Музей Кораблей Викингов

Музей кораблей викингов на полуострове Бюгдё

Музеи, рассказывающие об истории викингов, в Норвегии являются одними из самых посещаемых. Особенной популярностью у туристов пользуется Музей кораблей викингов на полуострове Бюгдей, который находится в окрестностях Осло.

В историческую атмосферу, пропитанную тайнами и загадками, посетители попадают еще задолго до созерцания впечатляющих артефактов. Еще у входа их встречает памятник отважному путешественнику, который уверенно доказывает всему миру, что Христофор Колумб прибыл в Америку по давно знакомым викингам путям. Одна из исторических теорий, которая имеет множество подтверждений, гласит: викинги знали о существовании Северной Америки задолго, а именно – на 4 века раньше – до покорения ее испанским мореплавателем.

Музей кораблей викингов выглядит как уникальное крестообразное строение, крыша которого выложена красной черепицей. Поводом к его созданию стали очередные раскопки недалеко от Осло, которые проводились в 1962 году. Археологам и реставраторам пришлось долго и кропотливо потрудиться, чтобы из тысяч разрозненных фрагментов воссоздать величественные корабли, принадлежавшие древним воинам. Построенные еще в 9 веке, они воплощают лучшие традиции судостроения того времени. Прочные материалы (дуб, ясень), богатая резьба, интересная форма весел подчеркивают их неоспоримую значимость для периода активной торговли и многочисленных военных походов.

В ходе восстановления артефактов выяснились и важные исторические сведения. Оказывается, корабли были затоплены искусственно тысячу лет тому назад с целью преградить путь вражеским кораблям.

Первый корабль, находящийся сразу около входа в музей, называется «Осебергский», в честь места, где он был поднят со дна пучины. Было выдвинуто предположение, что этот корабль некогда был собственностью жены одного из вождей воинственного племени. На такой вывод подтолкнула отлично сохранившаяся ладья, украшенная великолепным резным узором. Скорее всего, этот корабль применялся для навигации в прибрежной зоне.

Музей викингов

Осебергский корабль считается небольшим – до 23 метров в длину и около 5 метров в ширину. Параметры водоизмещения судна составляют примерно 35-40 тонн.

Гокстадский корабль размещен в восточной части музея. Он считается более мощным, длина его больше на два метра, чем у Осебергского корабля. На таком судне викинги свободно покоряли просторы океана.

Третий, Тюнский корабль, находится в западном крыле, он считается самым маленьким из всех кораблей викингов. К сожалению, Тунский корабль сегодня представлен только небольшими фрагментами.

В южном крыле музея удобно расположились все найденные предметы морского обихода: санки, трости с наконечниками в виде голов различных животных, бубенчики, детали от суден. То, что все эти артефакты сохранились даже после тысячелетнего нахождения под водой, – настоящее чудо. И поэтому сегодня, можно только догадываться об уникальной и захватывающей истории каждой ладьи, судна и судьбе отважных участников морских походов.

Коллекция музея не ограничивается предметами старины. Мини-верфь, находящаяся во дворе, служит для работы талантливых мастеров, которые создают деревянные лодки, используя технологии древних кораблестроителей.

Киноцентр, расположенный на территории музея, предоставляет возможность каждому туристу углубиться в факты и события, связанные с историей найденных судов и легендарными раскопками.

Любители кулинарной экзотики непременно оценят необычное путешествие, во время которого можно почувствовать себя коком и приготовить рыбный суп по старинному рецепту.

Музей кораблей викингов совсем недавно, в 2012 году, стал партнером уникального проекта, цель которого – определять местонахождение и обеспечивать сохранность затонувших артефактов.

Адрес: Huk Aveny 35, 0287 Осло, Норвегия
Часы работы: Открыто: с 10:00 до 4:00
Телефон: +47 22 85 19 00

Фотографии

Осебергский корабль

осебергский корабль 1, осебергский корабль 2
Осебергский корабль — дубовый корабль викингов (драккар), обнаруженный в 1904 году близ Тёнсберга в норвежской провинции Вестфолл. Ладья и её содержимое были извлечены из земли и ныне выставлены в Музее драккаров в Осло. Судя по дендрохронологическим данным, корабль был спущен на воду около 820 года и до 834 года использовался в прибрежной навигации, после чего был использован в качестве погребального корабля.

