Музей истории современной России

Государственный центральный музей современной истории России

Музей-мастерская народного художника СССР Д.А. Налбандяна

Музей-мастерская Д.А. Налбандяна был создан правительством Москвы на основе коллекции, переданной художником в дар городу в конце 1992 года.
В квартиру в доме 8/2 на улице Горького (Тверская) Дмитрий Налбандян переехал в 1956 году. Окна второго корпуса выходили на здание Моссовета и Советскую (Тверскую) площадь с памятником основателю города Юрию Долгорукому, открытым в 1954 году.
В этом доме жили Демьян Бедный, Илья Эренбург, Михаил Ромм, в 1958-м здесь был открыт книжный магазин №100 торгового Дома книги «Москва». Последние этажи дома решили отдать художникам – Кукрыниксам, Николаю Жукову, Федору Константинову, Владимиру Минаеву, Дмитрию Налбандяну…
Сегодня в собрании музея-мастерской, структурного подразделения Музейно-выставочного объединения «Манеж», более 1500 работ художника: живописных полотен, этюдов, рисунков, фотографий, личных вещей.
Дмитрий Налбандян родился в 1906 году в Тифлисе. Окончив Академию художеств Грузии в классах Евгения Лансере и Егише Татевосяна, в 1931 году Налбандян приезжает в Москву: работает карикатуристом в «Крокодиле», мультипликатором на «Мосфильме» и плакатистом в «Изогизе». В 1934 году произошло событие, во многом определившее судьбу художника, – в Кремле он встречается с Серго Орджоникидзе, другом своего отца Аркадия Налбандяна, убитого меньшевиками в Грузии. Орджоникидзе знакомит Налбандяна с Сергеем Кировым и вводит в круг партийной элиты. Вскоре Налбандян пишет свое первое большое полотно «Речь С.М. Кирова на XVII съезде ВКП(б)» – картина выставляется в Государственном музее изобразительных искусств, публикуется в газетах «Правда» и «Известия», тиражируется в репродукциях…
Уже позже Налбандян станет членом Московского союза советских художников и членом Академии художеств, получит Сталинскую премию за портрет Сталина и Ленинскую – за образы ленинианы. Для советского зрителя Налбандян был «первой кистью» Политбюро, классиком социалистического реализма, портретистом-хроникером эпохи, автором придуманных и срежиссированных картин: «Владимир Маяковский в Грузии (Багдади) в 1927 году», «В.И. Ленин и А.М. Горький среди рыбаков на острове Капри. 1908 год», «Вернатун (Могучая кучка). Групповой портрет выдающихся деятелей армянской культуры», знакомых многим по репродукциям в журнале «Огонёк».
Пейзажи и натюрморты Налбандяна известны гораздо меньше, хотя именно они говорят о нем как об «импрессионисте коровинского толка», способного передать настроение быстрой и легкой кистью. Налбандяна-графика знают еще меньше. Его рисунки – а это галерея первых лиц политики и искусства: Ленин, Сталин, Хрущев, Брежнев, Черненко… Сарьян, Рерих, Ван Клиберн, Катаев, Леонов… – за понятным исключением делались с натуры и сегодня представляют удивительные документы времени.
В начале 1990-х Налбандян завещал часть коллекции своих произведений городу при условии, что они не покинут стен его мастерской. И сегодня Музей Д.А. Налбандяна воссоздает пространство жизни и творчества художника советского времени таким, каким оно было тогда.

Государственный центральный музей современной истории России

Дата основания

Местонахождение

125009, Москва, Тверская улица, дом 21

ст. метро Пушкинская, Тверская, Чеховская

Директор

Великанова Ирина Яковлевна

Сайт

Официальный сайт музея

Государственный центральный музей современной истории России на Викискладе

Музе́й совреме́нной исто́рии Росси́и (до сентября 1998 года Музей революции) — один из крупнейших музеев новейшей истории в мире.

Музей расположен в центре Москвы (ул. Тверская, 21), в здании — памятнике архитектуры московского классицизма конца XVIII века. С 1831 по 1917 годы в нём размещался московский Английский клуб.

История

После того как 8 (21) марта 1917 года директор музея Всероссийского Союза городов, известный журналист В. П. Кранихфельд обратился к председателю Исполнительного Комитета Московских общественных организаций Н. М. Кишкину с предложением «безотлагательно созвать совещание из представителей исторической науки и существующих в Москве музеев с целью научной и практической разработки вопроса о создании в Москве Музея революции», 22 марта (4 апреля) 1917 года состоялось совещание, на котором было создано Общество Музея революции.

