Мусульманские ученые и их открытия

35 мусульманских ученых, открытиями которых мы пользуемся и сегодня

Мусульманские ученые внесли огромный вклад в развитие мировой науки. Например, книга Ибн Сины «Аль-Канун» считалась основой медицины не только в исламском мире, но и в Европе. Лучшим доказательством этого является то, что эта книга в течение 600 лет служила учебным пособием в европейских университетах.

Рази (864–925) впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.

Ахшамсаддин (1389–1459) выявил существование микробов.

Камбур Васим (ум. 1761) обнаружил микроб туберкулеза.

Ибрахим Джассар (ум. 1009) еще тысячу лет тому назад указал на причины заболеваемости проказой и предложил методы ее лечения,

Ибн Хатиб (1313–1374) сделал научное предположение об инфекционном характере холеры.

Ученый-мусульманин по имени Аммар еще 9 веков тому назад использовал только ему известный способ хирургической операции на глазу.

Али ибн Аббас (ум. 994) провел хирургическую операцию рака. Написанная им медицинская энциклопедия «Китаб аль-Малики» не потеряла своей актуальности и сегодня. Первая больница была создана в 707 г. во время правления халифа Валида ибн Абдулмалика из династии Омейядов.

Мусульманские ученые достигли высоких успехов и в области математики. Этими достижениями восхищаются и современные европейские ученые. Знаменитый европейский ученый Жак Рислер утверждал, что «учителями математики нашего Возрождения были мусульмане». Основоположник алгебры Хорезми (780–850) впервые использовал цифру ноль. Он написал первую книгу по ал- гебре под названием «Аль-Джабр ва аль-Мугабиле». Слово «Аль-джабр» из названия книги, подвергшись изменению в произношении западных ученых, стало звучать как «Алгебра».

Беттани (858–929) фактически заложил основы тригонометрии.

Абуль-Вафа (940–998) внес в тригонометрию понятие о тангенсе, котангенсе и косинусе.

Насруддин Туси (1201–1274) был автором первого серьезного труда по тригонометрии.

Открытие переменных формул в тригонометрии принадлежит Ибн Юнусу (ум. 1009).

Формулу бинома, кото- рая приписывается Ньютону, внес в алгебру Омар Хайям (ум. 1123).

Дифференциальное исчисление было открыто задолго до Ньютона Сабитом ибн Гурра (ум. 901).

Астрономия — еще одна из наук, которая интересовала мусульманских ученых.

Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В них мусульманские ученые столетиями проводили научные ис- следования, открывали многие тайны науки, которые стали источником вдохновения для таких западных ученых, как Джордано Бруно (1546–1601), Коперник (1473–1543), Галилей (1564–1642).

Мусульманские ученые усовершенствовали астролябию (устурлаб) — инструмент для определения месторасположения звезд, измерения расстояния между ними.

Заркали (1029 — 1087) изобрел самую точную и удобную для того периода астролябию. Мусульманские ученые задолго до европейцев высказали мысль о шарообразной форме Земли, а также о ее вращательном движении. Еще Бируни доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца.

В результате исследований, которые он проводил в Индии близ города Нандана, Бируни смог вычислить площадь поверхности Земли. Примененный при этом метод именуется в Европе «правилом Бируни». Еще в IХ-Х веках братья Муса вычислили длину земной окружности.

Труды Фергани в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия. Фергани также открыл существование пятен на Солнце.

Будучи правителем, Улугбек (1394–1499) посвятил себя науке. Он построил в Самарканде большую обсерваторию, прославился как великий астроном своей эпохи.

Джабир ибн Афлаф (XII век) намного раньше европейцев нашел угол азимута, по которому измеряется яркость и место расположения звезд. Германский астроном Режинтан тем же методом пришел к подобным результатам 300 лет спустя.

В области физики Исмаил аль-Джазари (ум. 1206) в своем произведении «Китаб аль-Хиял» («Книга грез») заложил основы кибернетики.

Основоположник оптики Ибн Хейсам (965–1051) своим научным трудом «Книга изображений» дал толчок деятельности таких ученых, как Роджер Бэкон (1214–1294), Кеплер (1571–1630) и Леонардо да Винчи (1452–1519). В мире науки эта книга считалась фундаментальной в течение 600 лет. Механизм отражения света в сферических зеркалах назван его именем — «проблема Аль-Хазина» (так звали Ибна Хейсами в Европе).

Ибн Гераре (ум.1100) впервые сконструировал токарный станок.

Ученый по имени Ибн Фирнанас в 880 г. впервые сконструировал аппарат наподобие аэроплана. Для своей конструкции он использовал плотную ткань и перья птиц. Ему удалось довольно долго парить в воздухе и плавно приземлиться. На Западе же смогли осуществить первый полет на аэроплане только в 1903 г.

Когда речь заходит о химии, прежде всего вспоминается Джабир ибн Хайян. Его достижения в области химии превосходят достижения Пристли (1733–1804) и Лавуазьена (1743–1794). Джордано Бруно причислял его к гениям мира. В созданной Джабиром несколько веков тому назад специальной лаборатории ему удалось в результате научных опытов определить многие кислоты. Рази, завоевавший славу не только врача, но и химика, выделил сернистую кислоту и чистый спирт. Мусульманский ученый по имени Башир определил фосфор, намного опередив европейца Бранта.

Именно мусульмане впервые использовали порох и пушку. Пневматическая пушка является изобретением султана Мехмета (1432–1481).