Длина корабля 21,6 метра, ширина 5,1 метра, размер мачты мог колебаться от 6 до 10 м. При площади паруса в 90 м² корабль мог развивать скорость до 10 узлов. 15 пар уключин свидетельствует о том, что судно приводили в движение 30 гребцов. Нос и корма корабля украшены замысловатой резьбой в виде сплетённых животных. Среди вещей, найденных при раскопках, на столбике кровати обнаружили изображение одного из главных символов скандинавского язычества в виде трёх треугольников, соединённых в валькнут.

Хотя курган ещё в Средние века подвергся разграблению, археологи обнаружили в ладье останки двух женщин высокого социального положения (молодой и старой), фрагменты восточных шелковых тканей, неплохо сохранившуюся деревянную телегу и даже кости павлина.

Музей кораблей викингов, Осло

Это свидетельствует об оживленной торговле викингов с Востоком по Волге и Днепру.

Скандинавские ученые долгое время пытались связать похороненных в корабле с династией Инглингов и даже называли одну из женщин бабкой Харальда Прекрасноволосого. Предварительный анализ ДНК указывает на то, что младшая из них имела гаплогруппу U7, которая практически отсутствует среди европейцев, но нередко встречается на Ближнем Востоке, особенно среди иранцев.

См. также

  • Гокстадский корабль
  • Тюнский корабль

Примечания

  1. Borromean Triangles: A Viking Symbol. Liv.ac.uk (27 июля 2007). Проверено 11 апреля 2010.Архивировано из первоисточника 16 марта 2013.
  2. Per Holck: The Oseberg Ship Burial, Norway: New Thoughts On the Skeletons From the Grave Mound, European Journal of Archaeology, Vol. 9, No. 2-3, 185—210 (2006)
  3. Viking woman had roots near the Black Sea — статья в газете Aftenposten

осебергский корабль 1, осебергский корабль 2, осебергский корабль сериал, осебергский корабль смотреть

Осебергский корабль Информацию О


Осебергский корабль
Осебергский корабль
Осебергский корабль Вы просматриваете субъект
Осебергский корабль что, Осебергский корабль кто, Осебергский корабль описание

There are excerpts from wikipedia on this article and video

Суда викингов и предшествующие им суда

Судно из Гокстада

На небольшом крестьянском дворе в Гокстаде находился большой погребальный холм диаметром свыше 50 м, прозванный королевским. Он, хотя и был вспахан, возвышался примерно на 4 м. В январе 1880 г. сыновья крестьянина, чтобы развеять зимнюю скуку, начали искать сокровища, побужденные к этому также известиями о находках в Норвегии. От деревенского торговца, интересовавшегося археологией, об этом узнал Н. Николайсен — архивариус музея в Осло. У него уже был опыт раскопок судов. Так, в 1850 г. в Борре, удаленном от Гокстада на 30 км и находящемся в верхней части Осло-фиорда, в погребальном холме, сносимом для получения гравия, он откопал сильно поврежденное судно длиной 15 м с клинкерной обшивкой. Позже, в 1865 г., он принимал участие в раскопках в Туне, которыми руководил профессор Риг. К сожалению, от судна из Туне сохранилась лишь часть, примыкавшая к килю (рис. 54).


Рис. 54. Мидель-шпангоут судна из Туне, реконструированный вплоть до бимсов выставлены их реконструкции.

Раскопки в Гокстаде начались в мае 1880 г. Отсутствие в течение двух месяцев дождей способствовало быстрому продвижению работ. Приходилось лишь часто обливать водой деревянные детали судна, чтобы сохранить их от высыхания. В процессе раскопок, проводившихся вдоль бортов судна, вначале были обнаружены скелеты 12 подкованных лошадей и 6 собак. Одна из собак имела ошейник из бронзы, а другая — из стали.

Само судно стояло в яме глубиной около 1 м, вырытой в глинистой почве. Его поддерживали многочисленные горизонтальные балки. Внутри судно вровень с бортами было заполнено синей глиной, покрывавшей судно и снаружи. Выступавшие из глины мачты, а также верхние части фор- и ахтерштевней не сохранились.

Рис. 55. Часть игральной доски, найденная в гробнице.

Рис. 56. Гробница из брёвен на судне из Гокстада.

Выстроенная на судне гробница (рис. 56) оказалась уже разграбленной. В сообщениях о раскопках упоминаются найденные части деревянного ложа, которое, например у германцев, начало входить в обиход только с 750 г., и часть игральной доски, одна сторона которой похожа на доску для игры в шашки, а другая, с линиями, — для игры мюле (рис. 55). В гробнице Николайсен нашел скелет мужчины ростом 1,8 м в возрасте свыше 50 лет, который, по-видимому, страдал подагрой и был хромым. Согласно Инглинг-саге, это был король Олаф.

