Нарвские триумфальные ворота

Нарвские ворота

ГЛАВНАЯ // ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА // ПАМЯТНИКИ Дата открытия:

Авторы:

Стасов В. П.

14 апреля 1814 года в Санкт-Петербург с курьером пришло известие о вступлении русских войск в Париж. Этим событием Россия победоносно завершила войну с Францией. Сразу же после этого по предложению главнокомандующего генерала С. К. Вязмитинова состоялось экстренное заседание Сената для разработки «обряда торжественной встречи» победителей. Среди всех планируемых мероприятий оказалась и установка торжественных триумфальных ворот на Петергофской дороге, по которой в Санкт-Петербург должны были прибыть войска.

В Санкт-Петербурге и других городах России начали собирать пожертвования на строительство. Проектирование триумфальной арки начал архитектор Василий Петрович Стасов. Но построить мемориальный комплекс до прибытия войск оказалось невозможным. Поэтому сооружение памятника доверили Джакомо Кваренги, как предложившему более простой вариант. Уже существующие въездные каменные ворота у Калинкина моста, равно как и сам мост, было решено украсить живописью и скульптурой.

Нарвские ворота. Главный фасад с частью трибун

Всего за один месяц, к концу июля 1814 года, были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым. Такое название памятнику было дано в связи с его расположением у начала дороги на Нарву.

На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках: «Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)».

По обеим сторонам от арки были построены четыре трибуны для зрителей. Для членов царской семьи были сооружены специальные галереи. Вдоль дороги оставили место для встречающих войска горожан.

Торжественное шествие первой гвардейской пехотной дивизии в составе Преображенского, Семёновского, Измайловского и Егерского полков состоялось 30 июля 1814 года. 6 сентября под аркой прошли лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, 18 октября — полки конной гвардии, кавалергарды, 25 октября — лейб-гвардии Казачий полк.

Спустя десять лет деревянные Нарвские ворота обветшали и стали опасны для прохожих. Их решили разобрать. Но на их защиту встал участник войны генерал-губернатор М. А. Милорадович. Он смог добиться решения царя «Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в своё время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди».

Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через речку Таракановку. Для их сооружения был создан комитет под председательством М. А. Милорадовича. В состав комитета вошёл также президент Академии художеств А. Н. Оленин. В своей докладной записке он предлагал сохранить созданные Кваренги ворота в качестве модели, по которой будут строить новый монумент.

5 августа 1827 года на расстоянии 20 метров от берега Таракановки начали рыть котлован под фундамент.

Нарвские ворота. Главный фасад

Торжественная закладка Нарвских ворот состоялась 26 августа. Автором проекта памятника стал Василий Петрович Стасов. Архитектор увеличил ширину ворот и изменил их декоративное убранство. Газета «Северная Пчела» так описывала эти события:

«В прошедшую пятницу, 26 августа, в день незабвенного в воинских летописях России сражения Бородинского, происходила здесь, в Санкт-Петербурге, за Нарвской заставой, закладка новых триумфальных ворот в честь гвардейского корпуса. Там собраны были в строю все служащие в гвардейском корпусе, генералы, офицеры и нижние чины, имеющие медали за 1812 год и за взятие Парижа, также кульмские кресты, всего более 9 000 человек» .

Во время церемонии Стасов на золотом блюде преподнёс членам царской семьи (Николаю I, Александре Фёдоровне, цесаревичу, великим князьям и княгиням) камни с гравировкой, которые они в свою очередь передали для закладки на дно котлована. Первым на это дно камень положил протоиерей Николай Музовский, последним — В. П. Стасов. Кроме них честь положить камень в основание Нарвских ворот удостоились генерал Н. В. Голенищев-Кутузов, тайный советник В. И. Нелидов, А. Н. Оленин, генерал-адьютант П. И. Нейдгард, генерал-майор Балабин, инженер Трузсон, городской голова Кусов.