В формировании географии как науки мусульмане также сыграли большую роль. Путевые записи Эвлия Челеби (1611–1682), исследовавшего разные уголки земли, а также Ибн Батуты (1304— 1369), объехавшего все континенты и материки, являются бесценной исторической и географической сокровищницей. Много веков назад Бируни предсказал существование Америки.

Проводником Васко де Гамы (1450-1554) в его путешествиях был мореплаватель-мусульманин по имени Ибн Маджид Идриси (1100–1166) еще 850 лет тому назад удалось составить географическую карту мира, близкую к современным картам.

Ибн Байтар (1190–1248), завоевавший в Средние века славу крупного ботаника и фармацевта, в своей книге дал описание около 1400 лекарственных растений и трав. Данный фундаментальный труд считался основным научным источником в этой области.

Ученый по имени Дамири (1349-1405) точными сведениями о природе животного мира, которые он привел в своем труде «Хаятул-хаяван», значительно обогатил зоологию как науку.

Впервые фабрика по производству бумаги была построена в 794 г. в Багдаде Ибн Фазлом, сыном визиря Харуна ар-Рашида. Подобная же фабрика была построена в Египте в 800 году и в 950 году в Андалусии (юг Испании). В Европе такие фабрики стали действовать значительно позже: в Византии — в 1100 г., в Сицилии — в 1102, в Германии — в 1228 г., в Англии — только в 1309 г.

Рафик Мухаметшин. «История ислама в России»

Исламское возрождение — термин, служащий для обозначения одного из направлений исламских реформ. Его сторонники считают единственными источниками ислама Коран и сунну и ратуют за такое изменение общественного порядка, которое привело бы к претворению в жизнь фундаментальных принципов ислама времен Мухаммеда.
исламского возрождения
Теоретическими предпосылками исламского возрождения послужило учение о возрождении первоначального ислама в Саудовской Аравии, с которым в 18 в. выступил основатель ваххабизма Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб. В конце 19 — начале 20 вв. несколько известных мусульманских теоретиков разработали учение об исламском возрождении, опираясь на идеи Абд аль-Ваххаба.
Сторонники исламского возрождения придерживались принципа «врата иджтихада (независимого суждения) открыты», применяя его в основном не к богословским вопросам, а к социальным и политическим. Перенос внимания с богословских на религиозно-политические проблемы составлял характерную черту всех идейно-политических движений, выступавших под лозунгами исламского возрождения.
К теориям исламского возрождения обращались и мусульманские идеологи 20-30-х гг. 20 в., прежде всего Братья-мусульмане. Волна исламского возрождения прокатилась по странам традиционного распространения ислама в 60-80-х гг. 20 в. и в начале 21 в.

Термин «исламское возрождение» применяется для обозначения как идеологии, так и самих политических движений.

Исламское пробуждение

Исламское возрождение или тадждид (араб. تجديد‎, — «возрождение, обновление») или исламское пробуждение (араб. الصحوة الإسلامية‎) — термин, которым обозначают различные виды распространения или усиления ислама, начиная со второй половины XX века.

В рамках исламской традиции термин тадждид был важной религиозной концепцией, которая проявлялась на протяжении всей истории ислама в периодических призывах к возобновлению приверженности основополагающим принципам ислама и восстановлению общества в соответствии с Кораном и традициями исламского пророка Мухаммеда (хадисов). Концепция таджида сыграла важную роль в современном исламском возрождении.

В научной литературе, «исламское возрождение» — это зонтичный термин, охватывающий «множество разнообразных движений, как нетерпимых и замкнутых, так и плюралистичных; как благосклонных к науке, так и противонаучных; как преимущевенно религиозных, так и преимущественно политических; как демократических, так и авторитарных; как мирных, так и воинственных».

С 1970-х годов во всём мире начался процесс, названный «исламским возрождением», в значительной степени обусловленных разочаровании светскими национальными государствами и прозападными правящими элитами, которые доминировали в мусульманском мире в течение предыдущих десятилетий и которые всё чаще рассматривались как авторитарные, неэффективные и не имеющие культурной аутентичности. Это также было мотивировано желанием «восстановить господство ислама в мире, который отвернулся от Бога». Исламское возрождение сопровождалось ростом различных реформистско-политических движений, вдохновлённых исламом (также называемых исламистскими), и «реисламизацией» общества сверху и снизу, с проявлениями, начиная от законодательных реформ на основе шариата до большей религиозности и растущего принятия исламской культуры (например, увеличение посещаемости хаджа) среди мусульманской общественности. Среди иммигрантов в немусульманских странах исламское возрождение включает в себя ощущение «растущей универсалистской исламской идентичности» или транснационального ислама, вызванного более легкими коммуникациями, средствами массовой информации и путешествиями. Исламское возрождение также отмечено усилением влияния фундаменталистских проповедников и терактами, совершаемыми некоторыми радикальными исламистскими группировками в глобальном масштабе.

Современные течения возрождения включают исламский либерализм, который стремится примирить исламские верования с современными ценностями; неосуфизм, который культивирует мусульманскую духовность; и неофундаментализм, который подчеркивает послушание исламскому закону и соблюдению обрядов.

