На кулишках храм

Александрийское подворье в Москве

Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II и Святейший Патриарх Московский и всея Руси КириллВ 1999 году Храм Всех Святых на Кулишках полу­чил статус Подворья Патриарха Московского и Всея Руси и представительства главы Александрийской Православной Церкви Папы и Патриарха Александрийского и Всея Африки. С это же дня настоятелем храма Всех Святых на Кулишках является Афанасий (Киккотис), митрополит Киринский, всечестный и экзарх Ливийского полуострова, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси.

С этого же знаменательного дня и по настоящее время, усердием и трудами митрополита Киринского Афанасия облик и убранство храма, а также прилегающей к нему территории претерпели изменения в лучшую сторону.

В 2002-2003 годах ветхое здание дома причта капитально отремонтировано, обложено кирпичной кладкой, покрыто металлочерепицей. Из стоящего близ дома причта и находящегося в аварийном состоянии двухэтажного здания в 2004 году было выстроено замечательное двухэтажное здание архиерейского дома. В 2006 году на пустующем пространстве церковного двора было заложено, а в 2008 году благополучно отстроено новое двухэтажное здание; первый этаж которого представляет собой офисную часть и приемную митрополита, а на втором этаже расположены комнаты отдыха духовенства подворья.

В 2007 году здание Храма Всех Святых на Кулишках было капитально от­ремонтировано снаружи, произведена реставрация фасада с частичной заменой кирпичной кладки. Заново окрашенное здание церкви в красно-кирпичный цвет обрело первозданную, исторически достоверную бело-красную колеровку XVII в., заново перекрыты купола и крыша храма медными листами. В том же году асфальтовое покрытие двора вокруг храма было заменено на каменную брус­чатку.

За прошедшее десятилетие внутреннее убранство церкви подворья укра­шено благолепием. Полностью капитально отремонтирован алтарь с заменой отопления, оконных рам и мраморных подоконников. Вызолочены заново ико­ностасы, большая часть храмовых икон покрыта серебряными ризами с само­цветными камнями, лампады заменены на серебряные литые. Произведено вос­становление первозданной чистоты настенной росписи по всему храму подво­рья.

Наибольшие по сложности и трудоемкости работы выполнены в 2009-2010 годах полностью заменен фундамент из известняка, отсыревший с годами, на монолитный бетон, установленный на утопленные в грунт домкратами железобетонные трубчатые сваи. Под первый, нижний, с годами оказавшийся под землей ярус храма, подведена монолитная железобетонная плита. Между монолитной плитой и железобетонным фундаментом восстановлен техни­ческий подвал. Таким образом, удалось остановить трещинообразование в несущих стенах храма и предотвратить возможное разрушение наклонившейся от времени колокольни. На новых (вместо старых дубовых) сваях, и новом монолитном фундаменте, Храм Всех Святых подворья Александрийской церкви простоит теперь без всяких повреждений, не одно столетие. Работа продолжается, и по сей день.

Александрийская Церковь, основанная святым апосто­лом и евангелистом Марком, ныне является вторым по значению Патриархатом после Константинопольского. Каноническая территория Александрийской Церкви — страны Северной, Центральной и Южной Африки. Сейчас Александрийская Церковь насчитывает около 300 тысяч верующих, которые объединены в 5 египетских и 9 афри­канских епархий. Патриаршая резиденция находится в Александрии в Египте.

Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор IIВозглавляющий ныне Александрийскую Церковь 116-й Патриарх Александрийский Блаженнейший Феодор, родился на острове Крит (Греция) в 1954 году. С 1985 до 1990 года проходил служение в Одессе в качестве пред­ставителя Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси. В 1990 году он был хиротонисан во епископа Киринского. Избрание Блаженнейшего Феодора Предстоятелем Александрийской Православной Церкви состоялось 9 октября 2004 года, чин интрониза­ции был совершен 24 октября того же года.

6 октября 2007 года Блаженнейший Феодор II прибыл в Москву с первым официальным визитом со времени избрания Его Блаженства Предстоятелем Александрийс­кой Православной Церкви. 7 октября 2007 года в храме Всех Святых на Кулишках, который является Подворьем Александрийской Церкви, Его Блаженство совершил Божественную литургию.

Примечательно, что до революции 1917 года Александрийское подворье в Москве размещалось непо­далеку, вблизи Солянки, и находилось при храме свт. Николая в Подкопаях.

