Музей в риме

Страницы истории

Среди восхитительно красивого парка виллы Боргезе нашёл своё пристанище и музей, посвящённый культуре, ныне не существующей, древней народности – этрусков. Эта самая большая коллекция предметов, имеющих отношение к этрусской цивилизации, разместилась в стенах бывшей летней резиденции римских пап, называемой вилла Джулия. Само здание в стиле маньеризма было спроектировано Джакомо да Виньола и построено в 1550 – 1555 гг. архитектором Бартоломео Амманнати специально для тогдашнего папы Юлия III (в миру — Джованни Чокки дель Монте). Именно в честь первого своего владельца и была названа вилла (Villa Giulia). Правда, от былого её величия осталось немного.

С самого начала архитектурный комплекс виллы состоял из трёх ансамблей. Территория самого первого из них, именуемого «старым виноградником», тянулась до квартала Фламинио и виллы Богрезе. Между Тибром и виа Фламиния располагался второй дворцовый комплекс – «виноградник у причала». Однако сегодня частично сохранился только третий дворцовый ансамбль с нимфеем, двором и садами, украшенными древними статуями, — вилла Джулия. Прямо напротив дворца среди буйной садовой зелени раньше располагались несколько лоджий для отдыха, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней.

Описание дворца вилла Джулия

В основу своего замысла Виньола и Амманнати положили принцип постепенного расширения пространства, зачастую используемого в сценографии. Напоминающий по форме триумфальную арку, портал ведёт в полукруглую галерею, раскрывающуюся в прилежащий дворик. Сравнивая с театром, галерею можно назвать партером, аллею – просцениумом, а лоджию, которая находится напротив, — сценой. Второй двор расположился по другую сторону от лоджии, и попасть в него можно сразу по двум пандусам. Здесь есть нимфей с лоджиями, состоящий из трёх ярусов, а внизу бьёт фонтан Аква Верджине, декорированный фигурами божеств Тибр и Арно. Фрески Пьетро Венале с изображением увитой зеленью беседки украшают свод галереи полукруглой формы, а на её стенах «поселились» мифологические существа.

Правда, течение времени оказало разрушительное воздействие на скульптуры и золочённую лепнину. Последним владельцем виллы Джулия был брат Юлия III Бальдовино, после смерти которого Павел VI конфисковал, всё имущество, нажитое семьёй Дель Монте, как выяснилось, за средства палаты пап. С этого момента вилла, лишившаяся владельца, пришла в упадок. Папа Пий VI отдал распоряжение вывезти из дворца немногие сохранившиеся скульптуры и закрыть сады, через пару лет садовники оставили запустевающую виллу. Какое-то время здесь был госпиталь, потом – проживали солдаты, при Льве XII – расположилась ветеринарная школа, склад, а потом – снова солдаты. Только в 1889г дворцовый комплекс стал собственностью государства, и в нём разместился Национальный музей этрусского искусства.

Кто такие этруски?

Древние этруски – это народности, ещё в I тыс. до н.э. населявшие северо-западную часть Апеннинского полуострова. Известно, что эти племена, проживавшие на территории сегодняшней Тосканы, ещё до римлян создали развитую цивилизацию с определённым политическим строем, армией и культурой. О происхождении этрусков нет точных данных. Одни историки утверждают, что этрусские племена пришли на Апеннины с Востока. Другие же склоняются к версии об этнической группе, возникшей уже на полуострове в результате смешения пришлых и местных народностей. Процесс формирования этноса завершился примерно к VIII веку до н.э.

А в VII веке до н.э. племена этрусков уже возводили города-крепости, ставшие центрами политики и экономики городов. Их главами сначала были цари, а в VI – V веках до н.э. — аристократы, занимающие важные должности. Скорее всего, именно этрусские племена основали Вечный город, они же оказали весьма значительное влияние на архитектуру и искусство Древней Италии. Римляне переняли у этрусков политический строй, структуру армии и знаки власти. Немаловажной для будущих потомков императоров стала и культура древних этрусков: мифы и религия нашли своё отражение в древнеримских легендах, а итальянские зодчие и художники во многом подражали предшественникам. Ну а после нашествий галлов в V веке до н.э. и угасания империи этрусков уже сам Рим занял лидирующую позицию в регионе.

О коллекции и экспозиции

Систематическое изучение находок этрусской цивилизации началось в XVIII веке, а уже в 1889 году на вилле Джулия был оборудован специализированный музей, в котором и сегодня можно ознакомиться с древнейшими находками на территории Умбрии, Тосканы, южной Этрурии и Лацио, имеющими отношение к этрусскому периоду. Заметим, что на протяжении всего периода существования музея этрусского искусства коллекция пополнялась не только за счёт государства: в разные годы частные собрания расширяли экспозицию (в 1908г добавились предметы, находившиеся в собственности Барберини, в 1919г – Кастеллани, а в 1972г – Пескиотти).

Урны, саркофаги, статуэтки и другие предметы, найденные при раскопках некрополей на территории современной Италии, демонстрируются посетителям в выставочных залах первого этажа виллы Джулия. Историками и сотрудниками Национального музея этрусского искусства проведена огромная работа по систематизации археологических находок и реконструкции древних городов. В залах музея с 1 по 10,а также с 23 по 34 можно воочию убедиться в том, что древние этруски были хорошо развитой цивилизацией. Здесь все желающие могут в подробностях рассмотреть реконструированные города Тодди, Вульчи, Вей и Черветери. А вот предметы из частных коллекций, пополнившие музей, экспонируются в залах № 11 – 22. Коллекционные экземпляры ваз и украшения можно осмотреть в залах второго этажа.

Гордостью музея является статуя Аполлона Вейского, изготовленная из обожжённой глины (терракота), между 550 и 520гг до н.э. Авторство находки, исполненной в позднеэтрусском (ионическом) стиле, приписывают единственному из сегодня известных этрусских скульпторов по имени Вулка. Сама статуя из города Вейи ранее являлась частью композиции, изображавшей Геракла и Аполлона, которые борются за лань Артемиды с медными ногами и золотыми рогами. Эта композиция располагалась в Портоначчо на 12-метровой высоте в святилище Минервы, а сегодня она выставляется в зале №7.

Достойна внимания и находка из города мёртвых Бандитачча у Черветери, датируемая VI веком до н.э, — терракотовый саркофаг супругов. Внешне он представляет собой расписанное ложе на фигурных ножках длиной 190см и шириной 114см. Уникальность памятника, повторяющего очертания человеческого тела, состоит в изображении сразу двух человек, которые пируют в загробном мире. Правда, уделив немало внимания «прорисовыванию» черт лица супругов, в частности, миндалевидных их глаз, нижнюю часть тел автор изобразил схематически.