История исламского возрождения

В Исламской традиции, таджид, что в переводе означает возрождение или обновление, был важной религиозной концепцией. В начале Исламской эры мусульмане поняли, что им не удалось создать и поддерживать общество, которое действительно следовало бы принципам их религии. В результате, исламская история периодически требует подтверждения приверженности основополагающим принципам ислама и переустройства общества в соответствии с кораном и традициями пророка Мухаммеда, закреплённой в хадисах. Эти усилия часто черпали вдохновение из хадиса, в котором Мухаммад утверждает: «Аллах будет посылать для (членов) этой общины каждые сто лет того, кто будет возрождать для них их религию!». На протяжении всей истории Ислама мусульмане имели стремились найти таких религиозных лидеров, которые могли бы выполнять роль моджаддидов (возобновляющих). Хотя всегда были разногласия разногласия по поводу того, какие люди могут быть идентифицированы как таковые, мусульмане согласны с тем, что моджаддиды были важной силой в истории исламских обществ.

Современное движение исламского возрождения сравнивалось с прежними усилиями аналогичного характера: колебание между периодами строгого религиозного соблюдения и другими, предававшимися распутству, в исламской истории было достаточно поразительным для арабского историка Ибн Хальдуна, чтобы обдумать его причины 600 лет назад, и предположить, что это может быть «приписано … к особенностям экологии и социальной организации, свойственным Ближнему Востоку, а именно напряжённости между лёгкой жизнью в городах и суровой жизнью в пустыне».

Некоторые из наиболее известных возрожденцев и возрожденческих движений включают в себя династии Альморавидов и Альмохадов в Магрибе и Испании (1042—1269), накшбандийский активист Ахмад Сирхинди (~ 1564—1624) в Индии, индийское движение Ахль аль-хадис XIX века, проповедники Ибн Таймия (1263—1328), Шах Валиулла (1702—1762) и Мухаммад ибн Абд аль-Ваххаб (1703—1792).

В конце XIX века Джамаль-ад-Дин Афгани, «один из самых влиятельных мусульманских реформаторов» своей эпохи, путешествовал по мусульманскому миру, выступая за исламский модернизм и панисламизм. Мухаммад Абдух называл его «самой влиятельной фигурой» модернистского салафизма. В 1928 году Хасан Аль-Банна основал первую массовую исламистскую организацию, которая получила название «Братья-мусульмане». Среди других влиятельных активистов и мыслителей иславского возрождения-Рашид Рида и Али Абдель Разик.

В Южной Азии исламские интеллектуалы-возрожденцы и государственные деятели, такие как Саид Ахмад-хан, Мухаммад Икбал, Мухаммад Али Джинна продвигали теорию двух наций, а Мусульманская лига создала первую в мире современную исламскую республику Пакистан. Абу-ль-Аля Маудуди был позднее лидером этого движения, который основал Джамаат-и-ислами в Южной Азии. Сегодня это одна из самых влиятельных исламских партий на индийском субконтиненте, охватывающая три страны (Пакистан, Индия и Бангладеш), хотя различные национальные партии не имеют между собой организационной связи.

Независимо от того, является ли современное возрождение частью исторического цикла, уникальность тесной связи мусульманской общины со своей религией была отмечена учёным Майклом Куком, который заметил, что «из всех основных культурных областей» мусульманский мир «кажется были наименее проникнуты нерелигиозностью». В последние несколько десятилетий, закончившихся в 2000 году, вместо научных знаний и секуляризма, отодвигающих религию в сторону, исламский фундаментализм «все чаще представлял собой передний край» мусульманской культуры.

Современный возрожденчество

Причины

Глобальная волна исламского возрождения возникла с 1970-х годов в значительной степени из-за разочарования населения исламских стран светскими национальными государствами и прозападными правящими элитами, которые доминировали в мусульманском мире в течение предыдущих десятилетий и которые все чаще рассматривались как авторитарные, неэффективные и не имеющие культурной аутентичности. Это также было реакцией против западных влияний, таких как индивидуализм, потребительство, коммерциализация и сексуальная свобода, которые рассматривались как подрыв исламских ценностей и исламской идентичности. Экономические и демографические факторы, такие, как отставание в экономическом развитии, рост неравенства в доходах и снижение социальной мобильности, рост образованности среди молодёжи с ожиданием более высокой мобильности, а также урбанизация в мусульманском мире также сыграли важную роль. В целом, разрыв между более высокими ожиданиями и реальностью среди многих в мусульманском мире был важным фактором. Нефтяные деньги Персидского залива также были огромным фактором в феномене, известном как петро-ислам.

Вышеуказанные причины, по общему мнению, являются главными причинами исламского возрождения. Были и конкретные политические события, которые ознаменовали возрождение. Основные исторические поворотные моменты в исламском возрождении включают в хронологическом порядке:

  • Поражение арабов в шестидневной войне 1967 года помогло убедить многих мусульман в том, что панарабизм не выполнил своих обещаний. Согласно общей оценке, предложенной в то время, «евреи заслужили победу, будучи вернее своей религии, чем арабы». После периода самоанализа и подъёма религиозного дискурса война судного дня 1973 года велась во имя ислама, а не панарабизма, и больший успех арабских армий был замечен, подтверждая таким образом укоренившееся мнение.
  • Энергетический кризис 1970-х годов, приведший к формированию организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и четырёхкратному росту мировых цен на нефть. Во-первых, это привело к ожиданиям, что нефтяные богатства приведут к долгожданному возрождению исламской цивилизации, а когда это не удалось осуществить, растущее разочарование светскими режимами сделало общественность более восприимчивой к религиозному фундаментализму. Ученый Жиль Кепель согласен с тем, что утроение цен на нефть в середине 1970-х годов и постепенный захват Saudi Aramco в период 1974—1980 годов обеспечили источник большого влияния ваххабизма в исламском мире, в вышеупомянутом феномене петро-ислама.
  • Открытие первого исламского банка в Дубае.
  • Подъём движения «моджахедов» в Афганистане в конце 1970-х годов. Мауджахеды были основным бенефициарием петро-ислама и в конечном счете привели к росту Аль-Каиды.
  • Зиа-уль-Хак вводит исламскую правовую систему в Пакистане
  • Возвращение Хомейни в Иран в 1979 году и его создание фундаменталистского исламского государства. Иранская революция ободрила фундаменталистов по всему миру.
  • Захват большой мечети 1979 года.
  • Создание многих исламских банков в Турции в середине 1980-х годов и признание государством этих банков.

