Музей в ватикане

Музеи Ватикана: что посмотреть обязательно

Stato della Città del Vaticano – микрогосударство-анклав в Риме, ассоциированное с Италией. Город-государство Святого Престола Ватикан площадью менее половины квадратного километра расположен на холме Mons Vaticanus на северо-западе Рима.

Официальная дата образования государство Ватикан – 11 февраля 1929 г. В этот день между Италией и Римско-католической церковью было заключено Латеранское соглашение. Предшественником Ватикана было теократическое государство Папская область. Созданное в VIII в., оно просуществовало более тысячелетия. В благоприятное для себя время Папская область контролировала существенную часть Аппенинского полуострова.

Нынешний Ватикан – абсолютная теократическая монархия. Все ветви власти принадлежат Римскому папе. Туризм и пожертвования верующих католиков – основные источники дохода. Ватиканское подданство имеют только священнослужители числом менее тысячи человек. Втрое больший обслуживающий персонал – итальянские граждане.
44 гектара территории Ватикана – средоточие всемирно известных архитектурных, культурных и ландшафтных достопримечательностей – площади и собора св. Петра, музеев и ватиканских садов. Их компактное расположение позволяет для проезда ко всем ним пользоваться следующими видами общественного транспорта:

  • метро линии A до станции Ottaviano-San Pietro-Musei Vaticani;
  • троллейбусом № 19 до остановки Piazza Risorgimento;
  • автобусами №№ 23, 32, 49, 62, 81, 85, 87, 271, 492, 590 и 913 до остановки Via della Conciliazione.

Посещение предполагает соблюдение обычного для религиозных сооружений дресс-кода. Плечи, живот и колени должны быть закрыты, как и волосы женщин. Сумки, особенно большие, тщательно проверяются. Туристов пропускают через турникет с металлоискателем.

Дата основания Рима: 753 г. до н. э.
Население города: 2 875 805 чел. (2017 г.)
Площадь города: 1287,36 км2

Площадь св. Петра

В I в. в местности на месте нынешней площади располагался окруженный садами цирк, в котором по приказам Нерона были казнены первоверховные апостолы Петр и Павел, а также многие другие христиане. К XVI в. сады и цирк сменила грунтовая местность, на которой сохранялся обелиск из розового гранита, в I в. привезенный из Египта императором Калигулой. В начале XVI в. на месте распятия апостола Петра вместо разрушавшейся церкви еще IV в. было решено построить величественный собор. Благоустройство прилегающей к нему территории было поручено выдающемуся архитектору и скульптору Джованни Бернини.

Зодчий блестяще справился со своей задачей. Реализация его проекта позволила скрыть имевшийся 10-метровый перепад рельефа местности.

Площадь стала единым целым с собором, фонтанами и обелиском и одним из лучших архитектурных ансамблей планеты

Piazza San Pietro – гигантская площадь в форме двух симметричных полукругов, как бы притягивающая очерчиваемое ими пространство к расположенному на ней собору св. Петра. Колоннады полукружий похожи на две огромные руки, влекущие находящихся на площади людей к собору. С высоты птичьего полета собор, колоннады и площадь похожи на замочную скважину, в которую вставлен ключ – собор. Эффект вовсе не случаен: ведь ключи от Царствия Небесного Иисус решил дать именно Петру.

Длина Пьяцца Сан Пьетро – 340 м, ширина – 240. Трапециевидная часть площади обращена к собору, а овальные полукружия – к городу. Они состоят из 284 колонн, поверх которых установлены 140 статуй христианских святых.

Статуи христианских святых

В центре площади установлен тот самый египетский обелиск. В конце XVI в. его переосвятили, а первоначальный золоченый шар на вершине заменили христианским крестом. После этого 300-тонную громадину передислоцировали в центр строящейся площади.

По сторонам от обелиска находятся два идентичных фонтана. Любопытно, что они созданы в разное время и разными архитекторами. От обелиска, ранее игравшего роль и астрономических часов, к колоннадам как бы расходятся лучи. За колоннадами видна неприметная белая линия – граница Ватикана.

Во время обращений папы Римского в дни церковных праздников на площади св. Петра собирается до 400 тысяч человек. А еженедельные проповеди понтифик читает по средам в 11 часов. Около обеих колоннад действует отделения так называемой «Почта Ватикана», дающей возможность туристам отправить письмо или открытку с обратным ватиканским адресом. Другая туристическая хитрость – запрограммированная Бернини оптическая иллюзия при нахождении на белом круге недалеко от обелиска: при взгляде на колонные полукружия они кажутся прозрачными и одно из них исчезает.

Собор св. Петра

Basilica di San Pietro – центр Римско-католической церкви, Великая базилика и главная паломническая церковь Рима.

После распространения христианства в Риме над могилой распятого в цирке Нерона апостола Петра была сооружена церковь. В 1506 г. папа Юлий на ее месте решил воздвигнуть храм, который должен был затмить все доселе существовавшие религиозные постройки. Строительство длилось более века: свою лепту в него внесли несколько выдающихся зодчих, сменявших один другого.

Преобладавший в начале строительства ренессансный стиль ближе к завершению начал уступать позиции набирающему силу барокко, поэтому в соборе присутствуют черты обоих стилей.

Первоначальный проект архитектора Донато Браманте предполагал сооружение в форме равностороннего греческого креста. Сменивший его Рафаэль предпочел классический несимметричный крест. Массивный центральный купол – идея Микеланджело, которую реализовал Джакомо делла Порта. Завершавший строительство Карло Мадерна возвел монументальный западный фасад, который совместно с куполом стал архитектурной доминантой собора.

Главный фасад

На карнизе главного фасада собора длиной 115 м установлены фигуры Христа, 11 (исключая Петра) апостолов, а также Иоанна Крестителя высотой 5 м 65 см. Статуи Петра со свитком и ключом и Павла со свитком и мечом находятся вблизи входа в собор. Портик фасада за колоннами имеет пять ведущих внутрь порталов (ворот).

Главный фасад Собора св. Петра

Центральный из них, выполненный в середине XV в., принадлежал еще прежней церкви. Он носит имя создавшего его мастера Филарете из Флоренции. Напротив портала расположена известная мозаика «Навичелла», выполненная Джотто в XIII в.
Все остальные порталы были созданы в XX в.

Обычно замурованный Святой портал (крайний справа) действует только в юбилейный год (единственный в четверть века). В канун его Рождества изнутри разбирается его каменная кладка, оставляя вход открытым вплоть до начала следующего года. 16 рельефов на этой двери иллюстрируют возможное искупление человеческих грехов: ведь Господь стучит в дверь каждого, но не все открывают ему.

Первый слева Портал Смерти предназначен исключительно для выноса тела умершего Папы. Два оставшихся носят названия портала Добра и Зла и портала Таинств. Латинская надпись над колоннами подчеркивает роль Папы Павла V Боргезе в завершении строительства собора.

В период правления Папы Климента VIII на купол был помещен крест, на котором находятся шкатулки с реликвиями. С огороженного балкона башни купола открывается римская панорама, которую хочется видеть вновь и вновь.

Интерьер

Высота купола собора почти достигает 137 м, уступая только единственной церкви мира (в столице Кот-д’Ивуара). Зато по вместимости он не имеет себе равных в мире: 55 тысяч человек. Отметки на полу центрального нефа собора св. Петра наглядно показывают границы других крупных храмов, которые могли бы поместиться внутри. Огромные размеры храма позволяют минимизировать туристическую сутолоку, несмотря на постоянное присутствие внутри множества путешественников.

