Музей в берлине 4

Содержание

Где искать современное искусство в Берлине

К открытию берлинской ярмарки Art Forum — о новой столице современного искусства, каковой, по общему мнению, является Берлин

© Staatliche Museen zu Berlin / Foto: F. Friedrich, Berlin

Neue Nationalgalerie Kulturforum Potsdamer Platz, Berlin-Tiergarten

В последние два-три года я часто слышу, что теперь столицей мира искусства вместо Нью-Йорка стал Берлин. Конечно, по большей части, это пиар, но все же… В децентрализованном мире, где бывшая периферия быстро развивается, вообще вряд ли можно говорить о какой-либо столице. Действительно, сейчас многие художники международного масштаба живут и работают в Берлине, выставляются в местных галереях и реализуют свои проекты на фоне местного институционального ландшафта.
Это не всегда заметно, потому что художественная топография Берлина весьма запутанна, в ней много центров и масса нюансов как результат исторического разделения города и позднейшего его объединения. В итоге обстановка для искусства создается весьма противоречивая и чрезвычайно разнообразная. Не секрет, что Берлин основательно трансформирован, с одной стороны, джентрификацией (трансформацией бедных районов в буржуазные не без помощи искусства), а с другой — экономическим кризисом: в одних районах был евроремонт, в других уровень безработицы около 40% — самый высокий в Германии. Берлин — это одновременно бастион левых настроений и испытательный полигон для неолиберальной культурной политики; художественные учреждения города отражают противоборство этих сил. Некоторые из них представляют собой эксперимент по применению непосредственной демократии, другие ничем не отличаются от лондонских или нью-йоркских буржуазных галерей.
Большинство нижеперечисленных арт-институций находятся на востоке города, но есть и исключения.
Район Потсдамской площади (Potsdamer Platz)
До Второй мировой войны Potsdamer Platz была одним из коммерческих центров Берлина, но после бомбежек и деления города на две части (которое прошло как раз здесь) эти места сильно изменились. Гэдээровская часть площади (где теперь стоят маленькие небоскребы) превратилась в приграничный пустырь, а западная была превращена властями Западного Берлина в так называемый «Форум культуры» (Kulturforum), на котором до сих пор стоят три музея, библиотека и концертный зал. Естественно, выбор места (как и выбор эстетики построек) был мотивирован политически. Если культура тоже орудие в политической борьбе, то здесь стояла целая армия перед воротами врага. Cейчас Potsdamer Platz, с ее новейшей архитектурой (берлинское подражание центру Манхэттена) и массовым шопингом, входит в число самых посещаемых туристических достопримечательностей Берлина.
Новая национальная галерея (Neue Nationalgalerie)
Potsdamer Straße 50. 10785 Berlin-Tiergarten
Вторник — воскресенье 10.00—19.00, по четвергам до 21.00
Новая национальная галерея была построена Мисом ван дер Роэ после Второй мировой войны. Здоровенная конструкция из стекла и стали стоит на ближнем конце «Форума культуры» и во времена «холодной войны» была главной выставочной площадкой для современного искусства. Здешняя постоянная коллекция находится в подвальном и цокольном этажах, а на прозрачном верхнем этаже иногда устраивают выставки более современных работ (как, например, во время Берлинской биеннале 2008 года). Коллекция быстро надоест тем, кто не переваривает формализм: Национальная галерея — непоколебимый оплот западной культурной политики — отдает предпочтение цветным малярным работам (в отличие от кельнской коллекции Петера Людвига, более ориентированной на поп-арт). После падения Берлинской стены современные фонды были перенесены в Hamburger Bahnhof, а Новая национальная галерея сосредоточила все свое внимание на классическом модернизме до 1970 года.
Результаты противоречивы: коллекция музея довольно скудная, но передвижные выставки (например, «МоМА в Берлине» 2004 года или французская живопись XIX века в 2007 году) привлекают толпы посетителей. Из-за этого создается ощущение, что музей не более чем ловушка для туристов. Сейчас в Новой национальной галерее проходят две выставки в рамках целой серии под общим названием «Культ художника»: одна посвящена классику модернизма Паулю Клее, другая — поп-звезде Джеффу Кунсу. Здесь также работает знаменитый книжный магазин Вальтера Кёнига (Walther Koenig) и недорогое кафе типа столовой.{-page-}
Martin-Gropius Bau
Stresemannstrasse 110. 10963 Berlin
Среда — понедельник 10.00—19.00, по вторникам закрыт

© jirka-jansch.com. 2007

Мartin-Gropius-Bau

Если перейти через Potsdamer Platz, вы увидите массивное неоренессансное здание выставочного зала Martin-Gropius Bau. Чтобы не было путаницы, сразу поясню: наряду с Мисом ван дер Роэ еще одним знаменитым архитектором школы Баухауз был Вальтер Гропиус. Так вот он — внучатый племянник Мартина Гропиуса, немецкого архитектора XIX века. Мартин Гропиус построил этот выставочный зал для Музея декоративно-прикладного искусства. Позже в здании размещался Берлинский музей доисторической и раннеисторической эпохи, а также коллекция восточноазиатского искусства. Во время войны здание было сильно повреждено. Реставрировали его сравнительно поздно, поскольку оно находилось слишком близко от стены (ее мемориал расположен буквально в соседнем здании).
В целом это один из самых красивых музеев Берлина, но здесь проходят только временные (хоть и продолжительные) выставки, организованные муниципальным агентством под названием Berliner Festspiele (Берлинский фестиваль). Выставки тут бывают очень разные — от продвинутой Берлинской биеннале современного искусства до квазиэтнографических экспозиций, на которых чувствуешь себя неловко: они изобличают колониальное прошлое здания. Такова, например, нынешняя экспозиция «Тропики», где африканское и азиатское искусство перемешаны с недавно созданными образчиками псевдокритического искусства. Кроме того, сейчас здесь проходит прелестная выставка концептуальной художницы Барбары Блум, которая должна быть еще открыта во время Art Forum. Обе выставки стоит посетить: вам потребуется минут двадцать на то, чтобы бегло осмотреть первую и угадать в ней симптомы неоколониальных трендов в «прогрессивном» кураторстве (что-то среднее между «Документа-12» и Жан-Юбером Мартеном), вторая же прекрасно подходит для продолжительного созерцания. Еще один книжный магазин Кёнига и приятный ресторан с уличной террасой.
Район галерей от Чекпойнт Чарли (Checkpoint Charlie) до Еврейского музея
В 1990-е годы большинство галерей находились в районе Berlin-Mitte на Linienstrasse, Torstrasse и Аugustusstrasse (см. ниже). Однако теперь этот центр несколько (хотя и не очень далеко) сместился; множество галерей перебрались в район возле КПП Чарли на Friedrichstrasse, где во время «холодной войны» был специальный пограничный пункт для американских, британских и французских военнослужащих — его сохранили как аттракцион для туристов. На соседних с Friedrichstrasse улицах, Kochstrasse и Zimmerstrasse, можно отойти от этого туристического ада и посетить некоторые из числа самых модных берлинских художественных галерей. Вот небольшая подборка.
Arndt und Partner
Zimmerstrasse 90—91
Вторник — суббота 11.00—18.00
Галерея «Арндт и партнер» открылась одной из первых в Берлине после падения Стены — в 1994 году. Она несколько раз переезжала, сильно поднялась, и сейчас у нее целых три выставочных пространства: два на Zimmerstrasse возле КПП Чарли, еще одно — неподалеку от Hamburger Bahnhof (о котором ниже). Помещения на Zimmerstrasse оба довольно маленькие — типичные белые кубики, два этажа один над другим. У галереи очень сильная интернациональная команда художников. Среди них знаменитая французская концептуалистка-рассказчица Софи Каль и, по определению некоторых, «болгарский Кабаков» (хотя он гораздо моложе) Недко Солаков, а также, например, молодая художница, автор инсталляций Жозефина Мексепер, чьи шикарные концептуальные витрины призваны выражать критику товара. Здесь также бывают выставки Ильи и Эмилии Кабаковых и Эрика Булатова. Помещение около Hamburger Bahnhof предназначено для проектов молодых художников, и туда тоже стоит зайти.{-page-}
Barbara Weiss
Zimmerstrasse 88—91
Вторник — суббота, 11.00—18.00