Формы проявления

Это возрождение проявляется в большей религиозности и всё более широком распространении исламской культуры среди простых мусульман. В 1970-х и 1980-х годах на улицах становилось всё больше женщин с покрытым лицом. Одним из ярких примеров этого является увеличение посещаемости хаджа, ежегодного паломничества в Мекку, которое выросло с 90 000 в 1926 году до 2 миллионов в 1979 году.

Среди возрожденческих течений преобладает неофундаментализм, подчёркивающий подчинение исламскому закону и соблюдение ритуалов. Были также исламские либеральные возрожденцы, пытающиеся примирить исламские верования с современными ценностями, и неосуфизм, который культивирует мусульманскую духовность; многие движения возрождения имеют ориентацию на общинное строительство, сосредоточив внимание на коллективном совершении молитв, образовании, благотворительности или простой общительности. Многие местные движения связаны с национальными или транснациональными организациями, которые спонсируют благотворительную, образовательную и миссионерскую деятельность.

Ряд возрожденческих движений призвали к осуществлению шариата. Практические последствия этого призыва часто неясны, поскольку исторически исламское право менялось в зависимости от времени и места, но в качестве идеологического лозунга оно служит «для мобилизации поддержки создания утопического, божественно управляемого исламского государства и общества».

По словам ученого Оливье Руа, «Призыв к фундаментализму, сосредоточенный на шариате: этот призыв стар, как сам Ислам, и всё же нов, потому что он никогда не выполнялся, это тенденция, которая навсегда устанавливает реформатора, цензуру и трибунал против разложения времён и суверенов, против иностранного влияния, политического оппортунизма, моральной распущенности и забвения священных текстов».

Современное исламское возрождение включает в себя ощущение «растущей универсалистской исламской идентичности», которую часто разделяют иммигранты-мусульмане и их дети, живущие в Немусульманских странах. По словам Иры Лапидус: «Возросшая интеграция мировых обществ в результате расширения коммуникаций, средств массовой информации, путешествий и миграции делает значимой концепцию единого Ислама, практикуемую повсюду аналогичным образом, и Ислама, который выходит за рамки национальных и этнических обычаев».

Но не обязательно транснациональные политические или социальные организации: «Глобальная мусульманская идентичность не обязательно или даже обычно подразумевает организованные групповые действия. Даже несмотря на то, что мусульмане признают глобальную принадлежность, реальное сердце мусульманской религиозной жизни остается вне политики — в местных объединениях для поклонения, обсуждения, взаимопомощи, образования, благотворительности и других общественных мероприятий».

Образование и фикх

Исламские возрожденческие лидеры были «в первую очередь активистами, а учёными-богословами только во-вторых», подчеркивая практические вопросы исламского права и нетерпимость с теорией. По словам Даниэля Брауна, две «широкие черты» определяют возрожденческий подход к исламским властям: недоверие к исламской науке наряду с яростным неприятием таклида (следование авторитетному специалисту в вопросах фикха со стороны человека, не компетентного в этой области); и в то же время твёрдая приверженность корану и сунне.

Политический и социальный аспект

В политическом плане исламское возрождение охватывает весь спектр исламистских режимов в Иране, Судане и Афганистане. Другие режимы, такие как страны Персидского залива, а также светские страны Ирак, Египет, Ливия и Пакистан, хотя и не являются продуктом возрождения, сделали некоторые уступки его растущей популярности.

В ответ на исламистскую оппозицию в 1980-х годах даже откровенно светские мусульманские государства «пытались продвигать бренд консервативного ислама и организовывать «официальный ислам». Официальные радиостанции и журналы открылись для фундаменталистской проповеди.

В 1971 году в Конституции Египта (в статье 2) было указано, что шариат является «основным источником законодательства». В 1991 году Египетский суд безопасности приговорил писателя Алау Хамида к восьми годам тюрьмы за богохульство. К середине 1990-х годов официальный исламский журнал в Египте Аль-Лива-аль-Ислами имел более высокий тираж, чем Аль-Ахрам, крупнейшая светская газета страны. Число учебных заведений, зависящих «от университета Аль-Азхар в Египте, увеличилось с 1985 в 1986—1987 учебном году до 4314 в 1995—1996 учебном году».

В Пакистане законопроект о превращении шариата в исключительный источник права государства был внесён после переворота генерала Зии в 1977 году и, наконец, принят в 1993 году при правительстве Наваза Шарифа. Количество зарегистрированных медресе выросло с 137 в 1947 году до 3906 в 1995 году.

В Судане шариатский уголовный кодекс был провозглашён в 1983 году. Южный Йемен (бывшая Народно-Демократическая Республика Йемен) в 1992 году принял новый семейный кодекс, узаконив полигамию.