Внутренний интерьер собора

Внутренняя поверхность купола декорирована изображениями евангелистов Марка, Луки и Иоанна вместе с их символами – апокалиптическими животными, и Матфея с ангелом. Латинская надпись над ними цитирует евангельские слова Иисуса об основании Христовой Церкви и вручении Петру ключей от Царствия Небесного.

Изображения на внутреннем куполе

Главный алтарь из мрамора, мессу за которым имеет право проводить только Римский папа, увенчан монументальным 29-метровым киворием Baldacchino, созданным Бернини. Увенчанные ангелами витые колонны повторяют форму изогнутой колонны иерусалимского храма Соломона. На киворий ушло десятки тонн бронзы: часть ее даже сняли с крыши Пантеона (по приказу тогдашнего папы Урбана VIII Барберини). Лестница близ алтаря ведет вниз к гробнице св. Петра.

Главный алтарь собора св. Петра

В апсиде главного нефа находится Кафедра св. Петра, также созданная Бернини в XVII в. Она представляет собой бронзовый трон св. Петра, считающегося первым римским епископом. Трон поддерживают пятиметровые статуи четырех Отцов Церкви; над ним в солнечных лучах парит голубь – символ Святого Духа. Реальная реликвия – простой деревянный стул св. Петра скрыт внутри Кафедры.

Кафедра святого Петра

Киворием и Кафедрой работы Бернини в соборе не исчерпываются. Его авторству также принадлежат статуя римского сотника Лонгина (проткнувшего копьем распятого Христа), гробница Папы Александра VII, усыпальница графини Матильды Каносской и другие детали интерьера. Копье Лонгина, также хранящееся в храме, – одно из двух, соперничающих за право называться подлинным орудием Страстей Христовых (другое хранится в главном храме Армянской Апостольской церкви близ Еревана).

Великолепный интерьер собора с многочисленными капеллами, скульптурами и картинами можно рассматривать часами. Самая знаменитая скульптурная композиция – «Пьета», созданная 24-летним Микеланджело. Она находится в капелле Милосердия (первой справа).

Скульптурная композиция – Пьета

Туристическая информация

Собор открыт для свободного посещения с 7 (в среду – с 13) до 18–19 часов.

Редко кто из туристов упускает возможность посетить смотровую площадку у купола собора св. Петра. Кроме восхитительного вида на Рим, поднявшиеся смогут вблизи увидеть установленные на балюстраде фигуры, а также обозреть интерьер собора сверху. Знание некоторых нюансов позволит сделать это максимально удобным и познавательным.

Для подъема на купол нужно выйти из Собора и продолжить движение, ориентируясь по указателям Cupola.

Следует иметь в виду, что билет на смотровую башенку продается исключительно за наличные деньги и без всяких скидок. Его стоимость составляет 8 EUR при пользовании лифтом и 6 EUR без оного.

Однако желающие сэкономить должны трезво взвесить свои силы: им предстоит преодолеть 551 ступеньку по все более крутой и узкой лестнице. Последние ступеньки преодолеваются почти ползком. Дело не только в физических кондициях поднимающегося, но и в его комплекции. К тому же частые повороты могут вызвать головокружение у предрасположенных к нему людей. «Лифтовый» вариант не исключает, а всего лишь сокращает пеший путь до 320 ступенек.

Смотровая площадка открывается на час позже собора. Поэтому бывавшие в Риме опытные путешественники советуют приходить к семи утра, практически без очереди купить билет наверх, хорошенько рассмотреть практически пустой собор, после чего подняться на только начинающую заполняться смотровую площадку. При посещении в другие часы рекомендуется избегать среды и воскресенья – дней богослужений и папской аудиенции. Конечно же, заблаговременное приобретение билета на сайте существенно облегчит жизнь туристу.

Музейный комплекс Ватикана

В него входят великолепные дворцовые залы и экспонирующиеся в них произведения искусства, собранные Римской Католической церковью на протяжении пяти столетий. В ватиканских музеях действуют четыре экскурсионных маршрута продолжительностью от одного до пяти часов. Все они заканчиваются посещением двух шедевров мирового изобразительного искусства – Станцев Рафаэля и Сикстинской капеллы, выделенных в отдельные подзаголовки настоящей статьи. Туристам следует так распределить свои силы, чтобы не подойти к ним эмоционально выхолощенными.

Время работы музеев с 9 до 17 (в субботу – до 14) часов, кроме воскресенья и церковных праздников. Кассы и вход закрываются двумя часами раньше. В последнее воскресенье месяца музеи можно посетить бесплатно до 12 час. 30 мин. Билет в 17 EUR открывает доступ в музеи на территории Ватикана, Сикстинскую капеллу и Станцы Рафаэля в тот же день и в Museo Storico Латеранского дворца в течение 5 дней. Билет, включающий и услуги гида, стоит 33 EUR.

За билетами нередки большие очереди. Они меньше перед открытием и в послеобеденное время. Больше всего народу приходит в среду – день папской проповеди на Piazza San Pietro.

Избежать очереди можно при заблаговременном приобретении билетов на сайте музейного комплекса или . За услугу придется заплатить дополнительные 4 EUR. Зато купленный онлайн билет гарантирует отдельный вход.

У входа в музеи можно арендовать за 7 EUR русскоязычный аудиогид, оставив в залог паспорт. Сдать аудиогид и вернуть паспорт нужно в специальном пункте уже на выходе из музеев.

Девять музеев Ватикана

В Бельведерском дворце расположился скульптурный Museo Pio Clementino, названный в честь двух Пап, стоявших у истоков ватиканских музеев. Среди экспонатов выделяются мраморные копии древнегреческой статуи Аполлона Бельведерского и скульптурной группы Лаокоона. В зале Ротонда с мозаичным древнеримским полом можно увидеть римскую мозаику и порфировую ванную Нерона из его бывшего Золотого дома. В нише близ зала выставлена бронзовая статуя Геркулеса, датируемая II в. до н. э. В Галерее Статуй выделяется скульптура спящей Ариадны.

Museo Chiaramonti был основан папой Пием VII, давшем ему свою светскую фамилию. В этом музее расположен закрытый для обычный посетителей Лапидарий (собрание каменных надписей). В разноплановой коллекции – гигантская статуя лежащего на боку речного бога Нила, скульптура императора Августа, бюсты знатных римлян, римские напольные мозаики.

Три ватиканских музея носят имя папы Григория XVI, стоявшего у их истоков. Наиболее ценные экспонаты египетского Museo Gregoriano Egizio – древние стелы с иероглифами XXV в. до н. э., мумии, а также римские копии древнеегипетских скульптур II в. до н. э.

В Museo Gregoriano Etrusco (этрусков) демонстрируются вазы и амфоры, на самой известной из которых изображены Ахиллес и Аякс. Среди других экспонатов – деревянный трон и носилки VII в. до н. э. и бронзовая статуя Марса V в. до н. э.

В Museo Gregoriano Profano (светского искусства) также представлены греко-римские скульптуры. Самый известный экспонат – копия бронзовой скульптуры известного греческого мастера Мирона «Афина и Марсий», датируемая V в. до н. э. Здесь же можно увидеть саркофаги и надгробные статуи.

В Museo Pio-Cristiano, основанном папой Пием IX, демонстрируются раннехристианские произведения искусства – саркофаги, барельефы, скульптуры II–VI вв. Многие из них были обнаружены в римских катакомбах. Самый известный экспонат – скульптура IV в. «Добрый пастырь» на одноименном саркофаге.