Одиннадцать закладных камней уложили в форме креста. На камнях, положенных членами царской семьи, золотом были выгравированы их именам. Имя Стасова — серебром. На дно котлована также положили камень и медаль в память генерала от кавалерии Фёдора Петровича Уварова, завещавшего 400 000 рублей на памятник войне 1812 года.

После укладки камней Стасов на золотом блюде вынес золотые монеты, которые разложили на камнях. Последнюю из них положил сам архитектор. Затем на дно были положены георгиевские, кульмские кресты и медали. Монеты и медали сложили в углубление между плитами фундамента и закрыли памятной доской. Завершением церемонии стал марш гвардейцев вокруг места закладки Нарвских ворот.

В сентября 1827 года в фундамент были забиты 1 076 свай. Длина каждой из них была больше восьми метров, а толщина — до полуметра. Между сваями уложили каменные плиты, а на них — слой гранитных плит толщиной до полуметра. Сверху также уложили полутораметровый слой из тосненских плит, затем такой же слой из гранита.

После завершения работ над фундаментом возведение Нарвских ворот остановилось на три года. Долго решался вопрос выборе материала для памятника. Один из рассматриваемых вариантов предполагал использование сибирских и олонецких мраморов, оставшихся от строительства Исаакиевского собора. Литейный завод Дмитрия Шепелева предлагал строительство ворот из чугуна, за что просил 532 000 рублей. сст программа и квартиры. Николай I первоначально принял именно это предложение и даже подписал смету на использование чугуна. Но Стасов настоял на том, что Нарвские ворота стоит построить из кирпича, который облицовывался бы медью. В письме императору он писал:

«Прочность таковой медной одежды можно считать превосходящей всякого крепкого камня, который в здешнем климате подвергается неминуемо по своей натуре впечатлениям более или менее ощутительным и оттого переменяющим вид свой при морозах и оттепелях» … Медь «более противостоит старости, холоду и знаю… и от долгого времени покрывается самородною краскою приятного цвета».

Сразу убедить царя в своей правоте Стасов не смог. 22 апреля 1830 года Николай I распорядился строить Нарвские ворота из гранита. Проект Стасова отклонили. Но благодаря дальнейшим попыткам архитектора воплотить в жизнь свой вариант, Николай I всё таки принял решение в его пользу. 10 мая было решено «Триумфальные ворота строить согласно последнему предложения Комитета из кирпича с медной одеждой». А. Н. Оленин писал по этому поводу:

«Сооружаемые триумфальные ворота в честь гвардейского корпуса тем только отличаться будут от многих знаменитых древних и новейших сего рода зданий, что они вообще должны быть одеты медными листами, чего никогда ещё не было; следовательно они будут первые и единственные в своём роде».

Строительство Нарвских ворот возобновилось в августе 1830 года. Одновременно с этим были снесены деревянные триумфальные ворота Кваренги.

С самого начала на строительстве трудилось свыше 2 600 рабочих. При строительстве Нарвских ворот было уложено более 500 000 кирпичей.

В 1831 году на Александровском чугуннолитейном заводе начали изготавливать медные листы для облицовки Нарвских ворот. Их толщина составила 4-5 миллиметров. Медь, более 5 500 пудов, была взята из запасов Монетного двора. На заводе также были выполнены все скульптуры, золочёными рельефными буквами выполнены надписи. 19 декабря 1831 года образцы деталей медного убранства Нарвских ворот были доставлены для осмотра в Зимний дворец.