Предназначенное для погребения судно было снабжено веслами, парусом, якорем и провиантом, как для долгого плавания. Оно имело даже особую сходню (рис. 57) для перехода на берег. На судне имелись три лодки, которые во время плавания обычно буксировали. На борту находился также шатер, шесты которого были украшены резьбой и завершались головами драконов и, как щиты, раскрашены черной и желтой красками. На планшире висели, перекрывая друг друга, 32 щита из дерева диаметром около 1 м. Большие и малые сосуды из дерева, медный котел для варки пищи, стальной котел на трех ножках, чаши, блюда и тарелки из дерева, а также деревянные сани дополняли снабжение. При раскопках были найдены также пуговицы и застежки из бронзы, свинца или позолоченного серебра. Неожиданной оказалась находка павлина, кости которого и остатки перьев лежали в районе кормы.

После окончания раскопок судно из Гокстада, разделенное на две части, было перевезено на берег реки, находящейся приблизительно в километре от места раскопок и впадающей в Осло-фиорд, а оттуда на рыбачьем судне в Осло.

Реставрированное судно из Гокстада выставлено в музее в Осло-Бигдё.

Полагают, что судно из Гокстада построено приблизительно в 850 г.

Чертежи выставленного судна, выполненные независимо друг от друга Колином Арчером, известным конструктором полярного судна «Фрам», и директором судостроительной фирмы Бломом, отличаются незначительно. Проблематичной осталась лишь форма несохранившихся штевней. Н. Николайсеном при реконструкции судна им была придана возможная форма (рис. 61), которая была реализована в соответствии с опубликованными рисунками. Штевни в действительности могли быть и уже, и длиннее, и выше, чем на нашей модели, чтобы на них удобнее было ставить обычные для судов викингов головы животных (рис. 58 и 59).


Рис. 63. Мидель-шпангоут судна из Гокстада.

Рис. 64. Второй шпангоут судна из Гокстада.

Н. Николайсен опубликовал чертежи судна из Гокстада (рис. 60). Главные размерения его: наибольшая длина 23,3 м, наибольшая ширина 5,20 м и высота борта посредине судна, включая киль, 2,10 м (В разных источниках размеры его, так же как и судна из Нидама, расходятся).

Судно из Гокстада построено на мощном киле Т-образной формы. Киль длиной свыше 17 м и высотой в середине 370 мм, как и большинство других судовых деталей, выполнен из дуба. К концам его с помощью вертикальной накладки прикреплялись штевни. Сама же накладка крепилась двумя рядами мощных стальных нагелей, как и на судне из Усеберга. В сагах часто описываются и штевни, состоявшие из трех частей.

Головы зверей и их хвосты — символические украшения судов викингов — не являлись постоянными частями судового набора, как на судне из Усеберга: при плавании их снимали и ставили только при подходе к берегу. Обшивка судна из Гокстада состояла из 16 поясов на каждом борту. Доски длиной до 7 м в местах стыков соединялись накладками. При постройке судна использовали и доски с сучками: сучок удаляли и вместо него ставили пробку (рис. 62).

Для изготовления досок в районе штевней старались подбирать дерево, имеющее естественную кривизну. Обшивка положена внакрой и скреплена стальными заклепками. Диаметр заклепок — 10 мм, диаметр их головок — приблизительно 25 мм; с внутренней стороны судна, как на судах из Нндама и Квальзунда, перед расклепыванием положены четырехугольные клинкшайбы. Расстояние между заклепками — около 185 мм — Для уплотнения швов между досками проложен шнур, скрученный из шерсти в три нитки и пропитанный смолой.

Пояс, прилегавший к килю, как и сам киль, был без клампов и без прямой связи со шпангоутами, протянувшимися до десятого пояса. Второй-восьмой пояса в средней части имели клампы, выполненные как одно целое с ними (рис. 63). В районе штевней клампы отсутствовали и на втором поясе (рис. 64). Из рис. 65 видно, что шпангоуты подгонялись к клампам. Шпангоуты с досками обшивки связывались ивовыми прутьями, в результате получалось эластичное соединение. Девятый и десятый пояса были соединены со шпангоутами деревянными нагелями. Десятого пояса шпангоут касался непосредственно, а на девятом поясе есть еще рудименты клампов высотой несколько миллиметров, служившие в качестве подложки шпангоута.