© Barbara Weiss

Выставка Андреаса Сикманна в Galerie Barbara Weiss

Основанная в 1992 году Галерея Барбары Вайс находится в том же здании, только в другом подъезде. Программа у нее несколько более эклектичная и неровная, здесь ценится искусство с выраженной чувственностью, то есть всякое. Среди выставляемых время от времени работ можно увидеть эффектнейшие аудиовизуальные эксперименты Джанет Кардифф и Джорджа Бёрс-Миллера, политические исследования Андреаса Зикмана, неподражаемые концептуально-документально-сюрреалистические фотографии Бориса Михайлова. Здесь также представлены живописцы, например Моника Баэр, которая участвовала в последней «Документе», и Николь Айзенман. Опять-таки помещения, на наш вкус, слишком белые, а потолки — слишком низкие. Зато можно всегда увидеть, какая выставка, прямо через окно.
carlier gebauer
Markgrafenstraße 67, D — 10969 Berlin
Вторник — суббота 11.00—18.00
Carlier gebauer также была основана в начале девяностых, раньше занимала пространство под сводами моста Janowitz Bruecke, а с мая 2008-го присоединилась к множеству других в районе Zimmerstrasse / Kochstrasse (улица Markgrafenstrasse идет им параллельно). Перечень художников галереи столь внушителен, что ее хозяевам хочется доверять: carlier gebauer давно пользуется в Берлине безупречной репутацией. Здесь выставляются звезды: лауреат премии Тернера Марк Уоллинджер (Mark Wallinger), немецкий скульптор Томас Шютте (Thomas Schuette), бельгийский живописец Люк Тойманс). А также голландский кинематографист Эрнаут Мик (и постъюгославский ретромодернист, фотограф и режиссер Давид Малкович. Недавно сюда влилось большое количество польских живописцев. В общем, carlier gebauer представляет нынешний берлинский художественный вкус: галерея открыта к расширенному представлению о Европе, вовлечена в постсоциал-демократическую систему институций, склонна к эстетике неброской, но одновременно богатой, изобретательной, хотя и лаконичной порой вплоть до грубости.
Galerie Volker Diehl
Lindenstrasse 35
Вторник — суббота 11.00—18.00
Теперь целый ряд берлинских этаблированных галерей переехал еще чуть-чуть восточнее, на улицу Lindenstrasse, неподалеку от Еврейского музея (от Zimmerstrasse пешком несколько минут). Теперь это новый центр художественной жизни, сюда ездят на модные вернисажи. Одна из этих галерей уже хорошо известна в Москве: Фолькер Диль представляет русских художников, в том числе группу «Синие носы», Ольгу Чернышеву и Алексея Каллиму. Для москвичей может быть интересно посетить его недавно открытую, заново отремонтированную галерею, которая щеголяет еще более разнообразной программой, чем дочерняя галерея в Москве. Вот лишь один пример: сейчас Диль показывает работы Герберта Фолкмана (Herbert Volkmann), коллекционера и дипломированного живописца, чей семейный бизнес рухнул. Фолкман распродал свою коллекцию произведений искусства на аукционе Christie’s в 1999 году и активно занялся живописью при поддержке художников, работы которых раньше коллекционировал, таких как Даниэль Рихтер и Питер Дойг. Живопись Фолкмана — типичный немецкий неоэкспрессионизм с панковской составляющей. Рядом находится галерея Gregor Podnar, у которого выставляются, в частности, хорошо известные в Москве Вадим Фишкин и Юрий Лейдерман.{-page-}
Унтер-ден-Линден (Unter den Linden)
Deutsche Guggenheim
Unter den Linden 13/15
Ежедневно 11.00—20.00, по четвергам до 22.00

© Deutsche Guggenheim

Deutsche Guggenheim

Прогулявшись от Бранденбургских ворот минут двенадцать по Unter den Linden — главному берлинскому променаду времен Прусской империи, вы придете к Deutsche Guggenheim (Немецкому Гуггенхайму). Это маленькое совместное предприятие Фонда Соломона Р. Гуггенхайма и Дойче Банка, держателя крупнейшей корпоративной коллекции в мире. Здесь обслуживают туристов. Немецкий Гуггенхайм размещает у себя выставки либо современных художников-американцев, либо авторов, подробнее представленных в других, более крупных помещениях Фонда Гуггенхайма. По сравнению почти со всеми остальными институциями Берлина Немецкий Гуггенхайм — крохотное пространство, тем более что примерно 30% его площади занято сувенирным магазином и скромным кафетерием. Музей едва успевает возбудить любопытство посетителя, как выясняется, что больше смотреть нечего, и это, конечно, удручает. Здесь можно провести от силы полчаса. В зависимости от качества выставки посещение Немецкого Гуггенхайма напоминает либо очередь в банке, либо осмотр содержимого бутика, где вы все равно ничего не купите.
Временный выставочный зал (Temporäre Kunsthalle)
Schlossplatz, Berlin-Mitte (напротив Берлинского собора)
Ежедневно 11.00—18.00, по понедельникам до 22.00
Временный выставочный зал (или Временный кунстхалле, поскольку этот немецкий термин уже давно вышел за пределы понятия «выставочный зал» и обозначает некоммерческую институцию со своей программой) — недавно открытое заведение, и, похоже, в этом и следующем году здесь будет много всего интересного. Временный кунстхалле представляет собой белый куб без окон, расположенный в конце Unter den Linden напротив Берлинского собора. Его заслоняют четыре железобетонных лестничных колодца, похожие на руины Второй мировой войны. Это всё, что осталось от Дворца Республики (Palast der Republik) — уникального многофункционального произведения социалистической архитектуры, которое пошло под снос в начале 2006 года. Берлин намеревается построить здесь копию подлинного прусского дворца, которая станет частью недавно запущенного проекта «универсального музея» под названием Humboldt Forum.

© Schreiner Kastler / Christoph Gengnagel

Temporäre Kunsthalle Berlin. На фасаде: работа Гервальд Рокеншауб

Но пока что главная достопримечательность здесь — Временный кунстхалле. Внутри этого сравнительно небольшого (600 кв. м) пространства будут размещены восемь выставок, и еще в четырех проектах будет использован лишенный окон белый фасад. Что симптоматично, это частная инициатива, и именно таким образом себя подает: здесь есть веселенькая образовательная экскурсионная программа; кроме того, все здание можно арендовать для корпоративных мероприятий. Зал откроется 29 октября, а сейчас на его фасад проецируется компьютерная графика австрийского художника Гервальда Рокеншауба (Gerwald Rockenschaub) в духе геометрического формализма. Внутри — видеоинсталляция живущей в Берлине южноафриканской художницы Кэндис Брейц (Candice Breitz), творчеству которой посвящена статья Катрин Беккер на OPENSPACE.RU).
Митте (Mitte)
В момент падения Cтены район вокруг Oranienburgerstrasse в восточноберлинском районе Mitte находился в крайнем запустении. До Второй мировой войны здесь жила крупнейшая в Берлине еврейская община, в последние дни войны район был сильно разрушен — в гэдээровское время он так и не был восстановлен до конца. В начале 1990-х это был центр берлинской субкультуры — в здешних барах и псевдосквотах вроде «Тахелеса» (Tacheles) на Oranienburgerstrasse напротив старейшей берлинской синагоги вполне можно было встретить людей типа Ника Кейва. Сюда быстро въехали галереи и разные художественные институции, превратив район в невероятно живую арт-сцену. В конце 1990-х здесь прошла серьезная реконструкция, и сейчас большинство галерей уехало в другие районы — например, к Checkpoint Charlie (см. выше). Но все же многие остались, включая и некоторые небольшие институции, которые, в частности, регулярно показывают русское искусство, — это, например, галерея Sandmann (см. интервью с Мариной Зандман на OPENSPACE.RU) и ifa-Galerie (обе в здании на Linienstrasse 139—140).
n.b.k.
Chausseestrasse 128/129
Вторник — воскресенье с 12.00 до18.00, четверг до 22.00
n.b.k., или Neuer Berliner Kunstverein (Новое берлинское художественное объединение), было основано куратором венгерского происхождени Александром Тольнаи в 1960 году в Западном Берлине. Помимо выставок, здесь была собрана замечательная «артотека» (где произведения искусства выдаются напрокат частным лицам) и библиотека. После того как в начале девяностых учреждение переехало в район Mitte, оно стало одной из самых важных точек в Берлине для показа видеоарта. Здесь есть и общедоступный архив видео, который собрала куратор Катрин Беккер (ее статьи для OPENSPACE.RU можно прочесть ).
В прошлом году руководство n.b.k. сменилось, теперь его возглавляет куратор и критик Мариус Бабиас (Marius Babias), о котором известно, что у него большие связи в Восточной Европе (он родом из Румынии) и что он поведет n.b.k. в сторону выставок с сильным политическим и теоретическим уклоном, хотя представляться будут, скорее всего, очень этаблированные художники. Его вторая выставка в n.b.k. называется «German Angst» («Немецкий страх»), она закроется 3 ноября — на ней представлены, в частности, Ханс Хааке, Томас Хиршхорн и Лоренс Вайнер. Выставка исследует извечный вопрос национального суверенитета с решительно «антигерманской» позиции, типичной для немецких левых. (Антигерманский дискурс недавно привел к расколу движения антифа в Берлине, в связи с чем мир искусства также разбился на два лагеря).{-page-}
Институт современного искусства Kunstwerke (KW)
Auguststrasse 69
Вторник — воскресенье с 12.00 до 19.00, четверг до 21.00