Краткая история основания Александрийского подворья в Москве такова. 24 октября 1850 года в Канцелярию Обер-Прокурора Святейшего Синода в Санкт-Петербурге обратился Александрийский Патриарх Иерофей с просьбой «о дозволении отправить в Россию Епископа для сбора пожертвований на удовлетво­рение нужд Александрийской Патриархии вместе с донесе­нием Архимандрита Порфирия о состоянии Александрийской церкви». Александрийский Патриарх писал: «…Следую по стопам приснопамятных предстояте­лей, предшественников наших, Патриархов сей Церкви, в крайних нуждах и затруднительных обстоятельствах и мы прибегаем к тому же пристанищу, к которому ныне при­бегают все вообще и в частности Православные христиане в бедственных случаях… Прошу Вашего отеческого содейс­твия в отправлении отсюда в Богоспасаемую Российскую Державу одного Епископа достойного милости Его Императорского Величества и братской любви Вашей, для сбора пожертвований по примеру церквей Антиохийской и Иерусалимской». В Россию был пропущен епископ Фиваидский Никанор с двумя монашествующими для сбора пожертвований в пользу Александрийской Патриархии. А в 1853 году епископ Никанор подал прошение о выделе­нии места при каком-либо московском храме или монас­тыре для обустройства Александрийского подворья. Вначале епископ занимал помещение в Симоновом монас­тыре, затем рассматривалась возможность выделения помещения в Новоспасском или Донском монастырях. В этом же году было решено открыть Александрийское подворье при храме свт. Николая в Подкопаях, который был в то время приписан к Иоанно-Предтеченской церкви бывшего Ивановского женского монастыря, как сильно пострадавший после пожара в неприятельское нашествие 1812 года, но к 1853 году уже приведенный в надлежащее благолепие. Так в Москве было основано представительст­во Александрийского Патриарха.

Александрийские Патриархи часто сносились с Обер-Прокурором Святейшего Синода, Канцелярией Его Императорского Величества, Императорским Дипло­матическим Агентством по поводу разных нужд Александрийской Патриархии и все время находили поддержку Синода и Августейшее покровительство.

Среди архивных материалов сохранился интересный документ 1884 года с ходатайством о награждении и характеристикой Алек­сандрийского Патриарха, Блаженнейшего Софрония: «Александрийский Патриарх Софроний, бывший два раза Патриархом Вселенским, горячо любим своею паствою и пользуется огромной популярностью в среде греческого населения, как в Египте, так и вне Египта. Вместе с сим Блаженнейший Софроний являет постоянно примерное беспристрастие в национальных вопросах и пользуется рав­ным уважением и любовью, как между греками, так и между православными арабами. Благодаря его редкой в Греции национальной терпимости, в паствах его господствует тишина и спокойствие и национальное соперничество между греками и арабами в Египте не обостряется. Авто­ритет маститого старца удерживает и тех и других в пре­делах благоразумия. Императорское Дипломатическое Агентство, пребывая постоянно в самых искренних и откровенных отношениях с Блаженнейшим Софронием должно отдать полную справедливость его при­мерной жизни, благоразумию и политическому такту… Блаженнейший Софроний имеет Российский Импера­торский Орден Св. Анны I степени, полученный им весьма давно. Всемилостивейшее награждение престарелого Александрийского Патриарха Орденом Св. Александра Невского было бы мерою справедливою и чрезвычайно популярною среди православного населения Египта…»

Нынешнее Александрийское Подворье при храме Всех Святых на Кулишках под непосредственным руководством митрополита Киринского Афанасия участвует в попечении Александрийского Престола о поступательном развитии теснейших духовных отношений с Русской Православной Церковью.

Данное Подворье — носитель и выразитель греческого Православия — есть столп и, вместе с тем, мост общения двух Церквей — Александрийской и Русской, двух народов — греков и русских, двух исторических явлений единого церковного Предания — греческого и рус­ского, не растворяющихся, однако, друг в друге.

Официальный сайт Александрийской Православной Церкви: http://www.patriarchateofalexandria.com/



© Фотография с сайта: www.rusmissionafrica.com

В 1999 году Храм Всех Святых на Кулишках получил статус Подворья Патриарха Московского и Всея Руси и представительства главы Александрийской Православной Церкви Папы и Патриарха Александрийского и Всея Африки.

С это же дня настоятелем храма Всех Святых на Кулишках является Афанасий (Киккотис), митрополит Киринский, всечестный и экзарх Ливийского полуострова, представитель Патриарха Александрийского при Патриархе Московском и всея Руси. С этого же знаменательного дня и по настоящее время, усердием и трудами митрополита Киринского Афанасия облик и убранство храма, а также прилегающей к нему территории претерпели изменения в лучшую сторону.

В 2002-2003 годах ветхое здание дома причта капитально отремонтировано, обложено кирпичной кладкой, покрыто металлочерепицей. Из стоящего близ дома причта и находящегося в аварийном состоянии двухэтажного здания в 2004 году было выстроено замечательное двухэтажное здание архиерейского дома.

В 2006 году на пустующем пространстве церковного двора было заложено, а в 2008 году благополучно отстроено новое двухэтажное здание; первый этаж которого представляет собой офисную часть и приемную митрополита, а на втором этаже расположены комнаты отдыха духовенства подворья.

Церковь Всех Святых на Кулишках

Церковь Всех Святых на Кулишках — православный храм, расположенный на Славянской площади, буквально над одним из выходов со станции метро «Китай-город».