Museo missionario etnologico содержит религиозные объекты, вывезенные миссионерами из Азии, Океании, Африки и Америки. Это – статуи, маски, культовые предметы, изображения местных божеств.

Музей современного религиозного искусства в 55 комнатах содержит произведения модернистских художников на религиозную тематику. Среди авторов Collezione d’Arte Religiosa Moderna – Кандинский, Матисс, Дали, Пикассо, Ван Гог, а также скульптор Роден.

Исторический музей Museo Storico, обособленно расположенный в Латеранском дворце вне территории Ватикана, посвящен многовековой истории Папской области. Здесь можно видеть портреты Пап, оружие и обмундирование вавского войска, папамобили.

Росписи свода

В начале XVI в. по потолку капеллы пошли трещины. Их ремонт исказил существовавшее изображение звездного неба, поэтому папа Юлий II заказал Микеланджело новую роспись свода капеллы. За четыре года работы Микеланджело изобразил на площади 800 м2 три сотни персонажей, составивших девять фресок. Такова история появления одного из величайших изобразительных шедевров человечества.

Росписи свода Сикстинской капеллы

Ветхозаветные сюжеты фресок делятся на три тематические группы:

  • творение Небес и Земли;
  • сотворение первых людей и грехопадение;
  • жизнь Ноя.

В каждую группу входит по три фрески. Все они – произведения высокого искусства. Самая известная из них – «Сотворение Адама».

Фреска «Сотворение Адама»

Бог изображен в виде седовласого, но полного жизненных сил старца. Его рука готова прикоснуться к руке физически уже созданного юноши, тем самым вдохнув в него искру божью, т. е. по-настоящему сотворив человека. Споры искусствоведов вызывает изображенная под левой рукой Творца женщина. Мнения разделяются между Софией – аллегорией Божественной Мудрости, и Евой.

Фреска «Страшный суд»

На восточной, алтарной, стене капеллы изначально существовали еще две фрески Перуджино. Но ими пожертвовали ради потрясающей фрески «Страшный суд», заказанной Микеланджело спустя 22 года после окончания росписи свода Сикстинской капеллы. Эта масштабная заалтарная фреска – еще один изобразительный шедевр мастера в Сикстинской капелле. На площади в 200 м2 мастер изобразил 250 фигур. В некоторых из них современники Микеланджело узнавали себя.

Фреска «Страшный суд»

На верху огромной фрески изображен явно неканонический Христос (с лицом любимого ученика Микеланджело), вершащий Страшный суд. Стоящая рядом Дева Мария (с лицом одной почитательниц его таланта) отвернулась от Сына: ведь теперь ее заступничество бессильно.

Фреска с Христом и Девой Марией

Отдающий Христу ключи апостол Петр сильно напоминает тогдашнего папу Павла III Фарнезе. Вверху композиции – ангелы, опрокидывающие символ земной власти – колонну. В нижней части фрески представлены апокалиптические сцены конца света, в которых изображены трубящие ангелы, небесные праведники и грешники в аду.
В отместку за постоянную критику обилия обнаженных тел церемониймейстером Папы Микеланджело изобразил его в преисподней с ослиными ушами. В ответ на жалобу Папа ответил своему служащему, что не имеет власти над Адом.

Впрочем, натуралистичность фрески вызвала неприятие и в высших церковных кругах. При жизни Микеланджело его высокий авторитет охранял «Страшный суд» от каких-либо правок. Но после его смерти было решено задрапировать гениталии. Художник Даниеле да Вольтерра, которому была поручена эта работа, постарался обойтись минимумом правок. Во время последней реставрации конца XX в. были сохранены только его правки, а более поздние фиговые листки – удалены.

Современная Сикстинская капелла – не только ярчайшая жемчужина ватиканских музеев, но и место выбора нового папы Римского вместо умершего. Все экскурсии по ватиканскому музейному комплексу заканчиваются в Сикстинской капелле.

Современные мультимедийные средства дают возможность рассмотреть фрески Сикстинской капеллы на экране компьютера в мельчайших подробностях .

Станцы Рафаэля

«Комнатами Рафаэля» называются четыре небольших помещения Папского дворца, расписанные самим художником и его учениками. Стены каждой из комнат Stanze di Raffaello покрыты цельной композицией, занимающей всю стену. Сюжеты росписей, задуманные их заказчиком – папой Юлием II, были призваны прославлять Католическую церковь и ее высших иерархов, включая заказчика.

Первое расписанное в 1508–11 гг. помещение – папский кабинет Stanza della Segnatura. Фрески его стен посвящены четырем составляющим духовной деятельности человека – философии (Scuola di Atene), богословию (La disputa del sacramento), поэзии (Parnaso) и правосудию (Virtù e la Legge). Первая из них – одна из лучших в истории изобразительного искусства.

В центре фрески «Афинская школа» – великие греческие философы. Поднятая рука Аристотеля (в красном плаще) утверждает приоритет идей, а рука Платона, направленная вниз, указывает на неразрывную связь идеального с земным. Рафаэль, невзирая на хронологию, изобразил на картине и других выдающихся философов, причем в некоторых из них можно узнать современников Рафаэля и его самого. Платон наделен чертами Леонардо да Винчи, Гераклит – Микеланджело, Евклид – Браманте. Так Рафаэль перекинул временной мостик между античной и ренессансной философией.

Фреска «Афинская школа»

Следующие три года Рафаэль работал в помещении, получившим впоследствии название Stanza di Eliodoro. На его главной фреске Рафаэль изобразил предание об изгнании ангелом военачальника Элиодора из иерусалимского храма. Другие фрески Stanza di Eliodoro также изображают божественное покровительство церкви.
В 1514–17 г. расписал Stanza dell’Incendio di Borgo. Главная роспись этого помещения иллюстрирует пожар в римском квартале Борго, остановленный крестным знамением папы Льва IV. Другие росписи этой комнаты также представляет деяния Пап.

Фрески Sala di Costantino, посвященные борьбе римского императора Константина с язычниками, написаны учениками по эскизам Рафаэля уже после его смерти. Фрески изображают битвы императора, обряд его христианского крещения и вручения грамоты, дарующей Папам власть над западом Римской империи.

Рядом с комнатой Константина в крытой галерее Папского дворца находится еще один шедевр Рафаэля – Loggia di Raffaello. Это – 52 картины на библейские темы, распределенные по 13 секциям галереи. Лоджии Рафаэля, закрытые для обычных посетителей Ватиканских музеев, настолько понравились Екатерине Великой, что по ее приказу в Зимнем дворце была создана их копия– единственная в мире. Жители и гости Петербурга имеют возможность увидеть лоджии Рафаэля в рамках посещения Эрмитажа.

Сады Ватикана

В западной части государства Ватикан находятся сады, занимающие половину его площади. В них тоже есть что посмотреть. Следует, правда, отметить, что попасть в них до недавнего времени можно было только в утомительном сочетании с посещением музеев. Требовались также предварительные отдельные запись и бронирование на разных сайтах.

Растущий туристический спрос побудил ватиканскую администрацию организовать отдельное посещение Садов на экологических открытых микроавтобусах, вмещающих 28 человек. Билеты за 15 EUR можно купить в представительствах Римского паломнического бюро, одно из которых находится на площади Piazza San Pietro. Экскурсии стартуют от Piazza Saint-Marthe каждые полчаса с 10 до 13 часов. Во время часовой экскурсии предусмотрено 12 остановок микроавтобуса без выхода туристов.