В Алжире левое светское правительство Национального фронта освобождения объявило пятницу официальным святым днём в 1976 году. Закон о семье 1984 года «вновь ввёл некоторые элементы шариата», такие как кораническая диссимметрия между мужчинами и женщинами. Официальная политика арабизации привела к фактической исламизации образования.

В светской Турции религиозное обучение в школах стало обязательным в 1983 году. Религиозным выпускникам средних школ имама Хатипа было предоставлено право доступа в университеты и позволено претендовать на должности государственной службы, таким образом вводя в неё религиозно воспитанных деятелей.

Даже Марксистское правительство Афганистана до свержения ввело религиозные программы на телевидении в 1986 году и объявило ислам государственной религией в 1987 году.

В Марокко в конце 1990-х годов в религиозных науках было написано больше докторских диссертаций, чем по социальным наукам и литературе. В Саудовской Аравии абсолютное большинство докторских степеней приходится на религиозные науки.

В Сирии, несмотря на господство арабской националистической арабской Социалистической партии Баас, как писал Робин Райт: «Впервые режим отпраздновал рождение Пророка с большей помпой, чем годовщину правящей партии. Рекламные щиты, когда-то предвещавшие „прогрессивность и социализм“, также заменялись новыми увещаниями: „молитесь за пророка и не забывайте упоминать Бога“. Президент Башар Асад недавно одобрил первый Исламский университет Сирии, а также три исламских банка. Мохаммед Хабаш, глава центра исламских исследований, был приглашен выступить по вопросам ислама в военной академии Сирии, где 25 лет назад было запрещено молиться. <…> В 1980-х годах значительное меньшинство женщин в Дамаске носили хиджаб или скромную исламскую одежду. В 2006 году его надевало явное большинство в самом современном городе Сирии».

Во многих, если не во всех мусульманских странах наблюдается рост сети религиозных школ. «Выпускники, имеющие ученую степень в области религиозных наук, в настоящее время выходят на рынок труда и, конечно, стремятся пропагандировать Исламизацию образования и права, чтобы улучшить свои перспективы трудоустройства».

Духовный аспект

Одно из наблюдений исламизации состоит в том, что возросшее благочестие и принятие шариата «никоим образом не изменило правил политической или экономической игры» и не привело к большей добродетели. «Этническая и племенная сегментация, политическое маневрирование, личное соперничество» не уменьшились, равно как и коррупция в политике и экономике, основанная на спекуляциях.

> Примечания

Золотой век ислама

У этого термина существуют и другие значения, см. Золотой век (значения).

В этой статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Утверждения, не подкреплённые источниками, могут быть поставлены под сомнение и удалены. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники.

Золотой век ислама, иногда также Исламский ренессанс, Мусульманский ренессанс — исторический период примерно с середины VIII по середину XIII века, в начале которого Арабский халифат был крупнейшим государством своего времени. В рамках халифата сложилось общемусульманское культурное пространство, которое продолжало существовать и после его распада. Благодаря этому, исламские учёные, писатели и деятели искусства указанного периода внесли значительный вклад в развитие мировой науки и культуры. После распада Арабского халифата развитие исламской культуры ненадолго подхватывает персидское государство Саманидов, а впоследствии череда тюркских империй Газни, Караханидов, Тимуридов, Сельджуков, Хулагуидов. Говард Тернер пишет: «мусульманские художники и учёные, рабочие и князья вместе создали уникальную культуру, которая имеет прямое и косвенное влияние на каждом континенте».

Территория Арабского халифата во время правления: пророка Мухаммеда, 622—632 Праведных халифов, 632—661 Омейядов, 661—750

При «Исламском Возрождении» развились математика, медицина, философия, физика, химия и другие науки. Исламская культура, простиравшаяся от южной Испании до Китая, вобрала в себя достижения учёных из самых разных национальностей и вероисповеданий. Она развивала знания египтян, греков и римлян, добившись прорывов, подготовивших почву для эпохи Возрождения.

Университеты и научные центры

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 20 марта 2018 года.

В исламском мире при мечетях открывались медресе, где обучали не только религиозным, но и светским наукам. Многие медресе со временем превратились в университеты. Мусульманские правители организовывали научные центры, где учёные могли накапливать, развивать и обмениваться знаниями. Наиболее известный из таких научных центров — «Дом Мудрости» («Бейт аль-Хикма»), основанный халифом аль-Мамуном в 20-х годах IX века. Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были: Каир, Дамаск, Бухара, Газна, Самарканд, Хорезм, Исфахан, Нишапур, Балх, Кордова и другие города. В 859 году принцесса Фатима аль-Фихри основала в Фесе (Марокко) первый современный университет. В университете, принимавшем как мужчин, так и женщин, было несколько факультетов и преподавалось множество дисциплин.

Географ аль-Мукаддаси писал о процессе становления исламских центров науки: «На Востоке дорожили учеными (уламо), в то время как на Западе ценили писцов».

Вклад мусульманских учёных в различные отрасли науки

Астрономия

Основная статья: Астрономия исламского Средневековья

Астрономия — одна из областей науки, которая интересовала мусульманских учёных. Почти во всех крупных городах исламских государств существовали обсерватории. В 1259 году ат-Туси основал крупнейшую в то время в мире Марагинскую обсерваторию-близ Тебриза. Исламские учёные Шараф ад-Дин Ат-Туси, Насир ад-Дин Ат-Туси и Ибн аш-Шатир впервые высказались о возможности вращения Земли вокруг своей оси. Мусульмане усовершенствовали инструмент для определения месторасположения звёзд и измерения расстояния между ними (астролябию). В IX—X веках братья Муса произвели вычисления длины земной окружности.