Нарвские ворота строили быстро. За первую неделю июля правый пилон был построен на высоту 6 метров, левый — на 2 метра. К осени кирпичная основа уже была готова. Но пожар 2 января 1832 года заметно отдалил окончание работ. Чтобы продолжать облицовку в зимнее время над воротами построили большой деревянный шатёр. Под ним работала кузница и обогревательные печи. Неосторожное обращение с огнём привело к пожару. Сгорели все деревянный служебные постройки, защитный шатёр, строительные леса. Пытаясь тушить огонь рабочие поливали раскалённый гранитный цоколь холодной водой, из-за чего в нём появилось много трещин. Виновным в происшествии признали Александровский литейный завод, который оштрафовали на 20 000 рублей (стоимость гранитного цоколя и исправлений нанесённых пожаром дефектов). Вместе с тем, Оленин отмечал, что «нет худа без добра… пожар высушил кирпичную кладку гораздо скорее, нежели ожидать можно было».

Ликвидировать последствия пожара удалось только к весне 1832 года. 26 сентября 1833 года Стасов доложил о завершении строительных работ и предложил «общим присутствием» оценить сделанное. Официальная комиссия, принимавшая памятник, высказала восторги и удивления по поводу высокого качества увиденного.

Высота Нарвских ворот составила 23 метра, а вместе со скульптурой Победы — более 30. Ширина памятника — 28 метров. Ширина арки — более 8 метров, ей свод поднят на 15 метров. Высота колонн — 10 метров, их диаметр — 1 метр.

Колесница Славы на Нарвских воротах

Скульптуры для украшения Нарвских ворот первоначально планировали сделать из мрамора, купить их в Италии. Против этого выступил А. Н. Оленин:

«… в хороших скульпторах здесь недостатка нет… следовательно: будет ли прилично и выгодно заказывать в Италии то, что здесь можно исполнить и лучше и дешевле».

Венчающая Нарвские ворота конная группа исполнена Петром Карловичем Клодтом (шестёрка коней), Степаном Пименовым (статуя Победы) и Василием Демут-Малиновским (колесница). Группа представляет собой колесницу, которой управляет богиня победы Ника. В её руках пальмовая ветвь и лавровый венок — символы мира и славы.

В нишах между колоннами Нарвских ворот помещены скульптуры древнерусских воинов, выполненные по моделям Пименова и Демут-Малиновского. Одежда витязей исполнена по рисункам художника Ф. П. Солнцева, сделанных им в Оружейной палате Кремля с подлинных образцов. Скульптором И. Леппе были созданы крылатые олицетворяющие Славу женские фигуры.

Работы скульпторов утверждал лично Николай I. Им были одобрены статуи Клодта и Демут-Малиновского, забракованы модели Пименова, Токарева и Крылова. Отметив, что представленные ими модели статуй имеют «худую фигуру», император приказал заменить скульпторов. Приглашённые на их места Б. И. Орловский и С. И. Гальберг проявив солидарность с коллегами отказались от работы. Вместе с тем, модели нужно было предоставить на завод для отливки скульптур как можно скорее. Это вынудило оставить в проекте прежних скульпторов, а императору «не заметить» невыполнения его распоряжения.

Нарвские ворота, 1857 г.

На западном фасаде Нарвских ворот золотыми буквами составили список гвардейских кавалерийских полков русской армии, которые участвовали в войне 1812 года. На восточном фасаде перечислили названия пехотных полков. По краю фронтона — список главных сражений.

Открытие Нарвских ворот приурочили ко дню 21-й годовщины Кульмской битвы. 17 августа 1834 года на торжественной церемонии присутствовало множество горожан. Под аркой прошли маршем отмеченные на памятнике гвардейские полки.

Сразу же после окончания строительства площадь вокруг Нарвских ворот засыпали песком и разровняли. Стасов категорически настоял на том, чтобы площадь от памятника постепенно снижалась, таким образом показывая доминирующее его положение. Высоту площадки заранее рассчитали так, чтобы Нарвские ворота не страдали от наводнений. Необходимый уровень установили по высоте подъёма воды во время наводнения 1824 года. Площадь вокруг Нарвских ворот (площадь Стачек) также является идеей Стасова. Она возникла «Дабы дать приличное расстояние для зрения, необходимое для всяких строений, а особенно для знатных памятников».

