Музей прадо Мадрид

Содержание

Что обязательно посмотреть в музее Прадо

Музей Прадо в Мадриде — место сосредоточения шедевров изобразительного искусства. По своей значимости музей Прадо не уступает Лувру или Эрмитажу, но размеры его гораздо меньше, чем у музейных коллег. Но это ничуть не минус, по концентрации шедевров мировой живописи он вне конкуренции.

Общая площадь с новыми залами — 53 тысячи квадратных метров, всего выставлено 1300 полотен живописи, остальное хранится в запасниках музея (около 7000 невыставленных полотен).

Коллекция музея Прадо славится полным собранием картин европейских школ живописи. Среди них испанские, фламандские, мюнхенские, голландские школы. В выставочных залах максимально полно представлены собрания картин Босха, Эль Греко, Веласкеса, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Мурильо и многих других мастеров с мировым именем.

Не смотря на высокую концентрацию шедевров в стенах музея, знакомство с ним проходит легко и безболезненно: вы не устанете от прогулок по выставочным залам.

Благодаря грамотному размещению картин ваша прогулка станет познавательной и вдохновляющей. Ежегодно взглянуть на прекрасное сюда съезжаются два миллиона туристов.

Что посмотреть

Вам может хватить и одного дня, чтобы обойти ключевые полотна и скульптуры мастеров мировой живописи. Входной билет действителен до закрытия музея с правом вернуться.

Если вы устали, но хотите прийти и посмотреть что-то еще, поставьте на билете штамп у охранника, тогда в этот же день можно вернуться еще.

Самые знаменитые картины Прадо в Мадриде — «Портрет Кардинала» Рафаэля Санти, «Три грации» Рубенса, «Триумф смерти» Брейгеля-Старшего, «Воз сена» Босха, «Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко. Еще вас ждет много эллинистических и античных скульптур, вывезенных из Рима.

Помимо художественного искусства, вас ждут драгоценности, посуда, декоративно-прикладное творчество. В здании музея есть кафетерий, где вы можете отдохнуть и перекусить.

В музее хороший сувенирный магазин: есть книжные издания на русском языке, стильные сувениры и многое другое.

Полотно размещены очень грамотно и спокойно. Во время посещения галереи Прадо (Мадрид) нет чувства, что тебя заваливают шедеврами.

Если есть время — разделите первый и второй этажи на разные дни.

За дополнительную плату можно взять аудиогид на русском языке. Но по утверждениям туристов информации в нем недостаточно. Если владеете английским, лучше возьмите аудиогид на нем: информации больше, она систематизирована и интересна.

Контактная информация

Входной билет для взрослых стоит 14 евро. За 23 евро можно купить билет вместе с официальным проспектом музея. Очень грамотный и хорошо издан.
Каждый день с 18:00 до 20:00 (кроме праздников) действует свободный вход.

Время работы: с понедельника по воскресение с 10:00 до 20:00, в воскресение (и праздничные дни) с 10:00 до 19:00.

Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, Spain
Официальный сайт: https://www.museodelprado.es/en/

Официальное видео музея

Схема музея на русском языке

В таком музее хочется посмотреть абсолютно все, но на это можно потратить годы. Предлагаем вам планы музея с маршрутами и основными экспонатами, посмотреть на которые приезжают со всего мира:

  1. Схема нулевого этажа
  2. Схема первого этажа
  3. Схема минус первого и второго этажей