Хорезмийский учёный аль-Бируни доказал, что Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца. Проводя исследования близ индийского города Нандана, он смог вычислить площадь поверхности Земли. Примененный при этом метод именуется в Европе «правилом Бируни».

Среднеазиатский учёный аль-Фергани открыл существование пятен на Солнце, а его труды в области астрономии на протяжении 700 лет использовались в Европе в качестве учебного пособия. Он стал первым учёным, который вычислил точное значение кривизны эклиптики.

Среднеазиатский учёный Улугбек в своей обсерватории с главным инструментом которой был стенной квадрант с радиусом 40 метров и с рабочей частью от 20° до 80°, которому не было равных в мире к 1437 году составил Гурганский зидж — каталог звёздного неба, в котором были описаны 1018 звёзд. Там же была определена длина звёздного года: 365 дней, 6 часов, 10 минут, 8 секунд (с погрешностью + 58 секунд) и наклон оси Земли: 23,52 градусов (наиболее точное измерение).

Главным научным трудом Улугбека по праву считаются «Зиджи джадиди Гурагани» или «Новые Гурагановы астрономические таблицы». Автор завершил это произведение в 1444 году после тридцати лет кропотливой работы и астрономических наблюдений. Астрономический справочник вскоре был переведен на латинский язык и наряду с «Альмагестом» Клавдия Птолемея и астрономическими таблицами кастильского короля Альфонса X являлся пособием по астрономии во всех обсерваториях Европы.

Точность этих таблиц превосходила все достигнутое ранее на Востоке и в Европе. Лишь в XVII в. Тихо Браге удалось добиться сравнимой с самаркандскими наблюдениями точности, а затем и превзойти её. Неудивительно, что «Зидж Улугбека» постоянно привлекал к себе внимание астрономов, как на Востоке, так и в Европе.

Вычисления солнечного года Беттани почти полностью совпадают с современными (с погрешностью всего в 24 секунды).

Биология

  • Ибн аль-Байтар (Ибн Байтар) (1190—1248) в своей книге дал описание около 1400 лекарственных растений и трав. Его труд считался основным научным источником в этой области.

География

  • В девятом разделе своей книги «Китаб аль-харакат ас-самавия ва джавами ильм ан-нуджум» («Книга о небесных движениях и свод науки о звёздах») известный средневековый географ аль-Фергани описывает семь климатов Земли.
  • В одном из трудов аль-Баттаний содержится перечень координат 273 географических объектов. В шестой главе этой книги даётся описание земли в целом, причём особенно подробно характеризуются моря, в том числе Чёрное, Азовское, Каспийское.
  • Персидский учёный Ибн Сарафийюн, называвший себя Сухраб («беднейший из людей») в начале 10 века он написал труд «Китаб ’аджа’иб аль-акалим ас-саб’а» («Книга об удивительных семи климатах»), состоящая из таблиц, в которых были приведены названия городов, морей, островов, гор, озёр, рек и их источников, распределённые по климатическим особенностям и снабжённые цифровыми данными — долготой и широтой.
  • Знаменитый арабский путешественник Мухаммад Ибн Баттута объехал все страны исламского мира — от Булгара до Момбасы, от Тимбукту до Китая. Всего Ибн Баттута по некоторым данным преодолел 120 700 км, что не под силу даже многим современным исследователям.

Математика

Арабский перевод «Начал» Евклида Основная статья: Математика исламского Средневековья

  • С именем выдающегося центральноазиатского мусульманского математика Мухаммеда аль-Хорезми связывают введение десятичной системы счёта, дробей, тригонометрических функций, и множество других великих достижений, без которых невозможно представить современную математику. Десятеричную систему исчисления он изучал из трудов древнеиндийских математиков на санкскрите и дальше распространял в среде ученых огромной арабоязычной полиэтнической аудитории. Он написал первую книгу по алгебре под названием «Китаб аль-Джабр валь-Мукабал» («Книга восполнения и противопоставления»). Слово «аль-Джабр» из названия данной книги стало звучать на Западе как «Алгебра». Имя же самого учёного стало нарицательным и обозначать порядок действий, однозначно приводящий к результату — алгоритм.

Медицина

Самые высокие достижения мусульманских учёных можно отметить в медицине. Именно в Арабском халифате впервые были построены больницы, госпитали, возникли первые медицинские институты. Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Первая больница в Халифате была создана в 707 году во время правления омейядского халифа аль-Валида ибн Абдул-Малика. Затраты на содержание этой больницы и обеспечения больных продуктами питания брало на себя государство. Во избежание бегства прокажённых больных, им объявлялся арест.