Имеется в музее Джулия и уникальные антефиксы IV века из разукрашенной терракоты изображающие маски Менады и Горгоны, скорее всего, украшавшие ранее кровлю античного храма. Следует выделить и бронзовый ларец Фикорони IV века до н.э. (цисту, используемую для хранения денег, драгоценностей, плодов, книги др.), и кружку Киджи, изображающую воинственных греков, и золотые украшения из некрополя в Пренесте.

Хотите увидеть, насколько развитыми были древние цивилизации, а одновременно оценить мастерство представителей эпохи Возрождения? Отправляйтесь на виллу Джулия в Риме! Она принимает посетителей в любой день недели, кроме понедельника с 8.30 до 19.30. Входной билет стоит 4 евро.

Рим — картины художников

Опубликовано: Январь 16, 2018

Александр Михайлович Герасимов.
Рим. Колизей.
1934.

Рим Древний (Roma), первоначально община в Древней Италии, затем рабовладельческий город-государство (полис), подчинивший себе весь Аппенинский полуостров; впоследствии — рабовладельческая средиземноморская держава, включавшая значительную часть Европы, побережье Северной Африки, Египет, Малую Азию, Сирию. По преданию Рим был основан Ромулом в 754 (или 753) до н. э. Древнейший, так называемый царский период римской истории (8-6 века до н. э.) характеризуется переходом от первобытнообщинного строя к классическому рабовладельческому обществу. В конце 6 века до н. э. в Риме была уничтожена власть царей и установлена аристократическая республика, история которой в 5-4 веках до н. э. заполнена борьбой бесправных и малоземельных плебеев с родовой-аристократией-патрициями. Уравнение плебеев в правах с патрициями к началу 3 века до н. э. не означало, однако, демократизации общественного строя: на место прежнего патрициата стала патрицианско-плебейская знать (нобилитет), сосредоточившая в своих руках управление государством. В 5-2 веках до н. э. Рим вёл непрерывные войны (из которых наиболее значительными были Пунические войны), завершившиеся подчинением Риму всей Италии и покорением Испании (части), Македонии, Греции, Северной Африки, Пергама и др. Все эти завоевания создали необходимые предпосылки (в виде скопления массы рабов и материальных средств) для наиболее полного развития рабовладельческого способа производства в его классической форме. Развитие рабства, рост крупного землевладения и денежно-ростовщического капитала, разорение крестьянства, которое не могло выдержать конкуренции с крупными рабовладельцами, — всё это приводило к резкому увеличению имущественного неравенства. Разорение крестьянства вызвало, в свою очередь, упадок римской армии, комплектовавшейся главным образом из крестьян. Попытка братьев Гракхов (133-122 до н. э.) провести аграрную реформу окончилась неудачей. Борьба между крупными и мелкими землевладельцами продолжала обостряться. Однако основным социальным противоречием в Риме оставалось противоречие между рабами и рабовладельцами. Жесточайшая эксплуатация рабов приводила к массовым восстаниям (во 2-1 веках до н. э. в Сицилии, Малой Азии, Италии и др.).

Наиболее грандиозным было восстание рабов в Италии под руководством Спартака 74 (или 73)-71 до н. э. после подавления восстания Спартака, в обстановке кризиса рабовладельческой республики, усилилась борьба политических группировок за власть, вылившаяся в гражданские войны. Власть сосредоточилась в руках Юлия Цезаря, установившего военную диктатуру. Римская республика фактически пала. В результате последнего этапа гражданских войн власть перешла к Октавиану, получившему от сената титул Августа (27 до н. э.). При нём в Риме окончательно утвердилась военная монархия (империя). Август установил систему так называемого принципата, в котором монархия была прикрыта республиканскими формами. В период империи (1 век до н. э. — 5 век н. э.) пределы государства были значительно расширены завоеванием Британии, Дании и др. областей. Но уже в конце 2 века начался кризис рабовладельческой системы, который достиг большой остроты в середине 3 века. Для этого периода характерны развитие колонатных отношений, хозяйственный упадок собственно Италии и обострение социальных противоречий. Некоторая стабилизация положения империи была достигнута при Диоклетиане (284-305) и Константине I (306-337), которые подавили ряд народных движений, вновь объединили распадавшееся государство, превратив его в неограниченную военно-бюрократическую монархию (доминат). В 5 веке упадок сельского хозяйства, ремёсел, торговли усиление восстаний рабов и колонов, вызванные углублением кризиса рабовладельческого способа производства и вторжениями соседних с Римом племён, обусловили крушение Римской империи. В 395 империя распалась на Западную и Восточную. В 410 вестготы овладели г. Римом и разграбили его. В 476 вождь наёмников Одоакр низложил последнего западно-римского императора Ромула Августула. Эта дата считается годом падения рабовладельческой Западной Римской империи.

Высокого развития в Риме достигли изобразительные искусства (замечательный своим реализмом скульптурный портрет), декоративно-прикладное искусство и особенно архитектура. Римскими зодчими были созданы новые типы жилых домов, величественных общественных зданий, различных утилитарных сооружений (акведуки, мосты и др.), разработаны новые инженерно-технические приёмы (строительство из бетона и т. д.). К числу выдающихся произведений римского зодчества относятся Колизей, триумфальная арка Тита (1 век), Пантеон, колонна Траяна (2 век), термы Каракаллы (3 век).

Энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». 1964.

* * *

Современная живопись и шедевры прошлых веков ( картины высокого разрешения с описанием — открываются в отдельном окне)

Поиск по фото

дворец Квиринал, Рим

Огни Рима

Римский форум

Падение Римской империи

Падение Римской империи Опустошение

Акведук возле Рима

Вид на Рим из Ватикана. Рафаэль в сопровождении Форнарины готовится к оформлению Ватиканской ложи

Рим — Форум с радугой

Рим — Колизей

Рим — святой Пётр, смотрящий из усадьбы Барберини

Рим — вид с горы Авентине

Рим — вид с горы Террацио

Вилла папы римского в Туикнеме

Римский форум для музея мистера Соуна

Рим, вид из Ватиканского дворца. Рафаэль в присутствии Форнарины пишет картины для лоджии

Александр Михайлович Герасимов.
Улица в Риме.
1934.