© Anrew Russeth

Вход в KW Berlin

Основанный сразу после падения Берлинской стены группой молодых людей, в которую входил Клаус Бизенбах (см. мой биографический очерк о нем ), Институт современного искусства Kunstwerke («Фабрика искусства») или, сокращенно, KW — образцовая институция своего времени, которая сыграла решающую роль в превращении берлинского Mitte из заброшенных трущоб в модный район арт-галерей и архитектурных студий. KW расположен во дворе бывшей фабрики. Кроме четырех этажей выставочного пространства, здесь есть студии художников, офисы, библиотека и довольно модное кафе, обязанное своим дизайном американскому концептуалисту Дэну Грэхему (Dan Graham). Это привычное место встреч людей искусства.
KW — одна из постоянных площадок берлинских биеннале и специальных выставок. Программа этих выставок за последние десять лет выдержала множество критических нападок, но у них есть свой узнаваемый стиль: экспозиции здесь обычно визуально разрежены, содержательно интенсивны и слегка спорны. Здесь всегда много пустого пространства, что само по себе определенный эстетический опыт. Многие художники, выставляющиеся в KW, часто выставляются и в PS 1 в Нью-Йорке — институции-побратиме. Те, кто сейчас едет в Берлин, могут застать последние дни «Закрытого общества» — выставки видео и инсталляций, которая обращается к проблеме тюрьмы, понятой как политическое пространство. Выставка весьма типична для KW как в плане кураторства, так и тематически.
Eigen + Art
Auguststrasse 26
Вторник — суббота с 11.00 до 18.00
Основанная Гердом Харри Любке (Gerd Harry Lybke) в Лейпциге в 1983 году, Eigen + Art проделала путь от квартирной галереи до одной из мощнейших коммерческих сил, стоящих за немецким искусством. Здесь представлены художники из бывшей ГДР (Нео Раух, Йорг Херолд, Карстен Николаи). Однако в последние годы галерея стала чуть менее влиятельной, а ее программа — довольно предсказуемой. В отличие от большинства коллег, хозяева Eigen + Art не покидают насиженное место на Auguststrasse и, похоже, стараются убедить посетителей, что еще не весь мир искусства покинул этот район, хотя он уже и не совсем тот, каким был в начале и середине девяностых.
Тиргартен (Tiergarten) и восточнее его
Одна из географических особенностей Берлина в том, что он имеет пустой центр, который отделяет запад от востока. Здесь расположен огромный парк под названием Tiergarten. Районы, которые его окружают, очень спокойные, если не сказать скучные, но на художественной карте города там есть два важных места. На востоке от парка — район Regierungsviertel, где располагаются грандиозные правительственные здания типа Рейхстага и новый главный вокзал города. Там также можно найти один из главных музеев Берлина. Сюда стоит идти во второй половине дня — район особенно хорош вечером, когда он абсолютно пустой.
Академия искусств (Akademie der Künste)
Hanseatenweg 10 (S-Bahn Bellevue)
Вторник — воскресенье с 11.00 до 20.00
Академия искусств (всех искусств, а не только изобразительного искусства, что подразумевалось бы понятием «Академия художеств») — одно из старейших художественных учреждений Германии, и раздел Берлина повлиял на него не менее сильно, чем на город в целом. Восточная секция академии была восстановлена в конце 1940-х годов, ее возглавил Генрих Манн.
Западная продолжала функционировать как оружие в «холодной войне», и в 1960 году получила новое здание в Западном Берлине на Hanseatenweg, которое функционирует и сейчас. Архитектура здания соответствующая (форпост модернизма). Здесь проходят выставки на вполне современные темы и вполне современных авторов (не сравнить с московской академией), но все равно, как бы это выразиться… с заметным академическим душком. Взять, например, вот эту: «Системы обозначений. Форма и размышление», кураторы — теоретик Хубертус фон Амелунксен (Hubertus von Amelunxen), художник Дитер Аппельт (Dieter Appelt) и гуру медиаарта и директор ZKM (Центра искусств и медиатехнологий) Петер Вайбель (Peter Weibel).
Дом мировых культур (Haus der Kulturen der Welt)
John-Foster-Dulles-Allee 10 (Bus 100)
Вторник — воскресенье с 10.00 до 21.00

© Фото: Сабине Венцель / Haus der Kulturen der Welt

Дом мировых культур (Haus der Kulturen der Welt)

Другой важный маяк западной культуры в «холодной войне» — бывшее здание Зала конгрессов вблизи Рейхстага (но все равно пешком далековато, надо ехать на автобусе). Оно было построено в 1956 году, это подарок американского Фонда Бенджамина Франклина, и его форма символизирует свободу (крыша имитирует птицу, расправляющую крылья). До 1989 года здесь проводились научные конференции, а потом здание было превращено в очаг «мультикультурализма».
Теперь здесь часто проходят художественные выставки, выставки фотографии и видео о странах третьего мира, что придает всему предприятию несколько постколониальный оттенок. В основном все это не этнографическое, а на современные темы. Например, здесь была большая выставка современного китайского искусства. Здесь также проходит ежегодный фестиваль новых медиа «Трансмедиале» (см. об этом текст Романа Минаева на OPENSPACE.RU).{-page-}
Hamburger Bahnhof
Invalidenstrasse 50—51 (S-Bahn Berlin Hauptbahnhof)
Вторник — пятница с 10.00 до 18.00, суббота с 11.00 до 20.00, воскресенье с 11.00 до 18.00

© Staatliche Museen zu Berlin / Foto: F. Friedrich. Berlin

Hamburger Bahnhof

В нескольких минутах ходьбы от нового берлинского центрального вокзала в здании другого, старого вокзала расположился музей современного искусства Hamburger Bahnhof(подзаголовок «Museum fuer Gegenwart» — «Музей современности»), который отпочковался от Национальной галереи. Здание сороковых годов XIX века, в конце 1990-х его перепрофилировали и расширили — теперь в нем размещены собрания современного искусства из Национальной галереи, а также коллекция Эриха Маркса (Erich Marx, не имеет ни малейшего отношения к знаменитому однофамильцу), в которую входят работы Бойса, Уорхола, Раушенберга, Лихтенштейна, Кифера и Туомбли. С 2004 года Hamburger Bahnhof показывает также коллекцию Фридриха Христиана Флика (Friedrich Christian Flick), для которой была специально отремонтирована пристройка. Это нововведение вызвало массу споров, поскольку Флик унаследовал состояние от деда, знаменитого спекулянта, который наживался на войне и поддерживал нацистский режим.
В Hamburger Bahnhof также проходят выставки лауреатов художественных премий и небольшие персональные выставки перспективных художников. У музея много государственных и частных учредителей и спонсоров, коллекция разнородная, но здесь пытаются каким-то образом объединить это все в одно, — такова, например, нынешняя серия выставок «Культ художника». И без того огромная экспозиция, посвященная Йозефу Бойсу, дополнена еще и выставкой портретов суперзвезд Энди Уорхола, а между ними вклинился сувенирный магазин. Флигель с коллекцией Флика представляет специальную подборку работ, которые «деконструируют» авторство как таковое самыми различными способами, более или менее зрелищными. Кроме того, здесь выставлен сейчас проект германской художницы турецкого происхождения Аише Эркемен (Ayse Erkemen) — это на тот маловероятный случай, если вы еще не устали от других огромных выставок… В музее также работает очень модный в среде этаблированной арт-богемы ресторан и хороший книжный магазин Вальтера Кёнига (Walhter Koenig).
Кройцберг (Kreuzberg)
Один из самых старых богемных районов Берлина — в прошлом это был Западный Берлин, восточная его часть. В 1960-е и 1970-е годы туда переехало много студентов, хиппи и художников, а позже панков — первое мая в Кройцберге всегда заканчивалось уличными боями левых активистов с полицией. В Кройцберге живет одна из самых больших турецких диаспор в мире, так что сам район очень живой, несмотря на то что бывшие радикалы 68-го года стареют и уже просто физически не в состоянии жить в сквотах и жечь машины. По Кройцбергу очень приятно гулять в любое время года, потому что он лучше, чем другие районы, пережил изменения последних лет и сохранил хоть какой-то дух свободы. В районе Saechsisches Tor, например, всегда веселая ночная жизнь — бывает, что и с художественной составляющей. Между станциями Cottbuser Tor и Goerlitzer Bahnhof также можно найти две ключевые берлинские арт-институции, которые стоит посетить.
NGBK
Oranienstrasse 25
Ежедневно 12.00—18.30
NGBK, альтернативное объединение берлинских