Список картин музея Прадо

  • Албани, Франческо. Суд Париса
  • Албани, Франческо. Туалет Венеры
  • Алонсо Кано. Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом. 1646-1652.
  • Алонсо Санчес Коэльо. Портрет инфант Изабеллы Клары Эухении и Каталины Микаэлы.1575.
  • Альбрехт Дюрер. Портрет неизвестного. Около 1521.
  • Альфаро, Хуан де. Успение Пресвятой Богородицы
  • Амигони, Якопо. Зенон де Сомодевилья
  • Амигони, Якопо. Спас Нерукотворный
  • Ангишола, Лючия. Петр Манна, врач из Кремоны
  • Анджелико, Фра Беато. Благовещение
  • Андреа дель Сарто. Мадонна с младенцем
  • Андреа дель Сарто. Портрет женщины
  • Андреа ди Лионе. Путешествие Иакова
  • Андреа ди Лионе. Слоны в цирке
  • Анишола Софонисба. Портрет короля Филиппа II. 1565-1573.
  • Аноним. Аллегория воздуха
  • Аноним. Диего Уртадо де Мендоса
  • Аноним. Кормящая Мадонна
  • Аноним. Коррида
  • Аноним. Мадонна с младенцем и св Анна
  • Аноним. Пейзаж
  • Аноним. Портрет ребенка
  • Аноним. Распятие
  • Аноним. Св Екатерина
  • Аноним. Святая Троица
  • Аноним. Святой Себастьян
  • Аноним. Тайная вечеря
  • Антон Рафаэль Менгс. Портрет Карлоса де Бурбон, принца Астурийского. 1766.
  • Антон Рафаэль Менгс. Портрет короля Карлоса III. 1767.
  • Антон Рафаэль Менгс. Портрет Марии Луизы Пармской, принцессы Астурийской. 1766.
  • Антонелло да Мессина. Мертвый Христос
  • Антонио де Переда-и-Сальгадо. Святой Иероним. 1643.
  • Антонио Йоли. Отплытие Карлоса III
  • Антонио Каринсеро. Подъем шара Монгольефа в Аранхуэсе. 1784.
  • Антонис Ван Дейк. Портрет мужчины с лютней. 1622-1632.
  • Антонис Мор. Портрет Пехерона, шута графа Бенавенто. 1559-1561.
  • Ареллано, Хуан де. Корзина с цветами
  • Бадиле, Джованни Антонио. Портрет дамы
  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Богоматерь с четками. 1650-1655.
  • Бартоломе Эстебан Мурильо. Добрый пастырь. 1655-1660.
  • Бассано, Леандро. Отплытие венецианского дожа
  • Бассано, Леандро. Увенчание тернием
  • Бассано, Леандро. Якопо Бассано старший
  • Бассано, Франческо и Якопо. Грехопадение Адама
  • Бассано, Франческо. Изгнание торговцев из храма
  • Бассано, Франческо. Тайная вечеря
  • Бассано, Якопо. Вход животных в Ноев ковчег
  • Бассано. Весна
  • Бассано. Ной после потопа
  • Бассано. Поклонение пастухов
  • Батони, Помпео Джироламо. Джордж Ледж
  • Батони, Помпео Джироламо. Фрэнсис Бассет
  • Беллини , Джованни. Мадонна с младенцем
  • Беньямин Герритс Кейп. Поклонение пастухов
  • Берругете, Педро. Два волхва
  • Берругете, Педро. Поклонение волхвов
  • Берругете, Педро. Св Павел
  • Берругете, Педро. Св Петр
  • Бонито, Джузеппе. Посольство Турции в Неаполе
  • Бонифацио деи Питати. Поклонение пастухов
  • Буонавентура Лильи и Филиппо Пальотта.
  • Ваккаро, Андреа. Святая Агата
  • Веласкес, Диего Родригес де Сильва.
  • Веронезе. Брак в Кане Галилейской
  • Веронезе. Венера и Адонис
  • Веронезе. Иисус и капернаумский сотник
  • Веронезе. Лавиния Вечеллио
  • Веронезе. Ливия Колонна
  • Веронезе. Мученичество Св Мены
  • Веронезе. Сусанна и старцы
  • Виктория, Висенте. Оружие и охотничье снаряжение
  • Виттель, Каспар Адрианс ван. Вид Венеции
  • Вуэ, Симон. Надежда, Любовь и Красота
  • Гальего, Фернандо. Пьета
  • Гверчино. Кающаяся Магдалина
  • Гверчино. Сусанна и старцы
  • Гвидо Рени. Богоматерь с младенцем в кресле. 1624-1625.
  • Гейнсборо, Томас. Роберт Батчер
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де.
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Гаспар
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Карлос IV
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Комедианты
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Непорочное зачатие
  • Гойя и Лусиентес, Франсиско де. Хосе Монино
  • Греко, эль. Поклонение пастухов
  • Греко, эль. Св Себастьян
  • Джакинто, Коррадо. Битва при Клавихо
  • Джакинто, Коррадо. Бичевание Христа
  • Джакинто, Коррадо. Восход Солнца и Триумф Вакха
  • Джакинто, Коррадо. Жертвоприношение Ифигении
  • Джакинто, Коррадо. Мир и Порядок
  • Джакинто, Коррадо. Св Лаврентий во славе
  • Джакинто, Коррадо. Святая Троица
  • Джакинто, Коррадо. Снятие с креста
  • Джакинто, Коррадо. Увенчание тернием
  • Джентилески, Орацио. Нахождение Моисея
  • Джентилески, Орацио. Св Франциск
  • Джованни Баттиста Тьеполо. Явление трех ангелов Аврааму. 11768-1769.
  • Джоли, Антонио. Вид на порт Карла де Бурбона
  • Джордано, Лука. Авраам дает Богу обет
  • Джордано, Лука. Авраам и три ангела
  • Джордано, Лука. Битва при Сен-Кантене
  • Джордано, Лука. Благоразумие Авигеи
  • Джордано, Лука. Богородица спасает св Бригитту
  • Джордано, Лука. Вирсавия в купальне
  • Джордано, Лука. Вознесение Девы Марии
  • Джордано, Лука. Геркулес на костре
  • Джордано, Лука. Жертвоприношение Исаака
  • Джордано, Лука. Исаак и Ревекка
  • Джордано, Лука. Карл II, король Испании, верхом
  • Джордано, Лука. Мариана Нойбург, королева Испании
  • Джордано, Лука. Опьяненный Лот с дочерьми
  • Джордано, Лука. Персей с головой Медузы
  • Джордано, Лука. Победа израильтян и Песнь Деворы
  • Джордано, Лука. Поражение Сисары
  • Джордано, Лука. Поцелуй Иуды
  • Джордано, Лука. Путешествие Иакова в Ханаан
  • Джордано, Лука. Рубенс пишет Аллегорию Мира
  • Джордано, Лука. Самсон и лев
  • Джордано, Лука. Святая Розалия
  • Джордано, Лука. Святое семейство
  • Джордано, Лука. Святое семейство
  • Джордано, Лука. Святое семейство со св Иоанном
  • Джордано, Лука. Слезы святого Петра
  • Джордано, Лука. Сон св Иакова
  • Джордано, Лука. Суд Соломона
  • Джордано, Лука. Флора
  • Джордано, Лука. Хвалебная песнь пророчицы Мириам
  • Джордано, Лука. Христос с Крестом
  • Диего Веласкес. Портрет королевы Марианны Австрийской. 1652-1653.
  • Диего Веласкес. Портрет короля Филиппа IV. 1653-1657.
  • Диего Веласкес. Портрет шута Дона Диего де Аседо (Эль Примо). 1644.
  • Доменикино. Жертвоприношение Исаака
  • Доменикино. Похороны римского императора
  • Досси, Доссо. Дама в зеленом тюрбане
  • Дюге, Гаспар. Буря
  • Дюге, Гаспар. Пейзаж с пастухом