Современное здание храма построено в 1687-1689 годах, основан же он гораздо раньше: первая деревянная церковь на этом месте была построена, вероятнее всего, во времена Дмитрия Донского в честь воинов, павших 8 сентября 1380 года в Куликовской битве. Церковь была перестроена в камне в 1488 году, затем перестроена вторично в 1687-1689 годах в стиле московского барокко.

Однокупольное двухъярусное здание церкви включает полукруглую апсиду, обстроенную галереей, пристроенную трапезную и трёхъярусную восьмигранную колокольню-звонницу. Фасад вишнёвого цвета декорирован поясом ложных кокошников и барочными элементами с пышным оформлением окон. Колокольня примечательна своим наклоном: верхний ярус отклонился от вертикали примерно на 1 градус, благодаря чему она получила известность как одна из «Пизанских башен» Москвы. Считается, что из-за мягкого грунта за годы существования здание просело примерно на 3,5 метра — вероятно, из-за этого колокольня и накренилась.

В советские годы церковь была закрыта: в 1930 году здание использовали органы госбезопасности (при раскопках в 1994 году в подвале были обнаружены останки расстрелянных), в 1975 его передали Музею истории Москвы. В 1991 году здание вернули Русской Православной Церкви, а с 1998 в нём также разместилось переехавшее из Одессы подворье Александрийской Православной Церкви.

«У чёрта на куличках»

Название храма — на Кулишках — связано с названием местности, на которой он находится.

Кулишки — урочище в восточной части Белого города; кулишками (кулижками) в древности называли топкое, болотистое место, по другим данным — часть леса, сохранившуюся после вырубки. Так или иначе, в 14 веке это место считалось удалённым от центра города и располагалось буквально на границе Москвы, ввиду чего слово «кулишки» постепенно приобрело значение «очень далеко», «на краю света».

В русском языке существует связанное с кулишками выражение «у чёрта на куличках», означающее буквально «очень далеко, в глухомани». Фразу связывают с событиями 1666 года, когда, согласно городской легенде, в Иоанно-Предтеченском женском монастыре завелась нечистая сила; изгнать демона смог лишь иеромонах Иларион из Флорищевой пустыни — бесом оказался княжеский сын Игнатий, проклятый своей матерью. Тем не менее, после изгнания из Ивановского монастыря бес Игнашка якобы появлялся во Всехсвятской церкви на Кулишках и церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Кулишках, некоторое время перебирался между местными храмами и в итоге пропал.

Существует также легенда, будто бы именно из-за Игнашки отклонилась колокольня церкви Всех Святых: перед тем как сгинуть, демон якобы забрался на колокольню, отчего та и накренилась.

Храм Всех Святых расположен возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку. Этот луг и прилегающие к нему земли в старину называли Кулишками или Кулижками (Кулигами).

Что есть что в церкви

На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».

Считается, что храм Всех Святых на Кулишках заложил Дмитрий Донской в память победы на Куликовом поле в 1380 году. Он хотел, чтобы в Москве было место вечного поминания героев сражения. Конечно, большинство погибших похоронили в братских могилах на Куликовом поле, но некоторых все же увезли в столицу и погребли у стен новопостроенной церкви. Ее освятили в честь Всех Святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя. Так храм Всех Святых стал первым храмом-памятником боевой славе русского оружия. Так появилась традиция ставить соборы в честь побед.

На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе.

Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.

Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться неприметным для истории, если бы не Чумной бунт 1771 года.

Мини-путеводитель по Китай-городу

К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города. В разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто болезнь наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают. Этот сновидец уселся у ворот, и начал рассказывать о своем видении и собирать деньги на «всемирную свечу». Эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе. Это усилило распространение болезни.

Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены. В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.

В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее хотели снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви нашли останки расстрелянных.

В 1991 здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.

Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса».

По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи начали покидать обитель, сам Афанасий задумал уехать. Неожиданно ему встретилась женщина. Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом. С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».

Говорят, что… …в 1666 году в богадельне у расположенного неподалеку Ивановского монастыря завелась нечисть. Изгнать ее удалось только призванному из Флорищевой пустыни иеромонаху Иллариону. Оказалось, что «буянила» в церкви душа княжеского сына Игнатия: мать прокляла его и послала к черту.
Но напоследок Игнашка решил пошалить: забрался на колокольню Всехсвятской церкви на Кулишках, и она накренилась в сторону Кремля.
И на самом деле, за время своего существования храм на 3,5 метра ушел в землю, а наклон колокольни видно даже «невооруженным глазом». Но все-таки иногда на фотографиях появляется чертовщина.

Храм Всех Святых на Кулишках на фотографиях разных лет:

А что вы знаете о Церкви Всех Святых на Кулишках?

Древнейшая Всехсвятская церковь столицы возводилась по указу Дмитрия Донского. Сегодня здесь центр Москвы, но при великом князе кулишки были окраиной города, за которой простирались леса. Стены храма помнят княжеские дружины времен Куликовской битвы, Чумной бунт и французов Наполеона, поляков Лжедмитрия и красный террор.