В 1839 году историк И. Пушкарёв писал:

«Въезд в Петербург со стороны Нарвского тракта вполне достоин столицы… глаза ваши, скользя по разнообразным домикам, останавливаются напоследок на площади триумфальных ворот. Внимание ваше привлекают эти колоссальные рыцари, торжественная колесница, несущая богиню победы, стараетесь прочесть надпись и не чувствуете, как шлагбаум упал и вы очутились уже в самом города…»

При составлении технических отчёта и описания Нарвских ворот Стасов отметил стоимость всех проведённых работ — 1 110 000 рублей.

Во время созданий триумфальной арки у архитектора появилась идея о включении в её объём музея Отечественной войны 1812 года. Эта идея поддержана не была. В воротах разместилась казарма караульной службы Нарвской заставы.

Уже в 1877-1880 годах был проведён первый ремонт монумента. Часть медных листов пришлось заменить листовым железом — прочность меди оставила желать лучшего. Таким образом выяснилось, что при выборе материала для ворот был прав Николай I, а не Стасов. Медь при петербургском климате быстро коррозирует. Ещё более ускорился этот процесс после совмещения в облицовке разных металлов (меди и железа).

Нарвские ворота, современный вид

Длительный и неэффективный ремонт Нарвских ворот начался в 1925 году. Прервали его с началом войны в 1941 году. Во время ведения боевых действий Нарвские ворота получили более 2 000 осколочных повреждений. Памятник находился недалеко от линии обороны Ленинграда.

В 1945 году при возвращении в город войнов-победителей Нарвские ворота вновь выполнили роль триумфальной арки.

Реставрацию памятника продолжили в 1949-1952 годах. Проект работ составил архитектор И. Н. Бенуа. Были заменены медная кровля, чугунные винтовые лестницы и напольные плиты. Были воссозданы утраченные элементы декора (спицы колеса триумфальной колесницы, орнамент на кузове колесницы), отремонтированы повреждённые части памятника (крылья Славы-Победы, лошади, триумфальные венки и части оружия).

Очередной ремонт Нарвские ворота пережили в 1978-1980 годах. При этом была выложена площадка вокруг памятника, переложены инженерные коммуникации. Ворота были ограждены гранитным поребриком, под ними сооружён подземный переход.

Спустя полтора столетия стала реализована идея автора памятника. Музей внутри Нарвских ворот открылся в 1987 году.

Последний капитальный ремонт монумента производился накануне 300-летия Санкт-Петербурга. Медные листы были отремонтированы и вычищены. Часть из них была заменена, так же как и некоторые детали орнамента. При чистке поверхности памятника был применён бесконтактный метод, позволяющий не повреждать металл. Не удалось отреставрировать искажённое лицо Богини Славы. Предполагается, что её облик исказила вибрация от проезжающего вокруг Нарвских ворот транспорта. Были отреставрированы капители и цоколи колонн, две винтовые лестницы внутри ворот. Вновь заменили все инженерные коммуникации и переложили крышу. При расчистке Нарвских ворот был установлен их первоначальный цвет, который и был придан монументу.

Источник Страницы Дата обращения
1) Тыжненко Т. Василий Петрович Стасов // Ленинградская панорама. — 1990. — №9. — С. 24-26. — 22.12.2013 г. 16:19

Смотреть изображения: предыдущие |
Изменения на сайте

  • 18.07.2018 г. Доходный дом и аптека А. В. ПеляНОВАЯ
  • 26.10.2017 г. Церковь Рождества Христова на ПескахНОВАЯ
  • 04.10.2017 г. Дача Е. П. Салтыковой
  • 05.09.2017 г. Египетский мост
  • 22.05.2015 г. Дом В. В. Капниста — Дом Бурениных — Дом АкинфеевыхНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом Н. И. ШауманаНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом БурениныхНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом Х. И. МейерНОВАЯ
  • 22.05.2015 г. Доходный дом А. И. ГруздеваНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Загородный пр. 6-8НОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом Н. А. Серякова (Загородный пр. 4)НОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом Петербургской ремесленной управыНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Доходный дом Ш. З. ИоффаНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Дом СимоновыхНОВАЯ
  • 21.05.2015 г. Подворье Коневского Рождество-Богородичного монастыряНОВАЯ