© ngbk

Здание NGBK

художников, было основано тогда же, когда и n.b.k. (см. выше). Его структура отражает его политическую программу: NGBK — клуб, существующий на деньги своих членов, организованный в соответствии с принципами непосредственной демократии; его проекты осуществляются рабочими группами, причем участники этих групп выбираются собранием члена клубов, а не назначаются никаким руководством. Члены клуба получают уйму разнообразных предложений, приходят на собрания и голосуют, тем самым определяя бюджеты выставок. Принцип «непосредственной демократии» весьма родственен по духу германским шестидесятым и семидесятым годам — в мир искусства его привнес Йозеф Бойс, который способствовал основанию этого объединения.
Хотя выставки в NGBK не обязательно обращаются к политической тематике, обычно они отражают как основанную на проектах, процессуальную инфраструктуру самой институции, так и точки зрения ее членов. Прекрасным примером здесь может служить теперешний проект «pöpp68», отсылающий к крылатой фразе «Личное есть политическое». Его организаторы — группа культурных деятелей, которые работали в 1968 году и около того; в том числе Райнер В. Эрнст (Rainer W. Ernst), Саня Ивекович (Sanja Ivekovic) и Бояна Пеич (Bojana Pejic). На выставке помимо произведений искусства представлены обширная документация и интерактивные проекты; кроме того, ее будет сопровождать подробная лекционная программа.
Kuenstlerhaus Bethanien (Дом художников Бетаниен)
Mariannenplatz 2
Среда — суббота с 14.00 до 19.00

© Kuenstlerhaus Bethanien

Дом художников Бетаниен

Третья большая альтернативная институция Берлина, посвященная современному искусству. Размещенная в импозантном неосредневековом здании бывшей больницы с церковью, она состоит из муниципальной галереи, просторного конференц-зала и комплекса офисов и студий художников. Молодые современные художники получают возможность проживать здесь, а затем выставлять свои работы на студийных выставках. Порой эти выставки бывают довольно пошлыми, но обычно они заслуживают внимания.
Kuenstlerhaus Bethanien проводит конференции, показы фильмов, другие мероприятия. И вечеринки — они очень хороши для того, чтобы присмотреться к берлинской богеме и проникнуться общей атмосферой. В 2006 году Kuenstlerhaus Bethanien заняли сквотеры (вообще, это место уже не раз переживало налеты самовольных поселенцев), но затем их силой выставили, что несколько повредило прогрессивно-левому имиджу заведения. Здесь жил и работал ряд заметных русских художников — в их числе Олег Кулик и Анатолий Осмоловский.
Веддинг (Wedding)
Kolonie Wedding
Soldinerstrasse, Berlin-Wedding (U-Bahn Pankstrasse)
Открытия по пятницам, доклады по воскресеньям
В Берлине всегда была куча альтернативных арт-площадок, и все они носили временный характер. Они часто переезжали, скапливаясь в районах с низкой арендной платой, «облагораживая» эти заброшенные места своей модностью, а потом, после ремонта кварталов, переезжали дальше. Раньше андеграунд жил в Кройцберге или в Митте, теперь он, похоже, концентрируется в рабочемигранском районе Веддинг (раньше его называли «Красным Веддингом», теперь он скорее похож на этническое гетто), где есть так называемая «художественная колония» — по пятницам там происходят параллельные вернисажи в нескольких маленьких галереях. Представление об этой части города можно получить по материалу Марии Сигутиной на OPENSPACE.RU. Отправить:

Старый музей / Altes Museum

www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/altes-museum

В Старом музее хранится блестящая коллекция античного искусства. Свое название он получил не случайно — именно эта институция была построена самой первой на Музейном острове еще в 1822–1830 годах. Правда, изначально он назывался Королевским, потому что предназначался для художественной коллекции прусского короля Фридриха Вильгельма III. Величественное неоклассическое здание с ионическими капителями было построено самым известным немецким архитектором Карлом Фридрихом Шинкелем.

Первый этаж здесь занимает античное искусство Греции, второй отдан искусству этрусков и римлян. Самый знаменитый экспонат музея — «Зеленый Цезарь», бюст из зеленого сланца. Он был приобретен еще в 1767 году для короля Пруссии Фридриха II в Париже. Рядом — бюст возлюбленной Цезаря Клеопатры. Здесь же можно увидеть великолепные фаюмские портреты, римские мозаики, барельефы и греческие вазы.

© Staatliche Museen zu Berlin, Antikensammlung / Maximilian Meisse

© Staatliche Museen zu Berlin / David von Becker

Новый музей / Neues Museum

www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/neues-museum

В Новом музее расположено собрание искусства Древнего Египта, а также первобытного искусства и искусства ранней истории. Миллионы туристов идут в музей, чтобы увидеть бюст Нефертити. Самая знаменитая египетская скульптура, возраст которой перевалил за 3000 лет, была найдена египтологом Людвигом Борхардтом в 1912 году. Однако кроме одноглазой царицы (почему у бюста Нефертити один глаз существует множество толкований) в музее полно других редкостей. Здесь хранится уникальная коллекция папирусов, а также египетские статуэтки, саркофаги, одежда жрецов. Здесь же можно увидеть орудия труда и домашнюю утварь кроманьонцев и неандертальцев. Самый знаменитый экспонат археологической коллекции — «золотая шляпа», конусовидный колпак, принадлежавший жрецу из бронзового века.

Свое название музей получил потому, что «Старый» оказался переполнен. Поэтому в 1843–1855 годах было построено новое здание в стиле позднего классицизма архитектором Фридрихом Августом Штюлером. Музей был сильно разрушен во время Второй мировой войны, долгое время не восстанавливался и получил название «самых красивых руин Берлина». Реставрация началась только в 1986 году, а закончилась в 2009-м. Конкурс на реконструкцию выиграл британский архитектор Дэвид Чипперфилд, который возвел стеклянный купол и установил проходящую сквозь все этажи широкую лестницу.

© Staatliche Museen zu Berlin

© Staatliche Museen zu Berlin, Foto: Achim Kleuker

Старая Национальная галерея / Alte Nationalgalerie

www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/alte-nationalgalerie

В Старой Национальной галерее хранится искусство XIX–XX веков. Мрачные немецкие романтики здесь соседствуют с солнечными французскими импрессионистами. «Монах у моря» Каспара Давида Фридриха и «Готический собор на скале» Карла Фридриха Шинкеля отвечают за сумрачный немецкий романтизм. А «Остров мертвых» Арнольда Бёклина за не менее «готичный» немецкий символизм. «В консерватории» Эдуарда Мане и «Вид на Ветёй» Клода Моне представляют жизнерадостную французскую живопись. Здесь можно найти и работы Джона Констебля, Густава Курбе и художников барбизонской школы. Кроме того, в галерее хранится крупнейшая коллекция гордости немецкой живописи Адольфа Менцеля, в том числе его шедевр «Железопрокатный завод».

Коллекция музея началась с дара банкира Иоганна Генриха Вагенера, который подарил свою коллекцию живописи из 262 работ государству в 1861 году. Сегодня в музее 1800 картин и 1500 скульптур. Здание в стиле римского храма с апсидой было спроектировано в 1865 году Фридрихом Августом Штюлером по эскизу короля Фридриха Вильгельма IV и построено в 1869–1876 годах под руководством Генриха Штрака. Во время Второй мировой войны здание галереи было сильно разрушено, как и многие другие музеи. Частично галерея возобновила свою работу в 1949 году, а реконструкция продолжалась до 1969 года. И только в 1998–2001 годах музей был полностью отреставрирован.

© Staatliche Museen zu Berlin

Музей Боде / Bode-Museum

www.smb.museum/en/museums-institutions/bode-museum

В состав Музея Боде входят сразу три музея — Музей византийского искусства, Монетный кабинет и Скульптурное собрание. В Музее византийского искусства хранятся римские и византийские древности III–XV веков: саркофаги, скульптуры, иконы, мозаики, предметы культа. В Монетном кабинете — крупнейшая нумизматическая коллекция: 4000 экспонатов из 500 000 в хранении. Скульптурное собрание является одной из самых крупных коллекций европейской скульптуры — от Средневековья до конца XVIII века. После войны коллекция была разделена между Западным и Восточным Берлином. Так, несколько десятков лет композиция «Триумф креста» из церкви Святого Морица в Наумбурге хранилась в разных местах: Мария — в Музейном центре в Далеме, а Христос — на Музейном острове. Объединенная коллекция демонстрируется в Музее Боде с 2006 года. Итальянский Ренессанс представлен терракотами Луки дела Роббиа и скульптурами Донателло, немецкая готика — деревянными скульптурами Тильмана Рименшнейдера, классицизм — скульптурами Жан-Антуана Гудона. С момента своего открытия в 1904 году и до 1945 года музей носил имя кайзера Фридриха, а свое нынешнее название получил в 1956 году в честь директора государственных музейных собраний Вильгельма фон Боде, чья коллекция искусства положила начало собранию музея.