>Где находится

Храм находится в центре столицы, возле станции метро «Китай-город», на юго-восточном углу Славянской площади.

История

Основание храма датируют XIV веком. Согласно первой версии, храм построен по указу благоверного великого князя Дмитрия Донского. В 1380 году на Куликовом поле объединенное княжеское войско с тяжелыми потерями разгромило ордынские полки. В память о погибших защитниках освятили не один храм, в числе которых Всехсвятская церковь.

По современным реконструкциям, сражение происходило на площади 2 кв. км, в нынешнем Воловском районе Тульской области. Святой Сергий Радонежский благословил великого князя на сражение, предсказав ему победу, и пополнив ряды воинов двумя монахами из бывших воинов. Победа русского войска над ордынцами Мамая положила начало освобождению Руси от ига Золотой Орды.

Битва была тяжёлой, великого князя с трудом нашли после сражения лежащим на земле, обессиленным, в изрубленных доспехах. Храм всех святых на Кулишках освятили в честь небесных покровителей героев Куликовской битвы. Воинов, отличившихся мужеством, похоронили у стен новой церкви.

Всехсвятский храм по второй версии был построен до Куликовской битвы. Предместье столицы быстро росло на восток от кремлёвских стен. Посадские люди, заселяя предместье, построили приходской храм, позже перестроенный князем в память о героях битвы и исторической победе.

Этимология слова «кулишки» неоднозначна:

  • топь, заболоченное место (от него же «кулики» — птицы, обитающие на болотах);
  • сенокосная пойма у излучины реки;
  • участки вырубленного леса (о наличии здесь в прошлом густого бора свидетельствует название местной церкви св. Иоанна Предтечи «что под бором»);
  • от слова «кульки», которые изготавливали местные жители (граничащее предместье «Яузские ворота» раньше называлось «Кошели»);
  • от названия Куликова поля, в связи с возведением храма как памятника исторической победе.

Храм Всех Святых на Кулишках строили восточнее Кремля, у Васильевского луга. Здесь в средневековье пролегали дороги из столицы во Владимир, Рязань, Коломну. Реки Яуза и Москва в этом месте удобны для обустройства переправы. Здесь предполагают существование в древности брода на пути «из варяг в греки», поселений и торжища.

В первый раз о церкви письменно упоминается в связи с крупным пожаром в Москве 1488 года. Летописец свидетельствует о масштабах бедствия, едва не дошедшего от Москвы до церкви. Бревенчатые постройки столицы часто горели.

Храм Всех Святых на Кулишках не был исключением. В 1493 и 1547 годах огнем повреждало, а в середине XVIII века уничтожило все приходские здания церкви. Храм и прилежащие постройки обновляли и восстанавливали.

Церковь выгорела в пожаре 1812 года, восстанавливалась 17 лет, затем приписана зимней церковью к приходу храма святых Кира и Иоанна. Статус самостоятельного прихода восстановлен во второй половине XIX века. Приход и духовенство немало жертвовали на содержание сирот, бедняков, погорельцев, на строительство храмов.

В 1864 году арки и оконные косяки исполнены в мраморе, украшается икона Богородицы «Боголюбская». В XX веке при церкви действовало училище. В годы массовых гонений на Церковь, в 1931 богослужения запретили. Планы по уничтожению здания не осуществились благодаря связи с исторической битвой. В стенах церкви расположились органы госбезопасности.

В 1994 году при обследовании подвальных помещений обнаружены останки расстрелянных здесь людей. Пропал древний Боголюбский образ Богородицы. Позднее в стенах храмах располагались строительное и культурное учреждение

В советское время храм неоднократно реставрировался. В 1991 году церковь вернули верующим, возобновились богослужения. Подклет храма хорошо сохранился, уйдя в землю на 3,5 м культурного слоя.

В подземной части храма со средних веков хоронили известных горожан. В ходе раскопок мощи были аккуратно извлечены и идентифицированы. Вместе с тем, церковь и храмовые постройки требовали основательной реконструкции. Древние кирпичные стены дали трещины, колокольня опасно отклонилась от вертикальной оси.

С 1999 года при храме действует Подворье Александрийской Патриархии. Настоятелем назначен митрополит Афанасий, представитель Александрийской церкви при Московском Патриархе.

Трудами настоятеля проведены капитальные ремонты храма и сооружений, возведен архиерейский дом, двухэтажное здание духовенства и причта. Под руководством настоятеля провели сложный высокотехнологичный ремонт.

Известняковый фундамент заменён бетонным, под нижний ярус храма помещена монолитная железобетонная плита. В результате прекратилось появление трещин на несущих стенах, остановлено разрушение колокольни. По мнению специалистов, на новых сваях и монолитном фундаменте храм простоит долгие годы.

В число духовенства храма входят выдающиеся священники. Среди них Иоанн Загорский и Николай Дроздов. До возведения в сан отец Иоанн преподавал в Московской Духовной Академии. Ревностное служение отца Иоанна заметили. В 1833 году его рукополагают в священника, с 1843 года назначают настоятелем Всехсвятской церкви.