Рим (Roma), столица Италии, административный центр Римской провинции в области Лацио. 2160,8 тысяч жителей (1961). Расположен на реке Тибр, в 27 км от его впадения в Тирренское море. Большая часть города лежит на 7 холмах — Палатине, Капитолии, Квиринале, Виминале, Эсквилине, Целии, Авентине. В пределах города находится Ватикан. Музеи (Ватиканский, Капитолийские, Национальный и др.). Рим — центр международного туризма. Памятники архитектуры Древнего Рима (Форум, Колизей, Пантеон), Возрождения и барокко (палаццо Канчеллерия, Фарнезе, Барберини, дворцовый комплекс Ватикана, собор святого Петра, ансамбли Капитолия, площадей Пьяцца Навона, Пьяцца дель Пополо, виллы, фонтаны). Основан, по преданию, в 754 (или 753) до н. э.

Энциклопедический словарь. «Советская энциклопедия». 1964.

* * *

Василий Васильевич Верещагин.
Распятие на кресте у римлян.
1887.

— Вот, — сказал он, пересаживаясь на Катину лавку, — чтобы вам лучше представить, каковы из себя были римляне перед гибелью, послушайте одно место из Аммиана Марцеллина. Он так описывает этих владык вселенной:
«Длинные одежды из пурпура и шелка развеваются по ветру и дают возможность рассмотреть под ними богатую тунику, украшенную вышивками, изображающими различных животных. Сопровождаемые свитой в пятьдесят человек прислуги, их закрытые колесницы потрясают мостовую и дома, мчась по улице с необыкновенной быстротой. Если кто-нибудь из них входит в бани, обычно соединенные с магазинами, ресторанами и местами для прогулок, — он повелительным тоном требует, чтобы предметы общего употребления были отданы в его исключительное пользование. Выходя из бани, он надевает перстни и пряжки с драгоценными камнями и облекается в дорогой халат, полотна которого хватило бы на двенадцать человек. Затем следуют верхние одежды, которые льстят его самолюбию; при этом он не забывает принять величественную осанку, которой нельзя было бы простить и великому Марцеллу, завоевателю Сиракуз. Впрочем, иногда и он предпринимает смелые походы с огромной свитой слуг, поваров, клиентов и отвратительно обезображенных евнухов в свои итальянские поместья, где забавляется охотой на птиц и кроликов. Если случайно, особенно в жаркий полдень, он имеет храбрость переплыть на раззолоченной барке озеро Лукрин, отправляясь на свою приморскую дачу, он сравнивает потом это путешествие с походами Цезаря и Александра. Если муха проникает за шелковую занавеску палубы или сквозь складки упадет луч солнца, он оплакивает свое бедствие, сетуя, что не родился в странах киммерийских, где вечный мрак. Лучшими гостями у знатных считаются паразиты и льстецы, умеющие рукоплескать каждому слову хозяина. Они смотрят с восторгом на мраморные колонны комнат и мозаичные полы. За столом птицы и рыбы необыкновенной величины вызывают всеобщее удивление. Приносят весы, чтобы удостовериться в полновесности этих яств, и в то время, когда благоразумные гости отворачиваются от такой сцены, паразиты требуют нотариуса, чтобы составить протокол в достоверности подобных чудес…»
— Да, sic transit… — сказал немец, захлопывая записную книжку. — Эти люди пошли бродить в поисках пропитания по дорогам и разрушенным городам. А волны варваров продолжали катиться с востока, опустошая и грабя. В какие-нибудь пятьдесят лет от Римской империи не осталось и следа. Великий Рим зарастал травой, среди покинутых дворцов паслись козы. Почти на семь столетий опустилась ночь над Европой.
Это произошло потому, что христианство могло разрушать, но не знало идеи организации труда. В заповедях не говорится о труде. Их моральные законы применимы к человеку, который не сеет, не жнет, а за которого сеют и жнут рабы. Христианство стало религией императоров и завоевателей. Труд остался неорганизованным и вне морали.

Алексей Толстой. Восемнадцатый год.

* * *

Василий Иванович Суриков.
Сцена из римского карнавала.
1884.

Римские Сатурналии были праздником рабов, где господа в эти дни служили своим рабам: это, если можно так выразиться,.. нравственное переряживание жизни навыворот.

Д. Шеппинг. Мифы славянского язычества. Москва, «ТЕРРА» — «TERRA». 1997.

* * *

Василий Иванович Суриков.
Римский карнавал.
1884.

Ни в каком другом государстве не насчитывалось в зверинцах такого количества диких животных, как в Древнем Риме в пору его наивысшего расцвета. В римском виварии их содержали тысячами. Причем слонов, носорогов, львов, бегемотов, крокодилов, страусов здесь во множестве уничтожали для потехи зрителям на аренах цирков в травлях и гладиаторских боях. Известно, в частности, что только гладиатор по имени Комот умертвил в поединках более сотни львов. На смену убитым привозили новые сотни и тысячи обреченных на смерть животных из многих стран мира.

Валентин Краснопевцев. «Братья меньшие» вчера и сегодня. «Лениздат». 1991.

* * *

Василий Иванович Суриков.
Собор Святого Петра в Риме.
1884.

В №9 за 1978 год я прочитал заметку о «Словаре ложных истин», выпущенном в США Г. Барнемом. Подобная же книга вышла и во Франции под названием «Лексикон предрассудков». Ее автор, журналист К. Валетте, долго собирал часто встречающиеся утверждения, воспринимаемые всеми как аксиомы. Тщательная проверка показала, однако, что во многих случаях эти утверждения не согласуются с действительностью.
— Многие думают, что Рим стоит на семи холмах, тогда как он раскинулся на восьми.

Лексикон предрассудков. «Техника — молодёжи».

* * *

Генрих Семирадский.
Римская оргия блестящих времён цезаризма.
1872.

Капля пурпура в римской крови

У древних римлян тоги пурпурного цвета имели право носить только императоры, цари, судьи и полководцы. Специальная торжественная одежда полководцев — паладаментум — предназначалась для посещения Капитолия после победных сражений. Она выглядела как пурпурный плащ из тяжёлой ткани, оставлявший открытой правую руку. На правом плече он закреплялся дорогой застёжкой.
Впоследствии эта одежда стала исключительно привилегией императоров, предшественницей королевских мантий в Европе. Пурпурный цвет в Древнем Риме стал символом власти. С его помощью можно было легко определить социальный статус человека.
Символом гражданского достоинства римлянина была тога, её не имели права носить рабы, чужеземцы и преступники. Несовершеннолетний свободный римлянин носил тогу с двумя широкими пурпурными полосами, такие же нашивки были у магистратов. На тоге сенатора была нашита широкая вертикальная полоса (клавус), на тунике всадника — две узкие полосы. Полководец-триумфатор облачался в пурпурную тогу, затканную золотом.
Римские матроны, которые вначале облачались исключительно в белые одежды со скромной каймой пурпурного цвета, несмотря на запреты власти, постепенно начали шить одежду из ярких тканей, в том числе пурпурных цветов.