Giardini Vaticani были заложены еще в XIII в. папой Николо III. С того времени почти каждый последующий Папа привносил в оформление Садов свои пристрастия и предпочтения.

Сады Ватикана

Нынешние Сады – совокупность Французского, Итальянского и Английского парков. Во Французском саду можно увидеть копию Лурдских гротов со статуей Девы Марии, зеленый лабиринт, зеленые арки над тропинками и тисовые бордюры, обрамляющие газоны. В Итальянском парке выделяются дерево «красная акация», цветущая «петушиными гребнями» с апреля по декабрь, и азалии в больших глиняных горшках, придающих налет античности пейзажу. Английский парк интересен своим ландшафтом, мастерски имитирующим природный, множеством статуй и колонн. Композиции из самшита и цветов изображают ключи св. Петра и меняющийся герб очередного Папы.

Прогулка по ватиканским садам вызывает ассоциации с райскими кущами. В них много попугаев. Первый из них был подарен Папе в XV в. Диковинную птицу начали называть papagallo, т. е. «папским петухом».

На территории садов находится несколько зданий. Наиболее заметна изящная вилла папы Пия IV, построенная в XVI в. – нынешняя папская Академия наук. С 1976 г. действует вертолетная аэростанция для быстрого перемещения понтифика в римские аэропорты, а также железнодорожный вокзал. А в самой высокой точке садов располагается Ватиканская радиостанция.

При осмотре потрясающих ватиканских достопримечательностей нужно не забывать об элементарной осторожности. Как ни странно, в центре католицизма – очень высокий уровень краж. Поэтому по возможности следует избегать скоплений людей: ведь некоторых из них привлекают отнюдь не достопримечательности.

Ватикан — отзыв

Музей Ватикана в Риме, думаю, обязательное место для посещения туристами и не только верующими. Залы музеев Ватикана содержат множество исторических сокровищ: скульптуры, картины, гобелены, да и залы сами по себе являются произведениями искусства.

.-/-* Ватикан, как попасть из Рима?

Ватикан, хоть и отдельное государство, но находится, как вы помните, внутри другого государства — Италия, а точнее, в самом городе Риме. Чтобы добраться до Ватикана, из Рима не нужно уезжать, до объекта можно доехать на городском транспорте или дойти пешком, как сделали мы.

.-/-* Где вход в музеи Ватикана?

Ватикан площадь святого Петра фото Вход в ватиканский музей, кстати, находится в достаточной отдаленности от площади святого Петра, минут десять пешком. Очереди, которые видны с площади, не те, которые вам нужны, — очередь в музей не увидеть с площади. Нужно, находясь напротив собора, повернуть направо и идти в этом направлении, через какое-то время заметите «хвост» из людей, виднеющийся из-за угла — это и есть очередь в музей.

На подходе к музею нас атаковал русский гид, преследовал и грозился, что мы простоим в очереди два часа, если не воспользуемся его услугами, он был очень назойлив. Тем приятнее было засечь время, и убедиться, что стояние в очереди не заняло у нас более 30 минут!

.-/-* Билет в музей Ватикана — стоимость

Зная, что в Ватикан большие очереди, мы встали пораньше и запаслись терпением простоять очередь, если она все-таки будет большой. Сначала хотели купить билеты через сайт, но они там продаются на определенную дату и даже время, оно не оказалось удобным для нас, и мы отбросил эту мысль.

Цена входного билета — 16 евро для взрослого и 8 для ребенка.

Аудиогид — 7 евро, детского аудиогида на русском языке нет, предлагают купить по взрослой цене. Штука удобная, на многих экспонатах обозначена цифра, которую нужно нажать на устройстве и можно прослушать основную информацию о нем. У меня на этом приборе сбился язык воспроизведения, но оказалось, что смотрящие за порядком в залах вполне компетентны и в этом вопросе, мужчина легко настроил его опять на русский язык.

.-/-* Схема музеев Ватикана

При покупке билета и аудиогида выдают карту музеев Ватикана, которая поможет сориентироваться на такой большой площади. Музей Ватикана самостоятельно осмотреть, получить необходимую для понимания информацию, насладиться увиденным — реально и без гида. На осмотр достопримечательностей понадобится 5-6 часов.

Схема музеев Ватикана

.-/-* Еда и вода

Советую позаботиться заранее о том, чтобы взять с собой питьевую воду (фонтанчиков нет, а в туалете написано, что вода не питьевая и набирать нельзя) и непортящийся перекус (есть два кафе, но там дорого; перекусить в кафе, конечно, нужно, но в музее очень душно, может стать нехорошо, лучше подстраховаться и взять что-нибудь калорийное с собой).

.-/-* Музеи Ватикана, что посмотреть обязательно?

Музей очень большой, много ценных экспонатов, но это музей и не стоит ждать от него чего-то фееричного.

Залы музеев Ватикана Залы музеев Ватикана В нем есть, среди прочего:

Египетский музей.

Познакомиться с частичкой египетской истории было интересно и это было чем-то отличающимся от всего вокруг римского. Запомнились мумии.

Залы, посвященные римскому наследию языческих времен: экспонаты музея Ватикана включают многочисленные статуи богов и императоров, в основном — копии. Подчеркну, что в этих залах много экспонатов и они однотипные, не советую тратить время на долгое и подробное изучение каждого, впереди будет много чего поинтереснее.

музеи Ватикана фото

Галерея гобеленов

В зале огромные полотна с изображениями на тему «Из жизни Христа». Ценные, конечно, экспонаты, но они какие-то выцветшие, и не производят должного впечатления.

Галерея географических карт

Карты, по-моему мнению, были самыми красочными экспонатами в музее. В зале представлены большого размера карты различных местностей Италии, разглядывать их интересно, яркие цвета радуют глаз.

Ватикан фото внутри_Галерея географических карт Ватикан фото внутри_Галерея географических карт

Станцы Рафаэля

Действительно, потрясающие! Аудиогид много и подробно рассказывает о каждом изображении в залах, и услышанное и увиденное потрясает и впечатляет! Советую поберечь свои сили на разглядывании тех из предыдущих экспонатов, которые не покажутся вам интересными, и не спеша изучить работы Рафаэля в этих залах.

Станцы Рафаэля

Ватиканская коллекция современного религиозного искусства

В коллекции представлены картины известных художников (Сальвадора Дали, Марка Шагала, Винсента Ван Гога и других), к сожалению, к моменту, когда мы добрались до этих залов, сил ни физических — для обхода, ни «свободной памяти» в голове — для запоминания подробностей, ни эмоциональных ресурсов — для восхищения, у меня лично, уже не осталось, поэтому не смогла, в полной мере, оценить эти работы. Берегите силы!

Отдельно хочу выделить мое восхищение оформлением помещений музея, пол и потолок в каждом зале являются произведениями искусства сами по себе. Не помню в каком зале, аудиогид рассказывал, что мозаику, что лежит на полу, привезли откуда-то, где ее заметили, отметив красоту, и «забрали» себе.

музеи Ватикана фото музеи Ватикана фото музеи Ватикана фото музеи Ватикана фото
музеи Ватикана фото музеи Ватикана фото

Сикстинская Капелла

Тоже потрясающее место, которое является конечным пунктом посещения музея, как награда уставшему путнику. Там нельзя фотографировать, призывают к тишине и порядку, по краям есть лавочки и, дождавшись, когда освободится место, можно не спеша рассмотреть каждое изображение на стенах и куполе, на работу над которым у Микеланджело ушли долгие годы, и насладиться увиденным. Стоит того, чтобы увидеть!