Отдав пастырскому служению 39 лет, иерей Николай отличался бескорыстием и ревностью в служении. Одновременно совмещая несколько непростых послушаний, от казначея благотворительного ведомства до благочинного, он оставался добрейшим человеком и наставником многих молодых священников.

Отец Николай Дроздов неоднократно ремонтировал и украшал храм, отдав служению в нём 22 года. Имея наставником святителя Филарета Московского, отец Николай своими качествами заслужил любовь многих москвичей.

Архитектурные особенности

Храм всех святых на Кулишках в сегодняшнем виде отстроен к началу XVII века на основании прежней церкви времен Дмитрия Донского. Старое здание дополнили элементами в стиле русского барокко. Классический куб окружили галереями с подвальными этажами.

Исполнение сводчатых подклетов даёт представление об изначальной архитектуре древней церкви. Сохранились галереи, устроенные по сторонам четверика, с распалубками. С южной стороны апсиды алтаря освятили придел пророка Наума.

Произведенные в XX веке археологические и строительные работы подтвердили наличие древнего фундамента и каменной кладки XIV века. Барочные изменения в облике храма, произведенные в XVIII веке, существенно не изменили архитектурной самобытности. Появились окна, украшенные в манере, характерной барокко.

Храм всех Святых на Кулишках в разрезе

Двухсветный однокупольный храм выстроен в комплексе с четырехъярусной колокольней. С западной стороны к галерее пристроена паперть. Стены храма до карниза отделаны пилястрами.

Оформление окон, нишевые арки, образуют объемный, нарядный пояс. Оригинально исполнены алтарный фриз, брустверы паперти и галерей. Наличники окон колончатые, с большими белыми кокошниками.

Покрытие плоское, четырехстороннее. Барабан без окон, с мощными кокошниками у основания, увенчан главой. Центральная часть трапезной возвышена и завершается главкой. Колокольня восьмиугольная, трехъярусная, углы смягчены белыми колоннами.

Рост числа прихожан требовал расширения храма. Придел, освященный в честь святого Николая Чудотворца, возвели в 1662 году с юго-восточной стороны. Уничтоженные пожаром 1688 года части здания реконструировали. Тогда же пристроены колокольня и зимний храм, разобраны галереи. Строительные работы в разных объемах продолжались до XIX века.

Современные кресты и главы церкви восстановлены по сохранившимся аналогам XVII века. Изначально выбеленные стены храма покрыли красной краской с возведением колокольни. Внешние элементы исполнены в красном и белом цветах, характерных русскому барокко. Стиль привнес в церковную архитектуру светскую пышность, нарядность.

В 1785 году приход храма принял решение нанести росписи стен, заменить деревянный настил полов на каменные плиты. Расширили проёмы окон верхнего света. Проведены восстановительные работы в алтаре.

Хорошо сохранились подземные помещения храма, продолжительное время служившие усыпальницей. На верхнем ярусе расположен двойной алтарь с древним приделом южной стороны. Своды каждого придела вписаны в общий полукруг под кровлей. Придел пророка Наума снаружи завершался главкой. На сводах верхнего яруса и основного храма под поздними покрытиями найдены росписи XVIII-XIX века.

Святыни храма

Настоятелем привезены почитаемые православными святыни с острова Кипр.

В храме помещены частицы мощей:

  • святителя Николая Чудотворца
  • святого преподобного Серафима Саровского.

В большом храмовом мощевике помещены частицы святых:

  • апостолов Филиппа и Филимона
  • священномучеников: Антипы Пергамского, Харалампия Магнезийского, Поликарпа Смирнского;
  • преподобномученицы Параскевы Римской;
  • великомучеников: Артемия Антиохийского, Мины Котуанского, Маманта Кесарийского;
  • мучеников Трифона и Саввы Стратилата
  • преподобного Онисифора

Особо почитается список Киккского образа Пресвятой Богородицы. Древняя икона «Милостивая» по преданию была написана святым евангелистом Лукой и отправлена в Египет. В X веке образ перевезли в Византию, поместив в царском дворце.

При императоре Алексии I Комнине (1082-1118), по молитвам старца Исайи, от иконы чудесно исцелилась царская дочь и кипрский наместник. Старец открыл волю Богородицы о передаче иконы на Кипр. Император, не желавший расставаться с чудесным образом, повелел написать точный список. Старцу указала на подлинник пчела, севшая на образ.

По указанию Матери Божией, явившейся Алексею Комнину, икону перевезли на Кипр. На одной из гор возвели монастырь. От иконы происходили многочисленные чудеса, а списки с иконы стали писать с изображением пчелы.

Сегодня о чудесной иконе известно по всему миру, в монастыре не иссякает поток паломников. Лица Богородицы и Христа закрыты пеленой. Считают, что такого было распоряжение императора Алексея.