© Staatliche Museen zu Berlin, Bode-Museum

© Staatliche Museen zu Berlin, Bode-Museum / Wolfgang Gülcker

Берлинская картинная галерея / Berliner Gemäldegalerie

www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/gemaeldegalerie

Берлинская картинная галерея — это мекка европейской живописи, где хранятся работы Тициана, Караваджо, Босха, Брейгеля, Рубенса, Дюрера. В коллекции галереи целых шестнадцать полотен Рембрандта и пять мадонн Рафаэля! Два километра блестящего искусства — немецкая, нидерландская, фламандская, итальянская, испанская и английская живопись с XIII до XVIII века расположена на площади 7000 кв. м — всего 3500 картин. «Портрет Симонетты Веспуччи» и «Портрет Джованни Медичи» Сандро Боттичелли, «Амур» Караваджо, «Нидерландские пословицы» Питера Брейгеля, «Портрет Джованни Арнольфини» Яна ван Эйка, «Святой Иоанн на Патмосе» Иеронима Босха, «Портрет Георга Гизе» Ганса Гольбейна — все эти шедевры мировой живописи можно увидеть здесь. Изначально коллекция принадлежала Берлинскому государственному музею и была основана в 1830 году. Нынешнее современное здание галереи было построено в 1998 году.

© Staatliche Museen zu Berlin

© Staatliche Museen zu Berlin / Foto: David von Becker

Музей прикладного искусства / Kunstgewerbemuseum

www.smb.museum/museen-und-einrichtungen/kunstgewerbemuseum

Коллекция музея — это собрание раритетов мирового декоративно-прикладного искусства от средневекового Креста Вельфов и мейсенского фарфора до стеллажа «Касабланка» Этторе Соттсасса. Мебель, мода, фарфор, стекло, текстиль от раннего Седневековья до наших дней собраны в современной экспозиции. Среди шедевров Средневековья —золотой кошель с драгоценными камнями VIII века из монастыря Святого Дионисия в Энгере, купель из Клада Вельфов, переносной алтарь, сделанный монахом и эмальером Альбертусом из Кельна. В коллекции уживаются драгоценные сундуки и майолика эпохи Возрождения, изысканные барочные шкафы и кабинеты, рокайльные зеркала, и даже перевезена комната в стиле шинуазри из Палаццо Граньери в Турине. Среди топов коллекции XIX–XХ века — вазы Эмиля Галле и Тиффани, мебель ар-деко и югендстиля. Экспозиция также включает классику современного дизайна — мебель Людвига Мис ван дер Роэ и Марселя Брейера. Отдельная галерея посвящена истории моды и костюма.

Photo: Andreas Praefcke

© Staatliche Museen zu Berlin, Kunstgewerbemuseum / Achim Kleuker

Гамбургский вокзал — Музей современности / Hamburger Bahnhof — Museum für Gegenwart

www.smb.museum/en/museums-institutions/hamburger-bahnhof

Hamburger Bahnhof— крупнейший берлинский музей современного искусства. Поп-арт, минимализм, концептуализм, арте повера, постмодерн — здесь хранится настоящая арт-энциклопедия, начиная с 1960-х годов. «Сани» Йозефа Бойса, «Мао» Энди Уорхола, «В начале ноги» Мартина Киппенбергера – экспозиция Hamburger полна хрестоматийных вещей. Хотя в музее полноценно представлены работы художников из разных стран, но немецкие всё же имеют численное преимущество. Здесь, пожалуй, лучшее собрание Йозефа Бойса, воссозданы несколько инсталляций, объекты, хранится его медиа-архив. Современная немецкая живопись представлена работами Герхарда Рихтера, Зигмара Польке, Ими Кнобеля. К тому же в музее прекрасная подборка немецкой фотографии — от башен Бехеров до широкоформатных панорам Андреаса Гурски.

Сам музей расположен в монументальном здании бывшего вокзала. Еще в 40-е годы XIX века через высокие арочные ворота поезда отправлялись в Гамбург, однако уже в 1906 году здесь заработал Музей транспорта. Музей Hamburger Bahnhof отрылся только в 1990-е после основательной реконструкции здания. В основе коллекции несколько крупнейших частных собраний: берлинского строительного магната Эриха Маркса, Фридриха Кристиана Флика (внука немецкого промышленника, осужденного в Нюрнберге), и галериста и издателя Эджидио Мардзоны. В музее работает книжный магазин и популярный ресторан здорового питания, открытый телеповаром Сарой Винер.

Courtesy Hamburger Bahnhof

Courtesy Hamburger Bahnhof

Мартин-Гропиус-Бау / Martin-Gropius-Bau

www.museumsportal-berlin.de/en/museums/martin-gropius-bau

Martin-Gropius-Bau — один из самых популярных выставочных залов современного искусства. У него нет постоянной коллекции, зато Мартин-Гропиус — чемпион по выставкам-блокбастерам. Среди главных хитов — выставки Олафура Элиассона, Фриды Кало, Ай Вэйвэйя, Аниша Капура, Пауля Клее, Дэвида Боуи, а также «Берлин–Москва». Здесь же проходят выставки Берлинской биеннале, а временами устраиваются археологические экспозиции. В начале 2018 года директором этого выставочного комплекса стала Стефани Розенталь, которая планирует организовать серию выставок, посвященных истории дома, приуроченных к 30-летию падения Берлинской стены. У трехэтажного здания, построенного в 1880-е годы, действительно удивительная история. Великолепное строение в стиле неоренессанса построили архитекторы Хайно Шмиден и Мартин Гропиус, дядя знаменитого основателя Баухауза Вальтера Гропиуса. Долгие годы здесь работал музей декоративно-прикладного искусства. Во время войны здание сильно пострадало, а так как оно было расположено прямо на границе Берлинской стены, его не ремонтировали вплоть до 1981 года. Потом здесь обосновался Музей первобытного и восточного искусства. И только 1999 году, после очередной реставрации, Мартин-Гропиус переквалифицировали в выставочный зал современного искусства.

Foto: Jirka Jansch. Copyright: Berliner Festspiele GmbH

© Foto: Ai Weiwei / Martin-Gropius-Bau

Еврейский музей / Jüdisches Museum Berlin

www.jmberlin.de

Еврейский музей — это музей памяти, хранящий печальные страницы истории Германии. Посетители на себе могут почувствовать безысходность, которую испытывали узники концлагерей. Минималистское здание, напоминающее барак, было построено архитектором Даниэлем Либескиндом. В нем почти нет прямых углов: полы и стены расположены под наклоном, создавая ощущение неуверенности. Дорога порой проходит через узкие коридоры, упирающиеся в тупики и шахты. Кругом стальные стены и амбразуры окон, сквозь которые виднеются просветы неба. В здание можно попасть только через длинный узкий подземный переход, начинающийся в соседнем Доме коллегий.

Всё в музее подчинено идее скорби. Один из выходов ведет в Сад изгнания, где стоят 49 шестиметровых бетонных столбов, на вершинах которых высажены оливковые деревья. Не менее печальные чувства вызывает Башня Холокоста, замкнутое пустое пространство с высокими черными стенами и небольшим просветом на самом верху. Постоянная экспозиция построена на контрасте со зловещей архитектурой. Здесь история еврейского народа рассказана через вещи. Мебель, фотографии, предметы обихода, одежда, искусство из еврейских домов воссоздают атмосферу уютного быта, уничтоженного нацистами.

Самые интересные и необычные музеи Берлина

Берлин — богатая культурная столица Германии. В городе находится 170 музеев, в которых вы обнаружите большое количество древних экспонатов, самые знаменитые из которых находятся на Музейном острове Берлина. Музейный остров – это уникальная демонстрация развития человеческой цивилизации, охватывающая все прошедшие исторические этапы. Здесь расположено 5 музеев — Пергамский музей, музей Боде, Старый и Новый музей и Старая галерея. В этих музеях хранятся величайшие экспонаты мира: бюст Нефертити, Пергамский алтарь, коллекцию древних папирусов, фризу из Мшатты и др. Помимо Музейного острова, в Берлине находится еще большое количество интереснейших культурных заведений. Давайте рассмотрим самые необычные и интересные из них.

Музей геев

Посвящен культуре и истории геев. Был создан с целью преодоления негативного отношения к данному феномену. В музее находятся разнообразные экспонаты данной тематики, архив и библиотека.

Музей мадам Тюссо в Берлине

Является одним из филиалов знаменитого музея Лондона. Здесь вы можете увидеть восковые фигуры таких знаменитостей как — Альберт Эйнштейн, Карл Маркс, Хайди Клум, Ангела Меркель, Леди Гага, Спайдермен, Джонни Депп и др.

Египетский музей

Представляет собой отдельную секцию, расположенную в Новом музее. В музее собрано большое количество великолепных древнеегипетских экспонатов, в числе которых знаменитый бюст Нефертити.