Рис. 65. Связь между шпангоутом и нижними поясами обшивки на судне из Гокстада.

Толщина обшивки — около 25 мм. Более мощными являлись пояс с портами для весел и десятый, у которого шпангоуты заканчиваются. Этот пояс называли еще главным (будущий бархоут); в средней части судна его толщина 40 мм, а у штевней — 25 мм. Поперечное сечение пояса четырехугольное, т. е. отличается от сечения подобных поясов на судах из Туне и Усеберга. Благодаря этому судно из Гокстада имело более соразмерную поперечную форму. Верхние пояса обшивки скрепляли мощные бимсы с кницами на концах, доходившие до четырнадцатого пояса, подкрепленные нагелями из дерева и стали попеременно. На четырнадцатом поясе было 16 весельных портов, которые изнутри могли закрываться крышками; толщина его в средней части судна — 35 мм. На крышках вырезаны различные символы (рис. 66). Толщина пятнадцатого и шестнадцатого поясов — всего 16 мм. С внутренней стороны шестнадцатого пояса поставлен брус с поперечным сечением 110×70 мм. Это стрингер, к нижнему краю которого прикреплена планка с продольными отверстиями (рис. 67) для присоединения краев тента или висевших за бортом щитов. Около каждой второй кницы бимсов поставлены «боковые» шпангоуты, идущие от двенадцатого пояса до планширя и повышавшие прочность верхних поясов обшивки.

17 шпангоутов, поставленных на расстоянии 0,97 м друг от друга, обеспечивали судну длиной 15,7 м необходимую прочность. В районах штевней прочность корпуса усиливалась за счет установки наклонных «переборочных» шпангоутов с бимсами на них и кницами, подогнанными к обшивке (рис. 68).

В корме «переборочный» шпангоут и его бимс служили для подвески руля (рис. 69). Длина руля, выполненного из дуба, свыше 3,3 м. Для его крепления к судну на обшивке установлен конический брусок — клоц, который просверлен вместе с обшивкой и «переборочным» шпангоутом. Через отверстие проходил кожаный ремень, поддерживавший руль и позволявший ему легко вращаться. Сзади перо руля имело петлю, для того чтобы его можно было поднимать.

Судно из Гокстада в основном парусное, весла на нем применяли только в особых случаях: при плавании по узким фарватерам, при неблагоприятном ветре или военных действиях, например при поспешном отходе от берега, или пересечении линии прибоя. Найденные весла имеют длину от 5,3 до 5,8 м (рнс. 70). Так как на судне банки отсутствовали, гребцы, вероятно, сидели на морских сундуках.

Н. Николайсен нашел остатки парусного вооружения судна, которые вместе с другими находками и рисунками на камнях позволяют понять, как викинги плавали под парусом. В средней части судно из Гокстада имело мачту с большим прямым парусом. От нее остались только топ и шпор. Судя по их диаметрам, если считать, что переход от одного к другому был постепенным, высота мачты составляла 11–12 м.


Рис. 70. Весло судна из Гокстада.

Рис. 71. Крепление мачты на судне из Гокстада.

Рис. 72. Прямой парус судна из Гокстада с типичными положениями при фордевинде, галфинде и бейдевинде.

Крепление мачты выполнено так (рис. 71), чтобы ее могла поднимать команда без применения подъемных средств вне судна. На 8–11-м шпангоутах установлен брус шириной до 600 мм, связанный с килем. В брусе проделано отверстие для шпора мачты — степс. Бимсы 7–12-го шпангоутов поддерживают деревянный брус подкрепления мачты — мачт-фишерс шириной 1 м и длиной около 5 м. В кормовой части мачт-фишерса находилось продольное отверстие, ширина которого соответствовала поперечному сечению мачты. При подъеме мачты ее шпор первоначально вставляли в продольное отверстие мачт-фишерса, а затем тянули за форштаг. Часть команды в корме помогала поднимать мачту до уровня мачт-фишерса. После подъема мачты продольное отверстие закрывали крышкой, фиксировавшей положение мачты сзади. Спереди мачту поддерживал штаг, а с боков и сзади — ванты (рис. 72). При определенных положениях рея подветренные ванты нужно было отдавать. Для этого были предусмотрены специальные укладочные и натяжные приспособления (рис. 73).