В благословение из афонской обители Ватопед передан список с иконы Богородицы «Всецарица». Чудотворный образ особо почитается как дарующий исцеление от онкологических заболеваний. Священники совершают молебны и акафисты перед мощами угодников и святыми иконами.

Повседневная жизнь храма

С 1999 года в храм из Одессы перенесено подворье Александрийской церкви. Прихожане имеют возможность обучаться в воскресной школе при церкви. Обучение проводят по трём основным направлениям: богословские основы, литургика, духовная жизнь. Действует греческий хор, школа византийской музыки, танцевальный ансамбль.

Для детей и взрослых доступно изучение современного греческого языка, истории, и культуры, по пятилетней программе. Преподавание осуществляют европейские и отечественные ученые.

Подворье сотрудничает с греческой общиной, международными организациями, консульством. Среди известных прихожан храма — бизнесмены, культурная и научная интеллигенция.

За праздничными богослужениями исполняются богослужебные гимны византийским распевом на греческом и церковнославянском языке. В связи с тем, что настоятелем подворья при церкви является александрийский митрополит Афанасий, совершаются богослужения архиерейским чином. Владыка Афанасий родился на Кипре в 1959 году. Пострижен в монашество в Киккском монастыре.

Окончил Афинский университет, Сорбонну, Греческую Национальную консерваторию. В духовном сане с 1976 года. 7 лет посвятил преподаванию в Духовной семинарии. Обучал Закону Божьему школьников Кипра. В сан епископа возведен в 1999 году, с 2009 года — митрополит.

Интересные факты о Храме Всех Святых на Кулишках

Существует мнение о связи выражения «у чёрта на куличках» с удаленностью «кулишек» от центра города. Слово постепенно приобрело значение крайне удаленного, не определённого места. Проводят связь выражения с мистическими происшествиями, подтверждаемые житием святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского.

В XVII веке в богадельне Ивановского женского монастыря поселился нечистый дух, не дававший покоя насельницам. Попытки прогнать нечисть не давали результата, пока царь Алексей Михайлович Романов не обратился к находившемуся в те дни в столице иноку Илариону (впоследствии святой митрополит).

Инок помолился в богадельне, окропив её святой водой, после чего бес прекратил свою козни. В благодарность царь пожаловал монаху грамоту на зерно для монастыря.

В 80-х годах археологи исследовали подклеты, обнаружив многочисленные средневековые захоронения, кладку и деревянный полог древней церкви. В 90-х обнаружили останки людей, расстрелянных в безбожное время органами государственной безопасности. В их память у стен церкви установлен поклонный крест.

В 1612 году войска ополченцев под командованием Кузьмы Минина и князя Пожарского осадили столицу. От церковных стен артиллерийские орудия делали залпы по польским и литовским интервентам, укрывшимся за городскими стенами.

В 1771 году в столице разразился Чумной бунт, непосредственно затронувший Всехсвятскую церковь. Москвичами особо почиталась Боголюбская икона Божией Матери. Образ был установлен на Варварской башне, древнее основание которой сохранилось в Китай-городе. Ежегодно, в день празднования в честь иконы, её спускали с башни народу для поклонения лишь на 3 дня.

Во время эпидемии чумы в столице начал распространяться слух, будто болезнь попущена за отсутствие должного почитания чудотворного образа. У Варварских ворот собралось множество народа, забиравшиеся к образу.

Большое скопление народа в одном месте грозило усилению эпидемии. Архиепископ Амвросий распорядился перенести икону в окраинную церковь на Кулишках и запретил сбор пожертвований. Разъяренная этими действиями толпа москвичей расправилась с иерархом, вытащив его за стены Донского монастыря.

Бунтовщики бросились к дому генерала Еропкина, считая его сообщником убитого архиепископа, но генерал укрылся в Кремле. Устные увещания не принесли успеха – толпа швыряла в генерала камни, пытаясь прорваться за стены. Войска усмирили бунт за два дня.

Екатерина II возвела Еропкина до чина генерал-губернатора Москвы, премировала 20 тыс. руб. и хотела передать 4000 душ крепостных, но генерал отказался. Тогда императрица нанесла семье Еропкиных личный визит. В 1842 году чудотворный Боголюбский образ Божией Матери передали Всехсвятской церкви.

Оформление статьи: Мила Фридан

Святыни

Во Всехсвятском храме находятся почитаемые, как в Греции, так и в России святыни, привезенные владыкой Афанасием из Киккского монастыря, расположенного на горе Киккос в северо-западной части острова Кипр. Это два мощевика: большой, в виде продолговатой раки, и малый, округлой формы, увенчанный высокой крышкой с крестом. В большом, в виде продолговатой раки-ковчега помещены частицы мощей древних святых угодников:

  • Прмц. Параскевы из Рима;
  • Мч. Трифона из Апамеи;
  • Вмч. Маманта из Гангры Пафлагонской;
  • Вмч. Мины из Египта;
  • Сщмч Антипы еп. Пергамского;
  • Св. славного апостола Филимона;
  • Прп. Онисифора;
  • Вмч. Артемия;
  • Сщмч. Харалампия из Магнезии Фессалийской;
  • Сщмч. Поликарпа еп. Смирнского;
  • Св. славного апостола Филиппа;
  • Мч. Саввы Стратилата.