Ирина Винокурова. Пурпурная ярмарка тщеславия. «Чудеса и приключения» №10 2011.

* * *

Генрих Семирадский.
Дорога из Рима в Альбано.
1873.

Когда въехал в Рим я в первый раз, не мог дать себе ясного отчета: он показался маленьк; но, чем далее, он мне кажется большим и большим, строение огромнее, виды красивее, небо лучше; а картин, развалин и антиков смотреть на всю жизнь станет. Влюбляешься в Рим очень медленно, понемногу — и уж на всю жизнь.

Н. В. Гоголь — А. С. Данилевскому. Рим, апрель 1837 года.

* * *

Генрих Семирадский.
Сцена из римской жизни.
1883.

Во времена правления Нерона, то есть в 50-60-е годы I века, на Агриппских озерах ежегодно устраивались шумные празднества. Огромные плоты и суда, увешанные гирляндами цветов, сновали по водной глади. К началу новой эры римляне достигли значительных успехов в строительстве большегрузных морских судов. Водоизмещение отдельных кораблей составляло 1200 тонн! В 40 году императору Калигуле понадобилось перевезти по морю из Египта обелиск сорокаметровой высоты. Для этого построили судно водоизмещением 1300 тонн. Обычно суда строили из кедровых, пихтовых или кипарисовых бревен. Часто корпус ниже ватерлинии обивали листовой медью или свинцом. Паруса были обычно полотняными. Трюмов в нашем понимании часто не было, пассажиры укрывались от непогоды и солнца под навесами.
Огромные зерновозы совершали регулярные рейсы между Александрией и римскими портами. Императоры предпочитали их быстрым галерам — так было безопаснее. Зерновозы брали на борт несколько сотен пассажиров и по размерам намного превосходили фрегаты XIX века. Наряду с грузовыми и пассажирскими существовал особый тип судов для перевозки диких зверей из Африки и Азии. Для того чтобы животные выжили и достойно показали себя на аренах цирков, их нужно было быстро доставить на место, а для этого требовались скоростные суда.
Широкое распространение получили у римлян либурны, подвижные и легкие в управлении корабли, использовавшиеся вначале пиратами для погони за добычей. Однако римские купцы отняли у пиратов их изобретение. После некоторых переделок либурны стали использоваться торговцами и военными в борьбе с самими же морскими разбойниками.
Римские мореходы ориентировались по звездам и знали направление ветров. Существовали и письменные инструкции капитанам — периплы, которые передавались из поколения в поколение. Среди известных — «Перипл Ганнона» (VI век до н. э.), «Перипл внутреннего моря Псевдо-Скилака» (IV век до н. э.), «Перипл Каспийского моря» (III век до н. э.), «Перипл Эригейского моря» безымянного автора (датируется I-III веками н. э.). наверняка пользовались они и справочниками для плавания в Атлантике, но последние до нас не дошли.
Таким образом, империя, вступившая в 1-ю Пуническую войну с эскадрой из 20 судов, прошла огромный путь. Римские горожане ели хлеб, испеченный из пшеницы, выросшей в Египте; рыбу, выловленную и высушенную в селениях близ Гибралтара; жарили пищу на оливковом масле из Северной Африки; пользовались медными горшками и сковородами, выплавленными в печах Массилии; пили вино с Иберийского полуострова. Женщины носили одежды из шелка, привезенного из Китая, украшали себя самоцветами из Индии и Цейлона, употребляли в пищу перец и пряности с Малабарского берега, ели греческий мед, а косметика их была из Аравии. Мебель делали из драгоценных пород африканского и красного дерева. Мрамор привозили из Малой Азии, а слоновую кость из Западной и Восточной Африки. Римские путешественники побывали с военными и торговыми целями во многих уголках Старого Света.

Николай Непомнящий. Необъяснимые явления. Москва, «АСТ. Олимп». 1999.

* * *

Генрих Семирадский.
Портрет молодой римлянки.
1889.

Генрих Семирадский.
Римская деревня. За водой.
Конец. 1880-х.

В римских законах были предусмотрены случаи, когда отец может убить своего ребенка, и таковых случаев тринадцать.
Первый. Если сын поднял руку на отца.
Второй. Если сын жестоко оскорбил отца.
Третий. Если сын обвинил отца в тяжком преступлении, кроме оскорбления величества и измены отечеству.
Четвертый. Если сын связался со злонравными людьми.
Пятый. Если сын строит козни, посягая на жизнь отца.
Шестой. Если сын вступил в кровосмесительную связь с женой отца по второму браку или с его наложницей.
Седьмой. Если сын отказывается выкупить отца, посаженного за долги в тюрьму.
Восьмой. Если сын насильственно принуждает отца написать завещание.
Девятый. Если сын против воли отца стал гладиатором или комедиантом.
Десятый. Если дочь, отказавшись от вступления в брак, ведет распутную жизнь.
Одиннадцатый. Если дети отказывают в заботах больному отцу.
Двенадцатый. Если дети не намерены выкупить отца или мать, попавших в плен к неверным.
Тринадцатый. Если сын отрекся от католической религии.

Александр Дюма. История знаменитых преступлений.

* * *

Генрих Семирадский.
Римская идиллия.
1885-1890.

Француз Шатобриан: «У кого нет больше связи с жизнью, тот должен переселиться в Рим. Там он найдет собеседником землю, которая будет питать его мысли и наполнит снова его сердце. Там узнает прогулки, которые всегда что-нибудь скажут ему. Самый камень, на который там ступит его нога заговорит с ним, и даже в пыли, которую ветер поднимает за ним, будут заключены какие-то человеческие свершения».
Англичанин Байрон: «О, Рим! Мое Отечество, город души, к тебе должны идти обделенные сердцем».
Немец Гётё: «Кто хорошо видел Италию, и особенно Рим, тот никогда больше не будет совсем несчастным».
А вот стихи русского поэта Баратынского:

Рвется душа нетерпеньем объята
К гордым остаткам падшего Рима.
Снятся мне долы, леса благовонны,
Снятся упадших чертогов колонны!

Русский писатель Гоголь замечал в 1837 году в послании к П. А. Плетневу: «Что за земля Италия! Никаким образом не можете вы ее представить себе. О, если бы вы взглянули только на это ослепляющее небо, все тонущее в сиянии! Все прекрасно под этим небом; что ни развалины, то и картина; на человеке какой-то сверкающий колорит; строение, дерево, дело природы, дело искусства — все, кажется, дышит и говорит под этим небом. Когда вам все изменит, когда вам больше ничего не останется такого, что бы привязывало вас к какому-то уголку мира, приезжайте в Италию. Нет лучшей участи, как умереть в Риме; целой верстой здесь человек ближе к Божеству».