  • По предположению некоторых исследователей Абу Бакр Мухаммад ар-Рази (865—925) стал первым врачом, описавшим ответный рефлекс зрачка и первым выделившим и описавшим такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.
  • Известному учёному Ибн Сине (980—1037), известному на Западе как Авиценна, принадлежит заслуга в открытии заразных заболеваний, анестезии, связи психологического и физического состояний и многих других областей медицины. Его книга «Канон врачебной науки» с XII по XVII век использовалась в качестве учебника в лучших медицинских институтах Европы.
  • Андалузский врач Абуль-Касим аль-Захрави (936—1013), известный как Альбукасис, был первым хирургом, внедрившим в повседневную практику швы из кетгута (овечьих кишок). Среди его изобретений есть ряд сложных хирургических инструментов, в том числе скальпели, шприцы, щипцы и хирургические иглы. В своём труде «ат-Тасриф» он проиллюстрировал и описал хирургические инструменты и процедуры хирургических операций, производимые с их помощью. В 1 и 2 лекциях, переведённых на латинский язык как «Liber Thoricae», он классифицировал 325 болезней и объяснил их симптоматологию и лечение. Книга включает в себя тему зубоврачевания, офтальмологические болезни, и болезни уха, носа и горла, болезни головы и шеи, акушерство, гинекология, урология и другие области хирургии.
  • Камбур Весим (ум. в 1761 г.) систематизировал знания о туберкулёзе и первый определил инфекционный характер этого заболевания.
  • Бакр ибн аль-Касим аль-Маусилий (X век) изобрёл полую иглу для удаления катаракты методом отсоса. Игла вводилась через лимб, где роговица соединена с коньюктивой.
  • Али ибн Иса (XI в.) написал научный труд «Тазкира», содержащий описание 130 заболеваний глаз. Эта книга столетиями оставалась самым авторитетным изданием по офтальмологии примерно до середины 19-го века.
  • Али ибн Аббас (ум. в 994 г.) провёл хирургическую операцию по онкологии. Написанная им медицинская энциклопедия «Китабуль-Маликий» не потеряла своей актуальности и сегодня.

Мореплавание

Интерес к путешествиям и изучению географии мусульмане проявляли издревле. Этому способствовали стремление к распространению ислама, торговля, а также необходимость совершение паломничества (хаджа). Известное всем слово адмирал произошло от арабского амир аль-бахр (араб. ‏أمير البحر‎).

Промышленность

Позаимствовал технологию производства из Китая в 794 году в Багдаде сын визиря Харуна ар-Рашида, Ибн Фазыл построил первую фабрику по производству бумаги. Через 6 лет подобная фабрика была построена в Египте, а в 950 году в аль-Андалусе. Первая бумага, появившаяся в Европе, называлась charta damascaena, то есть дамасские свитки, которая изготавливалась из льна.

Сельское хозяйство

Основная статья: Исламская аграрная революция

В эпоху Золотого века мусульмане смогли создать развитую систему орошения, а также чётко продуманную систему севооборота, позволяющую получить двойной урожай за год на той же земле.

Физика

  • Арабский физик и математик аль-Хайсам (965—1051), известный в Европе как Альхазен (аль-Хазин) — родоначальник оптики, чей труд «Книга оптики» ставится наравне с трудами И. Ньютона за революционные идеи в открытии оптических законов. Он дал описание строения глаза и правильное представление бинокулярного зрения. Он высказал предположение о конечности скорости света и проводил опыты с камерой-обскурой (предшественником современных фотоаппаратов), опыты по преломлению света и эксперименты с различными видами зеркал. Механизм отражения света в сферических зеркалах назван его именем — «проблема аль-Хазина».
  • Абуль-Изз Исмаил аль-Джазари (ум. 1206) в своём произведении «Китабул-Хиял» («Книга грез») заложил основы кибернетики. Он изобрёл коленчатый вал, сконструировал клапанные насосы, водоподъёмные машины, водяные часы, музыкальные автоматы и т. д. Аль-Джазари принадлежат такие технологические новшества, как: ламинирование древесины, кодовые замки, гибрид компаса с универсальными солнечными часами для любых широт и т. д.

В 880 году учёный по имени Ибн Фирнас впервые сконструировал аппарат наподобие аэроплана. Ему удалось довольно долго парить в воздухе и плавно приземлиться.

Философия

Основная статья: Исламская философия

Труды таких учёных, как Ибн Рушд, аль-Кинди и аль-Газали оказали большое влияние на философскую мысль. В IX веке происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредовалось знакомством с работами позднейших её комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии.

Химия

  • Джабир ибн Хайян считается родоначальником химии. Он описал множество кислот и разработал ранний вариант экспериментального метода исследования в химии. Он впервые высказал мысль об огромной энергии, скрытой внутри атома и возможности его расщепления. По словам Ибн Хайяна, при расщеплении образуется сила, которая может разрушить Багдад.

> Искусство Основная статья: Исламское искусство

Архитектура

Основная статья: Исламская архитектура > См. также

  • Золотой век евреев в Испании
  • Реконкиста
  • Энциклопедия братьев чистоты

Ссылки

Золотой век ислама в Викицитатнике

Золотой век ислама на Викискладе

5.5. Достижения исламской культуры. Ислам и современность

В историю мировой культуры значительный вклад внесла культура мусульманских стран, объединенных историко-культурными и художественными традициями, образом жизни, связанным с религией – исламом. Мусульманские страны достигли больших успехов во многих областях знания и творчества: в литературе и поэзии, философии и медицине, математике и астрономии, географии и истории.

Мусульманский мир создал новые типы монументальных построек: мечети, башни-минареты, медресе, мавзолеи, крытые рынки, караван-сараи. Жаркий климат требовал сооружения открытых и подземных водопроводов, искусственных водоемов, фонтанов. Возникли оригинальные конструкции из глины, кирпича, камня: разнообразные формы арок, системы сводчатых перекрытий. Оригинальностью отличались и все виды декоративного искусства – от орнаментации зданий до украшения бытовой утвари. Мощный подъем характерен для художественных ремесел, расцвет которых пришелся на X–XV века. Благодаря активной переводческой деятельности арабов многие достижения античной философии и науки были сохранены на Востоке и переданы народам Европы.