Берлинский музей кино и телевидения

В музее находится коллекция немецкого кинематографа, начиная от немого кино до современного.

Музей конопли

Один из пяти существующих в мире музеев подобной тематики. Экспозиции музея рассказывают об использовании конопли в медицине, косметологии, и в промышленных целях.

Немецкий технологический музей

Коллекции музея отражают технологическое развитие Запада. Здесь вы можете встретить кузницы, бомбардировщики, транспорт, авиа- и морские коллекции, пивоварню и многие другие технологические чудеса.

Музей естественной истории

В музее хранится множество минералогических, палеонтологических и зоологических образцов. Здесь находятся интересные коллекции метеоритов, чучел вымерших животных, а также скелет жираффатитана, расположенный в Зале динозавров, и много других интересных экспонатов.

MACHmit! — Детский музей

Уникальный музей, созданный одновременно для образования и развлечения детей, с помощью проводимых здесь анимированных программ, игр и творческой деятельности. В музее находится много детских экспозиций.

Музей сахара

Музей рассказывает об истории сахара как «белой смерти», так и любимого лакомства человечества.

Исторический музей

Расположен в красивейшем здании Берлина – Цойгхаузе. Музей — один из популярнейших в столице. Его коллекция охватывает все этапы немецкой истории.

Музей эротики Беате Узе

Является частью одноименного секс-шопа, который расположен в Шарлоттенбурге, недалеко от городского зоопарка. Данный секс-шоп – это первое в мире заведение подобного рода. В музее находится 5000 привезенных со всего мира экспонатов на эротическую тематику.

Теги: Германия, музей

Постоянная ссылка на статью: Самые интересные и необычные музеи Берлина

Самые необычные достопримечательности Берлина

30 апреля 1237 года Берлин впервые был упомянут в летописях. За века существования в городе накопилось огромное множество необычных достопримечательностей. О самых интересных из них мы расскажем.

Медведи Бадди

Гуляя по улицам немецкой столицы, где не так давно пролегала граница между прогрессивным Западом и консервативным Востоком, трудно не встретиться нос к носу с медведями. Каких только медвежьих скульптур не увидишь в закутках Берлина, символом которого этот внушающий почтение зверь является уже почти 800 лет. Здесь есть и танцующие мишки, поднявшие лапы вверх, и братья-акробаты, гарцующие на передних конечностях, и милые четвероногие друзья, твердо стоящие на своих четырех. Симпатяги Бадди впервые предстали перед жителями и гостями города в рамках международной выставки 2001 года, прошедшей под девизом “искусство и толерантность”. Медвежата быстро превратились в символы Берлина – их преподносят в дар городам-побратимам, размещают возле немецких посольств и отправляют путешествовать по миру. Среди сотен берлинских медведей не найдется двух похожих, а тех из них, кого не успели разрисовать к Чемпионату мира по футболу, можно приобрести и, разукрасив на свой лад, поставить возле домашнего крылечка. О том, где можно пожать лапу медвежонку Бадди, расскажет сайт .

Фото: fishki.net

Музей конопли

За небольшой вывеской с изображением конопляного листа в берлинском квартале Николаифиртель скрывается уникальная экспозиция, связанная с запретной культурой. Музеев, подобных берлинскому Музею конопли, в мире всего пять. Самый известный из них находится в Амстердаме, самый крупный и новый – в Барселоне, а коллекции попроще – во французском городке Блини и на японском острове Хонсю. В восьми небольшим комнатках, раскинувшихся на 250 квадратах, сконцентрировался весь жизненный цикл природного наркотика. Посетителей музея ждет небольшой экскурс в историю его разведения, знакомство с правилами сбора урожая и продуктами, которые дарит миру коноплеводство. Но не думайте, что все по-научному скучно: на территории музея обустроена уютная комната с кальяном и диваном, а также симпатичное кафе. В магазинчике конопляной продукции можно купить чай и шоколад из матерки и поскони (так называются «девочки» и «мальчики» этой замечательной культуры). Найти дорогу в берлинский музей конопли, открытый с 10 утра до 8 вечера по будням (кроме понедельника) и с 12 до 8 вечера по выходным, поможет сайт .

Фото: ediscover.ru

Хакские дворы

В начале 20 века на улицах Берлина царили блеск и нищета. Хотя здесь работало множество текстильных мануфактур, подаривших немецкому поселению славу столицы готовой одежды, а их владельцам – тугие кошельки и роскошные дома, рабочий класс страдал от бедности и умирал от туберкулеза. Тогда за дело взялся архитектор Курт Берндт, исповедовавший идеи реформаторов жизни. Созданные им Хакские дворы стали не только крупнейшим в Германии комплексом закрытых помещений, но и символом единения роскоши с природой. В восьми патио на площади Хакешер Маркт, украшенных необарочными крышами, фонтанами и египетскими обелисками, разместилась самая дорогая берлинская недвижимость прошлого века: престижные офисы и элитные фабрики, корпуса для банкетов и лучшие в городе квартиры с балконами и современными удобствами. Пережив взлеты и падения, Хакские дворы нынче снова в моде. Уютные зеленые площадки стали частью дорогих кафе, стены испещрил самый крутой в Берлине стрит-арт, а место фабричных станков заняли магазинчики и кинотеатры. Чем еще интересен колоритный немецкий квартал, подскажет .

Фото: turbina.ru

Подземелья

В 1945 году, когда советская армия вошла в Берлин, город лежал в руинах. Хотя бесценные памятники архитектуры были стерты с лица земли многочисленными бомбардировками и жестоким штурмом, не вся история Германии исчезла под взрывами артиллерийских снарядов. Настоящий подземный город, раскинувшийся под Берлином, и сейчас открыт для посещений. Много сокровищ и тайн хранили запутанные лабиринты скрытых сооружений: тут пряталось вывезенное Шлиманом золото Трои и шедевры, похищенные из миланских музеев, огромные запасы взрывчатки и боевые самолеты, готовые к запуску. Общество энтузиастов под говорящим названием “Берлинские подземелья” разработало внушительную программу экскурсионных туров и даже создало не менее впечатляющий тематический музей. Помимо осмотра Бункера матери и ребенка, способного вместить до 6500 человек, и тайников под Берлинской стеной, гостей ждут четыре этажа подземной выставки, посвященные находкам немецкого андерграунда и военным бомбардировкам. Выбрать подходящую прогулку по глубинам бескрайних берлинских подземелий можно на сайте .

Фото: eropa.panduanwisata.com/

Кройцберг

Если вы спросите коренного берлинца, где сосредоточена вся городская “туса”, он наверняка укажет на Кройцберг. Этот колоритный уголок, раскинувшийся в самом сердце мегаполиса, слывет самым богемным местом Берлина. Кройцберг никого не оставит равнодушным: блюстители чистоты и порядка с ужасом увидят здесь городскую помойку и оплот анархии, а инакомыслящая молодежь – самую стильную зону отдыха и настоящий оплот вседозволенности. На интернациональном островке свободы можно найти все: от неформальных кафе с кухней всех народов мира до миниатюрных книжных магазинов, предлагающих самую скандальную литературу по бросовым ценам. Тут процветает искусство, и рисуются самые непристойные граффити, собираются панки и представители контр-культуры, и никогда не заканчивается праздник. Каждое лето на мосту, разделяющем Кройцберг и Фридрихсхайм, разворачивается нешуточная битва: по сумасшедшей берлинской традиции развеселые молодчики забрасывают друг друга гнилыми помидорами и обливаются из водометов. Для тех же, кто предпочитает развлечения поспокойнее, открыты двери Берлинской галереи и музея “Топография террора”.

Экстремально

Это первый в мире музей человеческого тела, творчество скандально известного немецкого врача-патологоанатома Гунтера фон Хагенса, открыт в феврале 2015 года, несмотря на многочисленные протесты и судебные процессы. Здесь на всеобщее обозрение выставлено 220 анатомических экспонатов – человеческих трупов и отдельных органов.

Все экспонаты настоящие. Человеческое тело разбирается буквально по органам. Можно увидеть, как выглядит та или иная болезнь в теле человека. Особенно впечатляют легкие курильщика, рак, больная печень и искривление позвоночника. Запаха нет, брезгливого ощущения — тоже. Для консервации трупов и органов использовалась технология пластинации, состоящая из следующих этапов: препарат сначала погружают в ледяной ацетон. Когда в результате диффузии вода в тканях заменяется ацетоном, вещество погружают в биополимер. Ацетон вакуумным способом откачивается, и его место в тканях заполняется силиконом. По сути, тела превратились практически в пластик.

Если абстрагироваться, убрать испуг и не думать, что когда-то это были живые люди, то выставка очень познавательная, интересная и до мелочей подробная.