Борис Тарасов. Чаадаев. Москва, «Молодая гвардия». 1986.

* * *

Генрих Семирадский.
Портрет римлянки.
1890.

Рим

Возможно, Рим был самым влиятельным городом в мировой истории. Древние римляне считали, что город основан легендарным Ромулом, но существуют и другие версии. Возможно, слово «Рим» образовалось от древнего италийского названия реки, на которой вырос город, или от имени обитавшего в тех краях племени.
Равнина, на которой расположен Рим, называлась Лациум. Римская легенда связывает название долины с древним королем по имени Латин, однако, по другой версии, название происходит от слова, означавшего «широкий», поскольку для узкой и гористой местности долина действительно была широкой. Как бы там ни было, в Лациуме зародился латинский язык, предок современных романских языков. Область, в которую входит римская провинция, сейчас называется областью Лацио.
Примерно до 350 г. до н.э. Рим оставался довольно незначительным городом-государством, однако впоследствии, в результате завоеваний, он овладел всем Средиземноморьем. Римом стали называть не только сам город, но и территории, которые он контролировал. До 27 г. до н.э., когда Август провозгласил себя императором, существовала Римская республика, потом же заговорили о Римской империи.
Постепенно Рим пришел в упадок; проблемы становились все более сложными, и одному императору становилось все труднее управлять обширными территориями. Поэтому в 286 г. император Диоклетиан разделил империю на две части. Сам он правил восточной, более богатой, а соправитель — западной частью империи. Так появились Западная и Восточная Римская империи. Иногда (поскольку в античные времена и Средние века европейцы признавали только одну империю) их называли просто Западная и Восточная империя.
Западная империя прекратила свое существование в 476 г., когда был свергнут последний римский император на Западе, Ромул Август, и в Италии правил германский вождь Одоацер. Восточная империя продержалась еще тысячу лет, до 1453 г., и до самого конца называлась Римской империей.
Айзек Азимов. Слова на карте. 1962.

* * *

Генрих Семирадский.
Римский пейзаж.

Рим, видишь ли, ему надоел…

Многие недоумевали, зачем императору Нерону понадобилось спалить Рим. В конце прошлого века итальянский историк Ланчиани выдвинул любопытную гипотезу: принимая роковое решение, император руководствовался не прихотью, а суровой необходимостью. Нерон будто бы не раз обращал внимание римлян на тесноту и грязь на улицах вечного города и предлагал заново перестроить столицу. Горожане отказывались крушить дорогие их сердцу храмы и общественные здания, и тогда Нерон решил добиться своего вопреки возражениям сограждан. Он загодя приказал архитекторам Северу и Целару спроектировать новый город, заготовил множество палаток и провиант для расселения и пропитания погорельцев. И добился своего: после пожара Рим восстал из руин в большем великолепии, чем прежде!

Читая «Чудеса и приключения». Москва, «Десница». 2002 год.

* * *

Джованни Пиранези.
Мост Салерно. Из серии «Виды Рима».

Первая мысль путешественника — отправиться смотреть остатки языческого Рима, в создание которого вкладывали свои усилия консулы и императоры, — триумфальные арки, храмы, дворцы, старинные дороги, бани, акведуки, гробницы.
По дороге, называвшейся в античном Риме «священной» (по ней проходили победные шествия), можно пройти к Капитолийскому холму и подняться на него по лестнице. Отсюда открывается величественная панорама античного и католического Рима, неизменно венчающаяся куполом собора св. Петра.
Правда, античный Рим в большинстве случаев представлен одними руинами, но путешественники тем не менее с благоговением приближаются к развалинам храмов Фортуны, Свободы, Согласия, Ромула и Рема, Антонина и Фаустины, Венеры, Весты, Бахуса, Геркулеса, Эскулапа, к остаткам дворцов и цирков, театров и бань, могил и мавзолеев.
Глядя на эти руины, Чаадаев не мог не задавать себе вопросов, нашедших впоследствии отражение в его творчестве. «Блестящие цивилизации, древностью равные миру, взлелеянные всеми силами земли, приобщенные ко всякой славе, ко всем величиям и всем земным владычествам, связанные, наконец, с обширнейшей властью, когда-либо тяготевшей над миром, со всемирной империей, — каким образом могли вы обратиться в прах? — риторически вопрошал он в «Философических письмах». — К чему же вела вся эта вековая работа, все эти гордые усилия разумной природы, если новые народы, явившиеся Бог весть откуда и не принимавшие в них никакого участия, должны были со временем разрушить все это, ниспровергнуть великолепное здание и провести плуг по его развалинам? Так для того созидал человек, чтобы увидеть когда-нибудь все творение рук своих обращенным в прах? Для того он накопил так много, чтобы все потерять в один день? Для того поднялся так высоко, чтобы еще ниже упасть?»

Борис Тарасов. Чаадаев. Москва, «Молодая гвардия». 1986.

* *

«Невозможно ждать лучшего от судьбы, чем умереть в Риме. Здесь человек находится ближе всего к Богу, чем в других местах». (*Письмо В. А. Жуковскому от 30-18 октября 1837 г.)

Анри Труайя. Николай Гоголь.

* * *

Карл Павлович Брюллов.
Политическая демонстрация в Риме в 1846 году.
1850.

Марк Бергин.
Римская дорога.

Римляне первыми начали строить и широко использовать дороги. Рим славился не только как могущественная империя строителей, но и прекрасными инженерами. Они достигли высокого уровня строительства дорог и мостов. В Риме существовала широкая сеть дорог через все государство. Поскольку Рим покорил итальянские Альпы, Британию, Испанию, проник на Восток, то для ведения как военных действий, так и торговых операций дороги были просто необходимы. Первой и самой известной была Аппиева дорога, построенная в 312 г. До н. э. Она имела 11 м в ширину и шла на юг от Рима до Капуи, всего на 260 км. Сельскохозяйственная продукция из провинции доставлялась в Рим в обмен на мануфактуру и всяческие диковинные товары из далеких стран. В дальнейшем прокладка дорог стала развиваться довольно быстро, и ко времени Адриана (117-138 гг.) дороги в Риме простирались от столицы до северной Европы и Среднего Востока. Скорость передвижения транспорта в то время была 8 км/ч, а через каждые 60 км была стоянка для отдыха.
Римляне научились использовать различные средства передвижения. Легкие грузы перевозились на небольших повозках, запряженных лошадью или мулом. Более тяжелая поклажа загружалась в телеги, запряженные волами или мулами. Бедняки могли переезжать из города в город на четырехколесных повозках, богатые горожане наслаждались поездками в двухколесных экипажах (карпентум). На короткие расстояния можно было передвигаться на повозке (цизиум), которую вез раб; туда помещалось не более двух пассажиров. Римляне первыми испытали транспортные перегрузки. Дороги были так загружены, что пришлось ввести специальные правила движения, где приоритетом пользовались военные и государственные чиновники. Во многих городах днем транспорт был запрещен. По городу можно было передвигаться на закрытых носилках — литтерах, которые несли рабы.