  • Дюге, Гаспар. Пейзаж с путниками
  • Жан Ранн. Портрет Карлоса III в детстве. 1723.
  • Жорж де Латур. Слепой музыкант с колесной лирой. 1625-1630.
  • Иероним Босх. Извлечение камня глупости. После 1490.
  • Кавароцци, Бартоломео. Святое семейство
  • Кальяри, Карло. Святая Агата
  • Камбьязо, Лука. Смерть Лукреции
  • Камило, Франсиско. Лежащий Христос
  • Камило, Франсиско. Святой Иоахим
  • Кано, Алонсо. Св Бернард и Дева Мария
  • Кантарини, Симоне. Святое семейство
  • Караваджо, Микеланджело Меризи да.
  • Кардучо, Висенте. История св Жана де Мата
  • Карраччи , Аннибале. Пейзаж с купальщиками
  • Карраччи, Агостино. Тайная вечеря
  • Карраччи, Лодовико. Моление о чаше
  • Карреньо де Миранда, Хуан. Пир Ирода
  • Кастильо, Хосе дель. Два музыцирующих мальчика
  • Кастильо, Хосе дель. Игра мальчиков
  • Кастильо, Хосе дель. Коршун с добычей
  • Кастильоне, Джованни Бенедетто. Диоген в поисках
  • Кахес, Еухенио. Легенда о Леде
  • Кахес, Еухенио. Поклонение волхвов
  • Кей, Адриан Томас. Семейный портрет
  • Клаудио Коэльо. Святой Доминик де Гусман. 1675.
  • Клод Лоррен. Пейзаж с отшельником. 1638.
  • Кольянтес, Франсиско. Святой Онофрий
  • Конча, Себастьяно. Александр Великий в Иерусалиме
  • Конча, Себастьяно. Идолопоклонство Соломона
  • Коррадо Джакунито. Рождение Солнца и триумф Вакха. 1761.
  • Корреджо. Мадонна с младенцем и святой Иоанн
  • Корреджо. Не прикасайся ко Мне
  • Корте, Хуан де ла. Похищение Елены
  • Корте, Хуан де ла. Сожжение Трои
  • Коэльо, Клаудио. Непорочное зачатие
  • Крайер, Каспар де. Римское Милосердие
  • Креспи, Даниэле. Бичевание Христа
  • Ланфранко, Джованни ди Стефано. Навмахия
  • Ланфранко, Джованни ди Стефано. Похороны
  • Ланфранко, Джованни ди Стефано. Речь римского императора
  • Леонардо да Винчи, Джоконда или Мона Лиза
  • Личинио, Бернардино. Женский портрет
  • Лопес и Портана, Висенте. Мария Пилар
  • Лопес и Портана, Висенте. Освобождение св Петра
  • Лопес и Портана, Висенте. Сеньора Делисадо
  • Лопес и Портана, Висенте. Хосе Гутьеррес
  • Лотто, Лоренцо. Кающийся св Иероним
  • Лоуренс, Томас сэр. Джон Фейн, 10-й граф
  • Лоуренс, Томас сэр. Мисс Марта Карр
  • Луи Мишель Ванлоо. Портрет короля Филиппа V. 1732-1742.
  • Луини, Бернардино. Саломея получает голову
  • Луини, Бернардино. Святое семейство
  • Луис Мелендес. Натюрморт с коробкой слдостей, кренделем и другими предметами. 1770.
  • Луис Мелендес. Натюрморт с куском лосося, лимоном и тремя сосудами. 1772.
  • Лука Джордано. Конный портрет короля Карлоса II.
  • Лука Джордано. Конный портрет Марианны Нойбургской королевы Испании.
  • Льянос, Фернандо. Мадонна с младенцем
  • Мадрасо и Гаррета, Раймундо де.
  • Мадрасо и Гаррета, Раймундо де. Мануэла
  • Маино, Фра Хуан Батиста. Пейзаж со св Иоанном
  • Маино, Фра Хуан Батиста. Пейзаж со святым
  • Маино, Фра Хуан Батиста. Пятидесятница
  • Маломбра, Пьетро. Зал Совета во дворце Дожей
  • Мантенья, Андреа. Смерть Девы Марии
  • Маратти, Карло. Мадонна с младенцем во славе
  • Мартинес дель Масо, Хуан Батиста. Диана
  • Массейс, Квентин. Старуха, рвущая на себе волосы
  • Мастер из Авилы. Голгофа
  • Маэлья, Мариано Сальвадор. Богиня Земли Кибела
  • Микеланджело да Караваджо. Давид, победитель Голиафа. 1596-1600.
  • Миревельт, Михиль Янс ван. Портрет дамы
  • Моралес, Луис де. Поклонение волхвов
  • Морони, Джованни Баттиста. Военный
  • Мостарт, Ян. Портрет молодого человека
  • Мурильо, Бартоломе Эстебан. Николас Омасур
  • Нани, Мариано. Охотничьи трофеи: заяц и две куропатки
  • Нани, Мариано. Охотничьи трофеи: куропатка, утка
  • Никола Пуссен. Святая Цецилия. 1628-1629.
  • Новелли, Пьетро. Воскресение Христово
  • Нуньес дель Валье, Педро. Поклонение волхвов
  • Нуцци, Марио. Серебряная ваза на драпировке
  • Орренте, Педро. Автопортрет
  • Орренте, Педро. Св. Иоанн Златоуст
  • Падованино. Орфей и животные
  • Паломино и Веласко, Асисло Антонио. Аллегория
  • Паломино и Веласко, Асисло Антонио. Пятидесятница
  • Пальма иль Джоване. Обращение Павла
  • Пальма иль Джоване. Пьета
  • Пальма иль Джоване. Триумф Давида
  • Панель из Сен-Жиль
  • Панини, Джованни Паоло. Изгнание торговцев из храма
  • Панини, Джованни Паоло. Руины с людьми
  • Панини, Джованни Паоло. Руины с пирамидой
  • Панини, Джованни Паоло. Христос среди книжников
  • Паоло Веронезе. Кающаяся Мария Магдалина. 1583.
  • Парет и Алькасар, Луис. Микаэла Мария де лас
  • Пармиджанино. Амур
  • Пармиджанино. Камилла Гонзага
  • Пармиджанино. Пьетро Мария Росси
  • Пармиджанино. Святая Варвара
  • Пармиджанино. Святое семейство с ангелами
  • Паррасио, Микеле. Поклонение Христу Святого Папы
  • Пенни, Джованни Франческо. Преображение Господне
  • Питер Пауль Рубенс. Конный портрет короля Филиппа II. 1630-1640.
  • Питер Пауль Рубенс. Персей, освобождающий Андромеду. 1639-1640.
  • Питер Пауль Рубенс. Портрет Марии Медичи, королевы Франции. 1622.
  • Питер Пауль Рубенс. Смерть Сенеки
  • Пьерр, Жан-Батист-Мари. Диана и Каллисто
  • Пьерр, Жан-Батист-Мари. Юпитер и Антиопа
  • Пьетро да Кортона. Рождество
  • Пьетро делла Веккиа. Сократ и два ученика
  • Рафаэль и Джулио Романо. Святая Родня
  • Рафаэль Санти. Святое семейство с ягненком. 1507.
  • Рафаэль. Андреа Наваджеро
  • Рафаэль. Встреча Марии и Елизаветы
  • Рафаэль. Кардинал
  • Рафаэль. Мадонна с младенцем с архангелом
  • Рафаэль. Падение Христа на пути к Голгофе
  • Рафаэль. Святое семейство
  • Рафаэль. Святое Семейство по дубом
  • Рафаэль. Святое семейство с ягненком
  • Рейнольдс, сэр Джошуа. Г-н Джеймс Бурдье
  • Рени, Гвидо. Амур
  • Рени, Гвидо. Гипомен и Аталанта
  • Рени, Гвидо. Девушка с розой
  • Рени, Гвидо. Клеопатра
  • Рени, Гвидо. Мадонна на троне
  • Рени, Гвидо. Святая Каталина
  • Рени, Гвидо. Святой Иаков Старший
  • Рени, Гвидо. Святой Петр
  • Рени, Гвидо. Святой Себастьян
  • Реччо , Джузеппе. Натюрморт с цветами
  • Риси, Франсиско. Св Антоний Аббат
  • Рогир ван дер Вейден. Оплакивание. 1450.
  • Романелли, Джованни Франческо. Римские гладиаторы