Выставка прекрасно подойдет для повышения квалификации студентами-медиками. Однако, и обычным людям будет интересно. Особенно понравится выставка мальчишкам, которые еще не осознают смерть и не пугаются трупов, но живо интересуются устройством организма.

Кстати, помимо человеческих тел, здесь есть тела животных. Экспозиция очень наглядная и к посещению рекомендуется!

Легкие курильщика и здорового человека

ЖКТ — Желудочно-кишечный тракт человека

Женская и мужская репродуктивная система

Сувениры здесь тоже тематические

Живой Берлин

Несмотря на многочисленные протесты и судебный процесс, 18 февраля 2015 года в Берлине на Александерплац всё-таки открылся первый в мире Музей человеческого тела «MeMu. Menschen Museum». Он заменил собой временную экспозицию «Körperwelten» (нем. миры тела), неоднократно навещавшую Берлин в предыдущие годы. Как и на этой выставке, все экспонаты в нём настоящие.


В музее человеческое тело разбирается буквально по косточкам и органам, есть много чего в разрезе. Можно ознакомиться с информацией о болезнях с наглядными примерами, особенно впечатляют не легкие курильщика или больная печень и сердце, а почему-то сколиоз, т.е. искривление позвоночника. Многие посетители, проходя, вслух задавались вопросом, как вообще с таким положением позвоночника можно жить: представленный экспонат был изогнут в форме буквы S.

Всего представлено 220 законсервированных анатомических препаратов. 20 из них — целые человеческие тела. Для консервации использовалась технология пластинации*. Изобретатель этого метода доктор Гунтер фон Хагенс (Gunther von Hagens) и куратор музея доктор Ангелина Уоллей (Angelina Whalley) готовили постоянную экспозицию на протяжении года.

Экспонаты в музее подписаны на английском и немецком языках, можно бесплатно взять радио-гид. Обычный билет стоит 14€, но предусмотрены скидки: семейный билет — 40€, студенческий — 12€, для детей и подростков — 9€.

Адрес:

MeMu Menschen Museum
Fernsehturm am Alexanderplatz
Sockelgebäude
Panoramastraße 1a
10178 Berlin

* От редакции

Пластинация — анатомический метод сохранения внешнего вида тела или органов живых существ. Процесс состоит из следующих этапов: препарат сначала нужно погрузить в ледяной ацетон. Когда в результате диффузии вода в тканях заменится ацетоном, вещество следует погрузить в биополимер. Ацетон вакуумным способом откачивается, и его место в тканях заполняется силиконом. «После этого, — как говорит изобретатель метода и организатор Музея человеческого тела доктор Гунтер фон Хагенс, — с веществом можно работать как с художественным материалом».

Доктор Хагенс — фигура скандально известная своими анатомическими выставками и способами пополнения коллекции экспонатов. По понятным причинам им недовольны жители и руководство городов, где он проводит свои мероприятия. В настоящий момент на него второй раз подают в суд представители берлинского района Митте. Первый суд прошёл в пользу доктора Хагенса.

В 2002 году в Новосибирске разразился скандал с незаконной поставкой ему 56 трупов и 440 препаратов головного мозга. Под суд пошёл начальник областного бюро судмедэкспертизы.

«Берлин ждёт единственный в своём роде и невиданный в мире аттракцион. Существует бессчётное множество музеев, где показаны артефакты, произведённые людьми: предметы искусства, автомобили или сосиски карри. Но для самих людей, их тел и того, из чего эти тела состоят до сих пор не было ни одного музея. Несмотря на то, что наше тело — это самое близкое, что есть у нас в жизни».

Гунтер фон Хагенс

Ссылки:

  • Berliner Morgenpost: Körperwelten-Museum soll am 18. Februar in Berlin eröffnen.
  • Известия: Немецкого патологоанатома лишили российских трупов.
  • Фридрих Эдуард Бильц. Счастье быть здоровым.

Пергамон

Под этим необычным названием скрывается один из самых восхитительных комплексов немецкой столицы. Вряд ли найдётся хоть один турист, который никогда ранее не слышал об этом уникальном месте. Расположен Пергамон в самом центре города и включает в себя целый комплекс колоссальных архитектурных строений.

В центре одноимённый алтарь (возраст датирован 160-180 годами до н.э.), прильнуть к которому ежедневно приходят тысячи человек. Чтобы понять популярность экспозиции стоит хотя бы раз оказаться в обществе этих монументальных строений.

Впечатляет и сама коллекция собранных в одном месте шедевров. Все они разделены на три подвида и позволяют окунуться в разные эпохи. Здесь собраны шедевры античности, исламских государств и стран, что относятся к передней части Азии. Сложно сказать, где ещё собрана такая удивительная коллекция творений из Греции и Рима. А Дорога процессий, которая была доставлена сюда из Вавилона (6 век до н.э.) вызывает у посетителей неповторимые ощущения. Пергамон работает ежедневно, а стоимость билета составляет всего несколько евро.

Карта Берлина WelcomeCard: проезд, скидки и путеводитель
Берлин: автобусный hop-on hop-off тур на 24 или 48 часов
Билет для быстрого посещения телебашни
Приоритетный вход: Берлинская телебашня с местом у окна
Без очереди: билеты в Пергамский музей
Кофе в ресторане Käfer на крыше Рейхстага
Билет на смотровую площадку Panoramapunkt
Проход в музеи Берлина: 3-дневный абонемент в 30+ музеев

Музей Берггрюна

В районе Шарлоттенбург расположен ещё один интересный памятник искусства. Внушительная коллекция представленных в музее Берггрюна экспонатов относится к стилю классического модернизма и считается самой крупной в мире. Подарена коллекция была писателем и журналистом Х.Берргрюном и сегодня входит в состав культурного наследия Пруссии. Особо ценными экспонатами считаются картины, написанные гениальным П.Пикассо, которых здесь, между прочим, более сотни. Крупнейшая коллекция его произведений позволяет проследить, как изменялся стиль написания картин, как из простого шестнадцатилетнего паренька постепенно вырос профессионал, полотна которого до сих пор входят в число самых желанных как частных коллекционеров, так и экспозиций всего мира.

Не удастся пройти мимо картин ещё одного гения своего времени – немецкого представителя стиля «авангард» — Пауля Клее. В залах представлено около 60 его лучших работ. Но этими именами коллекция не ограничена. Помимо десятков известнейших картин художников-модернистов здесь частенько выставляются на всеобщее обозрение творения менее маститых художников. Музей работает ежедневно, кроме понедельника. Стоимость билета колеблется от 4 до 10 евро.

Музей Боде

Одно из самых красивых зданий Берлина, которое расположено к северо-западу от Музейного острова, принадлежит галереям Боде. Учреждение пользуется огромной популярностью среди коренных жителей города и гост ей столицы. Представленные экспонаты разделены среди трёх комплексов: искусства Византии, Монетного кабинета и коллекции скульптур. Хотя идея создания и принадлежала императору Фридриху Третьему, он получил название в честь главного искусствоведа, который смог правильно расставить акценты в коллекции ценных экспонатов. Как только посетители попадают в одну из галерей, у многих тут же захватывает дыхание от богатого внутреннего убранства галереи и представленного изобилия уникальнейших артефактов и произведений искусства.

Здесь можно встретить самые удачные работы скульпторов Шлутера и дала Роббиа, шикарные лестницы и статуи из первоклассного мрамора, которые изображают упомянутого выше императора. Но особой популярностью у посетителей пользуется зал, в котором представлены экспонаты, рассказывающие о разных периодах существования двух сильнейших империй – Римской и Византийской. Хотя весьма занятным окажется знакомство и с 500-тысячной коллекцией монет, что хранятся в соседних галереях. Экспозиция работает ежедневно, а пропуск можно приобрести всего за несколько евро.

Музей ГДР

Этот музей можно назвать музеем истории немецкого социализма, потому что его экспозиции полномасштабно иллюстрируют образ жизни демократической республики в течение 40 лет. Педантичные немцы не стали брезгливо отказываться от него после объединения с ФРГ, и в 2006 году по инициативе дальновидного политолога Канцельманна на берегу Шпрее открылся вышеназванный музей. Он оказался очень востребованным у восточных и западных немцев, как и у туристов из других стран. Музей существует только на средства, полученные от посещений и от продажи сувениров. Если учесть, что со дня открытия он сумел расшириться вдвое, то можно убедиться в большой популярности заведения.

Здесь скурпулёзно воссозданы все стороны жизни государства: семейный быт, культура, искусство, политика, промышленность, юриспруденция, мода, экономика, идеология. В экспозициях представлены предметы одежды, посуды, спиртные напитки, литература того периода, журналы, газеты – всё то, что окружало восточных немцев. В музее разрешается трогать экспонаты руками, открывать шкафчики, рассматривать содержимое. Даже можно посидеть за рулём уникального автомобильчика «Трабант» (Спутник), похожем на детскую игрушку. Такие авто производили на заводах Horch. Туристам предлагается огромное число сувениров.