.-/-* Почему нельзя фотографировать Сикстинскую капеллу?

Узнав о запрете, я предположила, что, наверно, многочисленные вспышки могут навредить ценным фрескам, так и оказалось.

Очень часто в таких местах запрещено делать фотографии (особенно в местах с фресками данной эпохи) так как вспышка фотоаппарата может очень сильно повредить объектам, естественно вам может казаться что от вашей фотографии ничего не будет, но учитывая количество туристов.

Из Капеллы можно выйти в собор святого Петра и осмотреть, наконец, его изнутри. Собор потрясает своими огромными размерами и богатым внутренним убранством. Его строили 150 лет, и оказавшись внутри, понимаешь, времени было на что уйти! Там столько мелких, продуманных деталей и все вместе они складываются в огромного размера сооружение!

собор св. Петра в Ватикане фото собор св. Петра в Ватикане фото собор св. Петра в Ватикане фото собор св. Петра в Ватикане фото

.-/-* Почему Ватикан охраняют швейцарские гвардейцы?

Выходя из собора мы заметили скопление людей и поспешили посмотреть, что вызвало их интерес. Оказалось, что происходит смена караула: один гвардеец сдал пост другому и ушел, мне удалось сфотографировать их забавную форму.

швейцарские гвардейцы Ватикана фото

Швейцарская гвардия была создана по распоряжению папы римского Юлия II, известного покровителя искусства. Нуждаясь в верном ему войске, он остановил свой выбор на швейцарских солдатах, служивших в то время во многих европейских странах и считавшихся лучшими солдатами в Европе. 22 января 1506 года, когда Юлий II устроил приём в честь первых 150 швейцарских гвардейцев, считается официальной датой создания гвардии.

швейцарские гвардейцы Ватикана фото Я рекомендую посетить музеи Ватикана, отзывы от ценителей искусства и обычных людей могут отличаться, от восторженных до прохладных, но все же, побывать в Риме и не посетить Ватикан, как-то неправильно, что ли.

Мой восторженный отзыв на Рим;) Гид по лучшим бесплатным достопримечательностям Рима! Сливаю места для релакса, в стороне от большого количества туристов;)

Какую книгу почитать и двух зайцев убить: «посетить» главные достопримечательности Рима и Ватикан и приятно провести время за увлекательным, захватывающим чтением, от которого не оторваться? «Ангелы и демоны» Дэна Брауна — советую!

Отзыв на Ботанический сад в Риме с фото бамбука, растений с огромными листьями, красивых цветущих деревьев, гигантских кактусов и др.

Отзыв на римский зоопарк с фото животных из мультика «Мадагаскар», уведенных нами вживую;)

Море рядом с Римом, отзыв на городок Лидо ди Остия

Отзыв на прекрасный отель, расположенный в колоритном римском районе Трастевере — Ripense in Trastevere

Отзыв на многоликий, но хороший отель в сердце Тосканы, Флоренции — Лондра 4*

Все мои отзывы

Что стоит посмотреть в музеях Ватикана?

Всего в Ватикане расположено 26 музеев, многие из них совсем не велики, но нечего и думать о том, чтобы объять необъятное и осмотреть за один раз все коллекции предметов искусства, собранные за 500 лет католической церковью. Многие музеи носят имя создавшего их Папы. Самые старые коллекции восходят к XVI веку. Поэтому в этой статье я расскажу, что выбрать для первого знакомства, а что можно пропустить. В музеях Ватикана всегда много народа, не питайте иллюзий осмотреть экспозицию в тишине и покое не удастся.

Билеты рекомендуется приобрести заранее и заранее же подумать, что бы вы хотели осмотреть. Про разные варианты посещения Ватикана я писала в предыдущей статье «Ватикан для туристов. Что посмотреть?», если вы этого еще не читали, рекомендую сначала ознакомится с ней, там я рассказываю как купить билеты и какие варианты посещения возможны и сколько стоят разные варианты, где можно скачать бесплатные аудиогиды.

Если вы купили билеты онлайн, можете без очереди проходить в кассы. При входе вам придется пройти через металлоискатели, так что ножики, мультитулы, ножницы, лучше оставить в отеле. В вестибюле вам нужно выбрать окошечко «Cassa online individuals» и обменять свой ваучер на настоящий билет, если вы купили билет только в музеи Ватикана. Если вы покупали билет с садами или посещением Кастель Гандольфо нужно искать надпись «Guided tour».

Кассы

Рекомендую распечатать план музея еще дома, чтобы вам не блуждать. План вместе с билетами не выдают.

Музей Пио Клементино

Обычно среднестатистические посетители начинают осмотр музеев Ватикана с музея Пио Клементино. Музей получил двойное имя от двух пап основавших его — Климента XIV (1769-1774) и Пия VI (1775-1799). В экспозициях Пио Клементино представлена широкая коллекция античной скульптуры.

Толпа пронесет вас через зал животных, входить с сам зал нельзя, он огорожен веревками. И вынесет в великолепный восьмиугольный дворик.

Толпы людей в восьмиугольном дворике

Вот тут нужно задержаться. Именно в этом дворике установлены знаменитые статуи Аполлона Бельведерского, Гермеса Бельведерского, Персея Триумфатора с отрубленной головой Медузы Горгоны. Последнюю изваял Антонио Канова, т.е. это уже XIX век, а не античность. Там, где стоит самая большая толпа быстрее всего скрывается знаменитый Лаокоон. Лаокоон имеет для Рима огромное значение. Ниже расскажу почему.

Персей Триумфатор XIX век, Лаокоон, Торс

Описание скульптурной группы Лаокоон содержится в античных произведениях Плиния Старшего. Рассказывают, что во время Троянской войны, Лаокоон, жрец Аполлона в городе Трое, отговаривал троянцев от втаскивания в город деревянного коня, оставленного греками за городскими воротами. Афина и Посейдон, которые были на стороне греков, послали двух больших морских змеи убить жреца и его сыновей. С римской точки зрения, смерть этих невинных людей имеет решающее значение для Энея, который поверил предупреждению Лаокоона и бежал из Трои. Именно беглецы из Трои во главе с Энеем основали Рим.

Насчет возраста статуи споры не утихают. Бросается в глаза невероятная эмоциональность скульптуры, с другой стороны мы знаем, что древние не умели передавать движения и эмоции так ярко, но это не помешало теоретикам искусства отнести дату рождения Лаокоона к началу на нашей эры.

По центру зала Муз установлена статуя «Торс». Это античная скульптура, говорят именно с нее Микеланджело списал обнаженные фигуры фрески «Страшный суд», украшающей одну из стен Сикстинской капеллы. Далее привожу фото античных саркофагов, очень они замечательные.

Саркофаг с битвой амазонок Саркофаг, изображающий Дионисии

Бюст Сократа я сфотографировала за то, что его имя написано почти нашими буквами, Фортуну на удачу. Самым ценным экспонатом ниже представленной троицы является Геракл с яблоками Гесперид. Во-первых это античная бронза, а античных бронз до нашего времени дожило совсем не много, а во-вторых очень многие мраморные статуи являются копиями с античных бронз не сохранившихся до нашего времени. Античные бронзы выставляются сейчас только в музеях Италии и Греции, в других странах их нет.