Рис. 73. Крепление вант.

Рис. 74. Крепление съёмных стоек в носовой и кормовой оконечностях судна.

Рис. 75. Осадка судна из Гокстада. 1 — вёсельные порты; 2 — осадка с грузом 9 т; 3 — осадка незагруженного судна.

Рей длиной 10,7 м и диаметром посредине около 220 мм, на ноках — 90 мм ходил по мачте с помощью ракс-бугеля, а поднимался и опускался с помощью фала. Ходовой конец фала шел не около мачты, а был отнесен в корму, поэтому он одновременно выполнял и функции ахтерштага. К рею парус крепили при помощи линя. На судах викингов парус изготовляли из цветного полотна и пестрого фриза (шерстяная ткань с ворсом), нашитого вертикальными полосами. По шкаторинам паруса был пришит ликтрос.

Для установки паруса (см. рис. 72) на рее имелись брасы, которые вместе с ним фиксировали положение верхней шкаторины. Нижняя шкаторина почти в 2 раза превосходила ширину судна и была более 10 м. При попутных или боковых ветрах нижние углы паруса устанавливали при помощи шкотов и галсов, и парус приобретал необходимую выпуклость. Чтобы избежать заполаскивания паруса, как следует из реконструкции Акерлунда, на судне из Гокстада применяли два вспомогательных шеста — шпирта, один конец которого прихватывали к шкотовому углу паруса. К концу шпирта или непосредственно к углу паруса присоединяли шкот и галс.

Таким образом с помощью брасов, шпиртов и булиней (трос со шпрюйтами, закрепленными на боковых шкаторинах) добивались нужной установки паруса. Другой конец шпирта на левом или правом борте втыкался в планку, установленную между 10-м и 11-м шпангоутами. В планке (см. рис. 71) имелись два отверстия, соответствующие положениям шпирта при попутном или боковом ветрах.

При бейдевинде парус был так обрасоплен, что шкотовые углы находились над судном. В этом положении шпирты были не нужны, так как парус уже работал как косой.

Еще окончательно не выяснено, как викинги брали рифы на прямом парусе. Из текста саг до сего времени не удалось понять, какой несложный и практичный прием они для этого применяли. В частности, неизвестно, брались ли рифы только по нижней шкаторине или еще и по верхней, у рея.

К парусному вооружению относились и гитовы, закрепленные на нижней шкаторине паруса и служившие для подтягивания паруса к рее.

На некоторых наскальных рисунках (см. рис. 7) видно, что к нижней шкаторине обрасопленного четырехугольного паруса прикреплены многочисленные тросы, установленные сеткообразно. Их концы викинги, стоявшие на судне, должны были держать в руках. Ясно, что так держать большой прямой парус площадью около 70 кв. м во время долгого плавания невозможно. Судя же по изображенным на этих рисунках щитам, висящим на борту судна, можно предположить, что судно или входит в гавань или приготовлено к бою: (во время плавания щиты складывались на судне). Поэтому, возможно, подобный такелаж применяли при «парадном входе» в гавань или это просто домысел резчика камня.

Для укладки шпиртов на мачт-фишерсе и в носовой и кормовой оконечностях судна из Гокстада имелись стойки с изогнутой поперечной перекладиной. Хранившиеся на них шпирты могли служить и для натягивания тента, нижние концы которого крепились на планке у стрингера (см. рис. 67). Средняя стойка, установленная на мачт-фишерсе, была несъемной, а крайние — съемными (рис.74). Четырехгранные шпоры стоек препятствовали их вращению в местах крепления.

Собственная масса судна из Гокстада около 9 т, осадка вместе с килем 0,75 м. При экипаже в 70 человек, если считать, что масса каждого равнялась 80 кг, оружия 1,5 т, а продовольствия, воды и постоянного снабжения 3 т, то общая масса составляла 18 т, при этом осадка увеличивалась до 0,9 м (см. рис. 50, 59 и 75).

Судно из Гокстада неоднократно реконструировали.

Музей кораблей викингов в Осло

Уже в 1892 г. был изготовлен его новодел. На этом судне «Викинг» 13 норвежских моряков под командованием капитана Магнуса Андерсона за 40 суток прошли от Бергена через Атлантический океан до Чикаго, где в 1893 г. происходила Всемирная выставка. После плавания Андерсон сказал, что судно при обычной погоде и сильнейшем волнении без труда управлялось одним человеком. Во время плавания оно показало себя приводящимся к ветру. Потребовалось установить фор-стаксель на форштаге, вопреки историческим данным, чтобы уменьшить этот недостаток судна. При плавании максимальная измеренная скорость составляла 11 уз. Эластичное соединение шпангоутов с обшивкой, благодаря которому корпус судна при волнении изгибался, оказалось не недостатком, а достоинством.