Стоимость билетов: взр. – 6 евро, дет. – 4.ФС

Часы работы: ежедневно – 10.00-20.00, сб – до 22.00.

Музей гомосексуальности

Название этого музея сразу вызывает определённое неприятие в силу сложившихся негативных стереотипов, но после его посещения отношение меняется. В единственном в мире подобном музее представлены доказательства проблемы физиологической трансформации, возникающей в результате генетического сбоя. Экспонаты музея прослеживают историю гомосексуалистов, бисексуалов, транссексуалов, квиров и интерсексов. Среди экспонатов есть фотографии – свидетельства смены пола – превращение мужчины в женщину и наоборот. Присутствуют документы, рассказывающие о преследовании секс-меньшинств национал-социалистами. Вызывают сочувствие отражённые на плакатах трагические судьбы 24 евреев, страдавших от своей нетрадиционности и пытавшихся донести свою боль через литературные произведения.

Примером этого являются лесбиянка Эрика Манн, дочь известного писателя Т. Манна; мастер пантомимы, актёр Рэймондс, который до сих пор жив. Знаменитая Марлен Дитрих не скрывала своих мужских наклонностей, несмотря на традиционные браки. Их судьбы также отражены в экспонатах музея. Особый интерес и понимание возникают при посещении выставки художника ГДР Хасса, главной темой картин которого стала собственная нетрадиционность. Глядя на его автопортрет, изображающий одухотворённого, прекрасного юношу, понимаешь, что он не виноват в своих наклонностях и по-другому начинаешь относиться к таким людям. Но не стоит это деликатное отклонение делать объектом всеобщего внимания и публичности, предметом пропаганды, как это происходит сейчас в Европе.

Адрес: Luetzowstrasse, 73.

Открыт для посещений: ср.-пятн., воскр.-пон. – с 14.00 до 18.00, сб. – до 19.00,; вых. – вторник.

Входной билет – 6 евро.

Музей Люфтваффе

Музей немецких ВВС Люфтваффе был организован после закрытия базы ВВС Великобритании на аэродроме в Гатове. В начале 30-х здесь здесь обучались и тренировались высокие чины немецкой авиации, после Победы успели побывать и советские ВВС. В 1994 году, оставшись не у дел, аэродром Гатов превратился в стоянку самолётов разных эпох и конструкций, вертолётов и дирижаблей. В ангарах музея и под открытым небом представлены истребители и МиГи, вертолёты МИ-8, лёгкие модели довоенного времени, штурмовики и бомбардировщики Второй мировой, современные образцы разбитых самолётов.

Большая экспозиция представляет советскую авиатехнику, в основном оставшуюся после присутствия советских войск в Германии: самолёты, вертолёты, системы ПВО, радары. Часть авиабазы сейчас является действующей, поэтому более мелкие экспонаты музея размещены в 3-х ангарах, крупная авиатехника находится под открытым небом. Площадь музея отделена забором и охраняется. Музей предоставляет возможность совершать виртуальные экскурсии по его территории, если зайти на его официальный сайт. Все экспонаты музея можно тщательно рассмотреть и удовлетворить своё любопытство.

Адрес: Kladower Damm 182

Открыт для посещений: вторн.-воскр., с 10.00 до 18.00, вход закрывается в 17.00. Посещение бесплатное.

Адрес сайта: www. Luftwaffenmuseum. de

Музейный остров

Далеко не каждая столица мира может похвалиться такой роскошью, как целый Музейный остров. Берлин имеет полное право гордиться бесценным достоянием – 5-ю музеями, собравшими в своих уникальных экспозициях наглядную историю 6 тысячелетий. Находится это богатство на острове Шпрееинзель, расположенном на реке Шпрее и делящем её на 2 рукава. Формирование музейного комплекса началось в конце 18 века как воплощение идеи Фридриха Вильгельма — создать на живописном острове музей античности. Но её осуществление сбылось только в 30-х годах 19 века, когда был открыт Старый музей античных коллекций, от древнегреческого искусства до древнеримского.

В 1859 году были сформированы фонды Прусского королевского музея, позже переименованного в Новый музей, хранящий в своих недрах древние папирусы и предметы искусства Египетского музея, ценные реликвии Музея первобытной и ранней истории. Следующим этапом стало открытие Старой национальной галереи (1876 г.), собравшей живописные полотна и скульптуры европейских художников 19 века. Через 26 лет возник Музей Боде, экспонирующий раритеты византийского искусства (13-19 в.в.), работы немецких и итальянских скульпторов от раннего Средневековья до 18 в. Пергамский музей, образованный в 1930 году, объединил античное, исламское и переднеазиатское искусства, по сути – 3 музея в одном. Чтобы осмотреть бегло все экспонаты, потребуется не один день, но это того стоит.

Как добраться: трамваи М 1, М 2, М 2 – ост. Hackescher Markt, метро – ст. Alevanderplatz, пешком от Бранденбургских ворот к острову – 15 мин.

S-Bahn: S3, S5, S7(S Hachescher Markt); S1, S2, S25 (Oranienburqer Str).

Музей эротики

Этот частный музей открыла женщина — единственный в прошлом каскадёр Германии женского пола, бывший пилот Люфтваффе Беата Узе, оставшись без работы после краха гитлеровских войск. Рискованная дама решилась открыть первый в мире магазин эротических принадлежностей и добилась немалых успехов на этом поприще, за что была награждена в 1989 году федеральным крестом за вклад в дело сексуального просвещения. Из одного секс-шопа выросла огромная империя заведений эротической направленности: спецмагазины, кинотеатры для взрослых, торговая интернет-сеть. Музей занимает 4 этажа, на которых расположены секс-шоп, 3 кинозала для взрослых с индивидуальными видеокабинками, экстравагантные экспонаты (более 5000). Среди них картины, панели, гобелены откровенно эротического содержания, предметы посуды с рисунками сексуальной тематики, всевозможные эротические атрибуты. Ставя цель просвещения и обучения, музей разместил диорамы с наглядным объяснением разновидностей сексуального влечения.

Адрес: Joachimstaler St. 4

Открыт: понедельник-суббота, с 9 утра до 12 ночи, воскр. – с 11.00 до 00.00.

Цена билета: от 18 лет – 9 евро, парный – 16.

Музейный центр Берлин-Далем

Берлин может гордиться ещё одним музейным комплексом, открытым в бывшем поместье Далем, на юго-западе немецкой столицы, имеющего статус государственного заведения. 3 музея комплекса экспонируют предметы искусства и культуры Азии, Востока и Европы:

  • Музей азиатского искусства содержит богатейшие коллекции индийского искусства (20 тыс. раритетных экспонатов).Среди них есть настоящие шедевры, которых нет больше ни в одном музее мира. В 2006 году во вновь открытых залах выставлены потрясающе интересные экспонаты – изделия различных ремёсел и прикладного искусства многих стран Азии от древности до сегодняшних дней.
  • Этнологический музей, занимающий огромную площадь, даёт чёткое представление о жизни и быте народов разных национальностей: здесь с достоверной точностью оформлены жилые помещения представителей этнических групп с характерными деталями и антуражем. Всего в музее насчитывается почти миллион предметов прошлых эпох.
  • Музей европейских культур – центр, призванный через свои экспозиции продемонстрировать всё более тесное сближение искусства и культуры европейских стран. Идёт постоянный поиск экспонатов, проводятся различные выставки, научно-исследовательский поиск, в результате которых создаётся коллекция предметов, наглядно иллюстрирующих культурно-исторический процесс развития народов Европы.

Адрес: Lansstrasse 8.

Время работы: вт — пятн. с 10.00 до 18.00, сб – вск, с 11.00 до 18.00.

Входной билет – 6 евро.

Немецкий технический музей

Стеклянное здание из 5 этажей, выстроенное на участке бывшего депо, выглядит весьма внушительно. Экстравагантность ему придаёт символически важный экспонат на крыше – бомбардировщик С-47 Skyrain, на котором доставлялось продовольствие в заблокированный Берлин в 1948 году. Основанный в 1982-м, он по сути стал техническим парком, где на площади в 25 тыс. кв. км широко представлено огромное количество различных агрегатов, технических приспособлений, много видов авиа-, авто- и морской техники.

В натуральную величину здесь размещены ветряные и водяные мельницы, кузница, мини-пивзавод. Отдельные экспозиции полномасштабно демонстрируют достижения энергетики, судостроения, авиационной промышленности, индустрии кино и фото. Территория музея вмещает современные корпуса, окружённые парком, где проводятся научно-познавательные занятия с детьми. Совместно с обсерваторией Архенхольда технический музей проводит исследования в области космоса, организует совместные выставки и лекции. Все экспонаты музея техники невозможно посмотреть за несколько часов, сюда можно приходить много раз, как впервые.

Leave a Comment