В малом мощевике округлой формы почивает частица мощей святителя Николая Чудотворца.

Каждое воскресенье эти ковчеги со Святыми мощами износятся для всеобщего поклонения, а после Божественной Литургии перед ними совершается водосвятный молебен.

Всякий христианин молится своему небесному покровителю — тому святому угоднику, чье имя он носит. Каждый понедельник, в 17:30, в нашем храме совершается молебен с акафистом всем святым перед мощами древних угодников Божиих. Таким образом, совершая по понедельникам молебное пение в честь всех святых, мы воздаем должное поклонение и своему Святому. На акафистное пение в честь всех святых износится также ковчежец с частицей мощей великого русского святого – прп. Серафима Саровского. Этот святой угодник особо почитаем в храме Всех Святых на Кулишках. И жизнью, и молитвенным предстательством подвижник Саровский близок душе православного человека, он незримо пребывает с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях.

25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровождении святителя Климента и святителя Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму Саровскому. Выйдя из затвора по повелению Пресвятой, Преподобный, зная прошедшее и провидя будущее, давал духовные советы, исполненные премудрости и добра.

Наиболее характерно общение двух Церквей выражено в еженедельных водосвятных молебнах с акафистами, совершаемых в храме Подворья. Ведь акафист (неседальное пение — греч.) — это форма церковной поэзии, близкая к древним кондакам. Первый акафист был сложен на греческом языке в честь Пресвятой Богородицы, он пелся всю ночь стоя, в субботу, на пятой неделе Великого поста. Этот акафист, называемый Великим акафистом («Взбранной Воеводе…»), был составлен в начале VII века и исторически является самым древним.

Согласно традиции, это богослужение в храме Всех Святых на Кулишках совершается в среду, в 17:30, перед иконой Божией Матери, именуемой «Киккской».

На Киккской иконе Пресвятой Богородицы, написанной святым апостолом и евангелистом Лукой, удостоившейся Ее благословения и облагодатствованной Ею, Пресвятая Дева изображена держащей Богомладенца, Сына Своего, на правой руке. Этот иконографический извод называется «Елеуса», то есть «Милостивая». Позже эта святая икона стала называться Милостивой-Киккской.

По древнему благочестивому преданию, сия икона была послана святым евангелистом Лукой в Египет к назореям, ставшими христианами по слову апостола и евангелиста Марка. Икона Милостивая-Киккская оставалась в Египте продолжительное время, но по причине возникших разногласий благочестивые христиане перевезли в 980 году святой образ в Константинополь. Драгоценная икона была поставлена в царском чертоге, где и оставалась до времен императора Алексия I Комнина (1082-1118). При этом императоре наместником Кипра был Мануил Вутомит. Однажды во время охоты он вместе со своей свитой заблудился в горах. В лесной глуши он встретил старца Исайю и хотел спросить у него дорогу, но отшельник попытался скрыться, не дав ему ответа. В гневе Мануил приказал слугам побить инока. В конце концов, Мануил нашел дорогу и вернулся в Лефкосию. На другой день наместник занемог. Поняв, что это наказание за нанесенную старцу обиду, он велел разыскать его. Мануил попросил прощения у старца, обещая выполнить любое его желание. Исайя, которому во сне Пресвятая Богородица открыла свою волю, сказал, что ему нужна икона Божией Матери, которая хранится в Константинополе в царских чертогах. После долгих колебаний Мануил отважился обратиться к императору со столь дерзкой просьбой. Вместе с Исайей он отправился в столицу. В это время императорская дочь тяжело заболела, и никто не мог излечить ее. Только Исайе удалось это сделать, и в награду он попросил любимую царскую икону. Не желая расставаться со святыней, император велел лучшему иконописцу сделать точную копию образа Божией Матери и предложил обе иконы на выбор старцу. Севшая на древнюю икону пчела, указала Исайе подлинник.

После чудесного исцеления императорской дочери от этого образа императору явилась Пресвятая Богородица и повелела отвезти святую икону на остров Кипр. Там на Киккской горе была сооружена в честь Пресвятой Богородицы церковь, а при храме, иждивением императора Алексея, — прекрасный монастырь. На сем святом месте Киккская икона прославилась многочисленными чудесами, а в ее благодатную силу уверовали не только христиане, но даже иноверцы. Символом же Киккского монастыря, своего рода «гербом» обители стала пчела, которая со дня основания обители изображается на ризе святой иконы.

Монастырь пережил четыре пожара — в 1365, 1541, 1751 и 1813 годах, полностью уничтоживших все строения, церковную утварь, императорскую грамоту. Однако чудотворная Киккская икона всегда чудесным образом спасалась. После двух первых пожаров святой образ вернули на прежнее место лишь в 1570 году, когда возобновили и заново отстроили Киккскую обитель.