Эрил Девис. Транспорт. Москва, «РОСМЭН». 1994.

* * *

Марк Бергин.
Строительство римской дороги.

Пётр Васильевич Басин.
Землетрясение в Рокка ди Папа близ Рима.
1830.

Сильвестр Феодосиевич Щедрин.
Новый Рим. Замок Святого Ангела.

Фёдор Михайлович Матвеев.
Вид Рима. Колизей.
1816.

Мне кажется, теперь… по крайней мере, если бы мне предложили — натурально, не какой-нибудь государь-император или король, а кто-нибудь посильнее их — чт? бы я предпочел видеть перед собою — древний Рим в грозном и блестящем величии, или Рим нынешний в его теперешних развалинах, я бы предпочел Рим нынешний. Нет, он никогда не был так прекрасен. Он прекрасен уже тем, что ему 2588-й год, что на одной половине его дышит век языческий, на другой — христианский, и тот и другой — огромнейшие две мысли в мире.
Но вы знаете, почему он прекрасен. Где вы встретите эту божественную, эту райскую пустыню посреди города? Какая весна! Боже, какая весна! Но вы знаете, что такое молодая свежая весна среди дряхлых развалин, зацветших плющом и дикими цветами. Как хороши теперь синие клочки неба промеж дерев, едва покрывшихся свежей, почти желтой зеленью, и даже темные, как воронье крыло, кипарисы, а еще далее — голубые, матовые, как бирюза, горы Фраскати и Албанские, и Тиволи! Что за воздух! кажется, как потянешь носом, то по крайней мере семьсот ангелов влетают в носовые ноздри. Удивительная весна! Гляжу — не нагляжусь. Розы усыпали теперь весь Рим, но обонянию моему еще слаще от цветов, которые теперь зацвели и которых имя я, право, в эту минуту позабыл. Их нет у нас. Верите ли, что часто приходит неистовое желание превратиться в один нос: чтобы не было ничего больше — ни глаз, ни рук, ни ног, кроме одного только большущего носа, у которого бы ноздри были в добрые ведра, чтобы можно было втянуть в себя как можно побольше благовония и весны…

Н. В. Гоголь — М. П. Балабиной. Рим, месяц апрель Год 2588 от основания города.

* * *

Фёдор Михайлович Матвеев.
Каскады Папского дворца в окрестностях Рима.
1818.

Римская матронна

Римляне под игом

Птицы в клетках

теги: Древний Рим в живописи

ссылки:

Древний Рим, Египет — картины (библиотека шедевров)

Римские картинные галереи


Рим прекрасен сам по себе. Он даёт миллион поводов себя полюбить. Например, за большое количество крутых картинных галерей.
Про музеи Ватикана я уже писал. Сегодня расскажу про ещё пять картинных галерей.
Первой будет галерея Дориа-Памфили. Вход стоит 12 евро.

Maestro Jacomo — Giovane Cantore. В России автор известен как Мастер света свечи.

Quinten Massys — Gli Usurai. У Квентина Массейса советую посмотреть картину «Уродливая герцогиня».

Tiziano — Maddalena Penitente. Я и полотно Тициана.

Как делалось предыдущее фото.

Перейдём к Национальной галерее старинного искусства, которая базируется в двух разных точках города. По сути их можно считать за две галереи. Поэтому галерея номер 2 в нашем обзоре — галерея в палаццо Барберини.
Пьеро ди Козимо — Магдалина.

Рафаэль — Форнарина.

Мы с Форнариной.

Зверёк, что спрятался в углу картины, смело мог бы сниматься в фантастических тварях.

Гвидо Рени — Беатриче Ченчи. Рени вы можете знать по картине «Вакх и Ариадна», которая давно стала мемом.

Красотища на потолке — Allegory of Divine Providence and Barberini Power / Triumph of Divine Providence кисти Пьетро да Кортона.

Лестница Бернини.

Пункт номер 3 в нашей программе — галерея Боргезе. Билет сюда обошёлся в 15 евро (лучше бронировать заранее).

Встань и иди.
Скульптура Жан-Антуана Гудона «San Giovanni Battista».

Якопо Цукки — Аллегория открытия Нового Света.

Рубенс — Пьета.

В год здесь бывает больше 500 тысяч человек.

Аннибале Карраччи — Testa di giovane ridente.

Когда занозил занозу.

Потолки в галерее Боргезе — отдельный вид искусства.

Галерея №4, второе здание национальной галереи старинного искусства, которое находится в палаццо Корсини. Билет, кстати, единый. Стоит 12 евро. Если вы сходили, например, в палаццо Барберини, то в течение 10 дней можете посетить и палаццо Корсини.
Фото будет одно.

Зато есть видео с лифтом в палаццо.


И, наконец, пункт 5 в нашей программе — Национальная галерея современного искусства. Вход 10 евро.
На заднем плане скульптура «Ercole e Lica» от Антонио Канова.

Галерея находится на территории Виллы Боргезе.

Процесс создания предыдущего кадра.

Любите современное искусство?

В 2015 году галерею посетили 138 140 человек.

Искусство, которое должно шокировать.

Да, тут не только картины.

«Мечты» — самая известная картина Витторио Коркоса.

В галереях особенно приятно разглядывать картины своих любимцев.
Ван Гог — Il giardiniere.

С картиной Винсента.

Картина ещё одного любимца.
Клод Моне — Кувшинки.

Густав Климт — Три возраста женщины.

Галерея была открыта в 1883 году.

Энди Уорхол — Серп и молот.