Судно было устойчивым даже тогда, когда его без больших усилий на манер викингов команда тащила на берег. Однако попытка идти под веслами закончилась неудачей вследствие малой подготовленности команды.

О поведении небольших судов-реконструкций под парусом и о рыбачьих лодках с прямым парусом сообщается в работе К. Кильланда.

В 1940 г. в Бергене был подготовлен стапель для постройки «длинного» судна викингов, которое должно было быть вдвое длиннее судна из Гокстада, но война помешала этому.

В 1949 г. в Дании было изготовлено судно «Хигин», на котором датчане — потомки викингов — совершили плавание в Англию под веслами и парусом. По современной оценке, плавания на открытых судах викингов были рискованными. Это показал 1950 г. Тогда в Северном море потонуло построенное в Швеции судно-новодел «Ормен Фриске» (рис. 76), причем ни одного человека в живых не осталось. Являлся ли причиной гибели шторм или, если судить по сообщению в найденной бутылочной почте: «Помогите, помогите. «Ормен Фриске», бомбардировка», бомбардировочные учения в районе Гельголанда, до сих пор не выяснено.


Рис. 76. Новодел «Ормен Фриске» («Ormen Friske») судна викингов, Швеция.

От трех лодок викингов, которые лежали на судне, при раскопках в Гокстаде нашли только обломки. Долгое время считалось невозможным реконструировать их из-за очень сильных разрушений. Однако Ф. Йоханессен определил, что киль, штевни и обшивка найденных лодок по ширине отличаются незначительно. Это и помогло начать их восстановление, хотя обломки лежали в беспорядке в собрании древностей университета Осло.

Сегодня реконструированные лодки-ладьи вместе с судном находятся в музее в Осло-Бигдё. По реконструкции, длина лодок составляла 9,75; 8,0 и 6,6 м (рис. 78, 79). Наибольшая из них (ее далее будем называть ладьей №1) имеет наибольшую ширину 1,86 м, высоту борта, включая киль,-0,67 м (рис. 77). Обшивка ее состояла из пяти досов-поясов на каждом борту, толщина которых на миделе — 15 мм, а ближе к штевням — 8 мм. Шпангоуты доходили до третьего пояса и лежали на деревянных выступах, выполненных подобно клампам на досках обшивки, и Т-образном киле как одно целое с ними. Для крепления шпангоутов к обшивке применяли только деревянные нагели. С килем шесть шпангоутов не связаны. Четвертый и пятый пояса скрепляли боковые шпангоуты. На 4-м шпангоуте ладья №1 имела поперечную связь, выполненную аналогично бимсу судна. Укреплена она деревянными и стальными нагелями. Гребные банки и рыбины не сохранились. Полагают, что рыбины свободно лежали на шпангоутах. Вероятно, их изготовляли из тонких сосновых досок, соединенных в отдельные щиты.

На внутренней стороне верхнего пояса, выполненного из ели, укреплены уключины-скармы для трех пар весел. Каждая уключина имеет широкое место для укладки весла и выполнена как одно целое вместе с узкой планкой. Планка с поперечным сечением 45×15 мм и длиной со шпацию между бортовыми шпангоутами крепилась на верхнем поясе тремя деревянными нагелями (рис. 80). Уключины были украшены различными резными узорами (рис. 81).

Массивные «переборочные» шпангоуты в носу и корме усиливали конструкцию штевней, при этом кормовой шпангоут нёс на правом борту руль, установленный так же, как руль на большом судне.


Рис. 82. Деталь штевня ладьи №1 из Гокстада, найденная при раскопках.

Рис. 83. Ступенчатообразный штевень с наставками малой ладьи из Гокстада, выполненный из одного куска дерева.

Интересно выполнены три верхних пояса обшивки в районе штевней. Наставки поясов для обоих бортов включали короткий штевень и были сделаны из одной штуки дерева (рис. 82), к ней клинкерно присоединялись подходившие пояса. Подобные наставки на ладье №1 имелись в районах штевней, где они заменили три обычных пояса, которые были бы здесь очень узкими. Это строительное новшество, когда несколько сложных для изготовления деталей в районе штевня заменяются одной большой, введено и на другой лодке-ладье из Гокстада. На ней весь штевень вместе с оконечностями поясов — наставками — выполнен из одной штуки дерева (рис. 83). Такой прием постройки широко применен и на судах из Скуллелева.