Особенность мусульманского искусства заключалась в том, что силу своего воздействия ислам основывал на слове, а не на изображении живых существ. Так, Коран никогда не иллюстрировался, но главным украшением книги служила высокоразвитая каллиграфия, которая расценивалась как искусство. Орнамент – «музыка для глаз» – стал для художников главной сферой приложения творческих сил. Однако религиозный запрет, в результате которого в искусстве возобладало декоративное начало, соблюдался далеко не всегда. Многие области творчества: миниатюра, художественные ремесла были связаны с традициями светской культуры.

Важная роль, которую в искусстве играла математика, основывалась не только на выдающихся достижениях точных наук. Она вытекала из самой природы архитектуры, музыки и орнамента, где строгая логика чисел и ритмических построений обрели особую эстетическую ценность.

Значительны достижения мусульман в области литературы. В поэзии воспевались воинские подвиги, доблесть, была развита и любовная лирика. В VII–VIII веках в прозе наиболее популярным являлся жанр любовно-приключенческих рассказов и анекдотов из быта разных слоев населения. В X–XV веках сложился известный сборник сказок «Тысяча и одна ночь».

В конце VIII века из Китая через Среднюю Азию в страны Ближнего Востока пришла техника изготовления бумаги. Во всех мусульманских странах были созданы многочисленные библиотеки.

Наука и философия греков дошли до европейцев через мусульманских мыслителей. Даже термин «гуманность» (адамийиат) впервые появился на мусульманском Востоке. Персы познакомили арабов с достижениями индийцев в области математики и астрономии. У индийцев они заимствовали цифры, которые в Европе назвали арабскими. Центрами науки были Багдад, Басра, Куфа, Харрон. В X веке сложился тип средней и высшей мусульманской школы (медресе).

Частью высокоразвитой мусульманской культуры является и философия – фальсафа. Универсализм и энциклопедичность были характерными чертами философов арабо-мусульманской культуры. Предшественниками арабо-язычной философии выступали раннемусульманские теологи – мутазилиты, которые первыми стали применять методы древнегреческой логики для истолкования взаимоотношений Бога и человека.

Арабоязычная философия развивалась под большим влиянием учения Аристотеля. Среди крупнейших представителей аристотелизма: Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд. Противником аристотелизма был Газали.

Влияние исламской культуры на мировую культуру в целом огромно. Может быть, не будь исламских мыслителей, европейцы никогда бы не познакомились со многими достижениями античности. Ряд научных терминов и даже названий наук (алгебра, химия) имеют арабское происхождение. При этом влияние мусульманской культуры не ограничивается прошлым, оно заметно и сегодня.

Современное западное исламоведение стремится рассматривать исламские страны как единое целое, в основе которого лежит общность религии. При этом многие исследователи отмечают резкое усиление ислама в жизни восточных народов. Указанные обстоятельства объясняют рядом факторов: относительной молодостью ислама, его гибкостью, тотальностью, простотой и доступностью, фанатизмом и воинственным характером, его стремлением к мировому господству, аутентичностью ислама и личности мусульманина. Обретение мусульманскими народами независимости поставило перед ними проблему выбора пути дальнейшего развития. Апеллируя к традиции и практике раннеисламской государственности, общественные деятели выдвинули тезис об «исламском пути» развития.

В современном исламе можно выделить две тенденции – модернизм и традиционализм. Модернизм предполагает очищение ислама от различного рода архаических элементов, чрезмерных ограничений и излишних запретов. К защитникам традиционализма относятся приверженцы средневекового ортодоксального ислама. Они не признают нововведений, реформ.

Наконец, нельзя не сказать и об исламском фундаментализме. Сторонники этого направления провозглашают в качестве цели восстановление в современной жизни мусульман институтов и норм раннего ислама и на этой основе равенства и справедливости. Они предлагают возродить ислам в его первозданной чистоте.

Много представителей ислама и в нашей стране. События последних лет показали необходимость и важность учета национально-религиозных факторов в проведении государственной политики. Особенно наглядно это проявилось в Чечне, Ингушетии, Дагестане, Татарстане.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

«Золотой век» Исламской цивилизации

Развитие науки, техники и обретение знаний было в халифате одним из самых престижных занятий. Интерес людей того времени к знаниям и наукам повысил общий уровень образованности в обществе. Арабский язык был не только языком религии, но и науки. При мечетях по всему исламскому миру были открыты медресе, где обучали не только религиозным, но и светским наукам — математике, астрономии, медицине, риторике, архитектуре. Многие медресе со временем превратились в университеты. Мусульманские правители, осознававшие важность наук, стали организовывать научные центры, где ученые могли накапливать, развивать и обмениваться знаниями. Наиболее известный из таких научных центров — «академия наук» исламского мира средних веков — «Дом Мудрости» («Бейт аль-Хикма»), основанный в 820-е годы халифом Аль-Мамуном. Кроме Багдада, центрами научной деятельности на средневековом Востоке в разные периоды его истории были и другие города: Каир в Египте, Дамаск в Сирии, Бухара, Газна, Самарканд, Хорезм е Средней Азии, Исфахан в Иране Марага в Азербайджане, Кордова е Испании и др.

Leave a Comment