  • Ромни, Джордж. Мастер Уорд
  • Рубенс, Питер Пауль. Конный портрет герцога
  • Сакки, Андреа. Художник Франческо Альбани
  • Санчес Котан, Хуан. Бригита дель Рио
  • Санчес, Рамон Мариано. Мост Бадахос
  • Сассоферрато. Мадонна в молитве
  • Сассоферрато. Мадонна со спящим младенцем
  • Сваневельт, Херман ван. Пейзаж с путешественника
  • Себастьяно дель Пьомбо. Иисус с крестом
  • Себастьяно дель Пьомбо. Христос с Крестом
  • Сересо, Матео. Стигматизация Святого Франциска
  • Серодине, Джованни. Св Маргарита воскрешает маль…
  • Серра, Хайме. История Иоанна Крестителя
  • Серра, Хайме. История Марии Магдалины
  • Солимена, Франческо. Автопортрет
  • Солимена, Франческо. Иоанн Креститель
  • Станционе, Массимо. Жертвоприношение Вакху
  • Станционе, Массимо. Усекновение главы Иоанна
  • Строцци, Бернардо. Святая Вероника
  • Сурбаран, Франсиско де. Непорочное зачатие
  • Сурбаран, Франсиско де. Святая Евфимия
  • Сурбаран, Франсиско де. Фрай Диего де Деса
  • Техео Диас, Рафаэль. Сидящая девушка
  • Тинторетто, Доменико. Женщина с обнаженной грудью
  • Тинторетто, Доменико. Крещение Господне
  • Тинторетто, Доменико. Молодая венецианка
  • Тинторетто, Доменико. Молодая венецианка
  • Тинторетто. Венецианский адмирал
  • Тинторетто. Венецианский магистрат
  • Тинторетто. Иосиф и жена Потифара
  • Тинторетто. Марко Гримани
  • Тинторетто. Нахождение Моисея
  • Тинторетто. Похищение Елены
  • Тинторетто. Рыцарь с золотой цепью
  • Тинторетто. Сусанна и старцы
  • Тинторетто. Царица Савская перед Соломоном
  • Тинторетто. Эсфирь перед Артаксерксом
  • Тинторетто. Юдифь и Олоферн
  • Тинторетто. Юдифь и Олоферн
  • Тициан Вечеллио. Венера с Амуром и органист. 1555.
  • Тициан Вечеллио. Портрет императора Карла V с собакой. 1533.
  • Тициан. Ecce Homo
  • Тициан. Автопортрет
  • Тициан. Адам и Ева
  • Тициан. Аллегория Войны и Религии
  • Тициан. Вакханалия
  • Тициан. Великан Титий
  • Тициан. Венера и Адонис
  • Тициан. Венера с Купидоном и органистом
  • Тициан. Венера, наслаждающаяся органной музыкой
  • Тициан. Даная
  • Тициан. Даниэле Барбаро, кардинал Аквилеи
  • Тициан. Императрица Изабелла Португальская
  • Тициан. Карл V в битве при Мюльберге
  • Тициан. Карл V с собакой
  • Тициан. Мадонна с младенцем и свв Георгием
  • Тициан. Мадонна с младенцем со свв Антонием
  • Тициан. Моление о чаше
  • Тициан. Мужчина с горностаевой накидкой
  • Тициан. Обращение маркиза дель Васто
  • Тициан. Отдых на пути в Египет
  • Тициан. Падение Христа на пути к Голгофе
  • Тициан. Погребение Христа
  • Тициан. Погребение Христа
  • Тициан. Поклонение волхвов
  • Тициан. Праздник Венеры
  • Тициан. Рыцарь с часами
  • Тициан. Саломея с головой Иоанна Крестителя
  • Тициан. Святая Каталина
  • Тициан. Сизиф
  • Тициан. Слава
  • Тициан. Федерико II Гонзага, герцог мантуанский
  • Тициан. Филипп II
  • Тициан. Филипп II, после победы при Лепанто
  • Тициан. Христос в образе Садовника
  • Тициан. Христос с Крестом
  • Траини, Франческо. Мадонна с младенцем
  • Тристан, Луис. Св Петр из Алькантары
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Видение св Пасхалия
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Королева Зенобия
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Непорочное зачатие
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Олимп
  • Тьеполо, Джованни Баттиста. Св Антоний Падуански…
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Бичевание Христа
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Моление о чаше
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Падение на пути
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Погребение Христа
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Распятие
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Снятие одежд с Христа
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Снятие с креста
  • Тьеполо, Джованни Доменико. Увенчание тернием
  • Фальконе, Аньелло. Гладиаторы
  • Фальконе, Аньелло. Изгнание торговцев из храма
  • Фальконе, Аньелло. Концерт
  • Финсон, Луи. Благовещение
  • Фортуни и Марсаль, Мариано. Сыновья художника
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Осень (сбор винограда). 1786-1787.
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет генерала Хосе де Уррутис. 1798.
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет короля Фердинанда VII в королеской мантии. 1814-1815.
  • Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Портрет маркизы де Санта Крус. 1805.
  • Франциско де Сурбаран. Агнец божий. 1635.
  • Франциско де Сурбаран. Распятие с донатором. 1640.
  • Франческо Джованни Гверчино. Кающаяся Мария Магдалина. 1645-1649.
  • Фурини, Франческо. Лот и его дочери
  • Хиепес, Томас. Натюрморт
  • Хуан Баутиста Майно. Поклонение пастухов. 1612-1614.
  • Хуан Баутиста Мартинес дель Масо. Портрет Маргариты Австрийской. 1665-1666.
  • Хуан ван дер Хамен и Леон. Портрет карлика. 1625-1630.
  • Хуан де Арельяно. Корзина цветов. 1670.
  • Хуан Карреньо де Миранда. Портрет русского посла Петра Потемкина. 1681.
  • Хуан Пантох де ла Крус. Портрет королевы Изабеллы Валуа. 1604-1608.
  • Хуан Санчес Котан. Натюрморт с дичью, овощами и фруктами.1602.
  • Хуан Фландрский. Вознесение Господне
  • Хуан Фландрский. Воскрешение Лазаря
  • Хуан Фландрский. Моление о чаше
  • Хусепе де Рибера. Исаак, благославляющий Иакова. 1657.
  • Хусепе де Рибера. Святой Рох. 1631.
  • Черрини, Джованни Доменико. Время
  • Ши, сэр Мартин Арчер. Г-н Сторер
  • Эль Греко. Портрет неизвестного с рукой на груди. 1580.
  • Эль Греко. Святое семейство со святой Анной и маленьким Иоанном Крестителем. 1600-1605.
  • Эль Греко. Христос, обнимающий крест. 1600-1605.
  • Эскивель и Суарес де Урбина, Антонио Мария.
  • Эспиноса, Херонимо Хасинто. Кающаяся Магдалина
  • Якоб Йорданс. Мелеагр и Аталанта. 1620-1623(правай часть).1640-1650(левая часть).
  • Якопо дель Конте. Святое семейство
  • Якопо Тинторетто. Женщина, обнажающая грудь. 1580-1590.
  • Якопо Тинторетто. Портрет неизвестного с золотой цепью. 1555.