И с тех пор многочисленные чудотворения от иконы продолжаются и записываются в летописи Киккского монастыря. Так от благодатной силы этой иконы тучи неоднократно проливали дождь во время засухи, исцелялись кровоточивые жены, бесплодные получали чадородие, немые заговоривали, умирающий отрок получил выздоровление, прекращались эпидемии, спасались утопающие. Один мавр попытался оскорбить икону, но рука его отсохла. Модель этой руки подвешена сейчас рядом с иконой в память об этом событии. В 1683 году голландец Корнелиус ван Брун рассказывал о нашествии саранчи и о том, что после крестного хода с Киккской иконой Божией Матери появилась стая птиц, истребивших саранчу.

Давно уже Киккская икона Пресвятой Богородицы помещена в оклад и до половины закрыта пеленой (от верхнего левого угла до правого нижнего) так, что ликов Богоматери и Богомладенца никто не может видеть, кроме особых случаев. Считается, что таково было желание императора Алексея I Комнина. За дерзновенное поднятие пелены многие подвергались тяжким наказаниям. Так, Александрийский Патриарх Герасим, приехавший в Киккский монастырь в 1699 году, поднял из любопытства завесу и был поражен слепотой. Лишь раскаявшись и испросив прощение у Пресвятой Богородицы, он получил исцеление, что было засвидетельствовано в патриаршей грамоте.

Водосвятный молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, совершаемый еженедельно по вторникам и четвергам, собирает в храм Всех Святых на Кулишках особо много верующих. И немудрено. Ведь еще в самом начале святого пути святителя Николая Чудотворца, при совершении над ним Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее Угодника Божиего: «Вот, братие я вижу новое солнце, восходящее над концами земли, которое явится утешением для всех печальных. Блаженно то стадо, которое удостоится иметь такого пастыря!

Хорошо он будет пасти души заблудших, питая их на пажитях благочестия; и всем, находящимся в бедах, явится теплым помощником!»

При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают, по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. И ныне, возлежа частицей своих святых мощей в храме Александрийского Подворья, он, как и встарь, принимает верующих с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.

Святая Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 6 декабря и 9 мая (по старому стилю), но и еженедельно, каждый четверг. Так и в московском Всехсвятском храме каждый четверг можно приложиться к частице мощей святителя Николая: ковчег с его святыми мощами выносится для поклонения после окончания Божественной Литургии и пребывает в храме до 20:00. Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, почивает в малом, округлой формы, ковчеге, увенчанным высокой крышкой с крестом.

Из Ватопедского монастыря со Святой Горы Афон нашему подворью привезена в дар как благословение икона – список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица». Образ Богоматери «Всецарица» прославился многими чудесами и исцелениями от тяжелых недугов.

Каждую пятницу на нашем подворье совершается вечерня с чтением акафиста перед этой святой иконой. По окончании богослужения всем желающим раздается освященный елей из лампады от иконы Пресвятой Богородицы «Всецарица».

Во Всехсвятском храме также имеются и другие известные и почитаемые святыни:

  • Крест-распятие, являющееся исключительным произведением искусства;
  • Прекрасный Царственный Иконостас;
  • Икона Тихвинской Божией Матери;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Знамение»;
  • Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия-Сумела»;
  • Икона Божией Матери «Милостивая»;
  • Икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова;
  • Икона мч. Андрея Стратилата.

Храмовая икона Пресвятой Богородицы «Оди…
Храмовая икона Тихвинской Божией матери
Центральный иконостас. Господь Вседержит…
Святитель Кирилл, архиепископ Александри…
Храмовая икона Киккской Божией Матери
Храмовая икона «Одигитрия-Сумела»
Храмовая икона прп. Серафима Саровского
Храмовая икона Святителя Николая
Храмовая икона Архангела Михаила
Центральный придел. Крест-распятие
Храмовая икона Св. Апостола Павла
Храмовая икона Св. Евангелиста Ионна Бог…
Храмовая икона Образ Всех Святых
Центральный иконостас. Тайная Вечеря
Святитель Афанасий, архиепископ Александ…
Св. Апостол Петр
Св. Апостол Павел
Храмовая икона Пресвятой Богородицы «Зна…
Храмовая икона: св. блгв. кн. Дмитрий До…
Храмовая икона прп. Сергия Радонежского
Храмовая икона Казанской Божией Матери
Храмовая икона Спаса Нерукотворенного
Иконостас Никольского придела. Образ Вла…
Фрагмент центрального иконостас
Центральный иконостас. Рождество Христов…
Центральный иконостас. Сретение Господне
Храмовая икона Киккской Божией Матери
Центральный иконостас. Пророк Моисей
Никольский придел. Ковчег с мощами святы…
Никольский придел. Ковчег с мощами святы…
Ковчег с частицей мощей Святителя Никола…

Leave a Comment