Сократ, муза Фортуна, Геракл с яблоками Гесперид

Полы Круглого зала украшает античная мозаика. А по центру стоит огромный порфировый бассейн, диаметром 5 метров. Считается, что бассейн античный, как они его сделали остается загадкой, порфир твердый камень. Изготовить что-либо из порфира гораздо тяжелее, чем сделать это же из мрамора или травертина.

Круглый зал

В зале Греческого креста выставлено два порфировых саркофага. Один из них по преданию принадлежал Святой Елене, а второй Констанцию. На вид это типичные античные саркофаги. Аудиогид неутомимо твердил про христианских воинов, изображенных на саркофаге Святой Елены, но никаких признаков принадлежности воинов к христианству нет. Саркофаг Констанция украшен сценами сбора винограда, тут предлагаются аналогии между виноградом, воскресающим в виде вина, и воскресением Христа. По-моему все это сильно притянуто за уши. Даже согласно официальной версии Святая Елена и ее сын Константин приняли христианство на закате своих жизней, не успели они еще изготовить себе христианские саркофаги. Надо просто признать этот факт.

На заднем плане саркофаг Святой Елены, впереди люди смотрят на мозаичные полы

Любопытно, что в саркофаге святой Елены позже похоронили очередного Папу. Для меня это на грани святотатства, а Святых отцов такие вещи совсем не смущают.

Мозаичные полы в зале Греческого креста

На этом залы музея Пио Клементино заканчиваются. Отсюда можно свернуть или в Египетский музей или в музей Этрусков. Залы Египетского музея выведут вас опять к началу музея Пио Клементино. Тут каждый решает для себя сам хочет он свернуть налево и увидеть Грегорианские музеи или нет.

Галерея географических карт

Необычайно длинная узкая галерея географических карт возможно самое впечатляющее помещение Апостольского дворца, она была расписана фресками по заказу Папы Григория XIII. Три года с 1580 по 1583 понадобилось для того чтобы 40 фресок заняли свои места обеим сторонам галереи. Некоторые карты имеют важную картографическую ценность. Карты изображают области Италии, принадлежащие Папской области. В самом конце галереи расположена карта Италии во времена античности, а с другой стороны карта Италии современная времени написания фрески (XVI век).

Одна из областей Италии в галерее географических карт

Во времена ренессанса было довольно популярно оформлять залы дворцов географическими картами, например, аналогичным образом оформлен зал Глобуса в палаццо Веккьо во Флоренции.

По дороге к одной из самых замечательных частей дворца мы заглянули во внутренний двор Ватикана, наверное это вся личная жизнь Ватикана доступная туристам. Ничто человеческое Святым отцам не чуждо, они любят машинки и ездят на них в Рим. Ватикан настолько мал, что ездить там негде.

Внутренний двор Ватикана

Горячо рекомендую осматривать эти комнаты с аудиогидом. Станцы или просто комнаты, были расписаны Рафаэлем и его учениками с 1508 по 1524 год для Папы Юлия II делла Ровере. Комнат всего 4. Каждая из этих картин была тиражирована в разных дворцах всего мира. Если вы не знаете кто эти люди и что это за сюжет, то лучше пойти в магазин выбирать обои, эффект будет примерно таким же. Например, шпалеры повторяющие рафаэлевские сюжеты «Константин перед своим войском», «Изгнание Гелиодора их Храма», «Афинская школа» и «Парнас» выставляются сейчас в Эрмитаже. Изначально они были изготовлены для оформления Михайловского замка в Санкт-Петербурге.

Чтобы вы смогли составить представление о величии этих росписей вставлю официальное видео музеев Ватикана. Объяснять сюжеты не буду, это легко можно растянуть на целую статью. Да и желающие могут легко найти все в интернете.

Следующим заслуживающим внимания и остановки будут апартаменты Борджиа.

Апартаменты Борджиа

Фанатам сериала «Борджиа» здесь останавливаться обязательно. Росписи были выполнены Бернардино Пинтуриккьо (Пинтуриккьо в переводе с итальянского означает просто прекрасная живопись) в самом конце XV века, ранее росписей Рафаэля, по уму надо бы сначала смотреть на них, а уже потом знакомится со станцами Рафаэля, но маршрут составлен так что в эти комнаты можно попасть только после покоев Юлия II, преемника и соперника Александра VI Борджиа.

Люди, смотревшие сериал, припомнят этот сюжет. Папу Александра VI Борджиа до сих пор считают развратником, убийцей и очень не хорошим человеком — это официальная версия. Согласно не официальной версии, он проиграл в политической борьбе своим оппонентам и те его очернили, приписали ему и даже его детям все мыслимые и не мыслимые прегрешения. Его обвиняют даже в том, что он развратил свою 13-летнюю дочь Лукрецию.

Скромностью Александр VI точно не страдал, например, он поместил свое изображение на фреску с известным религиозным сюжетом Воскресение Христово. Но этим он ничем не отличался от своих последователей. В церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, что у Пантеона, мы видели, кардинала Карафу, вставленным в сюжет Благовещение.

Воскресение Христово, Папа Борджиа изображен на этой фреске

Но эта грязная история еще не все интересное и загадочное, что могут вам предложить апартаменты Борджиа. Наши ученые Г.В.Носовский, А.Т.Фоменко вычислили дату зашифрованную на потолке зала Сивилл. Они считают, что на потолке изображена дата 28 августа 1228 г.н.э., и она соответствует созданию Птолемеевской системы мира. Официальная историческая наука считает, что Птолемеевская система мироустройства появилась во II веке нашей эры. Не стыковка в 1000 лет налицо. Расчеты Г.В.Носовского, А.Т.Фоменко опубликованы в интернете, желающие могут ознакомится и составить собственное мнение.

Сикстинская капелла

В Риме меня всю дорогу поражало тесное переплетение языческих и христианских символов. Своего апогея это ощущение достигло в Сикстинской капелле. А вы могли бы представить, чтобы иерархи православной церкви устраивали свои заседания в подобном зале? А отцы католической церкви устраивают в Сикстинской капелле свои конклавы, именно здесь выбирают нового Папу.

Это глючная 3Д-панорама Сикстинской капеллы с официально сайта Ватикана, она все время предлагает сохранить файл музыкального сопровождения, не обращайте на это внимания.

Изначально Микеланджело нарисовал все фигуры совсем обнаженными со всеми анатомическими подробностями, набедренные повязки им добавили гораздо позднее. Сивиллы опять же присутствуют на потолке. Я читала Библию и хорошо помню, что через весь Ветхий завет красной нитью проходит мысль о том, что гадатели и прорицатели это мерзость перед лицом Господа. А в Риме чуть ли не в каждой церкви изображены гадалки в виде сивилл.

Фотографировать в Сикстинской капелле нельзя совсем. Дело в том, что у итальянцев не было денег на реставрацию капеллы. Они были вынуждены продаться японской фирме, вложившейся в реставрацию. Японцы получили эксклюзивные права на съемку в капелле. В момент, когда мы осматривали капеллу людей в ней было, как в автобусе в час пик. Все стояли плечом к плечу и слушали свои аудиогиды. Великолепный пол Сикстинской капеллы я рассмотрела только на 3Д-панораме.

Если после Сикстинской капеллы пойти налево, то можно попасть в собор Святого Петра без очереди, а направо продолжение осмотра музеев.