Примечания

Резное деревянное изображение головы дракона или змеи на штевне придавало, по тогдашним верованиям, магическую силу кораблю, защищало его от злых духов и устрашало врагов. Когда викинги приставали к берегу и вытаскивали корабль на сушу, голову зверя снимали, дабы не разгневать местных богов. — Прим. переводчика

OCR: Shel

дальшеоглавление

Copyright © Tim Stridmann

Музей кораблей викингов

Дания с самых своих истоков была прочно связана с морем, которое ее питает, и с викингами, чьи потомки, возможно, продолжают жить на островах.

И было бы удивительно, если бы в современной Дании не организовали музей в честь славных и сильных воинов. Такого, как например, Музей кораблей викингов в городе Роскилле.

Что за музей?

Музей кораблей викингов находится в Дании, на берегу города Роскилле. Это самое популярное место для посещений и времяпровождения у взрослых и детей. Сюда обязательно приезжают любители истории и поклонники северных мужей, чтобы воочию увидеть те ценности, что дошли до наших дней.

Все началось в 1962 году, когда местные рыбаки обнаружили на дне фьорда пять древних кораблей: два военных, два торговых и одно рыбацкое судно. Самый длинный из них был 30 метров вдоль борта. Когда стало понятно, что находке около 1000 лет, корабли со дна аккуратно подняли, отреставрировали и на их базе создали музей. Как оказалось, суда были затоплены специально, чтобы защитить бухту от вражеских атак с моря. Сегодня музей кроме тематики о временах викингов объединяет в себе находки и знания об азах мореходства и культуре судостроения с древности и до Средних веков. Здесь установлен небольшой кинотеатр, где можно посмотреть документальные фильмы о раскопках затонувших судов.

Чем интересен Музей кораблей викингов?

Зал древних кораблей стал первым из музейных сокровищ. Сюда в дальнейшем стали помещать все артефакты, найденные подводными археологами. Также в музее появилась коллекция моделей судов, карты, картины, некоторые предметы, дошедшие до наших времен – все то, что так или иначе связано с поклонниками Одина. Кстати, в 1990 году коллекция музейных кораблей возросла за счет девяти новых найденных экспонатов, причем, самый большой корабль имеет длину уже 36 метров. Это самый крупный артефакт викингов за все время поисков.

В 1997 году Музей кораблей викингов в Роскилле был расширен, к нему присоединили так называемый Музейный полуостров, где расположена верфь и археологическая мастерская. Здесь же размещается на якоре линейка традиционных датских судов.

Музей викингов, корабль викингов дракар в Осло

Мастера с верфи в тандеме с археологами создают суда, которые невозможно отличить от тех, на чем плавали сами викинги. При создании каждого корабля используются воссозданные древние инструменты и старинные технологии, никакого прогресса.

Модели военных кораблей и простых грузовых разместили отдельно так, чтобы можно было детально подойти и рассмотреть каждый из них. А база археологов ведет единый архив всех найденных предметов эпохи. Кстати, для смельчаков существует возможность прокатиться на одном из древних кораблей по окрестностям города.

Как попасть и посетить Музей кораблей викингов?

До одноименной с музеем остановки вас доставит общественный транспорт, например, автобусный маршрут № 203, после чего чрез 5-7 минут неспешной ходьбы вы окажетесь перед Музеем кораблей викингов. К самому входу вас сможет довезти и автомобиль, который можно взять в аренду.

Взрослый билет стоит 115 датских крон, лицам до 18 лет вход бесплатный, а вот студентам – 90 крон. Путешествие на старинном корабле независимо от возраста будет стоить для каждого 80 крон. С июня по август музей рад своим гостям ежедневно с 10 утра до 17:00 вечера, а с сентября по май – до 16:00. Выходной день музея — понедельник.