Диего Веласкес. Менины (фрагмент). 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

Свое знакомство с музеем Прадо я начала с книжного подарочного издания. В те стародавние времена проводной интернет был лишь мечтой и увидеть работы художников реальнее было именно в напечатанном виде.

Тогда я и узнала, что музей Прадо считается одним из самых выдающихся музеев мира и входит в двадцатку самых посещаемых.

Появилось жгучее желание его посетить, хотя на тот момент поездка в Испанию казалась чем-то недостижимым (перемещалась я исключительно на поездах, даже если на поездку из одного города в другой требовалось двое суток! Самолет был слишком роскошным средством передвижения).

Однако спустя 4 года после приобретения книги о музее, я увидела его воочию.

Да, я не была разочарована. Особенно меня поразили коллекции Веласкеса, Рубенса, Босха и Гойи. В общем, в этом музее есть, от чего впечатлиться любителю живописи.

Хочу поделиться своей мини-коллекцией самых любимых работ.

1.Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг.

Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя написал картину “Молочница из Бордо” в последние годы своей жизни, когда уже жил во Франции. Картина грустная, минорная и в то же время гармоничная, лаконичная. Для меня эта картина – то же, что прослушать приятную и легкую, но грустную мелодию.

Картина написана в стиле импрессионизма, хотя до его расцвета еще пройдет полвека. Творчество Гойи серьезно повлияло на формирование художественного стиля у Мане и Ренуара.

2. Диего Веласкес. Менины. 1656 г.

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

“Менины” Веласкеса – один из немногих заказных семейных портретов, при создании которого художника никто не ограничивал. Поэтому она так необычна и интересна. Так мог себя вести разве что Франсиско Гойя: спустя 150 лет он нарисовал портрет другой королевской семьи, также позволяя себе вольности, пусть и другого толка.

А что собственно интересного в сюжете картины? Предполагаемые главные герои находятся за кадром (королевская чета) и отображаются в зеркале. Мы же видим то, что видят они: рисующего их Веласкеса, его мастерскую и свою дочь с девушками служанками, которых и называли менинами.

Интересная деталь: в комнате нет люстр (только крюки для их подвески). Получается, что художник работал только при дневном свете. А вечером был занят придворными делами, которые сильно отвлекали его от живописи.

О шедевре читайте также в статье «Менины» Веласкеса. О картине с двойным дном».

3. Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. Зал 2.

Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. музей Прадо, Мадрид.

Впервые познакомилась с Лорреном в … съемной квартире. Там висела репродукция этого пейзажиста. Даже она передавала, насколько художник умел изображать свет. Лоррен, кстати, первый художник, который досконально изучал свет и его преломление.

Поэтому не удивительно, что, несмотря на чрезвычайную непопулярность пейзажной живописи в эпоху Барокко, Лоррен тем не менее был известным и признанным мастером еще при жизни.

Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

4. Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Зал 29.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Музей Прадо, Мадрид.

В музее Прадо хранится одна из самых значительных коллекций работ Рубенса (78 работ!). Его пасторальные работы очень приятны глазу и созданы в первую очередь для удовольствия от созерцания.

С эстетической точки зрения среди работ Рубенса сложно выделить какую-то одну. Однако особенно мне нравится картина “Суд Париса” скорее из-за самого мифа, сюжет которого изобразил художник – выбор “самой прекрасной женщины” привел к длительной Троянской войне.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь в одной картине».

5. Эль Греко. Басня. 1580 г. Зал 8b.

Эль Греко. Басня. 1580 г. Музей Прадо, Мадрид.

Несмотря на то, что у Эль Греко есть гораздо более известные полотна, мне больше всего импонирует именно эта картина. Она не совсем типична для художника, который чаще писал на библейские темы с характерными вытянутыми телами и лицами изображенных персонажей (живописец, кстати, похож на героев своих картин – такой же худощавый с длинным лицом).

Судя по названию, это картина-аллегория. На сайте музея Прадо выдвигается гипотеза, что разгорающийся от небольшого дуновения уголек означает легко вспыхивающее сексуальное влечение.

6. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1505 гг. Зал 56а.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Если вам нравится Босх, в музее Прадо вы найдете самую большую коллекцию его работ (12 работ).

Конечно, самая знаменитая из них – Сад земных наслаждений. Перед этой картиной можно простоять очень долго, рассматривая большое количество деталей на трех частях триптиха.

Босх, как и многие его современники в средневековье, был очень набожным человеком. Это еще более удивительно, что от религиозного живописца никак не ожидаешь такой игры воображения!

Более подробно о картине читайте в статьях: “Сад земных наслаждений” Босха: в чем смысла самой фантастической картины Средневековья”.

7. Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Зал 58.

Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.

Я, конечно, была потрясена этой картиной (это правая створка триптиха; левая створка также хранится в Прадо; центральная же часть утеряна). Мне было сложно поверить, что в 15 веке создавали буквально фотографическое изображение. Это же сколько нужно мастерства, времени и терпения!

Сейчас я, конечно, полностью согласна с версией английского художника Дэвида Хокни о том, что подобные картины рисовали с помощью вогнутых зеркал. Они проецировали на холст отображаемые предметы и просто обводились мастером – отсюда такая реалистичность и детализированность.

Ведь недаром работы Кампена так похожи на работы другого более знаменитого фламандского художника Яна ван Эйка, который также владел этой техникой.

Однако от этого картина не теряет своей ценности. Ведь перед нами по сути фотографическое изображение быта людей 15 века!

***

Только поставив в ряд свои любимые работы музея Прадо, поняла, что временной охват получился серьезным – 15-19 века. Это сделано не предумышленно, цели показать разные эпохи у меня не было. Просто шедевры, которые сложно не оценить, создавались во все времена.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Оксана Копенкина

PS. Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»

Музей Прадо в Мадриде является одним из самых знаменитых собраний предметов искусства в мире, не уступая по богатству собраниям Лувра и Эрмитажа. Фундамент коллекции составляет испанская живопись, впоследствии дополненная полотнами и скульптурами работы авторов из других стран. Творения Рубенса, Рафаэля, Брейгеля, Гойи, Босха, Веласкеса и других титанов живописи ежегодно привлекают в столицу Испании более двух миллионов человек в год.

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.). В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт. Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора. Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

В 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

Диего Веласкес «Менины»

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV». Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги. За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

На картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко «Поклонение пастухов»

Эль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV»

Посетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Знаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду. Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Питер Пауль Рубенс «Три грации»

Каждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

Отзывы о музее

Игорь, Екатеринбург:

«Я не являюсь фанатом музеев, максимум, выдерживаю 2 часа. Но не ожидал, что не захочется уходить. Обычно в картинных галереях через какое-то время у меня всё начинает сливаться и мельтешить. В Прадо залы достаточно скромные, между картинами большие расстояния, что позволяет их лучше воспринимать. Из увиденного больше всего понравилось «Непорочное зачатие» Тьеполо и «Сад» Босха. Хотя и запрещено фотографировать, я тихонько сделал несколько селфи. Никто не сделал замечания. В общем, всё понравилось».

Галина, Нижний Новгород:

«У меня появилась идея-фикс посетить этот музей после прочтения раскрученного романа «Хозяин музея Прадо». Хоть историки искусства его и критикуют, меня он восхитил! В музее я с удовольствием рассматривала описываемые картины, вспоминала загадки из книжки. За один поход не уложилась, сходила туда два раза. Один раз воспользовалась бесплатной возможностью за два часа до закрытия. Думала, что будет большая очередь, но по сравнению с Лувром и ватиканскими музеями, почти никого и не было – отстояла ровно 10 минут»

Лариса, Санкт-Петербург:

«Я не была в Лувре, поэтому мне было интересно посмотреть «Джоконду», точнее, её копию того же времени. Честно скажу, не впечатлила. А вот Эль Греко мне очень понравился, просто по-новому открыла для себя этого художника. С языками у меня плохо. Перед поездкой в Мадрид читала в Интернете, что все надписи на испанском и английском. Поэтому изначально брала аудиогид на русском (6 евро). Фоткать запрещено, палку для селфи на входе сказали сдать в камеру хранения, она в этом же здании».