В общем мы потратили на осмотр описанной части музеев Ватикана часов 5, но все индивидуально. Официальные экскурсии с гидом по музеям Ватикана обычно умещаются в 2-3 часа. Если взять родной аудиогид, можно наверное и 8 часов там проходить. В музеях есть кафе, там можно перекусить — не вкусно и дорого. Даже не знаю, чего мне больше хотелось сесть или что-нибудь съесть. Сесть определенно больше, но свободных сидячих мест в кафе не оказалось, только стоячие столики. Люди ели сидя на лестнице. В некоторых залах есть скамеечки.

В музеи Ватикана, как в Эрмитаж можно ходить много раз, каждый раз выбирая что-нибудь новое. Мы не ходили в Пинакотеку и из 26 музеев осмотрели только 9 и то не полностью, но впечатлениями переполнились. Некоторые музеи представляют интерес только для специалистов, например, лапидариумы.

А вы бывали в музеях Ватикана? Сколько времени вам потребовалось на осмотр? Что интересного для себя вынесли?

Хотите поехать в Рим самостоятельно? Читайте в одной статье краткий путеводитель по Риму и окрестностям. Вы узнаете: про все виды трансфера из аэропорта (стоимость), про стоимость билетов на общественный транспорт, получите план осмотра города на 6 дней, где лучше всего купить билеты в музеи Рима и избежать очередей.

Жизнь и творчество Рафаэля Санти тесно связано с Римом, именно здесь находится большинство его работ.

Картины Рафаэля в Пинакотеке Ватикана — «Мадонна Фолиньо» и «Преображение»

Лоджии Рафаэля

В 80 — х годах XV века в Риме обнаружили руины Золотого дома Нерона, в которых сохранились фрагменты античных фресок. Оригинальные античные фрески можно увидеть в доме Ливии на Палатинском холме

На художников XV века фрески произвели большое впечатление, они с увлечением принялись изучать стиль, в котором они были сделаны. Поскольку Золотой дом уже превратился в пещеры, его стали называть гротом, а стиль настенной росписи «гротеском». Именно в этом стиле Рафаэль решил расписать лоджии двора Бельведера.

Лоджии расписаны учениками и последователями Рафаэля по его проекту. В XVIII веке точные копии лоджий Рафаэля в Ватикане были сделаны в царском Зимнем дворце (Эрмитаже).

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже

Станцы Рафаэля — это расписанные им и его учениками комнаты в папском дворце. Станца дель Инчендио ди Борго (Stanza dell’Incendio di Borgo) посвящена эпизодам связанным с деятельностью пап Льва III и Льва IV, что позволяло прославить находившегося тогда на папском престоле Льва Х.

На фреске пожар в Борго виден старый фасад собора Святого Петра

На фреске «Пожар в Борго» изображен пожар 847 года. Тогда папа Лев IV чудесным образом остановил его, осенив знаком креста спасающуюся от пожара толпу.

Карла Великого короновал императорской короной в 800 году папа Лев III

Фреска «Битва при Остии»

Битва при Остии — морское сражение, которое произошло в 849 году между мусульманскими и христианскими войсками, закончившееся победой христиан. Христианский флот перед битвой благословил папа Лев IV.

Станца делла Сеньятура (Stanza della Segnatura) была папским кабинетом. Фрески этой комнаты представляют четыре области деятельности человека: «Афинская школа» — философию, «Диспута» — богословие, «Парнас» — поэзию, а «Мудрость, умеренность и сила» — правосудие.

На фреске Рафаэля «Афинская школа» изображены, в числе прочих, Леонардо да Винчи в образе Платона (в центре в красном плаще), Микеланджело в образе Гераклита (сидит в глубокой задумчивости), Браманте в образе Евклида (с циркулем в руках) и, наконец, сам Рафаэль в образе Аппелеса.

Станцу д’Элиодоро (Stanza d’Eliodoro) Рафаэль расписал в 1511—1514 годах. Тематика её росписей — чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви.

На фреске «Изгнание Элиодора» рассказывается о том, как небесный всадник изгоняет сирийского военачальника Элиодора из Иерусалимского храма, который тот хотел разграбить. Эта фреска намекает на изгнание французов из Папской области.

На фреске «месса в Больсене» изображено чудо, которое произошло в 1263 году. Во время богослужения причастный хлеб в руках у неверующего священника покрылся кровью.

В этой же комнате находится фреска «Изведение Петра», рассказывающая о чудесном освобождении апостола Петра из темницы.

Далее по Риму и Ватикану: Размышления о греческой скульптуре и Лаокооне в музее Пия Климента

  • Сикстинская капелла, Микеланджело
  • Тайная вечеря Леонардо да Винчи
  • Капитолийские музеи и Капитолийская площадь
  • Пантеон
  • Что еще посмотреть в Риме
  • Схема музеев Ватикана
  • Собор Святого Петра в Риме и его надгробия.

Музеи Ватикана Musei Vaticani  

История и коллекция Музеев Ватикана

Территория Ватикана напоминает ларец с сокровищами, который может неожиданно захлопнуться. Именно так происходит во время важных торжественных церемоний, когда границы города-государства становятся непроницаемыми не только для туристов, но и для полиции. Огромный музейный комплекс заполнялся экспонатами постепенно. На протяжении нескольких столетий сменявшие друг друга папы основывали один музей за другим. Григорианский этрусский — папой Григорием XVI в 1837 году, Пио-Кристиано — Пием IX в 1854, Ватиканская пинакотека, в которой собраны живописные шедевры Рафаэля, Филиппо Липпи, Кранаха, Тициана, Караваджо, — Пием VI в XVIII веке. В этом же столетии большая часть коллекции оказалась в столице Франции по прихоти Наполеона. Через 18 лет картины удалось вернуть на родину. Музей античной скульптуры Кьярамонти основал Пий VII. Сикстинская капелла — уникальный памятник эпохи Возрождения — была возведена в конце XVIII века. Один из самых молодых музеев — Исторический — появился благодаря решению Павла VI в 1973 году.

Концентрация шедевров на квадратный метр здесь такова, что обойти и вдумчиво рассмотреть каждый из них не удастся и за день. Планируя экскурсию, стоит помнить о существовании выходных и праздничных дней, возможности покупки входных билетов в интернете, а не в длинной очереди у входа.

• Сикстинская капелла

Своё название Сикстинская капелла получила в честь инициировавшего её возведение папы Сикста IV. Это не только уникальный памятник Возрождения, но и место проведения конклавов (выборов очередного папы). Визуально скромное сооружение прямоугольной формы, напоминающее крепость, внутри поражает бесподобной красотой настенных росписей, выполненных Боттичелли, Гирландайо, Пинтуриккьо, Росселли, Перуджино, мощью творений Микеланджело — огромного плафона и алтарной фрески «Страшный суд». Приглашение Юлия II поработать над внутренним убранством Сикстинской Капеллы, поступившее в 1508 году, поначалу обескуражило гениального скульптора, не считавшего живопись самой сильной стороной своего дарования. Микеланджело проделал невероятную по объёму работу, украсив фресками величественный свод, площадь которого составляет порядка 540 кв. м. Практически без посторонней помощи, на прикреплённых к стенам капеллы «летящих лесах» на консолях, через 4 года мастер завершил свой шедевр. Месяцами в напряжённой позе, откинувшись назад, нажив зоб из-за недостатка йода в местной питьевой воде — Микеланджело отдал работе немало сил и здоровья. Знаменитая фреска «Сотворение Адама» расположена в центре плафона. Указательный палец Бога вот-вот коснётся руки Адама, передав ему жизненную энергию. Очертания мантии, окутывающей Создателя и ангелов, напоминают мозг. Тем самым подчёркивается причастность высшего разума к появлению Адама. Особую выразительность росписи придают ignudi (обнаженные фигуры), размещённые рядом с каждой из фресок.

