты обнимающимися и целующимися парами. Они милуются более чем откровенно. Говорят, сюда съезжаются пары со всего Мумбаи, но в это не очень верится – в городе огромное количество парков и скверов, и везде есть тенистые уголки. И это хорошо.

Любуемся на мост, выходим на пляж. Народ ходит возле воды, зима, и никто не купается. Действительно, похолодало. Забегая вперед, скажу, что первого января температура не поднималась выше +27, и можно видеть индийцев в куртках и даже шапках!  Хотя низкая (ночью — +20) температура не мешает бездомных ночевать на улице, завернувшись в покрывала.         

Совсем не заметили, как пролетело четыре часа.  Пора возвращаться. Пешком уже далековато, поэтому мы пользуемся услугами мотобайки. За Бандру, на территорию острова, им въезд запрещен, зато здесь – раздолье. За десять минут и 60 рупий доезжаем до вокзала, поднимаемся, и ищем, где скоростной Fast до Дадара. Ждать минут пять, это ж практически метро. То же и на Дадаре. Еще пять минут, и Байкула. Много впечатлений, только все их передать в небольшом репортаже невозможно.

© Copyright: Владимир Митюк, 2015
Свидетельство о публикации №215010201598

Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении

Другие произведения автора Владимир Митюк

Рецензии

Написать рецензию

Спасибо, Владимир! Очень интересно! Ваше наблюдение: "И мы снова видим, что католическая церковь – в Индии, конечно, выигрывает у православной по всем статьям. Расположена к людям." очень верно не только для Индии — для всех стран!

Борис Готман   11.01.2015 12:00   •   Заявить о нарушении

+ добавить замечания

На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные — в полном списке.

Написать рецензию     Написать личное сообщение     Другие произведения автора Владимир Митюк

Leave a Comment