Коллекции музея

В коллекции музея хранятся одни из наиболее полных собраний Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко.

Произведения в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII в (Тьеполо). На 1-м этаже главным центром выставки являются картины Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески расположены на первом этаже. Творения художников венецианской школы — Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано — образуют один из самых насыщенных живописных ансамблей Прадо.

Многие картины итальянских мастеров были приобретены королями Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV. Особенно приобретались картины художников из Венеции.

  • Сандро Боттичелли
    История Настаджо дельи Онести
    1483

  • Рафаэль Санти
    Портрет Кардинала
    1510—1511

  • Андреа дель Сарто
    Мадонна с младенцем и ангелом
    1520—1530

  • Тициан
    Даная
    1554

Фламандское Искусство

Произведения фламандских художников оказались в коллекции музея не случайно — более полутора веков провинции современных Бельгии, Нидерландов и Люксембурга принадлежали испанской короне. По этой причине многие фламандские художники работали в Испании. Картины фламандских примитивистов — Вейдена, Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI века выставлены на нулевом этаже. Одним из главных шедевров фламандской школы в музее является картина Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть великолепное собрание фламандской живописи XVII — творения Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других авторов.

  • Иоахим Патинир
    Переправа через реку Стикс
    1515

  • Иероним Босх
    Воз сена
    1550

  • Питер Брейгель старший
    Триумф смерти
    1560

  • Рубенс
    Три грации
    около 1635

Испанское Искусство

Наиболее широко представлена в музее испанская живопись. Следуя хронологическому критерию, Прадо предлагает вниманию посетителей произведения различных эпох: от романской настенной живописи XII века до творчества Гойи первой трети XIX века. В музее представлены средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века. На нулевом этаже представлена живопись Средних веков и Возрождения. На первом этаже размещена экспозиция картин Эль Греко, Веласкеса, Риберы, Мурильо, Сурбарана и других художников Золотого века. Ансамбль испанской живописи в Прадо венчают творения Гойи, которые можно увидеть на 0, 1 и 2 этажах.

  • Диего Веласкес
    Менины
    1656—1657

  • Диего Веласкес
    Портрет короля
    Филиппа IV
    1634—1635

  • Эль Греко
    Рыцарь с рукой на груди
    1570—1578

Немецкая школа

Небольшая, но выдающаяся коллекция немецкой живописи включает в себя произведения, созданные в период с XVI по XVIII вв. Один из залов на 0 этаже посвящён шедеврам Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. На 2 этаже представлены картины Антона Рафаэля Менгса в неоклассическом стиле.

Английская школа

В настоящее время в музее хранится замечательная коллекция портретов XVIII века — эпохи культурного расцвета Англии — и XIX века. На 1 этаже расположена коллекция картин Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.

Французская школа

Тесные отношения между Испанией и Францией в XVII веке, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в Прадо. На 1 этаже размещены картины Пуссена и Лоррена.

Рисунки и эстампы

Музей насчитывает около 4000 рисунков, в числе которых выделяется самая крупная коллекция рисунков и эстампов Гойи, включающая 500 произведения художника. Рисунки и гравюры из фондов Прадо периодически демонстрируются на выставках музея.

Скульптура

Более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI—XIX вв., показывают развитие этого жанра архаического периода до эллинистической и римской эпох. Коллекцию дополняют творения скульпторов Леона, созданные по заказу Карла V и Филиппа II в XVI веке.

Декоративное искусство

В залах музея выставлены столы и консоли XVI—XVIII вв., кассоне, письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция — «Сокровище дофина» — включает драгоценные предметы, унаследованные Филиппом V от отца — Великого дофина. Сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.

Хронология

  • 1775 — по поручению Карла III Испанского архитектор Хуан де Вильянуэва начинает составлять эскизный план для здания Музея естественной истории.
  • 1809 — Жозефом Бонапартом издаётся королевский указ об учреждении Музея живописи.
  • 1810 — Жозеф Бонапарт своим указом учреждает галерею живописи во дворце Паласио Буэнависта (первоначально владельцем галереи была герцогиня Альба, позже — премьер-министр при дворе короля Карла IV, господин Годой).
  • 1811 — дворец Прадо практически завершён, но умирает Хуан де Вильянуэва. В ходе Испано-французского конфликта французские войска, оккупировавшие Мадрид, используют здание под конюшни, металлическая крыша разбирается и пускается на хознужды армии (впоследствии крыша была заменена на черепичную).
  • 1814 — Фердинанд VII по инициативе королевы Марии Изабеллы де Браганза Исидоро Монтенегро принимает решение открыть в пустующем Прадо картинную галерею.
  • 1818 — основан Королевский музей.
  • 1819 — Фердинанд VII официально проводит церемонию открытия Королевского музея. До 1829 г. в Музей поступает существенная часть королевской коллекции.
  • 1829 — в фонд Музея от герцога Сан Фердинандо передана первая картина — это «Распятие Христа» Д.Веласкеса.
  • 1835 — опубликован известный указ Мендизабала об отмене ограничительных условий по наследованию церковного имущества и большое количество полотен из различных монастырей и церквей передано в монастырь Ла Тринидад. Позже эта галерея искусств превратится в Музей де ла Тринидад.
  • 1838 — из-за боевых действий (война с Карлом) в Прадо поступило большое количество картин из дворцов в окрестностях Мадрида, в том числе из Эскориала.
  • 1843 — составлен каталог коллекции Прадо, в него вошло 1949 работ.
  • 1869 — после свержения королевы Изабеллы II музей национализирован.
  • 1879—1882 — гобеленовые этюды Ф.Гойи из королевского дворца в Мадриде, а также полное собрание произведений из Музея де ла Тринидад переданы в Прадо.
  • 1881 — музей получает в дар от барона д’Эрлангера «Чёрные картины» Ф.Гойи.
  • 1883—1889 — здание достраивается, добавляются новые залы. Проектированием занимался архитектор Хареньо.
  • 1889 — музей принимает в дар более 200 картин от герцогини Пастраны.
  • 1912 — учреждён Совет попечителей музея.
  • 1914—1930 — идёт достройка здания, появляются новые залы. Так, в 1927 г. архитектором Арбо была разработана идея расширения задней части здания. Затем архитектором Педро де Мугуруса была перестроена центральная галерея, а также пристроена новая лестница в северной части здания. За эту перестройку архитектор подвергся резкой критике, так как была разрушена лестница, созданная в XIX веке архитектором Хареньо. Касóн дель Буэн Ретиро. Филиал музея Прадо напротив парка Ретиро
  • 1915 — умирает Пабло Босх, по завещанию которого Прадо получает ряд полотен.
  • 1930 — весьма существенная коллекция картин передана в музей по завещанию Дона Педро Фернандеса Дюрана.
  • 1936—1939 — директором музея назначен Пабло Пикассо. Во время гражданской войны в Испании основные полотна при участии Международного Совета (специально учреждённого для защиты произведений искусства в Испании) отправлены в Швейцарию (вывезены через Валенсию).
  • 1939 — в «Музее искусств и истории» Женевы состоялась выставка картин из Музея Прадо, после которой полотна возвращены в Испанию.
  • 1940 — в музей поступает в качестве дара высококачественная коллекция Дона Франциска Камбо.
  • 1956—1978. — расширение музея архитекторами Чуэка и Лоренте. Присоединение к музею здания Касóн дель Буэн Ретиро для размещение коллекции живописи XIX и XX веков.
  • 1980 — Открыты первые залы с установленными в них кондиционерами воздуха. Учреждение фонда «Друзья Прадо». Публикация первого выпуска Boletín del Museo del Prado «Бюллетель музея Прадо».
  • 1982 — Выставки «Эль-Греко» и «Мурильо» Открывают программу крупномасштабных выставок, с последующими экспозициями, посвящёнными работам Веласкеса и Гойи, а также многих других художников испанских и зарубежных школ живописи.
  • 1988 — открыт Центр искусств королевы Софии, иначе Музей королевы Софии (Museo Nacional Centro de Arte Reina Sofia, Museo Reina Sofía, сокращённо MNCARS), куда из Прадо передано большинство работ, относящихся к XIX веку.
  • 1990—1996 — издание картин в трех томах.
  • 1998 — Закрытие Каcóн дель Буэн Ретиро для проведения полного ремонта
  • 1999 — Презентация первой стадии плана по расширению музея, который, как предполагается, будет состоять из пяти зданий: здания Хуана де Вильянуэвы, Каcóн дель Буэн Ретиро, современного офисного здания, нового строения, включающего монастырь близлежащей церкви
  • 2007 — завершились реконструкция основного здания музея (расширение помещений для экспозиции) и постройка нового прилегающего здания по проекту архитектора Рафаэля Монео.
  • 2016 — В интернете опубликованы фотографии более 11 тысяч произведений, хранящихся в музее.