Новые картины и фото

Нарвские триумфальные ворота

26.04.2019 Антон Лукьянченко Санкт-Петербург нет комментариев

В Санкт-Петербурге можно увидеть много памятников, прославляющих победы русской армии. Особое впечатление производят Нарвские триумфальные ворота, построенные по случаю победы в Отечественной войне 1812 года.

Первые ворота, созданные в конце июля 1814 года по проекту Д. Кваренги, были из дерева. И уже 30 июля через них торжественно прошли воины-победители, возвращающиеся из Европы. Ворота стояли за Обводным каналом, у начала Петергофского шоссе, переходящего в дорогу на Нарву и поэтому горожане стали называть ворота Нарвскими.

Через десять лет Нарвские ворота обветшали. Император Александр I приказал построить новые ворота, из более прочного материала. Для создания проекта пригласили зодчего В.П. Стасова. Место для новых Нарвских ворот выбрали на Петергофском шоссе, близ моста через речку Таракановку (позже засыпана)

Ворота построили из кирпича, а сверху облицевали медными листами. Открытие памятника состоялось 17 августа 1834 года, ко дню 21-й годовщины Кульмской битвы.

Высота Нарвских ворот – двадцать три метра, а высота вместе со скульптурой Победы – свыше тридцати; общая ширина – двадцать восемь метров.

Скульптура ворот органически слита с архитектурой триумфальной арки. На самой вершине – колесница (по модели скульптора П.К. Клодта), запряженная шестеркой коней (по модели скульптора В.И. Демут-Малиновский). В колеснице – статуя богини Победы с лавровым венком (по модели скульптора С.С. Пименова).

В нишах между колонн коринфского ордера находятся две статуи древнерусских витязей, выполненные по моделям С.С. Пименова и В.И. Демут-Малиновского. Вся скульптура изготовленная из кованой меди.

В центре аттика, на обоих фасадах написано золотыми буквами:

«Победоносной Российской императорской гвардии. Признательное отечество в 17 д. августа 1834»

Ниже та же надпись по-латыни.

Во внутренних помещениях ворот архитектор В.П. Стасов предполагал создать мемориальный музей, где бы хранились подлинные документы и вещи, рассказывающие о войне с наполеоновской армией. Этим планом не суждено было сбыться. Внутреннее пространство стало казармой для солдат Нарвской заставы, которые контролировали въезд и выезд людей из города. Здесь проходил службу гвардейский офицер и будущий знаменитый живописец П.А. Федотов.

9 января 1905 года Нарвские ворота станут свидетелями трагического события в истории нашей страны – Кровавого воскресенья. Здесь часть мирной демонстрации была расстреляна. И по этой причине после Октябрьской революции 1917 года, Нарвская площадь, в центре которой стоят ворота, получит новое название – площадь Стачек.

В годы Великой Отечественной войны ворота получили две тысячи пробоин от осколков снарядов.

В настоящий момент Нарвские триумфальные ворота входят в состав Государственного музея городской скульптуры Санкт-Петербурга. Во внутренних помещениях ворот проходят выставки, посвященные военному Петербургу.

Теги: Достопримечательности Европы, Достопримечательности России, Достопримечательности Санкт-Петербурга, Памятники и скульптуры

У этого термина существуют и другие значения, см. Триумфальная арка (значения).