• Страшный суд

Через 29 лет в капелле появится грандиозная алтарная фреска «Страшный суд» о втором пришествии Христа, открывающего дорогу в рай для праведников и наказывающего преисподней тех, кто вершил зло. Трагическое произведение позднего Микеланджело передаёт его разочарование в идеях Реформации и агрессивном наступлении протестантизма. Одна из главных загадок фрески — автопортрет гениального скульптора на содранной живьём коже Святого Варфоломея. По одной из гипотез взор Христа обращён на лицо художника, так как в эту минуту суд божий вершится именно для него.

• Станцы Рафаэля

Своим появлением одна из главных драгоценностей музеев Ватикана — Станцы Рафаэля (Stanze di Raffaello) — обязана всё тому же Юлию II. Противоречивая личность, мудрый и хитрый политик, полководец, способствовавший объединению Италии и расцвету искусств. Его называли Грозным задолго до появления подобного прозвища у гневливого и чрезвычайно образованного русского царя, у которого с Юлием было немало общего. Благодаря римскому папе в Ватикане работали лучшие художники, архитекторы и скульпторы: Донато Браманте, спроектировавший дворец Бельведер, Собор Святого Петра, Темпьетто, Микеланджело, сотворивший чудо в Сикстинской капелле, романтичный флорентиец Сандро Боттичелли. 25-летний Рафаэль по рекомендации Браманте был приглашён для оформления папской резиденции в Ватиканском дворце. Так появились расписанные фресками комнаты Рафаэля — четыре небольших зала. Над тремя из них работал сам мастер. Оформлением четвёртого после ухода из жизни Рафаэля занимались его ученики. Поставленная перед художником задача прославления церкви и самого папы была с блеском выполнена во время работы над рабочим кабинетом понтифика — Stanza della Segnatura. Её фрески гармонично объединили разные стороны духовной жизни: философию и поэзию, богословие и правосудие. Они одновременно возвышенные и светские. Из глубины веков на входящего в зал человека взирают величайшие философы и учёные — Платон, Пифагор, Аристотель, Сократ, Птолемей (на знаменитой фреске «Афинская школа»), потрясающие поэты — Данте, Гомер, Сапфо, Петрарка («Парнас»). На возвеличивающей веру фреске «Диспут» — лики Иоанна Крестителя, Христа и Бога Отца.

• Пио-Клементино

«Пио-Клементино» — собрание драгоценной античной скульптуры. Здесь и 500-летний красавец Аполлон Бельведерский, и трагическая скульптурная группа «Лаокоон и сыновья», статуя отважного Персея с отрубленной головой Медузы в левой руке, Венера коленопреклоненная, на которую льёт невидимую воду незримый слуга. В популярном зале животных — множество реалистичных и выразительных скульптур братьев наших меньших. Зал Ротонда с большой порфировой чашей, статуями богов в нишах и роскошной римской мозаикой на полу.

Музеи Ватикана знакомят в своих с древними фресками и старинными географическими картами, огромными гобеленами, древними саркофагами, произведениями искусства из Древнего Египта, сокровищами Собора Святого Петра, бесценными манускриптами Ватиканской апостольской библиотеки. В павильоне карет — разнообразные транспортные средства, использовавшиеся папами в разные века для перемещения по своей резиденции и за её пределами: паланкины, кареты, «папамобили».

Пинакотека — одна из крупнейших коллекций живописи, преимущественно итальянской, на религиозные сюжеты. В ней представлены работы Леонардо да Винчи, Тициана, Караваджо, Кривелли, Джотто, Беллини. В зале Рафаэля — работы, написанные в разные периоды его недолгой жизни («Преображение», «Коронование Марии», «Мадонна ди Фолиньо» и др. ), и десять великолепных гобеленов, созданных по его эскизам по заказу папы Льва X.

Собор Святого Петра

Экстерьер Собора Святого Петра является визитной карточкой Ватикана. Это исполинское сооружение с огромным овальным куполом, которое расположилось у основания общественной площади. В своё время папа Юлий ІІ пожелал возвести религиозный собор, который затмит не только языческие храмы, но и превзойдет европейские христианские церкви. Так, из-под умелых рук группы архитекторов возродился Собор посвященный Святому Петру. В возведении сооружения и его украшении принимали участие Бернини и Браманте, Микеланджело и Рафаэль. Эти имена давно знакомы миру благодаря талантливости и необычайному виденью, которое было воплощено в произведениях скульптуры и живописи.

• Как добраться

Собор является папской епархией и считается основной из четырёх возведенных базилик. Расположилось сооружение в центре Ватикана на одноименной площади Святого Петра. Добраться туда можно на такси, общественным транспортом или на метро. Правда, от станции придется немного пройти пешком. Но, во время этой пешей прогулки вы получите возможность полюбоваться необычной архитектурой города, которая воплотила в себе самые яркие элементы всех стилей минувших веков. Вход осуществляется с площади через парадные двери.

Туристов Собор принимает всю неделю без выходных. А в праздничные дни помимо знакомства с экспонатами можно воочию насладиться самобытными религиозными католическими шествиями. Посетители допускаются в здание с 07. 00 до 18. 00 часов. В период времени с 1 апреля по 31 сентября каждого года Собор продлевает свою работу на час и закрывается в 19. 00. Вход в сооружение абсолютно бесплатный для всех желающих.

Помимо индивидуального посещения учреждения и знакомства с ценными экспонатами есть возможность заказать групповую экскурсию. Сделать это можно через Интернет, или непосредственно придя в Собор. Опытные гиды обратят ваше внимание на самые достойные образцы культуры и расскажут об истории их создания, культурной ценности, а также об истории приобретения. Со многими из экспонатов связаны чудодейственные легенды и загадочные истории, которыми поделятся с вами экскурсоводы.

• Особенности музея

Музей Собора Святого Петра не является отдельным сооружением или залом. Вся постройка представляет собой богатое собрание шедевров живописи, скульптуры, древних рукописей, надгробий и алтарей. Все образцы планомерно размещены в помещении Собора и доступны просмотру простого обывателя. Каждый из экспонатов является примером древнего религиозного искусства, поэтому он используются не только для созерцания, но и при проведении католических обрядов.

Учитывая, что в работе над сооружением принимали участие известные итальянские живописцы и скульпторы, их работам отведено особое место. В частности, единственная в своем роде скульптура, родившаяся под руками Микеланджело, заняла почётное место в зале Собора. Это фигура «Оплакивание Христа». Она не только не имеет копий и аналогов, но и является единственным произведением, на котором скульптор оставил свою подпись.

«Статуя Святой Вероники», созданная мастером Франческа Моки, также является уникальным творением скульптуры. Это невероятно точное изображение женщины в полный рост, которое украсило один из внутренних куполов Собора.

Кроме шедевров скульптуры необходимо обратить внимание на фрески, мозаики и гобелены, которые создавались с целью инкрустации сооружения и являются единственными аналогичными произведениями итальянских живописцев шестнадцатого века.

Музей Собора заслуживает пристального внимания посетителей, поскольку он является не только богатым кладезем образцов религиозной культуры, но и остается ныне действующим католическим учреждением, которое поражает точностью соблюдения древних канонов и традиций.

Leave a Comment