Также на тему:

Музей истории военной автотехники в Италии (Museo Storico della Motorizzazione Militare)

На проводе Эзерсито Денис Орлов
Фото Дениса Орлова, Flickr.com

Музей огромен: 300 автомобилей, 80 единиц бронетехники. А ещё пушки, самолёты, вертолёты, мотоциклы, кареты, оружие… Но есть и недостаток: двери для публики открыты всего один день в неделю (в субботу), и только с 9:00 до 12:00. И чтобы уточнить подробности, туристу необходимо владеть итальянским, поскольку для связи существует один-единственный номер телефона, и это номер КПП военной базы L’Esercito Italiano – вооружённых сил Итальянской республики. Солдатик, дежурящий на КПП, слыша в трубке пусть и совершенный, но всё же непонятный ему язык, просто вешает трубку.

Museo Storico della Motorizzazione Militare (Музей истории военной автотехники) создан ещё в 1955 году чуть ли не по указу президента Республики. А в 1991-м музею выделили просторные ангары площадью 50 тыс. м2 на военной базе Чеччиньола, что на южной окраине Рима.

Столько грузовозов времён Первой мировой в одном месте, наверное, больше нигде не встретишь. В немецких музеях в основном выставлены прилизанные новоделы. Во Франции с Великобританией сохранились крохи. А в Чеччиньоле начинаешь загибать пальцы, и пальцев не хватает! С грустью думаешь о том, как в нашей стране выполняли план по сбору металлолома за счёт уникальных коллекций автомобилей, артиллерии, самолётов, танков…

Государственный подход к сбережению технического наследия возымел действие – в Италии сложилось несколько уникальных собраний. Только в Риме и окрестностях – музеи полицейских машин, пожарной техники, военной аэронавтики. Их роднит чрезвычайная насыщенность экспонатами, равно как и почти полное отсутствие рекламы и затруднённость общения.

Итальянцы по праву гордятся своей технической историей. Леонардо Да Винчи, Джероламо Кардано, Алессандро Вольта, Гульельмо Маркони, Джованни Баттиста Пирелли, Маттео Чейрано, Эдоардо Вебер, Баттиста «Пинин» Фарина – на эти имена равняются современные «инжениери».

Пароль? На горшке сидел король!

Один из наиболее ценных экспонатов – штабной фаэтон Fiat 30-45 cv Tipo 4 короля Италии Виктора Эммануила Третьего. «…если один из офицеров был очень мал ростом и сидел сзади между двумя генералами, и оттого, что он был так мал, лицо его не было видно, а только верх кепи и узкая спина, и если машина шла особенно быстро, – это, вероятно, был король», – писал Эрнест Хемингуэй в романе «Прощай, оружие!».

«Тип 4», запущенный в серию в 1910 году, опередил время. Его двигатель (5,7 л, 4 цил., 45 л.с. при 1600 об/мин) имел моноблочную конструкцию – в те годы цилиндры обычно отливали поодиночке или попарно. Привод на задние колёса осуществлялся валом, а не цепью. С 1915 года «Тип 4» уже оснащался 12-вольтовым электрооборудованием. Хемингуэй точен: действительно, король ездил быстро. Автомобиль позволял – его максимальная скорость 95 км/ч. Хотя это не самая мощная модель Fiat тех лет. Были ещё и 50-сильные «Тип 5» и «Тип 6». Почему король довольствовался «Типом 4», неизвестно. Модель выпускали по 1918 год, сделали 684 штуки. Любопытно, что до реставрации в 2012 году у автомобиля были другие номера.

Незаурядность мышления итальянских конструкторов наиболее ярко проявилась в артиллерийских тягачах периода 1920–1940-х. Их галерея открывается сочленёнными колёсными тракторами инженера Уго Павези. Его идеи на новом уровне воплотились в современных – теперь уже гусеничных – двухзвенниках: шведском Bandvagn 206 и российском «Витязе». Две степени свободы звеньев позволяли вездеходу Уго Павези подстраиваться под особенности рельефа, не теряя при этом контакта с опорной поверхностью. Поворачивал тягач за счёт изменения угла между звеньями. К слову, шведов идеи Павези привлекли ещё тогда, в начале 1930-х, и одна из моделей чудо-вездехода поступила на снабжение королевских вооружённых сил. Возможности тягача заинтересовали также военных Болгарии, Венгрии и Греции.

Итальянские же эзерсито затребовали машину попроще. И инженер Эмилио Мариньотти из компании Società Piemontese Automobili (SPA) предложил: все четыре колеса ведущие и управляемые, у всех – независимая подвеска на поперечных А-образных рычагах, бортовая трансмиссия с единственным центральным дифференциалом, лебёдка и вал отбора мощности. Целое семейство таких тягачей: leggiero, medio и pesante, т.е. лёгкие, средние и тяжёлые. По традиции, начатой Павези, в основном они тоже получили колёса увеличенного размера (например, со статическим диаметром 1098 мм). Колёса могли быть обуты в «полупневматические» резиновые бандажи, в обычные шины с развитыми грунтозацепами или же в пневматики низкого давления, предназначенные для езды по песку. Эти вездеходы не отличались скоростью, их козырем было тяговое усилие. Медленно, но верно они волокли неповоротливые орудия по каменистым дорогам Абиссинии, по ливийской пустыне, по ковыльным степям в излучине Дона. Техника выдающегося вида – ею любуешься, как полотнами Ботичелли в галерее Уффици. Настоятельно рекомендую заглянуть на сайт: www.italie1935-45.com/regio-esercito/materiels/. Странно, что создали его какие-то французы, а не L’Esercito Italiano.

Увы, итальянскую инженерную мысль преследовал злой рок – изящные, остроумные решения оказывались несостоятельными в реалиях времени. Каково силами одного водителя сменить повреждённое большое колесо, да ещё в зимнюю вьюгу под Сталинградом!

Музей я покидал, обременённый загадкой, которую всё ещё силюсь разгадать: в чём разница между trattore и trattrice? И тем и другим словом в равной мере обозначают военные тягачи и сельскохозяйственные трактора как большие, так и маленькие. Вопрос поставил в тупик знакомых итальянских историков. Некоторые вообще не предполагали, что в итальянском есть такое слово – trattrice. Да и не все знали о существовании в Риме такого музея!

Санитарный фургон Fiat Tipo 2F впервые применялся в Ливийской кампании 1912 года. Отличался моноблочным 4-цилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,6 л (20 л.с. при 1700 об/мин) с алюминиевым картером, а также приводом ведущих колёс карданным валом. На похожем фургоне, уже в годы Великой войны, ездил Эрнест Хемингуэй Эвакуатор на шасси полноприводного SPA Dovunque TP50 (9,4 л, дизель, 6 цил., 110 л.с. при 2000 об/мин, полная масса 8,8 т). Первый образец, SPA Dovunque 41, построен в начале 1943 года, состоял на вооружении итальянской армии до 1948 года, других служб – до 1970-х годов. В 1950 году усовершенствован

Museo Storico della Motorizzazione Militare, Военно-исторический музей Военной техники, Рим.