> См. также

  • Музей Сарагосы

> Примечания

Музей Прадо в Мадриде

Национальный музей Прадо (испанское название Museo Nacional del Prado) – это один из крупнейших и значимых музеев европейского изобразительного искусства, расположенный в столице Испании – Мадриде. Здание музея является величественным памятником позднего классицизма, которое входит в двадцатку самых посещаемых художественных музеев мира. Музей Прадо стоит в одном ряду с такими признанными музеями мира, как Лувр в Париже, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, а также Британский музей в Лондоне.

В музее собрана богатейшая экспозиция испанской живописи, а также хранятся непревзойдённые шедевры итальянских, фламандских и голландских мастеров. Мадридский музей был открыт в 1819 году в парке Прадо, благодаря которому он и получил своё нынешнее название. Возведение музея длилось на протяжении 20 лет под чутким руководством испанского архитектора Хуана де Вильянуэва. Первая коллекция музея Прадо насчитывала свыше 300 полотен, а сегодня здесь хранится более 6 тысяч картин, около 400 скульптур и произведений ювелирного искусства.

Коллекции музея Прадо в Мадриде

Музей Прадо в Мадриде располагает одной из наиболее полных коллекций собраний работ Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко. Произведения искусств в залах итальянской живописи датируются периодом от раннего Возрождения (Фра Анджелико, Мантенья, Боттичелли) до XVIII века (Тьеполо). На нулевом этаже главным достоянием выставки являются полотна Рафаэля. Картины Караваджо и Джентилески размещаются на первом этаже.

Непревзойдённые творения искусства художников венецианской школы – Тициана, Тинторетто, Веронезе и Бассано – формируют один из самых насыщенных и живописных ансамблей Прадо. Большинство картин итальянских мастеров были выкуплены монархами Карлом V, Филиппом II и в особенности Филиппом IV. Кроме того, большой популярностью пользовались работы художников из Венеции.

  • Испанская живопись музея Прадо

В музее Прадо хранится грандиозная коллекция испанской живописи, где представлены работы таких мастеров как Эль Греко, Дего Веласкес и Франсиско Хоссе де Гойя. Картины Эль Греко легко отличить от полотен других мастеров, поскольку его произведения выполнены в чрезвычайно ярких и насыщенных тонах, а также богаты на экспрессивность и энергичность исполнения. В музее Прадо можно увидеть такие всемирно известные полотна Эль Греко, как «Троица» и » Распятие с Богоматерью, Иоанном и Марией Магдалиной», а также «Крещение Христа».

Яркий представитель испанской золотой эпохи и один из лучших портретистов Испании, Диего Веласкес писал необычно реалистичные полотна, строгой цветовой гаммы и тщательно подобранных оттенков. Среди наиболее знаковых картин Диего Веласкеса в музее Прадо можно увидеть: «Триумф Вакха или Пьяницы», «Портрет Филиппа IV в охотничьей одежде», а также «Изабелла Бурбон на коне».

Один из первых представителей изобразительного искусства эпохи романтизма Франсиско Хосе де Гойя не так легко узнаваем, особенно в начале своего творчества, когда на его картинах вспыхивали огнями яркие, жизнеутверждающие мазки. По окончанию Французской Революции в его творчестве на смену светлым цветам пришёл трагизм и мрак, резкость графики и непривычная стремительность рисунка. В музее Прадо хранятся практически все его творения, в том числе и такие знаменитые полотна, как «Обнажённая маха» и «Одетая маха», «Семейство Карла IV», «Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и другие.

  • Фламандская живопись музея Прадо

Произведения искусств фламандских художников оказались в коллекции музея Прадо не случайно – на протяжении более 150 лет провинции сегодняшней Бельгии и Люксембурга, а также Нидерландов принадлежали испанской монархии. Именно по этой причине многие фламандские художники работали в Испании.

Полотна фламандских примитивистов – Вейдена, Баутса, Мемлинга, Босха и других художников XVI столетия выставлены на нулевом этаже музея. Одним из наиболее знаковых шедевров фламандской школы в музее Прадо является работа Босха «Воз сена». На первом этаже можно увидеть богатейшее собрание фламандской живописи XVII века – полотна Рубенса, Ван Дейка, Брейгеля и других художников.

  • Итальянская живопись музея Прадо

Итальянская живопись представлена в музее Прадо, прежде всего, работами Сандро Боттичелли «История Настаджио дельи Онести», Рафаэля «Несение Креста» и «Портрет Кардинала», полотнами Тициана «Вакханалия», «Венера и Адонис», а также полотнами Андреа дель Сарто, Тинторетто, Веронезе и другие.