Достопримечательность

Нарвские триумфальные ворота

59°54′03″ с. ш. 30°16′26″ в. д.HGЯOL

Страна

Россия Россия

Город

Санкт-Петербург

Архитектурный стиль

ампир

Скульптор

С. С. Пименов,
В. И. Демут-Малиновский,
П. К. Клодт

И. Леппе

Архитектор

В. П. Стасов

Дата основания

Строительство

1827—1834 годы

Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781510358060006 (ЕГРОКН). Объект № 7810230000 (БД Викигида)

Сайт

Нарвские триумфальные ворота на Викискладе

Нарвские триумфальные ворота — памятник архитектуры стиля ампир в Санкт-Петербурге; расположен на площади Стачек вблизи станции метро «Нарвская».

Триумфальные ворота построены в 1827—1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года. Архитектор В. П. Стасов, скульпторы С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский (колесница в группе Славы, фигуры воинов и шести коней), П. К. Клодт (первая серьёзная работа). Высота — более 30 м, ширина — 28 м, ширина пролёта — более 8 м, высота пролёта — 15 м.

История

Одержав победы над персами и турками в 1826 – 1829 годах, подавив в 1831 году восстание в Польше, Николай I повелел установить на въезде в Санкт-Петербург триумфальные ворота.

Здесь находилась первая застава по пути в Москву. Идея, как сказал император, была в том, чтобы «гостей встречать и о величии нашем сообщать».

В 1831 году принято постановление о возведении Московских Триумфальных ворот. Портал спроектировал в 1832–1833 годах В. В. Стасов, член Петербургской Академии художеств, известный архитектор XIX века. Как образец он использовал Пропилеи Акрополя в Афинах.

Стасов предложил чугун для изготовления компонентов ворот. Русские умельцы в точности литья к тому времени достигли высокого уровня.

В январе 1834 года выбрали площадь для постройки ворот на границе Петербурга – на Московском шоссе у Лиговского канала. Со временем канал засыпали и проложили Лиговский проспект.

В феврале 1834 года по чертежам Стасова на избранном месте построили макет в натуральную величину. Деревянный щит с четко выраженными архитектурными деталями за 20 дней изготовила артель Григорьева. На Литейном заводе подготовили модель колонны высотой в 7 саженей. Определили масштаб постройки. 20 апреля 1834 года представили императору Николаю I будущий чугунный памятник шириной почти 17 саженей и высотой 11 саженей.

В августе 1834 года заложили фундамент, и сооружение памятника началось. 14 сентября 1834 года совершился ритуал закладки Московских ворот.

Во время церемонии в основание ворот по традиции заложили камни с именами архитектора Стасова и особ императорской фамилии. В котлован бросили золотые и серебряные монеты. Закрыли плитой с начертанным указом Николая I и датой закладки.

Триумфальные ворота сооружали 4 года. 16 октября 1838 года при большом стечении публики торжественно открыли мемориал. Главные участники – гвардейские полки, выигравшие кампании в Персии и Турции. В честь завершения стройки отчеканили памятную медаль.

Николай I написал посвящение:

«Победоносным Российским войскам

в память подвигов в Персии, Турции и при усмирении Польши

в 1826, 1827, 1828, 1829, 1830, 1831 годах»

Арка стояла плотно с постройками по сторонам проспекта. Гужевой транспорт проезжал под наиболее широким центральным проемом между колоннами. В крайних проемах до наших дней сохранились ступени для пешеходов.

Сто лет Московские Триумфальные ворота охраняли границы Санкт-Петербурга

В 1936 году появилось решение о реконструкции Московского района. Ворота разобрали. Из них планировали сделать парадный вход в новый парк культуры и отдыха. Декоративные элементы отвезли в Академию Художеств. Колонны попали на склад. Чугунные части ворот во время Отечественной войны использовали на танкоопасном направлении.

Восстановили Московские Триумфальные ворота в 1959 году

В 1961 году полностью завершили реставрацию. И снова они, как в прежние времена, принимают желанных гостей города.

Leave a Comment