Музей находится на территории военной базы в Риме.
Рекомендую подъезжать к открытию, т.к. смотреть есть много чего.
Павильонов в музее много, но при нас работали два, плюс открытая площадка и одиночные экспонаты по всей территории. Нам двух часов не хватило.
Лучше подъезжать к южному КПП базы, на пропуск лучше менять права, а паспорта остануться на КПП музея.

Объект режимный, работает только по воскресеньям с 9.00 до 12.00.
Первый павильон
Autovettura Fiat 508 C1100 Mimetica (1938)

N.S.U. KATTEN KRAD (1940)

Autocarretta da Montagna OM 35 (1932)

Trattore Balilla Tipo 2 (1932)

Autocarro Leggero SPA CL 39 Coloniale (1939)

Trattore Balilla Tipo 2 (1932)

Вроде как «Виллис».

Guzzi Airone 250 (1957)

Guzzi Alce 500 (1938)

Gilera 175 GT (1956)

Morris C8

Еще один Gilera 175 GT (1956)

Autublindo Spa AB/43 (1943)

Autublindo Lancia Astura Lince (1942)

Motociclo Indian (1941)

Lanciaaprilia coloniale (1939)

Alfa 2500 Coloniale (1938)

Fiatn AR 51 (4×4) (1951)

Fiat 124 BLC (1976)

Veicolo da montagna guzzi (3×3) (1958)

Чудо техники Hunting-Yfrrier aviolanclabile (1963)

Guzzi nuovo falcone 500 (1971-76)

Gilera 500 (1942)

Ambulanza Fiat 1100 BLR (1948-1949)

Fiat 600 Pulmino

Lancia Augusta — Camioncino (1937)

Fiat 600T (1961)

Fiat 1100B (1948/49)

Fiat 1100A (1948/49)

Alfa-Romeo Romeo-2

Alfa-Romeo F12 (1968)

Fiat AR 76 (1976)

Fiat AR 59 (1959)

Fiat 1100 Van

Fiat AR 51

Alfa-Romeo AR51 «MATTA» (1951)

Willis

Guzzi Superalce 500 (1943)

Bianchi MT 61 (1968)

Morini 175 (1956)

Guzzi Stornello (1968)

M.V. 175 (1956)

Guzzi Zigolo (1954)

Bianchi 500M

Guzzi Falcone 500 (1951)

До кучи ПТУРС.

Spa 25C 10 (1926)

Ar Mercedes Benz G5 Torpedo (1942)

Dodge 3/4 (1941)

Jeep 151 MUTT

Willis (с тентом)

SPA TL/37 (4×4) (1937-48)

Leggero OM-CL/52 (4x) (1952)

SPA TL/37 (1937/48)

SPA CL 39 (1939) шикарная полевая кухня.

OM CL 51 Anticendio

Между павильонами вот такой автопоезд.

Грузовик смахивает на Даймонд» T980, на первой платформе Универсал Кэрриер (по моему), а вот трактор не понятен.

Если я правильно понял, это 155mm Howitzer M1 US.

Сие чудо не опознано.

Это…

… понятно из таблички.

Второй павильон.
Pavesi P4/100 (1926)

Этот агрегат я помню из детских книжек про технику. Автомобиль Никола-Жозефа Кюньо.

Fiat 18 BLR (1915)

ZUST (1912)

Fiat 18 BL (1918)

Triciclo Bernardi (1896)

Carro a Vapore de Dion&Bouton (1899)

Как-бы общий вид в глубину 2-го павильона.

Biciclo a gran ruota (помните такой?)

Fiat 20B (1915)

Fiat 18P (1916)

Fiat 15TER (1911)

Fiat 15TER autopompa (1915)

Fiat TIPO 2 ambulanza (1910)

Fiat TIPO 4 (1910)

По ходу экспозиции попадаются витрины с униформой автомобильных войск.

«Скелеты» автомобилей, готовая заготовка для реставрации.
«Скелет» Diatto 4 D.V. (1916)

«Скелет» Lancia IZ (1915)

Витрины с «штандартами» автомобильных войск.

«Скелет» Fiat 18 BL (1914)

Зал памяти погибших миротворцев (кавычки были бы уместны).

Витрины с стрелковым оружием и фото, на которых видно, что вся представленная техника на ходу и участвует в парадах.

Мини-композиция посвященная аццкому участию Италии в Первой мировой.

Австрийский Zundapp (1916)

Laurin&Clement (1912)

Autoblinda Lancia IZ (1915)

Carretta da Battaglone (1915)

Carro Bagaglo (1916)

На заднем плане Calesse Per Ufficiali (1935)

Эта пушка уже была на улице Obice Da 149/13 Skodawerke (1917)

Уголок легкого вооружения.

Frera 500 (1916)

Знакомый по Софии Pavesi P4/100 (1926)

155 mm Long Tom

Cannone da 149A (149/35A)

Semovente M41 da 75/18 Assault Gun

Carro Armato M15/42 Tank

Carro Armato P40 Tank

Staghound T17E1

Light Armored Car M8, «Greyhound»

Valentine Bridgelayer

DUKW-353

Минный трал

Шерман-бульдозер

Это точно «Universal Carrier»

Half-track Car M2

M7B1 Priest Howitzer Motor Carriage

Sexton Self-Propelled Gun

M32B1 Tank Recovery Vehicle

M36 Gun Motor Carriage

M4A1 (76) Sherman Tank

L3/38 Tankette

M59

Очень уютная позиция.

AMX-VCI Armoured Personnel Carrier

M24 Chaffee Light Tank

Какие-то автобусы.

Бронетранспортер Fiat 6614

M26A1 Pershing Tank

M74 Tank Recovery Vehicle

M44 Self-Propelled Howitzer

M47 Patton Tank

M60A1 Tank

M55 Self-Propelled Howitzer

САУ SP70

Breda 61

SPA Dovunque 41

SPA TM40

Какой-то грузовик.

Stufa di disinfezione campale rimorchiabile, costruita dalle Officine Meccaniche Ranieri nel 1941

Седельный тягач M26A1, в качестве груза Armoured snowmobile mk i

LVT MK4

Эвакуатор Fiat Dovunque TP50

Дальше бежали и снимали на ходу, музей закрывался. Вот не освоенное поле.

Ракетная установка, но ни базу ни ракету назвать не могу.

M752 Lance Launcher Missile Carrier

Bell OH13H

Piper L18C

Кучка зениток (не опознаны)

Непонятный паровозик.

Leave a Comment