Начало музейной экспозиции Музея революции было положено в 1922 году, когда к пятилетию октябрьской революции в здании бывшего московского Английского клуба была организована выставка «Красная Москва». В феврале 1924 года подотдел Выставки Истпарта объединился с выставкой в Историко-революционный музей Москвы (по докладу Е. Бош). Вскоре учреждение получило название Государственного музея революции СССР. Первым директором музея был назначен С. И. Мицкевич — профессор Московского университета, один из организаторов Московского рабочего союза.

Главной задачей музея было отражение истории революционно-освободительного движения в России, начиная с XVII века до победы Октябрьской революции. С момента открытия музей активно собирал фонды, открывал экспозиции, посвящённые крестьянским войнам в России, восстанию декабристов, деятельности революционных демократов и народовольцев, российским революциям и гражданской войне. Известные художники дарили ему свои работы. Так, И. Е. Репин прислал в дар музею свои картины «9 января», «Красные похороны», «17 октября 1905 г.», «Царская виселица», а также портрет Керенского.

В 1927 году задачи музея были существенно расширены: кроме истории революционного движения, музей стал показывать историю социалистического строительства и достижения нового общества.

В ходе реконструкции Тверской улицы в 1930-х годах у занимаемого музеем здания отсекли по половине боковых флигелей и перенесли на новую линию ограду. Рассматривался вопрос о строительстве с тыльной стороны особняка нового музейного корпуса, однако вскоре от этой идеи отказались.

К началу Великой Отечественной войны музей занимал одно из лидирующих мест среди музеев страны исторического профиля, имел филиалы «Подпольная типография ЦК РСДРП» и «Историко-революционный музей «Красная Пресня». Фондовые коллекции музея к 1941 году составили 1 миллион музейных предметов. Одновременно с экспозицией с 1939 года в музее экспонировалась выставка подарков И. В. Сталину (выставка закрылась после разоблачения культа личности на XX съезде КПСС).

С началом войны экспозиция музея была свернута, большая часть коллекций эвакуирована. Тем не менее, в начале июля 1941 года в стенах музея была открыта выставка «Великая Отечественная война советского народа против германского фашизма»; во дворе музея было установлено трофейное оружие: аэроплан, пушки, танк, пулемёты, миномёты. Экспозиция музея начала восстанавливаться с 1944 года.

По решению Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совете Министров РСФСР от 12 февраля 1947 года, музей перестал заниматься проблемами истории революционно-освободительной борьбы в России и перешёл к проблемам истории российской социал-демократии, трёх российских революций и советского общества. Материалы фондов, не соответствующие новой концепции (более 30 тыс. музейных предметов), были переданы в Государственный исторический музей, а также в Библиотеку иностранной литературы и в Главное архивное управление.

Обломок боевого самолета США, сбитого ПВО Кубы в период боев с десантом кубинских контрреволюционеров в бухте Кочинос.

В 1968 году Музей революции стал научно-методическим центром для историко-революционных музеев СССР и первым среди музеев получил статус научно-исследовательского учреждения. В это время стали активно разрабатываться новые для музея темы, связанные с социальным развитием общества: уровнем жизни населения, культурой, здравоохранением, образованием, охраной окружающей среды и др.

В 1968 году музей получил наименование «Центральный музей революции СССР».

В 1978 году на базе музея «в целях проведения научных исследований в области музееведения, разработки и внедрения современных научных принципов в музейную практику» была образована Лаборатория музееведения, ставшая музееведческим центром широкого профиля по разработке общетеоретических, методических, организационных проблем отечественного музееведения, актуальных проблем истории и организации музейного дела, музееведческой мысли и музейного источниковедения. В 1984 году началась работа над темой «История музейного дела в СССР». Вышли работы, посвященные музейному строительству, экспозиционно-выставочной и фондовой работе музеев. В 1986 году был издан сборник «Терминологические проблемы музееведения» и словарь «Музейные термины». В 1988 году был подготовлен информационно-справочный каталог «Исторические и краеведческие музеи СССР», в 1990-м — каталог «Исторические музеи союзных стран». В начале 1990-х годов были переизданы работы отечественных музееведов первой половины XX века, ставшие к тому времени библиографической редкостью.

В эпоху перестройки музей открыл для широкого использования свой спецхран, 70 тысяч документальных памятников которого вошли в научный оборот. В начале 1990-x годов в музее была создана целая серия выставок по различным историческим периодам, ставших подготовкой к новой экспозиции музея, которая сегодня охватывает период с середины XIX века до настоящего времени. Открылся новый филиал музея — «Обретая свободу».