  • Адрес: Vindebader 12, Roskilde, Дания
  • Телефон: +45 46 300 200
  • Сайт: www.vikingeskibsmuseet.dk/
  • Время работы: 10.00 — 16.00
  • Стоимость посещения: взрослый — 115 крон, студентам — 90 крон, детям до 18 лет — бесплатно

Роскилле — достопримечательности:Все достопримечательности Роскилле

Все места

Музей кораблей викингов

Тем, кто любит захватывающие истории о морских путешествиях, интересен будет Музей кораблей викингов, который располагается на полуострове Бюгдё неподалеку от Осло. Там можно увидеть настоящие корабли викингов и предметы, которые использовались ими при погребении вождей и их родственников. Музей кораблей викингов является частью Музея культуры Университета Осло.

А перед входом расположен памятник норвежскому путешественнику Хельге Маркусу Ингстаду и его жене Анне-Стинэ, которые доказали тот факт, что первооткрывателями нового континента стали именно викинги, и случилось это на 400 лет раньше, чем здесь высадился Христофор Колумб со своими людьми.

История создания музея

Первый Музей кораблей викингов появился в Норвегии в 1913 году, после того как профессор Густафсон выступил с предложением построить отдельное здание для хранения найденных в конце XIX – начале XX веков суден. Строительство было профинансировано Парламентом Норвегии, и в 1926 году был окончен первый зал, который стал пристанищем для Осебергского корабля. Именно 1926 является годом открытия музея.

Залы для двух других кораблей, Тюнского и Гокстадского, были завершены в 1932 году. Планировалась постройка еще одного зала, но из-за II мировой войны строительство было заморожено. Еще один зал был построен только в 1957 году, сегодня в нем располагаются другие находки.

Экспозиция музея

Основными экспонатами музея являются 3 драккара, построенные в IX-X веках. Осебергский корабль находится в самом старом здании музея. Он был найден в 1904 году в кургане неподалеку от города Тёнсберг. Корабль выполнен из дуба. Его длина – 22 м, ширина – 6, он относится к классу легких ладей.

Исследователи считают, что он был построен примерно в 820 году и до 834 года ходил в прибрежных водах, после чего отправился в свой последний путь в качестве погребальной ладьи. Чьим именно гробом стал корабль, точно неизвестно, поскольку курган был частично разграблен; в нем были обнаружены останки двух женщин высокого происхождения, а также некоторые предметы быта, в том числе и повозка, которую сегодня тоже можно увидеть в музее.

Гокстадский корабль был найден в 1880 году, тоже в кургане, но на сей раз около города Саннефьорд. Он также выполнен из дуба, но он почти на 2 м длиннее Осебергского и гораздо массивнее; его борта украшает богатая резьба. Построен он около 800 года.

По мнению ученых, он мог использоваться и для дальних походов, доказательством чего служит тот факт, что точная копия Гокстадского корабля, построенная 12 норвежскими энтузиастами, благополучно пересекла Атлантический океан и достигла побережья Чикаго.

Музей кораблей викингов, Осло: отзывы

Кстати, во время этого путешествия было установлено, что драккар мог развивать скорость 10-11 узлов – при том, что он ходил всего под одним парусом.

Тюнский корабль, построенный примерно в 900 году, находится в самом худшем состоянии – он никогда не реставрировался. Он был найден в так называемом «лодочном кургане» около деревни Рольвсей в Тюне в 1867 году. Длина корабля – 22 м, он был оснащен 12 рядами весел.

На корабли можно взглянуть с высоты – залы музея оснащены специальными балконами, позволяющими подробно разглядеть, как устроена палуба. В еще одном зале выставлены разнообразные предметы, найденные в погребальных курганах: повозки, кровати, кухонная утварь, ткани, трости с наконечниками в виде звериных голов, обувь и многое другое.

Сувенирный магазин

В здании музея работает магазин, в котором можно купить сувениры, связанные с тематикой музея: модели кораблей, буклеты, магнитики с изображением драккаров и другие.

Как посетить музей?

Музей работает ежедневно, летом открывается в 9:00 и работает до 18:00, в зимнее время он открыт с 10:00 до 16:00. Добраться до музея можно с Ратушной площади Осло на катере или на автобусе. Посещение музея обойдется в 80 крон (это чуть меньше $10).

  • Адрес: Hubk Aveny 35, 0287 Oslo, Norge
  • Телефон: +47 22 13 52 80
  • Сайт: www.khm.uio.no/besok-oss/vikingskipshuset
  • E-mail: postmottak@khm.uio.no
  • Время работы: без выходных, с 1 октября по 30 апреля 10:00-16:00, остальное время – 9:00-18:00
  • Дата открытия: 1926 г.

Осло — достопримечательности:Все достопримечательности Осло

Все места

Leave a Comment