  • Немецкая живопись музея Прадо

Небольшая, но колоритная коллекция немецкой живописи музея состоит из произведений, созданных в период с XVI по XVIII века. Один из залов на нулевом этаже посвящён работам Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха, а на 2 этаже выставлены полотна Антона Рафаэля Менгса в неоклассическом стиле.

  • Английская живопись музея Прадо

Сегодня музей Прадо располагает замечательной коллекцией портретов XVIII века – эпохи культурного расцвета Англии – и XIX столетия, а на 1 этаже размещается экспозиция полотен Гейнсборо, Рейнольдса и Лоуренса.

  • Французская живопись музея Прадо

Дружественные отношения между Испанией и Францией в XVII столетии, а также приобретения произведений искусства испанскими королями Филиппом IV и Филиппом V, легли в основу коллекции французской живописи в музее Прадо. На 1 этаже находятся полотна Пуссена и Лоррена.

  • Рисунки и эстампы музея Прадо

Музей Прадо в Мадриде насчитывает свыше 4 тысяч рисунков, среди которых особо выделяется крупнейшая коллекция рисунков и эстампов Гойи, состоящая из 500 произведений художника. Время от времени рисунки и гравюры из фондов Прадо демонстрируются на выставках музея.

  • Скульптуры музея Прадо

В музее Прадо хранится более 220 классических скульптур, привезённых из Италии в XVI-XIX веках, демонстрирующих развитие классического жанра, от архаического периода до эллинистической и римской эпохи. Экспозицию музея дополняют роскошные творения скульпторов Леона, созданные по заказу короля Карла V и Филиппа II в XVI столетии.

  • Декоративное искусство музея Прадо

В залах музея Прадо выставлены на показ столы и консоли XVI-XVIII веков, а также письменные столы, керамика из Урбино и небольшие скульптуры. Самая большая коллекция – «Сокровище дофина», состоит из драгоценных предметов, унаследованных Филиппом V от его отца – Великого дофина. Имперские сокровища можно увидеть в залах подвального этажа музея.

Практические рекомендации по посещению музея Прадо

1). Время работы музея – Понедельник-суббота 10.00-20.00; воскресенье и праздничные дни – 10.00-19.00; 6 января, 24 и 31 декабря – 10.00-14.00. Вход в музей прекращается за 30 минут до закрытия. Залы начинают закрываться за 10 минут до окончания работы музея. Музей закрыт 1 января, 1 мая и 25 декабря;

2). Цены на билеты – По состоянию на 2016 год стоимость входного билета составляла 15 евро, для студентов – бесплатно, при условии предъявления документа, подтверждающего статус. Бесплатный вход также предусмотрен для лиц моложе 18 лет, преподавателей, гидов и для всех – с 18 до 20 часов со вторника по пятницу и с 17 до 19 часов по воскресеньям и в дни государственных праздников.

  • Временные выставки в музее Прадо

Время от времени в музее Прадо проводятся временные тематические выставки. К пример, в 2003 году была организована выставка произведений Тициана из музеев мира, а в 2006 году, по случаю 25-летия возвращения «Герники» работы Пикассо на родину проводилась выставка произведений художника в помещении музеев Прадо и королевы Софии.

  • Показ музейных картин в других странах

Периодически произведения искусств из музея Прадо экспонируются на выставках в других странах. Так, в 2006 году в Будапеште проходила выставка «500 лет испанской живописи», где большую часть экспозиции занимали полотна из музея Прадо. В 2011 году проходила выставка Прадо в Эрмитаже Санкт-Петербурга.

Идея создания музея принадлежит королю Карлу III, поручившему архитектору Хуану де Виллиануэва разработать проект по созданию Музея Естественных Наук. Коллекция Музея Прадо является одной из самых обширных и больших коллекций европейского искусства, однако, здание музея также представляет собой яркий пример испанской архитектуры в стиле Неоклассицизма и является важной достопримечательностью Мадрида. В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев. Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи. Но нельзя не упомянуть и других известных художников XV – XIX вв: Берругете, Рибера, Сурбарана, Мурильо.

1.Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV» (1800г. холст, масло)

Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. В течение года картина была закончена.Мы видим роскошные костюмы, блистающие драгоценностями и королевскими регалиями, однако, лица царственной четы свидетельствуют об удручающем отсутствии характера. Надменный, заносчивый человек в голубом камзоле слева — старший сын короля, впоследствии тиран, Фердинанд VII. Рядом, отвернувшись от него, стоит его предполагаемая невеста, не получившая еще официального предложения. Королева Мария-Луиза, окруженная младшими детьми, — в центре картины, а король стоит в стороне, повторяя ту ситуацию, которая сложилась в их жизни; весь его облик выражает почтение царственной супруге. Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива. Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов.

2. Диего Веласкес «Менины» (1656-57 г., холст, масло,318 x 276 cм)

Картина «Менины» всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса в 1666 году она называлась «Королевская семья», «Семья Фелиппа IV». Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. В картине живут еще и карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Когда работа над «Менинами» близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.

3. Эль Греко «Поклонение пастухов» (1612-13г, холст, масло, 319 x 180 см)

Эта картина украшала алтарь надгробной часовни художника Эль Греко в монастыре С-Доминика в Толедо. На большом вертикальном полотне изображена сцена поклонения пастухов Младенцу-Христу. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы. Дева Мария с Младенцем, лежащим на ослепительно белом куске холста, окруженная погруженными в полумрак фигурами пастухов; вторая группа — ангелы и херувимы, парящие над Мадонной с Младенцем и пастухами. По свидетельству одного из учеников Эль Греко, пастух в красном одеянии на первом плане — автопортрет художника. Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Мы находим на картине много белых красок, но по настоящему ослепительным и излучающим сияние нам видится лежащий на пеленке Младенец. Даже летающие над ним ангелы, предвещающие его судьбу Спасителя, ничем не тревожат таинства простого бытия ребенка.

4. Скульптура «Группа из Сан-Ильдефонсо» (найдена в 1623 г. в Риме)

Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка). Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса. В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя. Принадлежащая к римскому классицизму эпохи Августа, эта скульптурная группа является превосходным отражением свойственного ей эклектизма. Первое упоминание об этой группе относится к 1623 году, когда она находилась во владении кардинала Массими, на вилле Людовизи в Риме. После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).

5. Фландес, Иоанн де (Эспаньола) «Распятие» (1509 – 1518 гг., холст, масло, 123 cм x 169 cм)

Документированное произведение Иоанна де Фландеса, известного только по картинам, написанным им в Кастилье начиная с 1496 года, когда он поступает на службу к Изабелле Католической. Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Чтобы привлечь внимание к распятому Христу, расположенному в центре, на фоне пейзажа, вокруг него создается полукруг из фигур. К оригинальности фламандского художника, проявленной при представлении этой иконографической темы, добавляется его владение техникой, с очевидностью проявляющееся в той форме, в которой он воспроизводит характеристики предметов, таких как драгоценные камни и кораллы, рассыпанные по земле.

Leave a Comment