В 1998 году музей получил название «Государственный центральный музей современной истории России».

Музей в наши дни

Фонды музея в настоящее время насчитывают 1 млн. 300 тыс. единиц хранения.

6 декабря 2014 года была утверждена Концепция развития на 2015—2020 годы, в соответствии с которой Музей современной истории России должен стать многофункциональным музейным комплексом. Миссия музея — «популяризация исторического наследия современной России, формирование патриотической гражданской позиции, воспитание гордости и ответственности за настоящее и будущее России у молодого поколения».

В конце декабря 2014 года открылась дискуссионная площадка «Тверская — XXI», где наряду с профессиональными модераторами, известными политиками, общественными деятелями, учеными и представителями сферы культуры принимают участие студенты и молодые преподаватели истории, политологии, социологии, философии и экономики. В рамках площадки «Тверская — XXI» работает открытый лекторий и издается ежемесячный научно-популярный журнал «Живая история», который доступным языком рассказывает о событиях отечественной истории последних полутора веков.

В 2015 году был завершен первый этап ремонтно-реставрационных работ, в ходе которых восстановлен исторический облик фасада и ограды главного здания, а также проведена полномасштабная реставрация знаменитых фигур львов, украшающих ворота музея. В 2016 году открыта постоянная экспозиция, посвященная современному периоду нашей истории. Это первый опыт музейной презентации новейшего периода российской истории с 1985 по настоящее время. Главная идея проекта – дать всестороннее, объективное и аргументированное представление о важнейших событиях новейшей истории России. Особенностью проекта является сочетание подлинных музейных предметов и современных мультимедийных технологий. Интегрированные в экспозиционное пространство многоуровневые интерактивные образовательные программы, составленные на основе документальной хроники, фрагментов интервью, наглядных графиков и диаграмм, помогают «оживить» историю. К столетнему юбилею революции 1917 г. в музее открылась масштабная выставка «1917. Код революции». На ней представлены редкие архивные документы, фотографии, предметы и артефакты того времени, уникальные аудиозаписи свидетелей и очевидцев тех роковых событий и многое другое.

Примечания

  1. ФИЛИАЛЫ | МУЗЕЙ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ РОССИИ. www.sovrhistory.ru. Дата обращения 5 сентября 2017.
  2. Гиляровский В. А. От английского клуба к музею революции. — М., 1926. — С. 52.
  3. Поветска дня совещания завотделами ЦК РКП 28 февраля 1924 г. // РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 11. Д. 282. Л. 81.
  4. Рогачев А. В. Проспекты советской Москвы. История реконструкции главных улиц города. 1935—1990 гг.. — М.: Центрполиграф, 2015. — С. 145—146. — 448 с. — ISBN 978-5-227-05721-1.
  5. Ольшевская Г. К. ГЦМСИР. Краткий очерк истории // Проблемы теории, истории и методики музейной работы. Музей современной истории России в прошлом и настоящем / Государственный центральный музей современной истории России. — М., 2007. — С. 23—30.
  6. Российская музейная энциклопедия. — М., 2001. — Т. 1. — С. 322
  7. Сборник ЦМР СССР «Терминологические проблемы музееведения. Словарь «Музейные термины». М., 1986.
  8. Исторические и краеведческие музеи СССР: каталог / Центр. Музей революции СССР; сост. Л. Н. Годунова и др. – М., 1988. В каталог включены сведения о 1219 государственных и ведомственных музеях исторического профиля и краеведческих музеях, имеющих отделы региональной истории. В число сведений вошли: адрес, подчиненность, история создания музея, история здания, которое занимал музей, объем и состав фондовых коллекций, содержание экспозиций и посещаемость.
  9. Исторические музеи союзных стран: Каталог / . — М. : Центр. музей Революции СССР, 1990.
  10. Сборник «Русская экскурсионная школа» . Москва: ГЦМИР, 2001.
  11. Лифанова С. Музей «Обретая свободу» // Все музеи Москвы. — М., 1997. — С. 47—48.
  12. В День Конституции открылась новая экспозиция, посвященная истории современности. Сайт Музея современной истории России.
  13. В Музее современной истории России состоялось первое заседание оргкомитета по подготовке к 100-летию революции 1917 г.. Сайт Музея современной истории России (23.01.2016).

> Ссылки

  • Официальный сайт музея
  • Официальный аккаунт в Twitter журнала «Живая история»

Leave a Comment